Названия народов которые населяют свердловскую область – Национальный состав Свердловской области — Официальный сайт Правительства Свердловской области

Содержание

Национальный состав Свердловской области — Официальный сайт Правительства Свердловской области

Национальный состав Свердловской области

По материалам Всероссийской переписи населения национальный состав Свердловской области

№ п/п

 

2002 год/численность человек

% от всего населения

2010 год/численность человек

% от всего населения

 

всего

4486214

100,00 %

4297747

100,00 %

1

Русские

4002974

89,23 %

3684843

85,74 %

2

Татары

168163

3,75 %

143803

3,35 %

3

Украинцы

55478

1,24 %

35563

0,83 %

4

Башкиры

37296

0,83 %

31183

0,73 %

5

Марийцы

27863

0,62 %

23801

0,55 %

6

Немцы

22540

0,50 %

14914

0,35 %

7

Азербайджанцы

15171

0,34 %

14215

0,33 %

8

Удмурты

17903

0,40 %

13789

0,32 %

9

Белорусы

18541

0,41 %

11670

0,27 %

10

Армяне

11093

0,25 %

11501

0,27 %

11

Таджики

6125

0,14 %

11138

0,26 %

12

Узбеки

3836

0,09 %

9358

0,22 %

13

Чуваши

11510

0,26 %

8304

0,19 %

14

Киргизы

1923

0,04 %

6304

0,15 %

15

Мордва

9702

0,22 %

6303

0,15 %

16

Евреи

6810

0,15 %

5423

0,13 %

17

Казахи

4403

0,10 %

4406

0,10 %

18

Цыгане

4019

0,09 %

3426

0,08 %

19

Молдаване

2930

0,07 %

2336

0,05 %

20

Китайцы

2435

0,05 %

1772

0,04 %

21

Грузины

2656

0,06 %

1764

0,04 %

22

Греки

1979

0,04 %

1492

0,03 %

23

Поляки

2147

0,05 %

1449

0,03 %

24

Коми-пермяки

1897

0,04 %

1328

0,03 %

25

Езиды

929

0,02 %

1317

0,03 %

26

Лезгины

1246

0,03 %

1272

0,03 %

27

Корейцы

1238

0,03 %

1195

0,03 %

28

Болгары

1183

0,03 %

743

0,02 %

29

Чеченцы

920

0,02 %

736

0,02 %

30

Аварцы

680

0,02 %

641

0,01 %

31

Осетины

710

0,02 %

573

0,01 %

32

Литовцы

798

0,02 %

540

0,01 %

33

Коми

629

0,01 %

445

0,01 %

34

Латыши

475

0,01 %

306

0,01 %

35

Ингуши

358

0,01 %

304

0,01 %

36

Туркмены

314

0,01 %

285

0,01 %

37

Якуты

277

0,01 %

284

0,01 %

38

Эстонцы

437

0,01 %

275

0,01 %

39

Кумыки

287

0,01 %

269

0,01 %

40

Даргинцы

263

0,01 %

254

0,01 %

41

Манси

259

0,01 %

251

0,01 %

42

другие

6860

0,15 %

4994

0,12 %

 

указали
национальность

4457257

99,35 %

4064769

94,58 %

 

не указали
национальность

28957

0,65 %

232978

5,42 %

 



Карта сайта

&nbsp »  &nbsp »   2018
&nbsp »  &nbsp »   2017
&nbsp »  &nbsp »   2016
&nbsp »  &nbsp »   2015
&nbsp »  &nbsp »   2014
&nbsp »  &nbsp »   2013
&nbsp »  &nbsp »   2012

midural.ru

численность населения, национальный состав, информация о регионе

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ находится на границе Европы и Азии на северо-востоке Уральского региона. Граничит на юге с Курганской, Челябинской областями и Республикой Башкортостан, на западе – с Пермской областью, на северо-западе – с Республикой Коми, на северо-востоке — с Ханты-Мансийским АО, на востоке — с Тюменской областью. 

По данным Переписи населения 2002 в регионе проживают 4 486 214 человек. По данным Переписи 2010 года — 4 297 747.

Национальный состав:

Русские 4 002 974 89,23%
Татары 168 143 3,75%
Украинцы 55 478 1,24%
Башкиры 37 296 0,83%
Лица, не указавшие национальность 28 957 0,65%
Марийцы 27 863 0,62%
Немцы 22 540 0,50%
Белорусы 18 541 0,41%
Удмурты 17 903 0,40%
Азербайджанцы 15 171 0,34%
Чуваши 11 510 0,26%
Армяне 11 093 0,25%

 

Запасы полезных ископаемых: железо, медь, уголь, торф, золото, платина, серебро, марганец, никель, титан, ванадий, асбест, бокситы, драгоценные камни, редкоземельные элементы.

Промышленность: черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, станкостроение, тяжелое энергетическое и транспортное машиностроение, производство химического, кузнечно-прессового, подъемно-транспортного, горного, металлургического оборудования, приборостроение, электротехническая, радиоэлектронная промышленность. В области развита химическая, коксохимическая, химико-фармацевтическая, лесная, деревообрабатывающая, бумажная, легкая, пищевая промышленность, производство стройматериалов, производство ювелирных изделий (из полудрагоценных камней).

Высокоразвитое сельское хозяйство. Около половины посевных площадей занято кормовыми культурами, что способствует развитию молочно-мясного животноводства. Вокруг городов и промышленных центров организовано пригородное хозяйство с посадками картофеля, овощей, разведением птицы. Развито пчеловодство.

Реки бассейна Оби и Камы (Тавда, Тура).

Климат континентальный.

Источник: Официальный сайт правительства Свердловской области

nazaccent.ru

Какие народы населяют Урал | Туризм на Урале: походы, маршруты, альпинизм, рыбалка

Формирование любого этноса происходит на фоне природно-географической среды, которая оказывает решающее влияние на хозяйственную, культурную, политическую жизнь народов, на их быт и верования.

Район Урала – это, прежде всего, горы. Мировоззрение населения сформировалось под влиянием горного ландшафта. Люди, здесь живущие, не видят себя вне суровой природы родного края, отождествляя себя с ним, являясь его частичкой. Каждая гора, сопка, пещера для них являются маленьким миром, с которым они стараются жить в гармонии. Природа даёт им удивительные способности слышать и видеть то, что недостижимо для других людей.

Уральский район населён большим количеством наций и народностей, больших и малых. Среди них можно выделить коренные народы: коми, ненцы, башкиры, татары, ханты. К ним, в процессе освоения региона, примкнули русские, украинцы, мордва и многие другие.

Коми зыряне

Коми (зыряне) занимают зону тайги, которая в былые времена давала возможность жить за счёт пушного промысла и рыбалки в богатых рыбой реках. Впервые письменные источники упоминают зырян в XI веке. Известно, что с XIII века они регулярно платили новгородцам налог пушниной-ясак. В состав Российского государства включены во второй половине XIV столетия. Столица современной республики Коми город Сыктывкар берёт своё начало от Усть-Сысольского погоста, основанного в 1586 году.

Коми пермяки народ

Коми-пермяки проживают в районе с первого тысячелетия н.э. Новгородцы, активно путешествующие за «камень» (Урал) с целью торговли, пришли сюда в XII веке. В XV веке образуется государственность, впоследствии княжество признает власть Москвы. В составе современной РФ пермяки представляют Пермскую область. Город Пермь возник как центр медеплавильной промышленности во времена Петра I на месте деревни Ягошиха.

Удмурты народ

Первоначально входили в состав Волжской Булгарии, после завоевания монголо-татарами включены в Золотую Орду. После её распада часть Казанского ханства. В составе России со времён Ивана Грозного, захватившего Казань. В XVII- XVIII веках удмурты активно участвовали в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Город Ижевск столица современной Удмуртии основан во второй половине XVIII в. графом Шуваловым при железоделательном заводе.

Вогулы манси

Большинство народов Урала проживают здесь всего несколько столетий, являясь пришлым населением. А что же до них? Уральская земля была облюбована людьми очень давно. Истинно коренным народом принято считать манси, ранее имеющим название вогулы. В местной топонимике и сейчас встречаются названия, связанные с этим именем, например, речка Вогуловка и одноимённый населённый пункт.

Манси принадлежат к финно-угорской языковой семье. Они являются родственниками с хантами и венграми. В глубокой древности заселяли земли, севернее Яика(Урала), но были согнаны с обжитых территорий пришедшими кочевниками. Летописец Нестор называет их «югрой» в древнейшей летописи «Повесть временных лет».

Манси малочисленный народ, состоящий из 5 самостоятельных и изолированных друг от друга групп. Их различают по месту проживания: верхотурская, чердынская, кунгурская, красноуфимская, ирбитская.

С началом российской колонизации, заимствовали многие традиции и культурно-бытовые особенности. Охотно вступали в семейно-брачные отношения с русскими. Но смогли сохранить самобытность.

В настоящее время народ относится к малочисленным. Исконные обычаи забыты, угасает язык. Стремясь получить образование и найти хорошо оплачиваемую работу, молодое поколение уезжает в Ханты-Мансийский округ. Поэтому, представителей древних традиции насчитывается порядка двух десятков человек.

Национальность башкиры

Башкиры, как и многие другие народы, впервые появляются в источниках только с X века. Образ жизни и занятия традиционны для этого региона: охота, рыболовство, кочевое скотоводство. В это же время были завоёваны Волжской Булгарией. Вместе с завоеванием вынуждены были принять ислам. В XIX в. по их территориям правительство России решило проложить железнодорожные пути, связывающие русский центр и район Урала. Благодаря этой дороге, земли были включены в активную экономическую жизнь, ускорилось развитие народов. Особенно быстро стал развиваться район с открытием в недрах земли нефти. В XX в. республика Башкирия стала крупнейшим центром нефтяной промышленности. Важную роль сыграл район в годы Великой Отечественной войны. На территорию края эвакуировались промышленные предприятия из районов, которым угрожала фашистская оккупация. Было перевезено около 100 промышленных объектов. Многие из них стали основой для дальнейшего использования. Столицей Башкирии является город Уфа.

Марийцы происхождение

Проживают во многих районах современного Урала. Существует много версий перевода имени черемисы. Одна из них говорит о татарском происхождении. Согласно ней, слово значит – «препятствие». До октябрьской революции использовалось именно это название народа, но позже его признали унизительным и заменили. В настоящее время, особенно в научных кругах, начинает использоваться заново.

Нагайбаки

Много споров ведётся и вокруг представителей этого народа. По одной из версий, их предками были тюрки, но принявшие христианство. В истории России особенно знамениты нагайбакские казаки, принимавшие самое деятельное участие в боевых действиях XVIII века. Проживают на территории Челябинской области.

Татары Урала

Являются населением, относительно которого ведётся много споров, так как очень мало достоверных сведений о них. Большинство выводов сделаны на уровне предположений, гипотез. Ряд историков считают это население пришлым, особенно много пришло их с началом завоевательных походов золотоордынских ханов. Хотя, патриотично настроенные историки, видят в этом заселении лишь вторую волну. Предполагают, что татары упоминались как населявшие Урал ещё в XI веке. Об этом свидетельствуют персидские источники. Занимают второе место по численности, уступив лишь русским. Самое большое их количество проживают на территории Башкирии (около миллиона человек). Во многих районах Урала встречаются полностью татарские населённые пункты. Большинство татар придерживаются исламского вероисповедания и традиций.

krayural.ru

МБУК «Централизованная Библиотечная Система» | Народы Урала в ХХ

 С конца ХIХ в. ярче стала проявляться тенденция усложнения этнического состава населения Урала. Она была вызвана глубокими изменениями  в социально-экономическом и культурном развитии Росcии.

В годы проведения аграрной столыпинской реформы усилилось переселение из густозаселенных районов России в восточные, в том числе уральские земли. В Оханском и Верхотурском уездах строительство новых поселений вели русские, белорусы и эстонцы из Псковской и Могилёвской губерний. В 1920 г. в Прикамье белорусов проживало 3250 человек, эстонцев – 702 чел. Переселенцы принесли на Урал опыт хозяйствования и культурные традиции. К сожалению, проводимая коллективизация разорила крестьянство из западных российских губерний.

 Урал привлёк внимание латышей и литовцев.  В Пермской губернии в 1920 г. латышей насчитывалось 1500 чел., литовцев – 536. Среди новых народов числились поляки – в основном потомки людей, высланных из Польши, и немцы. На Среднем Урале, по данным 1920 г., поляков насчитывалось 2370 чел., немцев – 3630 чел.

В первой четверти ХХ в. на Среднем Урале интенсивно формировалось еврейское население. Основу его составили потомки отставных солдат и ссыльных. В годы первой мировой войны немало прибыло беженцев и депортированных из западных городов. Численность евреев в 1920 году составила 3170 человек.

Большие изменения в составе, численности и размещении народов Среднего Урала произошли в 1930-1950-е гг. Ускоренная индустриализация, всеобщая коллективизация, правительственные репрессии, голодные годы, война, депортация вызвали приток разнородного в этническом отношении населения. В эти же годы происходили и внутренние миграции населения в связи с привлечением сельского населения в новые отрасли промышленности и строительства.

 В новых  социальных условиях неизбежно возникали контакты народов, которые приводили к образованию смешанных в этническом отношении семей. Ассимиляция происходила особенно быстро у тех локальных групп населения, которые оказывались в меньшинстве среди численно превосходящего другого народа. Очень часто менялось этническое самосознание, забывались традиции.

Непростой выглядит жизнь российских народов в ХХ в. Многие изменения в обществе некоторых из них привели к гибели, некоторые забыли родную речь и культуру. Стремление обрести утраченное, пользоваться  достижениями  предков, продиктовано в наши дни создание национально-культурных общественных центров.

Успешно действуют славянские и татаро-башкирские культурные центры в Перми и Екатеринбурге, в районных центрах Артёмовский, Берёзовский, Ревда, Барда, Суксун. Имеется немало культурно-просветительских обществ марийцев, удмуртов, немцев, евреев, поляков, корейцев, азербайджанцев и других народов.

Многие инициативы членов национально-культурных обществ направлены на гармонизацию взаимоотношений народов и создание условий для их самобытности.

Русские – самые многочисленные из всех, проживающих народов Урала.

 

 

 

 

 

 

 

Чуваши- один из народов, проживающих на Урале (численность в регионе около 185,4 тыс. чел.). Основное место жительства Чувашская республика.

Финно-угорские народы.

 Общность 17 российских финно-угорских народов основывается на родственных связях их языков.

В составе финно-угорской языковой семьи три народа – коми-пермяки, коми-зыряне, удмурты – образуют самостоятельную финноязычную группу, которую называют пермской. Эти народы достаточно близки друг другу не только по языку, но и по культуре. Кроме них на Урале проживает часть поволжских финнов – марийцы.

Угорскую группу образуют языки мансийский, хантыйский, венгерский, из которых на Урале представлен один язык – мансийский. Принято считать, что разделение языков на финские и угорские происходило в конце III тыс. до н.э. Наиболее приемлемыми признаются гипотезы, выводящие названия (этнонимы) финны из скандинавских языков, а угры – из древнерусского языка. Первоначально финнами называли северо-прибалтийское население, обитавшее восточнее скандинавов, а уграми – племена, переселявшиеся из Причерноморья к Карпатам.

Коми-Пермяки – коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа  и части Пермской области.

Основная часть Коми-Пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы К.-п. – язьвинские (живут в Пермском крае в бассейне р. Язьвы, притока Вишеры) и зюздинские (живут в основном в бывшем Зюздинском, ныне Афанасьевском, районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом). Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи.

   Большая часть верующих коми-пермяков – православные, есть старообрядцы. Традиционные занятия коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство.

   Впервые о Перми Великой как об отдельной области,  граничащей с Пермью Вычегодской, сказано в <<Житии Стефана Пермского>>. Известно также, что в ХV в. у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем.

   В 1472 г. земли коми-пермяков были присоединены к Московскому государству. В феврале 1925 г. образован Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области (в 2005 г. объединен с Пермской областью в единый субъект РФ – Пермский край). За пределами административных границ округа оказались язьвинские и зюздинские коми-пермяки.

Коми-Зыряне (устаревшее русское название – зыряне) – коренное население республики Коми.

  Родственны коми-пермякам и удмуртам. Коми-Зыряне  происходят от Перми Вычегодской. С ХVI в. в отношении коми начали употреблять этноним <<сирене>>, <<сиряне>>, <<зыряне>>, заимствованный из языка угров (манси называют коми <<саран>>). В формировании этноса коми приняли участие вепсы,  древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне.

   Происхождение коми-зырян в настоящее время связывают с  ванвиздинской и последующей  вымской культурами. Традиционные занятия коми – охота, рыболовство, земледелие и животноводство.

   Усилиями Стефана Пермского коми-язычники в ХIV в. были обращены в христианство. После разгрома Великого Новгорода (1478) к Москве отошли земли Перми Вычегодской, и коми стали данниками Москвы.

   В XVI – XVII вв. коми заселили верховья рек Мезени и Вычегды, проникли в бассейн р. Ижмы и Печоры. Расселение коми на север (Ижму и Печору) и восток (северо-таежное Зауралье) продолжалось до начала ХХ в.

Удмурты – (самоназвание – удморт, укморт; старое русское название – отяки или вотяки, тюркское – ары) – один из народов финно-угорской языковой группы, сформировавшийся как этнос на территории современной республики Удмуртия.

Удмурты – потомки автохтонного населения Волго-Камья, которое связывается с ананьинской культурой. Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах встречается у арабского автора  XII в. Абу-Хамида ал-Гарнати. В  русских источниках удмурты упоминаются с  XIV в. под названием арян, арских людей, а также вотяков (отяков).

   Под собственным названием удмурты упомянуты в 1770 г. в работе русского ученого Н. П. Рычкова. В состав Русского государства северные удмурты вошли в конце XV в., а южные – в середине XVI в. после присоединения Казанского ханства. В 1920 г. была создана Вотская автономная область. В 1932 г. она переименовывается в Удмуртскую автономную область, которая в 1934 г. была преобразована в автономную республику, с 1991 г. ее название – Республика Удмуртия.

Марийцы. Самоназвание народа пошло от слов мари, марий, что означает <<муж>>, <<мужчина>>. Древнерусское название марийцев – черемисы. Так их именовали в официальной и научной литературе до 1930-х годов. Сами же марийцы себя так никогда не называли. Вот пример, когда этническое имя народа на протяжении длительного времени не получало официального статуса.

 Марийцы Урала до наших дней не утратили территории проживания, освоенных их предками в XVI – XVII вв., сохранили многие признаки родной культуры.

Районы расселения марийцев располагаются компактно – в верховьях Сылвы (Суксунский район Пермской области) и верховьях Уфы (Артинский, Ачитский, Красноуфимский, Нижнесергинский районы Свердловской области). Из уральских марийцев наибольшую численность имеют марийцы Республики Башкортостан – свыше 100 тыс. человек. Перепись 1989 г. учла на Урале 143641 чел., осознающих себя марийцами, что составляло 21,4% всех марийцев России. Доля сельского населения среди марийцев достигла 62%.

Сылвенские марийцы.

На Урале группа сылвенских марийцев – одна из малочисленных. По данным переписи 1989 г., она насчитывала 1680 чел. (при общей численности марийцев Пермской области 6,6 тыс. чел.). Самым старым поселением является д. Тебеняки, расположенная на берегу Сылвы. Марийцы называют ее посвоему – Сулий Ял (деревня у Сылвы).

   Берегут народные традиции сылвенские марийцы. Среди них трудно найти человека, не знающего хотя бы на бытовом уровне родной язык. Яркие и нарядные национальные костюмы есть едва ли не в каждом доме. Почти каждый знает свою родословную и знает, что предки его пришли на берега Сылвы после присоединения Казани к Москве.

   Возрастающий  интерес к родной показывает деятельность фольклорных коллективов. У сылвенских марийцев создан детский ансамбль <<Эл чолпан>> (утренняя звезда) в д. Тебеняки, <<Эр ужора>> (утренняя заря) в д. Сызганка, <<Урал сем>> (уральская мелодия) в д. Иванково. Эти коллективы успешно выступают перед земляками и на различных фестивалях.

   Сылвенские марийцы помнят и читают рассказы писателя земляка И. Васильева (В. Кук-Ильуш) (1915-1974). В память о нем в д. Иванково заложен парк.

    В д. Иванково живет заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Ю. Евдокимов (Тойварс). Он автор вокальных циклов, симфонических произведений, музыки гимна Республики Марий Эл.

Красноуфимские марийцы.

В наши дни красноуфимские марийцы стремятся познать и развить культурное наследие своего народа. Наиболее ярко и самобытно это стремление проявилось в приобщении к традициям общественного и семейного быта, в песенно-музыкальном и изобразительном творчестве, в изучении родного языка и литературы. А самое главное – в людях крепнет чувство своей этнической принадлежности.

Из среды марийцев вышло немало активистов, которые работают над осуществлением широкой культурно-образовательной программы: организовывают фольклорные фестивали, приглашают в марийские деревни профессиональные и любительские коллективы из республики Марий Эл, распространяют учебную, научную и художественную литературу, поддерживают людей с творческой инициативой. В д. Андрейково Артинского района создается музей писателя-романиста А. Эрыканова (А. Семенова).

 Возрождается  у красноуфимских марийцев  очень популярный в прошлом праздник  Ага-Пайрам. Его проводят уже несколько лет после окончания полевых работ, причем в разных населенных пунктах.

В местах с преобладанием марийского населения возрождается свадебная обрядность с магическими действиями и ритуалами.

   Красноуфимские  марийцы гордятся своими земляками – поэтом С. В. Николаевым из с. Сарсы-Первые, писателем, заслуженным работником культуры Республики Марий Эл А. И. Сапиным из с. Тавра, актрисой М. М. Митрофановой из с. Юва.

 Манси. Манси на Урале всегда были малочисленным народом. По данным 1850-х гг., в Пермской губернии их проживало 1920 человек.  Они объединялись в 5 изолированных друг от друга групп: верхотурскую (лозьвинскую), чердынскую (вишерскую), кунгурскую (чусовскую), красноуфимскую (бисертскую), итбитскую. В конце 1980-х гг. их зарегистрировано 200 чел. – 30 в Пермской и 170 в Свердловской области. На севере Свердловской области, в Ивдельском районе (в верховьях рек Лозьвы и Пелыма), манси живут компактно, сохраняя традиционную культуру.

   К сожалению, манси, жившие в исконных местах на современной территории Пермской области (в 1897 г. в верховьях Вишеры их насчитывалось 79 чел., по р. Чусовой – 193 чел.), давно покинули эти места.  30 манси, по переписи 1989 г., живут в городах и не являются носителями народной культуры, хотя родной язык забыли не все. По данным переписи населения 2002 г., численность манси, проживающих на территории России, составляет 12 тысяч человек.

    Среди ивдельских манси Свердловской области сохранились фамилии, известные в верховьях Лозьвы с XVII в. – Анямов, Бахтияров, Хандыбин. Один из последних представителей рода Бахтияровых – Алексей – занимается сегодня, как и его предки, оленеводством.

    Есть сведения, что верхневишерские манси-оленеводы до сих пор поклоняются идолам. Деревянные изваяния богов и духов стоят в потаенных  местах, о них заботятся, кормят, одевают, тщательно избегая показывать посторонним. Поклонение богам и духам у манси всегда было скрытным, соблюдалось множество суеверных запретов.

   Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.

 

Тюркские народы.

 На Урале издавна проживает тюркское население – татары и башкиры. Все они осознают себя тюрками и мусульманами.

 По данным переписи населения 2002 года в Пермской области насчитывалось 136,6 тыс. татар (4,8 %) и 40,7 тыс. башкир (1,4 %), в Свердловской области — 168,1 тыс. татар (3,75 %) и 37,3 тыс. башкир (0,68 %).  Татары и башкиры в настоящее время заселяют Бардымский, Уинский, Ордынский, Суксунский, Октябрьский районы Пермской области, Красноуфимский, Артинский, Ачитский, Нижнесергинский районы Свердловской области, Аргаяшский, Кунашакский, Кусинский, Багарякский, Нязепетровский районы, есть также этнографическая группа нагайбаков в Челябинской области.

Значительную роль в этнокультурном развитии башкир и татар Среднего Урала сыграли их близкие контакты, приведшие к тому, что во многих местах невозможно обозначить не только границы расселения двух народов, но и своеобразные черты их культуры и быта. Значительная часть башкир попала под влияние татар и была ими ассимилирована. Сближение народов происходило в условиях единой  конфессиональной среды – мусульманства. Башкиры, овладевшие татарской речью, записывались татарами. Подобная тенденция наблюдается и в наше время. Только в Пермской области в 1989 г. 30% башкир назвали родным языком татарский.

В этнографии уже давно принято рассматривать культуру и быт башкир и татар Среднего Урала вместе, хотя некоторые исследователи делали попытки определить их этническую специфику.

Наиболее крупными территориальными группами тюркского населения считаются тулвинские башкиры и татары, сылвенско-иренские татары, верхнеуфимские татары.

Современное татарское жилище отличается чистотой. Полы накрыты домоткаными и покупными коврами, на стенах – узорные полотенца и подзоры.  Полотенца являются предметом гордости хозяйки. В жилое помещение никто не входит в той обуви, в которой ходят по улице.

У современных татар по-прежнему популярен сабантуй. Неотъемлемой частью праздника стало подведение итогов весенних полевых работ, чествование лучших тружеников, вручение подарков, а в последние годы – распродажа товаров, продуктов и кондитерских изделий.


Сейчас на Урале проживают представители около 200 различных национальностей. Осознание ими необходимости сохраняться как народам, изменение политики правительства в пользу поддержки их культурно-исторического наследия, дают надежду, что Урал будет восприниматься не только как <<опорный край державы>>, но и как содружество различных народов с неповторимой культурой и уникальным опытом освоения природных  ресурсов, развития межэтнического  взаимодействия.

 

Источники: Чагин, Г. Н. Народы и культура Урала в XIX – XX вв. Екатеринбург, 2002.

                       История Урала: словарь-справочник. Екатеринбург, 2006.

                       Родина.- 2001. — № 11. – С. 27- 33.

                       Фото из сети Интернет

Возможно, вас также заинтересует

tbib.ru

Население Свердловской области — Gpedia, Your Encyclopedia

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2018; проверки требуют 3 правки.

Численность населения области по данным Росстата составляет 4 315 702[1] чел. (2019). Плотность населения — 22,21 чел./км2 (2019). Городское население — 84,97[2] % (2018).

Численность населения

Численность населения
1959[3]1970[4]1979[5]1987[6]1989[7]1990[8]1991[8]1992[8]
4 044 416↗4 319 741↗4 453 491↗4 703 000↗4 716 768↗4 765 879↗4 766 249↘4 754 897
1993[8]1994[8]1995[8]1996[8]1997[8]1998[8]1999[8]2000[8]
↘4 732 538↘4 700 591↘4 678 975↘4 660 022↘4 641 304↘4 625 057↘4 607 587↘4 577 515
2001[8]2002[9]2003[8]2004[8]2005[8]2006[8]2007[8]2008[8]
↘4 545 942↘4 486 214↘4 477 552↘4 448 097↘4 428 229↘4 409 731↘4 399 738↘4 395 617
2009[8]2010[10]2011[8]2012[11]2013[12]2014[13]2015[14]2016[15]
↘4 394 649↘4 297 747↘4 297 227↗4 307 594↗4 315 830↗4 320 677↗4 327 472↗4 330 006
2017[16]2018[2]2019[1]
↘4 329 341↘4 325 256↘4 315 702
Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970[17]1975[17]1980[17]1985[17]1990[17]1995[17]1996[17]1997[17]1998[17]
14,5↗16,9↘16,1↗16,4↘12,2↘8,5↘8,3↘8,1↗8,5
1999[17]2000[17]2001[17]2002[17]2003[18]2004[18]2005[18]2006[18]2007[19]
↘8,0↗8,3↗9,0↗9,8↗10,4↗10,7↘10,4↗10,7↗11,5
2008[19]2009[19]2010[19]2011[20]2012[21]2013[22]2014[23]
↗12,4↗12,8↗13,4↗13,5↗14,3↗14,5→14,5
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970[24]1975[24]1980[24]1985[24]1990[24]1995[24]1996[24]1997[24]1998[24]
8,4↗9,9↗11,4↗11,5↘11,2↗15,6↘14,7↘14,0↘13,9
1999[24]2000[24]2001[24]2002[24]2003[25]2004[25]2005[25]2006[25]2007[26]
↗15,3↗16,4↘16,0↗17,0↗17,3↘16,6↗16,6↘15,3↘14,7
2008[26]2009[26]2010[26]2011[27]2012[28]2013[29]2014[30]
↗14,7↘14,3↗14,3↘14,1↘13,9↘13,8↗14,0
Естественный прирост населения
(на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970[31]1975[32]1980[33]1985[34]1990[35]1995[36]1996[37]1997[38]1998[39]1999[40]
6,1↗7,0↘4,7↗4,9↘1,0↘-7,1↗-6,4↗-5,9↗-5,4↘-7,3
2000[41]2001[42]2002[43]2003[44]2004[44]2005[44]2006[44]2007[45]2008[45]2009[45]
↘-8,1↗-7,0↘-7,2↗-6,9↗-5,9↘-6,2↗-4,6↗-3,2↗-2,3↗-1,5
2010[45]2011[46]2012[47]2013[48]2014[49]
↗-0,9↗-0,6↗0,4↗0,7↘0,5
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990[50]1991[50]1992[50]1993[50]1994[50]1995[50]1996[50]1997[50]1998[50]
69,2↘68,8↘67,2↘64,6↘62,9↗63,8↗64,8↗66,4↗66,5
1999[50]2000[50]2001[50]2002[50]2003[50]2004[50]2005[50]2006[50]2007[50]
↘64,9↘63,7↗64,4↘63,8↘63,7↗64,4↗64,6↗66,5↗67,5
2008[50]2009[50]2010[50]2011[51]2012[51]2013[51]
↗67,8↗68,4↗68,8↗69,3↗69,5↗69,8

Национальный состав

1959
[52]
чел.
%1979
[53]
чел.
%1989
[54]
чел.
%2002
[55]
чел.
% от
всего
% от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
[56][57]
чел.
% от
всего
% от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего4044416 100,00 % 4454508 100,00 % 4706763 100,00 % 4486214 100,00 %4297747 100,00 %
Русские3560090 88,02 % 3954961 88,79 % 4176948 88,74 % 4002974 89,23 % 89,81 % 3684843 85,74 % 90,65 %
Татары158222 3,91 % 179341 4,03 % 183781 3,90 % 168163 3,75 % 3,77 % 143803 3,35 % 3,54 %
Украинцы93047 2,30 % 81982 1,84 % 82215 1,75 % 55478 1,24 % 1,24 % 35563 0,83 % 0,87 %
Башкиры14631 0,36 % 30051 0,67 % 41500 0,88 % 37296 0,83 % 0,84 % 31183 0,73 % 0,77 %
Марийцы20344 0,50 % 26757 0,60 % 31297 0,66 % 27863 0,62 % 0,63 % 23801 0,55 % 0,59 %
Немцы53137 1,31 % 33588 0,75 % 31461 0,67 % 22540 0,50 % 0,51 % 14914 0,35 % 0,37 %
Азербайджанцы2426 0,06 % 3672 0,08 % 7290 0,15 % 15171 0,34 % 0,34 % 14215 0,33 % 0,35 %
Удмурты11949 0,30 % 21506 0,48 % 23610 0,50 % 17903 0,40 % 0,40 % 13789 0,32 % 0,34 %
Белорусы35067 0,87 % 29329 0,66 % 28879 0,61 % 18541 0,41 % 0,42 % 11670 0,27 % 0,29 %
Армяне3609 0,09 % 2961 0,07 % 3684 0,08 % 11093 0,25 % 0,25 % 11501 0,27 % 0,28 %
Таджики1230 0,03 % 1427 0,03 % 6125 0,14 % 0,14 % 11138 0,26 % 0,27 %
Узбеки1785 0,04 % 3882 0,09 % 4581 0,10 % 3836 0,09 % 0,09 % 9358 0,22 % 0,23 %
Чуваши14565 0,36 % 16314 0,37 % 16295 0,35 % 11510 0,26 % 0,26 % 8304 0,19 % 0,20 %
Киргизы693 0,02 % 1330 0,03 % 1923 0,04 % 0,04 % 6304 0,15 % 0,16 %
Мордва17830 0,44 % 16164 0,36 % 15453 0,33 % 9702 0,22 % 0,22 % 6303 0,15 % 0,16 %
Евреи26016 0,64 % 18349 0,41 % 14317 0,30 % 6810 0,15 % 0,15 % 5423 0,13 % 0,13 %
Казахи3096 0,08 % 4302 0,10 % 6354 0,13 % 4403 0,10 % 0,10 % 4406 0,10 % 0,11 %
Цыгане2073 0,05 % 3112 0,07 % 3902 0,08 % 4019 0,09 % 0,09 % 3426 0,08 % 0,08 %
Молдаване2007 0,05 % 3033 0,07 % 4413 0,09 % 2930 0,07 % 0,07 % 2336 0,05 % 0,06 %
Китайцы88 0,00 % 68 0,00 % 2435 0,05 % 0,05 % 1772 0,04 % 0,04 %
Грузины1942 0,05 % 1762 0,04 % 2161 0,05 % 2656 0,06 % 0,06 % 1764 0,04 % 0,04 %
Греки1806 0,04 % 1189 0,03 % 1352 0,03 % 1979 0,04 % 0,04 % 1492 0,03 % 0,04 %
Поляки4100 0,10 % 2967 0,07 % 2626 0,06 % 2147 0,05 % 0,05 % 1449 0,03 % 0,04 %
Коми-пермяки[58]2275 0,06 % 1650 0,04 % 2122 0,05 % 1897 0,04 % 0,04 % 1328 0,03 % 0,03 %
Езиды929 0,02 % 0,02 % 1317 0,03 % 0,03 %
Лезгины393 0,01 % 891 0,02 % 1246 0,03 % 0,03 % 1272 0,03 % 0,03 %
Корейцы618 0,01 % 632 0,01 % 1238 0,03 % 0,03 % 1195 0,03 % 0,03 %
Болгары3008 0,07 % 1765 0,04 % 1549 0,03 % 1183 0,03 % 0,03 % 743 0,02 % 0,02 %
Чеченцы397 0,01 % 915 0,02 % 920 0,02 % 0,02 % 736 0,02 % 0,02 %
Аварцы312 0,01 % 556 0,01 % 680 0,02 % 0,02 % 641 0,01 % 0,02 %
Осетины720 0,02 % 850 0,02 % 710 0,02 % 0,02 % 573 0,01 % 0,01 %
Литовцы2060 0,05 % 1225 0,03 % 1658 0,04 % 798 0,02 % 0,02 % 540 0,01 % 0,01 %
Коми[59]1508 0,03 % 1439 0,03 % 629 0,01 % 0,01 % 445 0,01 % 0,01 %
Латыши1258 0,03 % 1538 0,03 % 886 0,02 % 475 0,01 % 0,01 % 306 0,01 % 0,01 %
Ингуши127 0,00 % 391 0,01 % 358 0,01 % 0,01 % 304 0,01 % 0,01 %
Туркмены642 0,01 % 1264 0,03 % 314 0,01 % 0,01 % 285 0,01 % 0,01 %
Якуты251 0,01 % 308 0,01 % 277 0,01 % 0,01 % 284 0,01 % 0,01 %
Эстонцы1329 0,03 % 877 0,02 % 706 0,01 % 437 0,01 % 0,01 % 275 0,01 % 0,01 %
Кумыки118 0,00 % 293 0,01 % 287 0,01 % 0,01 % 269 0,01 % 0,01 %
Даргинцы122 0,00 % 275 0,01 % 263 0,01 % 0,01 % 254 0,01 % 0,01 %
Манси262 0,01 % 315 0,01 % 259 0,01 % 0,01 % 251 0,01 % 0,01 %
другие6693 0,17 % 4673 0,10 % 6540 0,14 % 6860 0,15 % 0,15 % 4994 0,12 % 0,12 %
указали
национальность
4044365 100,00 % 4454431 100,00 % 4706534 100,00 % 4457257 99,35 % 100,00 % 4064769 94,58 % 100,00 %
не указали
национальность
51 0,00 % 77 0,00 % 229 0,00 % 28957 0,65 %232978 5,42 %

Башкиры Свердловской области

Башкиры Свердловской области являются одним из автохтонных народов юга региона[60].

Населённые пункты

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Населённые пункты Свердловской области

Уровень образования

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года уровень образования населения области (в возрасте 15 лет и более) был следующим:

  • неграмотные — 0,4 %
  • не имеющие начального общего образования — 0,8 %
  • начальное общее — 7,6 %
  • основное общее — 14,8 %
  • среднее (полное) — 17,1 %
  • начальное профессиональное — 15,9 %
  • среднее профессиональное — 27,3 %
  • неполное высшее — 2,4 %
  • высшее — 13,1 %
  • послевузовское — 0,2 %

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года 72,2 % жителей Свердловской области родились на территории области. Остальные родились на территории других регионов.

Литература

  • Мокеров И. П., Каменная С. П., Матафонова Т. Л. Население Свердловской области. Екатеринбург, 1994.
  • Население Урала. XX век. История демографического развития. Екатеринбург, 1996.
  • Кузьмин А. И., Оруджиева А. Г. Этнодемографическая структура населения Урала: проблемы эволюции и перспектив развития // Каменный пояс на пороге III тысячелетия. Материалы региональной научной практической конференции. Екатеринбург, 1997.
  • Литвинец Е. Ю. Национальный состав населения Свердловской области в 1980-е гг. // Документ. Архив. История. Современность : сборник научных трудов. — Екатеринбург, 2006. — Вып. 6. — С. 261-266.

Источники

  1. 1 2 Оценка численности населения на 1 января 2019 г. и в среднем за 2018 г. (неопр.). Дата обращения 14 марта 2019.
  2. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (неопр.). Дата обращения 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
  3. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года (неопр.). Дата обращения 10 октября 2013. Архивировано 10 октября 2013 года.
  4. ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года. Численность наличного населения городов, поселков городского типа, районов и районных центров СССР по данным переписи на 15 января 1970 года по республикам, краям и областям (неопр.). Дата обращения 14 октября 2013. Архивировано 14 октября 2013 года.
  5. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  6. ↑ Народное хозяйство СССР за 70 лет : юбилейный статистический ежегодник : [арх. 28 июня 2016] / Государственный комитет СССР по статистике. — Москва : Финансы и статистика, 1987. — 766 с.
  7. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года (неопр.). Архивировано 23 августа 2011 года.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2013 года
  9. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  10. ↑ Перепись населения 2010. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений (рус.). Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения 26 июля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  11. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  12. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  13. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  15. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  16. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (неопр.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  17. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  18. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  19. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  20. ↑ Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  21. ↑ Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года

www.gpedia.com

Свердловский областной Башкирский Центр — Башкиры — коренное население Свердловской области

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

  Северо-восточные башкиры во все периоды истории считали себя неразрывной частью башкирского народа. Они одними из первых подверглись жесточайшей колонизации края — насильственному изъятию вотчинных земель и строительству на них многочисленных заводов, заселению пришлого населения. На протяжении двух веков — XVII—XVIII — северо-восточные башкиры отчаянно сопротивлялись имперской политике, с оружием в руках отстаивая свои неотъемлемые права, в первую очередь на свою территорию, на право оставаться самим собой. В историю их борьба вошла под названием «феномен башкирских восстаний». Едва ли можно еще найти подобные примеры отчаянного, кровопролитного и столь долгого сопротивления колонизации, причем противостояние самой мощной на тот период армии мира оказывал народ, не имевший своей государственности, по сути, разрозненные рода, без помощи извне, с простейшим оружием. Благодаря своему мужеству башкиры стали одним из немногих народов Российской империи, не испытавших крепостного права и иных форм рабства. Важно отметить и то, что имперское правительство очень быстро отказалось от попыток христианизировать башкир; они остались верны религии строгого единобожия — исламу. Дорогой ценой досталось все это народу: жестокое подавление башкирских восстаний привело к невосполнимым демографическим потерям, башкиры утратили половину своих земель.

  До XVII столетия единственным населением Исторического Башкортостана, раскинувшегося от рек Тулва и Сылва — на севере, до рек Илек и Яик — на юге, от Среднего Поволжья — на западе и до сибирской реки Тобол — на востоке, были башкиры, первые упоминания о которых встречаются в сочинениях «отца истории» Геродота (V в. до н.э.), западноевропейских и восточных путешественников. Башкиры ныне проживают островками, чересполосно с другими народами. Башкиры Челябинской, Оренбургской областей, а также части Курганской, Самарской, Саратовской, Свердловской областей, Пермского края, Республики Татарстан — коренные жители этих регионов и неотъемлемая часть башкирского народа, хотя и оторванные административно от основной территории проживания народ

      Башкиры — коренное население также Свердловской области


  В прошлом юго-западная и южная часть Свердловской области была частью территории расселения башкирского народа. Географическое положение и климат Южного Урала, а также особенности общественных отношений способствовали развитию общинного коллективизма, взаимопомощи, и делали невозможным развитие индивидуализма и, в его производной, — института частной собственности на природные объекты — леса, воду и землю. Внутриродовая трудовая социализация предусматривала скот в общих табунах, совместную обработку земли. 
Вся жизнь башкира проходила на глазах родовой общины, от рождения до похорон. В этой связи уместно рассмотреть понятие «вотчинник». Вотчинниками называют обладателей вотчинного права на землю. Этим правом обладали башкиры, принадлежавшие к данному роду, испокон веков жившие на определенной территории, «по факту владения». Башкиры, писал известный исследователь края академик П.С.Паллас, «разделяют сами себя на некоторые поколения, имеющие по горам и речкам свои пределы, им в точности известные»1 . В случае, если в силу тех или иных причин человек или семья оказывались лишенными вотчинного права на землю, то они становились припущенниками на землях других башкирских родов (тептярами). Территории родов, а позже и волостей обозначались тамгами. Вотчинное право башкир действовало не только на бумаге, их права были подтверждены ярлыками золотоордынских ханов, а впоследствии и «жалованными грамотами» московских правителей, как преемников орды. Не случайно русским историком П.И.Рычковым было подмечено, что еще в середине XVIII в. жалованные грамоты, имевшиеся у башкир, обладали юридической силой.
  Исследуемый нами регион современной Свердловской области был вотчиной родовых объединений башкир: упей — села Шакур, Акбаш (Нижнесергинский район) и Арслан (ныне Нязепетровский район Челябинской области), сызги — села Сызги, Озерки, Юва, Усть-Бугалыш, Верхний Бугалыш, Новый Бугалыш и Средний Бугалыш (Красноуфимский район), кошсы — Арти-Шигири, Азигул, Битки (Артинский р-н), Уфа-Шигири, Урмикей (Нижнесергинский район), Усть-Баяк, Бишково, Рахмангул, Верх-Баяк (Красноуфимский район) и терсяк — село Аракай (Нижнесергинский ра¬йон). С начала XVII в. эти земли стали интенсивно заселяться башкирами-гайнинцами, не только переселившимися сюда в большом количестве, но и привнесшими в этот регион множество своих названий (например, река Бардым, Бардымский хребет, а также названия населенных пунктов). Появление гайнинцев в этом регионе было вызвано колонизацией русскими Башкирского Прикамья и потерей ими значительной части своих вотчинных земель между Камой и Сылвой. Особенно много гайнинцев переселилось в долину Уфы и Бисерти после подавления Крестьянской войны 1773—1775 годов. Потомки гайнинцев (бисерть-гайнинцев) проживают в селе Гайны Ачитского района, а также составляют значительную часть жителей сел Уфа-Шигири, Усть-Баяк и других. Как и большинство башкирских сел других регионов Башкортостана, перечисленные села Свердловской области расположены в долинах водоемов. Примечательно, что в списке (реестре) волостей, составленном около 1730 года в Уфимской провинциальной канцелярии, башкирские волости всех четырех дорог указаны (сориентированы) по рекам, а волости Сибирской дороги еще и по озерам, например «Сызгинская — за Уралом, по Миясю и по озерам; между колков больше степи…». Это одна из особенностей расселения башкир, как вотчинников, селившихся на наиболее удобных местах для жительства и хозяйственной деятельности. Долина реки Уфа (или Упей), в окаймлении Бардымского и Сабарского хребтов, является, без преувеличения, наиболее живописной и благоприятной для проживания. В этом регионе расположена так называемая Красноуфимская лесостепь — уникальное явление в условиях окружавших эту зону хвойных лесов.
  Башкиры края являются автохтонными представителями уральской расы с примесью европеоидных антропологических типов, что свидетельствует о сложной генетической истории их формирования, тесной этнической взаимосвязи (ассимиляции) с финскими (на западе) и угорскими (на востоке) племенами. Не случайно лингвисты наиболее явственные следы лексического влияния финно-угорских языков на башкирский обнаруживают прежде всего среди северных башкир.
  Башкиры-упейцы, по мнению Р.Г.Кузеева, имеют прямую этническую связь с местным древним финно-угорским этническим компонентом. В дальнейшей своей этнической истории упейцы были тюркизированы в древнебашкирской среде. В XVII — начале XVIII вв. кочевья упейцев и их соседей сызгинцев достигали Кунгура. Впоследствии они утратили компактность своего расселения.
  Башкиры-кущинцы имеют древнетюркские корни. Из средневековых источников известно, что башкиры рода кошсы участвовали в тюркских военных походах на запад, составляли крупное подразделение войск хана Батыя. В XIII—XVI вв. многочисленные некогда кущинцы были рассеяны по различным местностям Евразии и оказались в составе многих тюркских народов. Еще до расселения на Южном Урале кущинцы были тесно связаны с дуванцами, история их расселения по территории Башкирии также развивалась параллельно с дуванскими передвижениями: по рекам Самара и Мелекес, далее по устью р. Ик, а оттуда по левобережью Камы они перешли в северную Башкирию и продвигались далее на восток, в Айскую долину.
  Особый интерес для этнографов представляет история башкир-сызгинцев. Род сызги относится к древнесамодийскому этническому пласту, тюркизированному в древнебашкирской среде. В прошлом вотчинными землями сызгинцев являлись территории не только нынешнего Красноуфимского района (где ныне находятся села, основанные сызгинцами), но и в верховьях реки Уфы, на которую у них имелись Сберегательные грамоты от царя Петра Алексеевича от 1697 г. Исторические сказания сызгинцев содержат неоднократные сведения о миграции их предков на нынешние земли из Бугульминской возвышенности, и об их родстве с гайнинцами и другими западными башкирскими родами.
  По происхождению род терсяк, как и их соседи сынгрян и бикатин — потомки тюркизированных еще в Западной Сибири угров, а на территории северной Башкирии они расселились в XIV—XVII вв., где произошло дальнейшее смешение и ассимиляция ими местных угорских племен6 . Этому не противоречат и предания самих башкир-терсяков. В XVI — начале XVII вв. терсяки жили в верховьях реки Чусовой до реки Уфы, где была Терсяцкая волость. В 1630 г. появилась также Терсяцкая волость на реке Исеть у впадения в нее речки Терсюк в Тюменском уезде (губернии).
Все указанные рода были вовлечены в процесс формирования древнебашкирского этноса в конце I тыс. н.э. в юго-западном Приуралье. На современную же территорию, в северо-восточную Башкирию, они переселились в первых веках II тыс. н.э., где произошло этническое взаимодействие и смешение с местным населением.
  Целенаправленная политика колонизации Среднего Урала, жестокое подавление башкирских восстаний, в которых принимали активнейшее участие кущинцы, сызгинцы, упейцы, терсякцы и другие северо-восточные башкирские рода, сделали их меньшинством на своей вотчинной земле. Вотчинные земли башкир этого региона постепенно сокращаются. Где насильно, а где обманным путем у башкир расхищаются земли под строительство заводов, крепостей и поселений для пришлого населения. На земле сызгинцев основан крупный ныне город этого края — г. Красноуфимск. Такие современные города и поселки, как Бисерть, Нижние Серги и Верхние Серги, Атиг, Ачит, Арти, Михайловск основаны на землях родов терсяк и упей. «Сергинские заводы… построены в 1740 г. Иваном Демидовым на р.Серга, впадающей в р.Уфу, на земле, купленной у башкир Терсяцкой и Упейской волостей» .
  Башкирия долгое время после присоединения башкирских родов к России в административном отношении разделялась на четыре дороги: Ногайскую, Осинскую, Казанскую и Сибирскую. Частью последней и являлся рассматриваемый нами регион. В дальнейшем башкиры этого региона, как и бардымские (гайнинские) башкиры, относились к различным уездам Пермской губернии (наместничества). Основной административно-территориальной единицей была волость, в основе которой лежал этнический принцип. В регионе существовали следующие волости: Упейская, Сызгинская, Большая Кущинская и Малая Кущинская, Терсятская. Несколько особняком стоит существовавшая некоторое время Шигиринская волость, история ее возникновения и существования требует дальнейшего исследования и дополнительных сведений.
  Как показала ревизия 1834 года, мусульмане этого региона имели мечети в следующих деревнях: Шакурово, Уфа-Шигири, Арти-Шигири, Бит(ш)ково, Биткино, Рахмангулово, Бахметево, Гайны, Азигулово, Яманелга, Озерки, Сызги.
  В период кантонного управления Башкирией северо-восточные башкиры относились ко Второму кантону Войска Башкирского: в 5-ый войсковой юрт вошли села упейцев — Шакур, Акбаш, Арслан и часть сел кущинцев — Арти-Шигири, Уфа-Шигири, Урмикей; в 7-ой юрт вошли часть населенных пунктов кущинцев — Азигул, Битки, Усть-Баяк, Бишково, Рахмангул, Верхний Баяк, а также села сызгинцев — Сызги, Озерки. Деревня Гайны также была отнесена к 7-му юрту. Село сызгинцев Усть-Бугалыш входила в 6-ой юрт.
  Лишь непродолжительный исторический период, в первые годы существования автономного Башкортостана, башкиры нынешней Свердловской области находились в составе единого с остальными башкирами административного национально-территориального образования, когда была восстановлена традиционная войсковая кантонная система самоуправления. По Соглашению от 20 марта 1919 года между Центральной Советской властью и Башкирским правительством была признана Автономная Башкирская Советская Республика, в составе которой был образован и Дувано-Кущинский кантон, куда вошла область проживания рассматриваемой группы башкир — Азигуловская, Шакуровская и Ювинская волости. В 1923 г. границы кантона были изменены и указанные северные волости отошли к Екатеринбургской губернии, впоследствии присоединенной к Уральской области.
Идея строительства своей национальной государственности с самых первых дней свержения самодержавия вызвала у башкир искреннее воодушевление. Об этом свидетельствуют и обращения, приходившие в адрес Башкирского Центрального шуро в те годы со всех уголков Башкирии, в том числе от башкир Шадринского и Екатеринбургского уездов Пермской губернии.
   Проблема этнической идентификации башкир 
Свердловской области
на современном этапе

  В Свердловской области, по данным переписи 1989 г., проживали 41 500 человек башкирской национальности. К 2002 г. число башкир в области уменьшилось до 37 296 человек.
  Анализ результатов переписей и этнического состава населения районов и городов области позволяет сделать вывод о том, что рост численности башкирского населения во второй половине XX века происходил во многом благодаря механическому движению — превышению въехавших в область в эти годы башкир по сравнению с выехавшими. Активно развивавшиеся промышленные агломерации Среднего Урала привлекали сюда трудоспособное население, особенно из ближайших сельских районов северо-востока Башкирии: Дуванского, Белокатайского, Мечетлинского и других.
  Некоторое сокращение численности башкир этого региона к моменту проведения Всероссийской переписи населения 2002 года в некоторой степени объясняется их оттоком в Республику Башкортостан (реэмиграция), происходившим особенно сильно в первой половине — середине 90-х гг. прошлого столетия. Для примера, миграционный прирост населения Республики Башкортостан в одном только 1992 г. составил 30 917 человек (прибыло 129 537 человек, выбыло 98 620), в том числе по северо-восточному региону республики (Белокатайский, Дуванский, Кигинский, Салаватский, Мечетлинский ра¬йоны) — 1 789 человек (прибыло 5544 человек, выбыло — 4 071)8 . Именно механическое движение перекрывало естественную убыль населения (соотношение рождаемости и смертности) северо-восточных районов Башкирии: в 1994 году, например, естественная убыль населения этого региона составила 1,5%9 .
  Несколько особняком стоят проблемы, связанные с башкирами — коренными жителями юго-западной части Свердловской области, а именно потомками башкир родов сызги, кошсы, упей, терсяк. Советские переписи и Всероссийская перепись 2002 г. обнаруживают их немногочисленность. В 2002 г. в Нижнесергинском районе Свердловской области было зафиксировано всего 554 башкира или 0,9% от всего (60 512 человек) населения района, в Красно уфимском районе — 298 башкир, в Артинском районе — 136 башкир. Данные удручающие результаты связаны с нарушениями при проведении указанной переписи в этих районах. Однако, основная причина проблемы связана с деформацией этнического самосознания башкир данного региона, во многом, как результат оторванности от территории основной массы проживания башкирского народа, а также целенаправленной, чрезвычайно активной и эффективной культурно-просветительской деятельности Республики Татарстан в данном регионе. Для примера, в одном только селе Шакур Нижнесергинского района проживает более 1 500 человек, его жители на протяжении всей своей истории, а это фиксировали многочисленные ревизские сказки и пере писи XVII — начала XX вв., четко и однозначно идентифицировали себя как башкиры, причем большая часть — как башкиры-вотчинники. Или другой пример, село Сызги — коренное поселение башкир-сызгинцев. В 1834 г. здесь насчитывалось 235, в 1859 г. — 410 башкир. Были здесь и тептяри из татар, припущенные вотчинниками по записи от 7 сентября 1793 года. В 1834 году взято на учет 40 тептярей. По X ревизии 1859 г. их оказалось 46 человек10 . Результаты последних переписей по указанным и другим селам региона входят в полнейший диссонанс с результатами предыдущих учетов населения. Все исторические, архивные источники (в первую очередь ревизские сказки) свидетельствуют о башкирском этническом происхождении и самосознании жителей сел Уфа-Шигири, Урмикей, Арти-Шигири, Азигул, Акбаш, Аракай, Шакур, Рахмангул, Бишково, Биткино, Гайны, Верхний Баяк и Усть-Баяк, Сызги, Озерки (Табанлыкуль) и других сел юго-западного региона Свердловской области.
  Следует отметить, что при проведении переписи 1926 г. жители деревень Сызги, Озерки, Азигул, Арти-Шигири, Акбаш, Уфа-Шигири, Аракай, Перепряжка, Шакур считали себя башкирами, а с конца 1950 годов уже татарами; процесс смены этнической идентичности у жителей сел Гайна-Бисерть, Кургат, Урмикей, Бишково, Куянково, Битки, Усть-Баяк, Усть-Бугалыш произошел чуть ранее, к середине 1920 годов.
  Учитывая этот аспект проблемы, а также современную численность указанных сел, этнических башкир в Нижнесергинском и Красноуфимском районах области не может быть меньше 5 000 человек в каждом, в Артинском районе башкир должно быть около 3 000 человек. Часто татары селились в башкирских селах, как правило, отдельной улицей (татар осо). Особенно многочисленной татарская диаспора оказалась в селах Усть-Бугалыш, Верхний Бугалыш, Новый Бугалыш и Средний Бугалыш. Этнокультурная близость, схожесть языка, единая религия способствовали бесконфликтному и гармоничному совместному проживанию двух народов, что не могло не сблизить пришлое татарское население с коренными жителями края — башкирами.
Таким образом, оторванность данной местности от территории, где проживала основная масса башкирского народа, многочисленность окружающего пришлого населения, в первую очередь русского и татарского, а также активная национальная политика Казани и пассивная позиция Уфы в этом вопросе в советский период истории позволили размыть в самосознании башкир представление о своей этнической идентичности. Не случайно, в регионе наиболее активно, в качестве национального компонента, отдельным предметом идет очень качественно поставленное изучение татарского языка. В 2004—2005 учебном году в школах Ачитского, Артинского, Красноуфимского и Нижнесергинского районов занятия по татарскому языку посещали 1557 детей в 19 школах области, марийский язык изучали 546 школьников из 7 школ. Башкирский язык изучается лишь в селах Уфа-Шигири, Шакур, Урмикей и в одной из школ города Верхняя Пышма (по переписи 2002 г. зафиксировано 1 682 башкира), причем качество обучения несравнимо ниже, чем обучение татарскому языку в школах региона. Башкирский язык, как правило, изучается лишь формально — в виде факультативов с необязательным посещением.
Вопрос, связанный с образовательной сферой, требует самого пристального и скорейшего внимания со стороны соответствующих органов Республики Башкортостан, необходим комплекс активных мер для введения изучения башкирского языка в других башкирских селах области, а также городах, где имеется многочисленное башкирское население (Екатеринбург, Первоуральск, Березовский, Каменск-Уральский и другие). Необходимо существенно расширить имеющиеся в настоящее время возможности (целевые места) для поступления в вузы Башкортостана абитуриентов-башкир из Свердловской области. К сожалению, обделяют своим вниманием этот регион театральные, эстрадные коллективы из Башкортостана. Важное место в процессе этнической консолидации башкир могло бы занять расширение географии вещания Башкирского спутникового телевидения и на территорию южной части области, а так же обеспечение приема передач из Уфы по сетям кабельного телевидения, аналогично тому, как это дело четко поставлено у круглосуточного казанского канала ТНВ. Все указанные меры особенно актуальны накануне очередной Всероссийской переписи населения, которая состоится в 2010 году.

bashkiry.ucoz.ru

Как правильно называются жители свердловских городов: Общество: Облгазета

Если географические названия именуются топонимами, а названия населённых пунктов — ойконимами, то названия жителей тех или иных населённых пунктов определяются термином «этнохоронимы» (от суммы греческих слов: народ + местность + имя).

Образуются этнохоронимы при помощи различных суффиксов от тех же ойконимов, например, Екатеринбург — екатеринбуржцы, Ирбит — ирбитчане. Или: Сысерть — сысертчанин, Туринск — туринец. Или: Кушва — кушвинка, Полевской — полевчанка, Волчанск — ой… Да-да, для некоторых топонимов-ойконимов в русском языке нет соответствующего устоявшегося этнохоронима. Или в принципе есть, но он представляется труднопроизносимым или неблагозвучным. Причём чаще всего от этого страдает женский род. В таких случаях используют как вариант описательную форму этнохоронима, например: жительница города Волчанска.

К счастью, у нас, на Среднем Урале, красивых ойконимов гораздо больше, чем неблагозвучных. Предлагаем убедиться.

  • Алапаевск- алапаевец — алапаевчанка
  • Арамиль — арамилец — арамильчанка
  • Артёмовский — артёмовец — артемовчанка
  • Асбест — асбестовец — асбестовчанка
  • Берёзовский — берёзовец — березовчанка
  • Богданович — богдановичец — жительница Богдановича
  • Верхняя Пышма — верхнепышминец — верхнепышминка
  • Верхняя Салда — верхнесалдинец — верхнесалдинка
  • Верхний тагил — тагильчанин — тагильчанка
  • Верхняя Тура — верхнетуринец — верхнетуринка
  • Верхотурье — верхнетурец — жительница Верхотурья
  • Волчанск — волчанец — жительница Волчанска
  • Заречный — зареченец — зареченка
  • Екатеринбург — екатеринбуржец — екатеринбурженка
  • Ивдель- ивдельчанин- ивдельчанка
  • Ирбит — ирбитчанин — ирбитчанка
  • Каменск-Уральский — каменскуралец — каменскуралочка
  • Камышлов — камышловец — камышловчанка
  • Карпинск — карпинец — карпинчанка
  • Качканар — качканарец — качканарка
  • Кировград — кировградец — кировградка
  • Краснотурьинск — краснотурьинец — краснотурьинка
  • Красноуральск — красноуралец — красноуралочка
  • Красноуфимск — красноуфимец — красноуфимка
  • Кушва — кушвинец — кушвинка
  • Лесной — лесничанин — лесничанка
  • Михайловск — михайловчанин — михайловчанка
  • Невьянск — невьянец — жительница Невьянска
  • Нижние Серги — нижнесергинец — нижнесергинка
  • Нижняя Салда — нижнесалдинец — нижнесалдинка
  • Нижний Тагил — нижнетагилец/тагильчанин — тагильчанка
  • Нижняя Тура — нижнетуринец — нижнетуринка
  • Новая Ляля — новолялинец — новолялинка
  • Новоуральск — новоуралец — новоуралочка
  • Первоуральск — первоуралец — первоуралочка
  • Полевской — полевчанин — полевчанка
  • Ревда — ревдинец — ревдинка
  • Реж — режевчанин/режевлянин — режевчанка/режевлянка
  • Североуральск — североуралец — североуралочка
  • Серов — серовчанин/серовец — серовчанка
  • Среднеуральск — среднеуралец — среднеуралочка
  • Сухой лог — сухоложец — жительница Сухого Лога
  • Сысерть — сысертчанин- сысертчанка
  • Тавда — тавдинец — тавдинка
  • Талица — таличанин — таличанка
  • Тугулым — тугулымец — тугулымчанка
  • Туринск — туринец — туринчанка

www.oblgazeta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *