Варшавский договор 1955 года. Историческая справка
Декларировался сугубо оборонительный характер Варшавского договора. Государства – участники Варшавского договора обязались в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (ООН), воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, разрешать споры мирными средствами, консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, заявили о готовности принимать участие во всех международных действиях, направленных на обеспечение международного мира и безопасности, добиваться принятия эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению оружия массового уничтожения, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средствами, включая применение вооруженной силы, в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств – участников Договора.
Для реализации целей и задач Варшавского договора в нем было предусмотрено создание соответствующих политических и военных органов, в т.ч. Политического консультативного комитета и Объединённого командования вооруженными силами государств – участников.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах 2004 г.г. ISBN 5 203 01875 – 8)
Варшавский договор вступил в силу 5 июня 1955 г., после сдачи на хранение Польше как стране-депозитарию ратификационных грамот всеми участниками Договора.
Варшавский договор был заключен на 20 лет с автоматическим продлением на последующие 10 лет для тех государств, которые не денонсируют Договор за год до истечения этого срока.
Албания с 1962 г. в работе органов Варшавского Договора не участвовала, а в 1968 г. объявила о его денонсации.
26 апреля 1985 г. государства – участники Варшавского договора подписали в Варшаве Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с Протоколом, вступившим в силу 31 мая 1985 г., Варшавский договор был продлен на 20 лет с возможностью последующей пролонгации еще на 10 лет.
ГДР перестала быть членом Варшавского договора в 1990 г. в связи с ее объединением с ФРГ.
В связи с социально-политическими преобразованиями в СССР и других государствах Восточной Европы на рубеже 1980-90-х гг. в феврале 1991 г. странами-участницами было принято решение об упразднении военных структур Варшавского договора. 1 июля 1991 г. в Праге Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан протокол о полном прекращении действия Варшавского договора 1955 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
Организация Варшавского договора — это… Что такое Организация Варшавского договора?
Карта Варшавского договораВарша́вский догово́р (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза —
Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.
Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.
В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1991 года государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.
Состав
В состав входили 8 Социалистических государств:
Условия договора
Подписание Варшавского договора, 1955Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.
Руководящие органы
- Политический консультативный комитет (ПКК) — для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора.
- Объединённое командование вооружёнными силами (ОКВС) — для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора.
Военные руководители ОВД
Количество союзнических войск и зоны их ответственности. Красный цвет страны Варшавского договора, Синий цвет страны NATOГлавнокомандующие Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора
Начальники штаба Объединённых вооружённых сил стран-участниц Варшавского договора
Деятельность
Август 1968 года — Ввод войск в Чехословакию (подавление Пражской весны)
Декларации
На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО.
В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.
На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.
Будапештское совещание ПКК (1966) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.
Учения и манёвры
Проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями «Квартет» (1963), «Октябрьский штурм» (1965), «Родопы» (1967), «Днепр» (1967), «Север» (1968), «Братство по оружию» (1970), «Запад-81» (1981), «Щит-82» (1982).
Разведка
Во время действия Варшавского Договора между разведками стран-участниц велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки — СОУД, включавшая в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский Договор Вьетнама, Монголии и Кубы.
Знаки отличия
Союз мира и социализма
Братство по оружию, «За дальний поход на ЮГ» (1970 г.)
Совместные учения ЩИТ-72 (1972 г)
25 лет организации Варшавского договора (1980 г.)
Военно-воздушные силы Варшавского договора
Совместные учения в Болгарии ЩИТ-82
(1982 г.)30 лет организации Варшавского договора (1985 г.)
См. также
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
dic.academic.ru
История и создание ОВД
Спустя шесть лет после образования НАТО, в 1955 году, в противовес альянсу появилась Организация Варшавского договора. Создание ОВД ознаменовало новый виток холодной войны. Однако соцстраны активно сотрудничали между собой задолго до этого. После окончания войны, в 1945 году, в восточноевропейских государствах к власти пришли коммунисты. Это отчасти было обусловлено присутствием в этих государствах советских войск, а также общим психологическим фоном. До создания ОВД взаимоотношения между социалистическими странами выстраивались на основании договоров о сотрудничестве и дружбе. В 1949 году появился Совет экономической взаимопомощи. Однако создание ОВД полностью было инициативой СССР.
Членами нового блока стали: СССР, Румыния, Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Албания и Болгария. Договор подписывался на двадцать лет с упрощенным продлением еще на десятилетие. В 1962 году в блоке из-за политических разногласий перестала участвовать Албания. В 1968 она совсем вышла из него.
Создание ОВД было военно-политическим актом. Об этом свидетельствует даже структура руководящих органов блока: объединенное командование ВС и политический консультационный орган, координировавший общую внешнюю политику. Образование ОВД сыграло огромную политическую роль. Блок был главным механизмом, который помогал СССР контролировать страны соцлагеря. В военном отношении Договор также имел большое значение. Войска стран-участниц регулярно проводили совместные учения, а на территориях восточноевропейских государств находились военные базы СССР.
В 1968 году страны ОВД совместно ввели войска в Чехословакию для подавления процессов либерализации и демократизации этой страны, которые могли привести со временем к выходу её из блока. В условиях холодной войны для СССР было недопустимо потерять такое ключевое для системы безопасности государство, как Чехословакия. Однако главная опасность заключалась в том, что остальные государства могли последовать её примеру.
Создание ОВД предусматривало равноправие всех участников. Однако формальное равенство членов Договора, которые должны были коллегиально принимать политические и военные решения, было всего лишь видимостью. Взаимоотношения СССР с другими участниками блока мало чем отличались от его взаимоотношений с собственными республиками. Все важные решения принимались в Москве. История ОВД сохранила немало таких примеров.Когда во время перестройки в СССР произошла смена политического курса, страна отказалась от доктрины контроля и вмешательства во внутренние дела своих союзников по организации. В 1985 году участники блока продлили свое членство в нем ещё на 20 лет. Однако в 1989 году началось активное разрушение социалистической системы. В соцстранах прошла волна «бархатных революций», и в течение короткого времени коммунистические правительства были ликвидированы. Это, по сути, уничтожило систему власти ОВД. После данных событий блок перестал быть механизмом, который помогал СССР контролировать восточноевропейские страны. В 1991 году Договор окончательно прекратил свое существование вместе с полным крахом социалистической системы.
fb.ru
Организация Варшавского договора (ОВД). Страны Варшавского договора :: SYL.ru
После Второй мировой начала свое существование Организация Варшавского договора. Год ее формирования — 1955-й. Просуществовала она до 1991-го. 14 мая 1955 был подписан Военный Варшавский договор. Страны, участвовавшие в этом мероприятии, таким образом, ответили на присоединение к НАТО ФРГ. Подписали этот документ социалистические европейские государства. Ведущая роль среди них принадлежала тогда Советскому Союзу. Рассмотрим далее, что собой представляла Организация стран Варшавского договора.
Общие сведения
ОВД (Организация Варшавского договора) была сформирована Чехословакией, СССР, Румынией, Польшей, ГДР, Венгрией, Болгарией, Албанией. Документ, подписанный этими государствами в целях обеспечения безопасности и мира в Европе, вступил в силу 5 июня 1955-го. 26 апреля 1985 года вследствие истечения срока его действия он был продлен еще на 20 лет. Однако спустя 5 лет начались преобразования в ряде государств Восточной и Центральной Европы, а затем и в СССР. Роспуск Организации Варшавского договора произошел 1 июля 1991-го. В этот день был подписан Протокол о полном прекращении ее действия. Образование Организации Варшавского договора имело особое стратегическое значение. Это было объединение, состоящее из достаточно сильных стран, стремящихся к единению и безопасности в мире.
Условия
Соглашение включало в себя преамбулу и одиннадцать статей. Согласно условиям документа, а также Уставу ООН, страны Варшавского договора брали на себя обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы ее использования в международных отношениях с другими государствами. В случае если на кого-либо из участников Соглашения будет совершено вооруженное нападение, остальные должны незамедлительно оказать ей помощь всеми имеющимися в распоряжении у них средствами, в том числе силы армии.
Руководство
Организация Варшавского договора сформировала консультативный политический комитет. В его задачи входило рассмотрение всех вопросов, которые касались реализации подписанного Соглашения. Войска стран Варшавского договора находились в общем подчинении ОКВС (объединенного командования). Этот орган должен был обеспечивать взаимодействие ВС и укрепление обороноспособности государств-участников.
Декларации
Первая из них была принята в Москве, на заседании ПКК в 1958-м. В этой Декларации Организация Варшавского договора предлагала членам НАТО заключить пакт о ненападении. Следующий документ был принят в 1960 году, также в Москве. Декларация, принятая на этом заседании, одобрила решение СССР отказаться в одностороннем порядке от ядерных испытаний, если остальные западные государства также не будут возобновлять взрывы. Союзные державы призвали также сформировать благоприятные условия для окончания реализации соглашения по прекращению экспериментального применения оружия. В 1965-м состоялось Варшавское заседание. На нем обсуждалось положение, которое сложилось вследствие планов формирования ядерных многосторонних сил НАТО. На заседании также рассматривались меры защиты на случай реализации указанных программ. На Будапештском совещании в 1966-м была принята Декларация по укреплению безопасности и мира в Европе.
Маневры и учения
Организация Варшавского договора проводила совместные мероприятия с участием армий. Маневры и командно-штабные учения велись на территориях всех государств-союзников. Самыми крупными стали мероприятия под названиями:
- «Квартет» (в 1963-м).
- «Октябрьский штурм» (в 1965-м).
- «Родопы» (в 1967).
- «Север» (в 1968-м).
- «Братство по оружию» (в 1970).
- «Запад-81» (в 1981-м).
- «Щит-82» (в 1982).
Разведывательные операции
Организация Варшавского договора вела постоянную координацию между разведорганами государств-союзников. В 1979-м начала функционировать глобальная радиоэлектронная система связи (СОУД). Она включала в себя средства космической разведки ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, СССР, а также Кубы, Монголии и Вьетнама, не входивших в Соглашение.
Доктрина союзников
Страны Варшавского договора придерживались оборонительной позиции. В 1955-65 гг. доктрина сводилась к советской стратегии ведения боев с использованием массированного ракетно-ядерного удара при одновременном молниеносном наступлении для овладения территорией противника, лишая его возможности продолжать бой. Образование Организации Варшавского договора, по своей сути, было противовесом для НАТО, а в частности, США. В соответствии с доктриной указанного десятилетия, допускалась вероятность нанесения упреждающих ядерных ударов при обнаружении угрозы внезапного нападения по аналогии американской стратегии «массированного возмездия». Между государствами-союзниками были распределены соответствующие задачи. Так, на армию СССР возлагалось выполнение стратегических ударов с использованием ядерного оружия. Бои в Мировом океане должны были вести объединенные флоты, а на Европейском континенте – авиация и сухопутные войска. При этом на основных направлениях предусматривалось участие объединений от армии СССР.
1966-1980 гг.
В этот период военная доктрина ОВД предусматривала постепенное развитие действий. Предполагалось начать с использования только обычных средств поражения, ограниченно использовать ядерное оружие, постепенно переходя при необходимости к его массированному внедрению. ЯО могло быть задействовано только в случае, если оно будет применено НАТО. По-прежнему особое внимание было направлено на выполнение стратегического наступления на территорию врага для скорого разгрома его главных сил и захвата важнейших экономических районов. Эта доктрина была аналогична американской программе «гибкого реагирования».
Стратегия начала 80-х
В ее основу лег принцип готовности вести бои любого вида. В соответствии с этой доктриной, предполагались военные действия как без ЯО, так и с ним. Вместе с этим, предусматривался ряд локальных боев с использованием обычного оружия. Упреждающие удары ЯО не предполагались. При этом ядерное оружие допускалось применять, только если его будет использовать противник. Вместе с проведением стратегических наступлений на вражеские территории предполагались и крупномасштабные оборонительные операции.
Значение Польши
В середине октября 1955-го в Москве был подписан Протокол соглашений между советским и польским правительствами. В соответствии с ним, ВС Польши, кроме сил ПВО, должны были направить часть своих оперативных войск, сведенных в Приморский Фронт из воздушной и трех общевойсковых армий. Этим силам предстояло действовать в Объединенных ВС государств-союзников во втором стратегическом эшелоне на вспомогательном направлении. Задача их состояла в прикрытии правого фланга основной ударной группировки СССР, а также морского побережья от вероятных десантов войск НАТО.
КМО
Комитет, состоявший из министров обороны государств-союзников, осуществлял разработку планов объединенных командно-штабных мероприятий. К ним, в частности, относились программы общих учений и маневров, сотрудничество в подготовке солдат и штабов, унификация уставов, инструкций, наставлений, правил и прочих документов, а также внедрение новых единиц вооружения и техники, тыловое обеспечение и так далее.
Технический комитет
В ведении этого органа находились вопросы модернизации оснащения объединенных войск. Комитет разрабатывал программы по их унификации, что облегчило бы взаимодействие во время сражений. Кроме этого, он устанавливал специализацию по выпуску военной техники определенными государствами-участниками.
ОВС
Вооруженные силы ОВД включали в себя средства из состава ВС государств-союзников. Численность армий согласовывалась двусторонними соглашениями Советского правительства и руководством других стран. Документы обновлялись раз в 5 лет. Это обуславливалось разработкой программ развития ВС отдельных государств в очередных пятилетках. В мирный период в составе Объединенных войск присутствовали только самые подготовленные силы. В случае войны к ним присоединялись оперативные подразделения, которые были обучены для ведения сражений на внешних фронтах.
«Щит-79»
Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.
Учения «Братство по оружию»
Это было общевойсковое мероприятие, которое проводилось на территории ГДР и балтийской акватории, прилегающей к ней. Учения велись по планам Объединенного командования. Руководителем операций был генерал германской армии Гофман. В ходе учений была осуществлена выброска 234 гвардейского парашютно-десантного полка Краснознаменной Черниговской дивизии. Все, кто присутствовал на смотровой площадке, были в восторге от выучки солдат. Весь личный состав получил благодарность от министра обороны СССР и награду – Вымпел за воинскую доблесть и мужество. Стоит сказать, что это была первая в истории ВДВ выброска 1200 человек с четырехсотметровой высоты в сложных метеоусловиях. В мероприятиях принимали участие и морские пехотинцы Балтийского флота. От национальной армии ГДР свое мастерство показывал 40-й парашютно-десантный батальон. Завершились учения 12-го сентября 1980-го года парадом в Магдебурге. В отличие от предыдущих мероприятий, операция «Братство по оружию» отличалась более широким спектром решаемых задач по оперативной подготовке, большей численностью личного состава, территориальным размахом. Эти учения стали серьезным экзаменом для Объединенной армии. Выводы, которые были получены в процессе проведения маневров по вопросам оперативного искусства и тактики, оказали существенное влияние на последующее обучение ВС.
www.syl.ru
Образовательные организации системы МВД России
Поиск по всем разделам
МВД России
Новости
Деятельность
Для граждан
Онлайн-сервисы
xn--b1aew.xn--p1ai
Обучение в образовательных организациях системы МВД России
О некоторых вопросах отбора кандидатов на обучение в образовательных организациях МВД России в 2017 году территориальными органами МВД России на районном уровне, подчинённых МВД
по Республике КрымС целью формирования у населения Республики Крым позитивного представления и мотивации в получении профессии сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также твёрдого желания молодых, энергичных и требовательных молодых людей новой генерации, посвятить себя службе в органах внутренних дел России, быть верными присяге и служебному долгу, защищать конституционные права граждан, стоять на страже и защите их прав и свобод, которые гордились бы и дорожили своей страной, избранной профессией, уважали себя, своих коллег и сограждан, которым служит сотрудник полиции Российской Федерации, учитывая региональную специфику службы и перспективную потребность территориальных подразделенный (служб) органов внутренних дел Республики Крым в высокопрофессиональных кадрах и молодых специалистах, МВД по Республике Крым и подчинённые Министерству территориальные ОМВД России на районному уровне, проводят в 2016 году отбор кандидатов из числа граждан Российской Федерации, и сотрудников крымской полиции, для обучения по основным профессиональным программам в образовательных организациях системы МВД России.
Профессиональный отбор и обучение в образовательных организациях Министерства внутренних дел России осуществляется в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 05.05.2014 № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования и внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым», Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказами МВД России от 18.07.2014 № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», от 15.03.2015 № 321 «Об утверждении порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении МВД России», от 15.06.2015 № 682 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием «Суворовское военное училище», находящихся в ведении МВД России, и приема в указанные образовательные организации, а также инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, в которых предусмотрена подготовка кадров для внутренних войск, и в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России».
Отбор кандидатов на обучение в образовательные организации МВД России осуществляют подразделения органов внутренних дел Российской Федерации (комплектующие подразделения) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России (проведения специальной проверки, оформления личных дел, прохождения ими военно-врачебной комиссии и профессионального психофизиологического отбора). Основанием для отбора кандидатов на обучение являются ежегодные планы комплектования образовательных учреждений и организаций, утверждённые МВД России, в соответствии с заявками комплектующих подразделений, которые подаются до 1 декабря года, предшествующего году поступления.
Образовательные организации МВД России готовят специалистов по основным образовательным программам высшего профессионального образования образовательно-квалификационного уровня бакалавриата, специалитета, а также по программам подготовки научно-педагогических кадров (магистров и адъюнктов). В соответствии с задачами, выполняемыми органами и подразделениями внутренних дел Российской Федерации, подготовка кадров в системе МВД России осуществляется образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования юридического и технического профиля. Подготовка кадров осуществляется по очной и заочной (только для сотрудников ОВД) формам обучения, только за счёт средств федерального бюджета.
Каждое образовательное учреждение системы МВД России имеет свою специализацию применительно к деятельности конкретных служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. По окончании образовательных организаций МВД России выпускникам выдаются дипломы государственного образца специалиста высшей квалификации, и соответствующий нагрудный знак высшего профессионального образования, а курсантам дневной формы обучения присваивается специальное звание (в зависимости от профиля подготовки в образовательном учреждении) «лейтенант полиции», «лейтенант юстиции», «лейтенант внутренней службы».
На очное бюджетное обучение принимаются лица рядового и младшего начальствующего состава ОВД и гражданская молодежь в возрасте от 17 до 25 лет (на год поступления), отобранные в установленном порядке комплектующими органами, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющих документы государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, а также диплом о начальном профессиональном образовании, если в нём есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, положительно характеризующиеся по месту работы (службы) или учёбы, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников полиции обязанности и успешно прошедшие конкурсные вступительные испытания, ростом не ниже 160 см. Срок обучения по очной форме – 5 лет, по заочной (для сотрудников ОВД Российской Федерации) – 6 лет.
В соответствии с п. 38 приказа МВД России от 15.03.2015 № 321 прием на обучение граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (обучение в образовательные организации) Российской Федерации, проводится по заявлению кандидата на обучение, представляемому в территориальный (комплектующий) орган МВД России (по месту жительства, регистрации) не позднее 1 марта года поступления, а в соответствии с п. 41 вышеуказанного приказа в случае отсутствия в органе, подразделении МВД России потребности в кадрах по специальности или направлению подготовки, по которой кандидат на обучение изъявил желание обучаться, или отсутствия мест для целевого приема, установленных Планом комплектования МВД России (заявки принимаются до 01.12.2016) по такой специальности или направлению подготовки, кандидату на обучение отказывается в (оформлении) направлении в образовательную организацию МВД России на данную специальность или направление подготовки. Учитывая вышеизложенное кандидатам, изъявившим твёрдое желание поступать в 2017 году в образовательные организации системы МВД России уже сейчас, до 21.11.2016 необходимо срочно подать предварительное заявление в кадровое подразделение территориального ОМВД России по месту жительства (регистрации), с указанием выбранной специальности (профиля подготовки) и образовательной организации системы МВД России, для подготовки соответствующей заявки.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 05.05.2014 № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования и внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым», гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Крымского федерального округа в 2017 году предоставляется право выбора на поступление в образовательные организации системы МВД России по результатам ЭГ, с обязательной сдачей внутреннего экзамена по физической подготовленности кандидата и собеседованием, либо поступать по результатам вступительных испытаний (по предметам, в соответствии с выбранной специальностью), проводимых непосредственно образовательной организацией, также с обязательной сдачей внутреннего экзамена по физической подготовленности кандидата и собеседованием, для установления уровня мотивации и готовности кандидата к поступлению в образовательную организацию системы МВД России.
Образовательные учреждения системы МВД России осуществляют зачисление кандидатов на обучение после проведения профессионального отбора, который включает: конкурсные вступительные испытания, профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование и оценку физической пригодности кандидата. Лица, зачисленные в учебные заведения МВД России из числа гражданской молодежи зачисляются в кадры МВД, с присвоением специального звания «рядовой полиции», на время обучения юношам предоставляется отсрочка от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации. Обучение осуществляется на бюджетной (бесплатной) основе, курсанты находятся на полном государственном обеспечении, получают денежное содержание, положенное сотруднику ОВД России по занимаемой должности, с выплатой ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, а также пользуются всеми льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
После зачисления в образовательную организацию МВД России комплектующий территориальный орган МВД России заключает с курсантами контракт (с сотрудниками ОВД дополнительное соглашение), по которому они, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны прослужить в органах внутренних дел России не менее 5 лет после окончания образовательного учреждения МВД России.
Выпускники образовательных организаций МВД России, получившие диплом по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Юриспруденция», с присвоением квалификации – юрист, имеют возможность продолжить службу в ведущих службах и подразделениях органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-разыскную (в т.ч. специальных подразделений и подразделений поорганизации государственной защиты и антитеррористической защищенности) и административную деятельность, в органах дознания и следствия, экспертно-криминалистических подразделениях, службах по охране общественного порядка и внутренней службы, а молодые специалисты, получившие специальность «Экономическая безопасность», будут востребованы в подразделениях экономической безопасности и противодействия коррупции, в центрах финансового обеспечения и контрольно-ревизионных службах.
Выпускники, имеющие специальности «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи», «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения», имеют возможность продолжить службу в специальных подразделениях (ОТМ и ОПБ), отделах оперативно-розыскной информации, центрах информационных технологий, связи и защиты информации, а также в подразделениях вневедомственной охраны. Молодые специалисты, получившие дипломом по специальности юрист – эксперт-криминалист, помимо знаний общеюридических дисциплин приобретают знания по специальным прикладным дисциплинам, использованию и программному обеспечению компьютерной оргтехники, кино-видео-фотоаппаратуры, и имеют возможность проходить службу не только в экспертно-криминалистических подразделениях, но и в других ведущих службах и подразделениях органов внутренних дел. Следует отметить, что профессия эксперта-криминалиста очень важна и в значительной мере определяет эффективность, быстроту и качество оперативно-разыскной и следственной работы органов внутренних дел по раскрытию, расследованию и профилактике преступлений.
Для психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел и подразделений по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения МВД России готовят специалистов по направлениям «Психология служебной деятельности», квалификация – психолог и «Педагогика и психология девиантного поведения», квалификация – социальный педагог, выпускники, обучавшиеся по данным специальностям имеют возможность продолжить службу в подразделениях по работе с личным составом, по делам несовершеннолетних и Центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Для подразделений внутренних войск МВД России готовят специалистов командного состава (в зависимости от профиля подготовки) в пяти военных институтах внутренних войск МВД России, входящих в состав образовательных организаций системы МВД Российской Федерации.
В интересах органов внутренних дел Российской Федерации образовательные организации МВД России и в частности Академия управления МВД России (г. Москва), реализует образовательные программы высшего профессионального образования квалификации «Магистр», а также подготовку научных и научно-педагогических кадров (адъюнктов и докторантов), для сотрудников среднего и старшего начальствующего состава ОВД России.
Не оставлена без внимания Правительства Российской Федерации и МВД России категория граждан Российской Федерации из числа несовершеннолетних граждан – это дети сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел, дети сироты и дети сотрудников, погибших в период прохождения службы в органах внутренних дел. Так, с целью реализации социальных программ в Российской Федерации, обеспечения надёжного резерва кандидатов для мотивированного поступления в образовательные организации МВД России высшего профессионального образования, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации созданы федеральные казенные государственные учреждения по реализации образовательных программ основного общего, среднего общего и дополнительного образования – это Санкт-Петербургское и Новочеркасское суворовские военные училища МВД России (кандидаты на поступление после окончания 8-го класса, в возрасте 15 лет на год поступления), а также единственное в России образовательное учреждение, осуществляющее приём несовершеннолетних граждан после окончания 4 класса общеобразовательной школы – это «Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Порядок отбора и обращения граждан Российской Федерации, в территориальные органы МВД России, дислоцированные в Республике Крым изъявивших твёрдое желание поступать в 2017 году в образовательные организации системы МВД России
І этап – кандидат (не позднее 21 ноября 2016 года) обращается в отдел кадров территориального органа внутренних дел по месту жительства (регистрации), где с ним проводится предварительная беседа и профориентационная работа, доводится перечень образовательных организаций системы МВД России, а также специальности и специализации (профили подготовки) применительно к деятельности конкретных служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Разъясняется порядок отбора (прохождение Военно-врачебной комиссии, комплексного профессионального психологического отбора, проверка уровня физической подготовленности и знаний государственного языка), порядок последующего оформления материалов изучения кандидата, прошедшего ІІ этап отбора (проверка сведений, предоставленных гражданином по оперативно-справочным учётам МВД и месту жительства), и о порядке сдачи вступительных испытаний (экзаменов) в образовательных организациях системы МВД России в 2017 году.
ІІ этап – кандидат, принявший твёрдое и осознанное решение посвятить себя службе в ОВД России, выбравший образовательную организацию, специальность и специализацию (профиль подготовки) обучения, и готовый пройти все этапы отбора на службу (обучение) прибывает (не позднее 1 февраля 2017 года) в отдел кадров территориального органа внутренних дел по месту жительства (регистрации), где с ним проводилась предварительная беседа и профориентационная разъяснительная работа, получает перечень медицинских документов, необходимых для прохождения ВКК и перечень документов (копий) для проверки кандидата и его близких родственников по оперативно-справочным учётам и месту жительства (регистрации), сотрудники отдела кадров обязаны разъяснить кандидату порядок сбора и предоставления вышеуказанных документов. В соответствии с нормативными документами МВД России, которые ограничивают сроки оформления личных дел кандидатов и их направление в образовательные организации МВД России (до 30 мая года поступления), территориальный орган МВД России имеет право на законодательном уровне (приказом или распоряжением начальника ОМВД) устанавливать сроки предоставления кандидатами вышеуказанных документов и прохождения ВВК, о чём кандидату доводится под роспись.
ІІІ этап – после подготовки всех без исключения документов (копий), указанных в перечне, а также сбора медицинских документов, необходимых для прохождения ВВК, оформленных (выданных медучреждениями по месту жительства) в соответсвии с требованиями приказа МВД РФ от 14.07.2010 № 523 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат (не позднее 1 марта 2017 года) прибывает в отдел кадров территориального ОМВД, где после предварительной проверки документов кандидат подаёт заявление с просьбой о рассмотрении предоставленных документов, с целью возможного направления (оформления) на обучение в образовательную организацию МВД России. Заявление регистрируется в соответствующем журнале, а с даты регистрации, исчисляется 3-х месячный срок предварительного изучения, проверки документов и принятия решения по заявлению и возможному оформлению кандидата на обучение в образовательную организацию МВД России.
Кандидат получает направления (действительны в течении одного месяца с даты выдачи в ОК) для прохождения ВВК в МСЧ МВД по Республике Крым и на комиссию Министерства по профессиональному психологическому отбору. Перед прохождением ВВК (в день прибытия в МСЧ МВД по Республике Крым для прохождения комиссии), при наличии всех без исключения документов для прохождения вышеуказанных комиссий, кандидат проходит собеседование (проводят сотрудники отдела профессиональной подготовки УРЛС МВД по Республике Крым), во время которого устанавливается уровень мотивации и готовность кандидата к поступлению в образовательную организацию системы МВД России, а также результаты проведённой профориентационной работы в территориальном (комплектующем) органе внутренних дел.
На данном этапе отбора, в процессе предварительного изучения кандидата, комплектующий орган имеет право на законодательном уровне (на основании приказа или распоряжения начальника территориального ОМВД) проводить проверку уровня знаний государственного языка, физической подготовленности кандидата, проводить собеседование с участием психолога и руководителей заинтересованных служб территориального органа МВД России.
ІV этап – принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом и предварительного изучения его моральных и деловых качеств, с учетом заключения о профессиональной психологической пригодности кандидата, заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление возможного потребления кандидатом наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, а также возможно выявленных негативных компрометирующих кандидата факторов, учитывая уровень физической подготовленности, и твёрдой мотивации кандидата обучаться в образовательной организации системы МВД России, и в дальнейшем посвятить себя службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Руководителем, уполномоченным принимать решение по итогам предварительного изучения и рассмотрения документов, предоставленных кандидатом, принимается одно из следующих решений:
1.О направлении кандидата для поступления в образовательную организацию высшего профессионального образования системы МВД России для обучения по очной форме.
На основании данного решения комплектующий орган, в соответсвии с нормативными документами МВД России, оформляет на кандидата соответствующие материалы под грифом «Для служебного пользования», которые после проверки и согласования в МВД по Республике Крым, направляются до 30.05.2017 в соответствующую образовательную организацию системы МВД России.
2. Об отказе кандидату в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования системы МВД России для обучения по очной форме.
О принятом вышеуказанном решении начальник территориального ОМВД, уполномоченный рассматривать документы и проводивший предварительное изучение кандидата, сообщает в письменной форме кандидату в десятидневный срок со дня принятия решения.
Порядок допуска и участия граждан Российской Федерации, отобранных комплектующими органами внутренних дел для поступления в образовательные организации МВД России, во вступительных испытаниях (экзаменах) непосредственно в образовательной организации высшего профессионального образования системы МВД Российской Федерации
Направленные в установленном порядке и сроки материалы изучения кандидатов, отобранных МВД по Республике Крым, рассматриваются и проверяются уполномоченными сотрудниками соответствующей образовательной организации системы МВД России. По итогам проверки направленных личных дел, образовательная организация направляет в комплектующее подразделение список кандидатов, допущенных к вступительным испытаниям (экзаменам), сообщая дату повторного прохождения кандидатом в образовательной организации МВД России Военно-врачебной комиссии и комиссии по профессиональному психологическому отбору. По заключению (решению) комиссий соответствующей образовательной организации МВД России, кандидат допускается к вступительным испытаниям.
С перечнем вступительных испытаний (экзаменов) и приблизительных тем вопросов на тестирование, а также нормативами по физической подготовке, кандидат может ознакомиться на сайтах образовательных организаций системы МВД России, в разделе «Абитуриент», либо во время проводимых образовательными организациями МВД России «Дней открытых дверей».
Практика (стажировка) курсантов образовательных организаций проходит по месту дислокации образовательной организации системы МВД России, а на выпускном курсе в комплектующем территориальном органе МВД России, в подразделении (в должности) на которую планируется назначение выпускника после окончания обучения, в соответствии со специализацией (профилем подготовки) курсанта в образовательной организации системы МВД России.
После окончания образовательной организации системы МВД России, выпускники (молодые специалисты) направляются в МВД по Республике Крым, где в соответсвии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и с участием заинтересованных служб аппарата Министерства, происходит их распределение и направление, в соответсвии с полученной специализацией (профилем подготовки), и в интересах службы, в определённый комиссией Министерства, территориальный орган МВД России на районном уровне, дислоцированный на территории Республики Крым.
По вопросам приёма документов, порядку отбора и оформления для обучения в образовательных организациях системы МВД России кандидат должен обратиться в кратчайшие сроки в отдел кадров территориального органа МВД России по месту жительства (регистрации). Жителям г. Симферополя необходимо обращаться в отдел кадров УМВД России по г. Симферополю по адресу: г. Симферополь, Бульвар Франко, 44 (отделение профессиональной подготовки).
Контактный телефон отдела профессиональной подготовки управления по работе с личным составом МВД по Республике Крым – (3652) 734-260.
При возникновении проблемных вопросов (немотивированный отказ в принятии заявления, либо в проведении необходимой профориентационной, разъяснительной беседы) при оформлении на обучение в образовательную организацию системы МВД России в 2017 году, кандидат может обратиться с заявлением на личном приёме у начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Крым полковника внутренней службы Никитиной Инны Александровны (приёмные часы: еженедельно по четвергам с 15-00 до 17-00, приём проходит в помещении общественной приёмной Министерства внутренних дел по Республике Крым).
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
об образовательных организациях системы МВД России
В системе МВД России функционируют 29 образовательных организаций высшего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов в интересах органов внутренних дел Российской Федерации по 24 специальностям и 32 специализациям и направлениям подготовки высшего профессионального образования по очной и заочной формам обучения, образовательного уровня «Бакалавриата», «Специалитета» и «Магистра», подготовку научно–педагогических кадров (адъюнктура, аспирантура, интернатура и докторантура), а также осуществляющих дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (первоначальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации).
В систему образовательных организаций МВД России входят 29 образовательных организаций высшего профессионального образования, из них 4 – ФГКУ ВПО которые готовят кадры для подразделений Внутренних Войск МВД России, а именно:
4 Академии МВД России:
1. Академия управления
2. Волгоградская академия
3. Нижегородская академия
4. Омская академия
3 Университета МВД России:
1. Краснодарский университет
2. Московский университет им. В.Я. Кикотя
3. Санкт-Петербургский университет
15 Институтов МВД России (в том числе 4 военных института для подготовки специалистов для ВВ МВД России)
7 Региональных филиалов Университетов МВД России
Образовательные организации общего среднего образования:
1. Санкт-Петербургское суворовское военное училище МВД России
2. Новочеркасское суворовское военное училище МВД России
Образовательная организация основного среднего образования – «Самарский кадетский корпус МВД России» (г. Самара)
С предоставляемыми в образовательных организациях системы МВД России специальностями, специализациями и профилями подготовки, возможно ознакомится на сайтах образовательных учреждений МВД России, в разделе «Абитуриент».
Управление по работе с личным составом МВД по Республике Крым
82.xn--b1aew.xn--p1ai
Вопрос № 1. История органов внутренних дел Российской Федерации.
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
По дисциплине «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел. Служебный этикет»
Для проведения занятий по основной программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) по должности служащего «Полицейский» (категория: лица среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на базе высшего юридического образования либо на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования)
Тема 2.1.2.1 «История органов внутренних дел. Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел»
Цель занятия: Ознакомить слушателей с историей создания первых государственных учреждений российского государства, выполняющих полицейские функции; милиции Временного правительства после Февральской революции; советской милиции и современной российской полиции. Рассмотреть значение традиций и ритуалов в современном обществе и организацию проведения традиций и ритуалов в подразделениях ОВД как фактор патриотического воспитания в системе ОВД.
Количество часов:2 часа
Вид занятия:Урок
Место проведения: учебный кабинет
Литература: Приложение 1
Учебные вопросы:
1. История органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел.
I. Вводная часть
1.1. Организационный момент (доклад командира группы, приветствие, проверка личного состава, сообщение о ходе предстоящего занятия).
1.2. Опрос слушателей по пройденному материалу
Вопросы:
Этика как система знаний и ее роль в жизни общества.
Профессиональная этика: становление и развитие.
Профессиональная мораль в органах внутренних дел и ее специфика.
Основные категории профессиональной морали сотрудников ОВД.
Единство морали и права в жизни общества.
II. Основная часть
Изложение нового материала.
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
Сервантес
Вопрос № 1. История органов внутренних дел Российской Федерации.
Поддержание общественного порядка и благочиния в IX – XVII вв.
Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности и принуждение к исполнению законов являются функцией государства с начала его формирования. Однако обособление органов внутренних дел в системе общего государственного управления происходит постепенно.
В IX – X вв. в Древней Руси, как и в других государствах на ранних этапах их развития, правоохранительные функции выполняли те, кто осуществлял суд и общее управление – князь, его дружинники и слуги, а с XI в. – еще и владельцы земли, переходившей по наследству, – бояре-вотчинники. Им помогали тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава, проводившие розыск, суд, взимавшие судебные пошлины в пользу князя. На селе они опирались на поддержку сельской общины, в которой существовала круговая порука.
С образованием единого централизованного государства в XV – XVI вв. Был создан Разбойный приказ, из которого на места посылались сыщики (или обыщики) для поимки опасных преступников – лихих людей. Сыщики не получали государственного жалованья и кормились за счет подношений и поборов с населения, чем вызывали большое его недовольство. С 30-х годов XVI в. посылка обыщиков из центра была заменена губным самоуправлением на местах. В округах – губах – из дворян выбирались губные старосты и их помощники – целовальники, которые присягали (целовали крест), что будут правдиво записывать показания и вершить справедливый суд. Губные избы организовывали борьбу своих земляков, связанных круговой порукой, с лихими людьми и отчитывались перед Разбойным приказом.
В XVII в. были созданы Сыскной приказ (для розыска беглых крепостных крестьян) и приказ Тайных дел – орган политического сыска.
С ростом городов особое внимание уделялось охране в них общественного порядка. В XVII в. для обозначения понятия «порядок и спокойствие» появился термин «благочиние». В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем был издан «Наказ о градском благочинии», согласно которому в Москве выставлялась стража, были учреждены на улицах решетки, а на выездах из города – заставы. В городах назначались «объезжие головы» из бояр, к ним придавались стрельцы. Они задерживали нарушителей на съезжей избе. На московских рынках за порядком наблюдали ярыжки.
Создание регулярной полиции. Учреждение регулярной полиции стало следствием укрепления абсолютной монархии при Петре I. В 1718 г. Петр I подписал указ о введении в Санкт-Петербурге должности генерал-полицмейстера и утвердил для нее инструкцию. На эту должность был назначен Антон Девиер (1673 — 1745), который сформировал полицейский штат (10 офицеров, 180 нижних чинов), пожарную команду и начал проводить благоустройство северной столицы.
Новое учреждение получило название Генерал-полицмейстерской канцелярии. Так был введен в русский язык термин «полиция», который стал употребляться наряду с термином «благочиние». Слово «полиция» происходит от древнегреческого politeia, что означает, по Аристотелю, форму городского управления, сочетающую принципы наследования (аристократии) и выборности (демократии) власти.
Новое содержание термин «полиция» получил в XVIIв. во Франции и Германии, где возникла и откуда распространилась по всей Европе, в том числе и в России, идея «полицейского государства». Согласно этой прогрессивной для своего времени идее, просвещенные абсолютные монархи осуществляли государственное управление исключительно ради всеобщего блага подданных, а единственным инструментом управления являлась полиция, которая регулировала все сферы жизни общества. Эта идея нашла отражение в утвержденном Петром I Регламенте или Уставе Главного Магистрата (1721): «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».
В 1722 г. была учреждена должность обер-полицмейстера и полицмейстерская канцелярия в Москве, а в 1733 г. – еще в 24 городах. При Екатерине II была создана сельская полиция — нижний земский суд во главе с капитаном-исправником. Последний выбирался уездными дворянами. В
1782 г. Екатерина II утвердила «Устав благочиния или полицейский», который стал правовой основой деятельности управ благочиния во главе с городничим, назначавшимся из отставных офицеров в городах.
Создание Министерства внутренних дел Российской империи и основные направления его деятельности.8 сентября 1802 г.в ходе реформ государственного управления, проведенных по указанию Александра I, было создано Министерство внутренних дел Российской империи.
Министерство возникло как многоотраслевой органу правления с четырьмя экспедициями, переименованными позднее в департаменты. Первая и третья экспедиции заведовали «народным продовольствием и соляной частью», «усовершенствованием земледелия», государственными фабриками и заводами. Вторая экспедиция управляла полицией и называлась «экспедицией спокойствия и благочиния». Четвертая экспедиция называлась «экспедицией общественного призрения» и имела в ведении больницы, богадельни, приюты, тюрьмы.
В структуре министерства нашла свое развитие идея полицейского государства как государства социального, которую разделяли авторы проекта реформ –представители просвещенного дворянства и служилой бюрократии В.П. Кочубей, П.А. Строганов, М.М. Сперанский.
Первым министром внутренних дел стал потомственный аристократ Виктор Павлович Кочубей (1768— 1834) – крупнейший государственный деятель первой половины XIX в. Министр внутренних дел считался первым министром империи; он докладывал лично государю. По его рекомендации царь назначал губернаторов, отчитывавшихся перед министром.
Начальником канцелярии министерства внутренних дел был назначен выходец из низшего сословия (сын сельского дьячка) М.М. Сперанский (1772— 1839), будущее «светило русской бюрократии», писавший проекты постановлений и ежегодные отчеты по министерству, а позднее, покинув министерство, возглавивший работу по кодификации российских законов.
После восстания декабристов 14 декабря 1825 г. для охраны государственной безопасности было создано III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с Александром Христофоровичем Бенкендорфом, который одновременно являлся и шефом жандармского корпуса, на который опиралось III Отделение.
Во второй половине XIX в. центральный аппарат МВД активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы. После отмены крепостного права в 1861 г. функции МВД расширились: оно вело надзор за органами земского и городского самоуправления, получившими значительные полномочия, осуществляло борьбу с политическим терроризмом подпольной организации «Народная воля». В 1880 г.
III Отделение было включено в состав МВД.
После первой русской революции 1905 — 1907 гг., в ходе которой были провозглашены свободы слова, печати, собраний и союзов, МВД, губернаторы и полиция были призваны реализовать эти свободы в рамках закона. В 1906 г. министром внутренних дел был назначен Петр Аркадьевич Столыпин (1862 — 1911), один из крупнейших реформаторов России, сторонник идеи правового государства. При нем деятельность сыскных отделений российской полиции получила соответствующую требованиям времени правовую основу. Однако предложенный им проект дальнейших реформ полиции, направленный на ее усиление в рамках правового поля, не был принят Государственной думой.
Образованное в ходе Февральской революции 1917 г. Временное правительство объявило о ликвидации царской полиции и создании народной (гражданской) милиции, однако самоустранилось от руководства этим процессом. Он проходил стихийно. Как правило, милиция создавалась при органах революционной власти на местах – Советах рабочих и солдатских депутатов – на принципе добровольности службы; они не имели единого руководства и утвержденной из центра штатной численности.
megapredmet.ru