Непубличное общество это – 66.3. /

4.1. Публичные и непубличные общества

Новым критерием классификации обществ в ГК РФ является критерий их публичности. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признаются непубличными.

Хотя в законе говорится о публичных обществах вообще, однако реально речь может идти только о применении данной классификации к акционерным общества. В литературе правильно отмечено, что такой классификации можно подвергать только акционерные общества, имея в виду установление более жестких требований к статусу публичных АО, акции которых котируются на фондовых биржах, а участники (акционеры) нуждаются в повышенной охране от различных злоупотреблений. Но применительно к обществам с ограниченной ответственностью она теряет смысл, поскольку ООО ни при каких условиях не могут стать публичными хозяйственными обществами — им нечего котировать на биржах

*(23).

Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным и наоборот. Следовательно, принятие большинством акционеров на общем собрании решения об изменении наименования акционерного общества, а именно включение указания на его публичный характер, а также решения о внесении соответствующих изменений в устав позволяет изменить статус данного акционерного общества, Согласно п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления данного Закона в силу и отвечающие признакам публичных «акционерных обществ, признаются публичными вне зависимости от указания. При этом акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года (даты вступления в силу изменений в ГК) и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (

пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Сведения о публичном статусе акционерного общества должны быть известны всем третьим лицам непосредственно из наименования данного юридического лица. Таким образом, публичное акционерное общество обязано представить для включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус. Также этот статус должен быть отражен в уставе, утвержденном решением собрания акционеров.

Можно выделить следующие признаки публичных обществ:

Во-первых, обязанности по ведению реестра акционеров публичного общества и исполнение функций его счетной комиссии должны быть возложены на профессиональную независимую организацию. Эта же организация должна будет подтверждать достоверность протоколов общих собраний публичных акционерных обществ.

Во-вторых, в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

В-третьих, на публичные общества возлагается обязанность публичной отчетности.

Что касается непубличных акционерных обществ, то их деятельность менее регламентирована законом. Так, согласно п. 3 ст. 66.3 ГК по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (

пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;

2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

Вопрос о необходимости разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные возник достаточно давно. Фактически такое разделение существовало и ранее, однако юридически оно не было оформлено.

Это обусловлено тем, что подавляющее число открытых акционерных обществ, несмотря на свою организационно-правовую форму, по своей сути всегда являлись непубличными компаниями. Они не осуществляли открытую подписку на ценные бумаги, и их ценные бумаги не обращались на биржах. Однако наиболее крупные акционерные общества можно было отнести к публичным обществам, поскольку на их акции осуществлялась открытая подписка и они обращались на бирже.

Тем не менее, в связи с тем, что в свое время в рамках приватизации государственного и муниципального имущества организационно правовая форма открытого акционерного общества большинству из них была по существу навязана, они были вынуждены исполнять требования законодательства по раскрытию информации, неся при этом различного рода издержки. Над многими акционерными обществами, висела угроза штрафных санкций за нарушение или ненадлежащее исполнение этих требований со стороны регулятора. И это при том, что сведения, поступающие от таких акционерных обществ в информационное поле рынка ценных бумаг, представляли небольшой интерес для его участников, тем самым засоряя его.

Принципиальное различие между публичными и непубличными обществами заключается в том, что к публичным обществам в большей степени применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов. Тогда как применительно к непубличным обществам

ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции.

Публичных компаний в России насчитывается немного, подавляющее большинство акционерных обществ являются непубличными. В совокупности с преобладающей в России организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью (94% от общего числа коммерческих организаций*(24)) непубличные компании составляют абсолютное большинство юридических лиц в предпринимательской сфере. Применение ко всем этим субъектам диспозитивного регулирования позволяет сделать вывод о либерализации российского законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

studfiles.net

Статья 66.3 ГК РФ. Публичные и непубличные общества

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 66.3 ГК РФ. Публичные и непубличные общества

1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.

3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;

2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

4. В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.


Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

logos-pravo.ru

Непубличные акционерные общества — Юридическая фирма «Шулятьев и партнеры»

Такая неизвестная ранее российскому гражданскому законодательству организационная правовая форма юрлиц, как «непубличное акционерное общество», введена в юридический оборот совсем недавно, а именно с принятием 05.05.2014 года федерального закона под № 99-ФЗ. Этим нормативным правовым актом введено деление всех обществ, в том числе акционерных, на непубличные и публичные. Соответственные нормы включены и в Гражданский Кодекс путем добавления отдельной статьи 66-3.

Таким образом, с 1 сентября 2014 года (это день вступления в действие закона № 99-ФЗ) все желающие получают возможность создавать свои акционерные общества в форме непубличных. Кроме того, автоматически будут признаны непубличными действующие акционерные общества, которые не отвечают требованиям публичности, установленным статьей 66-3 Гражданского Кодекса.

Напомним, что согласно части 1 данной статьи, признаками публичности акционерных обществ считаются следующие:

  • информация о публичности акционерного общества, содержащаяся в его фирменном наименовании или же уставе
  • публичное размещение (через открытую подписку) и/или публичное обращение акций и ценных бумаг общества

Если Вы желаете создать акционерное общество, но при этом не собираетесь заниматься публичным размещением и публичным обращением его акций, Первая Правовая Компания предлагает обратить внимание на такую новую форму, как непубличное общество. По сравнению с публичным акционерным обществом, акционерное общество, созданное в непубличной форме, характеризуется рядом преимуществ, главным из которых является диспозитивность в процессе его управления и деятельности. Кроме того, информация о «непубличности» такого общества совсем не должна быть указана в его фирменном названии или же уставе.

В качестве еще одного преимущества непубличного акционерного общества выступают закрепленные на законодательном уровне нормы о неразглашении и конфиденциальности содержания корпоративного договора, заключенного между акционерами-учредителями такого общества, в отличие от акционерных обществ публичного типа, информация о заключении корпоративного договора между участниками которого подлежит обязательному раскрытию и включению в единый реестр юрлиц.

Особенности управления непубличным АО

Что касается особенностей управления непубличным акционерным обществом, то они также имеют некоторые существенные отличия от других организационных правовых форм юрлиц, в том числе акционерных обществ публичного типа. Так, в законе (статья 67-1 Гражданского Кодекса) четко указано, что подтверждение решений общего собрания акционеров и состава присутствующих на нем акционеров совершается через нотариальное удостоверение или же удостоверение субъектом, который ведет реестр акционеров данного общества и выполняет полномочия его счетной комиссии.

Грамотно сформулированные положения учредительных документов такого непубличного акционерного общества, а также корпоративного договора между учредителями, предоставят его акционерам уникальную возможность самостоятельно определять как объем правомочностей самих учредителей, так порядок формирования коллегиальных органов и процедуру проведения его заседаний, а также некоторые другие важные для деятельности данного общества вопросы.

Учредительные документы непубличного акционерного общества

Юристы Первой Правовой Компании помогут подготовить проекты учредительных и других документов Вашего непубличного акционерного общества таким образом, чтобы максимально обеспечить защиту интересов его акционеров. В частности, по единогласному решению всех учредителей акционерного общества непубличного типа в его главный учредительный документ (устав) допускается включение таких положений, как:

  1. передача общим собранием акционеров некоторых важных вопросов на рассмотрение коллегиального органа общества (кроме ликвидации и реорганизации, внесения изменений в устав, увеличения уставного капитала и т.п.)
  2. передача коллегиальному органу управления полномочий исполнительного органа (полностью или же частично)
  3. передача единоличному исполнительному органу полномочий коллегиального исполнительного органа
  4. предоставление общему собранию акционеров права решать вопросы, не предусмотренные действующим законодательством
  5. процедура реализации преимущественного права на приобретение размещаемых акций или других ценных бумаг данного непубличного акционерного общества и т.д.

Все эти, а также некоторые другие вопросы, согласно закону, не могут быть включены в устав акционерного общества публичного типа. Поэтому в процессе формулировки положений устава будущего акционерного общества нужно обращать особое внимание на содержащуюся в нем информацию касательно порядка формирования органов управления, их полномочий, процедуры принятия решений и т.д.

Мы категорически не рекомендуем копировать учредительные документы действующих обществ, а также использовать выложенные в Интернете образцы, так как Вы не можете быть абсолютно уверены в том, что они отвечают всем требованиям действующего законодательства, особенно последним нововведениям от 05 мая 2014 года.

Только квалифицированная подготовка учредительных, а также других необходимых для регистрации непубличного акционерного общества, документов может быть залогом успеха на пути к его созданию. Понимая всю важность этого вопроса, Первая Правовая Компания готова предложить профессиональную помощь своих специалистов в процессе создания Вашего акционерного общества в непубличной форме.

Обращайтесь к нам по контактам, указанным на данном сайте, и мы поможем составить Ваши учредительные документы самым оптимальным образом. Кроме того, Первая Правовая Компания предлагает полное сопровождение всего процесса создания непубличного акционерного общества, а также дальнейшее его юридическое и бухгалтерское обслуживание.

first-legal.ru

Публичные и непубличные хозяйственные общества

  • Внешнеторговые расчёты.
  • Формы безналичных расчётов.
  • Платежный оборот и безналичные расчёты.
  • Организация денежного обращения.
  • Возникновение денежного обращения.
  • Субъективная социология Лаврова.
  • Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
  • Эволюционизм и первобытная культура.
  • Источники предпринимательского права.
  • Фотореклама в России в начале 20 века.
  • Понятие и виды хозяйственных товариществ.

    Главная » Коллективные формы предпринимательской деятельности » Публичные и непубличные хозяйственные общества


    Публичные и непубличные хозяйственные общества

    Как следует из закона, хозяйственные общества могут быть публичными и непубличными (ст. 66 ГК РФ).
    Публичными хозяйственными обществами признаются акционерные общества, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
    Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
    Акционерные общества, не отвечающие этим признакам, а также все ООО являются непубличными обществами .
    Итак, главным отличием непубличной корпорации от публичной является возможность последней публично размещать или выпускать в публичное (свободное) обращение акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, кстати, необязательно с использованием биржевого обращения. Заметим при этом, что непубличные корпорации не лишены права на публичное обращение своих ценных бумаг, которые не могут быть конвертируемы в акции, например неконвертируемые облигации, а также могут выпускать иные конвертируемые и неконвертируемые в акции ценные бумаги при условии их непубличного размещения.
    В уставе публичного общества и в ЕГРЮЛ в фирменном наименовании общества должно быть указано, что общество является публичным. 1ст. 97ГКРФ).
    Структура органов управления общества зависит от того, является корпорация публичной или непубличной. Как было отмечено, создание коллегиального органа управления — наблюдательного (иного) совета является обязательным для публичной корпорации.
    В отношении непубличных обществ законодательством допускается значительная свобода регулирования их деятельности и внутренне-
    го устройства. Например, в непубличных корпорациях в отличие от публичных по решению участников, принятому единогласно, допускается (ст. 66 ГК РФ):
    — перераспределение компетенции высшего органа управления в пользу коллегиального органа управления или коллегиального исполнительного органа, за исключением наиболее значимых вопросов, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 66 ГК РФ;
    — расширение компетенции общего собрания участников вопросами, не относящимися к его компетенции в соответствии с законом;
    — полное или частичное перераспределение полномочий коллегиального исполнительного органа в пользу коллегиального органа управления;
    — передача единоличному исполнительному органу функций коллегиального исполнительного органа;
    — отказ от образования ревизионной комиссии;
    — возможность предусмотреть в уставе отличный от установленного законодательством порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и получение информации о нем;
    — возможность установить отличные от установленных законодательством требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества;
    — возможность предусмотреть порядок преимущественного права покупки доли (части доли), акций (ценных бумаг, конвертируемых в акции), а также максимальной доли участия одного участника.
    В непубличных обществах участник вправе требовать исключения другого участника из общества в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами общества (п. 1 ст. 67 ГК РФ).
    Заметим, что ранее возможность исключения участника предусматривалась только в отношении ООО, соответственно право требовать исключения участника разрабатывалось в судебной практике и в научной доктрине применительно к ООО.
    В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 мая 2012 г. № 151 суд указал на такие возможные основания исключения участника из общества, как: причинение участником вреда обществу; совершение участником общества действий, заведомо противоречащих интересам общества, при выполнении функций единоличного исполнительного органа или при осуществлении полномочий, предоставленных ему на основании доверенности, выданной обществом, если эти действия причинили обществу значительный вред и (или) сделали невозможной деятельность общества либо существенно ее затруднили; голосование участника по вопросам повестки дня общего собрания участников общества, а равно систематическое уклонение от участия в собраниях, если такие действия (бездействие) причиняют значительный вред обществу или делают невозможной деятельность общества либо существенно ее затрудняют.
    Исключение участника из ООО не является санкцией, поскольку влечет выплату участнику действительной стоимости принадлежащей ему доли.
    Представляется, что приведенные правовые позиции высших судебных инстанций теперь по аналогии будут применяться к непубличным АО. Подчеркнем, что исключение участника из общества — это экстраординарная мера, которая может применяться только в том случае, когда другие средства преодоления конфликта между участниками исчерпаны и системный конфликт может быть решен только путем прерывания правовой связи между участником и обществом. Право требовать исключения акционера из непубличного АО — новелла российского законодательства, которая нивелирует особенности правового статуса участников ООО и акционеров непубличных АО. Возможность исключения акционера из общества обусловлена, в частности, установлением обязанности для акционера участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений (п. 1 ст. 67 ГК РФ). Такой подход также в значительной степени является новаторским для российского законодательства, поскольку участие в управлении для АО всегда рассматривалось как право, а не как обязанность акционера.
    Регулированию особенностей правового положения публичных и непубличных хозяйственных обществ посвящены новеллы, внесенные в Закон об АО Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ. В ст. 7 Закона об АО в редакции указанного Закона определены положения, которые могут быть предусмотрены уставом при учреждении непубличного АО или внесены в устав единогласно всеми акционерами общества:
    — преимущественное право приобретения акционерами и обществом (если акционеры не воспользовались своим правом) акций, отчуждаемых по возмездным сделкам по цене предложения третьему лицу или по цене, определенной уставом;
    — необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам;
    — отказ от преимущественного права размещаемых дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;
    — дополнительные обязанности акционеров.
    Закон об АО в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ, определяет порядок приобретения непубличным акционерным обществом статуса публичного (ст. 7) и наоборот — прекращение публичного статуса общества (ст. 7). Приобретение и прекращение публичного статуса не является ни реорганизацией, ни изменением типа общества, как это было ранее применительно к открытым и закрытым АО. Приобретение и прекращение обществом публичного статуса осуществляется путем внесения изменений в устав при наличии определенных оснований и условий.


    Лекция, реферат. Публичные и непубличные хозяйственные общества — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть


     

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *