Налог в россии на бизнес – Налогообложение малого бизнеса в 2018 году: изменения и редакции

Содержание

Налоги на малый бизнес в России:новшества законодательства

Открывая собственное дело, каждый предприниматель, прежде всего, просчитывает налоговую нагрузку. Не секрет, что в России давление налогового бремени на малый бизнес достаточно серьезное, поэтому многие работают полулегально, скрывая свои реальные доходы.

Однако руководство страны понимает, что доля налогов малого бизнеса в бюджете значительна, и объем поступлений может увеличиться, если создать условия для развития этого сегмента.

Именно поэтому, сейчас много усилий прикладывается для оказания поддержки малому и среднему бизнесу, а также для создания условий для выхода его из тени. О том, какой предстоит налог на малый бизнес 2015 и какие предусмотрены льготы, и поговорим далее.

Содержание:

  • Налоговые системы для малого бизнеса;
  • Новшества по налогам для малого бизнеса в 2015 году;
  • Три года без проверок;
  • Налоговые каникулы для ИП.

Системы налогообложения малого предпринимательства

Налоги для малого бизнеса – понятие обширное, включающее в себя целый ряд систем налогообложения. Чаще всего небольшие предприятия и ИП выбирают:

  • ОСНО;
  • УСН;
  • патент;
  • ЕНВД.

ОСНО – это общая система налогообложения, на которую каждое юридическое и физическое лицо переводится сразу же после регистрации. Она предусматривает обложение бизнеса целым набором налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т.д.). Это наименее привлекательная система для малого бизнеса, поскольку объем налогов здесь наибольший, а также необходимо вести подробный бухгалтерский учет всех операций.

УСН – это один из налоговых спецрежимов, предназначенных именно для малого бизнеса. Налоговые сборы для малого бизнеса на УСН ограничиваются уплатой одного налога в размере:

  • 6% с прибыли;
  • 15% с оборота.

Малый бизнес чаще всего выбирает именно эту систему, поскольку она позволяет вести упрощенный учет, и объемы выплат при этом небольшие.

Патентная система доступна только микробизнесу. Ее еще называют торговым налогом на малый бизнес. Зачастую речь идет об ИП, которые оказывают бытовые услуги населению или торгуют различными товарами на рынках и в небольших магазинах. Сама по себе система предусматривает покупку патента на определенный срок (чаще всего год), уплаченная при этом сумма и является налогом с деятельности.

ЕНВД – это налоговый спецрежим, на который автоматически переводятся малые предприятия, занимающие определенными видами бизнеса. Расчет налога здесь основывается на специальных коэффициентах и физических показателях (торговая площадь, количество ТС и так далее). Налоговые поступления от малого бизнеса здесь ограничиваются одним налогом, а НДС, налог на прибыль и другие, как и в предыдущих случаях, не платятся.

Существуют и такие спецрежимы по налогам, как ЕСХН, которым могут воспользоваться только сельхозпроизводители. Кроме того, стоит учитывать, что в каждом субъекте федерации могут быть свои индивидуальные правила налогообложения, ставки налогов и другие нюансы,с учетом нововведений на налоги малый бизнес 2015, принятых руководством страны.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Налоги для малого бизнеса в 2015 году: нововведения

В июле президент подписал закон об особых налоговых режимах для малого и среднего бизнеса, который способствует снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Некоторые эксперты даже заговорили о новом налоге на малый бизнес, однако все несколько проще.

В частности, этот нормативный акт позволит региональным властям снижать ставки для тех, кто выбрал упрощенную систему НО. Налог, исчисляемый с прибыли, можно уменьшить с 6% до 1%, а в Крыму с 4% до 1%. Тем ИП, которые зарегистрировались впервые и собираются оказывать бытовые услуги гражданам, региональные власти могут устанавливать нулевую ставку налога при УСН и работе по патенту.

Изменения коснулись патентной системы. Количество видов деятельности, в рамках которых можно работать по патенту, увеличивается с 47 до 63. В частности, теперь патент смогут приобрести предприниматели, занимающиеся изготовлением продукции из молока, аквакультурой и рыболовством, ремонтом компьютерного оборудования, выращиванием овощей, заготовкой трав и семян и так далее.

Некоторые эксперты, правда, считают, что регионы не станут снижать ставки, опасаясь уменьшения налоговых поступлений от малого бизнеса. Потому для реализации данной программы в перспективе будут выделены соответствующие средства, чтобы в погоне за поступлением налогов от малого бизнеса местные чиновники не игнорировали нововведения.

Освобождение от проверок

Еще одной новостью по налогам для малого бизнеса стало освобождение от налоговых проверок. Соответствующий закон приняла Госдума первого июля текущего года. В соответствии с данным нормативным актом, малый бизнес с первого января 2016 года освобождается от различных проверок контрольно-надзорных органов сроком на три года. Освобождение касается тех предприятий и ИП, которые в течение предыдущих трех лет не допускали нарушений законодательства.

В то же время надзорные органы могут проверить малый бизнес в том случае, если ранее его должностные лица или само предприятие (ИП) были привлечены к административной ответственности за грубые нарушения законов, или деятельность была временно остановлена.

Освобождение не касается проверок по части пожарной, экологической и промышленной безопасности. По мнению авторов закона, он позволит снизить надзорное давление на бизнес, которое в значительной мере останавливает рост и развитие малого и среднего бизнеса.

Налоговые каникулы

В декабре минувшего года был принят еще один интересный закон, позволяющий малому бизнесу снизить налоговое бремя. В нем прописан не новый налог на малый бизнес, а специальный режим, который называется налоговыми каникулами. Налоговыми каникулами смогут воспользоваться ИП, которые  зарегистрировались впервые. Им будет предоставлено право на нулевую ставку налога в течение двух налоговых периодов с момента регистрации. Программа, по которой бизнесу могут быть предоставлены налоговые каникулы, будет действовать с 2015 по 2020 год.

О каких налогах для малого бизнеса идет речь? Нулевая ставка будет устанавливаться для ИП, которые перешли на патентную систему или УСН. При этом сфера деятельности, в которой будет работать предприниматель, должна быть производственной, социальной или научной. ИП, имеющий право на нулевой налог на малый бизнес, должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя впервые.

Региональные власти имеют право устанавливать ограничения для льготников по количеству наемных работников или объему поступлений. Эксперты считают, что этот закон позволит тем, кто только начинает бизнес, освоиться в нем без лишних потерь, а тем, кто работает без регистрации, легализовать свой бизнес.

Налоги на малый бизнес в России, безусловно, всегда были менее обременительны и сложны в исчислении, однако есть немало спорных моментов, которые пугают потенциальных предпринимателей. Сегодня власти пытаются привлечь в малый бизнес как можно больше граждан, для чего и был принят ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки.


Загрузка…

mir-biz.ru

важный вопрос при ведении деятельности

Сегодня налогообложение бизнеса в России заставляет всерьез задумываться о доступности ведения собственного дела. В законодательстве выделяются статьи, которые заставляют регулярно перечислять большие суммы в казну. Причем они сразу превращаются в дополнительный ощутимый расход, притормаживающий развитие.

Часто из-за них сразу после открытия появляются сложности, заставляющие влезать в долги и кредиты или длительно изымать деньги из оборота.

ИП – варианты системы налогообложения

Оформление ИП – простой и доступный вариант начала своего дела. Для этого не нужно сталкиваться с кипами документов, а значит, можно спокойно и сразу приступать к работе.

Однако важным моментом является налогообложение бизнеса. О нем должны помнить руководители фирм, заранее подбирая оптимальный вариант. Разумеется, появиться на рынке удастся исключительно после регистрации, так что следует выбрать оптимальный вариант.
Только не нужно опрометчиво соглашаться на первое же предложение.

На самом деле именно налогообложение ИП отличается разнообразием. Из-за этого приходится обращаться к обширному списку, который позволит подробно описать каждый вариант. Причем нет никаких условностей, все данные взяты из налоговой инспекции.

Какие же виды налогообложения доступны индивидуальным предпринимателям? Это:

  1. Упрощенная система налогообложения.
  2. Единый налог на вмененный доход.
  3. Патентная система налогообложения.

Руководители часто рассматривают общую систему налогообложения, доступную для ИП с выплатой НДФЛ в размере 13%, но на первых этапов развития она приносит только затраты.

Так что лучше обратиться к двум предлагаемым вариантам. Причем их подробное описание подтвердит правильность выбора человека.

Упрощенная система налогообложения

Сегодня налогообложение ООО и ИП чаще всего осуществляется по упрощенной системе. Такой выбор позволяет перечислять относительно небольшие суммы в казну государства. Они рассчитывают по одной из двух формул:

  • 6% от общего дохода организации;
  • 5-15% от разницы между доходами и расходами.

Причем точный процент зависит от регионального отделения и устанавливается в индивидуальном порядке.

На первых этапах развития бизнеса такой вариант заставляет отдавать львиную долю доходов, поэтому такая система обычно выбирается для ООО. Ее главным преимуществом является:

  • возможность перечисления денежных средств единственный раз в квартал;
  • подача отчетов лишь 1 раз в год.

Хотя некоторые люди стараются обмануть государство, скрывая часть собственных доходов. После очередной проверки обман раскроется.

Единый налог на вмененный доход

Наиболее распространенным вариантом расчета сборов для ИП является единый налог на вмененный доход. В этом случае предприниматели регулярно перечисляют одинаковые суммы, а проверки прибыли становятся лишь банальностью.

Однако даже такой вариант зависит исключительно от доходов. Подсчет размера отчислений зависит от:

  • рода деятельности;
  • региона;
  • торговых площадей;
  • иных факторов.

Соответственно, узнать подробности удается только в инспекции.

Выбор ЕНВД зависит только от пожелания руководителя. Ему нужно соразмерить суммы при различных видах налогообложения и правильно вести бухгалтерию, чтобы впоследствии не тратить лишние деньги на регулярные сборы.

Хотя обычно постоянные размеры отчислений намного полезнее и практичнее частых проверок и подсчетов.

При ведении бизнеса важно не только выбрать систему налогообложения. Различные виды деятельности требуют получения лицензии. Подробнее тут. Если речь идет об интеллектуальной собственности, то организации необходимо получить патент. Все о патентовании в России читайте в этой статье.

Патентная система налогообложения

Еще одним предлагаемым вариантом является патентная система налогообложения. Она появилась недавно, но быстро заинтересовала индивидуальных предпринимателей.

Ее главным преимуществом является полное освобождение от уплаты налогов после предварительного приобретения патента на срок от 1 до 12 месяцев. Причем можно не беспокоиться о проверках, занимаясь определенной деятельностью.

Такие системы налогообложения малого бизнеса стали помощниками для руководителей. Им удается избавиться от неожиданных затрат, заранее выплатив сборы. Из-за этого начало собственного дела не связано с какими-то сложными формальностями или длительным оформлением документов.

ООО – варианты системы налогообложения

ООО – сложные организации, требующие оформления полного пакета документов. Разумеется, на этот процесс в некоторых случаях уходит несколько месяцев, поэтому надеяться на быстрый старт не приходится. Причем налоговые сборы в этом случае играют важнейшую роль, а значит, их нужно обсудить.

Какие же системы выплат доступны руководителям? Это:

  • Общая система налогообложения.
  • Упрощенная система налогообложения.

Второй вариант подробно рассматривался выше, поэтому лучше рассмотреть первую систему. Такое налогообложение малого бизнеса в России встречается повсеместно, поэтому к нему привлечено всеобщее внимание. Не стоит сразу соглашаться на такой неоднозначный вариант, так как он требует оценки всех преимуществ и недостатков.

Общая система налогообложения

Общая система построена сразу по трем видам налогообложения. Из-за этого расходы организации оказываются значительными. Пожалуй, поначалу лучше отказаться от нее, пока не удастся полноценно воспользоваться всеми преимуществами:

  • налог с прибыли, составляющий 20%;
  • налог на недвижимое имущество;
  • НДС, составляющий 18%.

Так что руководителям сразу приходится сталкиваться с тяжелыми трудностями, которые непросто преодолеть. Интересно, что первый налог исключить нельзя, хоть можно сильно увеличить прибыль. Второй также остается постоянным, а вот третий – пересчитывается в зависимости от затраты на переводы поставщикам.

Почему же такая система полезна? Дело в том, что она позволяет учитывать расходы на страховые взносы сотрудникам. В результате удается посредством разнообразных шагов уменьшать выплаты или полностью отказываться от них. При этом «чистая» прибыль увеличивается, делая предприятие выгодным.

Сейчас виды налогообложения для малого бизнеса обсуждаются в деловых кругах. В законодательстве РФ постоянно появляются дополнительные пункты, которые применяются для уменьшения регулярных отчислений. Соответственно, общие системы – это лишь основные данные, регулируемые на местах различными тонкостями.

prostobiznes24.ru

Налогообложение бизнеса | Моё дело

Рады приветствовать всех начинающих бизнесменов в нашем блоге «Мое дело»! Эта рубрика сайта будет посвящена вопросам налогообложения бизнеса. В этой статье я сделаю краткий обзор темы, изучим основные виды налогов и сделаю их краткий обзор.
Итак, Вы открыли свое дело, и тут же возник вопрос с налогами. Существует 5 основных видов налогообложения бизнеса: ОСНО, УСН, ЕСХН, ПСН, ЕНВД. Это список стандартных форм налогообложения. Чем они различаются? Рассмотрим кратко каждый из них.

Общая система налогообложения (ОСНО)

Общую систему налогообложения можно смело назвать основным видом налогов, по сути это единственная система налогообложения. Другие же виды созданы просто для снижения налоговой нагрузки для небольших организаций.
При регистрации любого вида бизнеса Вы будете использовать именно этот вид налогообложения. После же можно перейти на другой вид для большего удобства.

ОСНО состоит из налога на имущества, НДС (10-18%) и налога на прибыль. Последний разделяют разными процентами — для ИП он составляет 13%, для остальных форм собственности — 20%.

Для ОСНО необходимо вести бухгалтерский баланс и ежеквартально сдавать отчетность.
ОСНО не самый удобный вид налогообложения, у него есть свои минусы — много бумажной работы, для которой потребуется бухгалтер. В других же видах налогообложения Вы сами можете управлять процессом.
Более подробно читайте в разделе: налогообложение ОСНО.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Данная система в первую очередь подходит для обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Большинство организаций оптовой торговли, производства и некоторые розничные торговые фирмы используют именно этот вид налогообложения.

Отчетность по УСН сдают один раз в год в виде налоговой декларации. Сроки, в которые она сдается установлены так: для ИП — до мая, для других организаций — до апреля. Платежи по налогу производят ежеквартально. Такие платежи называются авансовыми платежами.
Большую часть видов деятельности можно перевести на УСН.
Более подробно читайте в разделе: налогообложение УСН.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Если Ваш бизнес в сфере сельского хозяйства — это Ваш вид налогообложения. Им облагаются фермеры, предприниматели и другие организации, чья деятельность — это выращивание, переработка продуктов питания.

У ЕСХН есть интересные преимущества над другими видами налогов.

Более подробно читайте в разделе: налогообложение ЕСХН.

Патентная система налогообложения (ПСН)

ПСН можно применить не ко всем видам деятельности и доступен только ИП. К каким конкретным видам деятельности можно применить ПСН определяет местный муниципалитет.

Суть ПСН — налог является патентом, которым владеет индивидуальный предприниматель для конкретного вида деятельности. Патент действует только в том регионе, в котором был получен.
У патента есть свой срок действия — он может быть от одного месяца до 1 года. Стоимость патента считают установленным порядком по специальной формуле.
Более подробно читайте в разделе: налогообложение ПСН.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Самое популярное использование ЕНВД — среди ИП, после них идут ООО. В чем же особенность данной системы налогообложения?

  • Небольшие фиксированные платежи;
  • Отчетность меньше в сравнении с другими системами;
  • Отсутствие необходимости в кассовом аппарате для торговли;

Если у Вас деятельность в сфере услуг — этот вид больше всего подойдет, он будем самым выгодным.

Учитывайте, у ЕНВД есть ограничения по характеристикам организации. В некоторых случаях применение этой системы налогов невозможно — например большая торговая площадь. Так же есть ограничения по видам деятельности, только утвержденным в списке видам разрешается использовать ЕНВД.

Расчет суммы налога производят по формуле, эта сумма с каждым годом уточняется коэффициентами.

Более подробно читайте в разделе: налогообложение ЕНВД.

delo.pw

Проблемы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения, налогообложение малого бизнеса

Малый и средний бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малые и средние предприятия в Европе обеспечивают рабочими местами около 67 % занятого населения и производят 58 % валовой добавленной стоимости [5, с. 4]. Данный сектор экономики отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики. Малый бизнес наиболее остро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и налогового законодательства, формирует необходимую атмосферу конкуренции, выступает в роли источника формирования среднего класса, обеспечивает политическую и социальную стабильность в обществе и оказывает существенное влияние на предпринимательскую активность региона. Однако в России вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт и занятость населения составляет около 20 % и 25 % соответственно.

Несмотря на то, что развитие данного сектора является одной из приоритетных целей в государственной политике и принимаются специальные законы, указы, постановления и другие нормативные акты, направленные на поддержку малого предпринимательства, в настоящее время доля малого бизнеса очень низка. Сами предприниматели связывают это с плохим предпринимательским климатом в стране. По итогам исследования, проведенного «Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства» в 2015 году 53,4 % предпринимателей заявили об ухудшении условий для ведения деятельности, причем более 10 %—об ухудшении серьезном. При этом самыми важными проблемами предпринимателями названы острая конкуренция (27,3 %), проблема с доступом к кредитам или другим формам заемного финансирования (23,5 %), а также высокий уровень налогов [6, с. 10]. В сложившихся условиях ведения бизнеса предприниматели нуждаются в активных шагах навстречу бизнесу со стороны государства. К числу наиболее ожидаемых мер государственной поддержки опрошенные предприниматели относят в первую очередь снижение налоговой нагрузки (65,4 %). Из числа мер, нацеленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса и попавших в Антикризисную программу Правительства, наиболее ценными опрошенные руководители предприятий признали все решения по снижению налоговой нагрузки — двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и возможность регионов снижать ставки по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход [6, с. 11].

Таким образом, традиционно к числу наиболее значимых факторов, влияющих на развитие предпринимательского потенциала в экономике, относят проводимую налоговую политику. Российские предприниматели имеют право выбирать систему налогообложения своего бизнеса. Существует два вида налоговых режимов [2]:

  1. общий режим налогообложения малых предприятий;
  2. специальные режимы:

− единый сельскохозяйственный налог;

− упрощенная система налогообложения;

− упрощенная система, основанная на патенте;

− единый налог на вмененный доход.

Специальные режимы являются более приемлемыми для малого бизнеса, так как они несут в себе пониженную налоговую нагрузку и позволяют предоставлять упрощенную отчетность. Однако действуют законодательные ограничения, по которым не каждое предприятие имеет право применять тот или иной упрощенный режим.

Мировой экономический кризис стал серьезным испытанием для сложившейся в России модели экономического роста. Однако в 2010–2011 гг. российская экономика стала довольно уверенно восстанавливаться. Вместе с тем, уже с III квартала 2012 года стало заметно замедление роста ВВП. Эта тенденция сохранилась и в 2013–2014 гг., а в 2015 году прирост ВВП стал отрицательным [4]. Одной из ключевых возможностей вывода экономики страны из кризисного состояния является стимулирование малого бизнеса. Таким образом, проблема оптимизации налоговой системы Российской Федерации в секторе малого предпринимательства в текущих условиях становится критически важной.

Первым недостатком налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации является высокое налоговое бремя. Система налогообложения в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [1]. Действующая система налогообложения не учитывает особенности издержек малого предпринимательства. Основным источником ресурсов для инвестиций в развитие малых предприятий традиционно выступают собственные средства. При этом в усложняющихся кризисных условиях бизнесмены в большей степени склонны рассчитывать только на свои силы и полностью отказываться от заемных средств. Связано это и с ростом процентных ставок и ужесточением требований банков к залогам и финансовому состоянию заемщиков. В связи с этим применение общего режима налогообложения становится выгоднее для средних и крупных предприятий, имеющий доступ к заемным средствам и использующим их на финансирование развития. Кроме того, установление ставок налогов происходит без достаточного анализа и учета их экономического влияния на производство, стимулирование инвестиций, а также на создание условий, препятствующих уходу налогоплательщиков от уплаты налогов. Так, увеличение в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к уходу с рынка около полумиллиона предпринимателей; а предложение Минэкономразвития РФ в 2016 году увеличить единый налог на вмененный доход для малого бизнеса повлекло превентивный массовый переход малых предприятий на другие системы налогообложения или закрытие бизнеса, что не позволит реально увеличить поступления от данных видов налогов в бюджет и поспособствует уходу части предприятий в теневой сектор.

Налоговая политика, направленная только на решение задачи пополнения бюджета, а не обеспечение экономического роста, в долгосрочной перспективе влечет уменьшение налоговой базы. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка сокращает возможности накопления средств, необходимых для развития производственной базы, что ведет к прекращению деятельности предприятий, уходу их в теневой бизнес, или переориентацию на отрасли с более быстрым оборотом капитала.

Так, в настоящее время, среди отраслей малого предпринимательства преобладает торговля, что вызывает некую настороженность, так как преимущественное развитие отрасли, не создающей добавленную стоимость, опасно для экономики и общества.

С целью построения сбалансированной и самодостаточной экономики, государство должно повышать привлекательность малого бизнеса, функционирующего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Такой малый бизнес должен получать особые налоговые льготы, так как производственная деятельность сопряжена с высокими затратами, требует использования технологий, оборудования, квалифицированного персонала.

Следующей проблемой налогообложения малого бизнеса в России является постоянное изменение налогового законодательства, что затрудняет не только ведение бизнеса, но и работу самих налоговых служб. Нестабильность законодательства увеличивает издержки малого бизнеса сильнее, чем крупного и среднего бизнеса, так как получение информации об изменениях в порядке уплаты, оформлении документов и т. п. (даже если она общедоступная и бесплатная) сопряжено с определенными издержками, а использованы полученные результаты будут для абсолютно разных масштабов производства и реализации. Кроме того, как правило, вносимые изменения усложняют необходимую налоговую отчетность для предпринимателей. В связи с чем на малый бизнес ложатся более высокие удельные временные, денежные и психологические издержки, связанные с ведением налогового учета. При этом неправильное оформление документов или ошибки в сроках их подачи и уплаты налогов вследствие частоты изменений законодательства грозят предпринимателю большими штрафными санкциями.

Еще одной проблемой налогообложения малого бизнеса является сложность системы налогообложения. В настоящее время предприниматель должен обладать профессиональными знаниями по учету и налогообложению, чтобы самостоятельно уплачивать налоги, или нанимать высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам, что не соответствует потребностям бизнеса и отвлекает денежные средства из производства. Большое количество налогов и сборов приводит к тому, что даже профессиональные бухгалтеры допускают ошибки, в результате которых предприятие вынуждено платить пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, обязательные элементы налогов не всегда однозначно указаны в законодательстве, что приводит к появлению спустя некоторое время после внесения изменений различных инструкций с разъяснениями того, как те или иные налоги необходимо правильно считать, что так же усложняет ведение бизнеса.

Осложняет ситуацию с налогообложением малого бизнеса и низкая финансовая грамотность предпринимателей и недостаток информирования о программах государственной поддержки. В настоящее время государством проводится политика по стимулированию малого и среднего бизнеса. Наиболее распространенной формой такой поддержки является выделение из государственного бюджета целевой финансовой поддержки, направленной на развитие компаний определенных приоритетных сфер деятельности. Еще одним способом поддержки выступает введение упрощенных форм сертификации и лицензирования, предоставление льгот для участия в ярмарках и выставках, а также скидок на рекламные акции. Начинающие предприниматели имеют возможность получать бесплатные юридические консультации. Предоставляются ряду представителей малого бизнеса и налоговые каникулы.

Однако большинство предпринимателей не знают о существовании большого количества форм государственной поддержки, в том числе и налогового характера, что обуславливает необходимость совершенствования информационного обеспечения государственных инициатив. Повышение финансовой грамотности среди населения, проведение мероприятий, направленных на информирование представителей малого бизнеса о существующих мерах государственной поддержки, а также на пояснение осуществляемых изменений в налоговом законодательстве и широкая огласка таких мероприятий в средствах массовой информации могут отчасти решить названную проблему.

Таким образом, в настоящее время возникает вопрос противоречия сугубо фискальной направленности налоговой политики и стратегическим планом правительства по стимулированию роста малого и среднего предпринимательства к 2020 году. В роли основных направлений государственной поддержки малого бизнеса выступают, в первую очередь, создание благоприятного предпринимательского климата и развитой инфраструктуры, устранение существующих нормативно-правовых и административных барьеров, а также расширение доступа к инвестиционным ресурсам. Частные предприниматели нуждаются в системной финансовой, информационной и организационно-методической помощи. Только последовательная и отлаженная работа по названным направлениям поможет повысить эффективность и привлекательность малого предпринимательства в России, и занять данному сектору долженствующие позиции в экономике.

В свою очередь, налоговая политика не должна ограничивать положительный эффект государственной поддержки малого предпринимательства, выступать тормозом развития. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка, большое количество необходимой отчетности, сложное законодательство снижают привлекательность данного сектора, вынуждают предпринимателей искать законные и незаконные способы уклонения от налогов, уводят бизнес в «тень», что в конечном итоге уменьшает величину собранных налогов.

Необходимо повышение эффективности системы налогообложения малого бизнеса, приведение ее в соответствие с современными российскими реалиями. Необходимо найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства, перейти от реализации фискальной к стимулирующей функции налогов. Однозначная, стабильная и справедливая система налогообложения сделает данный сектор более привлекательным для предпринимателей. В свою очередь, борьба с недобросовестной конкуренцией, коррупцией и незаконными налоговыми льготами, предоставляющимися совсем не тем, кто в них особенно нуждается, перекрытие каналов перетока денежных средств в теневой сектор и в оффшорные зоны за рубеж позволит сократить нелегальный бизнес, не затрагивая интересы честных предпринимателей.

В заключение отметим, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. Понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

Литература:

  1. Доброва М. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса / М. А. Дробова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: www.scienceforum.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: nalog.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  3. Панов А. С. Проблемы налогообложения малого предпринимательства в Приморском крае / А. С. Панов // Современные научные исследования и инновации. 2014. — № 5. — URL: http://web.snauka.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  4. Произведенный валовой внутренний продукт. Годовые данные в детализированной разработке (в текущих ценах) // Росстат. — URL: www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2016)
  5. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 23 с. –URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  6. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 59 с. URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 09.11.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, предприниматель, система налогообложения, налоговая нагрузка, налоговое законодательство, единый налог, Россия, налоговая политика.

moluch.ru

Легальный бизнес без налогов — реальность нашего времени

В развитых странах мира самое большое давление на бизнес оказывают налоговые выплаты, но в ОАЭ можно делать бизнес без налогов! В Эмиратах буквально отсутствуют налоги, кроме областей, занимающихся газом и нефтью.

В современном мире существует множество возможностей реализовать себя. Многие с удовольствием ходят на работу, получают доход и наслаждаются своим бытом, однако, после распада Советского Союза на огромном постсоветском пространстве большинство сознательных и активных людей не хотят работать «на дядю» и стремятся организовать свой бизнес. Однако, с учетом нестабильной политической ситуации и высокого уровня коррупции в странах бывшего СССР, вряд ли найдется предприниматель, который бы не сталкивался с проблемами при открытии бизнеса и в процессе его деятельности. К тому же, государство, хоть и обещает льготы малому бизнесу, на деле все оказывается не так просто, а высокие налоговые сборы, как известно, не всегда способствуют нормальному развитию бизнеса.

Спасаясь от сомнительной стабильности и привлекаемые европейскими стандартами, предприниматели предпочитают жить и работать в ЕС, все так же владея бизнесом на родине. В строгой Европе вряд ли удастся открыть бизнес, рассчитывая на взятки и знакомства, а увиливать от налогов европейское государство Тебе не позволит. Европейский Союз бдит и тщательно охраняет свою репутацию. Однако, несмотря на перспективы стабильности и развития, высокий уровень налогов и чрезмерное внимание финансовых структур отпугивают многих бизнесменов, не говоря уже о малом бизнесе и его перспективах развернуться в среде высокой конкуренции.

В надежде стабильно зарабатывать в Европе, являясь при этом гражданином ЕС, стоит учитывать, что подоходный налог в странах ЕС взимается по прогрессивной шкале с совокупного индивидуального дохода физических лиц. Как показывают данные, в странах Евросоюза минимальные ставки подоходного налога с физических лиц колеблются от 0 до 25%, а максимальные — от 38 до 52%. Страны ЕС с самыми высокими налоговыми сборами – Германия (14% — 45%), Франция (до 45%), Австрия (36,5% — 50%), Швеция (32,7% — 57,7%), Голландия (37% — 52%), Великобритания (до 45%) и т.д. Наименее требовательные в этом плане — Болгария (10%), Чехия, Литва (15%), Венгрия, Румыния (16%), Польша (18 – 32%).

Что касается юридических лиц, минимальная ставка корпоративного налога в странах ЕС составляет 10% (в Болгарии или Кипре), а максимальная — 33,99 в Бельгии и до 35% на Мальте. В Германии подоходный налог составляет 15%, Швеции – 22%, Голландии — до 25%, Австрии – 25%, Франции — 33,33%, в Чехии и Польше – 19%.

Не стоит также забывать, что современные банки и финансовые структуры строго контролируют своих клиентов. Многие банки кооперируются и делятся информацией о компаниях-клиентах, предоставляя друг другу данные о руководителях, акционерах, кредитной истории, состоянии фондов компаний и отдельных физических лицах, зачастую без уведомления клиентов. Такой информационный «колпак» устраивает далеко не всех.

Налоговые сборы – это основной источник доходов как в Европе, так и на постсоветском пространстве. Однако у Тебя все же есть возможность абсолютно легально не платить налоги, при этом успешно развивать бизнес и не иметь проблем ни с одной финансовой структурой.

С недавних пор многие предприниматели открыли для себя ОАЭ – страну быстрого экономического роста и безналогового режима, при этом не являющейся оффшорной зоной в негативном значении «территории для отмывания денег». Бизнес в ОАЭ работает абсолютно легально, признан всем миром и является новым уровнем построения отношений государство-предприниматель, позволяя зарабатывать и развиваться компании без скрупулёзного надзора банковских структур. Страна активно сотрудничает в рамках мировой финансовой системы и не входит в так называемый «черный список стран ФАТФ» — межправительственной организации, которая борется с отмыванием денег.

Ты имеешь полноценный шанс создать компанию в Эмиратах и получить резидентскую визу на временное проживание с возможностью ее дальнейшего продления. В зависимости от типа Твоей деятельности, существует возможность получения лицензии и открытия бизнеса на территории ОАЭ, например, Ты можешь открыть местную компанию (ориентированную на внутренний рынок), международную компанию или начать бизнес в свободной экономической зоне. Все зависит от личных амбиций и ориентации на клиента. Дружественное к зарубежным инвестициям правительство ОАЭ поможет адаптировать Твой бизнес под местные стандарты, получить сертификаты качества и лицензии, признанные многими странами мира и, в том числе, странами Ближнего Востока, что автоматически открывает доступ к быстроразвивающимся огромным рынкам и позволяет получить временный вид на жительство в Эмиратах сроком до 2-х лет.

Учитывая быстрое экономическое развитие региона, многие зарубежные инвесторы заинтересованы в покупке недвижимости в ОАЭ и правительство страны идет им на встречу. С недавних пор все больше эмиратов склоняются к тому, чтобы позволять иностранцам покупать собственность и распоряжаться ею на свое усмотрение. До этого нерезидентам по закону можно было лишь арендовать площадь, пусть и сроком до 99 лет. Сейчас же Ты можешь позволить себе иметь в полном владении недвижимость в Дубае, Абу-Даби, Рас-эль-Хайме и Аджмане. При чем нерезидентам доступны низкопроцентные (около 4%) ипотечные кредиты на покупку жилья или офиса. При покупке собственности от 1 млн дирхам, Ты получаешь резидентскую визу сроком до 2-х лет, однако без права на работу. Рабочая виза предоставляется отдельно и дает право проживать в ОАЭ около 2-х лет, если Ты работаешь в локальной компании, и 3 года при трудоустройстве в компании в СЭЗ.

Ни бизнес в ОАЭ, ни покупка недвижимости не облагаются налогами. Исключения составляют лишь нефтяные компании и банковские учреждения, которые работают на местном рынке, все остальные компании и физ. лица не платят подоходный налог. Со многими странами у Эмиратов существует договоренности, которые позволяют предпринимателям избежать двойного налогообложения. Компании, открытые в свободных зонах ОАЭ, также не облагаются налогами, при этом владелец бизнеса может полностью репатриировать свои активы.

[blockquote]Открывая компанию в ОАЭ, Ты получаешь прозрачные условия ведения бизнеса без налогов, гарантии государства, отличную инфраструктуру и, учитывая выгодное геополитическое расположение ОАЭ, – выход на международные рынки. Можно жить и работать в Эмиратах не опасаясь за свой бизнес и вкладывать заработанные деньги в развитие своей компании, приумножая свой доход, открывая для себя новые рынки и возможности.[/blockquote]

sorp.ae

Налоги на бизнес

Налоги – наиболее древний инструмент обременения предпринимательской деятельности. Они использовались еще в те времена, когда не существовало денежного обращения, и первые в истории человеческой цивилизации государства делали первые шаги.

В странах Древнего Востока в пользу государства взималась часть выращенного урожая. Такой способ пополнения государственной казны получил наименование прямого налога, так как взимался непосредственно с имущества каждого плательщика. В античной Греции и Риме, напротив, прямые налоги не применялись, а использовались косвенные налоги, которые взимались с предметов потребления или пользования. Так, например, Афины в V в. до н.э. покрывали свои государственные расходы за счет поступлений от рудников и взносов Афинского морского союза. Кроме того, часть государственных расходов могла быть переложена на плечи предпринимателей и богатых граждан. Это делалось с помощью так называемых литургий – государственных денежных повинностей для наиболее состоятельной части общества древнегреческих полисов. В случае войны ими выплачивалась триерархия (для снаряжения военного корабля – триеры), хорегия (для оплаты хоров, выступавших на празднике Диониса) или гимнасиархия (на содержание в течение года гимнасии).

Налоговую повинность несли не все граждане полисов, а лишь наиболее состоятельная их часть. Позднее налогами стали облагаться и менее состоятельные слои населения – метеки. Наиболее высокими налогами облагались завоеванные территории. Так, в эллинистическом Египте условия выплат литургий были настолько тяжелыми, что многие предпочитали бегство. Аналогичные правила существовали и в Риме, где с I в. н.э. административные должности не оплачивались государством, а выполнялись богатыми людьми. Нередко это приводило к потере ими своего состояния. Что же касается предпринимательской деятельности, то она в Древнем Риме налогами не облагалась (за исключением работорговли).

С течением времени различными государствами мира были отработаны разнообразные формы и способы налогообложения предпринимательского сословия. Короли и государственные чиновники постепенно стали осознавать, что именно предприниматели, наиболее энергичный и платежеспособный класс, составляют экономическую основу государства, являются курицей, несущей золотые яйца. Налоги с предпринимателей следовало взимать так, чтобы, с одной стороны, получать в государственную казну максимально возможные суммы, но, с другой стороны, не разорив при этом налогоплательщиков. По меткому замечанию одного французского финансиста, этот принцип формулировался следующим образом: «Искусство сбора налогов подобно ощипыванию гусей – следует получать максимум перьев при минимуме крика».

Для налогообложения предпринимателей в мировой практике стали применяться следующие системы:

1. Уплата налога в соответствии с размером капитала. Данная система предполагает выплату налогов в большем объеме теми предпринимателями, которые имеют значительные личные состояния. Такой способ налогообложения оценивается общественным мнением как справедливый и экономически обоснованный. Размеры выплат для предпринимателей могли назначаться как государством, так и выбираться самими налогоплательщиками. Например, в России, купцы, в зависимости от размеров личного капитала, относились к определенным гильдиям.[1] Принадлежность к 1-ой гильдии была более почетна, чем ко второй или третьей, но требовала уплаты более высоких налогов. Купец сам объявлял о размерах своего капитала, тем самым приобретая определенные привилегии, общественное влияние и уважение.

2. Коллективное налогообложение. Начиная со времен раннего Средневековья монархи и короли стали использовать форму взимания налогов не с отдельных предпринимателей, а с их объединений по отраслевому или территориальному признаку. Особые предпринимательские корпорации, называвшиеся цехами или гильдиями, стали появляться еще в Византийской империи. Позднее они стали распространяться в Англии, а с XIII в. – в Германии, Франции и других странах Европы. С помощью предпринимательских объединений правителям было легче взимать налоги. В обмен на «упрощенную» систему налогообложения предприниматели получали какую-либо привилегию (монополию) в части ценообразования, ученичества, местной торговли и проч. Для посторонних устанавливались дополнительные сборы, пошлины, организовывались таможенные заставы.

3. Уплата налога по виду деятельности. Одним из главных препятствий для установления точной величины налогов, взимаемых с предпринимателей, всегда был адекватный учет доходов, подлежащих налогообложению. Предприниматели, стремясь минимизировать налоговые выплаты, всеми способами пытались занизить величину собственных доходов. Государство стало противопоставлять этому такой специфический инструмент, как взимание фиксированных сумм платежей на определенный вид деятельности. В России, например, стали использоваться так называемые промысловые свидетельства, дающие право на тот или иной вид предпринимательской деятельности (промысла). Такие документы применялись для решения двух основных задач: во-первых, сбора фиксированного для данной деятельности налога, и, во-вторых, для лицензирования предпринимателей.

Следует отметить также то обстоятельство, что сбор налогов в прошлом являлся весьма обширным полем для предпринимательской деятельности. Монархи и правительства разных стран, пытаясь получить в свое распоряжение необходимые суммы быстро и без особых хлопот, продавали право на сбор налогов отдельным предпринимателям или предпринимательским объединениям. Предприниматели, купившие за установленную сумму право на сбор налогов (таких лиц называли откупщиками), своими силами собирали налоги. Причем делали это таким образом, чтобы собранные с налогоплательщиков суммы в значительной мере превышали выплаты, сделанные представителям государства.

Многие из опробованных в разные времена виды налогов на предпринимателей оказались неэффективными, в связи с чем от них пришлось постепенно отказываться. Так, например, коллективное налогообложение предпринимательских объединений в виде гильдий и цехов в обмен на предоставляемые привилегии утратило свою значимость из-за развития конкуренции. Помимо этого, властям во всем мире пришлось отказываться от каких бы то ни было форм добровольной уплаты налогов. В то же время отдельные налоговые инструменты оказались весьма удачными и перспективными находками, которые со временем стали использоваться в массовом порядке.

С введением в предпринимательское дело обязательного бухгалтерского учета государственным органам стало легче контролировать индивидуальных предпринимателей и предприятия в части движения финансовых и товарно-материальных потоков, а также сделки купли-продажи. Имея в своем распоряжении более или менее точные данные о прибылях и финансовом состоянии предприятий, государство могло более целенаправленно задействовать адвалорные налоги, взимаемые в процентном отношении к чему-либо. Так, стало возможным использовать в массовом и унифицированном порядке налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог.

Вместе с модернизацией налоговых систем совершенствовались и налоговые службы разных стран. Все они претерпевали с течением времени значительные количественные и качественные изменения, которые затрагивали структуру и функции налоговых органов, способы финансового и налогового контроля, формы налоговой отчетности. Простые мытари и сборщики налогов превратились ныне в квалифицированных налоговых специалистов, действующих на основе развитого налогового законодательства, обладающих широкими возможностями и полномочиями для исполнения своих обязанностей. Совместно с другими государственными службами налоговые органы следят за доходами и расходами предпринимателей, правильностью  исчисления и уплаты налогов, выявляют теневые и преступные доходы, способы легализации таких доходов («отмывание» денег) и схемы ухода от налогов.

Неуплата налогов в большинстве стран мира расценивается властями как очень серьезное уголовное преступление. В Китае, например, за неуплату налогов в крупных размерах предпринимателей подвергают очень суровым наказаниям (вплоть до публичного расстрела). В США законодательство предусматривает даже пожизненное тюремное наказание за неоднократное уклонение от уплаты налогов.

В других странах (в том числе и в России) за неуплату налогов предусматриваются не такие суровые наказания – они устанавливаются в виде определенных штрафов и не слишком длительного лишения свободы. Так, например, Уголовный кодекс РФ в ст.199 устанавливает, что уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Жесткая позиция государства в части уплаты налогов заставляет предпринимателей весьма серьезно относиться к вопросам налоговой оптимизации, так как любой конфликт с фискальными органами чреват финансовыми потерями и порчей деловой репутации. Предпринимателю следует знать основные типы налоговых платежей и действующие налоговые ставки для адекватного исчисления и уплаты налогов. Наиболее важные из налогов, используемых в российской и зарубежной практике для обложения предпринимательской деятельности, мы рассмотрим ниже.


[1] В России привилегированное гильдейское купечество делилось с 1775 г. по размерам капитала на три гильдии. До издания Положения о государственном промысловом налоге (8 июня 1898 г.) гильдейские свидетельства давали лицам обоего пола, их выбиравшим, права на торговлю и одновременно купеческие права. Впоследствии закон разделил эти преференции.

vadim-galkin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *