12. Образование юридического лица
Существуют 4 способа образования ЮЛ:
— распорядительный (предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия)).
— разрешительный (инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков))
-нормативно-явочно-нормативный самый распространенный (согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах и после создания учредительных документов достаточно лишь “явиться” для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).
— явочный (Фр., США)
Для регистрации необходимо:
— заявление учредителей о регистрации
-учредительные документы (договор, устав или то и др.) разрабатывается
-учредит. договор или протокол собрания
Документ об уплате регистрац. Пошлины
Документ об уплате уставного капитала (50%), пая (10%)
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то, и другое), где определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.
Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок — управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).
Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы.
В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц.
13. Прекращение деятельности юридического лица
Существует два способа прекращения деятельности юридическою лица:
1.реорганизация (кроме выделения) (все права и обязанности юридического лица переходят к иным организациям (субъектам права), т.е. происходит универсальное правопреемство, в случае отсутствия у новых ЮЛ специальных лицензий, некоторые права могут в виде исключения не перейти к ним.):
— слияние (из 2- и более ЮЛ образуется одно)
— присоединение (1 или неск. ЮЛ присоед. к др.)
— разделение (ЮЛ делится на 2 и более ЮЛ)
— выделение (из ЮЛ выделяются 1 или несколько ЮЛ, при этом первое продолжает существовать)
— преобразование (изм. организационно-правовой формы ЮЛ)
2. ликвидация (прекращение ЮЛ, при котором не возникают новые ЮЛ). Правопреемство отсутствует).
— добровольная (по решению учредителей, или органа ЮЛ, в т.ч. по истечению срока на который оно было издано, достижением цели, решение суда о признании регистрации недействительной)
— принудительная (по решению суда (деятельность без лицензии, либо запрещенной законом или неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов или осуществление деятельности противоречащей Уставу).
Для ликвидации предусмотрена процедура:
1 направление письменного сообщения о предстоящей ликвидации в орган осуществляющий гос. регистрацию ЮЛ.
2. Назначение ликвидационной комиссии. Состав комиссии, порядок и сроки ликвидации согласовываются с органом осущ. гос. регистрацию ЮЛ. К комиссии переходят полномочия по управлению делами ЮЛ. Публикует сообщение о ликвидации, принимает меры к выявлению кредиторов и получ. дебитор. задолженности, удовлетв. Требования кредиторов, продает имущество с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осущ. иные действия, связ. с ликвидацией.
Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого ЮЛ требования кредиторов считаются погашенными. Так же погашенными считаются требования кредиторов не принятые ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а так же требования, в удовлетворении которых кредитору отказано решением суда.
======================================================================================
Некоммерческие организации — понятие и виды
некоммерческих корпоративных организаций (ст. 123.1 ГК РФ), которыми признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Кодекса.
некоммерческой унитарной организации.
studfiles.net
17. Образование юридических лиц. Учредительные документы. Государственная регистрация.
Образование юридического лица. Глава 4 ГК РФ.
Способы образования юридического лица:
Нормативно-явочный порядок. Данный способ исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе им отказать в регистрации, создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны.
Разрешительный. Данный порядок связан с получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица.Распорядительный. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения)
Учредительные документы юридического лица.
Правовой основой деятельности юридического лица, наряду с законом, являются его учредительные документы.
Учредительными документами являются:
Учредительный договор – концесуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Учредительный договор заключается в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу с момента его заключения.
Устав – локальный НА, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между участниками и другим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации юридического лица в соответствии со статьёй 52 ГК РФ в учредительных документах содержатся:
Наименование юридического лица
Место нахождения юридического лица
Порядок управления деятельностью юридического лица
Для коммерческих организаций фирменное наименование, для некоммерческих предмет и цели деятельности.
Государственная регистрация юридического лица.
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный государственный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права и принимает решение о признании организации юридическим лицом.
Федеральная Налоговая Служба
Для регистрации юридического лица предоставляются следующие документы:
Заявление о регистрации
Устав организации
Учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей)
Свидетельство об оплате регистрационных пошлин
Для коммерческих организаций, документы, подтверждающие не менее 50% уставного капитала предприятия
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица, он может быть обжалован в суде.
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав, либо и то, и другое) В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельность. Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица своего имущества и участие в его деятельности.
В учредительном договоре также фиксируются
условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками),
порядок управления деятельностью юридического лица,
условия выхода из состава учредителей (участников).
Изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом — с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения становятся обязательными с момента их внесения в учредительные документы.
Для осуществления отдельных видов деятельности (банковской, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевой и др.) юридическим лицам необходимо получить лицензию, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности«.
studfiles.net
Образование юридических лиц. Учредительные документы. Лицензирование
Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия)
При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо получить согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков).
Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь «явиться» для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо соответствующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесобразности не допускается. (хозяйственные общества и товарищества).
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав, либо и то, и другое) В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельность. Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица своего имущества и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников). Изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом – с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения становятся обязательными с момента их внесения в учредительные документы.
В соответствии с ГК (ст. 51) юридические лица должны регистрироваться органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц. 8 августа 2001 года был принят соответствующий Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При государственной регистрации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит в государственные реестры сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах.
Органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является, согласно Положению от 30 сентября 2004 г. Федеральная налоговая служба.
Для осуществления отдельных видов деятельности (банковской, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевой и др.) юридическим лицам необходимо получить лицензию, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- ФЗ РФ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» СЗ РФ 2001 N 33 ст. 3431
- ФЗ РФ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» СЗ РФ 2001 N 33 ст. 3430
- ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» СЗ РФ N 49 ст. 4697
pravo.usd24.com
Лекции по гражданскому праву / Образование и прекращение юридических лиц
Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь “явиться” для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то, и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.
Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок — управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).
Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы.
В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц.
Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации нет.
В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).
Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица, при котором не возникают новые юридические лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.
Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях осуществления деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.
Для ликвидации предусмотрена определенная процедура. Начинается она с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, продает имущество с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.
Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
www.gpravo.ru
§ 2. Образование и прекращение юридических лиц
Образование юридического лица. В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.
Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор — это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в
письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.
Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц — в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах .
Государственная регистрация юридических лиц. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
В соответствии сост. 51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами главную роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.
До принятия специального закона о регистрации юридических лиц соответствующая процедура регулируется специальными нормативными актами об отдельных видах юридических лиц. Указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 г. № 1482 (в отношении коммерческих организаций) и внутренними правилами, принятыми в отдельных регистрирующих органах.
Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей), свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций — также документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия.
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.
Прекращение деятельности юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций.
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т. е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица.
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительной Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК). В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация
юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. С другой стороны, при присоединении новых юридических лиц не возникает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.
Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п.1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.
Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно
было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.
Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.
Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61—64 ГК и состоит из следующих этапов:
1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;
2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс; 4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом
удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ПС Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;
5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.
Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и рядом других нормативных актов.
studfiles.net
Образование юридических лиц. Учредительные документы. Государственная регистрация.
Традиционно существуют три способа образования юридических лиц:
Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия)
При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо получить согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков).
Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь «явиться» для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо соответствующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесобразности не допускается. (хозяйственные общества и товарищества).
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав, либо и то, и другое)
В них должны быть определены: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д.
Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельность. Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица своего имущества и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников). Изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом — с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения становятся обязательными с момента их внесения в учредительные документы.
В соответствии с ГК (ст. 51) юридические лица должны регистрироваться органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц. 8 августа 2001 года был принят соответствующий Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При государственной регистрации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит в государственные реестры сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах.
Органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является, согласно Положению от 30 сентября 2004 г. Федеральная налоговая служба.
Для осуществления отдельных видов деятельности (банковской, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевой и др.) юридическим лицам необходимо получить лицензию, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»(ФЗ РФ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» СЗ РФ 2001 N 33 ст. 3430)
Каковы учредительные документы юридического лица? Их особенности.
Состав учредитительных документов для разных видов юр. лиц различен. Так, ООО или дополнит ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора или устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ является учредительный договор. Для остальных юр. лиц единственным учредит. документом считается устав.
Учредит. договор — это консенсуальный гр.-правовой догвор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юр. лица. Его можно рассматривать как разновидность договора о совместной деятельности, хотя существует мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав, в отличии от учредит. договора, не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все участники, а специально уполномоченные ими лица (напр., председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредит. договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего прав. положение юр. лица и регулирующего отношения между участниками и самим юр. лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юр. лица. Ряд некоммерч. организ. может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.
Содержание учредит. документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдел. видов юр. лиц — в соотв. разделах ГК и спец. норматив. актах (например, содержание устава и учредит договора ком. банка определяется п.2 ст.52, п.3 ст98 ГК, а также п.3 Положения о порядке гос. регистрации субъектов предпр. деят-ти (Указ През. от 8.07.94).
Способы образ-я ЮЛ:
— В разрешительном порядке – необходимо разрешение соответствующих органов.
— В нормативно-явочном порядке (документы по перечню, производится правовая экспертиза документов: содержания +подлинности, не соответствие документов – основание для отказа).
— В явочном – в регистрирующий орган подается пакет документов по перечню, кот содержится в Законе. Регистрационный орган регистрирует пакет документов, не проверяя их содержания.
ЮЛ считается зарегистрированным только с момента регистрации.
В соответствии с ГК РФ все ЮЛ должны регистрироватьсяся органами юстиции, но на практике это не выполнено (сейчас коммерч орг-ции рег-ся регистрац-й палатой).
Срок регистрации – 5 рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.
Этапы регистрации:
1.Регистрация начинается с подачи документов в регистрирующий орган или с момента их почтового отправления (устав., реш. о созд. предпр., догов. учредит. докум., подтвержд. оплату не менее 50% устав. фонда, док. об оплате гос.пошлины)
2.Органы регист. проверяют докум.
Причем проверка бывает внеш. и внут.:
1.внеш.: проверяется наличие треб. докум.
2.внут.: анализ содержания докум. 3.Гос. регист. юр. лица. Срок – 1 месяц.
Основания отказа юр. лицу:
1.наруш. установ. порядка созд. юр.лица
2.несоотв. учредит. докум. требов. закона.
Отказ по мотиву нецелесообразности недопустим.
Гос. регистрация является завершающим этапом образования юр. лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юр. лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый гос. реестр юр. лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоотв. учредит. документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юр. лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться в случае уклонения компетентного органа от регистрации юр. лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.
www.gragdan-pravo.ru
Образование юридических лиц
Количество просмотров публикации Образование юридических лиц — 741
18.
17.
Правоспособность и дееспособность юридического лица
правосубъектность юридического лица — наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности. Различается общая (универсальная) и специальная правоспособность. Общая правоспособность допускает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности. Ей обладают физические лица и частные коммерческие организации. Специальная правоспособность допускает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах. Дееспособность юридического лица — его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права.
Коммерческие юридические лица (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы (артели), унитарные предприятия)
Коммерческими юридическими лицами признаются организации, основной целью деятельности которых является получение прибыли. Коммерческие юридические лица:
1. Хозяйственные товарищества — договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Различают:
полное товарищество; товарищество на вере. Полное товарищество — хозяйственное товарищество, участники которого несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Имущество участников пропорционально личному вкладу в складочный капитал товарищества. Важно заметить, что для создания полного товарищества достаточно составить учредительный договор.(устава нет)Учредительный договор должен содержать: 1)фирменное наименование товарищества2) вклад каждого из участников в складочный капитал; 3)характер распределения прибыли и убытка между участниками товарищества; 4) срок функционирования товарищества . Введение нового участника в состав полного товарищества, а равным образом выход из его состава возможен только с согласия всех участников товарищества. Выбывшему участнику выплачивается стоимость части имущества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале. Ликвидируется полное товарищество на общих основаниях либо в случае выхода или смерти кого-либо из участников товарищества. Численность участников от двух до пяти. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — хозяйственное товарищество, состоящее из полных товарищей, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия. Коммандитисты — участники товарищества на вере, которые лишь вносят определенный взнос в складочный капитал товарищества и имеют право на получение определенной доли прибыли. Οʜᴎ несут лишь риск убытков. Вкладчики не имеют права участвовать в управлении, они не вправе оспаривать действия полных товарищей.Важно заметить, что для создания товарищества на вере достаточно наличия хотя бы одного полного товарища и одного вкладчика. Действует на основании учредительного договора (устава не требуется). Учр договор подписывается полными товарищами. Товарищество на вере прекращает свою деятельность либо при выбытии из него всех полных товарищей, либо при выбытии из него всех вкладчиков. 2. Хозяйственные общества — коммерческие организации, создающиеся на базе объединения капиталов участников. Хозяйственные общества могут создаваться в форме: ООО, общества с дополнительной ответственностью; АО. ООО признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по обязательствам этой организации.
Участники общества с ограниченной ответственностью несут только риск потерять свою долю, внесенную в уставный капитал. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются устав и (если учредителей не менее двух) учредительный договор.
Размещено на реф.рф
Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Учредители общества с ограниченной ответственностью не обязаны лично участвовать в его деятельности. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других участников. Участники общества с дополнительной ответственностью несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Оно вправе выпуска ценных бумаг в виде облигаций. Акционерным обществом признается организация, созданная на базе соглашения лиц, объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая своей целью получение прибыли. Акции — ценные бумаги, удостоверяющие право на получение части прибыли АО в виде дивидендов. АО должна быть создано физическими или юридическими лицами. В случае если учредителей более двух, они должны заключить письменный договор о создании АО. Договор о создании АО не является учредительным документом общества. Учредительным документом АО является его устав. АО делятся на ПАО (до 2015 г. ОАО) и ЗАО. Акции открытого и закрытого акционерного общества являются именными и бывают простыми или привилегированными. Акционерное общество вправе выпускать дополнительные акции и кумулятивные привилегированные акции. Также АО может выпускать облигации.Все акции имеют одинаковую номинальную стоимость. Количество участников открытого акционерного общества не ограничено. Количество участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти человек.Высшим органом управления акционерного общества является собрание акционеров. На собрании акционеров избирается исполнительный орган общества, который должна быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор). В акционерном обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). АО имеет устав. Реорганизация и ликвидация акционерного общества может происходить в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале или имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Производственные кооперативы (артели) — это добровольные объединения граждан или юридических лиц для совместной производственно-хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии. Число членов кооператива не должно быть менее пяти.Учредительным документом производственного кооператива является устав. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов. Кооператив не вправе выпускать акции.Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений. Член кооператива вправе в любое время выйти из кооператива, передать (продать) свой пай или его часть другому члену этого кооператива или третьему лицу. Имущество унитарных предприятий находится в государственной или муниципальной собственности. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником. Все унитарные предприятия подразделяются: Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия является устав.Ликвидация и реорганизация предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, происходит по решению собственника. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается только по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Устав такого предприятия утверждается Правительством РФ. Руководитель казенного предприятия назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом правительства.
Казенное предприятие должна быть ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.
Некоммерческие юридические лица (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц, некоммерческое партнёрство, автономные некоммерческие организации)
Некоммерческие юридические лица — организации, создаваемые для совершения социальной, благотворительной, культурной, образовательной деятельности, не имеющей в качестве своей основной цели извлечение прибыли.
Потребительский кооператив — некоммерческая организация, основанная на добровольном объединении граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Участие оформляется в виде членства. Имущество кооператива в виде уставного или паевого фонда складывается из паевых взносов членов. Учредительным документом производственного кооператива является его устав. Высшим органом управления кооперативом является собрание его членов. Собрание избирает правление кооператива и председателя правления.Примерами потребительского кооператива являются жилищно-строительные, гаражные, дачные и тому подобные кооперативы. Общественные и религиозные организации — добровольные объединения граждан только на базе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Участие оформляется в виде членства. Имущество подобных организаций формируется за счёт членских взносов и пожертвований граждан и юридических лиц. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Фондом признается не имеющая членства организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на базе добровольных имущественных взносов и преследующая достижение общественно полезных целей. Учредители фонда теряют право собственности на переданное фонду имущество и не имеют права на возврат части своего имущества, даже если оно останется после удовлетворения требований кредиторов. Устав фонда принимается учредителями фонда. Фонд коммерческой деятельностью заниматься не может. Фонд обязан ежегодно давать отчеты об использовании своего имущества. Фонд не должна быть ликвидирован добровольно по инициативе учредителей только по суду по заявлению заинтересованных лиц. Учреждения — некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных целей. Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Учреждение по сути является казенным предприятием. Большинство учреждений в Российской Федерации являются государственными или муниципальными.Учредительным документом учреждения является устав. Учреждение может заниматься предпринимательской деятельностью, в случае если это предусмотрено его уставом. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) создаются несколькими коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности и представления и защиты общих имущественных интересов. Члены объединения несут субсидиарную ответственность по его обязательствам даже в случае выхода или исключения из него в течение двух лет. Учредительными документами объединения юридических лиц являются устав и учредительный договор.
Размещено на реф.рф
Некоммерческое партнерство — основанная на членстве организация, которая учреждается гражданами или юридическими лицами для достижения социальных, благотворительных и других целей. Особенность данной организации состоит в том, что при выходе из партнерства учредители могут получить свою долю прибыли, за исключением членских взносов. Автономные некоммерческие организации — не имеющие членства организации, учрежденные гражданами или юридическими лицами для предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки.
Способы образования юридических лиц: Распорядительный — применяется, когда для создания юридического лица достаточно распоряжения собственника. Разрешительный — предполагает возникновение юридического лица с согласия того или иного компетентного государственного органа. Нормативно-явочный —Суть его в том, что одно или несколько лиц заключают договор об образовании юридического лица, создают его устав .Государственная регистрация юридического лица является завершающим этапом его образования. Она должна осуществляться в трехдневный срок со дня подачи учредительных документов. Стоит сказать, что для некоторых юридических лиц предусмотрена их регистрация в вышестоящих организациях. Государственная регистрация юридического лица необходима для возникновения его правоспособности и дееспособности.Для регистрации юридического лица требуется представить учредительные документы, протокол собрания учредителей с принятием решения о создании юридического лица, заявление о регистрации, заявление об уплате регистрационной пошлины и другие документы.
referatwork.ru