Несколько десятков человек связанных между собой кровным родством – Кровное родство — Карта знаний

Группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы

Воинским учетом охватываются граждане, за исключением лиц
(*ответ*) освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом
(*ответ*) проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу
(*ответ*) отбывающих наказание в виде лишения свободы
(*ответ*) женского пола, не имеющих военно-учетный специальности
(*ответ*) постоянно проживающих за пределами Российской Федерации
 достигших 20 лет
 выступающих на олимпиадах
Вопросы организации воинского учета граждан регламентируются Законом РФ
(*ответ*) "О воинской обязанности и военной службе "
 "О защите"
 "Об обороне"
 "Права и обязанности граждан"
Время от начала полового созревания до момента, когда организм молодого человека или девушки полностью сформирован и готов выполнять функцию деторождения, – это
(*ответ*) переходный возраст
 детство
 старость
 зрелый возраст
Время призыва
(*ответ*) два раза в год
 один раз в год
 ежемесячно
 ежеквартально
Время призыва - два раза в год, с

(*ответ*) 1апреля по 30 июня
(*ответ*) 1 октября по 31 декабря
 1 января по 1 октября
 1 апреля по 31 декабря
Выделяется четыре фактора, определяющих состояние индивидуального здоровья
(*ответ*) образ жизни
(*ответ*) гинетика, биология
(*ответ*) внешняя среда
(*ответ*) здравохранение
 образование
Государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных мобилизационных людских ресурсов - это
(*ответ*) воинский учет
Государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных мобилизационных людских ресурсов - это
(*ответ*) воинский учет
 архив
 бухгалтерия
 кадастр
Граждане, поступившие на военную службу по контракту, имеют целый ряд льгот
(*ответ*) обеспечение жилой площадью
(*ответ*) санитарно-курортное и медицинское обеспечение (лечение)
(*ответ*) проезд на транспорте
(*ответ*) при осуществлении почтовых отправлений
 бесплатное питание
 бесплатная одежда
Гражданин, овладевший медицинской или сложной технической военно-учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе
(*ответ*) выбирать род войск в соответствии с полученной специальностью
 получить отсрочку
 поступить в университет
 служить за границей
Группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы, - это
(*ответ*) семья
Денежное довольствие военнослужащего состоит из
(*ответ*) месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью
(*ответ*) месячного оклада в соответствии с присвоением воинских званий
 выигрыша
 прибыли
Для военнослужащих физическая зарядка не проводится
(*ответ*) в дни отдыха
 в понедельник
 при минусовой температуре
 при сильной жаре

www.soloby.ru

Читать книгу Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ Александра Викторовича Воронцова : онлайн чтение

Текущая страница: 16 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Тема 13. Этнические общности

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.


8
  Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилевым (1912–1992).

[Закрыть]

Виды этнических общностей

• Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской)9
  Ряд ученых не относят род к этносу, так как он входит в состав более крупного целого – племени.

[Закрыть].

• Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

– его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

– его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

– оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora – рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса – общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности – единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей

.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

– необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

– необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов – язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Образец задания

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „__________" (1) и „этнос“ сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос“ (что точнее). Существуют три типа этноса. Для __________(2) главное основание объединения людей в одну __________(3) – кровно-родственные связи и общее ___________(4). С возникновением государств появляются __________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются __________(6) – этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение

Б) племя

В) общность

Г) нация

Д) народ

Е) народность

Ж) национальность

3) раса

И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


Ответ: ДБВАЕГ.

Тема 14. Межнациональные отношения

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

– отношения между разными национальностями внутри одного государства;

– отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

– Мирное сотрудничество.

– Этнический конфликт (от лат. conflictus – столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.


Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется

культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.


Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира). В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, – не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм – совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов

– Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

– Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

– Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

– Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

– Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

– Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

– Конфессиональные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

– Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.


Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalosme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма

• Этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

• Державно-государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

• Бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. хепов – чужой и рКоЬов – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme – термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos – род и caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

– предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

– защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

– требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

– игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия – наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

– уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

– искаженное восприятие информации друг о друге;

– выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

– формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.


Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи – могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем

– Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

– Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

– Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

– Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

– Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

Образец задания

C6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

iknigi.net

одна из первоначальных форм социальной организации человечества


Соседская община – это традиционная форма человеческой организации. Она делилась на сельскую и территориальную общины.

Родовая и соседская община

Соседскую общину считают наиболее поздней формой родовой общины. В отличие от родовой общины, соседская община комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное).

В родовой общине люди были связаны кровным родством. Основным занятием такой общины было собирательство и охота. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.

Соседская община

Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.

Основные черты соседской общины

– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;

Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.

Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.

Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.

Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.

Соседская община у восточных славян

Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.

Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).

Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.

На вервь налаживались общая воинская повинность.

Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.

В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.

На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.

Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.

www.istmira.com

Электронная тетрадь Пустоваловой Елизаветы: Практикум №3

ТЕКСТ 1

Задание 1) Появились такие новые понятия, как власть (от нее так же зависит социальное положение человека), престиж (человек может быть богатым, но не престижным в обществе, а уважаемым в узком кругу), богатство (один из самых главных факторов, от которых зависит социальное положение)

Задание 2) Я считаю, что причиной социального неравенства не может являться только один фактор, ведь сами они друг от друга зависимы. Но лично для меня главная причина - способности. Разные люди, а значит  и разные социальные группы имеют разные способности и возможности для получения дохода, проведения планов в жизнь и т.п. Примером этого являются физически ограниченные люди, не имеющие способности, к примеру, видеть, слышать или ходить. 

Задание 3) Я сравню высший высший социальный класс (в частности правительство) и низший средний социальный класс (в частности продавцов минимаркетов) 

Первое различие, которое бросается в глаза - разница в доходе.Так же правительство имеет больший престиж и уважение в обществе. 

Еще один не маловажный фактор - способность действовать:

Правительство имеет больше возможностей для действия за счет собственного положения.

Продавцы так же могут действовать, реализовываться, но для этого им потребуется гораздо больше усилий 

Власть:

Правительство. Само слово говорить о том, что люди в правительстве правят, руководят. И имеют прямое влияние на процессы управления государства и процессы реформ. 

Продавцы же не имеют ни над кем на своей работе.

ТЕКСТ 2

Задание 1) Опираясь на текст, можно сказать, что структура современного российского общества основана на потенциале, знаниях, уровне квалификации, месту работы, профессии, возможности властвовать. 

Задание 2) Да, это вполне возможно. Примеру этого служит Михаил Прохоров. Он сам смог подняться с уровня среднестатистического россиянина до уровня одного из самых влиятельных предпринимателей в России. 

Задание 3) Опираясь на данный фрагмент, можно сказать, что мои бабушка с дедушкой, как по отцовской, так и по материнской линии, принадлежат среднему слою т.к. дедушки были старшими офицерами. Родители также относятся к среднему слою т.к. папа руководит достаточным количеством людей, имеет хороший заработок, а так же его работа является очень престижной. К сожалению, военные профессии, которые были у моих бабушек, стали менее значимы, чем во времена ВОВ.

Доп. задание 3

Понятия народ и "этнос" сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии и политологии термин "этнос" (что точнее). Существуют три тип этноса. Для племени главное основание объединения людей в одну общность -  кровно-родственные связи и общее происхождение. С возникновением государств появляются народности, состоящие из людей, связанных между собой не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются нации - этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, "единое чувство судьбы"

Доп. задание 4 

В наше время националистическая идеология, интерпретированная в виде лозунга "Россия для русских", привлекает все больше и больше сторонников. Безусловно, государство должно играть важную роль в борьбе с этим общественным недугом. Государство обеспечивает равноправие людей перед законом вне зависимости от расы, цвета кожи, происхождения. В том числе обеспечивается право на личную безопасность и защиту со стороны государства. Важны и такие политические права, как право на голосование и выдвижение своей личной кандидатуры, право равного доступа к государственной службе. 

lizzieli63.blogspot.com

Племя

Человечество состоит из народов — этносов. Этносы различны, и история у каждого из них — своя. Они различаются по численности, степени консолидированности и четкости этнического самосознания, характеру расселения и т. д. Мы знаем этносы, ведущие свое начало с рабовладельческой эпохи, как армянский, ассирийский или курдский. Известны этносы, родившиеся в XIX в., как долганы на полуострове Таймыр, и даже в XX столетии, как алтайцы в Горном Алтае. Также существуют различия между народами в общественном строе, социальной структуре, языковой ситуации (степень развития двуязычия) и по другим признакам. Таким образом, народы мира в типологическом отношении неоднородны. Обычно выделяют три основных исторических типа этноса: племя, народность, нация.

Первым по времени объединением людей, которое обычно определяется как этнос, является племя. (В литературе можно встретить мнение, согласно которому к самому раннему типу этноса относится род. Однако, как свидетельствуют исторические данные, род не может существовать вне племени, хотя бы слабо оформленного. Поэтому сам по себе род нельзя считать этнической общностью.) Появление племени, в основе которого лежат родовые отношения, вызвано возникновением экзогамии (заключение брака за пределами определенной общности) и родового строя и относится к эпохе перехода к верхнему палеолиту. Объединение родов в племя происходило на основе кровного родства и общей территории. Поэтому племя представляло собой такую форму общественной жизни, которая являлась и кровнородственным союзом, поскольку его образовывали роды, между которыми существовала кровная связь, и территориальным объединением, поскольку эти роды проживали на одной территории, а хозяйственные потребности и потребность в защите принуждали их объединяться в племя.

[adsense]

Наиболее характерным для этого типа этноса было то, что его внутренняя (родовая) структура основывалась на принципе кровного родства, при котором родовая экзогамия сочеталась с племенной эндогамией (заключение браков в пределах определенной общности). Племена, как правило, имели сравнительно небольшую численность, что определялось, прежде всего, слабым развитием производительных сил. Племенное самосознание основывалось, главным образом, на представлении о непосредственной общности происхождения от какого-то, чаще всего мифического, предка; оно слабо связывалось с общностью языка, на диалектах которого обычно говорили несколько родственных племен, и с территорией, изменяющейся при миграции племени.

На ранней стадии своего развития племена представляют собой совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения. В развитом первобытнообщинном обществе племенам свойственны также органы власти, не носившей политического характера (наличие у племен военачальника или верховного вождя, народного собрания, совета старейшин и т. п.), единство религиозных представлений, обрядов и наличие собственного имени.

Весьма своеобразным было этническое сознание членов племенных общностей
. Одна из его особенностей состояла в том, что в нем своя группа трактовалась как нечто высшее по сравнению со всеми окружающими общностями. Даже при дружеских отношениях с соседями и взаимных браках члены племени гордились своими отличиями от них, питали к ним в душе вражду, а иногда приписывали им неэтичные поступки. Соответственно для такого непременного компонента этнического самосознания, как антитеза «мы — они», было характерно причисление только «нас», т. е. членов своего племени, к «настоящим людям».

В настоящее время племена в их классическом виде встречаются весьма редко. Кроме того, термином «племя» некоторые зарубежные исследователи обозначают этнические образования иного вида. Такие «племена» насчитывают десятки или сотни тысяч, а иногда даже миллионы человек. Ученые выделили одну общую черту для всех известных им племен, черту, которая отличает их от всех известных народностей, т. е. определили рубеж, пролегающий между племенем и народностью. Всякое племя состоит из родственников — близких, дальних и очень дальних.

Итак, племя — своеобразная сверхсемья. Это так, даже если племя насчитывает и десятки тысяч человек. Поэтому общность людей можно считать единым племенем, пока его члены помнят о своем родстве и даже знают в каждом случае степень этого родства. Задача, надо сказать, нелегкая. Но вот один из специалистов, изучающих системы родства у австралийских аборигенов отметил, что каждый коренной австралиец прекрасно представляет себе свои родственные отношения не только с любым членом собственного племени, но и с людьми ряда близких племен.

Племена, сохранившиеся до настоящего времени в ряде государств (кроме отдельных исключений), конечно, существенно отличаются от «классических» племен первобытнообщинного общества
. Только самые отсталые и малочисленные этнические общности обладают сейчас особенностями, присущими настоящим племенам. Чаще же такие этносы сохраняют лишь некоторые пережиточные черты родоплеменной структуры. Обычно современные племена уже включены в той или иной форме и степени в систему феодальных или даже капиталистических отношений. Черты родоплеменной организации сохраняются, прежде всего, у кочевых и полукочевых народов.

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1857 Родился Эрнст Альфред Уоллис Бадж — британский археолог, египтолог, филолог и востоковед, работавший в Британском музее и опубликовавший большое количество работ о Древнем Востоке.
  • 1933 Родилась Галина Ивановна Матвеева — российский археолог и педагог, профессор, один из первых преподавателей Самарского (Куйбышевского) государственного университета, создатель археологического центра в Самаре. Автор концепции появления ранних славян в Среднем Поволжье в первых веках н. э.
  • Дни смерти
  • 1976 Умер Дэвид Кларк — английский археолог, профессор Кембриджского университета, один из основоположников процессуальной археологии.
Свежие записи

arheologija.ru

Социальная структура охотников-собирателей основана не только на родстве, но и на дружбе

Международная группа ученых-этнографов обобщила данные по социальной структуре современных охотников-собирателей. Как выяснилось, группы людей, ведущих этот примитивный образ жизни, включают не только супругов и их близких и дальних родственников, но и несвязанных родственными узами соплеменников. Процент родичей в такой группе составляет около 25%. Это означает невысокую степень генетического родства в группе. Маловероятно, что в группах с низкой степенью родства родственный отбор был основной движущей силой становления социальности и кооперативного поведения, как это предполагалось ранее. Скорее всего, первостепенное значение в эволюции человеческого коллективизма имело установление множественных внутри- и межгрупповых связей, что способствовало поддержанию и накоплению технологических и культурных навыков.

Гуаяки (Guayaki) — народ, обитающий в тропиках Южной Америки на территории современного Парагвая. Их активное этнографическое изучение началось в середине 20-х годов. Тогда они представлялись исследователям моделью нетронутой цивилизацией дикой жизни. В 60-е и 70-е годы было собрано много сведений о жизни этого народа, и теперь, когда почти все гуаяки живут в резервациях, можно эти данные как следует обдумать и проанализировать. История весьма печальная, хотя и типичная для современного «цивилизованного» общества.

В 1996 году была выпущена книга «Гуаяки: экология и демография собирателей» (Ache life history: The Ecology and Demography of Foraging People), где были суммированы все сведения, полученные за полвека исследований. Авторы этого труда — Ким Хилл и Магдалена Уртадо (Kim R. Hill, A. Magdalena Hurtado) из Аризонского университета — обратились теперь к более глобальным обобщениям, связанным с эволюцией человеческой социальности. Их новая статья, опубликованная в соавторстве с антропологами из университетов США, Англии и Эфиопии, призвана оценить роль родственного отбора в формировании кооперативного поведения человека.

Наиболее важным моментом этого исследования авторы считают переход от теоретизирования к количественным оценкам родственного отбора в человеческих обществах. Их расчеты базировались в основном на материале двух групп — гуаяков (самая проработанная и надежная выборка) и бушменов жуцъоанси (ju|'hoansi). Дополнительно были привлечены обширные данные по переписям охотников-собирателей со всего мира. Всего проанализировано 32 племенных группы, разделенных на 323 сообщества, в которых живут (или жили на момент переписи) около 5 тысяч человек.

В случае охотников-собирателей сообществом (residential band) формально считается группа людей, которые ночуют в непосредственной близости друг от друга. Такие сообщества непостоянны: члены сообществ всё время переходят из одной группы в другую. Это очень гибкая социальная структура. Средний размер сообщества в большинстве племенных групп составляет от 10–15 до 30–40 человек.

Как возникла и развивалась кооперативность в группах людей? Этот вопрос подразумевает, что мы четко понимаем, чем человеческое общество отличается от коллективов других высших приматов. То есть какие конкретно результаты были достигнуты в ходе эволюции человеческих социумов?

Во-первых, человеческие социальные группы сложно устроены, разделены на подгруппы, каждая из которых может быть включена в несколько альтернативных объединений. У приматов социальные группы простые, без сложноподчиненных группировок. Во-вторых, многие человеческие сообщества построены на основе связей моногамных пар, тогда как у других приматов моногамия весьма редка (или, как у гиббонов, группы состоят только из одной супружеской четы и их потомства). В-третьих, в человеческом обществе создание новых брачных связей не подразумевает разрыва с родительской группой или сообществом: и девушки, и юноши, обретшие новый дом, сохраняют связи с родственниками.

У приматов, напротив, достигшие половой зрелости самцы и самки, отправляясь на поиски новой семьи, навсегда покидают родную группу. Братья и сестры расселяются в разные семьи и перестают встречаться. И если в больших семьях приматов, состоящих из многих самцов и самок, всё же сохраняются связи с родичами матери, то с родичами отца связей не бывает практически никогда (в частности, потому, что индивиды обычно просто не знают, кто их отец). В человеческих сообществах поддерживаются связи и со стороны матери, и со стороны отца, а также характерны связи с дальними родственниками, двоюродными и троюродными, свояками и свояченицами (женами и мужьями братьев-сестер и их родичами).

Считается, что усложнение структуры общества было тесно связано с эволюционным развитием мозга. Рост мозга привела к увеличению объема памяти, так что индивид получил возможность распознавать и удерживать в памяти характеристики примерно 150 человек. Это так называемое «число Данбара» (Dunbar's number). Для современных человекообразных обезьян это число вдвое меньше. Кроме того, важным фактором преобразования социальной структуры было появление моногамных семей (см.: Семейные отношения — ключ к пониманию эволюции человека, «Элементы», 09.10.2009). Моногамия сделала возможным установление кооперативных отношений между взрослыми самцами, в том числе неродственниками. У крупных обезьян отношения между самцами резко конкурентные, что не способствует «мужской дружбе». В семьях шимпанзе хотя взрослые самцы (деды, отцы, внуки) и сосуществуют в пределах одной семьи, но это территориальный вид, так что самцы-резиденты свирепо атакуют чужаков. Эти два фактора — увеличение мозга и моногамия — создали необходимые предпосылки для развития навыков сложного кооперативного поведения.

Предполагается, что основным механизмом становления кооперативного поведения при наличии необходимых биологических предпосылок был родственный отбор. Поддержка родственников должна способствовать выживанию генов, способствующих взаимовыручке и благоденствию всей семьи. Поэтому то, что шло на благо семьи — уход за детьми, своими и родственными, совместная добыча пищи для всех, защита от внешних врагов и внутренних предателей, — поддерживалось отбором. Необходимым и достаточным условием действенности родственного отбора является наличие в группе преимущественно родственников. Классическим примером работы родственного отбора служат семьи общественных перепончатокрылых насекомых. У них, как правило, семья состоит только из близких родственников — сестер и матери. Но какова была родственная структура древних человеческих обществ?

Конечно, этого никто не знает. Новейшие данные палеогенетики позволяют допустить, что неандертальцы жили в патрилокальных группах: самцы-родственники вместе с пришлыми самками и их общими детьми (см.: Неандертальцы жили маленькими группами и ели друг друга, «Элементы», 13.01.2011). По древним Homo sapiens таких данных пока нет. Но можно в качестве модели использовать общества современных охотников-собирателей, исходя из предположения, что их коллективы устроены более или менее примитивно, то есть близко к тому, как это было у ранних охотников-собирателей.

Анализ обширного массива данных показал, что у современных охотников-собирателей, несмотря на разнообразие брачных и семейных обычаев, поддерживаются связи и по материнской, и по отцовской линии. Процент братьев, живущих в одном сообществе, несколько выше, чем процент сестер. Это указывает на склонность к патрилокальности: по сравнению с мужчинами женщины чаще сменяют место жительства, переходят из одного сообщества в другое.

Также для всех сообществ характерны связи между дальними родственниками, в том числе и свояками и свояченицами, другими родичами со стороны супругов. Иными словами, с теми, с кем нет никаких общих генов.

В среднем около 7% сообщества представляют близкие родственники, а вместе с дальними родственниками этот процент увеличивается лишь до 25%. Еще 25% составляют близкие и дальние родичи со стороны супруга. Оставшиеся 50% приходятся на очень дальних родичей и не связанных никакими родственными узами людей.

Средний коэффициент генетического родства (величина r в формуле Гамильтона, см. Kin selection) в группе гуаяков (по которым статистических данных собрано больше всего) составляет всего лишь 0,054; у жуцъоанси, по-видимому, ситуация примерно такая же. Представители этих племен сообщали, что и раньше, во времена их дедов, сообщества состояли в основном из «друзей» (понятие «друг» у них довольно сложное и не совсем соответствует нашему), а не родственников.

Столь низкий коэффициент родства показывает, что родственный отбор в подобных сообществах не может играть первостепенную роль. Скорее следует принимать в расчет, как указывают авторы исследования, культурную эволюцию. Ее эффективность определяется способностью к обучению, развитым в совершенстве подражанием учителям (кем бы они ни были), поддержанием связей между сообществами. Последнее особенно важно, так как в маленьких группах культурные и технологические достижения могут быть с легкостью утеряны просто в силу случайных (вероятностных) причин. Так, северные гуаяки, изолированные в XIX веке от основных территорий, утеряли навыки разведения огня. И когда в середине XX века этнографы встретились с этими племенами, то с удивлением узнали, что огня у них нет. Хотя в племени от дедов и прадедов сохранились рассказы о том, что это дело человеку под силу, что предки умели добывать огонь, и даже сохранились воспоминания об отдельных элементах этой процедуры.

Между тем южные гуаяки не забыли, как разводить огонь. Подобные технологические и культурные навыки легко поддерживаются и восстанавливаются, если в обществе, состоящем из множества групп, существует и приветствуется постоянная связь между близкими и дальними родственниками, друзьями.

Культурные связи между коллективами способствуют быстрому распространению навыков и инноваций. Поэтому становление сообществ, в которых приветствуются разнообразные связи по отцовской и материнской линиям, поддерживаются дружеские связи, должно было сильно ускорить технологический и культурный прогресс человеческих обществ. Технологический прогресс, в свою очередь, способствовал выживанию сообществ с развитыми социальными связями. В особенности важно было искоренить конкуренцию самцов, заменив ее на мужскую солидарность (родственную и дружескую): мало того что в такой группе лучше была поставлена защита от врагов и коллективная охота — снижение мужской конкуренции способствовало также свободному обмену технологиями.

Источники:
1) Kim R. Hill, Robert S. Walker, Miran Boћičević, James Eder, Thomas Headland, Barry Hewlett, A. Magdalena Hurtado, Frank Marlowe, Polly Wiessner, Brian Wood. Co-Residence Patterns in Hunter-Gatherer Societies Show Unique Human Social Structure // Science. 11 March 2011. V. 331. P. 1286–1289.
2) Bernard Chapais. The Deep Social Structure of Humankind // Science. 11 March 2011. V. 331. P. 1276–1277.

См. также:
Обмен технологиями и высокая плотность населения поддерживают культурный уровень, «Элементы», 09.06.2009.

Елена Наймарк

elementy.ru

один за всех или все против одного?

У большинства из нас куча родни: не только родители, бабушки-дедушки или братья-сестры, но и дяди, тети, кузены и племянники... С кем-то мы поддерживаем отношения, с кем-то нет. А ведь издавна существовало такое явление, как семейный клан. Есть ли они сейчас? И каково это - быть членом такого клана? Рассказывает психолог Андрей Буцкин.

- Сам термин «клан» происходит от гэльского «clann», что означает «семья» или «потомство», - говорит специалист. - У древних кельтов и шотландцев так называли группы кровных родственников, носившие имя одного предполагаемого родоначальника. В наше время это слово имеет значение «род» или «семья».

Но не всякая семья является кланом, подчеркивает психолог. Клан - это не просто люди, объединенные кровным родством, в нем имеется ядро - некая идея, объединяющая членов рода. Нередко клан группируется вокруг того, кто первым из членов своего рода добился успеха. Пример тому - семейные кланы в политике, литературе, искусстве, науке, шоу-бизнесе.

В чем же суть клановых отношений?

- Прежде всего, это поддержка и взаимопомощь между членами одного клана, - считает Андрей Буцкин. - Ты всегда можешь рассчитывать на то, что тебя не оставят в беде. Например, когда Егора Михалкова-Кончаловского в юности попытался завербовать КГБ, его дед, знаменитый поэт Сергей Михалков, подключил свои связи, и внука оставили в покое. Другим его сверстникам, наверно, не так повезло...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Любовь до гроба... медицинский феномен

Вечный конфликт отцов и детей

Пары разные нужны. Опасности неравных браков

В этом разделе:
Новости партнеров

Ни для кого не секрет, что пробиться, сделать карьеру, имея за спиной влиятельных родственников, гораздо проще. Не редкость сейчас «семейные» фирмы, где все руководящие должности занимают люди, связанные между собой родством. И это можно понять: «своему» всегда доверяешь больше, чем тому, кто «со стороны».

Сейчас в моде составлять родословные и искать своих дальних родственников. Зачем? Во-первых, это повышает самооценку человека на инстинктивном уровне: с древних времен было престижно состоять членом большого и мощного семейного клана, ведь так было легче противостоять внешним врагам... Во-вторых, а что, если среди твоих предков отыщется какая-нибудь выдающаяся личность? Или выяснится, что у тебя дворянские корни? Тоже будет, чем похвастаться! Наконец, обнаружив преуспевающих родичей, можно обратиться к ним за помощью. А вдруг помогут именно по-родственному?

Казалось бы, являться членом семейного клана полезно и выгодно. Однако психолог предостерегает: у такой сильной структуры есть и множество минусов. В чем они заключаются?

1. У человека, который с рождения получает различные блага, поскольку принадлежит к определенному клану, атрофируются способности к выживаемости.

Попав в сложную ситуацию, такой человек не в состоянии справиться с ней самостоятельно, так как привык, что его проблемы решаются «по праву родства», - говорит психолог.

2. Члены клана делят всех на «своих» и «чужих».

Например, руководители компаний набирают сотрудников по признаку родства, а не по заслугам, и из-за этого деятельность компании может стать неэффективной.

- Не факт, что удастся избежать конфликтов между начальством и подчиненными-родственниками, - полагает Андрей Буцкин. - Родня может манкировать своими рабочими обязанностями и ждать поблажек от руководства. К тому же, таких работников часто не любят остальные сослуживцы, считая, что те «наушничают» или получают незаслуженные привилегии. Из-за этого обстановка в коллективе может накалиться.

3. «Клановость» может распространяться и на личные сферы жизни.

Например, мужчина не может вступить в брак с приглянувшейся ему женщиной, потому что этого не одобрит ее семья.

- Допустим, все члены его клана были врачами, а он собирается жениться на скромной воспитательнице детского садика. Это может стать причиной конфликта с родственниками, которые будут утверждать, что девушка «не их круга».

Нередко «клановость» влияет и на выбор профессии. В семье все были инженерами, и родители толкают дочь поступать в технический вуз. А это «не ее», она по складу гуманитарий! В результате, окончив институт, женщина всю жизнь занимается нелюбимым делом, только потому, что это семейная традиция...

- Все люди разные, - констатирует психолог. - Одни свято чтут свою семью и поступают только так, как принято в их клане, другие принципиально не поддерживают отношений с родней, живут своим умом... Чтобы жизнь была гармоничной, наверное, следует отыскать некую золотую середину между следованием семейным традициям и вашей индивидуальной самореализацией.

Любимская Дарья  '; //-->
У большинства из нас куча родни: не только родители и братья-сестры, но и дяди, тети, кузены и племянники… С кем-то мы поддерживаем отношения, с кем-то нет. А ведь в старину существовало такое явление, как семейный клан. Есть ли они сейчас? И каково это – быть членом такого клана? Рассказывает психолог Андрей Буцкин.
http://www.missus.ru/articles/family/stories/17-03-2011/family_clans/5952

www.missus.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о