Бюджетные организации. Государственные учреждения: примеры
Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?
Что такое государственное учреждение?
Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения — это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.
В ряде случаев с термином «государственные учреждения» отождествляется понятие «бюджетные организации». Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.
Классификация учреждений
Основные типы госучреждений — казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных типа организаций различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.
Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение — прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина — отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные государственные организации в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу «особо ценных»).
Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.
Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.
Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим — чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением — они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур — перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные — также и в коммерческих банках.
Нюансы классификации
Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных «функций» и «услуг.» Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.
Таким образом, термин «бюджетные организации» мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин «бюджетные организации» может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.
Также отметим, что в ряде случаев термин «бюджетная организация» отождествляется с понятием «муниципальное учреждение». Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин «муниципальное учреждение» и «государственная организация» отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.
Таким образом, термин «бюджетная организация» допустимо употреблять как синоним таких понятий, как «государственное» или «муниципальное учреждение». Или же как самостоятельную категорию — в контексте классификации госучреждений. Термины «государственная организация» и «муниципальное учреждение» следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.
Госучреждение или госпредприятие?
Выше мы сказали, что термин «государственные учреждения» синонимичен понятию «бюджетные организации». Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными — есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:
- основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
- учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
- главный источник финансирования работы учреждения — бюджет соответствующего уровня.
Таким образом, есть термины «госпредприятие», «государственная организация» и «учреждение». В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.
Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или «Росатом», то их вполне допустимо называть «организациями», но никак не «учреждениями», поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для «Росатома» больше подходит термин «госпредприятие», так как данная структура занята в «реальном секторе».
Активности Сбербанка — главным образом коммерческие — выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и «Росатома», получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать «государственным учреждением».
Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что «Государственное учреждение» — это всегда «организация», но крайне редко «предприятие». К слову, если в наименовании структуры применяется слово «бюджетный», то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как «организацию», не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.
Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ — там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает субсидиарную ответственность учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев — географическая привязка структуры. Например, бюджетные организации Москвы и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме — например, к акционерному обществу.
Кто учредители?
Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект — область, край, республика. В случае с муниципальными структурами — населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные организации Москвы и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части — в Москве это, например, районы. Следует отметить — у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.
Виды деятельности бюджетных организаций
Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте — всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на деятельность структур, функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.
Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении «бизнеса», о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды «бизнеса» бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.
Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.
Финансовый аспект
Финансирование бюджетных (организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны — федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет «бизнеса» — дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования — это бюджет соответствующего уровня — муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе — плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций — «автономных» и «бюджетных». Для «казенных» требуется составление другого документа — сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.
Налогообложение
Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации — бюджетные, своего рода «бизнес» они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?
Как только клиентом «коммерческого профиля», обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата — в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.
Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него — объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные — выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера — прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций — 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды — первый квартал, полгода, а также девять месяцев.
Бухгалтерский учет
Следующий аспект деятельности государственных учреждений — бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от «бизнесов», а также спонсорская помощь — все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь — НК РФ, а также ФЗ «О бухгалтерском учете». Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?
Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.
Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. Казенные организации должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.
Доходы и расходы
Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:
- оплата труда в рамках трудовых договоров;
- перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
- предусмотренные законодательством трансферты;
- выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
- оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.
Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.
fb.ru
Муниципальное бюджетное учреждение \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс
]]>Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальное бюджетное учреждение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов: Муниципальное бюджетное учреждение
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Муниципальное бюджетное учреждение
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положенияВ силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов.Нормативные акты: Муниципальное бюджетное учреждение
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
www.consultant.ru
Управление муниципальными бюджетными учреждениями
Понятие и значение муниципального бюджетного учреждения
Определение 1
Муниципальное бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, которая создана муниципальным образованием с целью оказания услуг и выполнения работ для обеспечения реализации полномочий органов муниципального управления в области образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, культуры, занятости населения, спорта и физической культуры, а также в других областях.
Деятельность муниципального бюджетного учреждения осуществляется согласно предмету и целям, определенным законодательством и уставом самого учреждения.
Муниципальные бюджетные учреждения получают муниципальный заказ, который формируется согласно видам их деятельности соответствующим муниципальным органом власти.
Муниципальные бюджетные учреждения не имеют права отказываться от выполнения муниципального заказа. Деятельность по выполнению муниципального заказа субсидируется заказчиком, при изменении размера субсидии меняется и объем муниципального заказа.
Муниципальные бюджетные учреждения наделены правом платного оказания услуг сверх муниципального заказа при условии одинакового размера платы за однородные услуги. Регулирование платы за услуги муниципального бюджетного учреждения осуществляется органом муниципального управления, выступающим учредителем данного учреждения. Именно этот орган определяет порядок формирования платы за услуги муниципального бюджетного учреждения.
Деятельность муниципальных бюджетных учреждений, выходящая за пределы закрепленных за ними видов деятельности, допустима лишь в той мере, в какой служит достижению целей муниципальных бюджетных учреждений (только при условии указания видов такой деятельности в уставе).
Замечание 1
Основу финансового обеспечения деятельности муниципального бюджетного учреждения составляют субсидии из муниципального бюджета.
Муниципальные бюджетные учреждения осуществляют оперативное управление выделенным им имуществом, собственником которого выступает муниципальное образование. Без наличия согласия собственника муниципального имущества муниципальные бюджетные учреждения не имеют права распоряжаться особо ценным движимым имуществом.
Организационные основы управления муниципальным бюджетным учреждением
Особенности управления муниципальными бюджетными учреждениями определяются законодательством и уставами учреждений.
Учредители муниципальных бюджетных учреждений наделены в его отношении следующими правами:
- выполнение функций и полномочий учредителя-собственника учреждения в момент его создания, реорганизации, изменения или ликвидации;
- утверждение устава учреждения и изменений к нему;
- назначение и утверждение руководителя учреждения;
- заключение и прекращение трудового договора с руководителем учреждения;
- формирование и утверждение муниципального заказа на оказание муниципальных услуг населению и хозяйствующим субъектам муниципального образования;
- утверждение перечня имущества, в том числе особо ценного движимого, закрепляемого за учреждением либо приобретенного им за счет средств муниципального бюджета;
- предварительное согласование крупных сделок учреждения;
- одобрение сделок, в которых участвует учреждение;
- установление порядка оплаты услуг жителями и хозяйствующими субъектами муниципального образования в условиях выполнения муниципального заказа, сверх муниципального заказа;
- согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом учреждения;
- согласование распоряжения недвижимым имуществом учреждения;
- осуществление финансирования выполнения муниципального заказа;
- определение порядка формирования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения и так далее.
Оперативное управление муниципальным бюджетным учреждением
Повседневное руководство деятельностью муниципального бюджетного учреждения возлагается на его руководителя.
Компетенция руководителя муниципального бюджетного учреждения включает:
- организацию работы учреждения;
- осуществление действий от имени учреждения без доверенности;
- заключение договоров, включая трудовые;
- утверждение должностных обязанностей для персонала учреждения;
- выдачу доверенностей и совершение иных юридических действий;
- подписание годовой бухгалтерской отчетности и внутренней документации, призванной регламентировать деятельность учреждения;
- утверждение штатного расписания учреждения;
- применение мер дисциплинарного воздействия или поощрения по отношению к персоналу учреждения;
- делегирование полномочий своим заместителям;
- издание приказов, распоряжений, указаний;
- пользование социальными гарантиями и так далее.
Ответственность за деятельность муниципального бюджетного учреждения возлагается на его руководителя.
Деятельность руководителя муниципального бюджетного учреждения осуществляется им на основании трудового договора, заключенного с ними учредителем учреждения.
Определенные обязанности по управлению муниципальным бюджетным учреждением возлагаются и на общее собрание трудового коллектива учреждения, которое может собираться по необходимости или по требованию 25 процентов работников. Минимальное количество раз, которое собирается общее собрание, составляет два раза в год.
Замечание 2
Правомочность общего собрания трудового коллектива муниципального бюджетного учреждения определяется присутствием более 50 процентов работников.
Общее собрание трудового коллектива муниципального бюджетного учреждения принимает и утверждает коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, обсуждает локальные нормативные акты.
spravochnick.ru
Бюджетные учреждения
Согласно п. 1 ст. 161 БК РФ, бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально—культурных, научно—технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления за исключением казенных предприятий и автономных учреждений в целях БК РФ признаются бюджетными учреждениями (п. 2 ст. 161 БК РФ).
Признаки бюджетного учреждения:
1) бюджетное учреждение является некоммерческой организацией;
2) учредителем является РФ, субъект РФ либо муниципальное образование;
3) основная деятельность бюджетного учреждения финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в которой должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как в виде бюджетных средств, так и от предпринимательской и иной деятельности. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников.
Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств, на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода.
Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты либо займы у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, а также из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 8 ст. 161 БК РФ).
Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. При этом бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 9 ст. 161 БК РФ). Собственник имущества бюджетного учреждения в соответствии с положениями ст. 120 ГК РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Доходы и расходы бюджетных учреждений
Доходы и расходы бюджетных учреждений определяются сметой учреждения на очередной финансовый год, утверждаемой в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности: от оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, иной деятельности. Доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включаются в состав доходов бюджетов соответствующего уровня.
Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.
Бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства исключительно на:
1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом в случае уменьшения уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований данного учреждения, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.
Порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения установлен ст. 221 БК РФ.
После утверждения сводной бюджетной росписи ее показатели доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов. Методология составления и утверждения смет доходов и расходов учреждений, состоящих на бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, устанавливается Министерством финансов РФ, однако в настоящее время какого—либо общего нормативного документа, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, не существует. В течение 5 дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств должен утвердить эту смету. При этом смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.
В течение одного рабочего дня со дня утверждения смета доходов и расходов бюджетного учреждения передается бюджетным учреждением в орган соответствующего уровня бюджетной системы РФ, исполняющий бюджет.
Необходимость составления сметы доходов и расходов бюджетных учреждений обусловлена тем, что средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Финансирование бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет соответствующего уровня, может осуществляться исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия либо отсутствия сметных назначений. В то же время у бюджетного учреждения в наличии имеются средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.
uristinfo.net
Бюджетное финансирование предприятий жилищно-коммунального комплекса
Бюджетное финансирование предприятий жилищно-коммунального комплекса
Бюджетное финансирование предприятий жилищно-коммунального комплекса
Бюджет, согласно российскому бюджетному законодательству, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств по определенному назначению, в том числе и для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.
Бюджетное финансирование получают и организации жилищно-коммунального комплекса. О том, как осуществляется учет полученных из бюджета сумм организациями жилищно-коммунального комплекса при налогообложении, мы и расскажем в этой статье.
Прежде всего, определим, какие предприятия и организации относятся к жилищно-коммунальному комплексу, для чего обратимся к Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения №22-ЖКХ (сводная) Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы, утвержденным Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41. Пунктом 5.11 названного документа к организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ. Управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) также включены в состав организаций ЖКХ.
Минрегионом Российской Федерации, Общероссийским отраслевым объединением работодателей Союз коммунальных предприятий, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 года утверждено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 2016 годы (далее Соглашение). В Приложении №1 к Соглашению приведен перечень организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к этому соглашению. В этот перечень включены следующие организации:
— специализированные комбинаты радиационной безопасности Радон;
— организации коммунального водоснабжения и водоотведения;
— организации коммунального электроснабжения;
— организации коммунального теплоснабжения;
— организации по газификации и эксплуатации газового хозяйства;
— организации по эксплуатации и ремонту лифтового хозяйства;
— организации по эксплуатации и ремонту дорожно-мостового хозяйства;
— ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда и другие работы в жилищно-коммунальном хозяйстве;
— мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, мусороперегрузочные станции, полигоны захоронения твердых бытовых отходов;
— подрядные и другие организации, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
— организации ритуального обслуживания, в том числе по организации похоронного дела;
— организации по механизированной уборке, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований;
— организации банно-прачечного хозяйства;
— организации гостиничного хозяйства;
— организации, осуществляющие прочие виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве;
— многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства.
В статье мы будем рассматривать бюджетное финансирование организаций ЖКХ, созданных в форме муниципальных унитарных предприятий.
Унитарным предприятием на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Право хозяйственного ведения это предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества.
Как установлено пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных названным выше Законом №161-ФЗ и иными правовыми актами.
В каких формах осуществляется бюджетное финансирование? Для ответа на этот вопрос обратимся к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (далее БК РФ). Анализ норм бюджетного кодекса показывает, что одной из форм предоставления бюджетного финансирования являются субсидии.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг, что следует из статьи 78 БК РФ. Субсидии предоставляются из федерального бюджета, из бюджета субъектов Российской Федерации, а также из местного бюджета. Причем нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять:
— категории и (или) критерии отбора юридических лиц производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
— цели, условия и порядок предоставления субсидий;
— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
— порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Следует отметить, что юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) могут предоставляться гранты в форме субсидий, в том числе на конкурсной основе, что следует из пункта 7 статьи 78 БК РФ. Указанные субсидии предоставляются в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Порядок предоставления названных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными вышеизложенным абзацем.
Как учитываются суммы поступившего бюджетного финансирования в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли муниципальным унитарным предприятием? Для ответа на этот вопрос обратимся к положениям бухгалтерского и налогового законодательства.
Из выше изложенного следует, что бюджетные средства организации могут получать только на определенные цели, то есть они являются целевыми. В бухгалтерском учете такие финансовые ресурсы получили название целевого финансирования.
Бухгалтерский учет средств целевого финансирования имеет свои особенности, в связи с чем, в учетной политике организации следует утвердить свой порядок их учета в части получения и использования.
Нормативно правовые документы бухгалтерского учета не содержат отдельного самостоятельного понятия целевого финансирования, тем не менее, о том, какие средства учитываются в составе целевого финансирования можно узнать из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н (далее соответственно План счетов бухгалтерского учета, Инструкция).
Как известно, Планом счетов бухгалтерского учета для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счет 86 Целевое финансирование. Причем Инструкцией к счету 86 Целевое финансирование определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других.
Обратите внимание!
Если целевое финансирование осуществляется за счет бюджета, то средства, получаемые организацией, могут рассматриваться в качестве государственной помощи. Поэтому в такой ситуации организации придется руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету Учет государственной помощи ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №92н (далее ПБУ 13/2000).
Отметим, что в этом случае организации придется закрепить в учетной политике порядок поступления бюджетных средств в организацию.
Как следует из пункта 5 ПБУ 13/2000, организация принимает бюджетные средства к учету при наличии следующих условий:
— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и тому подобное;
— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Причем в силу пункта 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства в качестве целевого финансирования могут приниматься к учету по мере:
— возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
— фактического получения средств.
Учитывая то, что бухгалтерский стандарт содержит два варианта учета бюджетных средств в качестве средств целевого финансирования, в учетной политике организация должна закрепить тот, который будет ею использоваться.
Кроме того, в своем нормативном документе придется закрепить порядок отражения в бухгалтерском балансе остатка средств целевого финансирования.
В соответствии с пунктом 20 ПБУ 13/2000 остаток средств целевого финансирования может отражаться в балансе:
— по статье Доходы будущих периодов;
— обособленно в разделе Краткосрочные обязательства.
Как уже было отмечено, информация о средствах целевого по-ступления отражается организацией на счете 86 ЗЦелевое финансированиеИ.
Целевые поступления, полученные в качестве источников фи-нансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 ЗЦелевое финансированиеИ в корреспонденции со счетом 76 ЗРасчеты с разными дебиторами и кредиторамиИ.
Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 Целевое финансирование в корреспонденции со счетами:
83 Добавочный капитал при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
98 Доходы будущих периодов при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и тому подобного.
Причем организация должна организовать ведение аналитического учета по счету 86 Целевое финансирование по назначению целевых средств и по источникам их поступления.
Исходя из специфики своей деятельности, в учетной политике организации следует закрепить виды средств, учитываемые ею в качестве целевого финансирования.
Так, например, если организация ЖКХ является продавцом товаров (работ, услуг), цены на которые подконтрольны государству, или же продажа товаров (работ, услуг) осуществляется с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования ею будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых ею на покрытие убытков или на компенсацию расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным ценам или с учетом льгот.
Напомним, что с точки зрения главы 25 НК РФ все доходы налогоплательщика делятся на налогооблагаемые доходы и доходы, не учитываемые при налогообложении. Из состава налогооблагаемых доходов исключаются доходы, прямо перечисленные в статье 251 НК РФ. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, закрытый, и не подлежит расширительному толкованию.
Так как средства целевого финансирования включены в данный перечень, то понятно, что суммы целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. На это указывает и подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, при определении налоговой базы не учитываются.
Однако это возможно только при выполнении некоторых условий налогоплательщиком. Помимо соблюдения целевого использования полученных средств, налогоплательщик обязан организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Такие разъяснения даны специалистами Минфина Российской Федерации в письме от 4 сентября 2009 года №03-03-06/1/574.
Обратите внимание!
Как разъяснили финансисты в своем письме от 11 апреля 2008 года №03-03-06/4/26 применительно к ряду доходов, относящихся к средствам целевого финансирования, помимо соблюдения их целевого назначения предъявляются дополнительные условия исключения этих доходов из налоговой базы. Получатели доходов в виде целевого финансирования обязаны не только соблюдать их целевое назначение, но и выполнять иные, установленные источником средств целевого финансирования, условия их предоставления.
Например, источник средств целевого финансирования может определить допустимые формы и сроки использования средств, а также предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода. Соблюдение этих условий обязательно для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Если нарушается целевое использование полученных средств, то организация должна включить полученные средства в налогооблагаемую базу. Причем, в налоговую базу, помимо средств целевого финансирования, включаются и суммы доходов, полученных от их нецелевого использования. В письме Минфина Российской Федерации от 19 августа 2009 года №03-03-06/4/68 финансисты указывают на то, что суммы процентов, полученных организацией от временного размещения целевых средств на депозитных счетах в банках, на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ учитываются в составе внереализационных доходов.
Если все средства целевого финансирования использованы не по назначению, то вопрос ясен Р с них придется заплатить налог. А как быть в том случае, если использование полученных средств не по назначению осуществлено лишь в части целевого финансирования. Фискальные органы, конечно же, будут настаивать на том, что налогоплательщик обязан заплатить налог со всего объема целевого финансирования. Вместе с тем, такого требования сам НК РФ не содержит.
Учитывая это, организации, по мнению автора, нужно в своей налоговой политике предусмотреть положение о том, что в такой ситуации под налогообложение подпадают исключительно сами средства, использованные не по назначению. При возникновении спорной ситуации это может стать серьезным аргументом в свою защиту.
xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai
52. Муниципальные автономные учреждения
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами (статья 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).
Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях). Действие Закона о некоммерческих организациях на автономные учреждения не распространяется. Определение автономного учреждения, которое дает Закон об автономных учреждениях, практически полностью совпадает с приведенным выше понятием бюджетного учреждения.
Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом об автономных учреждениях. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) до 01.01.2011 года для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных частью 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, подлежат реорганизации или ликвидации до 12 мая 2011 года (ч. 14 ст. 31 Закона № 83-ФЗ).
53. Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг.
Муниципальное задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями, устанавливается местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органа местного самоуправления, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания используются нормативные затраты на выполнение работ.
studfiles.net