На чем базируется муниципальное управление – Вопрос: На чем базируется муниципальное управление? : Смотреть ответ

Содержание

Тема 1. Предмет и основы изучения системы государственного управления.

1. Республика отличается от монархии тем, что: государственная власть принадлежит выборным органам2. Разрешено все, что не запрещено законом – это правило действует при следующем либеральном3. Государственное, среди всех видов управления занимает главное место потому, что:распространенно на все общество4. Территориальная организация государственной власти – это: форма государственного устройства5. Охрана прав и свобод граждан относится к следующей функции государства:охране правопорядка

1. Принцип разделения властей – это:рациональная организация государственной власти2. Важнейшим признаком органа государства является:наличие властных правомочий

3. Правительство относится к органам:назначаемым и коллегиальным4. Органы государства подразделяются на высшие, региональные и местные по следующему основанию:

объему властных полномочий5. Этот государственный орган призван обеспечивать согласованное функционирование других:президент1. Эти методы государственного действия содержат в себе способы, приемы, действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности административные2. Основные направления внутренней и внешней политики государства определяет:президент

3. Проекты законов и законодательных предложений не содержат:анализ и оценку ситуации4. Формы управленческой деятельности – это:внешние, постоянно и однотипно фиксируемые проявления практической активности государственных органов5. В политическую систему общества входят:все ответы верны

1. Государством создаются экономические, правовые и организационные условия, нормативно-правовая база, финансовые учреждения, лизинговые фирмы, подготовка кадров для развития:малого бизнеса

2. Из перечисленного не является частью сферы материального производства:просвещение3. Государственное регулирование экономики не осуществляется по следующему направлениюсоциальному

4. Важнейшей задачей государственного регулирования в современных условиях становитсяобеспечение экономической безопасности страны5. Государство регулирует рынок труда в целях: все ответы верны

1. Этот продукт до сих пор остается важным источником поступления валюты, что позволяет поддерживать другие сферы экономики:нефть

2. Стратегические цели политики государства в этой сфере заключаются в создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества: культурной

3. Что-то из перечисленного не входит в систему транспортного комплекса: все ответы неверны

4. Обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена – это принцип:

научной политики5. Одним из основных направлений реформирования государственных предприятий является преобразование их вакционерные общества с государственной долей акций1. Именно их наличие свидетельствует о низком уровне управляемости общественно-политическими процессами:чрезвычайные ситуации в обществе2. Конфликтная ситуация возникает в результате:накапливания в течение определенного времени неразрешенных противоречий3. Именно эти чрезвычайные ситуации, в отличие от других, прогнозируются и управляютсяобщественные4. Из перечисленных чрезвычайных ситуаций эти могут возникнуть в будущеммировые

5. Социальный конфликт выражает:все ответы верны

1. Именно этот орган отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую главное должностное лицо2. Регион – эточасть территории России характеризующаяся определенной общностью условий3. Наименование органа, представительной власти и количество его депутатов определяются:

населением4. Разумное разграничение прав и ответственности между центром и субъектами РФ – это:все ответы неверны

5. Основные цели региональной политики – это:все ответы верны

1. Процесс совершенствования самого государственного управления заключается в придании ему как системному общественному явлению способности:Самопреобразования, саморазвития, самоулучшения

2. Процесс совершенствования государственного управления может быть организовантремя способами – собственными, привлеченными или объединенными силами3. Посредством критериев эффективности можно определять:уровень и качество управления4. К критериям конкретной социальной эффективности относят: все ответы неверны

5. Целевая ориентация совершенствования государственного управления, состоит в том, чтобы:все ответы верны1. Согласно данного принципа муниципального управления органам государственной власти запрещено вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления

самостоятельность2. На чем базируется муниципальное управление?на муниципальной службе, на муниципальном праве, на муниципальной собственности3. Это орган наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий исполнительный4. Данный элемент муниципального образования является в сущности муниципальным жизнеобеспечивающая система5. Основное назначение, определяющее смысл существования муниципального образования – этомиссия1. В этой муниципальной системе район как территориального образования – это одновременно местное самоуправляющееся сообщество, союз составляющих его общин и совокупность территориальных служб земли:германской2. В этой муниципальной системе население избирает региональный совет сроком на 6 лет:
континентальной
3. В этой муниципальной системе система местного самоуправления отделена от системы государственной властианглосаксонской4. Система советов основана на:демократическом централизме5. Решения, принимаемые Советом подписывалисьпредседателем и секретарем исполкома1. Муниципальное управление относится к следующему виду управленческих технологий:уровню управления2. Способы и приемы управленческой деятельности – это:методы

3. Порядок осуществления механизма управления – это:процесс4. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами – этофункции5. Эти методы муниципального управления основаны на использовании определенных законов и интересовэкономические1. Добровольность заключения договоров и соглашений, во взаимодействии региональных и муниципальных органов власти относится к:принципам2. Казна МО – это:местный бюджет и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями

3. Эта функция в системе МУ служит повышению эффективности управления социальными процессами на местном уровне:планирование4. Социально-культурная сфера деятельности муниципальных органов не включает в себя вопросынауки5. Деятельность муниципального персонала направлена навсе ответы верны1. Эти управляемые объекты осуществляют физическое развитие человека: социальные2. Муниципальная политика в этой сфере направлена на использование местных ресурсов для развития МО:экономической3. В качестве таких управляемых объектов можно назвать организацию и функционирование форм, процедур и других механизмов демократии:политических

4. Смысл муниципальной политики заключается в совершенствовании:материального производствадуховного производствасоциальных условий жизниматериального производства, духовного производствавсе ответы верны

5. Муниципальная политика в этой сфере направлена на повышение уровня морали и нравственности как в среде муниципальных служащих, так и населения

духовной1. Все перечисленное является принципами муниципальной службывсе ответы неверны

2. Такая структура управления позволяет эффективней использовать потенциал территории, привлекая к управлению бизнес и общественность: программно-целевая3. Муниципальные предприятия и организации составляют следующее обеспечение финансово-экономическое4. Это первый многосторонний юридический акт, который определяет и защищает принципы местной автономииЕвропейская Хартия о МС5. Информация – это:совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и ее окружении1. Культурный уровень – это показателькачества жизни2. Общая социальная эффективность – это:уровень и качество жизни населения3. В этом методе повышения эффективности муниципального управления к моменту начала обсуждения уже существуют сложившиеся многообразные подходы к решению данной проблемы

метод общественной дискуссии4. Результаты муниципального управления наглядно видны в:состоянии муниципального хозяйстваблагосостоянии населенияобщественной безопасностидругих сторонах жизни МОвсе ответы верны

5. Эффективность муниципального управления во многом зависит от:оптимальности принятого решения1. Целью муниципальной логистики является:рациональная организация в пространстве и во времени материального потока2. Цель планирования –сделать так, чтобы с наименьшими затратами достигнуть набольшей эффективности3. Систематический процесс поиска и выявления лучших организаций с целью использования их передового опыта – это бенчмаркинг

4. Один из конечных продуктов стратегического управления, служащий для достижения целей организации в будущем – это потенциал5. В муниципальных маркетинговых программах деятельность ОМС по привлечению инвестиций относится к разделутерриторий

1.Кем впервые были сформулированы и обоснованы идеи организации общинного управленияфранцузским ученым Г. Турэ

2.В какой из перечисленных теорий находит отражение двойственный характер муниципальной деятельностив теории дуализма муниципального управления

3.На основе какого принципа формируется система муниципального управленияСамоуправление

4.Выбрать верное утверждениесистема государственной и местной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношений между людьми, между частными и групповыми общественными интересами

5.Верно ли утверждение, что муниципальный менеджмент как вид управления тождественен местному самоуправлению как форме народовластияДа

6.Какая из основных теорий местного самоуправления предусматривает строгое разграничение государственных и общинных делобщественная

7.В каком документе принципы местного самоуправления получили правовое закрепление на международном уровнеЕвропейская Хартия о местном самоуправлении

8.Как называется принцип, согласно которому органы местного самоуправления, их должностные лица должны соблюдать Конституцию и законы РФЗаконность

9.Неотъемлемые свойства местного самоуправления, без которых оно не может существовать, — это егоАтрибуты10.В какой из глав Конституции Российской Федерации определен статус местного самоуправленияглава 1. Основы конституционного строя

11.В какой из глав Конституции Российской Федерации определено установление принципов организации местного самоуправления+глава 3. Федеральное устройство12.В какой из глав Конституции Российской Федерации определена сфера деятельности местного самоуправления+глава 8. Местное самоуправление13. В каком нормативном акте приведено следующее определение местного самоуправления: это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций+Закон Российской Федерации от 25 августа 1995 г. № 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

14. В каком нормативном акте приведено следующее определение местного самоуправления: это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций+Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

15.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются решения по важнейшим вопросам местного значения, затрагивающим интересы

+населением на референдумах и сходах

16.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования+представительным органом

17.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются постановления по вопросам, связанным с осуществлением переданных государственных полномочий+главой местной администрации

18.В каких муниципальных правовых актах устанавливается порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля над его исполнениемположение о порядке управления собственностью муниципального образования+устав муниципального образования

19.В каких муниципальных правовых актах устанавливаются виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления+устав муниципального образования

20.Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Возможно ли предварительное вынесение положений устава на местный референдум+да, но только в отдельных, наиболее важных случаях

21.Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Возможно ли вместо этого принятие устава населением непосредственно на сходе гражданда, но только если численность населения менее 500 человекда, но только если численность населения менее 200 человек+да, но только если численность населения менее 100 человек

22.Какое законодательство относится к источникам муниципального права+федеральное, региональное и местное законодательство

23.Каким органом принимается устав муниципального образования+его представительным органом

24.Наука муниципального управления — это+система знаний об управлении местными сообществами

25.Основная стратегическая цель муниципального управления — это+создание органов власти, которые смогли бы обеспечить сохранение региона и страны как целостной системы

studfiles.net

Система муниципального управления

Под муниципальным управлением понимают единую систему социальных отношений, которая основана на территориальной организации населения и способна решать вопросы местного уровня самостоятельно.

Муниципальное управление владеет различной собственностью, имеет собственный бюджет, а так же органы местного самоуправления.

Определение 1

Системой муниципального управления называют совокупность всех ее элементов и связей между ними, которые обеспечивают ее стабильное функционирование.

Элементы системы муниципального управления

Для системы муниципального управления составляющие его элементы и их взаимодействие между собой имеют особое значение как для теоретического построении, так и для практического применения в жизни.

Замечание 1

Принципиальным вопросом в рамках данной проблемы является взаимодействие субъектов/органов муниципального управления с управляемой подсистемой/муниципальным образованием.

Все исследователи сходятся во мнении, что любой субъект муниципального управления не может осуществлять свою деятельность без тех или иных управляемых объектов. Лишь их взаимосвязь образует четко структурированную систему.

Система муниципального управления включает в себя следующие элементы:

  • организацию / функционирование субъекта управления, то есть управляющую подсистему;
  • структуру взаимосвязей управляющей системы с муниципальным образованием, то есть прямые и обратные связи;
  • компоненты управляемой подсистемы и составляющие их части, которые, используя взаимосвязи, создают структуру подсистемы, а так же воспринимают управленческие воздействия.

Подсистемы муниципального управления

Описывая системные связи в рамках муниципального управления необходимо принимать во внимание, что ее элементы имеют сложную иерархическую организацию, которая находит проявление в виде отдельных подсистем. Ученые выделяют следующие подсистемы, характерные для муниципального управления:

  • Цели и задачи;
  • Функциональные структуры;
  • Организационные структуры;
  • Управленческая деятельность;
  • Законы, закономерности, принципы организации и функционирования.

Структура субъекта муниципального управления

Определение 2

Под субъектом муниципального управления подразумевают совокупность социальных групп и отдельных должностных лиц, которые объединены выполнением функций по муниципальному управлению.

Таким образом, если кратко, то субъектом муниципального управления являются его органы.

В юридической науке принято выделять ряд характерных черт органов муниципального управления:

  • Данные органы не входят в систему органов государственной власти и занимают обособленной положение в систему государственного управления;
  • Принципы работу, направления деятельности и рамки прав и обязанностей определены современным законодательством;
  • При реализации своих целей и задач, органы муниципального управления вступают в разнообразные правовые отношения;
  • Данные органы в отдельных случаях могут получать полномочия государственных органов власти, а так же все необходимые средства для их осуществления;
  • Самостоятельное решение вопросов местного уровня, которое предполагает право пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью;
  • Ограничение прав, деятельности органов местного управления не допустимо и гарантировано современным законодательством.

spravochnick.ru

Вопрос 7. Характерные черты муниципального управления.

Муниципальное управление — относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 1990-х гг. вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в силу чего муниципальное управление имеет определенные особенности, отличающие его от государственного управления.

Муниципальное управление представляет собой составной элемент общей децентрализованной системы управления в государстве, для которого законодательно определяются сферы деятельности, полномочия и ответственность и т.д. Однако в рамках, определенных законодательством, муниципальное управление реализуется самостоятельно. Для муниципального управления характерно самостоятельное формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д., но в данном случае все это делается в рамках законодательной базы государства и общегосударственного устройства. Следует отметить, что при устранении в муниципальном управлении возможности самостоятельного целеполагания, выбора органов власти и управления и т.д. такое муниципальное управление преобразуется в элемент государственного управления в рамках конкретной территории.

Муниципальное управление представляет собой упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Объектом муниципального управления является муниципальное образование — населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. В качестве субъекта муниципального управ­ления выступает население муниципального образования — местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные населением и действующие от его имени. Предмет муниципального управления — регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов. Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:

а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию; б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления; в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования; г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Вопрос 8. Особенности муниципального управления.

Особенности муниципального управления, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления, связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития самого человека. Первая особенность муниципального управления в том, что если муниципалитет — организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли.

В хозяйственном обществе заработная плата — это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании повышение доходов населения — одна из важнейших задач управления.Вторая особенность — роль человека как участника процесса управления. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель управления, как объект управления и как субъект управления. Это для любого другого вида управленческой деятельности нехарактерно.С этой особенностью муниципального управления связана его третья особенность — опора в системе управления на использование человеческого ресурса как главного местного ресурса, т. е. опора на же­лания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и де­нежные средства отдельных людей. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, свя­занных с местом проживания человека. Задача смены места жительства для человека на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя «привязанным» к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в обустройстве этого места, в получении качественных муниципальных услуг.

Пятая особенность муниципального управления — множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из таких проблем локальными мерами. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов вы­бор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муници­пальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, латанию дыр перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

Самофинансирование. Реализация принципа самофи­нансирования предполагает формирование в регионе, муници­пальном образовании финансовой базы, обеспечивающей практическую возможность реализации принятых решений. Поэтому в современных условиях сущность управления социально-эко­номическим развитием муниципального образования состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправле­ния на все субъекты хозяйствования, расположенные в границах муниципального образования, с соблюдением принципа баланса интересов преимущественно на договорной основе при условии полной экономической ответственности партнеров, обеспечи­вающем повышение качества жизни населения. Из сущности управления социально-экономическим разви­тием вытекают задачи местного самоуправления. Главная из них состоит в разработке и реализации социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы: органы местного самоуправления сохра­няют ответственность за решение проблем комплексного соци­ально-экономического развития подведомственной территории, включая задачи ослабления негативных последствий политиче­ского и экономического реформирования для населения. Развитие многоукладной экономики привело к тому, что ра­ботники органов местного самоуправления зачастую уклоняются от решения проблем в условиях, когда их слово не является ре­шающим. Между тем никто не снимал с них ответственности за все, что происходит на подведомственной им территории, хотя, конечно, методы воздействия на те или иные субъекты хозяйство­вания зависят от форм собственности, ведомственной принадлеж­ности, организационно-правовой формы предприятия. Поэтому объектом управления являются все отрасли и сферы жизнедея­тельности муниципального образования, а также протекающие в рамках его территории экономические и социальные процессы. Связь с другими науками Рассматривая соотношение теории муниципального управления с другими науками, следует выделить, прежде всего, связь с кибернетикой, формулирующей общие закономерности любого управления в сложных системах. Теория муниципального управления использует в своем анализе такие категории кибернетики, как “система”, “прямая и обратная связь”, “информация” и др., конкретизируя их в соответствии со своим объектом и предметом исследования. Существует тесная взаимосвязь теории муниципального управления с праксеологией и теорией организаций. Все три области знания относятся к эргологическим наукам, т.е. к наукам об организации человеческой деятельности. Различие между ними состоит в неодинаковой степени абстракции. Из них, наиболее абстрактна праксеология, представляющая наивысшую степень обобщения. В предмет этой науки входит любая человеческая деятельность, рассматриваемая с точки зрения ее рациональности.

По-видимому, местное самоуправление — это не самостоятельное познавательное пространство, а скорее общее название, под которым условно объединяются многие конкретно-региональные разделы существующих наук об органи­зации общества.

Как предмет науки муниципальный менеджмент понимается нами в основном как процесс включения населения во власть, поэтому его содержание теснее всего связано со способами, приемами осуществления функций местной самоорганизации жителей городов и районов России.

Методологическую основу научной разработки муниципально­го менеджмента составляют:

1) общенаучные знания — история, философия, теория по­знания, науковедение;

2) теория общего и специального менеджмента, в том числе концепции гуманизации и экологизации управления, теория цик­лов, роста, развития, кризисов, устойчивого развития;

3) специальные теории территориальной социально-экономи­ческой организации, в том числе экономико-географические школы, концепции урбанизации и деурбанизации, территориаль­ного комплексирования, социальные теории адаптации населе­ния и т.д. Эти научные дисциплины взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга. Дифференциация их, равно как и объеди­нение, проявляется в полной мере, широкие перспективы откры­ваются на основе междисциплинарных исследований.

Первоочередными научными задачами являются:

• обоснование путей преодоления кризиса в муниципальных структурах России и механизмов устойчивого социально-экономического развития;

• исследование методов повышения эффективности муни­ципального менеджмента;

• изучение становления новой культуры управления и само­управления в городах и районах страны;

• раскрытие процессов адаптации отечественной практики муниципального менеджмента к процессам государствен­ного и регионального управления.

Обогащение собственных основ регулирования социально-экономических процессов научными выводами и положениями, передовым опытом приведут к возникновению качественно но­вой отечественной культуры муниципального менеджмента.

В принципах муниципального управления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее: принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти; выступая теоретической основой муниципального строительства, принципы помогают уяснить сущность муниципального управления, его отличительные черты и признаки; принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы муниципального управления, насколько она соответствует началам и идеям, выраженным в этих принципах; принципы муниципального управления, отражая сущностные признаки и черты муниципального управления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов муниципального управления. Принципы муниципального управления нашли свое отражение в Европейской Хартии о местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие как всей системе местного самоуправления, так и – муниципальному управлению.

Исходя из специфики муниципального управления, его общие принципы можно сформулировать следующим образом:

1) самостоятельность решения вопросов местного значения;

2) организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; 3) соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;4) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

5) многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;7) законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;8) гласность деятельности органов местного самоуправления;9) коллегиальность и единоначалие в деятельности органов местного самоуправления; 10) государственная гарантия муниципального управления.Лишь руководствуясь всей совокупностью основных принципов в их единстве можно обеспечить рациональный подход к муниципальному управлению и достижение высоких конечных результатов в развитии муниципального образования.

Менеджеры работают в организациях, наличие которых в современном мире и является причиной существования менеджеров и менеджмента.

муниципальная собственность является главным элементом экономической основы местного самоуправления, основанием для выделения специфического уровня управления — муниципального управления

«муниципальный менеджмент» применим к управлению в особых организациях — муниципальных образованиях, объединяющих членов местного сообщества с целью удовлетворения территориальных социально-экономических интересов.

Муниципальный менеджмент понимают в узком и широком смысле слова.

В первом случае речь идет о практике регулирова­ния социально-экономических и общественно-политических про­цессов в городах и районах, населенных пунктах силами и средствами органов местного самоуправления в пределах их компетен­ции. Местное самоуправление — многосторонняя деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации. самофинансирования и самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.

Во втором случае муниципальный менеджмент раскрывается как вся совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления, экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, конфессиями, средствами массовой информации.

Муниципальный менеджмент возник в результате относительногo обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удов­летворение потребностей территориальных сообществ. Муници­пальный менеджмент реализуется там и тогда, где и когда суще­ствует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ори­ентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения.

Таким образом муниципальное управление осуществляют только органы муниципального управления, наделенные для этого соответствующими полномочиями, и соответственно понятие “муниципальное управление” не тождественно понятию “местное самоуправление”. Понятие “местное самоуправление” гораздо шире по своему содержанию, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, ТОС, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами муниципального управления. В местном самоуправлении субъект и объект – население муниципального образования, цель – решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права.

Муниципальная деятельность — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.Муниципальная политика – это система взаимоувязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации.

Муниципальное управление –это форма организации муниципальной деятельности. Предмет мун. деятельности -благоустройство жизни на территории муниципального образования. В муниципальной деятельности, как и в любом виде человеческой деятельности, можно выделить две стороны: законность и целесообразность. Соблюдение законности – предмет муниципального права, Определение целесообразности деятельности – вопрос мун. Политики как системы постановки и реализации каких-либо целей.

Признаки, характеризующие отличие мсу от гос.власти: Львом Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от гос.власти:

*1.)различие в характере власти. Местное самоуправление — власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;

*2.)разграничение сфер компетенции. Речь идет обграниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

*3.)самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач;

*4.)территориально-ограниченный выборный принцип.

Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.

Т.о., местное самоуправление — это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоя­тельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

При новых подходах к управлению основное внимание пере­носится на постановку целей и задач, выработку инструментов их достижения, измерение и мониторинг результатов, оценку эффек­тивности. Ярким примером успешного использования в государствен­ной службе приемов менеджмента коммерческих организаций в последнее время стало стратегическое управление. Методы стра­тегического управления начинают успешно использоваться при осуществлении антикризисных мер в регионах и муниципаль­ных образованиях, при управлении инвестиционной деятельно­стью или масштабными инфраструктурными проектами. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы муници­пальных органов управления. Стратегическое управление в значительной степени представ­ляет собой управление развитием. Развиваются все социально-экономические объекты: коммерческие фирмы, органы государ­ственного управления, регионы, города и государства. В процессе развития любой объект может приобрести новые черты в техни­ческом, экономическом, социальном, физиологическом, функ­циональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новые черты могут проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структур­ная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления. Стратегия ― это общее направление развития. Если его нель­зя указать точно, то все равно полезнее иметь не вполне четкое направление развития, чем никакого. Даже недостаточно четкое, но понятное общее направление можно воплотить в тактических шагах и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении.Компонентами стратегического управления явля­ются: стратегическое планирование, реализация стратегии и стратегический контроль.В мировой практике в системе стратегического управления получает широкое распространение новый метод контроля — бенчмаркинг. Это особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций. В рамках бенчмаркинга осуществ­ляются поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение методам их работы и реализация передовых методов в собственных условиях. В процессе бенчмаркинга анализируется практика лучших организаций, ищет­ся ответ на вопрос, что, как и почему делают лидеры для удов­летворения потребностей клиентов. Руководители коммерческих фирм, управляющие организа­циями общественного сектора и государственные служащие многих стран используют бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы, а также для передачи передового опыта управления успешно действующих организаций. Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались ус­пешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые по­зволили достичь более высоких результатов.

Известно, что развитие любого объекта — это особый вид изменений, отличающийся качествен­ными преобразованиями, приводящими к возникновению ново­го. Исходя из этого развитие муниципального образования мож­но представить как комплексный процесс качественных преобра­зований его экономической, социальной, пространственной, по­литической и духовной сфер, приводящий к изменениям условий жизни человека. Социально-экономическое развитие территории — это объек­тивный процесс, происходящий как в самом регионе, так и в стра­не в целом под воздействием исторических, географических, ре­сурсных, демографических и других факторов. Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управлен­ческих мер в первую очередь со стороны региональной админист­рации, а также администрации федерального уровня. Современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики страны, но у каждого региона есть и спе­цифические характеристики его социально-экономического со­стояния. Перед всеми регионами стоит задача выхода из кризиса и обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Специфика кризиса отдельных регионов определяется как объективными факторами (спецификой положения региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными (методами регионального управления и стабильностью условий ведения бизнеса). Именно последние определяют актуальность постановки проблемы эффективного управления социально-эконо­мическим развитием территорий. Сегодня необходимо на основе новых научных идей, подхо­дов, механизмов, методов разработать инновационную концеп­цию управления, связанную с изменением содержания и струк­туры общественного развития. В практику государственного и муниципального управления все больше проникают методы управления, оправдавшие себя на уровне основного производственного звена, прежде всего в ча­стном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делеги­рованию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и прие­мам управления. В практику регионального управления внедря­ются современные информационные технологии, управление развитием региона все в большей мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепен­ный переход от традиционной административной модели управ­ления, в которой главным было следование инструкциям, к но­вой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом становится не только высокая эффективность на всех уровнях управления и в целом по региону, но и повышение уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, инфраструктуры. Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с созданием усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество.

результатам и др.

Экономические науки также несут свой вклад в развитие муниципального управления, это связано как с анализом состояния экономической базы муниципального управления (местного самоуправления), так и с экономической оценкой эффективности деятельности муниципального образования в целом, органов муниципального управления и отдельных должностных лиц местного самоуправления.

Исторические науки позволяют проследить эволюцию муниципального управления, использовать исторический опыт в нынешних условиях. А это совокупность знаний, навыков и умений, накопленная в сфере муниципального управления и имеющая практическую ценность в решении современных и будущих проблем муниципального управления. В теории и практике муниципального управления широко используются достижения социальных наук – социологии, политологии, психологии, философии. Вклад социологии в теорию и практику муниципального управления обусловлен тем, что именно эта наука дает знание о поведении людей и функционировании общественных институтов, без которых невозможно эффективное управление на муниципальном уровне. Особое значение в этой связи приобретает изучение муниципальных образований.

В развитие теории и практики муниципального управления, свой вклад вносят и родственные социологии науки – психология и политология. С психологией связано изучение индивидуального поведения людей, что важно, уже в силу того, что, никакие другие властные структуры так часто не имеют дело непосредственно с людьми, а, следовательно, муниципальные служащие должны обладать необходимыми знаниями в области психологии и психологии управления.Политология, с точки зрения проблем, решаемых на уровне муниципального управления, интересна, прежде всего, тем, что обеспечивает знаниями о поведении избирателей на выборах, а также о взаимодействии местных органов власти с политическими партиями и движениями.

studfiles.net

Методы муниципального управления

Понятие методов муниципального управления

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» понятия «муниципальный» и «местный», а так же сочетание этих терминов применяется в отношении органов местного самоуправления и иных муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые предназначены для осуществления функций местного самоуправления.

Определение 1

Под муниципальным управлением понимают единую систему социальных отношений, которая базируется на территориальной организации населения и способна решать вопросы местного уровня самостоятельно.

Определение 2

Под методом управления в современной юридической науке понимают набор способов и приемов деятельности по управлению, которые направлены на достижение целей, стоящих перед объектом управления.

Под объектом муниципального управления понимают муниципальное образование — ряд поселений, объединенных территориально, владеющих муниципальной собственностью, и имеющих бюджет, управление которыми происходит за счет выбранных органов самоуправления.

Классификация методов муниципального управления

Методы муниципального управления, как правило, используются как комплекс мер, направленных на достижение определенных целей. Совокупность данных мер образует их систему.

В юридической науке принято выделять несколько основных групп методов муниципального управления:

  • Экономические методы.
  • Социально-психологические методы.
  • Административно-распорядительные и правовые методы.

Замечание 1

Каждая из вышеназванных групп методов имеет свой характер воздействия по отношению к объекту муниципального управления. Общепризнанно, что искусство управления, в том числе и муниципального, заключается в овладении данными группами методов, их правильным применением и сочетанием при использовании их на практике.

Экономическая группа методов муниципального управления

Определение 3

Под экономическими методами управления, которые применяются в области муниципального управления, понимают совокупность приемов и способов управления, основанных на применении экономических законов и учете экономических интересов субъектов муниципального управления.

Целью данной группы методов является создание благоприятных условий для успешного экономического развития подведомственной территории.

В задачи данной группы методов входит:

  • Сбалансирование экономических интересов предприятий, организаций, учреждений и населения, которые входят в состав данного муниципального образования.
  • Грамотное планирование по экономическому развитию территории, ее ресурсов.
  • Планирование ценовой и бюджетной политики в рамках определенного законом временного интервала.

Сущностью экономической группы методов является воздействие на экономические интересы субъектов муниципального управления с целью создания эффективных методов работы муниципального образования.

Особенности экономической группы методов, используемых в муниципальном управлении, заключаются в следующих положениях:

  • Экономическая группа методов основывается на общих правилах поведения, которые предоставляют возможности для маневрирования имеющимися в распоряжении муниципального образования ресурсами.
  • Данная группа методов оказывает на потребителей и производителей воздействие косвенного характера, через выстроенную систему взаимоотношений, где учитываются интересы отдельных работников, их групп, работодателей и иных участников трудовых отношений.
  • Данная группа методов основывается на самостоятельности субъектов экономических отношений при несении ими ответственности за те или иные поступки и решения.
  • Экономическая группа методов имеют возможность побуждать исполнителей к тем решениям, которые будут в интересах большинства членов общества.

spravochnick.ru

Функции муниципального управления

Понятие и виды функций управления

Определение 1

Функции муниципального управления – это направления деятельности муниципальных органов, которые являются базовыми.

Функции определяются соответственно природе самоуправления на местах,и отличаются между собой объемами и целями.

Правовая доктрина выделяет следующие базовые функции местного самоуправления:

  1. Обязательное участие жителей в разрешении вопросов, которые могут решаться на местном уровне,
  2. Упорядоченное управление финансами и собственностью,
  3. Удовлетворение потребностей жителей,
  4. Охрана окружающей природной среды и правопорядка в целом,
  5. Защита прав и интересов муниципального образования, которые гарантированы Конституцией РФ.

Краткая характеристика

  1. Обязательное участие жителей в разрешении вопросов.

    Муниципальная деятельность призвана создать условия для возможности населению участвовать в самоуправлении. К условиям можно отнести:

    • присутствие выборных органов,
    • использование прямой демократии,
    • материально-финансовая база для разрешения вопросов муниципального образования.

    Население муниципалитета участвует в управлении путем выборов представителей в органы власти. Известно, что представительные органы выбираются при тайном голосовании, основываясь на ровном избирательном праве. Законодательно установлено, что власть может осуществляться на сходе граждан. Так же возможен созыв местного референдума, где будут участвовать все граждане, которые проживают на территории образования. Население имеет право вносить различные проекты нормативно-правовых актов, а органы обязаны их рассмотреть.

    Развитие демократии на муниципальном уровне обеспечит крепкую взаимосвязь органов и их должностных лиц с жителями образования, и позволит последним контролировать деятельность органов местного самоуправления.

  2. Упорядоченное управление финансами и собственностью.

    Органы местной власти подтверждают свою необходимость при упорядоченном и рациональном управлении финансами и собственностью.

    Органы местного самоуправления выступают в качестве собственника имущества и финансов муниципального образования, однако в случаях, предусмотренных законом, им может выступать население. Органы местного самоуправления могут передать имущество в пользование (временное либо постоянное) юридическим и физическим лицам. Могут совершать и иные сделки в отношении муниципального имущества.

  3. Удовлетворение потребностей жителей.

    Целью муниципального управления выступает улучшение условий жизни населения и создание устойчивой и благоприятной среды населения. Происходит достижение этих целей благодаря деятельности муниципальных органов по развитию местной инфраструктуры. Удовлетворяя потребности жителей муниципальные органы содержат, организуют и развивают учреждения, службы и организации.

    Органы власти в муниципальном образовании занимаются развитием дошкольного и общего образования, поддержанием тепло-, газо-, водоснабжением и пр. Данные мероприятия позволяют создать все необходимые предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина.

  4. Охрана окружающей природной среды и правопорядка в целом

    Определение 2

    Общественный порядок – это база для нормальной жизни муниципального образования и важнейшее условие для того, чтобы реализовывались свободы и права человека и гражданина.

    На сегодняшний день охраной общественного порядка занимаются органы внутренних дел. Органы местного самоуправления обязаны поддерживать полицию. Законодатель определил, что органы местного самоуправления обязательно должны участвовать в охране окружающей природной среды. Органы власти взаимодействуют с государственными органами и обеспечивают оценку состояния окружающей среды, принимают программы для поддержания экологии, выдают разрешения на разные виды природопользования.

  5. Защита прав и интересов муниципального образования.

    Защита прав и интересов муниципального образования означает то, что местное самоуправление имеет право на судебную защиту. И, следовательно, защита прав местного самоуправления – важнейшая функция в деятельности органов местного самоуправления.

spravochnick.ru

Муниципальное управление — это… Что такое Муниципальное управление?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.


Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
  • осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Еще одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба — только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.


Нормативные акты:

dic.academic.ru

21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере

Муниципальное управление как особый вид управленческой деятельности начало формироваться в России вместе с возрождением и становлением местного самоуправления. Во всякой системе управления имеются объект управления, субъект управления, предмет управления. Объектом муниципального управления, как уже отмечалось, является муниципальное образование — населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. В качестве субъектов муниципального управления выступают население муниципального образования — местное сообщество, объединенное общими интересами (муниципальный интерес) в решении проблем своего жизнеобеспечения и развития, а также органы местного самоуправления, избранные местным сообществом и действующие от его имени.

Предмет муниципального управления — регулирование социально- экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Муниципальное управление является специфическим видом управленческой деятельности.Управленческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется преимущественно в границах муниципального образования и соответственно в интересах его населения.

Анализируя содержащиеся в литературе определения, можно сделать следующий вывод: муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов местного самоуправления на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Сущность муниципального управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Муниципальное управление по аналогии с вышеперечисленным обладает также несколькими специфическими чертами:

1. Опора на муниципальную власть в сочетании с широким участием населения в принятии решений на территории муниципального образования.

2. Реализация исключительно в границах конкретного муниципального образования и теоретически глубокая связь с местными традициями, преемственность.

3. Системность.

Как дисциплина муниципальное управление исследует правила, которыми люди руководствуются и которым следуют, реализуя управленческую деятельность. Часть этих законов сокрыта в самой человеческой деятельности и глубинно связана с мыслительными моделями, рефлексами.

Характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:

• концепция муниципального управления опирается на философию и базовые принципы местного самоуправления;

• в системе муниципального управления объектами управления являются локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;

• в системе муниципального управления имеются два субъекта управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества

Перечисленными характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены особенности муниципального управления, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Эти отличия вытекают из самого характера муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальный менеджмент можно рассматривать как менеджмент социальный.

Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет — организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли.

Вторая особенность — роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

С этим связана третья особенность муниципального управления — опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства либо государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя «привязанным» к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативомлибо акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов.

Наконец, пятая особенность муниципального управления — множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер.

Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, «латанию дыр» перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *