Мозговой штурм что это – Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

Содержание

Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

1

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2

Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

3

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

4brain.ru

Мозговой штурм — технология метода

Мозговой штурм – это эффективный метод в решении проблем, базирующийся на стимулировании творческой деятельности участников группы, которые обсуждая актуальные вопросы, предлагают идеи, варианты для решения, собирая самое большое количество всевозможных вариантов. Потом из всех заявленных идей отбираются самые удачные и практичные.

Для организации мозгового штурма отбирается группа из квалифицированных экспертов. Оценки каждой идеи и выводы совершаются в процессе заседания. Экспертов распределяют на две группы. Первой группой генерируются идеи и выставляются оценки, второй – они анализируются. Критика любых идей категорически запрещается. Те идеи, с которыми соглашается большинство экспертов, считаются самыми верными и берутся во внимание.

Прием мозговой штурм разрабатывается специально, чтобы получить максимальное количество разнообразных предложений. Эффективность данного метода просто поразительна, так в среднем, шестеро индивидов могут за полчаса сгенерировать сто пятьдесят непохожих идей. Группа разработчиков никогда бы не пришла к такому количеству идей при использовании обычных методов, они даже не смогли бы поверить, что решаемая проблема сможет иметь такое большое разнообразие аспектов.

Прием мозговой штурм обладает большими преимуществами, чем некоторые другие методы. Разнообразие решений достигается благодаря тому, что группу мозгового штурма составляют специалисты одной деятельности, которые отличаются по опыту и знаниям, поэтому видят решение проблемы по своему, по-разному. Плюс данного приёма заключается в том, что целая группа всегда дает больше эффективных результатов, нежели единичные идеи отдельных лиц. Во время применения данного метода возникают интересные аналогии на стыке разных дисциплин и сфер человеческой практики, которые активно обсуждаются другими специалистами.

Метод мозгового штурма

Данный метод позволяет отыскать разнообразные решения проблем посредством применения правил обсуждения, что широко используется разными организациями при поиске нетрадиционных уникальных решений в преодолении разнообразных заданий.

Мозговой штурм является очень известным методом, и используется для стимулирования творческого мышления. Он имеет несколько определений в различных интерпретациях.

Мозговой штурм – это метод коллективного продуцирования свежих оригинальных идей, которые базируются на свободном высказывании ассоциаций. Общий смысл метода составляет то, что групповая работа позволяет сгенерировать такие идеи, которые отдельному человеку не могли и в голову прийти. Даже из одной мысли может развиться целый ряд идей, так как один человек высказывает, второй развивает идею, а третий её завершает. Этот метод позволяет объединить в одном процессе самых разных людей и если группа находит решение, её участники становятся приверженцами реализации идей. Применение метода в бизнес-организациях улучшает качество работы команды.

Мозговой штурм является техникой, поощряющей выдвижение большого количества решений и идей, к непредвзятому отношению и стремлению к отыскиванию компромиссов. Посредством данного метода решаются проблемы любого типа, которые требуют разнообразия решений. Проблемы, требующие ограниченного количества решений, также слишком общие и абстрактные, не смогут рассматриваться этим методом.

Если проблемная ситуация слишком запутанная или сложная, тогда стоит разделить её на несколько заседаний и разбить на подпроблемы.

Данный прием с успехом используется при сборе информации, определении источников и формулировки вопросов анкеты.

Мозговой штурм, как метод обучения может легко применяться в школах, вузах, на различных тренингах, курсах. Мозговой штурм, как метод обучения предполагает наличие лидера, которым становится учитель, преподаватель, ведущий или участник группы, которого выбирают.

Мозговой штурм примеры, взятые из школьной программы:

—  урок литературы: изучение стихотворения, при котором учитель просит проанализировать смысл и высказать каждого ученика личное мнение того, что хотел донести автор читателям;

—  урок истории: учитель может спросить, какими были мотивы, что подвигли определенное государство начать войну, и каждый ученик может предложить свое мнение;

— урок правоведения: ученики по очереди отвечают, зачем гражданину знать о своих правах.

Умение высказываться способствует раскрепощению детей, развитию критического мышления.

Мозговой штурм примеры из повседневной жизни:

— компания размышляет над тем, где провести отпуск, один записывает идеи, а остальные по очереди сообщают свои предложения;

— человек спрашивает у компании друзей, что подарить близкому человеку, и каждый озвучивает свое мнение;

— мужчина провинился перед женой, и не знает, чем загладить вину, собирает круг друзей и просит каждого озвучить свое предложение.

Технология мозгового штурма

Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа. Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее. Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек. Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы. Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

Этапы мозгового штурма

Сам прием мозговой штурм содержит три этапа, отличающихся правилами проведения и способом организации.

Предварительный этап (первый), на нём совершается постановка проблемы, отбор участников, определение ведущего.

Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.

Третий этап – систематизация, отбор, оценка. На нем проводится выделение ценнейших идей, а позже дается окончательный результат. Методы, осуществления анализа и приписывания оценки решениям являются разнообразными. Успех этого этапа напрямую зависит оттого, каким образом участники понимают и используют критерии оценки идей.

Обычно для проведения метода мозгового штурма формируются две группы: одну составляют участники, предлагающие самые различные варианты со способами решения заданий, во второй находятся члены комиссии, задание которых обрабатывать (анализировать) предложенные варианты.

Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.

Прием мозговой штурм достаточно надежен и оперативен в использовании. Благодаря нему за короткий промежуток времени генерируется масса идей, которые не критикуются другими, а только дополняются и модифицируются с их идеями. Доброжелательная обстановка дает участникам возможность раскрыться, импровизировать, что увеличивает позитивный настрой.

Виды мозгового штурма

Данный прием обладает большой разновидностью, большинство этих методов допустимо использовать на деловых встречах при решении профессиональных заданий, в обучении, и просто, если нужно решить какое-то задание.

Обратный метод – употребляется, если требуется создать новый или улучшенный образец предмета, при формировании новой услуги, разработке концепции, созданию усовершенствованного продукта потребления. При этом решаются такие творческие задачи, как выявление в уже имеющихся услугах, изделиях и идеях всевозможных недостатков, недоработок, изъян и предельное устранение этих проблемных моментов в разрабатываемом, улучшенном изделии.

Целью метода является собирание наиболее полного и достоверного списка недостатков анализируемого объекта, предмета, идеи или услуги, на которые падает неограниченная ничем критика. В итоге применения метода вырабатывается максимально глубокий перечень потенциальных проблем и имеющихся дефектов, прогнозируются возможные изъяны и трудности в эксплуатации на много следующих лет, чтобы данный список обеспечил длительную конкурентоспособность всех объектов.

Не каждый может вести творческую деятельность при присутствии или активном вмешательстве других людей. Поэтому применяя метод мозгового штурма на совещании, будет целесообразным для одной части генераторов концептов создать условия присутствия и одновременного отсутствия. Чтобы решить эти противоречия нужно использовать метод теневого мозгового штурма.

Теневой вид мозгового штурма проводится с распределением генераторов идей на подгруппы. Одну составляют исключительно сами генераторы, они создают и называют свои концепции вслух, соблюдая условия критики. Вторую подгруппу представляют «теневые» участники, они следят за процессом генераторов и не берут в самом обсуждении прямого участия.

Каждый индивид записывает мысли, возникающие в процессе обсуждения, которое проводится активной подгруппой. Список созданных генераторами идей, решения, которые были предложены всеми членами теневой подгруппы, передаются по окончанию тренинга группе экспертов, которые занимаются не только одной оценкой, но также развитием и комбинированием концепций. Сам творческий процесс этой группы переключается в следующую фазу.

Комбинированный метод мозгового штурма является комбинацией использования теневого и обратного методов.

Метод двойного прямого мозгового штурма значит, что после проведения первого прямого мозгового штурма делают перерыв на два дня, после которого повторяют метод еще раз. В процессе этого перерыва в участников (специалистов) делового совещания в работу включается мощный аппарат для решения самых творческих заданий – это подсознание, которое синтезирует неожиданные идеи.

Обратно-прямой тип мозгового штурма применяется в прогнозировании развития самого мозгового штурма. Благодаря этому методу определяют все дефекты и слабые или недостаточно проработанные стороны имеющихся идей или объекта, выделяют самые главные среди них. Потом применяют метод обратного мозгового штурма, чтобы устранить главные выявленные недостатки и создают проект новейшего решения. Чтобы увеличить время, необходимое для прогнозирования данный цикл нужно повторить.

Индивидуальный мозговой штурм не отличается существенно от методов мозгового штурма, который используется в коллективе. Он проводится по тем самым правилам. Главное отличие – сеанс проводится только одним специалистом, который создает концепции сам и их регистрирует, также часто дает оценку своим мыслям. Длительность этого сеанса не может превышать десять минут. Все идеи, которые возникают, сразу записываются на бумаге. Также к их оцениванию автору следует не сразу преступать, а только через время. Чтобы применение метода индивидуального мозгового штурма было более успешным нужно научиться ставить себе самому вопросы со всеми возможными альтернативными вариантами ответа.

Метод под названием брейнрайтинг основывается на методе мозгового штурма, здесь участники группы не высказывают вслух свои предложения, а записывают на бумаге, после чего обмениваются ими с другими. Обмен происходит на протяжении 15 минут.

При визуальном мозговом штурме идеи появляются, как правильно очень быстро, сменяя друг друга. Эскиз, сделанный в момент сотворения новой концепции, не только позволит зафиксировать хорошую мысль, и поможет не потерять ритм в процессе раздумья.

Метод мозгового штурма с помощью доски предусматривает, чтобы в помещении, где проводится совещание, находилась специальная доска. На этой доске сотрудники должны размещать листочки с записями своих творческих идей, какие только приходят им на ум во время рабочего дня. Доска должна стоять на хорошо заметном месте. Для привлечения внимания нужно в центре доски написать большими и разноцветными буквами название проблемы, которая требует разрешения.

Мозговой штурм под названием «соло» используется в индивидуальной или коллективной работе. Когда какой-то специалист хочет использовать технику мозгового штурма самостоятельно, тогда лучше для всех своих идей создать некую картотеку. Картотека будет содержать все идеи, и удачные, и нет, или вовсе пустые и абсурдные. Потом все идеи из картотеки должны быть рассортированы, чтобы было видно, что им требуется что-то прибавить или улучшить, позже подвести итоги, выбрав только мысли, которые, на взгляд автора, могут способствовать быстрейшему достижению назначенной цели и решению имеющейся проблемы.

Метод мозгового штурма «японский» используется при принятии решений. Для рассмотрения подготавливается проект новшества, который предлагается для обсуждения всем сотрудникам, представленным в списке руководителя. Каждый член списка должен рассмотреть предложение, и выдвинуть собственные замечания, но только письменно. После этого организовывают совещание, на которое приглашаются отдельные специалисты, взгляды которых не очень понятны для руководителя. Экспертная группа принимает решение соответственно с персональными предпочтениями. Если эти решения не совпадают, образуется вектор предпочтений, который определяют посредством одного из принципов: диктатора (принимается мнение одной персоны) или большинства голосов.

psihomed.com

Мозговой штурм — это полезно

Иногда в жизни любого человека случаются такие моменты, когда для того чтобы ответить на вопрос, необходимо применение мозгового штурма. Он может быть как коллективным, так и одиночным, здесь все зависит от ваших возможностей и ситуации.

Что такое мозговой штурм?

Для начала давайте разберемся, что же это такое. Мозговой штурм — это разновидность активного мышления, к примеру, обдумывание удивившей нас мысли, попытка сделать выводы, написание статьи и многое другое. Вы должны понимать, что большую часть своей жизни практически все люди мыслят пассивно. Мини-моделью мозгового штурма можно считать решение какой-либо геометрической задачки. Этот способ мышления был предложен американцем Осборном Алексом еще в 40-е годы прошлого столетия. Основной его идеей является отделение генерации идеи от критики.

Для чего он нужен?

Если вам надоела неопределенность, бессмыслица и внутренняя пустота, значит, пришло время изменить себя, а поможет вам в этом мозговой штурм. Это значит, что ваши мысли должны обновиться: отключите телефон, телевизор, компьютер, уединитесь на несколько часов и приготовьте чистую тетрадку с ручкой. После этого задайтесь вопросом, например, «в чем смысл вашей жизни?» Постоянно думайте, что самое главное жизни? В чем ее смысл? Каково ваше предназначение и на чем нужно сосредоточить максимум своих усилий? В этом списке может быть еще очень много вопросов, вы сами можете решить, какие будут тут находиться, а какие нет.

Организация мозгового штурма

Если вы поставили перед собой какую-либо задачу, но не можете решить ее, то вам поможет этот метод. Это значит, что вы не должны ограничивать свое пространство и время, а должны попытаться мыслить не как всегда. Самый доступный — это индивидуальный способ его проведения, с помощью которого вы сэкономите не только свое время, но также и время других людей. Однако более эффективным считается коллективный мозговой штурм. В нем обычно участвуют от 5 до 10 человек.

Но с чего следует начинать, если вы не знаете, что такое мозговой штурм? Он состоит из трех главных составляющих, а именно:

  • Вопросы организации и постановка проблемы.

Необходимо собрать людей (для группового мозгового штурма) и определиться с тем, какая задача стоит перед вами. Также нужно выбрать модератора, который будет записывать все возникающие идеи и следить за процессом решения проблемы. Хорошо, если это будет энергичный и активный человек.

  • Собственно мозговой штурм.

Это непосредственно предложения различных методов решения поставленной задачи, количество которых не ограничивается.

  • Выбор наиболее подходящей идеи.

Для начала нужно удалить все повторяющиеся и не относящиеся в данной теме варианты. Самые подходящие идеи подвергаются доработке.

Вы должны понять, что мозговой штурм – это очень эффективный способ решения самых сложных задач. К процессу нахождения ответа на вопрос нужно относиться с такой ответственностью, как будто от того, найдете вы его или нет, зависит ваша жизнь. Записывать нужно абсолютно все идеи, мысли, слова и понятия, которые появляются у вас в голове, чтобы потом было из чего выбирать.

fb.ru

7 правил, 19 техник и 10 частых ошибок

Расчетливость, удача, настойчивость и терпение в бизнесе – это здорово. Это важные качества, но без достойной идеи они работают впустую. Умение найти небанальный выход из сложной ситуации отличает хорошего бизнесмена от просто предпринимателя. Не зря Джобс говорил, что когда ему не хватало денег, он садился думать, а не бежал зарабатывать.

Один из популярных способов прийти к гениальной идее – мозговой штурм. Но многие компании превращают уникальную уловку в бессистемную свалку, поэтому давайте разберемся, как правильно провести брейншторминг и добыть ту самую гениальную идею.

Что такое мозговой штурм?

Брейншторминг – процесс поиска решения конкретной задачи, при котором учитываются любые мысли и идеи – от адекватных до сумасшедших. Некоторые из них дальше преобразуются в новые решения. Главная задача метода – выйти за грани привычного мышления.

Зачем нужен брейншторминг? Структурированный и утвержденный процесс принятия решений в компании часто играет злую шутку, когда новые идеи автоматически загоняются в установленные рамки и на выходе мы имеем скуку смертную. Мозговой штурм помогает смешать опыт разных членов команды и добавить красок в процесс генерации идей.

Мозговой штурм бывает групповым и индивидуальным. Последний часто приносит более весомые результаты, потому что в группах часто нарушаются правила мозгового штурма, а уединенное размышление над проблемой помогает развить идею в нечто стоящее.

Группа, в свою очередь, помогает членам команды почувствовать себя причастными к процессу принятия решений, что в будущем положительно сказывается на инициативности и творческом потенциале. Но чтобы этот инструмент сработал, а ваше собрание не превратилось в базарную площадь, следует соблюдать ряд простых, но важных правил.

7 правил мозгового штурма

  1. Подготовьтесь. Для начала создайте комфортную атмосферу. Если пытаться генерировать идею века в полутемном помещении, в котором не хватает стульев, а чтобы попить воды надо спускаться на 3 этажа ниже, ни к чему результативному это не приведет.
  2. Определите секретаря, который будет записывать идеи на доске или флип-чарте.
  3. Если коллектив не привык работать вместе, проведите разминку, познакомьте всех друг с другом и растопите лед.
  1. Определите проблему. Даже если вы думаете, что все в курсе, лишний раз подробно опишите задачу.
  2. Не подгоняйте и в самом начале дайте время привести мысли в порядок и придумать первые идеи.
  3. Поощряйте каждого.
  4. Не собирайте больше 10 человек за раз. Эффективность крупных групп намного ниже.

19 техник для действительно гениальных решений

Самая большая ошибка – лупить из пушки по воробьям. Для решения любой задачи существует миллиард путей – правильных и нет, реальных и космических, откровенно глупых и гениальных. Если попытаться охватить их все, вы либо лишитесь рассудка, либо соскользнете в проторенную колею – наиболее удобный порядок мыслей, выработанный годами работы в вашем бизнесе.

Чтобы этого не случилось, задайте мозговому штурму цель – направление, в котором следует развернуть орудия:

  1. Путешествуйте во времени.

Представьте, что вам надо решить возникшую проблему 10, 100 или 1000 лет назад. Как бы вы выкрутились в период святой инквизиции и что бы предложили тогда? Или наоборот – представьте, что вокруг безграничные возможности развитого сообщества 2200-го года или постапокалиптическая пустошь 2201-го.

  1. Телепортируйтесь.

Попробуйте взглянуть на проблему, если бы она настигла вас в другой стране, в совсем другом климате или просто на другой планете. Какие бы решения вы предлагали тогда?

  1. Меняйтесь.

Как бы вы попробовали решить поставленную задачу, если бы постарели на 10 лет или, к примеру, набрали сотню килограммов веса. Мысленно измените в себе привычный параметр образа – национальность, часть внешности, уровень здоровья, расу или степень сумасшествия. Это откроет новый спектр решений, который скрывает от вас подсознание.

  1. Примеряйте другие роли.

Поставьте себя на место вашей супруги, отца, лучшего друга или заклятого врага. Что бы сделали они? Попробуйте влезть в шкуру знаменитости и подумать мозгами Эйнштейна, Теслы или Микки Мауса. Еще вариант – наградите себя невероятными суперспособностями – суперменским умением летать, халковским желанием крушить или госдумовской заботой о населении. Как бы вы поступили тогда?

  1. Заполняйте пробелы.

У вас есть отправная точка – условия, при которых вы оказались. И есть конечный пункт назначения – цель, к которой вы стремитесь. По порядку заполняйте пробелы между этими понятиями, максимально подробно дополняя стадии. К примеру, короткий путь от желания до первой прибыли может выглядеть так: кредит в банке – создание сайта – аренда склада – первая закупка – отработка воронки продаж – запуск рекламы – продажа – повторная продажа. На самом деле пунктов будет намного больше, потому что каждый основной потянет за собой сотни дополнительных. Ваша цель – распутать и учесть их все. Из этого пункта вытекает следующий.

  1. Составляйте умные карты.

Плетите их как паук паутину. Разветвляйте задачи настолько, насколько это укладывается в понятие «умственное здоровье». Расщепите задачу на миллион мелких осколков и для каждого подберите решение. При таком подходе всплывают любые подводные камни.

  1. Подсматривайте.

Но не у соседа или конкурента. Смотрите дальше – на другие области. Найдите похожую проблему за пределами отрасли и посмотрите, какие решения уже показали классный результат. Чтобы было понятнее. Допустим, у вас есть группа ВКонтакте, где вы продаете тяжелое строительное оборудование. И вы хотите привлечь в эту группу подписчиков. Все ваши конкуренты в таком случае делают серьезные посты на стену, покупают статьи. Вы же можете пойти другим путем – настроить таргеттинг на ту же самую аудиторию, но контент предложить развлекательного плана – с шутками и мемами про строителей. Конечно, в этом конкретном случае качество подписавшихся будет разным, но брейншторминг в этом направлении даст вам много более удачных идей.

  1. Составьте SWOT-таблицу.
  1. Поменяйтесь мозгами.

Работая в группе, предложите каждому члену команды написать свои идеи по вопросу на бумаге. Далее поменяйтесь исписанными листами и попробуйте дать больше идей, опираясь на варианты, предложенные другими людьми. Отличный способ сломать устоявшийся внутренний порядок мышления.

  1. Выбирайте лучшие идеи.

Этот способ больше остальных похож на традиционный брейншторминг. Поставьте команде задачу «набросать» максимум идей. Выберите лучшие и на их основе дайте еще больше похожих решений. Продолжайте, пока не найдете идеальный выход или пока уборщица не выгонит вас домой.

  1. Осуждайте.

Начните с самого начала – поставьте под сомнение ту проблему, над которой вы решили поломать мозг. К примеру, вам надо придумать тему для лонгрида в блог TexTerra. Подумайте, а почему именно TexTerra? И зачем лонгрид, если можно сделать серию коротких постов? Часто бывает, что задача изначально ставится неправильно. Чтобы это понять, ее надо детально рассмотреть.

  1. Не ограничивайте себя в ресурсах.

Представьте, что на выполнение задачи у вас есть ничем неограниченные ресурсы. Как бы вы действовали, если бы получили бесконечный бюджет или сколько угодно времени?

  1. Не останавливайтесь, пока не насобираете 101 идею.

Или попробуйте набрать 101 решение за указанный отрезок времени.

  1. Используйте случайный фактор.

Выберите случайное слово, изображение или параметр, которое станет базой для всех предложенных идей.

  1. Ищите помощь.

Попробуйте представить, какие силы сейчас находятся на вашей стороне, а какие мешают осуществлению проекта. Думайте не над основной задачей, а над тем, как усилить положительные факторы и свести к минимуму отрицательные.

  1. Преувеличивайте.

Что будет, если ваша проблема раздуется в 10 раз? А что, если вы одновременно столкнетесь с 10 подобными задачами? Как вы станете выкручиваться в такой ситуации? И наоборот – можно уменьшить цель брейншторминга в 10 или 100 раз. Как решить такую ерунду?

Когда совсем ничего не лезет в голову (для экстремалов от бизнеса)

  1. Займитесь спортом.

Отправляйтесь на пробежку, доведите себя до изнеможения, заставьте кровь циркулировать по телу. Отвлеките мозг на выполнение другой работы, освободите подсознание.

  1. Не спите.

Совсем. Вплоть до галлюцинаций. А вдруг?

  1. Напейтесь.

Если посчитать, сколько гениальных песен, фильмов, картин и литературных произведений было создано под влиянием опьяняющих веществ, идея выглядит рабочей. Но я не рекомендую, потому что в 99,9% случаев результат такого эксперимента – только головная боль.

Конечно, методы не назовешь универсальными. Всю двадцатку к одному и тому же проекту не применишь, но это и не требуется. Достаточно иметь на вооружении несколько действенных техник.

10 ошибок, которые вы часто не замечаете на своих штурмах

  1. У вас нет темы и направления для штурма. Огульное требование «Давайте, набрасывайте идеи» – самый большой идиотизм на таких собраниях.
  2. У участников нет мотивации придумывать что-то из ряда вон.
  3. Команда не обладает достаточной подготовкой для решения обозначенных задач.
  4. В команде собраны клоны друг друга. Какой смысл искать идею среди 10 программистов, которые работают почти под копирку? Пригласите на собрание маркетолога или дизайнера – тогда, возможно, будет неожиданный результат.
  5. Упертость в выборе устаревших идей, которые когда-то сработали. Убийство нестандартных решений прямо во время работы.
  1. Гиперсерьезность.
  2. Частые прерывания на кофе и покурить.
  3. Преждевременный финал. В смысле принятия решения.
  4. В команде собраны конкурирующие звенья компании, когда решения одних могут усложнить жизнь остальным.
  5. Работа из-под кнута и отсутствие времени спокойно подумать.

Как выбрать ту самую идею?

После мозгового штурма остается тонна идей, которые надо упорядочить и отсортировать. Если реализовать план явно сложно – вычеркиваем, если у вас не хватает ресурсов (и нет реальных источников) – вычеркиваем, если никому не интересно – вычеркиваем. Можно задать себе ряд вопросов:

  1. Как быстро это можно осуществить?
  2. Насколько велика отдача?
  3. Просто ли это сделать?
  4. Дешево ли?
  5. Рискованно?
  6. Что вам подсказывает пятая точка… шестое чувство?

Как вариант для оценки идей можно использовать модифицированную матрицу SWOT. Для этого надо выписать все полученные решения в список, пронумеровать его и рассмотреть каждую отдельно.

Чтобы сузить круг «подозреваемых», можно попросить каждого участника выбрать ТОП-5 идей. Важно, чтобы списки были анонимными – на этой стадии групповое мышление только навредит.

mozgovoy-shturm-7-pravil-19-tekhnik-i-10-chastykh-oshibok

texterra.ru

Мозговой штурм — это… Что такое Мозговой штурм?


Мозговой штурм

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Синонимы:
  • Мозговой интерфейс
  • Мозголомы

Смотреть что такое «Мозговой штурм» в других словарях:

  • мозговой штурм — (ITIL Service Design) (ITIL Service Operation) Техника, помогающая команде генерировать идеи. Идеи не анализируются во время проведения самого мозгового штурма, это происходит позже. Мозговой штурм часто используется в управлении проблемами для… …   Справочник технического переводчика

  • мозговой штурм — сущ., кол во синонимов: 3 • брейнсторминг (3) • мозговая атака (3) • мозголомка …   Словарь синонимов

  • МОЗГОВОЙ ШТУРМ — мозговая атака см. МЕТОД ДЕЛЬФИ . Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • мозговой штурм —         «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» предложенный А. Осборном в 40 х гг. 20 в. способ организации групповой генерации идей, на основе которого позже возникли остальные методы группового творческого мышления.         Данный метод, в первую очередь, преследует …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • МОЗГОВОЙ ШТУРМ — МОЗГОВОЙ ШТУРМ. То же, что мозговая атака …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Мозговой штурм — Подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предложения о способах решения проблемы. Важно, чтобы на этой стадии ни одно предложение не подвергалось критической оценке, иначе может нарушиться… …   Большая психологическая энциклопедия

  • мозговой штурм —    метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки , проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем… …   Словарь экономических терминов

  • МОЗГОВОЙ ШТУРМ — (от англ. brain storming штурм мозга) метод интенсификации процесса группового поиска решения проблем. Он предусматривает стимуляцию творческой активности и продуктивности исходя из предложения, что при обычных приемах обсуждения и решения… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Мозговой штурм —     метод обучения, одна из современных форм групповых занятий в средних и высших учебных заведениях. Задача М.ш. поиск или выработка оптимального решения поставленной задачи. Предварительным этапом М.ш. является ситуационный анализ. М.ш.… …   Педагогический терминологический словарь

  • МОЗГОВОЙ ШТУРМ — подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предположения о способах решения проблемы …   Словарь по профориентации и психологической поддержке


dic.academic.ru

Мозговой штурм – технология метода

Решить одну проблему можно многими способами. Однако недостатком человеческого мозга является то, что он зачастую зацикливается на одной-двух способах выхода из ситуации. Чтобы увидеть все многообразие вариантов, человеку предлагает испробовать метод мозгового штурма. Данная технология помогает рассмотреть самые немыслимые способы решения ситуации, которая на первый взгляд кажется неразрешимой.

Неразрешимых ситуаций не существует, убеждены специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru. Просто не всегда человек видит, что он может сделать. Просто не всегда те варианты, которые он уже продумывает, ему интересны. Просто не всегда человек смотрит на ситуацию в целом, поэтому не видит других возможностей.

Технология «Мозгового штурма» предназначена как раз для нахождения выхода из любой ситуации, нахождение большого количества вариантов ее решения. Порой благодаря данному способу можно найти такое решение, которое ранее не использовалось, является новшеством для ситуации.

Что такое мозговой штурм?

Мозговым штурмом называется методика обсуждения группой людей одной проблемы с целью нахождения максимального количества вариантов ее решения. Здесь приветствуется творческий подход, нестандартность мышления и безграничность рассмотрения проблемы. Здесь используется метод безоценочного предложения вариантов, когда участники во время мозгового штурма предлагают абсолютно любые, даже самые немыслимые варианты решения проблемы, которые записываются и считаются верными.

Лишь на этапе отбора эффективных вариантов решения проблемы включается критическая часть, когда участники отсеивают нереалистичные решения, а также неэффективные, оставляя лишь те, которые наиболее кажутся правильными.

Мозговой штурм – это этап безоценочного суждения, когда человек может позволить своей фантазии дать волю. Здесь не будет критики, осуждения или насмешек. Даже самая нелепая идея может оказаться правильной. Однако этого невозможно понять, пока человек не позволяет себе рассуждать безгранично.

Главный принцип мозгового штурма заключается в том, что человек может выдвигать абсолютно любые идеи, конечно, по делу. Они не оцениваются, учитываются, записываются и предлагаются в дальнейшем на рассмотрение. Идеи могут быть банальными, фантастическими, нереалистичными, связанными с другими вещами и т. д. Все это не имеет значения, пока происходит мозговой штурм – ситуация, когда человеческому воображению, сознанию и подсознанию дается полная воля. Все является правильным. Все приветствует. Любая идея может оказаться верной.

Пока происходит мозговой штурм, идеи не критикуются и не анализируются. Однако уже на этапе выбора идеи для решения ситуации включается критическая оценка. Рассматриваются все предложенные варианты, разбираются, анализируются и отсеиваются те, которые экспертами считаются неэффективными.

Мозговой штурм дает поразительные результаты, поэтому его применение предлагается компаниям и даже группе людей, которые столкнулись с какой-то проблемой:

  1. Группа лиц, у которых есть разный опыт и знания, могут выдать больше идей, чем люди с одинаковым мышлением или специализацией.
  2. Во время мозгового штурма, когда людей не ограничивают в выражении своих идей, предлагаются такие варианты, которые являются наиболее эффективными, нежели уже ранее применяемые знания.
  3. Очевидным становится то, как много вариантов существует у одной проблемы, которая на первый взгляд могла казаться неразрешимой.

Итак, нет неразрешимых проблем, просто отсутствуют варианты, которые бы решали ее. Для этого необходимо собрать группу из лиц, которые не похожи по своему мировоззрению, профессиональным знаниям, жизненному опыту и даже образу жизни. Чем разнообразнее контингент, тем лучше, поскольку каждый человек смотрит на ситуацию по-своему (не так, как другие лица).

Затем выдается проблема, которую группа людей должна решить так, как они ее видят и как сами бы ее решали. Здесь позволяется фантазировать, предлагать самые немыслимые решения и варианты, особенно если проблема на первый взгляд кажется неразрешимой. Любая идея, которая выдается одним человеком, может натолкнуть на правильную мысль другого участника процесса.

В результате мозгового штурма оказывается более ста вариантов решения одной ситуации, среди которых можно выбрать наиболее подходящий и эффективный. Причем проблема может быть абсолютно любой из любой сферы жизни.

перейти наверх

Метод мозгового штурма

На сегодняшний день многие компании используют метод мозгового штурма – когда собирается компания людей для обсуждения одной проблемы. Здесь отсутствует иерархия, правильность и неправильность мнения. Здесь каждый имеет право выражать свою мысль, доказывать ее, аргументировать. Здесь каждый волен погружаться в самые немыслимые размышления, если он видит в них решение проблемы.

Мозговой штурм – это метод обсуждения группой лиц одной проблемы с целью нахождения многообразия вариантов ее решения. Причем на первоначальном этапе ставится цель просто найти варианты, развить идеи, предложить все, что приходит в голову, без оценок, критики и раздумий.

Мозговой штурм хорош тем, что участники могут наталкивать друг друга на определенные мысли. Обычно отдельный человек мыслит в пределах своего опыта, как бы он решил конкретную задачу. А это говорит о том, что человек знает максимум 3 способа решения ситуации. Когда же происходит обсуждение, человек начинает смотреть на ситуацию более широко. Он уже начинает замечать то, на что его натолкнули другие люди. А это уже позволяет предложить несколько больше способов решения проблемы.

Вместе с тем сам человек может наталкивать людей на определенные мысли. Его идеи побуждают других тоже расширять свое видение ситуации и варианты ее решения.

При мозговом штурме люди выдают варианты, к которым они обычно не пришли бы в одиночку. Вот почему так приветствуется работа в группе с людьми различных направлений в мышлении и мировоззрении, поскольку это позволяет каждому участнику расширять свой взгляд на ситуацию.

Мозговой штурм – это коллективная работа по нахождению нового способа решения вопроса. Он может быть использован абсолютно в любой сфере жизни, не только на работе. К примеру, можно использовать мозговой штурм в школьной программе:

  1. На уроке литературы с целью обсуждения вопроса, о чем говорит автор в своем стихотворении.
  2. На уроке истории с целью нахождения мотивов поступков тех или иных исторических персон.

Мозговой штурм позволяет человеку высказать свое мнение, остаться услышанным и не быть оцененным, откритикованным. Его мнение такое же правильное, как и мнение других участников дискуссии. Все это позволяет человеку раскрепоститься и наконец-то более широкого смотреть на ситуацию, действовать не по шаблону, видеть новые варианты решения любой проблемы.

перейти наверх

Технологии мозгового штурма

Основателем мозгового штурма стал А. Осборн, который придерживался двух основных принципов:

  1. Отсутствие оценок на первом этапе, когда выдвигаются идеи.
  2. Качество решения зависит от количества участников, которые ее искали, и идей, которые ими были предложены.

На первом этапе автор предлагал включить свое воображение и полет мыслей. Поначалу людям свойственно думать логически над решением ситуации. Они нередко обращаются к опыту большинства, как такую же ситуацию решали другие люди. Однако автор говорит о том, что для нахождения нового, более качественного решения конкретной ситуации нужно применить воображение. Нужно перестать думать оценками и логикой. Нужно просто позволить себе пофантазировать, даже переместиться в параллельную реальность, где существуют другие законы Вселенной.

Как бы человек решил ситуацию, если бы он ни был ничем ограничен: деньгами, временем, физической силой, сферой влияния и даже законами Вселенной?

Каждая идея, которая выдвигается участником, записывается, считается такой же ценной, как и идеи более приземленные и логичные. Все идеи хороши – их не оценивают. Идеи можно дополнять, корректировать, развивать, но не игнорировать.

Группа из участников может состоять как из людей одной сферы деятельности, так и различных. Хорошо, если между участниками не будет иерархии либо она будет устранена, как и прочие ограничения. В процессе мозгового штурма должны быть устранены все возрастные, половые, иерархические и прочие конфликтные критерии. Все участники равны, ценны и умны.

Количество человек может быть от 6 до 12. Самым оптимальным считается количество в 7 человек. Организаторы должны позаботиться о том, чтобы все участники были заинтересованы в решении вопроса, а также не были скептически настроенными.

перейти наверх

Этапы мозгового штурма

Мозговой штурм состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный – здесь оглашается проблема, собирается группа и выбирается ведущий.
  2. Генерация идей. Каждый участник имеет право говорить в любое время, выдавать идеи, которые он придумал, не оценивать и не критиковать ни свои, ни чужие идеи, не ограничивать себя ни в чем.
  3. Отбор, систематизация, оценка. Именно на данном этапе рассматриваются все предложенные варианты, отбираются наиболее лучшие, которые участники должны аргументировать.

На начальном этапе проведения мозгового штурма не следует надеяться на гениальные идеи. Обычно люди начинают с того, что выдают типичные, банальные, простые и уже всем известные варианты решения поставленного вопроса. Однако когда обсуждение логичных ответов достигнет своего финала, а ведущий будет требовать выдачи новых идей, даже самых немыслимых, тогда участники включат свое воображение и начнут выдавать необычные, фантастические и немыслимые идеи.

перейти наверх

Виды мозгового штурма

Поскольку многие компании уже пользуются мозговым штурмом, выделяют несколько его видов:

  • Обратный метод – когда нужно усовершенствовать уже готовый продукт, услугу. Здесь рассматриваются недостатки продукции, возможные варианты негодования клиентов, варианты усовершенствования данной функции.
  • Теневой метод – когда одна группа людей выдает идеи вслух, а вторая группа записывает идеи, которые у них возникли в процессе прослушивания первой. Затем идеи передаются специалистам, которые их и рассматривают, комбинируют.
  • Комбинированный метод – использование теневого и обратного методов.
  • Метод двойного прямого штурма – когда проблему обсуждают один раз, а затем те же участники собираются через 2 дня повторного обсуждения. Считается, что люди после первого мозгового штурма наиболее включают свое подсознание, которое может выдать новые идеи решения ситуации.
  • Обратно-прямой тип – когда прогнозируется ход самого мозгового штурма.
  • Индивидуальный мозговой штурм – когда в процессе участвует всего лишь один человек, которому дается на все 10 минут.
  • Брейнрайтинг – когда идеи не высказываются, а записываются, а затем передаются другим участникам.
  • Визуальный мозговой штурм предполагает разработку эскиза решения ситуации.
  • Мозговой штурм с применением доски, на которую участники помещают листочки со своими идеями.
  • «Японский» — когда выдвигает идеи один человек, а остальные участники его анализируют, критикуют, совершенствуют.
  • «Соло» — когда специалист записывает все возникающие в его голове идеи на листочке и ведет специальную картотеку.
перейти наверх

Итог

Мозговой штурм является эффективным способом решения  любых проблем. Поэтому им могут пользоваться люди в любой сфере жизни и для развития творческого потенциала, расширения своего мировоззрения и подхода к ситуациям.

psymedcare.ru

описание, этапы и преимущества. — Блог

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма.

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Фото: Luigi Mengato

Читайте еще про один замечательный метод поиска креативных решений.

b-trainika.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *