Объектом педагогики является… Что является объектом исследования в педагогике?
Обучение человека, на первый взгляд, кажется весьма простым занятием. Однако на практике научить кого-то чему-то — нелегко. Ведь по своей природе — человек склонен к лени, и только необходимость заботы о хлебе насущном заставляет его развиваться и обретать новые знания и умения. Именно поэтому процесс обучения нового поколения столь важен, что для его изучения создана целая наука – педагогика. Давайте узнаем больше о ней, а также выясним, что является объектом педагогики и чем он отличается от предмета и субъекта.
Что такое «педагогика»
Данным существительным именуется наука, которая сконцентрирована на образовании личности в каждом из ее возрастных периодов.
С педагогикой тесно связана следующая цепочка понятий: воспитание-обучение-образование-формирование-развитие-социализация.
Чтобы лучше понять их, стоит узнать определение каждого.
- Воспитание – систематизированный и целенаправленный процесс формирования у учащегося системы взглядов и убеждений, а также знаний и навыков.
- Обучение – процесс взаимодействия педагога и его подопечного, с целью усвоения последним системы знаний, формирования у него умений, а также развития природных задатков у ученика.
- Образование – это понятие имеет двоякую природу. С одной стороны, это комплекс из воспитания и обучения. С другой – это достигнутый ими результат.
- Формирование – развитие личности под действием внешних факторов и внутренних мотивов.
- Развитие – процесс изменений в человеке, в результате которых он совершенствуется в моральном, интеллектуальном и профессиональном плане. В отличие от других педагогических явлений, данное имеет скачкообразный характер. Иными словами, с теории тенденции по развитию ученика можно просчитать, однако на практике этот процесс у каждого проходит с индивидуальной скоростью.
- Социализация – процесс адаптации индивидуума в социуме. Как и образование, данная категория относится к педагогическим целям. То есть педагогика направлена на то, чтобы помочь личности найти свое место в обществе и превратиться в его полноправного и полезного члена.
Какие существуют разделы педагогики
Прежде чем разобраться с тем, что является объектом педагогики, стоит узнать, какие разделы есть у этой науки. Дело в том, что отдельные из них имеют несколько более узкоспециализированные объекты.
Как правило, выделяется восемь разделов.
- История педагогики.
- Специальная, она же лечебная.
- Сравнительная.
- Исправительная (пенитенциарная).
- Возрастная.
- Социальная.
- Практическая.
- Общая.
Что является объектом педагогики как науки
Рассмотрев в общих чертах, что такое педагогика, стоит перейти к главному.
Прежде всего, стоит отметить, что на вопрос «Что является объектом исследования педагогики?», различные учение отвечают по-разному.
Иногда встречается мнение, что если субъектом в этом процессе является учитель, то объектом выступает непосредственно сам ученик. Однако такая трактовка не совсем верна. Ведь она значительно сужает масштабы рассматриваемой науки, поскольку воспитуемый не является объектом педагогики.
Всемирно-известный педагог-практик А.С. Макаренко в начале ХХ в. отмечал ошибочность подобного утверждения, призывая коллег концентрироваться не на ученике, а на его психике. Однако, и такой прогрессивный взгляд был не полным. Дело в том, психика человека (в данном случае учащегося) – это объект другой науки (психологии). И хотя этот аспект всегда берется во внимания при организации образовательного процесса, она тоже не является объектом педагогики.
Что же это тогда? Настоящим объектом педагогики является образование.
Иными словами, это вся совокупность явлений и процессов, связанных с формированием и социализацией личности.Предмет и объект в педагогике: в чем разница?
Рассмотрев, что является субъектом и объектом изучаемой науки, стоит узнать и о ее предмете.
Как и объект, он сконцентрирован на образовании. Однако в данном случае, речь идет о практическом, целенаправленном, продуманном процессе, организованным не только в общеобразовательных учреждениях, но и в семьях.
Что является объектом специальной педагогики и социальной
Как уже было сказано выше, в отдельных отраслях рассматриваемой науки, выделяются отличные, более узкоспециализированные объекты.
Так в лечебной педагогике (сконцентрирована на изучении и организации образовательного процесса с учениками, имеющими особые нужды) объектом выступает непосредственно личность такого проблемного ребенка. При этом предметом остается все тот же процесс образования.
Социальная педагогика направлена на изучение и анализ влияния среды на образование.
Как и в предыдущем случае, в общем, объектом социальной педагогики является сам ученик. Однако, в частности рассматривается его адаптация в обществе, в процессе формирования личности.
Предметом социальной педагогики выступает закономерность протекания социализации.
Что является объектом в других педагогических науках
В истории педагогики объектом выступает закономерность развития (в теории и на практике) процесса образования у различных народов в разные эпохи, и нахождения общих тенденций.
В возрастной педагогике — это образование ребенка от рождения и до его превращения во взрослого.
В случае со сравнительной педагогикой – это сравнения образовательных систем и институтов в разных странах, поиск их особенностей, связанных с культурой отдельно взятой нации.
Объектом пенитенциарной педагогики выступает образовательная система в исправительных учреждениях.
fb.ru
Объект и предмет педагогики
Определение 1
Буквально «пайдагогос» (греч.) обозначает «детоводитель». Оно появилось от существительного «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»).
В Древней Греции учителем называли раба, который вел ребенка своего господина в школу. Понемногу слово «педагогика» стало использоваться в более общем смысле, а именно как умение «вести ребенка по жизни» – наставлять, воспитывать и учить. С накоплением знаний появилась особая дисциплина об образовании детей.Педагогика становится наукой об обучении и воспитании детей. В теории так же совершился переход от определенных фактов к более полным случаям. Такое понимание педагогики держится примерно до середины XX века. Только за последние десятилетия пришли к пониманию того, что как дети, так и взрослые нуждаются в высококвалифицированном педагогическом управлении. Самое короткое, общее и к тому же сравнительно полное объяснение новейшей педагогики звучит так:
Определение 2
«Педагогика – это учение о воспитании человека».
Термин «воспитание» здесь используется в самом широком значении, заключая в себя образование, обучение и развитие. Педагогику можно представить как учение о правильности обучения детей, об управлении его развития согласно потребностям общества.
Предмет педагогической науки
Предмет педагогики – процесс, нацеленный на усовершенствование и развитие личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Предмет – это то, что меняется в деятельности. Установленная группа означает некое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира. Главное различие предмета от объекта заключается в выделении свойств и признаков.
Определение предмета педагогики трактую по-разному. Например, П.И. Пидкасистый рассматривает предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую осуществляют в учебно-воспитательных организациях. По словам И.Ф. Харламова – обучение индивида, это особенная деятельность общества. Согласно В.А. Андрееву, предметом педагогики является единая система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого самообразования человека. Б.С. Гершунский уверен, что это не только работа, связанная с непосредственной деятельностью педагога-практика с учащимися, но и работа научно-экспериментального и руководящего характера. В.В. Краевский полагал, что предметом педагогической науки является построение отношений, которые появляются в педагогической деятельности.
Каждое поколение людей решает следующие важные задачи – изучить опыт предшествующих поколений, обогатить, увеличить и в конце, предоставить его последующим поколениям. А более точное изложение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии – процесс исследования психологических законов обучения и воспитания – как со стороны воспитуемого, так и со стороны того, кто создает это обучение и воспитание.
Раскрывая понятие «предмет педагогической науки», следует затронуть ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений действительности.
К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.
Рисунок 1. Предмет педагогической науки
Становление человека – это процесс развития его личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых общественных и природных факторов.
Обучение в обширном толковании представляет из себя целевой процесс развития умственных способностей, физических и религиозных сил личности, подготовленных ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание, исходя из короткого определения — это регулярное и направленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью создания у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование – процесс и результат изучения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе подходящего уровня формирования личности. Воспитание получают в основном процессе обучения в учебных заведениях, руководят процессом обучения профессиональные педагоги. Тем не менее, большую роль играет самообразование, то есть самостоятельное приобретение знаний.
Определение 3
Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.
Общая педагогика осваивает и вырабатывает принципы, формы и методы обучения и воспитания, которые являются общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций. Эта отрасль педагогических знаний разрабатывает основные законы обучения и воспитания. Составляющими пунктами общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).
Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности. Педагогика высшей школы подготавливает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика разрабатывает вопросы перевоспитания осужденных.
Объект педагогической науки
Объектом педагогики является одна из разновидностей общественных связей между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает формирование, развитие человека.
Педагогика рассматривает процесс усовершенствования личности основываясь на собранный людьми социальный опыта, без которого немыслимо любое производство, будь то материальное, будь то духовное, так как именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.
Создаваясь вместе с человеком и человеческим обществом, область педагогических взаимоотношений, как иные сферы социальной деятельности, выявила склонность к осложнению своего содержания и форм. Если раньше, она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере увеличения форм активности человека и раскрытие его познаний, переходя от собирательной к производящей экономике, возникновение земледелия, ремесла, торговли. Образование переходит в специализированную область и становиться особой профессией.
spravochnick.ru
Объект и предмет педагогики
Определение 1В буквальном смысле «пайдагогос» в переводе с греческого означает «детоводитель». Данное слово произошло от существительного «пайдос» или же «дитя» и «ara», то есть «вести».
В условиях Древней Греции словом “учитель” обозначали раба, который занимался тем, что проводил в школу ребенка своего хозяина. Постепенно значение слова «педагогика» приобрело более широкий смысл и стало применяться как определение умения «вести ребенка по жизни», другими словами всячески наставлять, воспитывать и учить. В процессе накопления знаний возникла специальная дисциплина, заключающаяся в образовании детей. Таким образом, педагогике официально присуждают звание науке об умении воспитывать и обучать детей. В теоретической части тоже произошел качественный переход от отдельных фактов к более полным случаям. Подобное понимание педагогики было актуальным приблизительно до середины XX века. Лишь последние десятилетия привели к пониманию людьми того факта, что как детям, так и взрослым необходимо высококвалифицированном педагогическом управлении. Самое короткое, общее и, более того, относительно полное объяснение новейшей педагогики формулируется следующим образом:
Педагогика – это учение о воспитании человека.
Термин «воспитание» в нем применяется в самом широком значении, включая в себя понятия образования, обучения, а также развития. Педагогика может быть определена в качестве учения о правильном обучении детей, о контролировании пути его развития согласно потребностям общества.
Предмет педагогической науки
Предмет педагогики представляет собой процесс, направленный на совершенствование и развитие личности в ходе ее обучения, образования, воспитания. Предмет является фактором, который претерпевает изменения в деятельности. Сформированная группа определяет так называемое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира.
Основное различие между объектом и предметом заключается в выделении параметров и признаков. На данный момент понятие предмета педагогики допускает разнообразные трактовки. Например, П.И. Пидкасистый определяет предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую реализуют в условиях учебно-воспитательных организаций. И.Ф. Харламов принимает обучение индивида за особенная деятельность общества. Если исходить из понимания В.А. Андреева, то предмет педагогики представляет собой единую систему воспитания, образования, обучения, социализации, а также творческого самообразования человека.
Б.С. Гершунский уверяет, что это не только работа, заключающаяся в непосредственной деятельностью педагога-практика с воспитанниками, но той же степени и работа научно-экспериментального и руководящего характера. Согласно В.В. Краевскому предметом педагогической науки является построение таких отношений, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Перед каждым новым поколением людей становятся следующие важные задачи:
- перенимание опыта предшествующих поколений;
- его обогащение посредством включения собственного опыта;
- передача накопленного опыта следующим поколениям.
Наиболее точное определение понятия «педагогика» выглядит следующим образом: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогичес
zaochnik.com
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики. Педагогика: конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Предмет научного исследования в педагогике.
Поделись с друзьямиПод научным исследованием вообще понимается какая-либо деятельность в сфере науки. Поэтому, чтобы определить, что есть научное исследование, необходимо сначала выделить науку как форму общественного сознания из других форм общественного сознания, т. е. необходимо определить данную научную познавательную деятельность в сфере педагогики и выделить ее из других подобных обыденных познаний.
Под обыденным познанием обычно понимают выявление бросающихся в глаза, внешних признаков предметов и явлений. Знания, полученные в результате подобных исследований, скорее всего, будут являться поверхностными, а выявленные связи процессов – случайными, что, в свою очередь, может повести за собой цепь серьезных ошибок. Это происходит потому, что данные полученные знания не могут раскрыть причины явлений и процессов происходящего, а лишь имеют описательное действие, т. е. только представляют течение явления или процесса.
Отличия научных знаний от любых других, например, художественных, религиозных и т. д., состоят в следующем.
1. Это сущностное знание – в нем раскрывается совокупность устойчивых признаков объекта.
2. Это знание имеет обобщенное значение – дает определение предмету только с точки зрения принадлежности к какой-либо категории, выделяя критерии и принципы, присущие всем явлениям и предметам категории.
3. Научное знание обосновано.
4. Это знание системно организовано – представляет собой последовательно составленное сочетание качеств.
5. Научное знание имеет свой язык, в основе которого лежит категориальный аппарат науки (по отношению к каждой категории должны выполнятся правила логики).
Поэтому можно определить основные признаки исследовательской педагогической деятельности следующим образом.
1. Характер цели – познавательный.
2. Выделение специальной области исследования.
3. Применения специальных средств познания.
4. Однозначность терминологии.
Таким образом, мы видим, что главной целью педагогического научного исследования становятся следующие факторы.
1. Выявление новых знаний о педагогических процессах и явлениях обучения и воспитания.
2. Выявление их отличительных особенностей (структура, действие, история развития).
3. Выявление системы и принципов, т. е. объективных закономерных связей между педагогическими процессами и явлениями.
Результатом научного исследования является знание. Высшая форма, в которой существует научное знание, – это теория. Теория, в свою очередь, является высшим уровнем систематизации понятий науки, в которой отражается и закрепляется знание.
Научно-исследовательская деятельность опирается на теорию, но сама научно-исследовательская деятельность также является теорией, т. е. в данном случае теорией научно-исследовательской деятельности является результат и средство научных изысканий.
Поэтому научно-исследовательскую познавательную деятельность необходимо определить как познавательную деятельность, ведущую к теории и опирающуюся на теорию, – это по существу теоретическое познание. Именно эту особенность научного знания – теоретичность познания – можно считать определяющим в отношении к научности, в то время как другие виды познавательной деятельности, не имеющие теоретичности познания, не считаются научными.
В процессе научного исследования, кроме теоретического уровня познания, выделяются другие необходимые этапы, но именно теоретическое познание является той его сутью, без которой знание не является качественно научным. Таким образом, теория наполняет педагогическое научное исследование важным сочетанием понятий, определений, законов, которые организованы и логически связаны между собой. Иначе говоря, теоретическая основа признака научности педагогического знания имеет необходимую логику, которая определяется и проявляется во внутренней взаимосвязи этапов, явлений педагогического процесса.
Объект и предмет научно-педагогического исследования. Объект научно-педагогического исследования – это часть объективной действительности, которая становится элементом практической и теоретической деятельности человека на данном этапе. Предмет – это соответствующие свойства и отношения объекта в научном исследовании, которые входят в состав процесса практической деятельности.
Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование. Объект принадлежит всем, а предмет — личное достояние исследователя, его собственное видение объекта.
Он целенаправленно конструирует предмет, выделяет в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое научное знание. Например, один исследователь, изучая школьный учебник, может рассматривать его как средство систематизации знаний учащихся. Другой выделит в качестве предмета, например, школьный учебник как средство развивающего обучения.
students-library.com
Объект и предмет исследования
Поэтому необходимо различать, с одной стороны, всю объективную сферу, на которую направлено внимание исследователя, а с другой -то, относительно чего он обязуется получить новое педагогическое знание. Для решения конкретных задач исследования потребуется привлечь многие другие, уже не новые, знания, полученные наукой, и не только педагогической. Но новое слово будет сказано лишь о чем-то одном, выделяемом как специальный и оригинальный предмет изучения, и это будет реальный вклад в педагогическую науку. Когда это условие остается вне внимания научного работника, как раз и получается, что его выводы повторяют общеизвестные положения1. А это означает, что исследование фактически не состоялось, ибо не достигнута конечная цель, ради которой оно, собственно, и приводилось — получение нового знания.
Необходимость получения нового знания определяет в исследовании все остальное. Поэтому, раскрывая любую характеристику педагогического исследования, непременно нужно установить отношение данной характеристики к такому знанию. Определяя актуальность, исследователь думает о том, насколько остра потребность науки и практики в новом знании определенного вида, а место и специфику недостающего знания определяют, ставя проблему. Предмет, как отмечалось, указывает на тот аспект объекта исследования, относительно которого будет получено новое знание, и т.д. Наконец, по завершении исследования нужно описать и кратко изложить новое знание, о чем будет сказано позже.
Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Так, например, в объекте, каким является умственное воспитание учащихся в процессе обучения, выделяется следующий предмет: исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся.
Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать все, притом новое об эмпирическом объекте, имеющем в принципе неограничен-ное число элементов, свойств и отношёний. Формулирование предме-та исследования — результат учёта задач, реальных возможностей и
1 Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.,
1977.
studfiles.net
2. Признаки педагогики как науки, её объект и предмет исследования, а также – её функции, задачи, структура.
Наука – это сфера человеческой деятельности по производству и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает в себя: * деятельность по изучению действительности и получению новых, всё более достоверных знаний о ней, *результат этой деятельности, -то есть сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира, *отдельные отрасли научного знания.
Принято выделять следующие признаки науки (любой):
1)-она возникает из потребностей общества;
2)-имеет свой, отличающийся от других наук, предмет исследования;
3)-имеет свой категориальный аппарат;
4)-имеет свои методы исследования;
5)-имеет своё содержание,- то есть систему достоверных и обобщённых знаний об объективных законах развития изучаемых явлений.
Охарактеризуем по этим признакам педагогику как науку.
1.Потребность в специальном педагогическом знании появилась и развивалась вместе с зарождением и развитием человеческого общества. И вместе с ним прошла путь от естественного состояния ( в опыте, традициях, сказках, легендах), -до философского осмысления, — и от него- к выделению в самостоятельную отрасль научного знания (см. таблицу выше).
2.Объект и предмет исследования .
Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука.
Объектом исследования педагогики как науки является педагогическая действительность во всех её проявлениях. Действительность, которая окружает человека, но не вся действительность, а лишь та, которая проявляется в педагогических явлениях и педагогических фактах.
Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определённых педагогических целей и задач с помощью педагогических средств. При этом само явление и его результаты внешне наблюдаемы.
Педагогический факт— это единичный акт педагогического взаимодействия учителя и учащихся , описание конкретных действий учителя и ученика.
Поэтому объектом изучения педагогики иногда называют человека в аспекте педагогических явлений и педагогических фактов (Гребенюк О.С., Рожков М.И).
Объектом также определяют образование человека как способ приобщения его к жизни в обществе ( то есть в самом широком понимании), а также любые педагогические процессы, протекающие в педагогической сфере.
Предметом исследования педагогики как науки является исследование сущности развития и формирования человека, и – определение на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного процесса.
В работах Борытко В.М. предметом педагогики определяются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе. А так как отношения (восприятие, переживание, реакция) проявляются в деятельности, то предметом исследования можно назвать общие закономерности педагогической деятельности.
Все эти определения только дополняют друг друга.
Но в любом случае,
Объект – это пед-ая действительность (процессы, системы, явления), а
Предмет – это аспект рассмотрения объекта, его часть или особый подход в его изучении. Это то, относительно чего должно быть получено новое знание. В одном объекте может быть выделено несколько предметов исследования.
3.Категориальный аппарат. Это система основных, фундаментальных понятий, используемых в данной науке. О.С.Гребенюк и М.И.Рожков выделяют 3 группы таких понятий:
1) –межпредметные категории, которые используются разными науками о человеке, но для педагогики они также являются объектом исследования, так как они отражают те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Это: индивидуальность и личность.
2)-собственно педагогические категории, определяющие и объект, и предмет исследования, то есть те процессы, на основе которых происходит изменение индивидуальности и личности растущего человека: обучение, образование, воспитание, развитие, формирование, социализация, самообразование, самовоспитание.
3)-категории, интегрирующие педагогические средства: педагогическая деятельность, взаимодействие, поддержка; педагогическая система, процесс, технология; педситуация и педзадача.
Педагогические категории в рамках одного исследования должны трактоваться однозначно, чтобы не возникало понятийной путаницы.
studfiles.net