Норма (социология) — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
У этого термина существуют и другие значения, см. норма.Но́рма (лат. norma — правило, образец) социально-философское понятие в определении устойчивости форм поведения в определённом сообществе или социальной группе, а возможно и исключительности индивидуального поведения субъекта особого толка и направленности.
В наиболее общем смысле норма — правило поведения. В социологии нормой (социальной нормой) является признанная данным обществом (или социумом) форма поведения.
Моральные нормы определены в каждой культуре («Что такое хорошо и что такое плохо»), разрешённое и запретное, желаемое и нежелаемое. Нарушение моральных норм рассматривается общественной моралью, как покушение на устои общества.
К примеру, употребление спиртных напитков и наркотиков, необычный внешний вид или поведение (в области рассматриваемой культуры), могут расцениваться как нарушение норм.
Нормы меняются по мере изменения общества, например, в некоторых странах историческое отношение к изнасилованию ужесточается, а к гомосексуализму — смягчается. Эту тенденцию можно связать с развитием понятия «права человека».
Группа норм, определяющих формы поведения в обществе, обряды, ритуалы, традиции. Их нарушение не всегда рассматривается, как покушение на социальную организацию общества, и потому осуждается слабее, чем нарушение моральных норм — cм. Порядочность.
Пример: после еды — скажи «Спасибо».
Но́рма пра́ва — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам (подинститутам).
traditio.wiki
Норма (социология) — это… Что такое Норма (социология)?
В наиболее общем смысле норма — правило поведения.
В социологии нормой или социальной нормой является признанная данным обществом форма поведения.
В некоторых группах норма предписывает поведение, отличающееся от общепринятого в обществе. Такая групповая норма, или норма команды обеспечивает самосохранение данной группы. Объяснение многих форм поведения малых групп даёт теория игр и социальная психология. С такой нормой связаны следующие явления: ксенофобия, национализм.
Моральные нормы определены в каждой культуре («Что такое хорошо и что такое плохо»), разрешённое и запретное, желаемое и нежелаемое. Нарушение моральных норм рассматривается общественной моралью, как покушение на устои общества.
К примеру, употребление спиртных напитков и наркотиков, необычный внешний вид или поведение (в области рассматриваемой культуры), могут расцениваться как нарушение норм.
Некоторые нормы меняются по мере изменения общества, например, в некоторых странах историческое отношение к изнасилованию ужесточается, а к гомосексуализму — смягчается. Эту тенденцию можно связать с развитием понятия «права человека».
Группа норм, определяющих формы поведения в обществе, обряды, ритуалы, традиции. Их нарушение не всегда рассматривается, как покушение на социальную организацию общества, и потому осуждается слабее, чем нарушение моральных норм — cм. Порядочность.
Пример: после еды — скажи «Спасибо».
Норма права
Но́рма пра́ва — установленное или санкционированное государством правило поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченное его принудительной силой и отражённое в источнике права.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам (подинститутам).
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Социальные нормы и их виды
Понятие «социальная норма»
Социальные нормы регулируют и упорядочивают социальные взаимодействия и представляют собой стандарты деятельности и правила поведения. С их помощью устанавливают стандарты допустимого и недопустимого поведения, оцениваются поступки, совершаемые людьми, выбираются процедуры разрешения спорных конфликтных ситуаций.
При помощи норм определяются меры ответственности людей за нарушение и невыполнение предписаний, содержащихся в нормах. Поскольку нормы и поведение людей неразрывно связаны, они получили название социальных.
Они помогают оценивать волевые действия человека с точки зрения их цели и получившегося результата.
Надо сказать, что социальной нормой может быть признан тот или иной вариант поведения только тогда, когда он закрепляет типичное оценочное суждение – хорошо-плохо, возможно-невозможно и др.
Предписания, вытекающие из оценок, порождают определенные последствия, например, воровать плохо – воровать нельзя – воровство влечет за собой наказание виновного.
Существуют факторы, под воздействием которых сложилась система социальных норм. Основные из них: исторический период; уровень культурного и технического развития; геополитическая обстановка.
В процессе исторического развития менялись общественные формы, что сопровождалось изменениями в системе социального регулирования – исчезали одни и появлялись другие виды социальных норм.
Но оценки «добра» и «зла» были унаследованы от предшествующих поколений и лежат в основе выработки обществом вариантов поведения возможного, должного, недопустимого.
Определение 1
Социальные нормы – устойчивые, признаваемые и поддерживаемые определенными социальными группами стандарты поведения участников социального общения.
Общими чертами социальных норм являются:
- регулировка общественных отношений;
- адресованы социальные нормы непосредственно людям или объединениям;
- социальные нормы определяют границы должного и возможного поведения;
- имеют общую цель по упорядочению общественных отношений.
Многочисленность и разнообразие социальных норм связана не только с богатством, но и неопределенностью общественных отношений, поэтому их классифицируют по различным основаниям и выделяют нормы обычаев и традиций, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и правовые нормы.
Существуют также общечеловеческие нормы, национальные, классовые, межличностные, групповые нормы.
Главным отличием их друг от друга является степень обязательности исполнения. Исходя из этого, они могут быть побуждающие, запрещающие, рекомендательные.
Функции социальных норм
Как сложная форма выражения социальных отношений социальная норма состоит из большого числа элементов, обладающих различными свойствами и способных изменяться в широких пределах.
Общественная воля и осознанная социальная необходимость воплощаются в социальной норме, что является отличием её от квазинорм.
Квазинормы, как правило, являются носителями грубого и насильственного характера, сковывающие инициативу и творчество.
Вместе с развитием общества шло развитие и социальных норм, а это говорит об их длительном историческом пути. Но, с расслоением общества, социальные нормы дифференцировались, их количество и разнообразие увеличивалось.
В обществе социальные нормы имеют свои функции:
- социализируют личность, регулируя общий ход социализации;
- мотивируют и оценивают поведения личности, интегрируя её в социальное окружение;
- являются образцами соответствующего поведения;
- держат отклоняющееся поведение под контролем.
Функции социальных норм взаимодействуют с другими и не являются абсолютно самостоятельными, а проявление какой-либо функции будет зависеть от разновидности социальных норм. Их содержание определяют конкретные исторические условия, экономическая база, политическая система государства, социальная структура и др.
Замечание 1
Таким образом, регуляция социальных отношений и поведения людей является основным общественным предназначением социальной нормы.
Добровольное и сознательное сотрудничество людей обеспечивается регулированием отношений через социальные нормы. Это очень важно и понятно, что стабильность, согласие и прогресс в обществе нельзя достигнуть через принуждение и насилие, через манипулирование людьми.
Источник такого принуждения и насилия может быть отторгнут, так как несет ответную психологическую реакцию. Действия социального субъекта идут в соответствии с предписаниями социальных норм, в чем и заключается их функциональная роль.
Функция нормы в том и состоит, чтобы были исключены случайные, чисто субъективные мотивы и обстоятельства.
Нормы обеспечивают надежность и предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Они формируют такое поведение, которое понятно окружающим людям.
Социальная норма становится регулятором поведения и общественных отношений. Нормы имеют содержательную сторону, которая определяется целями той сферы деятельности, к которой они относятся, а различные виды деятельности нормированы в разной степени в разных обществах.
Для разных культур характерно свое содержание и способы нормирования.
Границы обязательного и допустимого в социальных нормах определены более или менее точно. Свои функции нормы выполняют в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют или как стандарты поведения или как ожидания поведения.
Замечание 2
Таким образом, если индивид не соблюдает какие-то социальные нормы, то его поведение будет девиантным. Индивид, ориентирующийся на социальные нормы, воспитывает в себе определенные личностные качества.
Виды социальных норм
К основным видам социальных норм относятся:
- Нормы права, представляющие собой общеобязательные, формально-определенные правила поведения, охраняемые государством.
- Нормы нравственности, сложившиеся в обществе правила поведения и выражающие представления людей о добре и зле, долге, чести, достоинстве, действие которых обеспечивается внутренним убеждением, а также мерами общественного воздействия.
- Нормы обычаев – многократно повторяемые в силу привычки правила поведения.
- Традиции, сложившиеся в ходе исторического развития, как и обычаи, но имеющие более поверхностный характер. Довольно большую роль они играют в международных отношениях и в политической жизни государства.
- Церемонии или ритуалы, цель которых заключается во внушении определенных чувств, например, ритуал исполнения гимна страны.
- Обряды, имеющие те же цели, что и ритуалы, только в отличие от них, имеют более глубокое проникновение в психологию человека, например, заключение брака.
- Деловые обыкновения представляют собой правила поведения, сложившиеся в повседневной жизни людей, например, утренние планерки, школьники приветствуют учителя, стоя и др.
- Корпоративные нормы устанавливаются самостоятельно общественными организациями и закрепляются в их уставах.
- Религиозные нормы различных вероисповеданий, содержащиеся в религиозных книгах – Библии, Коране, либо в сознании верующих.
- Нормы социального этикета складываются обычно стихийно и имеют цель – облегчить общение между людьми, например, мужчина подает руку своей спутнице при выходе из транспорта.
spravochnick.ru
Тема семинара по социологии на тему: «Социология девиантного поведения»
Вопрос 1. Понятие норма и аномалия в социологии. Классификация и функции социальных норм.
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие — во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Употребление алкоголя — серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения.
Все общества, государства имеют законы, и везде наказываются их нарушители. Тем не менее немалая часть людей нарушает установленные правила и законы. Это уже вопросы для социологов. Они пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. Если студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, в то время как тому, у кого судимость есть, грозит строгое наказание за небольшой проступок.
В современном обществе наиболее существенные нормы поведения, затрагивающие интересы других людей, вписаны в законы, и их нарушение рассматривается как преступление. Социологи обычно занимаются той категорией правонарушителей, которые преступают закон, так как они представляют собой угрозу для общества. Чем больше квартирных краж, тем больше люди боятся за свое имущество; чем больше убийств, тем больше мы опасаемся за нашу жизнь.
Но самое главное — понять причины роста преступлений, найти теории, объясняющие эти процессы.
Наиболее часто мы следуем социальным правилам и нормам потому, что вследствие процесса социализации нам привычно поступать именно так. Возьмем, для примера, овладение правилами языка. Использование языка означает знание различных правил грамматики и орфографии. В основном мы используем эти правила без труда, не думая, поскольку усвоили их еще в раннем детстве. Только позже, изучая иностранный язык, человек начинает понимать, как много правил следует выучить, (120стр) чтобы сказать даже простейшую фразу. Другой иллюстрацией могут быть рассмотренные Гофманом нормы, регулирующие взаимодействия в социальных столкновениях (см. главу 4, “Социальное взаимодействие и повседневная жизнь”). Соблюдение позиции гражданского невнимания к посторонним, такт в отношениях с друзьями, процедура установления “скобок” между столкновениями — обычно мы не осознаем, что все это делается в соответствии с определенными правилами.
Другой тип норм — те, следуя которым, мы сознательно верим, что предписываемое ими поведение истинно. В частности, это верно для норм поведения на дороге. Водители безоговорочно принимают, что они должны придерживаться нужной стороны дороги или останавливаться на красный сигнал светофора, потому что, если бы большинство из них эти правила не соблюдало, то дороги стали бы несравненно более опасными, чем сейчас.
Гораздо меньшее согласие наблюдается относительно других правил дорожного движения — например, ограничения скорости. Почти все водители согласны, что некоторые ограничения необходимы для защиты других водителей, пешеходов и велосипедистов, но лишь немногие из них строго придерживаются ограничений. С установленной скоростью они будут ехать только тогда, когда знают или предполагают, что рядом полицейский автомобиль, но как только они узнают, что полиции поблизости нет, многие тут же превышают установленную законом скорость.
Этот пример обращает наше внимание на один из важнейших аспектов проблемы конформности и отклонения. Все социальные нормы сопровождаются санкциями, защищающими от неконформности. Санкция — любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой реакции — гарантировать выполнение данной социальной нормы. Санкции бывают позитивными (поощрение за конформность) или негативными (наказание за неконформное поведение). Санкции могут быть формальными и неформальными. Формальная санкция имеет место там, где существует группа или организация, задачей которой является гарантированное соблюдение норм. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции на неконформность.
Большинство типов формальных санкций в современных обществах связано с системой наказаний, представленной судами и тюрьмами. Полиция также является организацией, в чьи обязанности входит привлечение преступников к суду и, возможно, последующее заключение в тюрьму. Большинство дорожных правонарушений наказываются штрафами или лишением прав, но эти наказания достаточны для того, чтобы водители, сознательно нарушая правила движения, старались не попадаться на глаза полиции. К формальным негативным санкциям относятся штрафы, тюремное заключение и казнь. Позитивных формальных санкций существует немного. Для стимулирования образцового вождения в качестве поощрения предлагаются знаки отличия типа “за отличное вождение” или “знаток дорог”. Формальные позитивные санкции можно найти и в других сферах социальной жизни: награждение медалями за храбрость в бою, степени и дипломы, свидетельствующие об академических успехах, награды за участие в спортивных состязаниях и др.
Неформальные санкции, позитивные и негативные, составляют неотъемлемую часть всех областей социальной деятельности. Позитивные неформальные санкции могут выражаться в похвале, одобрительной улыбке, похлопывании по спине. Негативные неформальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование индивида. И хотя формальные санкции более эффектны и явны, неформальные санкции имеют фундаментальное значение для создания конформности в соблюдении норм. Потребность сохранить расположение друзей, семьи, коллег, желание избежать насмешки, стыда, отторжения часто определяют поведение людей в значительно большей степени, чем формальные поощрения или наказания.
studfiles.net
Норма — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Норма (от лат. norma — образец) — в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке (медицина, биология, а также социология и др.) рассматривается, как некая точка отсчета, эталон, стандарт. Предполагается, что варианты нормы могут быть установлены тем или иным образом.
- Используется при сопоставлении с другими вариантами состояния объекта (объектов) (например, девиация, патология — для живых существ).
С точки зрения теории систем, норма рассматривается, как совокупносто свойств объекта и правил поведения в определенной ситуации. В этом случае норма выступает, как форма регуляции поведения (в общественных, биологических и других сложных системах).
- По В.Далю, норма — «общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность.»
Понятие нормы условно, и, в зависимости от целей исследования, нормой может быть признано:
Норма в биологии и медицине[править]
В этих науках понятие нормы тесно связано с изучением патологии. Нормальное состояние организма поддерживается гомеостазом. Компартментно-кластерный анализ позволяет определить норму для различных аспектов жизнедеятельности, а следовательно давать прогнозы, — например, развития заболевания у человека или в популяции.
В медицине используется следущее определение нормы:
Наиболее часто встречающееся значение или диапазон значений параметра в данной популяции, проживающей на определенной территории, в данный конкретный момент времени, с учетом возраста, пола и расовой принадлежности.
Норма в социологии и психологии[править]
В социологии нормой или социальной нормой является признанная данным обществом форма поведения.
В некоторых группах норма предписывает поведение, отличающееся от общепринятого в обществе. Такая групповая норма, или норма команды обеспечивает самосохранение данной группы. Объяснение многих форм поведения малых групп дает теория игр и социальная психология. С такой нормой связаны следующие явления: ксенофобия, национализм.
Виды нормы в социологии[править]
Некоторые социологи различают 2 типа нормы:
Моральная норма (Mores)[править]
Моральные нормы определены в каждой культуре («Что такое хорошо и что такое плохо»), разрешенное и запретное, желаемое и нежелаемое. Нарушение моральных норм рассматривается общественной моралью, как покушение на устои общества.
Примеры: убийство, грабеж.
Некоторые нормы меняются по мере изменения общества, например, в некоторых странах историческое отношение к изнасилованию ужесточается, а к гомосексуализму — смягчается. Эту тенденцию можно связать с развитием понятия «права человека».
Традиции и этнические нормы (Folkways)[править]
Группа норм, определяющих формы поведения в обществе, обряды, ритуалы, традиции. Их нарушение не всегда рассматривается, как покушение на социальную организацию общества, и потому осуждается слабее, чем нарушение моральных норм — cм. Порядочность.
Пример: после еды — скажи «Спасибо».
- В медицине и биологии:
- В философии и культуре
- В математике
traditio.wiki
Социология нормы поведения
Норма поведения: что это?
Нормы поведения, которые определяют действия человека в обществе – это понятие достаточно многогранное. Они отображают формы и способы взаимодействия личности с окружающим миром и предотвращают возможные негативные проявления. Как социальная единица, любой человек обязан руководствоваться правилами, а также обычаями, которые определяют его поведение и действия в отношении окружающих. Для всех людей, независимо от их статуса и положения, существуют единые нормы поведения, которые не всегда фиксируются на бумаге, но при этом должны обязательно ими выполняться.
Замечание 1
Несмотря на общую стабильность, некоторые нормы поведения могут меняться в зависимости от складывающихся обстоятельств в обществе. В одном обществе какие-то нормы могут быть приемлемы и допустимы, в то время как в другом обществе они могут быть за гранью допустимого.
Социальные нормы – это неоднородные образования, которые содержат в себе некоторые элементы. От норм зависит образ жизни человека и его поведение, а также отношение к окружающей среде. Система норм поведения может включать в себя следующие понятия:
- Социальные нормы – это аспекты, которые указывают непосредственно на то, какую модель поведения необходимо выбрать человеку в том или ином обществе, чтобы его действия не навредили окружающим;
- Привычки человека – набор некоторых личностных моделей поведения, которые будут приемлемы для тех или иных ситуаций, и которые закреплены в результате их многократного повторения и, таким образом, незримого принятия и признания.
Существуют также как положительные, так и отрицательные, а также нейтральные привычки. Положительные привычки всегда с видимым одобрением воспринимаются со стороны членов общества (например, приветствие как привычка, употребление вежливых слов, даже в отношении своих родителей или близких друзей). Нейтральные привычки могут вовсе не вызывать никаких реакций со стороны общества, поскольку они никаким образом не влияют на жизнь окружающих. Что касается вредных привычек, то они говорят о слабом воспитании человека, а также о его плохих манерах.
Манеры – это форма поведения, которая преимущественно основана на привычках человека, но при этом некоторые манеры могут в значительной степени охарактеризовать то, каким образом и кем был воспитан человек, а также его принадлежность к определенному социальному слою. Как правило, воспитанный человек одевается в определенном, элегантном стиле, знает основные правила этикета и поведения за столом, может очень четко сформулировать свои мысли и высказать их в понятной для собеседника форме, при этом не задев его чувств и эмоций.
Совокупность норм поведения
Совокупность норм поведения человека представляет собой комплекс норм и правил поведения, которые оказывают влияние на жизнь человека и, как следствие, определяют его действия в отношении других людей и окружающей среды. Этикет является одной из таких совокупностей норм поведения. К этикету относятся следующие элементы:
- Вежливость человека и его учтивое отношение к окружающим, независимо от их пола, возраста и социального статуса;
- Тактичность – умение грамотно поставить вопрос, а также вежливо высказать свою точку зрения, которая может в значительной степени отличаться от точек зрения большинства;
- Толерантность – преимущественно это касается отношения к лицам иных национальностей, а также к тем, кто занимает более низшую ступень в социальной лестнице в сравнении с самим индивидом.
Общественные ценности – это также комплекс норм поведения, которые поддерживаются большинством членов социума и являются универсальными. По сути, общественные ценности – это эталон представлений, которые одобряются большей частью социальных единиц. Сюда следует отнести справедливость и добро, патриотизм и ответственность, воспитанность. Каждый человек начинает знакомиться с общественными ценностями и воспринимать их еще в процессе своей первичной социализации, а уже в дальнейшем выводит свои знания на качественно новый уровень.
Принципы – это особо важные убеждения, которые довольно сложно подвергнуть сомнениям. Принципы создаются руками самого человека, поэтому иногда они могут ограничивать его, а иногда наоборот мотивировать к осуществлению совершенно новой деятельности. Своего рода принципы могут быть границами, которые устанавливаются личностью для самоконтроля. Например, для одного человека семья является самой высшей ценностью, и он никогда не позволит себе изменить второй половине или бросить ее в сложных условиях. Но есть люди, для которых верность не входит в список принципов, поэтому они могут с легкостью изменить или предать любимого человека.
Нередко нормой поведения человека называют религию. В действительности, нельзя однозначно утверждать, так это или нет, поскольку религия действительно заключает в себе совокупность норм и ценностей, которые могут изменить жизнь человека, повлиять на его мировоззрение. В то же время, не все люди подвержены влиянию религии, есть те, кто попросту отрицает существование высших сил, высмеивает религию. Поэтому религия становится совокупностью социальных норм только для отдельных социальных слоев. К тому же, отметим тот факт, что в мире существует несколько ведущих религий, а от них проистекает безграничное количество религиозных организаций и объединений, а также направлений, и в каждом содержатся свои нормы и ценностные установки.
Нормы поведения оказывают влияние на поведение самого человека. Оно может стать автоматическим, когда человек следует исключительно нормам и ценностям, отказываясь при этом от своего естественного состояния. Но есть также и сознательное поведение, при котором личность понимает, что от него требуется использование интеллектуального потенциала, а использован он может быть только при наличии и надлежащем развитии. Поэтому сегодня нормам отводится очень значимая часть в исследованиях социологов, психологов, медиков и психиатров.
spravochnick.ru
социологии ПРАВОВОЙ нормативности, нормотворчество, Нормы права
нормотворчества
Процесс первоначального создания социальных норм называется нормотворчеством. Он имеет две социокультурные модели — мифологическую и историческую. Так, в древних мифах эпохи первичного нормотворчества н нормы привязаны к фигуре конкретных культурных героев, соединявшей в себе человеческую природу с божественной. Они закладывалы основания упорядоченно, организованного социального бытия, давали людям первые уроки законопослушный поведения. Культурный герой — это антропоморфная микромодель. Бога-творца и законодателя. Он выступает в качестве посланника,. Который, как, например,. Моисей, принес своему народа скрижали с данными. Богом десятью заповедямедями.
В культурном герое могут сочетаться черты нормотворцы и отрицателя. ЭТИХ норм. Второе связано с его периодически выступлениями в роли трикстера — озорно плута,. Который своими выходкамы испытывает пр рочность данных им же законоустановлений смеясь над законами,. Нарушая их в определенные моменты, трикстер не имеет цели разрушить созданный им социальный порядок. Его задача — дать людям временную возм ожность выплеснуть накопившуюся витальную энергию, сдерживаемую социальными нормами, и затем вернуть их в прежнее законопослушное состояниние.
Вторая, социально-историческая, рациональная модель нормотворчества соотносится с деятельностью специальных общественных институтов и в первую очередь государственных властных структур, обладающих зак конодательнымы полномочия.
нормотворчества в области права именуется правотворчеством, включающий несколько этапов: 1) законодательная инициатива, 2) стадия подготовки законопроекта, 3) рассмотрение и обсуждение подготовленного в законопроекта, 4) его принятие, 5) максимально широкое обнародования закон.
Нормы права
Правовые нормы являются одним из важнейших средств по обеспечению социального порядка и по придание общественным отношениям цивилизованного характера. Они призваны оберегать индивидов, общество, госуда арство от наиболее опасных видов зла, от произвола и насилия. Если в науке явственнее всего выражено интеллектуальное начало, в искусстве — художественное, то в правое — волевое. Право выступает как воля высшей светских авторитетов, воплощенная в их властно-регулятивных акциях, в системе норм и законов, направленных на поддержание общественного порядкдка.
Особенность социально-волевого начала состоит в том, что в нем доминирует пафос долженствования. Высшие светские авторитеты, и в первую очередь государство, не склонны принимать социальную действительно ность как некую застывшую данность. Они постоянно предъявляют к ней разнообразные требования, энергично. Настаивают на их выполнении, стремятся подчиня своей воле и держать под постоянным контролем ва жнейшие проявления общественной жизни. Это позволяет говорит о том, что право имеет не только волевой, но и властный характер. Подчиняя своей воле граждан, оно не только требует,. Чтобы его предписания исполнялись, но и умеет добиться их выполнения. Для этого оно располагает аппаратом принуждения, контролирующем соблюдение правовых норм и наказывающим за их невыполненынение.
Нормы права в их долженствовательной форме пребывают как в общественном, так и в индивидуально правосознание, которое представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственные ых и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе реальных социально-правовых отношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преимуществами и поддерживать их стабильность соб ственным духовно-практическими усилиям.
Выступая в качестве способности и готовности субъекта к законопослушный поведению, правосознание предполагает: а) понимание субъектом. Объективной необходимости в правовой оформленносты и упорядоченно ости социальных отношений
б) уверенность в способности права и закона обеспечить. Должны социальный порядок;
в) уважение к авторитету законной власти;
г) сознание и чувство ответственности перед необходимостью соблюдения норм права;
д) наличие достаточно сильной воли, позволяющей субъекту противостоять внешним влияниям и внутренним искушения, толкающим его на путь правонарушений.
стабильный цивилизованный правопорядок не может держаться на одном. Лишь внешнем принуждении. Более надежным его оплотом служит развитой, зрелое правосознание граждан. Поэтому цивилизованные государства заинтересованы в создание условий, необходимых для развития духовно богатых индивидуальностей и для зашиты их прав и свобод. В свою очередь, личность с развитым правосознанием склонна рассматривать св ои свободы и права как необходимое условие ее цивилизованных, то есть наполненных взаимоуважением и взаимное ответственностью отношений с государствовом.
Обычно норма права определяется как общеобязательное, формально определенное правило поведения, имеющее трехзвенную структуру — гипотезу (описание тех обстоятельств, при которых следует руководствоват ться данной нормой), диспозиции (указание на то, каким должно быть социальное поведение) и санкцию (описание мер воздействия, применяемых к лицам, не соблюдающим предписания данной правовой нормы.
Норма права всегда авторитарная, императивно, категорична. Она не просит правоспособного субъекта выстраивать. Свои отношения с социальным окружением определенными образом, а требует. При этом ее безапелля яционная требовательность основывается не только на авторитете и силе стоящего за ней государства, но и на признании ценности того социального опыта, что сосредоточен в ней. Многие поколения людей вход е их практической и духовной деятельности собирал по крупицам. Этот опыт,. Который в итого приняла жесткую, почти кристаллическую форму универсальной поведенческой моделели.
Каждая норма права содержит в себе скрытой предположение о том, что ее соблюдение необходимо для поддержания социального порядка как состояния, оптимального для исполнения индивидами и сообществами вс сех жизненно важных функци.
Правовая норма по своему ценностно содержанию представляет собой единство сущего и должного. То есть она не только отображает существенные черты фактических общественных отношений, но и фиксирует име еющуюся тенденцию цивилизационно развития данной социальной системы. Обе. Эти стороны соединяются в правовой норме и обретают вид типовой формулы социального поведения, отвечающего интересам общества и государствва.
Широта социального содержания правовой нормы такова, что она не только предписывает, обязывает и запрещает, но и позволяет, разрешает, дает право, косвенно указывает на широкое пространство социальной и свободы, находящееся в распоряжении субъекта правоотношений. Это обстоятельство издавна обрела вид классического положения о том, что в условиях цивилизованного правопорядка разрешено все, что не зап рещено законом.
Социология не располагает средствами, при помощи которых норму права, как таковую, можно было бы зафиксировать эмпирически. Будучи идеальной по своему содержанию, она существует не во внешнем социально ом пространстве, а только. Лишь во внутреннем пространстве человеческого духа, то есть в общественном и индивидуального правосознания. Однако, в правовой социологии есть возможности исследовать противоре чья между нормативно-правовыми требованиями и реальными поведенческих отклонениями от ниих.
М. Вебер ввел в аналитический инструментарий социологической теории понятие идеального типа, которое позволяет пролить дополнительный свет на содержание нормы права. Идеальный тип — это. Воображаемая, ум мозрительная модель того или иного социального формообразования, возникающая в результате отвлечение, абстрагирование от конкретного эмпирически содержания данного явления. Если говорит о норме прав а то она представляет собой идеальный тип должного социального уведеныния.
Правовое и неправовое, законопослушное и девиантного-Криминальное поведение может пребыв в различной степени удаленности от нормативного образца, от идеальной модели требуемого законом поведения социо иологические методы позволяют. Фиксировать как возможные несовпадениям с образцами такого рода, так и имеющиеся совпадения с ними. В последнем случае предметом эмпирически анализа. Явится опять же не пр авовая норма сама по себе, а. Нормативное поведение людей, отвечающее ее требованияям.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что социология права не может быть сугубо эмпирическое дисциплиной, что в ее структуре обязательно присутствие теоретического и метасоциологического уровне ей. Только там, где социология вплотную приближается к социальной философии, в нее появляется возможность получить представление о сущности правовой нормы как идеальном формообразования, реально присутствии ствующих в духовно-практической жизни людий.
Зачастую даже религиозно-нравственные запреты, идущие как бы свыше (религиозное сознание уверено, что их источником является. Бог), действуют в социальной жизни через механизм права. Запрет приобретает вид самопредостережения:»Могу переступит черту дозволенного, но не переступлю, потому что боюсь уголовного наказания»То есть право и государство. Способны выступать в глазах верующего проводниками воли. Бога. Там, где сугубо религиозные и этические предписания. НЕ срабатывают, включается третья нормативная система защиты социума от недолжных, разрушительных форм поведения. Право как бы страхует инд ивида от опасных искушений, приходит ему на помощь в критические моменты его жизнизни.
Когда норма права, как. Идеальная форма, умозрительная модель требуемого поведения, исчезает из индивидуального правосознания, оно с неизбежностью оказывается перед угрозой катастрофического самораспад да. Императивное, ценностное, смысловое содержание правовых норм вносить в правосознание общества и личности. Необходимую структурности, ас ней субъектам сообщается определенная устойчивость, способность противостоять разнородным искушения деструктивной, асоциальной направленностии.
Нормы права можно с полным основанием рассматривать как первоэлементы социально-правовой реальности. Сочетаясь между собой в различные конфигурации естественно-правового и позитивно-правового характера а они создают нормативные пространства с различными степенями цивилизованности. Предписывая индивидам вести себя в обществе определенными образом, они помогают им адаптироваться к динамике меняющихся с оциальных обстоятельств, избегать острых, гибельных конфликтов с окружающей общественной средеой.
Все правовые нормы подразделяются на категорические и гипотетические. Первые. Имеют вид абсолютных, безусловных требований и характерны прежде всего для естественного права. Они оберегают права человека на жизнь и свободу, защищают его достоинство. НЕ. Имея в своем содержании гипотез, они действенные при любых обстоятельствах и не признают. Никаких исключений. Благодаря им право поддерживает. Свои связи с более древними по своему происхождению религиозными и нравственными нормативными системаммами.
Гипотетические нормы действенный. Лишь при определенных условиях:»Если. А, то. В»Они составляют содержание позитивного права. Из них складываются конкретные законодательства в конкретных государствах, ко оторые их устанавливают и настойчивей проводят в жизннь.
uchebnikirus.com