Для промышленных объектов вводится новая классификация \ Консультант Плюс
- Главная
- Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ»
Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ»
Четвертого марта Президент РФ подписал Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон). Закон существенным образом изменяет требования к опасным производственным объектам. В отношении наиболее опасных объектов государственный контроль будет усилен, а в отношении наименее опасных — ослаблен.
Закон вступает в силу с 15 марта 2013 г., однако ряд его положений начнет действовать позже (с 1 июля 2013 г. и с 1 января 2014 г.).
Новая классификация опасных производственных объектов
Наиболее существенным изменением станет внедрение новой классификации опасных производственных объектов. Все они будут разделены на четыре класса опасности: от I класса — чрезвычайно высокая опасность до IV класса — низкая опасность. Класс опасности производственного объекта будет определяться в зависимости от двух критериев: от оборудования, используемого на объекте, и от количества опасных веществ, находящихся на нем.
Что касается сферы применения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон о промышленной безопасности), то Закон незначительно изменяет сам перечень опасных производственных объектов, указанный в Приложении 1 к Закону о промышленной безопасности. Однако в силу введения классов опасности подход к регулированию в отношении данных объектов будет существенно дифференцирован.
Класс опасности будет влиять на требования, предъявляемые к опасным производственным объектам. Например, для объектов IV класса опасности будут установлены минимальные требования: в отношении них не будет требоваться проведение плановых проверок, разработка и утверждение в установленном Правительством РФ порядке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
К объектам I класса опасности будут предъявляться наиболее жесткие требования, которые начнут действовать с 1 января 2014 г. Например, в отношении всех подобных объектов будет установлен режим постоянного государственного надзора, порядок осуществления которого будет определять Правительство РФ. В настоящее время требование об установлении постоянного государственного надзора распространяется только на объекты, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень.
Классы опасности будут присваиваться при госрегистрации опасного производственного объекта. Сама процедура данной регистрации сохранится в неизменном виде. Подробнее о такой процедуре см. в Путеводителе по госуслугам для юридических лиц.
В отношении объектов, уже зарегистрированных в госреестре опасных производственных объектов, Законом установлена обязанность до 1 января 2014 г. провести перерегистрацию с присвоением соответствующего класса опасности.
Декларации промышленной безопасности
Закон определяет, что обязанность по разработке деклараций промышленной безопасности сохранится только для объектов I и II класса опасности, на которых опасные вещества получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
Для деклараций промышленной безопасности будет создан отдельный реестр, вести который будет Ростехнадзор.
Увеличится перечень случаев, когда декларацию промышленной безопасности необходимо разрабатывать повторно. Повторная разработка будет необходима:
— в случае истечения десяти лет со дня ее внесения в реестр деклараций;
— в случае выдачи Ростехнадзором или его территориальными органами предписания о разработке новой декларации, если выяснится, что сведения в декларации не соответствуют сведениям, полученным в ходе государственного надзора в области промышленной безопасности;
— в случае изменения требований промышленной безопасности;
— в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на 20 процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.
Системы управления промышленной безопасностью
С 1 января 2014 г. все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны будут создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Под системой управления промышленной безопасностью в Законе понимается комплекс организационных и технических мероприятий, осуществляемый в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, в целях локализации и ликвидации последствий таких аварий.
Правительство РФ установит требование к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью.
Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, которым присвоены I, II и III классы опасности в соответствии с п. п. 1, 4, 5 и 6 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности (в редакции Закона), должны будут разрабатывать планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию устанавливаются Правительством РФ.
Осуществление плановых проверок опасного производственного объекта
Закон изменяет периодичность проведения плановых проверок для производственных объектов III и IV класса опасности. Плановые проверки объектов III класса опасности будут проводиться не чаще одного раза в три года, а в отношении объектов IV класса опасности, как было сказано выше, такие проверки вовсе не будут осуществляться. Для объектов I и II класса опасности периодичность проведения плановых проверок не изменится — они будут проводиться не чаще одного раза в год.
Для объектов I класса опасности также устанавливается режим постоянного государственного надзора.
Уведомление о начале осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности
Закон установил обязанность по уведомлению Ростехнадзора и его территориальных органов о начале эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности. Данное правило вступит в силу с 1 июля 2013 г.
Предполагается, что до этого момента Правительство РФ должно будет утвердить конкретные перечни работ и услуг, выполняемых в составе данного вида деятельности. Соответствующие изменения должны быть внесены в Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
Документация на капитальный ремонт опасного производственного объекта не подлежит экспертизе промышленной безопасности
В соответствии с Законом не будет необходимости проводить подобную экспертизу ни при разработке, ни при внесении изменений в документацию на капитальный ремонт опасного производственного объекта. При проведении капитального ремонта опасного производственного объекта необходимо будет проводить только экспертизу проектной документации (ст. 49 ГрК РФ).
Дата публикации на сайте: 05.03.2013
Поделиться ссылкой:
www.consultant.ru
На какие классы опасности в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются опасные производственные объекты
Вопрос из Темы 1. Российское законодательство в области промышленной безопасности по курсу самоподготовки по промышленной безопасности за 2019 год — «А 1. Основы промышленной безопасности«. Этот вопрос входит в билеты Ростехнадзора и применяется при онлайн тестировании по обучающе-контролирующей системе Олимпокс.
При тестировании по системе Олимпокс, на это вопрос приводится несколько вариантов ответов:
На какие классы опасности в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются опасные производственные объекты?
Варианты ответов:
А) I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
Б) I класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности;
II класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
III класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
IV класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности.
В) I класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
II класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности — неопасные производственные объекты (вероятность аварии равна нулю).
Пояснение:
№ 116-ФЗ Ст.2.п.3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
(п. 3 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
Правильный ответ:
А) I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
tests24.su
На какие основные категории делятся опасные производственные объекты?
Что относится к опасным производственным объектам?
Классификация опасных производственных объектов определена в Федеральном законе от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Федеральному закону №116-ФЗ, на четыре класса опасности:
I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
Чем меньше численное значение класса опасности опасного производственного объекта, тем, очевидно, он опаснее.
Согласно Федеральному закону №116-ФЗ присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Установленная связь присвоения класса опасности опасному производственному объекту с его регистрацией в госреестре сделала более явными несоответствия в законодательстве. Градостроительный кодекс относит к особо опасным и технически сложным объектам капстроительства опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в госреестре, в т.ч. некоторые опасные производственные объекты I и II классов опасности. Формулировка «подлежащие регистрации», очевидно, относится не к объектам, уже зарегистрированным в госреестре, а к объектам, которые должны быть (будут) зарегистрированы в госреестре в качестве опасных производственных объектов (будущие опасные производственные объекты), в т.ч. в качестве опасных производственных объектов I или II класса опасности. Это хорошо согласуется с данным в Градостроительном кодексе определением объекта капстроительства, как объекта, строительство которого не завершено, но вносит неопределенность в отнесение не построенного и не зарегистрированного в госреестре опасного производственного объекта к особо опасным и технически сложным объектам капстроительства. ФЗ №116-ФЗ не предусматривает определение класса опасности проектируемого опасного производственного объекта, фактически определять этот класс приходится проектировщику.
Не смотря на то, что согласно Федеральному закону №116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, ни КоАП, ни УК прямо не предусматривают ответственность руководителя эксплуатирующей организации за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в госреестре.
www.safety.ru