2.2. Объект и область стандартизации. Уровни стандартизации.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.
Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).
Применительно, например, к мебели, конструкционные характеристики и методы испытаний могут быть изложены в двух стандартах.
Объектами стандартизации могут быть материальные объекты, абстрактные понятия, чувственные восприятия, производственная и общественная деятельность, а также действия людей, имеющие перспективу многократного применения во всех сферах человеческой деятельности.
К абстрактным понятиям относятся методы, методики, правила, нормы, системы требований, масштабы и др.
Объектами производственной и общественной деятельности могут быть финансовые системы, информация, наука, образование и др.
К объектам действий людей следует отнести технологические процессы, приемы и правила вождения и др.
Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.
Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
Региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях.
Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.
Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.
Аспект стандартизации — это группа требований или условий, которым должен удовлетворять объект стандартизации, например методы испытаний, правила хранения, технические требования.
Все объекты удобно рассматривать во взаимосвязи в пределах сферы стандартизации (рис. 1).
Рис. 1. Сфера стандартизации
studfiles.net
Область стандартизации
Понятие области стандартизации
Определение 1
Стандартизация представляет собой деятельность, которая концентрируется на разработке и установлении норм, требований и правил, а также характеристик как обязательных для исполнения, так и рекомендуемых.
Она обеспечивает права потребителей по приобретению продукции надлежащего качества за приемлемые цены, а также права по безопасности и комфортности труда.
Основными целями стандартизации являются достижение оптимальной упорядоченности в определённой сфере через широкое и многократное использование устанавливаемых положений, норм и требований.
Основные результаты деятельности в области стандартизации представлены ростом степени качества услуг и их соответствием функциональному назначению, устранением технического барьера в международном обмене товара, содействием НТП, сотрудничеством в различных сферах.
По конкретизации общих целей для стандартизации Российской Федерации существует выполнение тех требований стандартов, которые являются обязательными. К таким стандартам относят работку норм, правил и требований, которые обеспечивают безопасность товаров, услуг и работ для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды.
Стандартизация имеет отношение к такому понятию, как область стандартизации.
Объект стандартизации представляет собой процесс, продукт или услугу, для которых происходит разработка определенных требований, параметров, характеристик и правил стандартизации, как объекта в целом, так и отдельных его составляющих или характеристик.
Замечание 1
Область стандартизации представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. К примеру, машиностроение можно отнести к области стандартизации, где объект стандартизации представлен технологическими процессами, типами двигателей, безопасностью и экологичностью машин.
Уровни области стандартизации
Стандартизация может осуществляться на нескольких уровнях. Уровень стандартизации можно различить в соответствии с тем, участники какого политического, географического и экономического региона будут принимать стандарт.
Если участие в стандартизации будет открытым для определенных органов любого государства, то такую стандартизацию называют международной. Региональная стандартизация представляет собой деятельность, которая открыта только для определенных государственных органов по одному географическому, политическому и экономическому мировому региону.
Региональную международную стандартизацию проводят специалисты государств, которые представлены в определённых международных и региональных компаниях.
Национальной стандартизацией является стандартизация в каждом определенном государстве. В этом случае национальную стандартизацию разделяют на несколько уровней:
- государственный уровень,
- отраслевой уровень,
- прочий сектор экономики,
- уровень ассоциаций,
- уровень организаций и учреждений.
Стандартизация, осуществляемая в определенной административно- территориальной единице называется административно-территориальная стандартизация.
Область стандартизации использует стандарты.
Стандарт представляет собой нормативный документ, который разрабатывается через консенсус, утверждается признанным органом и нацеливается на достижение оптимума, упорядочение в соответствующей сфере.
Замечание 2
Стандарты устанавливают общие принципы, характеристики и правила для всеобщего и многократного использования. Они касаются разных видов деятельности или результатов этой деятельности.
Стандарты можно разделить на международные, региональные, национальные административно-территориальные. Их принимают в зависимости от органов стандартизации. Данные категории стандартов необходимы для применения потребителей.
В соответствии с существующими нормами стандартизации стандарт периодически может пересматриваться, с целью внести изменения для соответствия требованиям уровня международного рынка.
Нормативный стандарт включает стандарт, который признается техническим правилом, когда он разрабатывается в сотрудничестве с заинтересованными структурами через консультацию и на основе согласия.
Основополагающий стандарт представляет собой документ, включающий руководящие или общие положения для соответствующей сферы. Обычно такой стандарт используют в качестве методического документа, на базе которого разрабатываются прочие стандарты.
Стандарт на продукцию содержит требования к товару или продукции, обеспечивающие соответствие продукции ее назначению. Такой стандарт может быть как полным, так и неполным.
Полный стандарт способен установить требования, правила отбора проб, упаковки, проведение испытаний, хранения и этикетирования.
Неполный стандарт включает требования к продукции, включая параметры качества и правила поставки.
Российская централизованная система стандартизации, несомненно, опирается на мировой опыт, что приближает ее к международным нормам и правилам.
Однако, она имеет отечественный богатый опыт, и обладает своими особенностями, которые не противоречат мировым стандартам.
Области организации включают в себя стандарты организаций.
Стандарты предприятия
Разработка и принятие стандартов предприятия производится самими предприятиями или организациями. В этом случае они являются объектом или составляющими предприятия и производственного управления, основная цель стандартизации на данном уровне представлена их совершенствованием.
Объекты стандарта предприятия являются составными частями товара, технологической оснасткой инструментами, общими технологическими нормами процесса выпуска данного товара.
С помощью закона РФ «О техническом регулировании» стандартизация рекомендуется к использованию в организациях с целью освоения этим конкретным предприятием региональных, международных и государственных стандартов.
Также этот закон регламентирует требования к полуфабрикатам и сырью, которые закупаются у других предприятий. Данная категория стандартов является обязательной для организации, которая их принимает.
spravochnick.ru
Стандартизация — основные понятия и определения.
Основные понятия о стандартизации
Термины и определения
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик (обязательных для выполнения и рекомендуемых), обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области деятельности посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований и норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.
Объект стандартизации – продукция, процесс или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих.
Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение – область стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы изготовления машин, металлические материалы, типы двигателей и т. д.
В соответствии с руководством 2 ИСО/МЭК рекомендуются следующие виды нормативных документов, принятые в Государственной системе стандартизации Российской Федерации: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты).
Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В стандарте устанавливают для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила и характеристики, касающиеся содержания различных видов деятельности или их результатов.
Стандарты разрабатывают на основе достижений науки, техники и передового опыта; они содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции (и экономичности ее производства), а также уровня ее взаимозаменяемости.
Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, процессу или услуге.
Свод правил обычно разрабатывают для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций и изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер. Свод правил может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта.
Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимается регламент органом власти, а не органом по стандартизации. Разновидность регламентов – технический регламент – содержит технические требования к объекту стандартизации.
Нормативные документы по стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О стандартизации». К таким нормативным документам относятся: государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений.
До недавнего времени действуют еще и стандарты бывшего СССР, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.
Кроме стандартов нормативными документами являются также ПР – правила по стандартизации, Р – рекомендации по стандартизации и ТУ – технические условия.
Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт Российской Федерации, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов – Госстрой Российской Федерации.
В государственных стандартах содержатся обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации и рекомендательные.
К обязательным требованиям относятся: безопасность продукта, услуги или процесса, для здоровья человека, окружающей среды и имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки.
Особо актуальны требования безопасности, поскольку безопасность товара – основной аспект сертификации соответствия.
К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ, безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и др.).
Отраслевые стандарты разрабатывают применительно к продукции определенной отрасли. Требования отраслевых стандартов не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли.
Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.
Объектами отраслевой стандартизации служат: продукция, процессы и услуги, характерные для отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции и изделия отраслевого применения (техническое устройство, инструмент и пр.); правила метрологического обеспечения в отрасли.
Стандарты предприятий разрабатывает и принимает само предприятие. Объектами стандартизации в этом случае служат составляющие организации и управления производством. Стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием.
Федеральный закон «О стандартизации» рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения им государственных, международных и региональных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и прочим составляющим, закупаемым у других организаций.
Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.) – нормативные документы, разрабатываемые на принципиально новые виды продукции, процессы или услуги, передовые методы испытаний, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством.
Для субъектов хозяйственной деятельности стандарты общественных объединений служат важным источником информации о первых достижениях и на добровольной основе могут быть использованы при разработке стандартов предприятий.
***
Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, общества или каких-либо организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и т. д.
Технические условия (ТУ) разрабатывает предприятие (или другой субъект хозяйственной деятельности) в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.
Объектами ТУ могут быть: продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями; произведения художественных промыслов и т. п.
В России, как и в мировой практике, действует несколько видов стандартов, которые различаются спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты регламентируют организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для различных сфер науки, техники и производства.
Примером основополагающих стандартов могут служить ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 – нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к конкретным видам работ, таким, как разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка, ремонт и утилизация.
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) рекомендуют применять методики контроля, обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции. Главный критерий объективности метода контроля (испытания, измерения, анализа) – воспроизводимость и сопоставимость результатов.
Наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации является унификация.
Унификация – это рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения. Проводят ее в два этапа:
- анализ конструкции изделий и их применяемости;
- приведение близких по конструкции и размерам изделий, их составных деталей и частей к единой оптимальной типовой конструкции.
Таким образом, устанавливают минимально необходимое, но достаточное число типов, видов и типоразмеров изделий, характеризуемых высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью. Если результаты унификации не оформляют стандартом, то ее можно осуществлять до стандартизации. Если разрабатывают стандарт, который будет применяться в нескольких отраслях промышленности, то допускается большее число типоразмеров.
Дальнейшее их сокращение достигается путем составления отраслевых или внутризаводских ограничительных перечней типоразмеров изделий, их составных частей и деталей.
Комитет ИСО/СТАКО рекомендует следующее определение термина «унификация»: это форма стандартизации, заключающаяся в объединении в одном документе двух и более документов (технических условий) с таким расчетом, чтобы регламентируемые этим документом изделия можно было взаимозаменять при употреблении.
Примечание: ИСО – Международная организация по стандартизации (International Standart Organization – сокращенно ISO).
Основой унификации являются систематизация и классификация.
Систематизация предметов, явлений или понятий преследует цель расположить их в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для пользования. При этом учитывают взаимосвязь объектов систематизации.
Наиболее простая форма систематизации – алфавитная система расположения объектов. Такую систему используют, например, в энциклопедических и политических справочниках, в библиографии и т. п. Применяют также порядковую нумерацию систематизируемых объектов или расположение их в хронологической последовательности.
Например, ГОСТы регистрируются Государственным комитетом стандартов по порядку номеров. После номера в каждом стандарте указывают год принятия (например, ГОСТ 16095-70 «Резьба метрическая для диаметров от 1 до 600 мм. Допуски»). Для систематизации параметров и размеров машин, их частей и деталей рекомендуются ряды предпочтительных чисел.
Широкое распространение получила такая разновидность систематизации, как классификация.
Классификация преследует цель расположить предметы, явления или понятия по классам, подклассам и разрядам в зависимости от их общих признаков. Чаще всего классификацию проводят по десятичной системе. На ее основе создан Общесоюзный классификатор продукции.
Универсальная десятичная классификация (УДК) принята в качестве международной системы рубрикации индексами технической и гуманитарной литературы. Например: УДК 62 – техника; УДК 621 – общее машиностроение и электроника; УДК 621.3 – электротехника; УДК 622 – горное дело; УДК 621.3.622 – электротехника в горном деле и т. п.
Симплификация – форма стандартизации, заключающаяся в уменьшении количества типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного, чтобы удовлетворить существующие в данное время потребности. Такое определение дано СТАКО.
При симплификации обычно исключают разновидности изделий, их составных частей и деталей, которые не являются необходимыми (или же, наоборот, оставляют только те разновидности, которые считаются необходимыми). В объекты симплификации не вносят каких-либо технических усовершенствований.
Типизация конструкций изделий – разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, их составных частей и деталей. При типизации не только анализируют уже существующие типы и типоразмеры изделий, их составные части и детали, но и разрабатывают новые, перспективные, учитывающие достижения науки и техники и развитие промышленности. Часто результатом такой работы является установление соответствующих рядов изделий, их составных частей и деталей.
Типизация технологических процессов – разработка технологического процесса для производства однотипных деталей или сборки однотипных составных частей или изделий той или иной классификационной группы. Типизации технологических процессов должны предшествовать работа по классификации деталей, составных частей и изделий и установление типовых представителей, имеющих наибольшее число признаков, характерных для деталей, составных частей и изделий данной классификационной группы.
В нашей стране типизация технологических процессов широко распространена.
Агрегатирование предусматривает: расширение областей применения машин быстрой заменой отдельных их органов (механизмов, деталей), увеличением номенклатуры выпускаемых машин модификацией их основных типов и созданием различных исполнений; возможность комплектования некоторых машин (механизмов, оборудования) разного функционального назначения из унифицированных взаимозаменяемых агрегатов и деталей; создание приспособлений путем использования общих деталей и т. д.
***
Погрешности измерений штангенинструментом
k-a-t.ru
📌 область стандартизации — это… 🎓 Что такое область стандартизации?
- область стандартизации
3 область стандартизации: Совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.
Примечание — Областью стандартизации, например, можно считать машиностроение, транспорт, сельское хозяйство, величины и единицы
2.4 область стандартизации: Совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.
- Область спектральной чувствительности ФЭПП
- Область стоп-диффузий
Смотреть что такое «область стандартизации» в других словарях:
область стандартизации — Совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Примечание Областью стандартизации, например, можно считать машиностроение, транспорт, сельское хозяйство, величины и единицы величин. [ГОСТ 1.1 2002] Тематики стандартизация EN field of… … Справочник технического переводчика
область — 3.1 область (area): Трехмерная область или пространство. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
область распространения нормативного документа — объект стандартизации или совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации, на которые распространяются требования нормативного документа; Источник: РД 52.14.600 98: Инструкция. Порядок внедрения и контроля за внедрением и соблюдением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Область распространения — 1.1. Область распространения Дополнить абзацем: Настоящий стандарт распространяется также на шинопроводы, предназначенные для питания светильников через ответвительные устройства, но не распространяется на шинопроводы, соответствующие требованиям … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ — задачи, в к рых требуется определить оптимальные ряды изделий и их составных частей. Оптимальный ряд изделий это такой набор различных типов изделий, взятых из исходного ряда, к рый позволяет удовлетворить все заданные виды спроса в требуемом… … Математическая энциклопедия
область распространения нормативного документа отрасли — 17 область распространения нормативного документа отрасли: Совокупность объектов нормирования, на которые распространяются требования данного нормативного документа Источник: ОСТ 45.185 2001: Отраслевая система стандартизации. Термины и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
область аккредитации испытательной лаборатории — одна работа или несколько работ, на выполнение которых аккредитована данная организация (лаборатория). (Смотри: Руководство ИСО/МЭК 2 (издание 1991 г.). Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности.) Источник … Строительный словарь
ГОСТ Р 1.12-99: Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 1.12 99: Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения оригинал документа: 154 ** аттестация испытательного оборудования: Определение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 1.1-2002: Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения — Терминология ГОСТ 1.1 2002: Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения оригинал документа: 2.3 аспект стандартизации: Краткое выражение обобщенного содержания устанавливаемых стандартом положений. Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСТ 45.185-2001: Отраслевая система стандартизации. Термины и определения — Терминология ОСТ 45.185 2001: Отраслевая система стандартизации. Термины и определения: 39 аббревиатура: Слово, образованное из начальных букв или из начальных элементов словосочетания Определения термина из разных документов: аббревиатура 79… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Книги
- Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие, Тимашева Оксана Викторовна, Объектная и предметная область межкультурной коммуникации очень широка, так как новая дисциплина (межкультурная коммуникация) является «перекрестком» разнонаправленных исследований,… Категория: Риторика. Ораторское искусство. Культура речи Издатель: Флинта, Подробнее Купить за 466 руб
- Стандарты и качество № 11 (929) 2014, , «Стандарты и качество» – старейший научно-технический и экономический журнал России для профессионалов в области стандартизации и управления качеством. Издание последовательно и обстоятельно… Категория: Экономика Серия: Журнал «Стандарты и качество» 2014 Издатель: Стандарты и качество, Подробнее Купить за 250 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
- Стандарты и качество № 9 (891) 2011, , «Стандарты и качество» – старейший научно-технический и экономический журнал России для профессионалов в области стандартизации и управления качеством. Издание последовательно и обстоятельно… Категория: Экономика Серия: Журнал «Стандарты и качество» 2011 Издатель: Стандарты и качество, Подробнее Купить за 210 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
normative_reference_dictionary.academic.ru
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов: О техническом регулировании (pdf , 0.10 Мб) от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и О стандартизации в Российской Федерации (pdf , 0.06 Мб) от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р. Целями стандартизации являются:
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Феде (pdf , 0.00 Мб) и Перечнем критических технологий Российской Федерации. Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам. Поручения по предоставлению предложений в ПРНС за счет средств разработчика. Руководителям организаций, уже принимающих или планирующих принять участие в Программе разработки национальных стандартов (ПРНС), даны поручения заместителя Руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкина, в соответствии с которыми по причине частых случаев срыва сроков исполнения этапов разработки стандартов предлагается направлять свои предложения по разработке стандартов за счет средств разработчика в ПРНС, сопровождая их гарантийным письмом. С поручениями можно ознакомиться здесь (rar , 0.03 Мб). Приказом Росстандарта от 5 февраля 2019 г. № 166 (pdf , 0.03 Мб) утверждена Программа национальной стандартизации 2019 (7z , 0.66 Мб)
В связи с многочисленными обращениями по вопросу применения национальных и межгосударственных стандартов до наступления установленной приказом Росстандарта даты введения (досрочно) Росстандарт сообщает, что Федеральным законом от 24 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» досрочное введение документов по стандартизации не предусмотрено. Проект постановления правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». (pdf , 0.98 Мб)
|
www.gost.ru
Сфера стандартизации
Область стандартизации
Рисунок 1. Область стандартизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В широком аспекте сфера стандартизация охватывает все сектора рыночной экономики, включая в себя планирование разработки и использование социальных государственных стандартов, норм аудиторской деятельности и многих других форм нетоварной предпринимательской системы.
В сложившемся же более узком понимании данного термина, стандартизация рассматривает только структуру товарного рынка, область производства продукции, услуг и работ.
Замечание 1
Основными объектами стандартизации считаются работа (технологический процесс), изделия, относящиеся к любому материалу и компоненту услуги, оборудование, система правил и процедур, а также метод проведения определенной деятельности.
Список нормативных документов по стандартизации, который используются на территории России, и общие нормативы к ним закреплены Законом Российской Федерации «О стандартизации».
Определение 1
Стандарт конкретной сферы деятельности – требование, принятое государственным органом самоуправления в пределах его официальной компетенции.
В зависимости от особенности объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему норм разрабатываются такие виды стандартов:
- стандарты общепринятые и основные;
- стандарты на услуги, продукцию;
- стандарты на процессы и организационный мероприятия;
- стандарты на приемы и способы контроля (измерений, испытаний, анализа).
На работы, товары и услуги, которые имеют межотраслевое назначение, создаются национальные стандарты. Для предоставления государственной защиты прав и интересов Российской Федерации и конкурентоспособности российской продукции в государственных стандартах могут прописываться дополнительные требования на перспективу, опережающие собственные возможности и время.
Организационно-правовую базу для полноценного государственного регулирования в указанной сфере управления составляют Федеральный закон России от 27 декабря 2001 г. «О техническом контроле» (ред. от 25.07.2015) и Федеральное постановление от 24.05.2008 «Об обеспечении целостности и единства измерений» (ред. от 22.09.2013).
Федеральное агентство по техническому регулированию
Сфера стандартизации и метрологии представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в среде сертификации готовы изделий. Определенные уполномоченные на этот процесс государственные структуры межотраслевого самоуправления и их должностные лица в пределах своей профессиональной компетенции имеют право возбуждать уголовные дела и привлекать к административной ответственности юридических и физических лиц, виновных в совершении разноплановых административных правонарушений, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации.
Лицами, которые официально уполномочены составлять соответствующие протоколы об административных правонарушениях, работают на государственное учреждение и являются должностными лицами федеральных структур исполнительной власти, их организаций, различных подразделений и территориальных органов, а также других национальных коалиций в соответствии с функциями и задачами, возложенными на них законами либо нормативными правовыми требованиями Президента РФ или Правительства России.
Органы, регулирующие требования в сфере стандартизации
- Органы, которые осуществляют экологический государственный контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями «0 нарушениях использования методов стандартизации».
- Федеральная организация исполнительной власти, уполномоченная в сфере рынка ценных бумаг, рассматривает дела, связанные с административными правонарушениями согласно требованиям ст. 16.17-17.24 КоАП РФ.
- Антимонопольный государственный орган и его территориальные представители рассматривают различные правонарушения, прописанные в ст. 12.3, 14.6, 18.8, 19.5 и 19.8 КоАП РФ.
- Органы, которые представляют комплексный контроль соблюдения порядка ценообразования, рассматривают уголовные дела, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ.
- Органы метрологии, стандартизации и сертификации занимаются изучением правонарушения, которые предусмотрены ст. 19.19 КоАП РФ.
- Органы статистического национального учета рассматривают дела об административных преступлениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ.
- Органы саморегулирования естественных монополий решают дела об административных правонарушениях, установленных ст. 19.5 и 19.8 КоАП РФ.
Сферы применения стандартизации на примере области услуг
Значительное внимание к проблемам стандартизации услуг демонстрирует Европейский комитет по основам стандартизации (CEN). В частности, CEN, придавая огромное значение развитию туристической сферы для экономики европейских государств, за последние годы создал ряд универсальных стандартов, которые должны в результате содействовать длительному взаимопониманию между потребителями данных услуг и предлагающими их компаниями.
Германский институт стандартизации (DIN), исследовав уровень основных потребностей в разработке правильных стандартов для разных сфер услуг, констатировал, что для экономики страны значимую роль играют образовательные и коммунальные услуги, обеспечение масштабной инфраструктуры производства и торговля посредством Интернета.
Замечание 2
Благодаря стремительно увеличивающимся возможностям электронной связи постепенно расширяются услуги по страхованию, кредитованию под залог, обмену валют посредством брокерских операций и др.
В мировой практике методы стандартизация полностью охватывает такие сферы, как туризм, гостиничное хозяйство, грузовые и пассажирские перевозки, бесперебойную связь, банковское дело и образование. Как объект стандартизации услуга может повлечь за собой определенные трудности, так как не все ее характеристики выражаются количественно. В этом же заключается и специфика сертификации услуг в сфере стандартизации.
Мировой опыт в этой области стандартизации вполне достаточен для того, чтобы выступить фундаментом для международной стандартизации. Ключевыми аспектами стандартизации услуг являются: терминология, классификация, условные обозначения, общетехнические требования и нормы.
Государственные стандарты на услуги являются стимулом для конкурирующих в данной сфере компаний к улучшению качества и совершенствованию реализуемого на рынке ассортимента услуг при условии способности предоставить их базовый уровень. Послепродажное обслуживание — один из основных факторов конкурентоспособности продукции, поэтому сделанный потребителем с учетом этого критерий выбор может стать его лучшим решением.
spravochnick.ru
1.4. Уровни стандартизации
По ИСО/МЭК 2:1996 уровень стандартизации — форма участия в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или экономического признака. Здесь же, в соответствии с указанными признаками выделяют следующие уровни стандартизации:
международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран;
региональная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического, политического или экономического района мира;
национальная стандартизация — стандартизация, которая проводится на уровне одной конкретной страны;
административно-территориальная стандартизация — стандартизация, которая проводится на уровне какой-либо административно-территориальной единицы.
Также указывается, что внутри страны или административно-территориальной единицы стандартизация может проводиться на уровне отрасли или сектора экономики (например, на уровне министерства), на местном уровне, на уровне ассоциации и фирмы в промышленности и на отдельных фабриках, заводах или учреждениях.
В отечественных нормативных документах 12 и 18 понятие «Уровень стандартизации» не регламентируется, но в то же время определения международной, региональной и национальной стандартизации полностью совпадают с рекомендованными ИСО/МЭК 2:1996.
Следует также отметить, что административно-территориальная стандартизация в Российской Федерации не предусмотрена. Этот термин не упоминается ни в ГОСТ Р 1.0-92, где изложены определения основных терминов в области стандартизации и установлены категории стандартов, ни в действующем Законе РФ «О стандартизации», ни в проекте его новой редакции.
1.4. Органы, организации и службы стандартизации
Как всякая деятельность, стандартизация должна быть определенным образом организована, что предопределяет наличие некоторой системы, включающей элементы, наделенные управляющими и исполнительными функциями. В связи с этим в отечественной и международной практике достаточно широко упоминаются органы, организации и службы стандартизации. Так в определении понятия «Стандарт» содержится упоминание о «компетентном органе», а в определениях международной и региональной стандартизации упоминаются «соответствующие органы».
В русском языке словом «Орган» обозначают [2] и часть животного или растительного организма, и учреждение, выполняющее определенные цели и задачи в той или иной области общественной жизни, и даже периодическое издание. Применительно к деятельности в области стандартизации это понятие трактуется в ИСО/МЭК 2:1996 следующим образом:
орган — юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру.
Примерами органов называются организации, органы власти, фирмы, учреждения.
Орган власти — орган, имеющий юридические полномочия и права. Он может быть региональным, национальным или местным. Если в функции органа (в сферу ответственности) входит разработка или принятие регламента, то такой орган власти называют регламентирующим. Орган власти, ответственный за обеспечение выполнения регламентов называют исполнительным органом по регламентам. Указывается, что исполнительный орган по регламентам может выполнять функции и регламентирующего органа власти.
Стандартизация является лишь одним из направлений деятельности власти. Поэтому в функции органов власти конечно же входят задачи по организации также и других видов деятельности. В связи с этим в ИСО/МЭК 2:1996 введены еще несколько понятий.
Орган, занимающийся стандартизацией (стандартизирующий орган) — орган, деятельность которого в области стандартизации является общепризнанной.
Орган по стандартизации — орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровнях. Основная функция такого органа заключается в разработке, утверждении или принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей. Вместе с тем допускается, что орган по стандартизации может иметь и другие основные функции.
Национальный орган по стандартизации — орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.
Национальным органом по стандартизации в Росси является Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России)1, подчиненный Правительству Российской Федерации. Его полномочия и функции установлены Законом РФ «О стандартизации» и более подробно будут рассмотрены ниже. Здесь же отметим, что главнейшие из них – государственное управление стандартизацией и координация работ по стандартизации в Российской федерации а также участие от имени России в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации.
Вместе с тем, организация и осуществление работ по стандартизации в области строительства отнесены Законом к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России)2, который также подчинен Правительству Российской Федерации. В соответствии со своей компетенцией Госстрой России имеет право принимать государственные стандарты в области строительства, а также строительные нормы и правила, но не наделен правом представлять Россию в международных и региональных организациях по стандартизации. В связи с этим Госстрой России является органом РФ по стандартизации в области строительства.
Термин «Организация» в русском языке также является многозначным. Так называют [2] 1) внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленных его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
В ИСО/МЭК 2:1996 дается следующее определение:
организация — орган, в основе которого лежит членство других органов или отдельных лиц, имеющий разработанный устав и собственную структуру управления.
Применительно к деятельности в области стандартизации, сертификации и в смежных областях рекомендуется следующая классификация организаций.
Региональная организация, занимающаяся стандартизацией — организация, членство в которой открыто для национального стандартизирующего органа каждой страны только одного географического, политического или экономического района.
Международная организация, занимающаяся стандартизацией — организация, членство в которой открыто для национального стандартизирующего органа каждой страны.
Региональная организация по стандартизации — организация, членство в которой открыто для национального органа по стандартизации каждой страны только одного географического, политического или экономического района.
Международная организация по стандартизации — организация по стандартизации, членство в которой открыто для национального органа по стандартизации каждой страны.
Из приведенных определений можно сделать следующий выводы. Отличия органов (организаций), занимающихся стандартизацией, от органов (организаций) по стандартизации заключается в том, что последние наделены функцией разрабатывать и утверждать (принимать) стандарты. Исходя из специфического статуса стандарта как документа, содержащего некоторые нормы (правила, требования и т. п.), наличие такой функции означает и наличие управляющей функции. Другими словами — орган (организация) по стандартизации фактически имеет право на управление работами по стандартизации и на принятие решений относительно результатов этих работ. В связи с этим они являются управляющими элементами в деятельности по стандартизации. Органам (организациям), занимающимся стандартизацией, право утверждать стандарты не дано. Поэтому по характеру своей деятельности они являются исполнителями различных работ по стандартизации.
Наиболее наглядными примерами международных организаций по стандартизации являются ИСО и МЭК, которые уже упоминались в п. 1.1 данного пособия. К компетенции МЭК отнесены вопросы международной стандартизации в области электротехники и электроники, а ИСО осуществляет международную стандартизацию в других областях, имеющих значение для международного сотрудничества и международного обмена товарами и услугами. Результаты деятельности этих организаций представляются в виде международных стандартов, рекомендаций и директив (стандарты ИСО, стандарты МЭК, руководства ИСО/МЭК и т. д.).
В качестве примера региональной организации по стандартизации можно назвать Европейский комитет по стандартизации (СЕН). Его основная цель – содействие развитию торговли товарами и услугами. Один из путей достижения цели — разработка и утверждение европейских стандартов (Евронорм EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах европейские межправительственные организации.
В качестве примера международной организации, занимающейся стандартизацией, можно назвать Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). Уставная цель ВОЗ – достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Для реализации этой цели с применением возможностей стандартизации ВОЗ вошла в ИСО с консультативным статусом и принимает активное участие в работе более чем 40 технических комитетов.
Технические комитеты (ТК) представляют собой организации, занимающиеся стандартизацией в конкретных областях деятельности, и разрабатывают предложения, в том числе – проекты стандартов, по узкому кругу объектов стандартизации. Они действуют не только в международной стандартизации. Например, в Российской Федерации стандартизацией вопросов, имеющих отношение к Единой системе конструкторской документации (ЕСКД) занимается ТК 51. На международном уровне аналогичные задачи решают ИСО/ТК 10 и МЭК/ТК 3.
Понятие «Служба стандартизации» не формулируется ни в ИСО/МЭК 2:1996, ни в основополагающих документах по стандартизации в Российской Федерации. Однако в ГОСТ Р 1.0-92 это понятие используется в связи со стандартизацией на уровне субъектов хозяйственной деятельности (предприятий различных форм собственности, учреждений, организаций). Здесь указано, что в функции служб стандартизации входят:
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ по стандартизации;
участие в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями предприятия;
осуществление организационно-методического и научно-технического руководства работами по стандартизации на предприятии.
studfiles.net