Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения – 8.8. , , /

Содержание

Проблемы нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения: некоторые аспекты

Библиографическое описание:

Полянский Д. Н. Проблемы нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения: некоторые аспекты // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 236-238. — URL https://moluch.ru/archive/202/49511/ (дата обращения: 30.08.2019).



В статье представлены некоторые аспекты разрешенного использования и нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Дана характеристика нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Установлены компетентные органы, занимающиеся контролем соблюдения норм целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Установлены санкционные меры, применяемые для нарушителей разрешенного вида использования земель. В заключении представлены возможные пути решения поставленных проблем.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование, нецелевое использование.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей [1].

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения занимает 13 % от всей территории Российской Федерации, что составляет 222 100 000 гектар [2].

Ст. 78 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, научных и учебных целей, а также рыбоводства. Однако самовольное строительство предприятий, объектов инфраструктуры, жилых зданий, организация стоянки или склада, завал мусором является грубейшим нарушением законодательства Российской Федерации. Эти нарушения ведут к изменению режима земель, что является нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения. В законе не оговаривается срок совершения правонарушения. Следовательно, достаточно лишь установить наличие факта нецелевого использования земельного участка.

Поскольку земля в Российской Федерации находится под особым контролем государства, контроль за соблюдением правовых норм о целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения осуществляют такие органы, как Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация. Эти органы власти могут проводить плановые и внеплановые проверки, в результате которых возможно выявление факта нецелевого использования участка земли, предназначенного для ведения сельского хозяйства. Также эти органы могут установить факт нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения по информации, поступившей от прокураторы или Федеральной налоговой службы, которые в свою очередь занимаются выявлением факта нелегальной предпринимательской деятельности. Кроме того, могут быть приняты заявления от собственников соседних участков. Участок земли, который не используется по назначению, может принести экологический вред соседним участкам.

За нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд санкций. Так государственные органы власти на основании Статьи 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» пункт 2: «Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде» [3].

Статья 285 Гражданского кодекса Российской Федерации дублирует право принудительного изъятия участка земли. Однако в Статье 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» более полно раскрыты условия принудительного изъятия земельного участка у нарушителей целевого использования земли сельскохозяйственного назначения. В пункте 6 установлен порядок действий по ведению процесса принудительного изъятия, вынесшего предписание, уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора. Пункты 8, 9, 10 и 13 описывают условие проведения публичных торгов по продаже земельного участка [3].

Также предусмотрено административное наказание для нарушителей целевого использования земель сельскохозяйственного назначения в виде наложения административного штрафа. Размер штрафа установлен в статье 8.8 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от нескольких совокупных факторов, таких как: кем является владелец — гражданином РФ, должностным лицом или юридическим лицом; определена или нет кадастровая стоимость земельного участка. Также установлена минимальная сумма штрафа для каждой категории лиц. Санкции представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Санкции за использование земельного участка не по целевому назначению всоответствии сего принадлежностью ктой или иной категории земель и (или) разрешенным использованием

Категории лиц

Определена кадастровая стоимость земельного участка

Не определена кадастровая стоимость земельного участка

Процент кадастровой стоимости земельного участка

Минимальная сумма

Минимальная сумма

Максимальная сумма

от

до

от

до

Для граждан

0,5 %

1 %

10000 р.

10000 р.

20000 р.

Для должностных лиц

1 %

1.5 %

20000 р.

20000 р.

50000 р.

Для юридических лиц

1.5 %

2 %

100000 р.

100000 р.

200000 р.

Судебная практика по применению ст. 8.8 КоАП РФ на сегодняшний день часто складывается не в пользу собственников земельных участков. Если компетентными органами был установлен факт нецелевого использования земли, предназначенной для нужд сельского хозяйства, то оспорить в суде установление такого факта довольно затруднительно. Суды назначают штрафные санкции. Так, например, Талдомский районный суд Московской области вынес решение № 12–61/2017 от 27 октября 2017 г. Суд решил постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель, начальника межмуниципального отдела по г. Дубна и Талдомского района Московской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч. 3 КоАП РФ, оставить без изменений, а поданную жалобу защитника ФИО4 без удовлетворения.

Статья 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» широко используется судами в гражданском процессе Российской Федерации. Так, например, 23.10.2017 года Ростовский районный суд Ярославской области по делу № 2–870/2017 установил, что Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обратился в суд с иском к Ждановой Т. М. с требованием об изъятии земельного участка категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — для сельскохозяйственного использования, принадлежащего на праве собственности Ждановой Т. М., с целью его продажи с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием в соответствии с п. 3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Ответчик Жданова Т. М. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась, ранее представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений на иск не представила. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о правомерности и обоснованности заявленных требований. Суд решил удовлетворить исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в полном объеме. Изъять у Ждановой Татьяны Михайловны земельный участок , соответствии с п. 3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Право собственности Ждановой Татьяны Михайловны на указанный земельный участок прекратить.

В представленном примере мы можем видеть классическое применение статьи 6 ФЗ № 101-ФЗ. Гражданка Жданова Т. М. использовала не по назначению свой земельный участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства. Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в ходе проверки выявил нарушение. После соблюдения всех необходимых процессов досудебного урегулирования подал иск в суд с иском к Ждановой Т. М. с требованием об изъятии земельного участка. Суд вынес решение об изъятии земельного участка у Ждановой Т. М. и прекращении право собственности на него. Если бы Жданова Т. М. занялась участком после вынесения протокола о нарушении, то дело бы не дошло до суда и собственница участка не лишилась бы его.

Земли сельскохозяйственного назначения помимо целевого назначения также могут быть подвержены зонированию. Местные власти муниципалитетов и регионов проводят землеустроительные работы и разрабатывают классификацию видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Исходя из этого, собственники земельных участков ограничены в использовании земли целевым назначением (категория земли сельскохозяйственного назначения) и видом разрешенного использования участка (правила которого устанавливаются местными властями).

Не характерные для ведения сельскохозяйственных нужд виды разрешенного использования требуют смены целевого назначения. Для этого нужно обосновать необходимость изменения целевого назначения. Затем провести кадастровые и землеустроительные работы. Сведения об изменении категории земли вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Исходя из этих сведений, можно сделать вывод, что система выявления компетентными органами нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации налажена. Органами власти проводятся проверки, выявляется неиспользование или нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Судебная практика по всей Российской Федерации достаточна обширна. Суды активно принимают решения об изъятии земельных участков в соответствии со Статьями 6 ФЗ № 101-ФЗ и 285 ГК РФ. Также широко применяется практика назначения штрафа в соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ. Однако широкая судебная практика в теме нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения также может говорить о незначительности применяемых санкций для нарушителей закона. Мы считаем, что необходимо увеличить сумму штрафа для граждан, должностных и юридических лиц в 2 раза.

Литература:

  1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения // СПС КонсультантПлюс
  2. Россия в цифрах 2017. Краткий статистический сборник //Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2017. С. 69
  3. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки // СПС КонсультантПлюс

Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, земельный участок, Российская Федерация, нецелевое использование земель, целевое назначение, оборот земель, сельское хозяйство, РФ, кадастровая стоимость, Ярославская область.

moluch.ru

Нецелевое использование земельного участка \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Нецелевое использование земельного участка

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Нецелевое использование земельного участка

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимостиДоводы о нецелевом использовании земельного участка (в связи с осуществлением в помещениях офисного здания торговли) не являются достаточными основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в собственность…» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияТакже апелляционной инстанцией в процессе рассмотрения настоящего дела было установлено, что администрация муниципального образования «Холмский городской округ» в период действия спорного договора неоднократно (письма от 13.05.2013 и от 08.07.2014) указывала на ненадлежащее исполнение ИП Пшибиевым Р.Б. своих обязательств в части использования спорного земельного участка по назначению. Арендатору предоставлялся необходимый срок для выполнения необходимых проработок, а также изложения своей позиции по дальнейшей судьбе строительства объекта, отсутствие которых будет являться основанием для изъятия земельного участка с расторжением договора аренды по причине нецелевого использования земельного участка.

Нормативные акты: Нецелевое использование земельного участка

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

www.consultant.ru

Земли сельскохозяйственного назначения: ответственность за неиспользование сельхозугодий

Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.

Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.

Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.

Освоение сельхозугодий — что говорит закон

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка.  Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.

Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.

Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.

Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.

Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.

Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Земельному кодексу;
  • Гражданскому кодексу;
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

  • Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.
  • Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.

Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.

Если не исполнять предписания органа госземнадзора или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.

Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения органами госземнадзора;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания органа земндзора, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.

  1. Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
  2. Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
  3. По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
  4. Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.

Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

  • Установите фактические границы участка, так как в случае занятии земли смежным землепользователем надзорным органам будет проще устранить нарушение.
  • Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.
  • Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
  • Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.

Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 31.12.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (первая часть) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 05.02.2018) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
  4. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп. вступ. в силу с 03.07.2016) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/.

bigland.ru

Штраф за нецелевое использование земельного участка

Сегодня законодатель идет по пути ужесточения мер за ненадлежащую эксплуатацию наделов земли.

Контролирующим органам теперь доступны высокотехничные методы обследования территорий: спутниковая система съемки, расчет координат при помощи системы ГЛОНАСС. Единый государственный реестр прав, база государственного фонда данных и инвентаризации земель позволяет безошибочно определить закрепленный за определенной частью поверхности вид допустимого использования.

Что такое нецелевое использование земли и неосвоение участка

Понятие использования территории вразрез с предусмотренными целями раскрыто в ст. 42 ЗК РФ и 285 ГК РФ. Данные нормы регламентируют, что такая эксплуатация надела – это освоение предоставленной территории в нарушение закрепленного за ней целевого назначения, категории и разрешенного использования.

Также неправомерной является разработка земельного надела способом, нарушающим правила рационального пользования землей, наносящим вред участку как природному объекту и травмирующим окружающую среду.

Под неиспользованием (неосвоением) земельного участка следует понимать отсутствие в течение определенного законодательством срока признаков его освоения, за исключением периода времени, когда пользоваться территорией по целевому предназначению было невозможно из-за природных катаклизмов либо других исключительных обстоятельств.

Рассмотрим применяемые к нарушителям меры воздействия и их последствия.

Штраф за нецелевое использование земельного участка

Административные санкции применяются при пользовании землей вопреки ее целевому назначению, обозначенному типу земель и (или) установленному разрешенному использованию. Величина варьируется в зависимости от наличия кадастровой оценки земель.

Пунктом 1 ст. 8.8 КоАП России установлено взыскание в следующих размерах:

Субъекты

Кадастровая стоимость есть, %

Кадастровой стоимости нет

Граждане

от 0,5 до 1, но не ниже 10 000 р.

от 10 000 до 20 000 р.

Должностные лица

от 1 до 1,5, но не меньше 20 000 р.

от 20 000 до 50 000 р.

Юрлица

от 1,5 до 2, но не менее 100 000 р.

от 100 000 до 200 000 р.

Штраф за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Правоотношения, связанные с освоением сельхозземель, урегулированы отдельным ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Действие последнего не распространяется на дачные, огородные, садовые наделы земли, территории гаражного и личного подсобного хозяйства, а также земли с возведенными на них объектами недвижимости.

Статья 8.8 КоАП России (п. 2) регулирует штрафные санкции, также зависящие от оценки:

Субъекты

Кадастровая стоимость %

если в течение 3 и более лет участок не используется для ведения с/х производства

если участок, приобретенный на публичных торгах, не используется для с/х целей в течение 1 года с момента получения на него права собственности

Граждане

от 0,3 до 0,5, но не ниже 3 000 р.

от 0,1 до 0,3, но не менее 2 000 р.

Должностные лица

от 0,5 до 1,5, но не меньше 50 000 р.


Юрлица

от 2 до 10, но не менее 200 000 р.

от 1 до 6, но не меньше 100 000 р.

ИП


от 0,1 до 0,3, но не ниже 2 000 р.

Штрафы за неиспользование земельного участка под ИЖС

Пунктом 3 ст. 8.8 КоАП России регламентировано взыскание при неосвоении территории под жилищное строительство, строительство иных объектов, для ведения огородничества и садоводства на протяжении 3 лет:

Субъекты

Кадастровая стоимость есть, %

Кадастровой стоимости нет

Граждане

от 1 до 1,5, но не меньше 20 000 р.

от 20 000 до 50 000 р.

Должностные лица

от 1,5 до 2, но не меньше 50 000 р.

от 50 000 до 100 000 р.

Юрлица

от 3 до 5, но не ниже 400 000 р.

от 400 000 до 700 000 р.

Штраф и предписание об устранении выявленных нарушений законодательства выносит уполномоченный орган исполнительной государственной власти. Такими функциями наделены территориальные органы Росреестра.

Административные меры также применяются в соответствии с п.4 ст. 8.8 КоАП России 

за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в отношении:

  • граждан в размере от 20 000 до 50 000 р.;

  • должностных лиц — от 100 000 до 200 000 р.;

  • юридических лиц — от 200 000 до 400 000 р.


Изъятие земли за ненадлежащее освоение

Последствием неуплаты назначенного штрафа и неисполнения предписания контролирующего органа об устранении ненадлежащего освоения территории, может являться принудительное изъятие земельного надела.

Статьями 284 и 285 ГК РФ определено, что изъятие земли происходит и в случае ее нецелевого применения, и при неосвоении участка на протяжении времени, установленного законодательством. При этом землю у нарушителя отберут вне зависимости от вида прав на нее. Закон действует как на собственников, так и на пользователей всех категорий земель, перечисленных в ст.7 ЗК РФ.

Поводом для принудительного изъятия служит выявление всех вышеперечисленных злоупотреблений правами на землю:

  • неиспользование надела земли на протяжении срока, предусмотренного законом;

  • грубое нарушение рационального землепользования;

  • эксплуатация территории не по целевому предназначению, вопреки установленному виду допустимого использования;

  • неприведение земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего освоения.

Изъятие осуществляется на основании судебного решения, кроме случаев принадлежности участков публично-правовым образованиям. Неправомерное, с Вашей точки зрения, вменение административных мер либо изъятие можно обжаловать. Лучше обращаться в суд, заручившись помощью профессионального юриста.

Осуществлять эксплуатацию надела земли строго по целевому предназначению, с учетом вида его разрешенного использования, и своевременно приступать к его освоению — прямая обязанность землепользователей, закрепленная законодательно. Ведь земля — самая главная ценность, требующая постоянной охраны и очень бережного отношения к ней.

скачать dle 11.3

Дата обновления

02.05.2017

0

Проголосовало 0

myfine.ru

Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения

Головская Татьяна Николаевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г. Омск

В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплен принцип охраны земли как природного ресурса, так как земля является основой жизни и деятельности народов. [1]
В соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) все земли Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на семь категорий. [2]
Данная статья посвящена одной из категорий земель – землям сельскохозяйственного назначения. На основании статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. [2]

Однако, к сожалению, большая часть сельскохозяйственных земель в Российской Федерации используются не по целевому назначению. Главным свойством земель сельскохозяйственного назначения является их плодородие. Одной из причин использования земель сельскохозяйственного назначения не по назначению является нахождение таких земель в частной собственности. В процессе приватизации, большая часть земель, принадлежащих колхозам и совхозам, была передана в частную собственность. Однако, в связи с относительно низкой налоговой ставкой, данные земли используются, как правило, как долгосрочный вклад, но не по назначению. Вследствие этого земли сельскохозяйственного назначения зарастают бурьяном, древесно–кустарниковой растительностью и в течение нескольких лет постепенно становятся непригодными к использованию. Собственникам этих земель продавать их по кадастровой стоимости слишком невыгодно, а арендовать такие земли так же очень неудобно, так как арендатор становится слишком зависимым от решений собственника земли. От такого положения дел страдает сельское хозяйство. Что касается санкций за нецелевое использование земель, то самая отрицательная санкция – это изъятие земельного участка у собственника. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. [3]

В постановлении Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» указаны признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Например, на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений, залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка, залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов, закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка. [4]
При выявлении одного из критериев, указанных в данном постановлении Правительства надзорными органами этот земельный участок может быть изъят у собственника.

В настоящее время широко распространено индивидуальное жилищное строительство. В статье 1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» подчеркивается, что действие данного Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства. [3] Из выше указанного мы видим, что спрос на индивидуальное жилищное строительство, как правило, к сожалению удовлетворяют за счет земель сельскохозяйственного значения. Таким образом, с каждым годом все больше земельных участков выбывает из оборота земель сельскохозяйственного назначения.
От нецелевого использования земель также страдает и бюджет. Как говорится: «нет производства, нет доходов, нет налогов». И вместо того, чтобы поднимать сельское хозяйство наше государство раздает земли под жилищное строительство.

Что же делать? Как обеспечить использование земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению? Я предлагаю не предоставлять земли сельскохозяйственного назначения под индивидуальное жилищное строительство. Россия с древних времен была аграрной страной, поэтому и сейчас нашему государству необходимо иметь свое хорошо развитое сельское хозяйство. Поэтому я предлагаю ограничить оборот вышеуказанных земель, предоставляя их только определенным субъектам земельного права, а именно: крестьянско-фермерским хозяйствам, гражданам, живущим в сельской местности и индивидуальным предпринимателям, занятым в сфере выращивания сельскохозяйственных культур.


Список литературы:

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  • «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ»
Средняя:

Ваша оценка: Пусто

conf.omua.ru

Нецелевое использование земли, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель

Нецелевое использование земли, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель

Согласно ранее действовавшего п.2 ст.79 ЗК РФ для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд могли предоставляться земли с/х назначения, непригодные для ведения с/х производства.

При решении вопроса о предоставлении земель с/х назначения для несельскохозяйственных нужд существенное значение имеет вопрос о качестве земель и их пригодности для ведения сельскохозяйственного производства.

В соответствии с пункта 3 статьи 8 ЗК РФ несоблюдение порядка перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель является основанием для признания соответствующих решений незаконными При рассмотрении вопроса о переводе земель с/х назначения в другую категорию земель необходимо установить, имеет ли орган, принявший решение, соответствующие полномочия.

Поскольку собственник не давал согласия на строительство, возведенные объекты должны быть снесены, а земельные участки приведены в первоначальное состояние.

В соответствии со ст.8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям в части с/х земель является компетенцией органов исполнительной власти субъектов РФ.

В связи с тем, что фермерское хозяйство в течение одного года не использовало с/х земли по целевому назначению, решение о ликвидации хозяйства принято правомерно.

При принятии акционерным обществом решения о передаче земли с/х назначения для использования под жилищное строительство необходимо исследовать вопрос, получено ли разрешение на перевод с/х земли в другую категорию земель.

Решение о привлечении фермерского хозяйства к ответственности за нецелевое использование земельного участка с/х назначения, выразившееся в строительстве жилого дома является спорным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о