Особенности мышления. Содержание мышления Принципы воспитания
Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.
1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление находит отражение в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, направленных на переустройство окружающего мира.
Содержание мышления
Выделяют определенные операции мышления.
Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение — операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение — объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация — движение мысли от общего к частному.
Различают конкретные формы мышления.
Понятие — отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение — выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.
Выделяют определенные виды мышления.
Наглядно-действенное — мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Образное — мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.Отвлеченное — мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
И, наконец, различают определенные способы мышления.
Индукция — способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция — способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.
.
studfiles.net
Особенности мышления
Определение 1
Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.
Мышление включает в себя следующие особенности:
Опосредованный характер
Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.
Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.
Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.
Мышление опирается на законы явлений
Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.
Мышление рождается из наблюдения
Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.
Мышление проявляется в словесной форме
Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».
Мышление базируется на жизненном опыте
Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.
Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.
spravochnick.ru
27. Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления
По А.Н.Леонтьеву, мышление долгое время изучалось философией и логикой и не было предметом изучения психологии.К нашему времени сформировались различные точки зрения на мышление.
Марксизм утверждает, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний (А.Н.Лентьев. Мышление). На протяжении почти всего ХIХ века представления о мышлении развивались под влиянием теории ассоцианизма, не признававшей мышление самостоятельным процессом и сводившей его к сочетанию образов памяти (Г.Спенсер, И.Гербардт, Г.Эббингауз, А. Вундт, И.Тэн). Гештальтпсихологи считали: мышление совершается в замкнутой сфере сознания.
В современной психологии под мышлением понимается психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности человеком в ее существенных связях и отношениях при участии речи.
Исходя из этого, следует учитывать три основные особенности мышления: опосредованный характер мышления, его обобщенность и связь с речью. Они отмечены в определениях мышления как психического процесса А.Н.Леонтьева, А.В. Брушлинского и др. российских психологов.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что мышление отражает не только то, что непосредственно воздействует на человека, но и то, что непосредственного действия не оказывает. То, что не поддается непосредственному познанию, можно познать опосредованным путем. Например, невозможно непосредственно изучить рельеф, атмосферу планет, на которых человек пока еще не побывал, а опосредствованно это достигается.
Вторая особенность мышления — его обобщенность, то есть объединение предметов на основе их общих свойств одновременным обозначением их одним словесным знаком (Например, в слове стол обобщены все предметы этого рода, независимо от их размеров, формы, цвета, функций и т.д.: письменный, журнальный, квадратный, круглый). По словам В.И.Ленина, всякое слово уже обобщает.
Третья особенность мышления – его связь с речью. В словесно-логическое мышление всегда входит как составной компонент чувственный образ, любая мысль — это и образ, и слово. Человеческое мышление опирается на вторую сигнальную систему, речь.
28. Мышление и решение задач
Мышление всегда целенаправленно и произвольно, т.к. любой акт мышления является ответом на вопрос, возникающий в сознании.
Мышление — такая целенаправленная интеллектуальная деятельность, которая может быть представлена как решение теоретических или практических задач, но при этом следует отличать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация возникает тогда, когда в ходе деятельности человек столкнулся с чем-то неизвестным. А.В.Петровский приводит в «Общей психологии» следующий пример: лётчик обнаружил что-то «непонятное» с мотором. Когда он выяснит, что именно происходит, в какой части мотора и почему, тогда, после анализа проблемной ситуации, возникает и формулируется задача.
Хотя мышление нельзя сводить к решению задач, лучше всего формировать мышление именно в ходе решения задач, когда человек наталкивается на посильные для него проблемы и формулирует их. В последнее время активно разрабатываются методы обучения, направленные на то, чтобы поставить ученика в положение исследователя. Какие этапы определяют ход решения задачи?
1 этап — формулировка вопроса задачи на основе анализа проблемной ситуации.
2 этап — поиск возможных путей решения вопроса, выдвижение гипотез.
3 этап — собственно решение задачи после отбрасывания гипотез, не соответствующих вопросу.
На этом этапе необходимо получить новую информацию, уточнить вопрос, определить последовательность действия (использовать алгоритм). Может возникнуть и инсайт-решение — внезапное, интуитивное решение.
4 этап — этап проверки решения задачи.
В зависимости от доступности содержания задачи решение осуществляется разными способами: наиболее типичен для человека способ проб и ошибок, но развивающие интеллект способы задачи таковы: использование алгоритма, трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи (Например, брейн-ринг, метод мозговой атаки).
В решении задач желательно использовать такие свойства ума как: самостоятельность, критичность, оригинальность, гибкость, логичность, глубину.
studfiles.net
2.Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре
психики человека относится к психическим познавательным процессам
, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий
окружающей действительности.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют
два его существенных признака:
обобщенность и;
опосредствованность.
Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения
действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет
собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует
различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть
мышления — в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во
внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать
меняющуюся модель мира.
Специфичность мышления заключаются в том, что:
мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира,
законы его существования;
лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося,
развивающегося мира;
мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным,
планировать практическую деятельность.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
носит опосредствованный характер;
всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
связано с практической деятельностью человека.
3. Типология и качества мышления
Формы мышления
В психологической науке различают такие логические формы мышления как:
Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных
свойств предмета или явления. Понятие — форма мышления, которая отображает
единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и
как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием
скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
общими и единичными;
конкретными и абстрактными;
эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные
и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только
отдельному предмету и явлению признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают
эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует
одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
Специфическим содержанием теоретического понятия выступает
объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия
формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий
в процессе жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в
словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение
— основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи
между предметами и явлениями действительности. Суждение — это отражение связей
между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и
признаками. Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» — выражает
связь между изменениями температуры и объемом металлов.
Суждения образуются двумя основными способами:
непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
опосредствованно — путем умозаключений или рассуждений.
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и
высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый». Во втором случае
с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое)
суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им
периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и
предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть:
истинными;
ложными;
общими;
частными;
единичными.
Истинные суждения — это объективно верные суждения. Ложные
суждения — это суждения не соответствующие объективной реальности.
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях
что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной
группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных
суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к
некоторым предметам, например: «Некоторые студенты — отличники». В
единичных суждениях — только к одному, например: «Этот ученик плохо
выучил урок».
Умозаключение — это выведение из одного или нескольких суждений
нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое
суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода
на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может
служить следующее рассуждение: «Все металлы — электропроводны. Олово — металл.
Следовательно, олово — электропроводно». Различают умозаключение:
индуктивное;
дедуктивное;
по аналогии.
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение
идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется
такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке
индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией
называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного
сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Виды мышления
В психологии принята и распространена следующая несколько условная
классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т.д.
1. По генезису развития различают мышление:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
словесно-логическое;
абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление
есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической
деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов
мышления.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация
преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при
помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении
оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные
закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления,
основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от
других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-
логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в
филогенезе и в онтогенезе.
2. По характеру решаемых задач различают мышление:
теоретическое;
практическое.
Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических
рассуждений и умозаключений. Практическое мышление — мышление на
основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление — это познание законов и правил. Основная задача
практического мышления — разработка средств практического преобразования
действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
3. По степени развернутости различают мышление:
дискурсивное;
интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное
логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во
времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего
человека. Интуитивное мышление — мышление на основе
непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения
воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление
характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов,
является минимально осознанным.
4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
репродуктивное
продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и
представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления различают мышление:
вербальное;
наглядное.
Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений
предметов. Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными
знаковыми структурами.
Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо
видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать
отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям различают мышление:
критическое;
творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях
других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально
нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием
чужих мыслей.
Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности.
Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них
по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной
деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и
абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления
относятся также и такие качества познавательной деятельности как:
продуктивность ума;
самостоятельность;
широта;
глубина;
гибкость;
быстрота мысли;
творчество;
критичность;
инициативность;
сообразительность и т.д.
При этом быстрота мышления — это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый
вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий
характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения
предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь
решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное
переструктурирование исходных данных, понимание и использование их
относительности.
Инертность мышления — качество мышления, проявляющееся в
склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от
одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов — минимальное число
упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений),
посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных
областях знания и практики.
Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины
явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности
признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом,
и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический
порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять
строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и
слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления — качество мышления, проявляющееся в
ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже
известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются
коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально
учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
studfiles.net
9.Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности, которые у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).
К индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д.
Быстрота мышления — это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления — качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления — качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
10.Воображение: понятие, физиологические основы, виды. Приемы создания образов воображения.
Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что никогда не имело место в индивидуальном опыте человека (картины далекого прошлого или будущего, места, в которых он никогда не бывал и т.д.). Образы позволяют человеку выйти за преде-лы реального мира во времени и пространстве и являются основной характеристикой воображе-ния. Благодаря воображению человек имеет воз-можность до начала работы представить готовый результат труда. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, однако в отличие от мыш-ления, основным содержанием которого являются понятия, воображение протекает в конкретной форме, в виде ярких представлений. Основное от-личие образов воображения от образов памяти за-ключается в том, что образы памяти — это сохра-нение прошлого опыта, а образы воображения преобразуют ранее воспринятое и сохраненное в памяти. Воображение — это психический познавательный процесс отражения реальности в новых, необыч-ных, оригинальных связях и сочетаниях. Источником создания образов воображения слу-жат сама окружающая действительность, а также знания и впечатления. Чем богаче опыт человека, тем больше возможностей для создания новых образов. Физиологическая основа воображения — меха-низм диссоциаций, заключающийся в актуализа-ции нервных связей, их распаде, перегруппировке и создании на этой основе новых временных свя-зей. Именно таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но в то же время связанные с ним. 2. По степени активности и участия воли разли-чают воображение: ■ пассивное, в котором происходит нереаль-ное, мнимое удовлетворение какой-либо потреб-ности или желания. Обра зы пассивного вообра-жения направлены на усиление и сохра нение по-ложительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В свою очередь пассивное воображение подразделя-ется на непреднамеренное — возникновение обра-зов (галлюцинаций) при расстройствах со знания, в состояниях алкогольного и наркотического опь-янения и преднамеренное — создание образов, нереализуемых в дей ствительность (грезы). Такое воображение выступает как сур рогат или замена деятельности. ■ активное воображение — преднамеренное построение образов в связи с поставленной зада-чей в той или иной дея тельности и определяемое волевыми усилиями. В свою оче редь активное воображение делится на воссоздающее — созда ние образов, соответствующих описанию. Это не-пременный атрибут любой учебной деятельности (н-р, ученик никогда не видел моря, но по описа-нию может его представить). Творчес кое — соз-дание нового оригинального образа, идеи, реали-зуе мых в действительность. Образы предметов могут быть как объективно новые, т. е. ранее не существующие в природе, и субъективно новые, т. е. приобретенные в индивидуальном опыте че-ловека. Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осу-ществляется в соответствии с определенными способами и приемами создания новых образов. Способы создания новых образов: ■ агглютинация (склеивание) — комбинация, склеивание отдельных элементов или частей не-скольких предметов в еди ный образ (русалка, кентавр, избушка на курих ножках, трол лейбус, аккордной и др.). ■ акцентирование — в создаваемом образе ка-кая-либо часть, деталь особо подчеркивается, кон-тур изменяется по величине и делает объект не-пропорциональным (например, карикату ры, дру-жеские шаржи) «болтун — большой язык и т.д.». При емами акцентирования выступают гипербо-лизация как преуве личение объекта (великан) и литола, как преуменьшение объек та (мальчик с пальчик). ■ схематизация — слияние представлений об объекте, в ходе которого различия сглаживаются, а черты сходства выступа ют на первый план (на-циональный орнамент). — типизация — процесс соединения в одно целое наиболее характерных признаков объектов опре-деленного класса. Особым видом воображения является мечта — образ желаемого будущего. Мечта занимает осо-бое место в структуре воображения. В отличие от грез мечта всегда активно выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности. 3. Уровень развития представлений различной модальности может быть неодинаков у одного и того же человека. Например, при ярких и отчет-ливых зрительных представлениях школьник не может представить себе звучание музыкальных инструментов, плохо различает людей по голосам. Поэтому на уроке, особенно при формировании новых представлений и понятий, необходимо дублировать информацию путем использования различных каналов ее поступления. В процессе развития содержание воображения обогащается новыми, более точными, яркими и отчетливыми представлениями. Воображение может существо-вать в самых различных формах. Однако следует учитывать, что формы активного воображения за-кономерно сменяют друг друга в процессе разви-тия ребенка (Л.С. Выготский). Так, если свобод-ная фантазия (воображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно, если ее надо облечь в форму связного рассказа), то в младшем школьном возрасте она достигает своего наивысшего расцвета. Затем она постепенно вы-тесняется различными формами логического мышления, и новый скачок в развитии воображе-ния наступает в конце подросткового — начале юношеского возраста, когда на первый план вы-ступают более или менее реалистические мечта-ния и различные виды творчества, реализующие потребность школьников в самовыражении.
Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.
Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.).
Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т. д.
Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.
Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.
Типизация— прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).
Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).
Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.
Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.
studfiles.net
25.Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.
Традиционные виды мышления
Наглядно-действенное — процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразователыую деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника.
Наглядно-образное — процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).
Образно-ассоциативное — мышление с помощью образов и ассоциаций
Сценарийное — мышление образами и действиями, характерными для людей вообще или конкретных персонажей. Используется при написании сценариев, гда важно добиться жизненной правды, где важно ощущение «Верю — или не верю». Человек с развитым сценарийным мышлением, просто глядя на ситуацию и представляя ее возможные развороты, знает заранее: «Так пойдет, а так нет». Сценарийное мышление основывается на богатом жизненном опыте и внимательности к людям, но на вопрос: «Откуда вы все это знаете?» — развернутых ответов обычно не бывает: «Я это вижу, я это чувствую»
Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.
Рациональное и иррациональное мышление
Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели.
Примитивное и развитое мышление
В развитом варианте мышление — это анализ, сопоставление, нахождение новых связей и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов.
Развернутое и свернутое мышление: интуиция.
В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом — мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни — размышлением. Свернутое и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.
Шаблонное и самостоятельное мышление
Шаблонное мышление — это не мышление, в котором не используются шаблоны: такое, похоже, невозможно в принципе, шаблоны используются везде. Шаблонное мышление не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов. Выходит за рамки шаблонов и перестает быть шаблонным мышлением мышление самостоятельное. Его основные разновидности — проектное и творческое мышление.
Автоматическое и управляемое мышление
Автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и контроля человека. Приятнее, когда человек все-таки сам управляет своим мышлением.
Творческое мышление
Творческое мышление — мышление, порождающее из известных посылок новый, неизвестный и ценный результат.
Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:
•Самостоятельность мышления,
•Гибкость мышления.
•Оперативность мышления.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии).
Индивидуальные особенности мышления и его основное качество
Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.
studfiles.net
Сущность и особенности мышления
Введение
1. Понятие мышления, его сущность, особенности
1.1 Понятие мышления
1.2 Психологическая сущность мышления и его особенности
1.3 Типология и качества мышления
1.4 Виды мышления
1.5 Индивидуально-психологические особенности мышления
2. Понятие творчества
3. Понятие творческого мышления
4. Значение творческого мышления, проблемы развития черт творческой личности и некоторые рекомендации их решения
5. Особенности творческих личностей
Заключение
Список использованной литературы
Проблема творческого мышления стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творческое мышление далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является человек. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество, как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Р. Стернберга, Дж. Гилфорда, М. Воллаха, Е.П. Торранса, Л. Термена, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Шадрикова В.Д., Медника С., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Хозратовой Н.В., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Алиевой Е.Г., Пушкина В.Н., Тютюнника В.И., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Исследование творческого мышления – достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным.
1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ
1.1 Понятие мышления В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей, не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.1.2 Психологическая сущность мышления и его особенности Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредованность, т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.1.3 Типология и качества мышления В психологической науке различают такие логические формы мышления как: понятия, суждения, умозаключения.Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирические понятия фиксируют одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно — путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными. Истинные суждения — это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам. В единичных суждениях — только к одному.Умозаключение — это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Различают умозаключение: индуктивное, дедуктивное, по аналогии.Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.1.4 Виды мышления В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны и оригинальности, средствам мышления, функциям мышления и т.д.По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логичеmirznanii.com