Объекты смежных прав субъекты смежных прав – 92. Понятие смежных прав и их взаимосвязь с авторскими правами. Объекты и субъекты смежных прав. Защита смежных прав.

§ 2. Объекты и субъекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:

— объекты прав исполнителей — результаты исполнительской деятельности артистов исполнителей, режиссеров-постановщиков спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

— объекты прав производителей фонограмм на запись — звукозаписи и видеозаписи со звуком и без звука;

— объекты прав организаций эфирного и кабельного вещания — передача в эфир или передача по кабелю радио- и телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Таким образом, объектами исполнительских прав являются исполнения как таковые, к которым относятся представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудиторией либо с помощью технических средств (теле и радио вещания, кабельного телевидения и т.д. Исполнением признается также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения). Одной из форм исполнения можно рассматривать постановку (п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах).

Объектами смежных прав являются также звукозаписи и видеозаписи, как со звуком, так и без звука, которые получили общее название «записи». Следует отметить, что сам термин не соответствует общепринятому в международной практике термину «фонограмма».

В широком смысле под фонограммой понимается любая запись звуков, тогда как в узком смысле — это фиксация вокального или инструментального музыкального исполнения

Объектами смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания является передача как набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю созданная самой организацией или по ее заказу за счет другой организаций. Передача как объект смежных прав предполагает определенные творческие усилия со стороны ее создателей, которые требуют предоставления смежных прав. Иногда в понятие передачи входит и кодированный сигнал, который может приниматься пользователем только при наличии специального устройства (например, НТВ плюс).

По своей правовой природе право на объекты смежных прав является исключительным. Это значит, что право на использование объектов смежных прав принадлежит указанным в законе лицам (за отдельными изъятиями).

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Однако в соответствии с п. 4 ст. 36 Закона об авторском праве и смежных правах создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:

— латинской буквы «Р» в окружности;

— имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

— года первого опубликования фонограммы.

Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении. Кроме того, в тех случаях, когда одно из государств-участников Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29.10.1971 г. (Россия присоединилась к Конвенции с 13.03.1995) в соответствии с национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограммы, распространенные среди публики или их упаковки имеют специальную надпись в виде символа — латинской буквы «Р» в окружности с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной: если копия или упаковка не устанавливают производителя, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии (п. 5 Конвенции).

Законодательством о смежных правах не предусмотрено право проставлять знак охраны смежных прав ни в титрах передач (программ) телекомпаний и студий кабельного телевидения, которые являются объектам смежных прав, ни на видеоносителях с записью таких передач. Поэтому когда в титрах проставляют только знак охраны авторских прав (копирайт), это не меняет сущности правового режим таких программ.

studfiles.net

Субъекты смежных прав — Sum IP

В статье “Субъекты смежных прав” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете о лицах, которым принадлежат различные интеллектуальные права в сфере права, смежного с авторским. Статья будет полезна в первую очередь певцам, актерам, танцорам, другим исполнителям, так как именно они чаще всего и выступают правообладателями смежных прав. Кроме того, статью “Субъекты смежных прав” будет полезно прочесть тем, кто теми или иными способами использует исполнения и иные объекты смежных прав.

Если у Вас возникнут вопросы по тексту, пожалуйста, присылайте их на наш почтовый ящик [email protected]. Ни одно сообщение мы не оставляем без внимания.

  1. Субъекты смежных прав: понятие
  2. Виды субъектов смежных прав
  3. Исполнители, режиссеры-постановщики и дирижеры
  4. Изготовители фонограмм
  5. Организации эфирного и кабельного вещания
  6. Изготовители баз данных
  7. Публикаторы.

Субъекты смежных прав – это лица, которым принадлежат интеллектуальные права на объекты прав, смежных с авторскими.

Лицо может стать субъектом смежных прав на основании закона, договора, в результате наследования смежных прав умерших граждан или реорганизации юридических лиц. Первоначально субъекты смежных прав – это всегда лица, которые создали в результате самостоятельного труда один из пяти возможных объектов смежных прав. В отличие от субъектов авторского права, первоначальными субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Последующие (производные) субъекты смежных прав – это лица, к которым смежные права перешли в силу различных юридических фактов, как правило, в результате заключения договора.

Так как смежные права включают несколько категорий прав (подробно об этом написано в главе Права, смежные с авторскими: основные положения), у одного объекта смежных прав может быть несколько субъектов. Например, личные неимущественные права исполнителя всегда принадлежат только ему самому, однако исключительное право может принадлежать работодателю исполнителя или приобретателю по договору об отчуждении исключительного права.

Кроме того, субъекты смежных прав могут быть правообладателями одного объекта. Такая ситуация возможна, когда в создании объекта интеллектуальной собственности принимало участие несколько субъектов, например, театральный коллектив. В таком случае каждый участник коллектива совместно с другими обладает исключительным правом. Впрочем, в большинстве случаев в силу трудовых отношений или договора об отчуждении исключительного права исключительное право переходит к одному лицу.

Виды субъектов смежных прав представлены на схемах. На схеме №1 виды субъектов смежных прав классифицированы в зависимости от вида смежных прав. На схеме №2 субъекты смежных прав изображены в в зависимости от вида охраняемого результата интеллектуальной деятельности, который они создали. Ниже будет более подробно рассказано о каждом из них.

1) Правообладатель – это лицо, которому принадлежит исключительное право использования объекта смежных прав. Именно правообладатель вправе разрешать и запрещать другим лицам использование объекта смежных прав, поэтому именно с правообладателем следует заключать лицензионные и иные договоры.
2) Субъекты личных неимущественных прав – исполнители, режиссеры-постановщики и дирижеры.
3) Субъекты иных смежных прав – лица, которые вправе требовать указания своего имени или наименования на экземплярах объектов смежных прав.

4) Правопреемники – это субъекты смежных прав, к которым права перешли на основании договора или в силу иных юридических фактов. В первую очередь, к этой группе субъектов смежных прав относятся наследники правообладателей.

3. Смежные права исполнителей, режиссеров-постановщиков и дирижеров

Смежные права исполнителей, режиссеров-постановщиков и дирижеров возникают в силу создания исполнения какого-либо произведения (музыкального, литературного, драматургического и т.д.). Интеллектуальные права исполнителей начали охраняться раньше всех по сравнению с другими субъектами смежных прав.

Исполнитель – это физическое лицо, творческим трудом которого создано исполнение. Закон не содержит исчерпывающего перечня исполнителей, но чаще всего такие субъекты смежных прав это:

  • актеры
  • певцы
  • музыканты
  • танцоры
  • цирковые артисты
  • иные исполнители. Например, исполнителями будут являться и некоторые спортсмены, например, фигуристы. На исполненные ими соревновательные программы также действуют смежные права.

Режиссер-постановщик – это физическое лицо, которое осуществило постановку театрального, циркового, эстрадного или иного зрелищного представления.

Дирижер – это субъект смежных прав, которое руководит исполнением музыкального произведения коллективом исполнителей.

4. Изготовители фонограмм

Субъекты смежных прав не ограничены только исполнителями. На международном и национальном уровне смежные права признаются и за изготовителями фонограмм.

Изготовитель фонограммы – это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись каких-либо звуков. Изготовитель фонограммы создает материальный объект – фонограмму, которая и охраняется правом интеллектуальной собственности. При этом запись не обязательно должна содержать произведение (объект авторского права). Смежные права распространяются и на запись звуков природы, звуков, созданных автоматически с помощью компьютерной техники, и так далее.

5. Организации эфирного и кабельного вещания

Организация эфирного или кабельного вещания (вещательная организация) – это юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач.

Если говорить о российских вещательных организациях, их деятельность должна соответствовать законодательству о СМИ. Статья 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусматривает, что теле- и радиовещание осуществляется организациями на основе лицензии, выдаваемой Роскомнадзором. Следовательно, такие субъекты смежных прав, как вещательные организации, должны соблюдать требования законодательства о СМИ, чтобы иметь возможность осуществлять смежные права.

Изготовитель базы данных – это физическое или юридическое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

В приведенном примере следует обратить внимание на слово “организовавшее”, которое значит, что изготовитель – это не обязательно лицо, которое непосредственно осуществляло сбор, обработку и расположение материалов базы данных. Для выполнения этой работы изготовитель базы данных, как правило, привлекает других лиц, не обязательно работающих по трудовому договору. Однако все эти лица – это не субъекты смежных прав, так как. они не осуществляют инвестиции в изготовление базы данных, а лишь выполняют работу по заказу будущего правообладателя исключительного права.

7. Публикаторы

Публикаторы – это субъекты смежных прав, которые правомерно обнародовали или организовали обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Смежные права публикаторов возникают и подлежат защите в силу того, что публикатор осуществляет работу по поиску произведений, которые ранее не были обнародованы, и выпускает их в свет. Тем самым поощряется сохранение и доведение до публики культурного наследия.

В соответствии с Гражданским кодексом публикатором может быть только физическое лицо (гражданин). Причины введения такой нормы сложно объяснить, ведь деятельность публикатора не обладает признаками творчества, а обнародование произведений или организация обнародования, как правило, осуществляется издательствами. Почему законодатель решил не наделять смежными правами публикаторов таких субъектов, как юридические лица, остается загадкой.

Полезные ссылки по теме “Субъекты смежных прав”:

1.Параграф из учебника М.А.Волковой
2. Оригинальная статья о субъектах смежных прав.
3. Если у Вас остались какие-либо вопросы, Вы можете задать их на странице консультации по авторскому праву и смежным правам.

sumip.ru

Смежные права: основные положения — Sum IP

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

  1. Понятие смежных прав
  2. Возникновение смежных прав
  3. Интеллектуальная собственность и смежные права
  4. Объекты прав, смежных с авторскими правами
  5. Субъекты смежных прав
  6. Виды смежных прав
  7. Срок действия смежных прав.

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.


2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

 

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

 

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав»

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

sumip.ru

12. Объекты смежных прав.

Объектами смежных прав являются:

1) объекты прав исполнителей – результаты исполнительской деятельности артистов исполнителей, режиссеровпостановщиков спектаклей и иных театральнозрелищных пред ставлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

2) объекты прав производителей фонограмм на запись – звукозаписи и видеозаписи со звуком и без звука;

3) объекты прав организаций эфирного и кабельного вещания – передача в эфир или передача по кабелю радио и телевизионных сигналов, посредством которых радио или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Объектами исполнительских правявляются исполнения как таковые, к которым относятся представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудиторией, либо с помощью технических средств. Объектами смежных прав являются также звукозаписи ивидеозаписи как со звуком, так и без звука (записи).

Объектом смежных прав организаций эфирного и кабельного вещанияявляется передача как набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю, созданная самой организацией или по ее заказу за счет другой организации. Передача как объект смежных прав предполагает определенные творческие усилия со стороны ее создателей, которые требуют предоставления смежных прав.

13. Субъекты смежных прав.

Субъекты смежных прав:

1) исполнители– актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер постановщик спектакля и дирижер;

2) изготовитель фонограммы– физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;

3) организация эфирного и кабельного вещания– юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио или телевизионных сигналов, посредством которых радио или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

14. Права субъектов смежных прав.

1. Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства — право признаваться автором исполнения;

3) право на имя — право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 1314 настоящего Кодекса, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

3. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

studfiles.net

§ 2. Объекты и субъекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:

— объекты прав исполнителей — результаты исполнительской деятельности артистов исполнителей, режиссеров-постановщиков спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

— объекты прав производителей фонограмм на запись — звукозаписи и видеозаписи со звуком и без звука;

— объекты прав организаций эфирного и кабельного вещания — передача в эфир или передача по кабелю радио- и телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Таким образом, объектами исполнительских прав являются исполнения как таковые, к которым относятся представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудиторией либо с помощью технических средств (теле и радио вещания, кабельного телевидения и т.д. Исполнением признается также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения). Одной из форм исполнения можно рассматривать постановку (п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах).

Объектами смежных прав являются также звукозаписи и видеозаписи, как со звуком, так и без звука, которые получили общее название «записи». Следует отметить, что сам термин не соответствует общепринятому в международной практике термину «фонограмма».

В широком смысле под фонограммой понимается любая запись звуков, тогда как в узком смысле — это фиксация вокального или инструментального музыкального исполнения

Объектами смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания является передача как набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю созданная самой организацией или по ее заказу за счет другой организаций. Передача как объект смежных прав предполагает определенные творческие усилия со стороны ее создателей, которые требуют предоставления смежных прав. Иногда в понятие передачи входит и кодированный сигнал, который может приниматься пользователем только при наличии специального устройства (например, НТВ плюс).

По своей правовой природе право на объекты смежных прав является исключительным. Это значит, что право на использование объектов смежных прав принадлежит указанным в законе лицам (за отдельными изъятиями).

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Однако в соответствии с п. 4 ст. 36 Закона об авторском праве и смежных правах создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:

— латинской буквы «Р» в окружности;

— имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

— года первого опубликования фонограммы.

Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении. Кроме того, в тех случаях, когда одно из государств-участников Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29.10.1971 г. (Россия присоединилась к Конвенции с 13.03.1995) в соответствии с национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограммы, распространенные среди публики или их упаковки имеют специальную надпись в виде символа — латинской буквы «Р» в окружности с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной: если копия или упаковка не устанавливают производителя, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии (п. 5 Конвенции).

Законодательством о смежных правах не предусмотрено право проставлять знак охраны смежных прав ни в титрах передач (программ) телекомпаний и студий кабельного телевидения, которые являются объектам смежных прав, ни на видеоносителях с записью таких передач. Поэтому когда в титрах проставляют только знак охраны авторских прав (копирайт), это не меняет сущности правового режим таких программ.

studfiles.net

9. Понятие и сфера действия смежных прав. Объекты и субъекты смежных прав. Возникновение смежных прав. Срок действия смежных прав.

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняет те же функции, что и авторское право в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Объекты и сфера действия смежных прав

Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Права исполнителя признаются за ним в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если:

— исполнитель является гражданином Республики Беларусь;

— исполнение впервые имело место на территории Республики Беларусь;

— исполнение записано на фонограмму, охраняемую в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— исполнение не записано на фонограмму, но содержится в передаче организации эфирного или кабельного вещания, охраняемой в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Права изготовителя фонограммы признаются за ним в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если:

— изготовитель фонограммы является гражданином Республики Беларусь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

— фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь или опубликована на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня её первой публикации в каком-либо другом государстве.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с законодательством Республики Беларусь в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Положения законодательства Республики Беларусь применяются также к исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусь предоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Субъекты смежных прав

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

Исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Возникновение смежных прав

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трёх элементов:

латинской буквы «P» в окружности;

имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

года первого опубликования фонограммы.

При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы (презумпция обладателя смежных прав).

Смежные права

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит право на имя, право на защиту репутации и право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Организации эфирного или кабельного вещания в отношении её передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по договору.

Срок охраны смежных прав

Личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации) охраняются бессрочно.

Имущественные права исполнителя, действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

Имущественные права производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после её первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Права организации эфирного или кабельного вещания, действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.

Право разрешать использование исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания и на получение вознаграждения переходит к наследникам (в отношении юридических лиц – к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

studfiles.net

Объекты смежных прав — Sum IP

В главе “Объекты смежных прав” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете, какие результаты интеллектуальной деятельности охраняются правом, смежным с авторским. Объекты смежных прав в отличие, например, от объектов авторского права разнообразны, поэтому особое внимание будет уделено особенностям правового регулирования каждого из них. Этот материал будет полезен студентам, юристам, не специализирующимся в области интеллектуальных прав, предпринимателям, авторам-исполнителям, составителям баз данных и всем интересующимся правовой охраной интеллектуальной собственности.
Если какие-либо вопросы остались нераскрытым, Вы можете задать их на странице консультации по авторскому праву и смежным правам.

  1. Объекты смежных прав: основные положения
  2. Исполнения как объекты смежных прав
  3. Фонограммы как объекты смежных прав
  4. Радио- и телепередачи как объекты смежных прав
  5. Базы данных как объекты смежных прав
  6. Публикации как объекты смежных прав.

Объекты смежных прав отличает многообразие: их перечень не является широким, но каждый из объектов обладает значительными особенностями. Все эти результаты интеллектуальной деятельности весьма условно объединены в одну группу, что можно объяснить экономическими и историческими причинами, о которых мы скажем ниже. Прежде же остановимся на том, что объектами смежных прав являются:

  • исполнения и постановки
  • фонограммы (звуковые записи)
  • радио- и телепередачи (передачи эфирного и кабельного вещания)
  • содержание баз данных
  • публикации ранее не обнародованных произведений науки, литературы и искусства (объектов авторских прав).

Схема №1. Объекты смежных прав

Перечень объектов смежных прав установлен в Гражданском кодексе и является закрытым. Как мы видим, объектами смежных прав являются совершенно разные результаты интеллектуальной деятельности. Их нельзя объединить по признаку творчества, так как исполнения и постановки – это результат творчества, а, например, работа публикатора творческой однозначно не является. Их нельзя объединить по субъекту права, так как часть смежных прав принадлежит изначально только физическим лицам, а часть – только юридическим лицам. Объекты смежных прав охраняются различное по продолжительности время.  Содержание исключительного права на использование объектов смежных прав зависит от конкретного объекта, потому что те действия, которые можно произвести, например, с публикацией, нельзя произвести базой данных.

Единственный признак, который объединяет все объекты смежных прав – это необходимость правовой охраны и защиты интересов тех или иных лиц, но невозможность сделать это с помощью авторского права или патентного права. Отсюда и возникают “пограничные” институты интеллектуальной собственности, в частности, смежное право.

Исполнение – представление произведения литературы, искусства или народного творчества посредством пения, игры, декламации, постановки, чтения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств. Исполнения являются объектом смежных прав, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Наиболее популярные виды исполнений:

  • исполнения музыкальных произведений со словами и без;
  • спектакли;
  • хореографические постановки;
  • цирковые представления;

Исполнения – исторически первые объекты смежных прав, правовая охрана которым начала предоставляться с середины XX века.  Первоначальным правообладателем исключительного права на исполнение всегда является гражданин (автор-исполнитель). Смежные права на исполнения возникают с момента выражения исполнения в форме, допускающей его воспроизведение и распространение техническими средствами.

Крайне важно различать исполнения как объекты смежных прав и исполняемые произведения, которые чаще всего являются объектами авторского права. Так, песня как сочетание музыки (нотной записи) и текста – объект авторского права, который имеет своего автора и правообладателя. Когда певец исполняет песню с аккомпанементом оркестра, возникает объект смежных прав, авторами и правообладателями которого признаются оркестранты и певец.

Условием возникновения смежных прав на исполнение является соблюдение авторских прав на исполняемое произведение. Поэтому между исполнителем и правообладателем объекта авторского права должен быть в каждом случае заключен лицензионный договор.

Фонограммы – звуковые записи исполнений или любых других звуков. Объектами смежных прав не являются звукозаписи в сопровождении визуальных представлений и образов. Поэтому закон прямо исключает из-под действия смежных прав звукозаписи, включенные в аудиовизуальные произведения (фильмы и тому подобное). Такие звукозаписи охраняются авторским правом как часть аудиовизуального произведения.

Запись фонограмм не является творческой деятельностью, но в большинстве случаев она требует значительных инвестиций в организацию звукозаписи, покупку оборудования, поиску исполнителей и распространению фонограмм. В целях защиты этих инвестиций в объекты смежных прав стали включать и фонограммы.

Интеллектуальные права изготовителей фонограмм возникают и осуществляются при условии соблюдения авторских прав и смежных прав исполнителей. Если указанные права не были соблюдены, то запись фонограммы признается нарушением исключительного права. Кстати, в этой статье можно подробно прочитать об ответственности за нарушение авторских прав.

4. Сообщения передач в эфир и по кабелю

Радиопередачи и телепередачи – объекты смежных прав, создателями и первоначальными правообладателями которых являются организации эфирного и кабельного вещания. Возникновение смежных прав связывается Гражданским кодексом не с фактом создания или записи передачи, а с фактом сообщения передачи в эфир или по кабелю.

Как и в случае с фонограммами, радио- и телепередачи охраняются как объекты интеллектуальных прав по той причине, что для их создания требуются значительные инвестиции. Право каждого ретранслировать, записывать и распространять сообщения передач привело бы к необоснованным преимуществам тех, кто не вкладывал средства в создание программ, но извлекает из этого коммерческую выгоду. В связи с этим многие сайты, на которых можно посмотреть онлайн трансляции теле- и радиопередач на самом деле являются нарушителями смежных прав.

Базы данных могут охраняться как авторским правом, так и смежным правом. Базы данных как объекты смежных прав – это совокупность самостоятельных материалов, подбор, обработка, систематизация и представление которых потребовало существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. По общему правилу, существенными признаются затраты на создание базы данных, включающей не менее 10 000 самостоятельных материалов.

Особенностью базы данных как объекта смежных прав является то, что в ней охраняется не форма представления материала, а само содержание. Без разрешения правообладателя запрещается извлекать из базы данных и повторно использовать материалы, включенные в нее. С точки зрения авторского права, такие действия признаются правомерными.

Гражданский кодекс позволяет осуществлять государственную регистрацию баз данных как объектов авторского права. Государственная регистрация объектов смежных прав законодательством не предусмотрена.

Схема №2. Базы данных как объекты смежных прав и авторских прав

6. Публикации необнародованных произведений.

Публикации как объекты смежных прав – это произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Однако интеллектуальные права на публикации возникают только при условии, что произведение не было обнародовано в период действия авторских прав.

Смежные права предоставляются публикаторам постольку, поскольку их работа требует организационных и финансовых затрат, связанных с поиском ранее не опубликованных произведений, их подготовкой и публикацией. Но стоит заметить, что на уровне международных договоров по авторскому праву и смежным правам интеллектуальные права публикаторов пока не защищаются.

Полезные ссылки по теме “Объекты смежных прав”:

1. Сайт Всероссийской организации интеллектуальной собственности.
2. Статья 1304 Гражданского кодекса.
3. Статья об объектах смежных прав.

sumip.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *