Национальная система образования и воспитания это – Национальное своеобразие воспитания

Национальное своеобразие воспитания

Национальным воспитанием принято считать своеобразие воспитательно-образовательной системы, которая учитывает историю и культуру страны, своеобразие национальных отношений и национального характера людей.

К концу XIX – началу XX вв. во всех развитых странах Европы, Америки и в России уже складываются национальные системы воспитания и образования с рядом характерных для каждой из них особенностей и черт. Несомненным для всех становится, что национальное является очень важным в образовании, воспитании, жизни общества в целом. Однако это вступает в противоречие с мировой тенденцией к интеграции культур, к интернационализации человечества. Поэтому одновременно с оформлением национального самосознания народов в передовых странах неизменно возникали идеи космополитизма. Они пытались также противостоять борьбе за передел мира. Марксизм как интернациональное учение также возник в противовес национализму. С этой точки зрения массонство – явление того же порядка. Массоны имели ложи во всех развитых странах, объединяя интеллектуальную элиту этих стран. Эта интернациональная интеллектуальная элита стремилась объединиться и определять развитие мира.

Таким образом, в истории человечества одновременно развивались и боролись друг с другом две противоположные тенденции – стремление к объединению стран и народов (интернационализм) и стремление к обособлению нации или народности (национализм).

Важно здесь не потерять «золоту середину», и истина, как всегда, диалектична: единство противоположностей, а не только их борьба. Потеряв национальное своеобразие, историю, культуру, язык, нация теряет многое не только для себя, но и для всего человечества. Однако, национальное может перерасти в национализм, своеобразный эгоизм нации, который в середине XX века замкнулся на фашизме.

Образование же, как особая сфера культуры, осознавая ценность национального, необходимость его сохранения, тем не менее, первым почувствовало пользу от общения, взаимного обогащения идеями между странами и народами.

Образование в современном мире все более становится общечеловеческим, имеет межнациональный характер. Создается единое образовательное пространство, которое развивается во взаимосвязи с единым мировым экономическим, технологическим, культурным и научным пространством. Человечество становится единым целым.

Национальное образование является единым звеном в цепи образовательной культуры каждой страны. Здесь устанавливается своего рода иерархия образовательных ценностей: усвоение общечеловеческих ценностей – овладение культурными ценностями цивилизации – духовность и интеллигентность – воспитание Человека-гражданина – усвоение национальных ценностей – приобщение к региональным особенностям – овладение индивидуальным потенциалом и развитие способностей – приобщение к самовоспитанию и самообразованию.

С учетом этой общей идеологии образования национальное воспитание выполняет следующие функции:

  • формирует национальное сознание и самосознание, определяющее социальную адаптацию и вхождение индивида в зону ближнего и среднего социального окружения;

  • воспитывает качества личности, особенно присущие данному народу: немецкая точность, педантизм, крепость духа, дисциплинированность, привычка к труду: американский прагматизм, соревновательность, раскованность; японское почитание природы, невероятное трудолюбие, любовь к гармонии, приверженность к собственной национальной культуре; французское свободолюбие, общительность, почтение к образованности, тонкое чувство юмора; русская щедрость, простота, сообразительность, соборность и т.д.;

  • обеспечивает преемственность поколений в сфере жизненного, практического опыта;

  • способствует глубокому усвоению ценностей национальной культуры;

  • предоставляет образцы, формулирует идеалы, цели и мотивы в процессе самообразования и самовоспитания;

  • является связующим звеном между мировой и личностной культурой растущего человека и гражданина.

В истории педагогики проблемы национального образования органически включались во все педагогические течения, реформы и преобразования. Однако выходы в практическое приложение идеи национального образования были различными, подчас противоположными общим мировым общеобразовательным тенденциям (например, в Африке).

Реакционеры от просвещения М.Катков и Д.Толстой преподавали национальное воспитание на основе тезиса верности Богу, Царю, Отечеству, проводя через этот девиз православную идеологию, русский шовинизм и великодержавное раболепие. Но русские революционные демократы считали, что Сын Отечества прежде всего должен быть Гражданином Человечества. Поэтому нельзя быть патриотом не будучи интернационалистом, творцом, деятелем.

Под флагом национального образования развивалась идеология И.Г.Фихте в Германии и педагогическая концепция К.Д.Ушинского, – революционная позиция Робеспьера и националистическая «самостоятельность» украинских педагогов начала XX века.

Это говорит об одном: проблемы национальной культуры и образования в обобщенном мнении любого народа всегда были значимыми, ими пользовались в честных и корыстных целях, для блага народа и для спекуляции на его национальном достоинстве. Даже в гениальных произведениях К.Д.Ушинского переплетаются идеи славянофильской метафизики с демократическими требованиями реформирования образования в России.

Русская интеллигенция всегда исходила из стремления сделать народные массы образованными, вывести их из темноты и бесправия.

Декабристы хотели ввести Россию в цивилизованную Европу, изменив общественный строй с монархического на республиканский. И натолкнулись на неприятие их идей массами самого русского народа.

Народовольцы приняли решение идти в народ, чтобы изменить его сознание и самосознание, поднять его до уровня образованного слоя общества.

Революционеры-демократы решили изменить общественное сознание и самосознание русского человека, чтобы он мог увидеть нетерпимость старых порядков, воспитать у него тягу к лучшему будущему.

Разночинцы внесли критическую струю в образовательную идеологию России. Не случайно на этой почве определились педагогические позиции великого критика Д.И.Писарева, великого хирурга Н.И.Пирогова.

Революционная Россия эпохи большевизма сделала гигантский шаг вперед в начальном образовании, создав серию законов и декретов о равноправии народов, входящих в состав СССР. В сущности каждый народ получил право на создание национальной системы образования, своей письменности, преподавания на родном языке и т.д. Культурная революция в 20-40-х годах в СССР создала тот духовный потенциал народов, который сделал возможным подъем национальной экономики с одного из последних мест в мире в 1913 г. до 2-го в послевоенный период, победу над фашизмом, прорыв в космос, невиданный авторитет русской культуры во всем мире.

Русская идея, связанная с национальным уважением, доверием к личности и с концепцией социализма, дали великолепные плоды в образовании и воспитании молодого поколения.

Откат назад в настоящее время по всем этим направлениям образования, национальной культуры является следствием отступления правящих кругов СССР и России от идеи приоритета образования в развитии общества.

Потеря статуса образования в нашем обществе неизбежно привела сегодня к трагедии национального достоинства, снижению уровня национальной культуры, национальному самоуничижению, национальным конфликтам и трагедиям.

Черты национальной школы

В истории школы и педагогики национальная школа имеет свои тенденции развития. Первоначально всегда происходило определенное объединение племен, имеющих общую территорию и сходное, взаимовыгодное занятие населения: торговля, пастушество, земледелие и т.д. Образование носило ремесленно-практическую направленность. Затем возникал союз племен и различных слоев населения, которые обеспечивали себя всем необходимым для проживания. Объединяются производство и торговля, усиливается обмен культурными ценностями и родственными связями. Создается народность, в основе которой близкий язык, общие нравственные установки, ценности и традиции, а подчас и единая религия. Создается единая по содержанию, целям и ценностям народная педагогика, этнопедагогика. Она лежит в основе национального образования, но не всегда определяет его. Дело в том, что не каждый народ в силу исторического развития может стать нацией. Нация же характеризуется не только глубокими народными связями, но и межкультурными связями. Она выходит на уровень партнерства с другими национальными культурами, с мировой культурой в целом. Поэтому только обогащенная общей культурой цивилизации, культура народа может стать национальной культурой. И тогда народная школа поднимается до уровня национальной системы образования.

Чертами национальной школы в наше время выступают:

1.Глубокая интеграция образовательной системы в мировое образовательное пространство, прежде всего в сфере взаимодействия научной информации, в содержании образования, усвоении культурных ценностей через духовное воспитание (диалог культур).

2.Приоритет родного языка, национальной культуры, отечественной истории и этнокультуры в жизнедеятельности подрастающего поколения, проникновение через весь процесс образования в психологию, духовность национальной души.

3.Гармоническое сочетание национального и регионального компонентов в содержании образования с общечеловеческим, при этом недопустимо преобладание национального федерализма, даже если речь идет о какой-либо господствующей группе населения. Региональный компонент не может составлять свыше 20%, а национальный – свыше 10% содержания образования.

Мировая практика показывает, что здесь должен господствовать принцип взаимообогащения культур, а не их противодействия. Дети господствующей нации должны хорошо знать культуру народов, которые живут в данном регионе; но и те в свою очередь должны постоянно общаться, взаимодействовать с коренным населением региона, знать его культуру.

Ведущие принципы образовательной политики страны должны обязательно связываться с принципом учета особенностей национальной культуры. Так, принципом английской национальной политики является ориентация на идеал гражданина-джентельмена, французская образовательная политика делает упор на приложение научного знания в общей культуре (часто внешней образованности) человека, в США культивируется стремление к новому, высочайшая активность в борьбе за первенство в достижениях в любой области. (В этом смысле книга рекордов Гиннеса в большой мере соответствует национальному духу американцев).

Этнокультура может определять образ жизни подрастающего поколения, но отнюдь не его образ мысли. Поэтому патриархальный быт, нравы и традиции не должны преобладать над силой духа молодого человека, религиозные ритуалы и таинства не довлеют над самостоятельностью и самоутверждением воспитанников. Приобщение молодого поколения к национальным традициям, «культурному преданию» по К.Д. Ушинскому, должно включать творческие усилия новых поколений по обогащению силы духа нации. Вера в народ предполагает уверенность в себе, а вовсе не растворение Я в массе населения.

Отношение народа к современной мировой и собственной культуре является базовым элементом национальной школы. Надо знать то, что сделал народ в прошлом, какую лепту внес во всемирную историю, науку и культуру, в каком направлении он движется впереди человечества и именно здесь активно совершенствовать национальную школу. По Фихте, свое – не есть нечто противоположное чужому, но оно определяет стиль усвоения народом чужого опыта и культуры. И этот стиль проявляется прежде всего в творчестве народа, в творческой деятельности основной массы людей.

Русская школа

Русская школа имеет глубокие славянские корни. В сущности, грамотность и вероучение пришли на Русь из Болгарии. Русская школа впитывала идеи четкого педагога Я.А.Коменского как собственные откровения. Русская школа ориентировалась с самого начала на народную культуру. Нетрудно заметить, что в «Поучениях Владимира Мономаха» в русских пословицах и поговорках прослеживается полная взаимозаменяемость.

Русская народная мудрость отразила основные идеи воспитания детей и юношества:

Основными чертами современной религии являются следующие:

1.Никакая религия не воюет с государством: она поддерживает светское общество, как колыбель, в которой обитают человеческие души.

2. Наука признает, что религия внесла весомый вклад в развитие мировой культуры. Религия, в свою очередь, признает, что наука вносит весомый вклад в духовное развитие человека. Церковь не случайно признает ошибки в гонениях на ученых Галилея и Дж.Бруно.

3.Современная наука считает, что в развитии определенных направлений научной мысли скоро будет достигнут определенный предел. Что касается религии, то сфера веры пока еще не имеет предела, и следовательно, возможно ее дальнейшее развитие. Не случайно в XX веке Б.Рассел создал новую концепцию соотношения науки и религии. Он писал: «Как вширь, так и вглубь, как в большом, так и в малом, наука, видимо, достигает пределов». Но духовный мир человека необозримо велик: «Бог и бессмертие – эти центральные догмы христианской религии – не находят поддержки в науке, нельзя сказать, что они существенны для религии вообще, поскольку в буддизме их нет… Люди будут и впредь верить в Бога и в бессмертие, …но, по-моему, эти догмы не обоснованы, не знаю, смогу ли я доказать, что Бога нет и что Сатана – это фикция. Христианский Бог, может быть, и существует, а может быть существуют боги Олимпа, Древнего Египта или Вавилона. Но каждая из этих гипотез не более вероятна, чем любая другая… Сознание и материя – удобные, в некоторых отношениях, термины, но никак не последние реальности».

4.Все больше судьба человека зависит от него самого. Религии тоже предоставляют человеку выбор его жизненного пути: в конечном счете, его душа стремится к богу или к дьяволу, и это определяет он сам. С позиции философии цель и смысл жизни, идеал выступают как главный мотив самосовершенствования и в религии, и в науке. В.Н. Лосский писал: «Выбирает ли человек добро или зло, становится Богу подобным ил неподобным, он свободно обладает своей природой, потому что он – личность, сотворенная по образу Божию».

5.Безбожие в общественном мнении часто расценивается как безнравственность человека. В наши дни религия становится модной, своего рода рекламой: «Я – верующий, а потому – хороший человек». Развитие культуры дает основания для такого воззрения. Известный философ И А.Ильин писал: «Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести; и ныне эта культура являет свое бессилие и переживает свое крушение». Религия предлагает миру непоколебимый идеал, вечные духовные ценности, и это делает ее привлекательной для всех людей и во все времена.

6.В современном сложном мире человек живет среди проблем и страстей. Обуздание последних невозможно без религиозного чувствования. К.Н.Трубецкой отмечал: «С одной стороны, человек чувствует в себе животное, ощущает непрерывную и страшную возможность впасть в животный мир, завыть по-волчьи, захрюкать свиньею или гадом ползти по земле. С этой точки прения оборотничество выражает великую жизненную правду.

Зверочеловечество есть реальный факт нашей жизни: в мире подчеловеческом действительно есть та темная бездна, которая нас в себя втягивает. Помимо оборотней есть и другое напоминание об этой опасности – образы получеловеческие, полузвериные, которые встречаются в изобилии в мифологиях и сказках всех народов… В своем стремлении прочь от этой бездны падения человек ощущает не свое только человеческое усилие, а общее стремление жизни, в котором заинтересовано всякое дыхание, ибо весь мир стремится подняться над собою в человеке и через человека».

7.Мир стремится к единым духовным ценностям, в числе которых права и свободы человека, неприкосновенность человеческой жизни, право на творчество и т.д. Философия, педагогика и религия объединяют свои усилия в создании единого этического кодекса человечества. Вот несколько высказываний выдающихся философов и религиозных деятелей XX века.

В конце XX века в России складывается новый облик православия, который характеризуется следующими чертами.

Восстанавливается статус религии в духовном развитии общества и человека, как высшей моральной ценности.

Происходит приобщение народных масс к религиозным таинствам, которые имеют огромное воспитательное значение.

С помощью религиозных обрядов восполняется недостаточная социальная защищенность людей. Там, где нет законов или где они слабы, религия восполняет нишу морального права на защиту справедливости именем Божьим.

В эпоху социальной нестабильности и духовной разобщенности современного русского общества возрастает стабилизирующая функция религии, обеспечивающая преемственность развития культуры и обогащающая русскую идею.

В стране, где господствующей религией является христианство, происходит интенсивное религиозное наступление на сознание масс со стороны других религий (кришноитство, ислам, иеговизм, различные секты). Создавалась сложная религиозная ситуация, при которой именно науке надо помогать церкви в выработке новой религиозной политики. Прежде всего следует укреплять позиции православия для воздействия на молодое поколение, т.к. именно православное воспитание более всего соответствует общечеловеческим идеалам воспитания. Этим объясняется тот факт, что в последние годы православная церковь пошла на сближение с наукой и практикой педагогики (открытие православных гимназий, воскресных школ, преподавание в школах «Основ православной культуры и нравственности», договоры Епархий с органами образования в ряде городов России, научные конференции по духовно-нравственному воспитанию и т.д.).

Последнее положение требует особого разъяснения. Дело в том, что другие религии в Российском обществе стараются завоевать свое духовное пространство, естественно противопоставляя себя христианству. Мы признаем тот факт, что всякая религия внесла свой вклад в развитие мировой культуры, а также тот факт, что все религии имеют общее зерно общечеловеческих ценностей. Однако православие, как религия, уже пережило пик раскола и имеет устойчивые позиции в отношении к верующим и другим религиям. Между тем как ислам, например, возник гораздо позднее других мировых религий, и в нем сейчас происходит острая борьба крайних экстремистских направлений, которые распространяются не только на Востоке, но и в России. Для этих крайних направлений исламизма, кришноитства и иеговизма характерны нетерпимость к другим религиям, завоевание своего религиозного пространства жесткими методами, жестокость к инаковерующим.

Предстоит серьезная научная экспертиза влияния различных религиозных течений на психологию людей, их социальное и индивидуальное самочувствие и поведение.

В настоящее время накапливается первый опыт взаимодействия православной и светской педагогики и психологии. В Смоленской Епархии два раза в год проводятся многодневные семинары для учителей с участием профессоров духовных академий Москвы и Санкт-Петербурга, практикуются факультативы по основам православной культуры во многих городах России. Они включают в себя изучение истории православия, русской церкви, православной морали, занятия по основам христианской этики.

В мае 1996 г. в Рязани прошла научно-практическая конференция «Подготовка учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся» с участием ученых-педагогов и религиозных деятелей, точнее будет сказать, православных педагогов-ученых.

В свете происходящего представляется важным также готовить научные кадры, способные связать историю науки, религии и культуры в системе современного человекознания. Появляются первые научные сборники по этой тематике.

К числу духовных парадигм, эволюционизирующихся в сегодняшней российской цивилизации, можно отнести следующие: преобладание духа общности, соборности над индивидуальностью, индивидуальным сознанием; приоритет государственного начала над личностным; высокая значимость идеи социальной справедливости, установления божественной или иной справедливости на Земле; признание духовного начала равнозначным или выше материального.

Одновременно, в противовес этому, в российском обществе утверждается приоритет индивидуального начала, примат свободы личности; культ успеха, даже вопреки идее справедливости; акцент на материальные ценности. Причем смена ценностей в известной мере идет насильственным путем, и остается неясным вопрос: возвратится ли и когда российская цивилизация в естественное русло своего развития? Это сложный и противоречивый фон, на котором закладываются духовные ценностные ориентации молодежи.

Сегодня очевидно, что православие – это не просто религия, а стиль и II образ жизни русского человека. Она органически входит в наш быт как существенная часть повседневного существования. На протяжении тысячелетия религиозная педагогика органически вписалась в духовную жизнь славянства. Русское православие ввело в обиход заповедь Сергия Радонежского: «Трудно – беседуй с Богом». Богообщение – чисто православное явление. Архимадрит Наум (Троицко-Сергиевская лавра) наставляет так: «Перед тем, как что-либо делать, даже говорить, нужно рассуждать: по воле ли Божией это будет, во спасение или в погибель души моей? Пусть каждый запишет эти слова святых отцов и помнит всегда, что все, что мы желаем совершить, имело основание славы Божией, по воле Божией и во спасение своей души и ближнего… «Много званных». Господь всех живущих по лицу земли призывает к вере, к Богообщению, «а мало избранных». А избрание зависит от нас самих. Чтобы быть избранным, надо бросить воровство, убийство, отложить гордыню. Молодой, трудись, работай, терпи все, за все благодари, люби Бога и люби ближних своих. Тогда ты перешагнешь порог раба и наемника и придешь к усыновлению».

Основываясь на нравственных ценностях прошлого, современное православие оказывает духовную поддержку нравственной стойкости людей. Священник Артемий Владимиров советует:

  1. Всякую минуту ждать неприятности и, когда придет, встречать ее как жданную гостью.

  2. Когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если допустите – всему конец, ибо все от чувств.

  3. Не смотрите на обидчика и на обиду, тут вы найдете только большую опору обидчивости и лести, но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься.

  4. Ко всем молоткам сим приложите держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение. Действуйте так, как бы от них ничего не было».

Как видим, постулаты православного религиозного воспитания близки духу современной прогрессивной педагогики. Предстоит огромная работа по связи гражданского и светского воспитания с религиозно-нравственным.

Лекция № 10.

studfiles.net

Национальная доктрина образования — Российская газета

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить подготовленную по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций национальную доктрину образования в Российской Федерации.

2. Министерству образования Российской Федерации:

обеспечить доведение национальной доктрины образования в Российской Федерации до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и педагогической общественности;

оперативно осуществлять координацию работ по реализации указанной доктрины.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения национальной доктрины образования в Российской Федерации при разработке и реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере образования, а также при разработке программ развития субъектов Российской Федерации.

Председатель
Правительства Российской Федерации
М. Касьянов

Прим. ред.: текст постановления взят с сайта компании «Консультант Плюс» 

Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 октября 2000 г. N 751

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Введение

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее — доктрина) — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального Российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров — государства, общества, семей, работодателей — в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Основные цели и задачи образования

Система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

формирование культуры мира и межличностных отношений;

разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

непрерывность образования в течение всей жизни человека;

многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

преемственность уровней и ступеней образования;

создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

академическую мобильность обучающихся;

развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

противодействие негативным социальным процессам;

экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Основные задачи государства в сфере образования

Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов.

Государство в сфере образования призвано обеспечить:

реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;

сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;

формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; расширение участия общества в управлении образованием;

участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;

светский характер образования;

условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;

условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;

ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;

воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;

открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;

нормативное финансирование образовательных учреждений;

стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;

предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уязвимых слоев населения;

свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;

высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

законодательное определение сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;

повышение ответственности работодателей за соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;

гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;

развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства;

качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;

государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;

создание правовых условий для предоставления образовательных кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;

создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;

создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;

поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;

доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;

интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.

Педагогические кадры

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить:

дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;

условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения;

привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;

ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;

условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;

условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

Качество образования

Государственная политика в области образования обеспечивает:

создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

обязательное и бесплатное основное общее образование;

общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;

бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;

дополнительное образование, для детей — на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;

общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оплата труда педагогических работников

Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по сравнению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда, и поэтапно приблизить оплату труда:

учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;

иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение

Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.

Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.

При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбавки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.

Социальное обеспечение обучающихся, воспитанников, студентов и аспирантов

Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:

защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;

адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям учащихся;

содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.

Финансирование системы образования

Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.

На первом этапе (до 2004 года) — темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.

Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.

Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 года) — следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 года) — при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации.

* * *

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.
 

rg.ru

Структура национальной системы образования. — Студопедия.Нет

Национальная система образования в Республике Бела­русь включает:

— участников образовательного процесса;

— образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

— образовательные учреждения;

— органы управления образованием.

Образовательные учреждения осуществляют:

1) дошкольное воспитание – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта;

2) общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе;

3) внешкольное обучение и воспитание – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования;

4) профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.

5) среднее специальное образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием;

6) высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

7) подготовку научных и научно-педагогических кадров;

8) повышение квалификации и переподготовку кадров.

 

Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

Цель обучения рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей составляющих. Эти цели определяют и соответствующие функции процесса обучения:

1) Образовательная цель (функция) процесса обучения заключается в формировании определенных знаний и навыков обучающихся.

2) Воспитательная цель (функция) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности.

3) Развивающая цель (функция) обучения реализуется, главным образом, в развитии мышления, творческих способностей и дарований личности. Принципы обучения – это основополагающие требования к организации этого процесса. Обычно здесь выделяют принцип научности обучения, принцип систематичности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью и другие.

Содержание обучения – это та система знаний, умений и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения, и которая выступает в качестве основы развития личности. Обычно содержание обучения представляется в учебных планах, программах и учебниках.

Методы обучения –  это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярными из которых являются следующие две:

1) Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.

2) Классификация по характеру познавательной деятельности обучаемых, где все методы делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного изложения материала, частично-поисковые и исследовательские методы обучения.

Виды обучения:

1. Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. Содержание обучения было строго индивидуально, так же, как и сроки обучения.

2. Классно-урочный вид обучения. Имеет четкие требования к организации педагогического процесса: постоянное место и продолжительность учебных занятий; объединение в группы (классы) учеников одного возраста; постоянный состав учебных групп; стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок.

3. Лекционно-семинарский вид обучения. Появился в связи с созданием первых университетов. Используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний.

Формы обучения:

1) Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады).

2) Групповые формы подразделяют на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам).

3) К индивидуальным формам относятся: консультации и репетиторство.

Средства обучения – это учебные программы, учебники, конспекты, плакаты, технические средства обучения (ТСО), раздаточный материал и т.д.

studopedia.net

реформа системы образования продолжается, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”

​О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.

Чтобы максимально эффективно решить эту проблему была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.

Что такое национальная система учительского роста?

Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.

Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.

Основные задачи и цели НСУР

Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.

Особенностью новой системы являются следующие составляющие:

  • Аттестация, действовавшая ранее, позволяла лишь выявить уровень соответствия квалификации. Новый же метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы;
  • Второй, не менее значимый критерий – внедрение нормативно-правовой базы в систему учительского роста, что даст возможность упорядочить критерии оценки профессионализма, привести их к общему знаменателю;
  • Наконец, третий важный момент – система учительского роста предусматривает использование различных методов стимулирования педагогов к повышению уровня квалификации.

С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.

Другими словами, воспитание личности учащихся вновь возвращается в учебные заведения и займет главное место, наравне с образовательным процессом – и это также одна из задач, которую особенно подчеркнул В. Путин в данном им поручении.

Перспективы внедрения НСУР

Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.

В настоящий момент утверждена «дорожная карта» по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.

Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.

В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.

Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Национальные ценности – это основа системы непрерывного образования

Библиографическое описание:

Сагынаева Г. Р. Национальные ценности – это основа системы непрерывного образования // Молодой ученый. — 2017. — №10.1. — С. 82-84. — URL https://moluch.ru/archive/144/40439/ (дата обращения: 04.09.2019).



В настоящее время образование развивается самыми интенсивными темпами, каждый раз обогащаясь новыми технологиями. В ходе внедрения эффективных направлений и новых приемов и способов в педагогический процесс инновационные методики принесли особое вдохновение. Тем не менее, в наш век глобализации каждое государство старается сохранить свой менталитет, свои национальные особенности. И нашу страну, Казахстан, спасут от этого процесса /глобализации/ наши национальные ценности, сформировавшиеся и отточенные временем.

Вполне понятно, что через некоторое время материально-техническая база наших школ будут соответствовать мировым стандартам. Доказательство тому то, что в качестве эксперимента по республике начали работу 30 пилотных школ, а по Кызылординской области – 22 инновационные школы. В Законе «Об образовании» Республики Казахстан написано: «Главная цель системы образования – это формирование личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений практики и науки, создание условий для получения качественного образования, для развития и профессионального закаливания, развитие духовных, физических и творческих возможностей личности, формирование твердых основ для здорового образа жизни и человечности, через развитие индивидуальности обогащение кругозора и самосознания».

Для реализации этих обязанностей необходимо внедрение новых технологий обучения и использование наиболее эффективных путей, необходимо повышение уровня самообразования и самореализации в обществе. При праве каждого гражданина нашей страны на образование, возрастает всесторонняя необходимость обеспечения дидактическими условиями процессов обучения, воспитания, развития, формирования в каждом ученике уважения к национальным ценностям, к особенностям национального воспитания. Национальные ценности – это наши национальные традиции и обычаи, культура и искусство нашего народа. Связывая национальные ценности с передовыми технологиями в деле воспитания и обучения нового поколения, необходимо в каждом молодом человеке воспитать национального патриота, уверенную в себе личность. И если казахский просветитель М. Жумабаев говорил: «Воспитатель обязан воспитывать ребенка в духе той нации, к которой принадлежит этот ребенок, в которой он живет, для которой он будет жить и творить», то казахский ученый Жусипбек Аймауытов утверждал: «Если выпускник школы будет смотреть на весь мир, на других и на свою собственную жизнь сознательным взглядом образованного человека – вот тогда и будет понятна основная и самая главная цель образования. Школа должна построить в этом направлении крепкий фундамент для развития молодого человека в будущем». И. Г. Песталоцци подчеркивал: «Правильная организация способов обучения и содержание учебных пособий и учебников на национальном языке способствуют формированию сознания и мышления человека, его правильному развитию».

В деле воспитания и обучения детей надо опираться на такие качества учителя, как профессиональная компетентность, совершенная профессиональная подготовка, на достижения делового опыта. Подавляющее большинство направлений в воспитании детей в образовательной системе многих стран находится под строгим и жестким контролем. Например, главной обязанностью в американской системе образования является воспитание достойного гражданина своей страны, а также усвоение принципов, навыков и умений для конкурентоспособности в мировой экономике.

Французская система образования ставит целью формирование стремления в учениках к новым знаниям для культурного развития в будущем. Каждая школа там, несмотря на возрастные ограничения и особенности менталитета, являются центрами развития и распространения культуры.

В Японии очень важно уважение к личности ученика. Здесь также поддерживают желание учеников и студентов продолжить обучение в стенах своей школы для лучшей адаптации к многонациональной информационной среде и для лучшей подготовки к современной жизни.

Греция, после целого ряда реформ и преобразований, добилась создания современной модели формирования свободно мыслящегося и ответственного гражданина, патриота, владеющего духовно- нравственными принципами, с физически развитым и здоровым телом, с религиозным самосознанием.

В российских школах рассматривают в качестве основного и самого главного направления в системе воспитания и образования развитие на самом высоком уровне индивидуального интереса у ребенка по духовной необходимости.

Самое главное правило в этом деле – не принимать за образец, за эталон чуждые природе казахов иностранные инструкции, формирование в школьной системе непрерывного образования, опираясь на национальную идею главной философской платформы, на национальные и общечеловеческие интересы и цели, на духовно- культурные ценности, человека нового формата, личности.

Геополитическое расположение Казахстана между Европой и Азией, состояние родного языка и национальной культуры в советский период, поликультурная и многоконфессиональная характеристика страны, духовные ценности народа в воспитании потомков и размышления великих мыслителей-педагогов – требуют создания национальной системы обучения непрерывного образования. В Обращении Президента Казахстана к народу написано: «Мы должны развивать во всех гражданах страны чувство любви к родине, чувство патриотизма, а также формирование полноценной личности – вот наша основная обязанность».

Учитель может воспитать национальную личность, патриота своей страны опираясь на национальные ценности. Обучение при помощи национальных ценностей – воспитание молодого поколения в духе уважения к народным традициям и обычаям, формирование характера, взаимоотношений с окружающей средой. Очень важно, чтобы молодое поколение независимого государства осознавало важную значимость и величие качеств национальных ценностей. Независимому Казахстану необходимы граждане, воспитанные посредством национальных ценностей, патриоты страны, осознающие роль национальной педагогики и общечеловеческих ценностей. Необходимо воспитание личности, уважающего культуру, традиции, религию, историю, язык, народ, родную землю, государство, готового ради своей родины пожертвовать своими знаниями и способностями. Магжан Жумабаев словами: «Воспитатель должен создать не подобие свое, а личность, достойную будущей эпохи» соотносит принципы воспитания с требованиями будущего времени.

Традиции воспитания казахского народа ничуть не хуже традиций других народов. А значит, воспитывая подрастающее поколение в духе бесценных народных традиций и обычаев, мы должны внушить им самые важные основы для становления личности, патриота, гражданина.

Литература:

  1. Головнева Е. В. Теория и методика воспитания: учебное пособие для педагогических вузов по спец. 031200 «Педагогика и методика начального образования» / Е. В. Головнева. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2009.
  2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х частях. Часть 2. Учебник для ВУЗов. ГРИФ МО РФ. 2006.
  3. Сластенин В. А. Педагогика профессионального образования. Учебное пособие. 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, дело воспитания, Казахстан, молодое поколение, молодой человек, непрерывное образование, традиция, школа.

moluch.ru

Национальные системы образования

Ольховик И. В.

Анализ тенденций развития национальных систем образования и рынков образовательных услуг позволяет охарактеризовать происходящие в данной сфере процессы как «образовательный бум», который в конце прошлого века буквально захлестнул многие страны – США, Австралию, Китай, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и др. За период с 1985 по 1996 г. учащееся население планеты увеличилось на 22%, с 919 млн. до 1,13 млрд. человек, в том числе: количество студентов высших учебных заведений увеличилось на 28%, с 60,27 до 84,26 млн. человек. Спустя тринадцать лет в 2008/09 уч. г. количество студентов в мире составило уже 164,582 млн. человек [1, с. 188].

По информации Института комплексных социальных исследований РАН и Центра социологических исследований Минобразования России, во всех странах в 2001 г. обучалось примерно 2,5 млн. иностранных студентов, стажеров, аспирантов [2], а в 2008/09 уч. г. на основании данных Института статистики ЮНЕСКО количество иностранных студентов во всем мире составило 3,369 млн. человек [1, с. 198]. Предполагается, что в 2025 г. общее количество международных студентов-иностранцев по самым пессимистичным прогнозам составит 8,4 млн. человек, таким образом, объем рынка возрастет практически в 2,5 раза [3].

По данным ЮНЕСКО, сегодня образовательные услуги для иностранцев предлагают тысячи вузов из 129 государств, хотя основная конкуренция происходит, как правило, между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Японией, где обучается свыше 4/5 всех иностранных студентов. Характерно, что на эту же группу стран приходится и 4/5 общемировых государственных расходов на образование (в абсолютных цифрах 1098,4 из 1386,8 млрд. долл.). Это соотношение остается устойчивым на протяжении последних 20 лет [2].

Лидеру рынка – США – принадлежит около 20% международного рынка образовательных услуг, несмотря на то, что число иностранных студентов в общем наборе на протяжении десяти лет составляет 3–4%. Вместе с тем у целого ряда стран число иностранных студентов в общем наборе принимает большие значения. Так, в карликовом государстве Западной Европы – Княжестве Лихтенштейн – набор иностранцев в 2008/09 уч. г. достиг 74% от общей численности студентов, при этом общее число студентов в стране менее набора малого европейского университета – около 1 тыс. В карликовом государстве Восточной Азии Макао – 50% от общей численности студентов, при этом общее число студентов в стране – около 29 тыс. Также высокие доли иностранных студентов в общем наборе наблюдаются на Кипре и в Катаре, поскольку в каждой из этих стран общее количество иностранных студентов составляет около 30%. Это позволяет подтвердить суждение о том, что процессы глобализации в большей степени затрагивают малые и средние государства [1, с. 190–199]. Основываясь на приведенных данных, можно объяснить желание студентов обучаться в других странах стремлением получить более качественное образование, нежели внутри своей страны. Об этом свидетельствует их выбор, в основном, в пользу образовательных систем Европы, США и Австралии.

Следует пояснить, что если национальные (внутренние) рынки образовательных услуг регулируются государством, то на международной арене в сфере образования действуют такие влиятельные организации, как Мировой банк (МБ), Всемирная торговая организация (ВТО), ЮНЕСКО, ОЭСР и др. Их декларируемые функции, в основном, сводятся к поддержанию свободной торговли, рыночных механизмов, в том числе и в сфере высшего образования, в связи с чем они выступают за уменьшение правительственных ассигнований для государственных систем высшего образования. Сторонники этой позиции доказывают, что рыночные механизмы и конкуренция приведут к улучшению качества образовательных услуг, поскольку наиболее успешными окажутся те провайдеры, которые смогут более качественно работать и эффективно удовлетворять запросы потребителей.

Литература:

1. Global education digest 2011: Comparing education statistics across the world / UNESCO Institute for Statistics. Montreal: 2011. 308 p.

2. Галаган А.И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 61–75.

3. Почекина В.В., Якубук Ю.П. Международный рынок услуг. Минск: НО ООО «БИП-С», 2004. 264 с.

be5.biz

Статья»Национальная система воспитания и роль семьи «

Родительский лекторий: национальная система воспитания и роль семьи.

Семья-колыбель души

любого человека (Ж.Дантон.)

Каждый народ индивидуален и потребности национального и культурного развития у него свои.

Каждый ребенок имеет право быть воспитанным в своей национальной традиции. Это право неотделимо , ибо существует только национальная культура ,мировая культура есть некое умозрительное понятие .Всякая национальная культура обеспечена прежде всего в форму родного языка.

У всех великих народов своя национальная система воспитания. В основе каждой из этих систем лежит свой особый принцип, определяющий образовательную систему в ее целом и сообщающей ей специфический характер. Так основным принципом германской системы воспитания являлась наука. принципом английского воспитания являлась выработка характера , идеал гражданина. для Франции .напротив, было характерное стремление к внешнему приложению научного знания.

Установив факт различия образовательных систем отдельных народов из которых каждая преследует свою особую цель, определяемую характером данного народа. остановимся на принципах национального воспитания крымских татар

Крымским татарам, вынесшим тяжелейшие удары репрессий царского и депортации советского периодов истории, побывавшим в положении » людей второго сорта» , »народа разбойника», «народа без имени», испытавшим мыслимые и немыслимые лишения, cохранившим при этом язык и культуру, вопреки всему важнейшие национальные черты –миролюбие ,открытость, толерантность, обретшим на опыте совместной «лагерной « жизни с другими депортированными народами на чужбине и анализе кровавых межнациональных конфликтов на территории стран СНГ еще большую свободу от шовинизма и воинственного национализма, привыкшим рассчитывать только на собственные силы, необходимо использовать нажитой опыт на дальнейшее развитие нации воспитания подрастающего поколения в соответствии с национальной культурой образом жизни и системой народного образования.

Основные пути реализации задач национального воспитания — родной язык, знание своей родословной, родная история, краеведение, народная мифология, фольклор, национальное искусство, народный календарь, национальная символика, народные приметы, верования, религиозно-воспитательные традиции, обычаи, обряды.

В народной педагогике реально действующим центром воспитания является семья.

Более того , семейная этнопедагогика играет спасительную роль в народной судьбе, что подтверждается на примере сохранения 24 депортированных народов, которые были бы обречены на исчезновение, если бы национальная система воспитания не сохранила свои позиции в семье.

Первоначальные сведения об окружающем мире, о нормах взаимоотношений с другими людьми ребенок получает от матери, отца, старших сестер и братьев, бабушек и дедушек , т.е. формирование личности начинается в семье. Философ Диоген ударил по щеке отца, сын коего говорил в присутствии его беспутные речи .В отличии от норм права ,нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста ,от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве, легендах, сказках ,пословицах, песнях.

Поэтому говорят, ребенок-это зеркало, в котором отражается духовный мир родителей.

В речи родителей не бывает небрежно брошенных слов родители стараются не допускать плохих поступков, которые, как известно, надолго остаются в душе ребенка. Поэтому, по образу жизни детей узнаются родители, а так же их деятельность в воспитании детей .

«Баланы биринджи кунюнден башлап тербиеле»- гласит народное поучение. Так и делают: детей учат, что и как надо делать, что красиво, а что безобразно, где и что надо говорить, как надо вести дома и в гостях и т. д . Авторитет родителей в формировании духовного мира ребенка неоценим .Хорош ли тот пастух ,который смотрит спокойно, как стадо его идет ,куда хочет, и потом часть его застрянет в болоте ? И если родители предоставляют детям свободу идти куда хотят и к кому хотят, на ком же ответственность за испорченных детей? Садовник своевременно обрезает на дереве дикие побеги ; тоже должны делать и родители в отношении к своим детям. Сердце ребенка можно сравнить с садом , а родители с приставленными аллахом садовниками которые с раннего детства должны очищать сад-сердца детей своих от бурьяна и греха.

Опыт правового воспитания. Внеклассное мероприятие.

На весах Фемиды.

Цель: воспитание у учащихся интереса к правовым знаниям. Формировать правовую культуру у учащихся.

Нарушать законы_ это все равно,

что рубить сук , на котором сидишь.

В. Сухомлинский . В турнире принимают участие две команды по 4-5 учеников (9-10) классы Выбирается жюри.

1тур. Правовая разминка. Короткие четкие вопросы — короткие четкие ответы; 30 секунд на обдумывание. 1. Народовластие. (Демократия) 2 Полная независимость государства. (Суверенитет)

3 Предусматривается ли уголовная ответственность за экологические правонарушения? (да).

4 В каком возрасте наступает уголовная ответственность.(16 лет). 5 Членами политических партий в России могут быть граждане достигшие …(18 лет).

6 Необходимое условие демократии (гласность).

7 Возраст получения паспорта (14лет).

8 Документ удостоверяющий личность (паспорт).

9Правила социального поведения человека (мораль).

10 Выдвигают ли религиозные организации кандидатов в органы гос. власти ?.(НЕТ.)

2 ТУР .Азбука правоведа.

Вопросы к командам одинаковые. За 30 секунд написать юридические термины.

1 Власть народа. (демократия.)2 Акт изданный президентом (указ).3 основной закон государства (Конституция)3Общественно опасное действие или бездействие ,за которое предусмотрена уголовная ответственность( преступление).4 Личность ,предоставляющая юридическую помощь гражданам.(адвокат)

3 тур. Правовая ситуация.

Команда выбирает конверт с описанной ситуацией : задание — прокомментировать данную ситуацию.

1.Два ученика подрались на перемене .на следующий день отец одного из мальчиков пришел отстаивать права сына , он избил мальчика.

2 В гастроном «Дружба» Пришел устраиваться на работу Андрей. Свое желание работать мотивировал тяжелым материальным положением .Получит ли Андрей работу?

3 5—летнего Ромку ,который гулял около дома ,покусала собака ,которую выгуливал хозяин во дворе. Родители мальчика потребовали моральной компенсации и денег на лечение .Хозяин отказался выполнять эти требования . Как вы думаете прав ли он ?

4 В магазине женщине стало плохо ,теряя сознание и падая она разбила витрину .администрация магазина требует от нее компенсации .Правомерны ли требования ?,

4 тур Правовая цепочка. Определите ,что верно?

1 Законодательным органом России является;

а)Высший Суд б )Гос.Дума. в )Конституционный суд. г) Совет Федерации.

2.Символы государства

а) флаг б) Конституция в)герб в)законы.

3 хулиганство – это …. а ) безбилетный проезд. б) спекуляция в )нецензурная брань

4 в каком возрасте вы можете быть основателем молодежной организации? а) в 18 лет б)14 лет в)15 лет г)16 лет.

5 тур Конкурс капитанов

«Развязать « правовые уравнения.

1минимальный возраст президента.

2пенсионный возраст мужчин.

3минимальный брачный возраст женщины.

4 ограничительный возраст призыва на военную службу.

5 максимальное рабочее время в неделю.

6 возраст граждан ,дающий право на участие в выборах.

7 максимальный срок лишения свободы.

8 минимальный срок трудового отпуска.

4 тур Конкурс «Агитаторы»

За 2-3 минуты представители команд должны выступить с короткими предложениями перед товарищами и убедить их во вреде курения для подростков.

Жюри подводит итоги , награждает победителей.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *