Норма в классе человек – Какое максимальное количество детей может быть в классе?

В классе, в который должен идти сын, 34 человека. Законна ли такая наполняемость класса?

нет… если наполняемость выше нормы 25 человек, это является прямым нарушением санитарных норм и учреждение должно быть привлечено к ответственности по ст. 6.3., 6.7. КоАП РФ.

численность класса ничем не регламентируется

, «наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся» .человек» .

когда я, например, училась (начало 80-х) у нас и до 48 человек доходило, сейчас больше 25 не разрешается, но если другого выхода нет, бывает и так, как у вас, у моих детей в классах по 26-28 человек, учителя ворчат-переполнены классы

должны разделить на 2 класса, не знаю, какая там система, может для того, чтобы иметь два первых класса, надо иметь какое-нибудь разрешение и они его ждут.. . или ищут еще учителей…

В свое время у нас в классе было 47 и никто не вопил.

Переполненность класса рассмартивается через РОНО и обычно решается положительно т. к. наше вумное правительство само поставило народ в такие рамки, что мест не хватает.

Россия? Нет. Но Вы ничего не докажете. По нормам СЭС д. б. 25 человек, не больше. Департамент образования плевал на эти нормы, ведь гораздо дешевле посадить и 37 душ в один класс, чем платить з/п новым учителям и строить новые школы. Господа чиновники считают, что учителям жирно будет учить по 12 — 15 человек и получать за это как за 25. )) Вас будут с пеной у рта убеждать, что никаких норм СЭС нет (что чистейшая ложь, просто там не особо строго оговаривается число 25). Единственное, что можно сделать — в тех же нормах посмотреть, сколько м³ воздуха положено на одного ученика (это прописано чётко) , умножить число на 34 и сравнить с объёмом воздуха в конкретном кабинете, где сидят эти 34 гаврика. И есть ещё строгие нормы относительно расстояния между партами, партами и стенами, первой и последней партами и доской. Если из-за повышенной кучности мест эти нормы нарушены — можно составить жалобу директору или выше. Но, повторяю, сия затея заведомо обречена на провал: класс открывают, только если набирается хотя бы 20 детей. Ваши 34 — это 25 + 9. А 9 детей «имеют право на образование», поэтому их обязательно пристроят, даже если клас набит под завязку. И потом, проверяющие из СЭС любят взятки, так что пожурят директора, но всегда он с ними договорится и всё утрясёт. 😉

Раньше 33 положено было.

В детском саду в яслях положено 15 человек, а ходят СОРОК ЧЕТЫРЕ!! ! И никому нет абсолютно никакого дела! А вы про школу….

По закону нет, а вот именно так то нечего страшного.

touch.otvet.mail.ru

Групповые нормы

Нормы – это исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для человека и группы необходимым условием их включения в определённую социальную среду.

Нормы регулируют отношения между людьми. Большинство норм настолько прочно вошло в нашу с вами жизнь, что мы даже не осознаём их до тех пор, пока не обнаружится их нарушение или непонимание.

Например, нужно мыть руки перед едой, снимать головной убор, когда находишься в помещении, уступать место старшим в общественном транспорте и многое другое.

В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила и требования, которые группа может предъявлять ко всем своим участникам. В групповых нормах находит отражение то, что, по мнению членов группы, должно быть сделано или не сделано в конкретных ситуациях.

Например, у участников группы может быть особая манера одеваться, делать одинаковые причёски, традиция особым образом приветствовать друг друга при встрече или носить на одежде условные знаки, которые символизируют принадлежность к группе (нашивки, цепочки, значки и так далее).

Правила, по которым живёт группа, принято называть групповыми нормами – это совокупность правил и требований, выработанных группой, которые являются средством регуляции поведения человека.

В более узком смысле групповые нормы – это правила, которым должно подчиняться поведение участников группы, чтобы их совместная деятельность была возможна.

Групповые нормы и правила вырабатываются участниками группы самостоятельно и индивидуальны для каждой группы. Например, для ребят вашего класса пропуски занятий или использование шпаргалок на уроках, является недопустимым, а в другом классе это если не приветствуется, то уж как минимум на это члены группы смотрят сквозь пальцы.

Обычно групповые нормы формируются по мере того, как участники группы приходят к пониманию того, что же необходимо делать для достижения поставленной цели. По мнению учёных, формирование большинства групповых норм определяется следующими событиями или факторами:

·        Во-первых, групповая норма может быть предложена лидером группы. Например, он может ввести правило, согласно которому никто не должен пользоваться мобильным телефоном, когда участники группы отдыхают вместе;

·        Во-вторых, принятие групповой нормы может быть связано с чрезвычайным событием, которое произошло с одним из участников группы. Например, друзья решили покататься на велосипедах, но все они поехали без шлемов и специальной защиты. Один из них не справился с управлением, упал и получил травму. Это событие может подтолкнуть других участников группы принять решение о том, что впредь они будут кататься только в специальной защите для велосипедистов.

·        В-третьих, групповые нормы могут быть определены так называемым «Правом первого», согласно ему групповые нормы, которые существовали на момент образования группы, как правило, надолго определяют её дальнейшую жизнедеятельность.

Например, группы студентов часто занимают места друг возле друга в первый день учёбы и бывают очень недовольны в том случае, если новичок занимает «их» место во время последующих занятий.

·        В-четвёртых, групповые нормы могут быть основаны на опыте новых участников группы, в соответствии с которыми они действовали в других группах.

Согласитесь, что те из вас, кто переходил в другую школу и попадал в новою для себя группу, в новый класс с уже сложившимися нормами и правилами, предлагали совершенно иной выход, непривычный для данной группы, из какой-нибудь ситуации.

Например, в прежней школе было принято активно вступать в беседу на уроке, а в новой требуется сидеть, сложа руки, и слушать учителя. Но вы всё равно пытаетесь делать так, как и раньше, ведь для вас это вполне привычное действие, но для вашей новой социальной группы это оказалось чем-то новым и необычным.

Почему же групповые нормы так важны?

Учёные считают, что прежде всего групповые нормы укрепляют и поддерживают целостность группы, способствуют её нормальному существованию и повышают шансы группы на успех.

Во-вторых, групповые нормы увеличивают предсказуемость поведения участников группы, дают возможность предвидеть действия друг друга в той или иной ситуации.

В-третьих, соблюдение групповых норм уменьшает количество конфликтов внутри группы.

Человек, являющийся участником группы, обязан соблюдать существующие в ней групповые нормы, даже если они ему не нравятся. Ведь групповые нормы устанавливаются не просто так, а для их соблюдения. Если участник группы уклоняется от выполнения таких норм, то группа может применить по отношению к нему разнообразные меры воздействия, которые принято называть санкциями.

Санкция – это последствия, которые наступают вслед за несоблюдением правил, установленных группой.
Санкции можно назвать охранниками групповых норм, они могут быть двух типов: запретительными и поощрительными.

Арсенал средств, которые группа может использовать в качестве санкций в отношении своих членов, не выполняющих групповых норм, достаточно широк. Своё поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, вниманием к словам конкретного человека или повышением его в статусе.

В то же время запретительные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы связать нежелательное для группы поведение индивида с неприятными для него переживаниями и ограничениями. Эти санкции включают в себя ограничение общения с «провинившимся участником группы», насмешки и презрение, понижение в статусе, угрозы, бойкот, то есть полное игнорирование «нарушителя» и даже исключение из состава группы на время или постоянно.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты.

Сегодня мы узнали с вами о том, что принято считать групповыми нормами и санкциями за их нарушение.

videouroki.net

12. Понятие о группе. Школьный класс Руководство малой группой

11

Понятие «группа» в психологии. Классификация групп

Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразных более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа».

Группа — это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков:

  • характера выполняемой деятельности,

  • возраста, пола, социальной принадлежности,

  • структуры, уровня развития.

Основными характеристиками группы, отличающими ее от простого скопления людей, являются:

  • некоторая продолжительность существования;

  • наличие общей цели или целей;

  • взаимодействие членов группы;

  • развитие хотя бы элементарной групповой структуры;

  • осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своего членства в группе.

Главное условие функционирования и развития группы — совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы групповой динамики:

развитие межличностных отношений,

восприятие партнерами друг друга,

формирование групповых норм и ценностей,

форм сотрудничества и взаимной ответственности.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.

Типология групп

В психологии группы делят по следующим критериям:

— по непосредственности взаимосвязей:

реальные (контактные) и условные.

Реальная группа — ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)

Условная группа — объединенная по определенному признаку: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом.

Большие группы — количественно не ограничиваемая общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: социальной принадлежности, пола, возраста, национальности и т. д. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение, которые через посредство малых трупп доводятся до сознания каждого человека.

Малая группа включает в себя относительно небольшое число индивидов, объединенных общими целями и задачами.

по общественному статусу: на группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Формальная группа — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Официальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, закрепленные права и обязанности ее членов (учебная группа, группа детского сада и т. п.).

Неформальная группа — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатии либо на основе прагматической пользы. Неформальные группы могут выступать как изолированные общности или общности, складывающиеся внутри официальных групп. Их интересы могут иметь различную направленность в зависимости от целей и ценностей группы.

по уровню развития: на группы высокого и низкого уровня развития.

  • по признаку деятельности: на группы по интересам, учебные, производственные, психокоррекционные и др.

Группы общения или группы по интересам — группы, в которых дети проводят свободное время, общаются, выполняют различную деятельность. Названные группы могут быть формальными и неформальными. Интересы детей, входящих в эти группы, могут иметь различную направленность: кружки технического творчества, дружеские компании, самодеятельность и т. д.

Группы учебные — это формальные группы, создаваемые специально для осуществления учебно-воспитательной работы в учебном или специализированном заведении.

по возрастной принадлежности. На основании возрастной периодизации выделяются следующие виды групп: группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи, группы среднего возраста, зрелого возраста и пр.

Школьный класс как малая социальная группа

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личностных контактов.

Для существования малой группы должны выполняться 2 условия: непосредственное общение лицом к лицу и общие цели.

«Коллектив» высший уровень развития группы, объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели:

  • наличие добровольного характера объединения,

  • системы активно построенных отношений на базе общей деятельности.

  • Существенным признаком коллектива является его целостность.

  • Развитие любого класса в коллектив должно идти по пути последовательного включения совместной деятельности во взаимодействие.

Структурная характеристика школьного класса

1. Социометрическая структура класса

Личность в коллективе развивается не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

2. Групповые структуры — Формальные отношения, Неформальные отношения.

группообразующую функцию выполняют друге виды деятельности, носящее коллектвный характер, но не учебная.

Экспрессивная деятельность класса. Цель: сформировать в классе психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.Ожидаемый результат: изменение настроя, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия. На момент становления класса авторитетный учитель – шаблон экспрессивной деятельности.

Система групповых ожиданий — это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации.

Сплоченность класса

Групповая идентичность

  • «Внутренне конфликтный класс» Задачи:

  • В работе с самим классом:

  • создание условий для сплочения коллектива;

  • формирование навыков конструктивного общения друг с другом;

  • разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе;

  • создание условий для повышения самооценки учащихся.

В работе с родителями:

  • создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью пси­хологической помощи детям;

  • обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.

Как превратить класс в высокоразвитую малую группу?

  • создание разнообразных форм коллективной деятельности детей: веревочный курс, спорт, творчество и т.д.

  • разнообразная работа с родителями: совместные праздники, выходы, тематические собрания, подключение пап.

  • выработка общих норм и правил в группе;

  • нахождение сильных сторон класса: формирование успешности

  • разработка системы поручений и самоуправления;

  • общность педагогических нормативов относительно формирования личности учащихся.

Параметры описания

Классы

1-й класс

3(4)-й класс

5-й класс

6, 7, 8-й классы

9-й класс

10,11-й классы

Внутренная логика развития класса как малой группы

Экспрессивная деятельность класса

Отношения часто ситуативны,

Закрепляются шаблоны экспрессивной деятельности

Может сохраняться или изменяться под воздействием авторитетных учителей

Сформирован устойчивый шаблон

Распадается, индивидуализируются

Групповые структуры

Класс состоит из подгрупп, состав неустойчив

межличностные предпочтения и отвержения упрочняются

Устойчивы, обозначены неформальные роли,

Устойчивы

Усложняются

Эмоциональные отношения преобладают над деловыми

Система групповых ожиданий

Не сформирована,

Оформляются фрагменты внутригрупповых норм

Появляются собственно внутригрупповые нормы, независимые от внешних норм,

Внутригрупповые нормы в апофеозе. поощрения и наказаний «отработаны».

возрастает роль общешкольных норм в связи с перспективой продолжения обучения

Основана на общечеловеческих нормах

Сплоченность класса

Не выражена

появляются устойчивые взаимосвязи между подгруппами.

Высокая, потенциал межличностных конфликтов сохраняется

Высокая

Часто снижается, к выпуску возрастает

Формирование групповой идентичности

Не сформирована,

В процессе формирования; сохраняется соперничество с аут-группами

Четко осознается групповое «Мы», дифференцируются «наши» и «не наши»

Чувство «мы» обострено, аут-группы дифференцируются на «контактные» и «неконтактные»

Чувство «Мы» сохраняет актуальность

«Мы» вступает в противоречие с личностной идентификацией

ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС

КАК МАЛАЯ ГРУППА

Проблема, обсуждаемая в данной статье, в первый момент может показаться надуманной и практически незначимой. Действительно, так ли важно педагогу-психологу знать с высокой долей научной достоверности, может ли школьный класс рассматриваться как малая группа или нет? И вообще — имеет ли это значение? Имеет и очень существенное.

Если класс является социальным объединением, которое может быть подведено под понятие «малая группа», мы вправе опираться на тот научный багаж, который накоплен социальной психологией за несколько десятилетий, то есть можно пользоваться социометрией, применять разные подходы к сплочению и развитию группы и т. д.

Если же школьный класс не является малой группой, то он живет и развивается по своим особым «классным» законам, о которых науке мало что известно…

Так стоит или нет обсуждать эту проблему?

ДВА УСЛОВИЯ

За психологией традиционно водится одна «слабость»: она создает довольно строгие научные построения, модели, теории, а затем весьма вольно применяет их на практике. Это в полной мере относится к психологии малой группы.

Как теоретическая модель, малая группа представляет собой небольшое по численности объединение людей, в котором выполняются два условия: непосредственное общение лицом к лицу, общие цели.

Наличие этих условий приводит к возникновению множества психологических феноменов и процессов, которые и составляют психологическую сущность малой группы. Среди них: нормы и ценности, которым подчиняется поведение людей в группе, устойчивые системы отношений (эмоциональные, лидерские), «Мы-чувство» и др.

К таким объединениям в полном объеме применимы разнообразные социально-психологические закономерности, описанные в психологии малой группы.

СООБЩЕСТВО ИНДИВИДУАЛИСТОВ

А что же школьный класс? Конечно, он представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом общающихся между собой. Стало быть, одному условию школьный класс вполне отвечает. Чего нельзя сказать о втором — наличии общих целей. Однако, прежде чем обсуждать эту тему, зададимся более общим вопросом: откуда в принципе «берутся» в группах общие цели? Вариантов ответа несколько.

Значительная часть малых групп изначально возникает (или кем-то создается) для реализации определенной социальной деятельности в сфере производства, науки, социального обслуживания и пр. Общая цель в таких группах задается самой деятельностью. Можно сказать, что такие сообщества, если люди в них постоянно контактируют друг с другом, лицом к лицу, автоматически становятся малыми группами. Относится ли к их числу школьный класс?

Однозначно нет, так как ведущая деятельность каждого учащегося сугубо индивидуальна и по сути и по форме. То есть, школьный класс в своем основании не имеет общих целей и не может быть отнесен к малым группам a priori.

Эмпирических, доступных непосредственному восприятию доказательств этого вывода существует множество.

Школьному классу в большинстве случаев присущи усеченные или просто слаборазвитые лидерские структуры, множество конфликтов эмоционального характера между детьми, незначительное число диад и триад, которые можно охарактеризовать как совместимые или сработанные.

Еще один важный штрих — чрезвычайно низкая сопротивляемость отношений, существующих в классах, деструктивным конфликтам. Нужно не так много, чтобы отношения в классе стали невероятно напряженными, все налаженные связи пришли в состояние коллапса. И дело не только и не столько в возрасте, сколько в отсутствии тех устойчивых налаженных связей между членами группы, которые рождаются в условиях общей деятельности, и ее целей, разделяемых большинством.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ

Такие цели могут возникать самопроизвольно благодаря тому, что люди длительное время сосуществуют в одном пространстве. Часто они «обречены» сотрудничать ради выживания, создания нормальных соседских отношений. Так формируются группы типа этносов, наций; в них возникают общие ценности, представления, стереотипы. Согласитесь, что для школьного класса, существующего по историческим меркам краткий миг, это не есть путь к превращению в группу.

Еще один вариант возникновения общих целей — искусственное их создание, привнесение извне. Зачем? Скажем, в идеологических, воспитательных целях или по доброй воле самих участников, стремящихся к объединению, но не находящих внутри своей деятельности оснований для создания единства.

Такими целями может быть светлое будущее для всех рабочих и крестьян, сбор значительного количества металлолома для строительства новых, экологически чистых электровозов, поход с ночевкой и многое другое.

Создание таких целей — дело не простое, так как общие цели должны соотноситься с индивидуальными потребностями и целями людей, входящих в сообщество, должны обладать мощным побудительным потенциалом и должны быть действительно общими, чтобы на их основе можно было объединить людей в «Мы». Для школьного класса это открывает возможность превращения в малую группу, но предполагает наличие мудрых и умелых взрослых, которые преобразуют возможность в реальность.

Если цели извне не приходят, сами дети в состоянии породить немногое: конкуренция с другим классом, объединение для противостояния какому-то учителю, общее увлечение «брызгалками», «сотками» или «магическими картами». Подобные цели превращают их в психологическую общность лишь на непродолжительное время.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КЛАССА

Итак, у нас есть альтернатива: либо мы работаем с той специфической социальной общностью, которую представляет класс, как с малой группой на свой страх и риск, вольно применяя к ней известные нам закономерности и методы, либо мы работаем над превращением класса в малую группу.

Либо — либо, очень трудно сказать, какой путь проще и правильнее.

Мы кое-что уже знаем о том, что представляет собой школьный класс как специфическая общность. Мы знаем, что классу как малой группе присуща структура эмоциональных предпочтений — социометрическая. Возникает эта структура часто по половому признаку, по признаку успешности в учебной деятельности (в среднем звене) и по предпочтениям учителя (в младшем звене). Во многих случаях ее характеризует внутренняя несбалансированность, конфликтность отношений как между микрогруппами, так и внутри них. Структура неустойчива, в значительной мере зависит от текущих событий и отношений, а цементировать (подпирать) ее нечем: система деловых отношений практически отсутствует.

Реальных лидеров в классе во многих случаях просто нет, так как нет ситуаций, предполагающих совместную деятельность, нет опыта лидирования даже у тех детей, личные качества и потребности которых делают их склонными к управлению группой сверстников.

Для школьного класса типичны эмоциональные конфликты («вот не нравишься ты мне, и все!») и ценностные противоречия. Последние связаны с тем, что ученики ориентированы на различные, подчас противоположные по своим устремлениям внешние референтные группы. Взаимодействуя в классе, они неизбежно попадают в ситуации конфликта мнений, ценностей, представлений. Излюбленный и повсеместно распространенный способ решения таких конфликтов — выбор «козла отпущения». Им становится ученик, находящийся в роли отверженного, реже — учитель или классный руководитель, иногда — школа как таковая.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Работая с классом как с особым видом социальной общности можно опереться и на модель, полученную экспериментальным путем американскими исследователями Стэнфордом и Роарком. Они установили, что развитие класса как группы проходит несколько этапов (см. схему внизу).

Обращает на себя внимание, что пятый этап наиболее удобен для учителя с точки зрения управления ученическим коллективом. Поэтому у учителей возникает неосознанное стремление затормозить класс на этой ступени развития, так как дальше ситуация для них усложнится.

К сожалению, в своих работах Стэнфорд и Роарк не говорят о том, как и благодаря чему класс может достигнуть самых высоких уровней развития, однако мой опыт работы позволяет предположить, что само собой это не происходит.

Превращение класса в высокоразвитую малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной развивающей работы педагога и психолога.

Возможности педагога — прежде всего в создании разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально значимая деятельность класса и т.д.

Психологическая работа позволяет формировать чувство «Мы», развивать сплоченность, поднимать уровень взаимного доверия (тренинговые ситуации, ролевые и деловые игры).

В соединении усилий педагога и психолога видится основная возможность превращения класса в настоящую малую группу.

studfiles.net

Параграф 14. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

§7. Человек в группе — Ответы рабочая тетрадь Иванова Хотеенкова

1. Составь сравнительную таблицу по теме «Большие и малые социальные группы».



2. Выбери из списка, приведённого ниже, признаки, относящиеся только к малой группе.

1. Количество людей колеблется от 2 до 10 человек.
5. Общие интересы и увлечения.
6. Объединились для достижения какой-либо конкретной цели, не требующей больших усилий.
7. Относительное постоянство членов.
9. Кровнородственные связи внутри группы.
12. Объединение лиц одного возраста или пола.



3. Заполни таблицу, указав, в каких социальных группах ты состоишь, какие исполняешь роли, какими статусами наделен.
Социальная группа Моя социальная роль Мой социальный статус
семья
школа
сын (дочь), внук (внучка)
друг, ученик
член семьи
учащийся


4. Какие признаки характерны только для межличностных отношений?

1) взаимный (обоюдный) характер
2. устойчивость во времени
3) непосредственный контакт
4. эмоциональность



5. Прочитай приведённый ниже текст, каждое предложение в котором пронумеровано.

(1) Симпатия — это внутреннее расположение, привлекательность. (2) Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию. (3) Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки. (4) Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичными.


Определи, какие предложения текста являются: А) установленными фактами Б) мнением, оценочным суждением


Установленные факты – 1, 4. Мнения, оценочные суждения – 2, 3.

6. Приведи не менее трёх примеров групповых норм, характерных для неформальной группы приятелей-одноклассников.

1. Свободная речь;
2. Подшучивания;
3. Взаимная помощь.

7. Ниже приводится список терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к малым группам. Подчеркни термин, который «выпадает» из этого перечня.

Взаимность, относительная малочисленность, общие интересы, групповые нормы, групповые санкции, принадлежность определяется полом участников.

8*. Составь план устного выступления на одну из тем.

1. Моя семья — малая группа.

1) Семья как общность людей, связанных узами супружества.
2) Семья как социальный институт.
3) Типы семейных структур.
4) Функции семьи.

poobschestvu.ru

определение, требование, классификация и особенности :: BusinessMan.ru

Все мы живем в обществе, социуме, который распадается на отдельные коллективы, группы. Отличие разумного человека в том, что он живет по определенным правилам, нормам. Но зачем нам это? Что такое групповые нормы? Для какой цели они создаются? Об этом пойдет речь далее.

Цели

Первое, что необходимо уяснить, пытаясь понять групповые нормы – групповые цели. В зависимости от конкретного коллектива их может быть несколько. Но главная цель группы – сохранение, консервация. Т. е. коллектив должен сделать все возможное, чтобы как можно дольше сохранить свое существование. Чтобы это было возможным, необходимо разработать правила, предписания, образец действий. Все это групповые (социальные) нормы. О них пойдет речь далее.

Виды норм

Норма в переводе с латинского «образец действий». Т. е. определенное правило поведения. Поэтому на вопрос о том, что такое групповые нормы, можно кратко ответить, что это правила, по которым живет определенный коллектив, социум. Их подразделяют на:

  • социальные;
  • психические.

Что такое психические нормы

Про социальные нормы, более или менее, понятно интуитивно. Социальные групповые нормы – правила поведения, которые выработаны группой. Они, как правило, где-то зафиксированы. Библия, кодекс, устав, инструкция. Хотя это необязательно. Например, нормы морали нигде не отражены и передаются в ходе социализации личности (воспитание, образование и т. д.).

Психические нормы – это требования, которые общество предъявляет к личности. Чтобы было более понятно, что такое групповые нормы (психические), перечислим их.

Примеры

Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:

  • Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
  • Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
  • Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
  • Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.

Виды социальных норм

Теперь подробнее про групповые нормы поведения. Их еще называют социальные. Выше мы уже сказали, что это правило, образец в определенной группе. В зависимости от нее выделяются следующие виды социальных норм:

  • Традиции, обычаи. Это правила поведения, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Некоторые обычаи уходят из жизни под напором цивилизации и индустриализации, наиболее жизнеспособные переживают все эпохи, подвергаясь небольшим изменениям. Например, празднование свадеб, дней рождения, Нового года и т. д.
  • Моральные нормы. Представляют собой неформальный (нигде не закрепленный) свод правил о том, «что такое хорошо». Помните детский стих: «Кроха-сын к отцу пришел, и спросила кроха…»? Моральные нормы способны изменяться со временем, в отличие от традиций. Например, в досоветское и советское время аморальным поступком считался развод. Сегодня это обыденная норма.
  • Правовые или юридические нормы. Многие (но не все) аморальные поступки считаются в обществе правонарушениями. Они закреплены в законах, т. е. в официально закрепленных документах, в которых записано «что делать нельзя» и «что за это будет».
  • Религиозные нормы. Почти все состоят из моральных, некоторые из которых также закреплены в юридических документах. Эти нормы связаны с верой (что понятно из названия) и закреплены в Священных писаниях (Библия, Коран), трактатах Святых и т. д.
  • Эстетические нормы. Указывают, что красиво, а что нет в обществе. Со временем также подвергаются изменениями. Например, эталон красоты женской фигуры. Когда-то в нашем обществе считалось «чем полнее девушка, тем она красивее», сегодня все наоборот.
  • Этические нормы. Связаны с правилами общения. Что «можно» говорить, а что «нет». Например, неэтично спрашивать парню возраст у девушки (если, конечно, это не собеседование), хотя в средние века это был первый вопрос, который задавался раньше вопроса об имени и т. д.
  • Политические нормы. Регулируют взаимоотношения личности (группы) с государством (властью). Как правило, почти все они закреплены в нормативно-правовых актах. Но, несмотря на это, их выделяют в отдельные политические нормы.
  • Правила этикета. Когда встает из-за стола женщина, английский джентльмен поднимается вместе с ней. Это наглядный пример правил этикета.

Все вышеперечисленные виды норм охватывают широкие массы общества. Но есть и правила мини-социумов. Это школьные традиции в классе, правила поведения на работе, внутренние должностные инструкции и т. д.

Но если существуют правила, значит, есть те, кто их нарушает. За нарушение норм, законов предусмотрены санкции. Это понятие применяется не только к экономике (у многих сейчас на слуху «экономические санкции», которые ввели против России). Подробнее о том, какие виды предусмотрены за те или иные нарушения.

Виды санкций

Мы подробно объяснили про групповые нормы, что это такое. Какие санкции предусмотрены за их нарушения? Постараемся разобраться. В зависимости от того, какую норму человек нарушил, зависит суровость наказания. Но независимо от этого, все они подразумеваются на:

  • негативные формальные;
  • негативные неформальные.

Отличие их в том, что одни (формальные) применяются по определенным правилам. Неформальные санкции носят эмоциональный характер. Они нигде не закреплены, не записаны. Например, как можно осудить человека за аморальный поступок по определенным правилам? Это происходит спонтанно, на эмоциях.

Формальные санкции – закреплены в определенных правилах, законах, уставах. Они применяются по определенным процедурам.

Примерами подобных санкций будут:

  • решения судов;
  • штрафы;
  • выговоры на работе;
  • лишение премии и т. д.

Но не всегда санкция синоним «наказание». Существуют и позитивные. Их цель – поощрить человека за образцовое правило поведение. Они также подразделяются на формальные и неформальные. В качестве примера перечислим некоторые из них:

  • одобрение коллег;
  • премия к заработной плате;
  • дополнительный отпуск;
  • награды, медали, кубки;
  • почетное звание и т. д.

Социальный контроль

Групповые ценности и нормы нивелируются, если отсутствует контроль со стороны общества. Пока человек соблюдает правила и нормы, он как будто не существует для остальных. Представьте, идут мимо вас сотни людей. Если никто не надел экстравагантную, вызывающую одежду, то, скорее всего, все они останутся для вас незамеченными. Но что будет, если идет по дороге мама с ребенком и нецензурными словами кричит на малыша? Скорее всего, вы, как и многие другие, отреагируете на это. А вы ни разу не слышали такие слова от прохожих, которые обращаются к своим детям: «Сейчас придем домой, я тебе покажу!». Это как раз пример общественного сдерживания.

Данный пример характеризует социальный контроль. Мама нарушила правила обращения с ребенком в обществе. Реакция социума мгновенная. Кто-то даже вызовет полицию и органы опеки. Возможно, мама уже на учете у них и ее могут лишить родительских прав.

А что было в Древней Спарте? Любого юношу и малолетнего ребенка имел право ударить любой взрослый член полиса. А старики, побывавшие в боях, делали это всегда. Это другой пример социального воспитания.

Самоконтроль

Важно для человека – иметь самоконтроль. Это высшая ценность личности, когда он сам себя ограничивает не нарушать общественные правила поведения.

В одном из психологических тестов есть вопрос: «Если нет полиции, перейдете ли вы на красный сигнал светофора?» Большинство честно ответят: «Да». И это будет правильно. Но люди с повышенным чувством самоконтроля с искренностью ответят: «Нет». Им неважно, смотрят ли на них другие люди, они выполняют правила и нормы всегда.

Девиантное поведение

Их антиподы – люди с девиантным поведением. Они, наоборот, при любой возможности будут нарушать общественные правила. Такие люди знают, что такое групповые нормы. Но они даже и не думают им следовать. Это, прежде всего, наркоманы, уголовные элементы, люди, страдающие алкоголизмом. Общество старается им помочь, но если это не получается, то оно изолирует их от себя.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *