Общий взгляд на рождение индустриального запада – 8 класс — Сайт учителя истории Громовой Нины Ивановны

Содержание

ГДЗ по истории 8 класс рабочая тетрадь Данилов Давыдова Всеобщая история


ГДЗ готовые домашние задания к рабочей тетрадт Всеобщая История 8 класс Данилов Давыдова История нового времени ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) рабочей тетради необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн

Урок 1. Почему Новое время назвали новым

Основное содержание урока 1 2 3 4

Урок 2. Великая Французская революция — гильотина старому порядку

Основное содержание урока 1 2 3 4 5

Урок 3. Наука и техника превращают природу в мастерскую

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6 7

Урок 4. Капиталисты и рабочие создают капиталистическую экономику

Основное содержание урока 1 2 3 4

Урок 5. Консерваторы, либералы, социалисты спорят о будущем общества

Основное содержание урока 1 2 3 4 5

Урок 6. Искусство XIX века — зеркало меняющейся жизни

Основное содержание урока 1 Группа 1, группа 2, группа 3, группа 4

Урок 7. Создание империи Наполеона

Основное содержание урока 1 Группа 1. Экономика Франции в период правления Наполеона Группа 2. Внутренняя политика Франции в годы империи Наполеона Группа 3. Внешняя политика Франции в годы империи Наполеона 2 3 4

Урок 8. Крах империи Наполеона

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6

Урок 9. Мир после Наполеона

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6 7 8



Урок 10. Варианты развития европейских стран

Основное содержание урока 1 Группа 1. Революционный путь разрешения противоречий во Франции Группа 2. Великобритания — путь реформ Группа 3. Национально-освободительные движения и революции 2

Урок 11-12. Европейские революции 1848-1849 годов

Основное содержание урока 1 2 3 4

Урок 13. Общий взгляд на рождение индустриального Запада

Основное содержание урока 1 2 Группа 1. Экономика Группа 2. Политика Группа 3. Общественное устройство Группа 4. Культура

Урок 15. Образование национальных государств в Германии, Италии и на Балканах

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6 7 8

Урок 16. Модернизация в ведущих странах Западной Европы

Основное содержание урока 1-2 1 2

Урок 17. США в XIX веке — через гражданскую войну к мировой державе

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6 7

Урок 18. Западные колонизаторы делят мир

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6 7 8

Урок 19. Исламский Восток в XIX веке — борьба с колонизаторами

Основное содержание урока 1 Группа 1. Турция — между Западом и Востоком Группа 2. Арабский Восток — между турками и европейцами Группа 3. Персия — держава Среднего Востока 2

Урок 20. Индия — жемчужина Британской империи

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6

Урок 21. Китай в XIX веке — от империи к полуколонии

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6 7

Урок 22. Япония — от закрытой страны к европейской модернизации

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6 7

Урок 23. Бурные перемены в индустриальном обществе Запада

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6

Урок 24. Демократизация стран Запада на рубеже XIX-XX веков

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6

Урок 25. Успехи модернизации в колониальном мире

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6

Урок 26. Путь к Мировой войне

Основное содержание урока 1 2 3 4 5 6

Урок 27. Общий взгляд на мировую победу индустрии

Основное содержание урока 1 2 3

gdz-putina.info

Общий взгляд на рождение западной цивилизации (7 класс)

Дата: 27.03.2015 г.

Урок 51 (7). Тема:

Общий взгляд на рождение западной цивилизации

Цели урока по линиям развития:

1-я и 2-я линия развития. Картина мира в фактах и понятиях. Учить выделять и обобщать признаки западной цивилизации в раннее Новое время.

3-я линия развития. Историческое мышление. Учить выделять причины, которые привели к изменению католической европейской цивилизации в европейскую цивилизацию Нового времени.

4-я и 5-я линии. Давать собственную оценку итогам развития европейской цивилизации.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Выдвижение темы урока.

— Откройте оглавление учебника. Назовите раздел, по которому мы с вами работали.

— На уроках истории западной Европы мы успели познакомиться с какими государствами?

— Мы многое узнали об этих государствах. Как же должна звучать тема нашего урока сегодня? (Общий взгляд на развитие европейской цивилизации). откройте тетрадь и запишите тему урока.

III. Создание проблемной ситуации

IV. Формулирование проблемы.

— Какой вывод можем сделать по первому документу?

— Какой вывод по второму документу?

— Какое наблюдается противоречие?

— Какую проблему будем решать?

V. Создание плана урока

— Для того чтобы ответить на вопрос урока мы должны составить план. На какие вопросы мы должны ответить для начала?

— Что мы уже знаем?

— Что нам надо узнать?

— Изучая историю развития тех или иных государств мы с вами работаем по определенному плану. Какой же план будет на уроке?

VI. Поиск решения

— Для того чтобы сэкономить время на поиск решения мы с вами разделились на группы. Каждая группа будет работать по своему направлению.

1-я группа

(первую часть задания выполняют в тетради письменно, вывод делают устно)

– Сравните структуру общества средневековой католической цивилизации (до 1492 года) и западной цивилизации Нового времени (на конец XVII века). Сделайте вывод, в каком обществе, на ваш взгляд, человеку легче было достичь благополучия, вести достойную жизнь?

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

2-я группа

(задание делают письменно в тетради, вывод устно)

– Выделите признаки в сельском хозяйстве, городском производстве, торговле, которыми западная цивилизация Нового времени отличается от средневековой католической цивилизации. Сделайте вывод, каких признаков было сформировано в Новое время больше.

Что можно сказать о скорости распространения признаков разрушения аграрного общества в странах, относящихся к западной цивилизации?

– Какой вывод мы можем сделать по проблеме урока?

3-я группа

(таблицу заполняем письменно, вывод делаем устно)

– Составьте в тетради таблицу со с. 157 учебника. Сделайте вывод, в какой стране, по вашему мнению, были крепче государство и законность, где у человека было больше шансов отстоять свои интересы и права?

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

4-я группа

– В своих тетрадях заполните вторую колонку таблицы «Изменения в мировоззрении европейцев» (с. 31). На ваш взгляд, в Европе произошла смена одной цивилизации на другую?

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

После работы в группах представители групп сообщают, к каким результатам пришла группа, после этого делают вывод.

VII. Применение знаний

— В тетради каждый записывает вывод в свои схемы.

— Какой вывод мы теперь можем сделать по проблеме урока?

Если позволяет время решаем жизненную ситуацию.

VIII. Домашнее задание и выставление оценок.

— Дома вам предстоит подготовится к контрольной работе. Вспомните основные даты и события. Кроме этого, обратите внимание на факты, события, о которых шла речь на уроке.

infourok.ru

Trojden | Европейские революции 1848-1849 годов: Данилов Д. Д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Афиши, расклеенные в Париже в феврале 1848 года:

«Граждане! Луи-Филипп велит убивать вас, как Карл X. Пусть же он отправляется за Карлом X!»

Из ответа короля Баварии Вильгельма I на предложение направить кавалерию против бунтующих крестьян и горожан (весна 1848 года):

«Нет возможности идти верхом против идей».

Выкрики из толпы ремесленников, рабочих и студентов, собравшихся 13 марта 1848 года у здания, где присутствовал глава правительства Австрии Меттерних:

«Долой Меттерниха!»

Выкрики из толпы горожан, собравшейся в Венеции перед зданием австрийской администрации (март 1848 года):

«Смерть австрийцам!», «Да здравствует свободная Италия!»

Сравните время и место появления этих документальных свидетельств. Какой возникает вопрос? (Авторский вариант — с. 303).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

• Объясните значение слов: аграрное общество, модернизация, революция, реформа, капиталистические отношения, феодальные отношения, буржуазия, пролетариат, кризис перепроизводства, монархия (абсолютная и конституционная), республика.

Когда произошла и чем закончилась Великая французская революция? (Введение) Где произошли и чем закончились революции 1820-1830-х годов? (§ 7, 8)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Франция: через Вторую республику ко Второй империи

• В тетради или текстовом редакторе начните заполнять таблицу «Европейские революции 1848-1849 годов».

 

Франция

Германские земли

Австрийская империя

Итальянские земли

Общественные противоречия — причины революции

    

Революционные изменения

  
 
 

Итоги революции

    

После июльской революции 1830 года средние и мелкие буржуа по-прежнему не имели возможности влиять на власть во Франции. Между тем с продолжением промышленного переворота их роль в экономике страны усиливалась. Фабриканты были недовольны и высокими таможенными пошлинами, и расстройством финансов в государстве. Нелегко жилось наёмным рабочим. Их трудовой день продолжался от 12 до 18 часов в сутки. Зарплата была так низка, что работники едва могли прокормить семью. Если они заболевали и на некоторое время прекращали работать, то для их домочадцев это было настоящей трагедией — семья начинала голодать. По описанию современников, жилища наёмных рабочих оставляли тяжёлое впечатление: полутёмные, душные комнаты без мебели, расположенные в полуподвалах или на чердаках, с сырыми стенами и грязными лестницами. Интеллигенты, мелкие и средние буржуа стали собираться на банкетах, где произносили пламенные речи с критикой действий правительства и провозглашали тосты за «неотъемлемые права рабочих». Правительство короля Луи-Филиппа Орлеанского запретило банкеты.

Сталелитейный завод. Худ. М. Люс

Взятие Шато Д’О в 1848 году

Ламартин у Отеля-де-Вилль отвергает красный флаг. 25 февраля 1948 г. Худ. Ф. Филиппото

В 1846-1847 годах Европу охватил экономический кризис перепроизводства. Предприятия временно останавливались, рабочие оказывались на улице, прибыль хозяев фабрик резко сокращалась, замирала торговля. В феврале 1848 года жители Парижа вышли на улицы, требуя проведения реформ и замены монархии республикой. Поздним вечером 23 февраля охранявшие здание министерства иностранных дел королевские войска открыли огонь по толпе рабочих. Несколько десятков человек были убиты и ранены. Ночью тела погибших были погружены на телегу, при свете факелов их возили по рабочим кварталам. Утром началось настоящее восстание. Для строительства баррикад в ход шли спиленные деревья, разбитые фонари; люди вооружались камнями, вывороченными из мостовых… Повсюду в городе были расклеены афиши: «Граждане! Луи-Филипп велит убивать вас, как Карл X. Пусть же он отправляется за Карлом X!»

Король Луи-Филипп отрёкся от престола и спешно покинул город. В Тюильрийский дворец с возгласами «Да здравствует республика!» ворвалась толпа рабочих. Для управления государством было создано временное правительство из депутатов бывшего парламента, которые придерживались либеральных и даже социалистических взглядов. Правительство объявило всеобщее избирательное право для мужчин и провело выборы в Учредительное собрание. Не дожидаясь его созыва, Временное правительство объявило Францию республикой (Второй республикой) и предоставило населению полную свободу слова и собраний. В городах появилось множество политических клубов. По требованию рабочих был издан декрет о праве на труд, в котором говорилось о необходимости «обеспечить работу для всех граждан», была образована правительственная комиссия по разрешению конфликтов между рабочими и предпринимателями. Рабочий день был сокращен до 10-11 часов. Для уменьшения числа безработных были открыты национальные мастерские, где работники занимались уборкой улиц и площадей, посадкой деревьев, строительством дорог и получали от государства жалованье — 2 франка в день.

Заседание Учредительного собрания, провозгласившего Францию республикой

На выборах в Учредительное собрание большинство французов — мелкие городские буржуа и крестьяне-собственники — проголосовали за либерально-республиканских депутатов, отдав им 500 мест; 300 мест получили либерально-монархические депутаты. Депутатом стал даже Луи-Наполеон Бонапарт — племянник императора Наполеона I. Из 800 депутатов рабочих представляли только 18, большинство же были владельцами фабрик и земель. Начав работу в мае 1848 года, Учредительное собрание провозгласило полное гражданское равенство и объявило собственность неприкосновенной.

Беднота Парижа, собранная в национальных мастерских, была недовольна составом Учредительного собрания. В мае десятки тысяч рабочих, ведомые социалистами, ворвались в зал собрания и попытались его распустить. Однако солдаты, верные Учредительному собранию, разогнали мятежников и арестовали их лидеров — социалистов. Вскоре новое правительство решило реорганизовать национальные мастерские — «рассадник безвластия и мятежей» — и постановило отправить холостых рабочих 18—25 лет в армию, а остальных — на земляные работы в провинцию.

В ответ в Париже в июне 1848 года вспыхнуло восстание рабочих, теперь направленное уже против буржуазного правительства. Четыре дня 40-45 тыс. рабочих боролись на баррикадах против правительственных войск. Они говорили: «Лучше погибнуть от пули в Париже, чем ехать умирать от лихорадки в Солони вдали от семьи». Со всех концов страны в город стягивались войска. Возглавивший их генерал Ковеньяк после нескольких дней боёв сумел подавить восстание. Полицией были арестованы 25 тыс. человек. Чтобы определить участников восстания, арестованных внимательно отсматривали, ища на их лицах и руках следы пороха или пытаясь обнаружить синяки и ссадины, которые остаются на пальцах, когда взводится курок. Зачинщиков восстания расстреливали и сбрасывали с моста в Сену.

Июньские баррикады в Париже в 1848 году. Худ. Н. Габэ

Император Наполеон III. Худ. Ф. Винтерхальтер

Опасаясь новых выступлений, правительство ограничило свободу печати и собраний, распустило национальные мастерские. Постепенно был восстановлен 11-12-часовой рабочий день. Для пополнения казны на крестьян возлагался дополнительный налог на землю. Многие торговцы и лавочники, лишившись своего имущества во время беспорядков, разорялись и попадали в тюрьмы за долги. Принятая Учредительным собранием конституция Второй республики помимо законодательного парламента учреждала пост президента, которому вручалась вся исполнительная власть.

Среди мелкой буржуазии и крестьянства многие были недовольны как социалистами, устраивавшими бунты, так и либеральным правительством Учредительного собрания. Они мечтали о сильной власти, которая могла бы защитить их собственность, навести порядок. На всеобщих выборах президента в декабре 1848 года 3/4 избирателей проголосовали за Луи-Наполеона (более 5 млн голосов), который намного опередил кандидата от правительства — генерала Ковеньяка (0,3 млн голосов).

Став президентом, Луи-Наполеон и его сторонники-бонапартисты стали агитировать французов восстановить в стране монархию во главе с «крестьянским императором». В декабре 1851 года президент отдал приказ об аресте своих политических противников и роспуске парламента. В Париже известие о государственном перевороте было встречено довольно спокойно. В 1852 году было проведено всеобщее голосование, и 7 млн французов против 0,2 млн провозгласили президента наследственным императором Наполеоном III (1851—1870). При императоре существовал избранный парламент, но большинство законов принималось без него. Все министры, чиновники и генералы назначались только императором. Во Франции были ограничены свобода слова и собраний, недовольных либералов бросали в тюрьмы или высылали в колонии.

В результате революции 1848—1849 годов во Франции была установлена Вторая республика, которую сменила Вторая империя.

2. Революции в германских государствах

• Продолжите заполнять таблицу «Европейские революции 1848-1849 годов» (см. пункт 1). • Сделайте вывод о причинах одновременности европейских революций.

В 1820-1840-х годах в Германии строились новые железные дороги, всё больше мануфактур оснащалось паровыми машинами, механизмами и превращалось в фабрики. Немецкие капиталисты — бюргеры, стремясь защитить свои товары от иностранной конкуренции и высоких налогов, проявляли всё более пристальный интерес к участию в государственной власти. Между тем даже в тех немецких государствах, где действовали конституции, парламенты избирались в основном землевладельцами, министры же назначались только монархами. Были ограничены свобода слова, собраний, сохранялись дворянские привилегии. Промышленные рабочие всё чаще организовывали забастовки, требуя от капиталистов улучшения условий труда. Мелкие ремесленники и торговцы, которых разоряло массовое производство дешёвых промышленных товаров, требовали от властей защитить их имущество. Основная масса населения — крестьяне — постепенно разделялась на зажиточных фермеров, преуспевающих в рыночной конкуренции, и на бедняков. При этом во многих немецких землях крестьяне продолжали платить дворянам-помещикам феодальный оброк и не имели прав собственности на землю.

Все эти противоречия обостряло ещё и то обстоятельство, что Германия по условиям Венского конгресса была по-прежнему раздроблена на десятки разных государств, которые лишь формально объединялись в Германском союзе. Многие буржуа, интеллигенты, наёмные рабочие стремились к образованию единого национального государства в форме демократической республики. Однако короли и князья не желали лишаться своих тронов, а дворяне — своих привилегий. На севере Германии рассматривали вариант объединения всех германских земель вокруг Пруссии. Мощное, быстро развивающееся королевство усилило своё влияние в 1836 году, когда выступило главным создателем Таможенного союза большинства немецких земель. В этот союз не вошла Австрия. Её претензии на лидерство в деле объединения осложнялись тем, что кроме немецких земель в состав этой империи входили территории венгров, румын, чехов, словаков, западных украинцев, южных славян.

Уличные бои на Александерплац в Берлине в 1848 году во время немецкой революции

Прусские войска подавляют революционные выступления

Споры вокруг проблем и противоречий, связанных с объединением, обострились, когда до Германии докатился мировой экономический кризис перепроизводства 1846-1847 годов. Уже в первые месяцы 1848 года в Германии всё чаще звучали слова о необходимости объединения страны и создания единого всегерманского парламента. После получения первых известий из Парижа, по словам современников, «в высшей степени взволновались все классы немецкого общества». В княжестве Баден горожане вышли на уличные демонстрации и заставили герцога Леопольда согласиться с требованиями свободы слова, вооружения народа, введения суда присяжных, замены неугодных обществу министров, участия в созыве германского парламента. На аналогичные уступки были вынуждены пойти правители Гессен-Дармштадта, Вюртемберга, Баварии.

Волнения докатились до столицы Пруссии — Берлина. «Маннгеймская газета» сообщала о ситуации в те дни: «Кто знаком с настроением рабочих, тот знает, что надвигается ураган, по сравнению с которым французская буря — только дуновение ветра». Королю Фридриху Вильгельму IV была вручена петиция с требованиями амнистии заключённых, равенства граждан перед законом, политических свобод и немедленного созыва парламента. Растерявшийся монарх не знал, что ему делать. Он признавался, что переживает «ужасный момент» в своей жизни, и просил русского императора Николая I о скорейшем введении войск в Германию.

Немецкие буржуа сдают оружие прусским солдатам

На берлинских баррикадах

Тем временем на улицах Берлина начались кровопролитные столкновения правительственных войск и восставших. Собравший в тот день за столом придворных Фридрих Вильгельм был удручён, подавлен и не скрывал этого. «Кушайте, господа, не обращайте на меня внимания, — говорил король, — мне вся эта история стоит поперёк горла». Представители 13 районов города предъявили Вильгельму новые требования, касавшиеся вывода войск из Берлина и вооружения бюргеров. Король пошёл на уступки. Он обещал поднять вопрос о создании конституции, отменил цензуру, назначил созыв ландтага (прусского парламента) на 2 апреля. Но кровопролитных столкновений избежать не удалось. Защищая дворец Фридриха Вильгельма, окружённый демонстрантами, солдаты со штыками наперевес разогнали народ. На улицах Берлина выросли баррикады, в городе ни на минуту не утихал набат, свист пуль сменялся грохотом артиллерийских орудий. Королю было доложено: «Корона готова упасть с вашей головы». 19 марта Фридрих Вильгельм отдал приказ о выводе королевских войск из Берлина и обратился к своим подданным с призывом разобрать баррикады на улицах города. По свидетельству очевидцев, приближённые монарха спешно брили бороды, чтобы не быть узнанными. По требованию восставших Фридрих Вильгельм был вынужден обнажить голову перед убитыми в боях повстанцами, тела которых были доставлены к королевскому дворцу. 2 апреля открылось заседание ландтага. На нём были подтверждены завоёванные в ходе народных выступлений гражданские свободы, объявлено о всеобщем избирательном праве, обсуждён проект конституции Пруссии.

Между тем революция продолжалась. Весной 1848 года крестьяне повсеместно вооружались косами, топорами и вилами, нападали на замки помещиков и сжигали документы и книги с записями феодальных повинностей. Новые правительства немецких государств пошли на уступки и отменили большинство феодальных повинностей. В апреле 1848 года в Бадене и Берлине произошли выступления рабочих с требованием провозглашения республики, но они потерпели поражение.

Либералы, вошедшие в состав правительств немецких государств, организовали весной 1848 года выборы в общенемецкое Национальное собрание. Оно начало работу 18 мая 1848 года во Франкфурте-на-Майне и вошло в историю как Франкфуртский парламент. Депутатами были избраны в основном либеральные чиновники, юристы, врачи, профессора университетов. За год, к марту 1849 года, была выработана конституция единого Германского государства. Отдельные государства сохраняли свои правительства, но объединялись в империю во главе с императором и парламентом — рейхстагом. За всеми немцами признавались равные гражданские права и свободы.

Императорский трон был предложен Фридриху Вильгельму IV, но он отказался, заявив: «Та корона, которую мог бы принять Гогенцоллерн… не может быть делом рук собрания, выросшего на почве революции». Вслед за прусским королём конституцию отвергли остальные немецкие монархи. В нескольких городах Германии вспыхнули антимонархические восстания в поддержку конституции, но они были подавлены. Короли отправили в отставку своих либеральных министров. Правительство Вюртемберга разогнало депутатов Франкфуртского парламента. В Пруссии король взамен демократической конституции ввёл свою. Теперь он мог отменить любой закон прусского парламента. При выборах депутаты делились на три курии (избирательные группы), и состоятельные люди избирали больше депутатов, чем основная масса небогатого населения.

Революция утвердила в Германии конституционный строй, права и свободы граждан, но не смогла добиться объединения страны.

3. Революция в Австрийской империи

• Продолжите заполнять таблицу «Европейские революции 1848-1849 годов» (см. пункт 1). • Сделайте вывод о причинах одновременности европейских революций.

В 1820—1840-х годах политику многонациональной Австрийской империи определял канцлер Клеменс Меттерних, которому всецело доверял абсолютный монарх — Фердинанд I (1835-1848). Полиция следила, чтобы никто и нигде не высказывал либеральных и конституционных идей, вскрывала частные письма. Все неблагонадёжные люди подвергались тайным судам. К неудовольствию либерально настроенных студентов и преподавателей, все школы были поставлены под контроль церковных служителей. Несмотря на то что Меттерних, опасаясь рабочих волнений, запрещал строительство больших фабрик, в стране появились предприятия, на которых применялись паровые машины. Строились первые железные дороги, по Дунаю открылось пароходное сообщение. Буржуазия стремилась получить доступ к власти, а рабочие — улучшить своё положение. Развитие рынка подталкивало дворян-помещиков продавать больше продукции. Поэтому, используя сохраняющееся крепостное право, дворяне увеличивали феодальные повинности. Это приводило к обнищанию основной массы населения — крестьян. Народы, входившие в Австрийскую империю, всё отчётливее осознавали себя самостоятельными нациями. Их лидеры требовали права обучаться на родных языках или даже желали образовать независимые государства.

Мировой экономический кризис 1846-1847 годов в Австрии совпал с тремя неурожайными годами подряд. Массовый голод и безработица охватили империю. После получения сообщений о революции в Париже улицы Вены наполнились людьми, взволнованно обсуждавшими текущие события. 13 марта 1848 года в городе открылось заседание ландтага Нижней Австрии. Сотни р

trojden.com

Конспект «Своя игра» для 8 класса по разделу » Рождение индустриального Запада»

II. Повторение изученного материала.

Что изучали в разделе 1?

Какие основные события вы можете выделить?

Каких основных деятелей вы можете вспомнить

III Постановка учебной задачи. Объявление темы урока.

Определение темы, постановка учебных задач урока:

Сегодня нам с вами предстоит обобщить наши с вами знания по разделу 1 «Рождение индустриального Запада». Каждый из вас может за сегодня заработать свое количество баллов и определить свой уровень в историческом знании:

  1. Меня здесь не было

  2. Что-то где-то слышал

  3. Внимательно слушал, но есть пробелы

  4. Мастер

Тема нашего урока сегодня «Рождение индустриального Запада» (запись в тетрадь).

III. Изучение нового материала.

Вопросы 1 тура «Особенности западной цивилизации XIXвека»

  1. Наука превращает природу в мастерскую

  1. Первое научное объяснение механической картины мира связано с трудами … ( Ньютон, Лейбниц, Лаплас)

  2. Создателем периодической системы является? (Дмитрий Менделеев)

  3. Автором эволюционной теории развития жизни является? (Чарльз Дарвин)

  4. Автором высказывания «Я мыслю, а значит я существую!» является? (Рене Декард)

  5. На смену мануфактурам пришли ткацкие фабрики, оснащенные…(механическая прялка, механические ткацкие станки, паровые машины)

  6. Первое в мире судно с паровым двигателем носило название …(пароход «Клермон»)

  7. В 1852 году этот механик собрал первый в мире Дирижабль. (Анри Жифар)возможности электричества позволили Александру Беллу изобрести…(Телефон)

  8. Томас Эдисон сумел создать…( систему электрического освещения)

  1. Капитал обретает экономику

  1. 1796г. ( изобретена прививка от оспы)

  2. 1830-е гг. американские фермеры изобрели… (механическую косилку и жатку)

  3. Демографический взрыв – это…(резкий рост населения)

  4. 1863г. в Лондоне открыли первое в мире …(метро)

  5. Капиталисты – это …

  6. Средний класс – это…

  7. Пролетариат – это…

  1. Спор о будущем обществе

  1. Представители консерваторов (Жозеф де Местр, Николай Михайлович Карамзин)

  2. Представители либералов (Джон Стюарт Милле, Бенджамин Констан)

  3. Представители социалистов ( Шарль Фурье, Анри Сен Симон, Роберт Оуэн)

  4. Марксизм – это

  5. Анархизм — это

  6. Первый интернационал был создан …( в 1864г.)

  1. « Зеркало» меняющейся жизни

  1. Классицизм – это

  2. Романтизм – это

  3. Реализм – это

  4. Импрессионизм – это

  5. Эклектика – это

  6. Представителем какого направления стиля являлся Оноре де Бальзак? (реализм)

Вопросы 2 тура «Разрушение традиционного общества в Европе (1800-1850гг)

  1. Создание империи Наполеона

  1. 1799 (установление во Франции диктатуры Наполеона Бонапарта + промышленный переворот)

  2. 1804 (Наполеон провозглашен «императором Французской республики» + принятие «гражданского кодекса» во Франции)

  3. 1805 (Битва у Трафальгар + битва у Аустерлице)

  4. 1806 (объявление континентальной блокады Англии)

  5. 1808 (подчинение Наполеону Испании)

  6. 1809 (поражение 5-й антифранцузской коалиции

  1. Крах империи Наполеона

  1. Сражение под Бородином (7 сентября(26 августа) 1812г)

  2. Французская армия вступила на территорию Российского государства ( 12 июня 1812года)

  3. Наполеон покинул Россию (5 декабря 1812г)

  4. 100 дней — это…

  5. Битва при Ватерлоо состоялась ( 18 июня 1815г)

  6. Кто такой Кутузов?

  1. Правила Венского конгресса

  1. Венский конгресс состоялся ( сентябрь 1814г)

  2. Создание священного союза (14 сентября 1815г)

  3. Революция в Испании проходила (1820-1823гг)

  4. Состав священного союза (Россия, Австрия, Пруссия, Англия)

  5. Революция в Неаполитанском королевстве (1820 – 1821)

  6. После Венского конгресса Франция вернулась …( к границам 1792 года)

  1. Варианты развития европейских стран

  1. Придя к власти этот правитель повысил налоги, распустил парламент и закрыл либеральные газеты(Карл Х)

  2. В результате июльского переворота 1830г. Карл Х отрекся от престола в пользу…(Луи- Филиппа Орлеанского)

  3. Верхняя и нижняя пала в английском парламенте – это (палата лордов и палата общин)

  4. 1836 году в Лондоне рабочие и журналисты создали… ( Ассоциацию рабочих)

  5. Движение рабочих в Англии называлось … ( Чартистское )

  6. Перечислите участников национально -освободительных движений и революций . ( Королевство Бельгии , Польша, Сербское княжество, королевство Греции, королевство Румыния )

  1. Европейские революции 1848- 1849

Таблица революции( проверка)

multiurok.ru

1. Особенности западной цивилизации XIX в. (1800-1880-е гг.)

Всеобщая и Российская история Нового времени

Модули 1 и 2: учебник «Всеобщая история Нового времени», авт.: Данилов Д.Д. и др.

Модули 3 и 4: учебник «История России XIX – начала XX веков», авт.: Данилов Д.Д. и др.

(При желании возможна комбинированная перестановка модулей Всеобщей и Российской истории: 1–3–2–4;

а также создание объединенных модулей Всеобщей и Российской истории, в которых уроки будут объединяться внутри тем).

интегрированного (перекрёстного) планирования

всеобщей истории и истории России в 8-м классе


Уроки

Модули, темы


Кол-во часов

Материал

в учебнике

Всеобщ. /

Рос.


Ведущие формируемые УУД

ВВЕДЕНИЕ

Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать.

Вырабатывать уважительное отношение

к непохожим на себя.

Определять цель деятельности, проблему,

выдвигать версии, планировать.

Оценивать степень достижения цели.

Аргументированно излагать своё мнение,

понимать позицию другого.

Преодолевать конфликты.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Вырабатывать свои мировоззренческие позиции


1

Почему Новое время назвали «новым»?

1

Введение 1

2

Век просвещения – гильотина «старому порядку».

1

Введение 2

МОДУЛЬ 1. Рождение индустриального Запада

Раздел 1

Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX в. (1800–1880-е гг.)

Глава 1

3

Наука и техника превращают природу в мастерскую.

1

§ 1

4

Капиталисты и рабочие создают капиталистическую экономику.

1

§ 2

5

Консерваторы, либералы и социалисты спорят о будущем общества.

1

§ 3

6

Искусство XIX в. – «зеркало» меняющейся жизни.

1

§ 4

Тема 2. Разрушение аграрного общества в Европе (1799–1849 гг.)

Глава 2

7

Создание империи Наполеона.

1

§ 5

8

Крах империи Наполеона.

1

§ 6

9

Венский конгресс – новая система международных отношений.

1

§ 7

10

Варианты развития европейских стран.

1

§ 8

11

Европейские революции 1848–1849 гг.

1

§ 9–10

12

Европейские революции 1848–1849 гг. (продолжение).

1

§ 9–10 (прод.)

13

Повторительно-обобщающий урок

«Общий взгляд на рождение индустриального Запада».


1

Последние стр. раздела

14

Урок-контроль по модулю 1.

1

МОДУЛЬ 2. Мировая победа индустрии

Раздел 2

Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать.

Вырабатывать уважительное отношение

к непохожим на себя.

Определять цель деятельности, проблему,

выдвигать версии, планировать.

Оценивать степень достижения цели.

Аргументированно излагать своё мнение,

понимать позицию другого.

Преодолевать конфликты.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Вырабатывать свои мировоззренческие позиции


Тема 3. Модернизация стран Запада к 1880-м гг.

Глава 3

15

Новые национальные государства в Европе.

1

§ 11

16

Модернизация лидеров Западной Европы.

1

§ 12

17

США в XIX веке – через Гражданскую войну к мировой державе.

1

§ 13

Тема 4. Мир за пределами Западной цивилизации (1800–1880-е гг.)

Глава 4

18

Западные державы колонизируют мир.

1

§ 14

19

Исламский Восток в XIX в. – борьба с колонизаторами.

1

§ 15

20

Индия – «жемчужина в короне Британской империи».

1

§ 16

21

Китай в XIX веке – от империи к полуколонии.

1

§ 17

22

Япония – от закрытой страны к европейской модернизации.

1

§ 18

Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIXXX вв.)

Глава 5

23

Бурные перемены в индустриальном обществе Запада.

1

§ 19

24

Демократизация стран Запада на рубеже XIX–XX вв.

1

§ 20

25

Успехи модернизации в колониальном мире.

1

§ 21

26

Путь к мировой войне.

1

§ 22

27

Повторительно-обобщающий урок

«Общий взгляд на победу индустриального общества».


1

Последние стр. раздела

28

Урок-контроль по модулю 2.

1

МОДУЛЬ 3. Нужна ли России модернизация?

Раздел 1

Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать.

Вырабатывать уважительное отношение

к непохожим на себя.

Определять цель деятельности, проблему,

выдвигать версии, планировать.

Оценивать степень достижения цели.

Аргументированно излагать своё мнение,

понимать позицию другого.

Преодолевать конфликты.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Вырабатывать свои мировоззренческие позиции


Тема 6. Выбор пути развития России при Александре I (1801–1825)

Глава 1

29

Какова роль России в семье мировых цивилизаций?

1

Введение

30

Либеральные реформы Александра I.

1

§ 1

31

Направления внешней политики Александра I.

1

§ 2

32

Начало Отечественной войны 1812 г.

1

§ 3

33

Победа в Отечественной войне 1812 г.

1

§ 4

34

Россия после победы над Наполеоном.

1

§ 5

35

Восстание декабристов – разрыв государства и общества.

1

§ 6

Тема 7. Консервативный путь развития Россия при Николае I (1825–1855)

Глава 2

36

Начало промышленного переворота в России.

1

§ 7

37

Абсолютизм Николая I – русский консерватизм.

1

§ 8

38

Осмелившиеся противостоять «николаевской системе».

1

§ 9

39

Начало «золотого века» русской культуры.

1

§ 10–11

40

Начало «золотого века» русской культуры (продолжение).

1

§ 10–11 (прод.)

41

Военные победы Николая I.

1

§ 12

42

Повторительно-обобщающий урок

«Общий взгляд на проблемы модернизации России».


1

Последние стр. раздела

43

Урок-контроль по модулю 3.

1

МОДУЛЬ 4. Ускоренная модернизация России

Раздел 2

Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать.

Вырабатывать уважительное отношение

к непохожим на себя.

Определять цель деятельности, проблему,

выдвигать версии, планировать.

Оценивать степень достижения цели.

Аргументированно излагать своё мнение,

понимать позицию другого.

Преодолевать конфликты.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Вырабатывать свои мировоззренческие позиции


Тема 8. Освободительные реформы Александра II (1855–1881)

Глава 3

44

Крымская война – поражение николаевской России.

1

§ 13

45

Подготовка «освободительных» реформ.

1

§ 14

46

Отмена крепостного права – великая реформа 1861 г.

1

§ 15

47

От освобождения крестьян к «освободительным» реформам.

1

§ 16

48

Первые результаты «освободительных реформ» 1860–1870-х гг.

1

§ 17

49

Расширение Российской империи при Александре II.

1

§ 18

50

Вершины Золотого века русской культуры.

1

§ 19

51

Споры о путях развития пореформенной России.

1

§ 20

52

Завершение эпохи «освободительных реформ».

1

§ 21

Тема 9. Россия на рубеже XIXXX веков – между реформами и революцией

Глава 4

53

Консервативный курс Александра III.

1

§ 22

54

Российские деревни и города на рубеже веков.

1

§ 23

55

От Александра III к Николаю II – будет ли революция?

1

§ 24

56

Победы и поражения России на рубеже XIX–XX вв.

1

§ 25

57

Начало первой российской революции – 1905 г.

1

§ 26

58

К чему стремились политические партии России?

1

§ 27

59

Самодержавное правительство и революционный парламент.

1

§ 28

60

Столыпинские реформы – новый вариант модернизации России.

1

§ 29

61

«Серебряный век» русской культуры.

1

§ 30

62

Повторительно-обобщающий урок

«Общий взгляд на ускоренную модернизацию России».


1

Последние стр. раздела

63

Урок-контроль по модулю 4.

1

64

Урок: Обобщающее повторение по Новой истории России и мира.

1

65

Итоговый урок-контроль.

1

ИТОГО ЧАСОВ:

65

РЕЗЕРВ, ЧАСЫ ПО ВЫБОРУ УЧИТЕЛЯ

3

Уроки

Модули, темы

Кол-во часов

Материал

в учебнике

Всеобщ. /

Рос.


Ведущие формируемые УУД

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать.

Вырабатывать уважительное отношение

к непохожим на себя.

Определять цель деятельности, проблему,

выдвигать версии, планировать.

Оценивать степень достижения цели.

Аргументированно излагать своё мнение,

понимать позицию другого.

Преодолевать конфликты.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Вырабатывать свои мировоззренческие позиции


1

Почему Новое время назвали «новым»?

1

Введение 1

2

Век просвещения – гильотина «старому порядку»

1

Введение 2

3

Какова роль России в семье мировых цивилизаций?

1

Введение

МОДУЛЬ 1. Индустриальный Запад и аграрная Россия

Раздел 1

Тема. Особенности западной цивилизации XIX в. (1800–1880-е гг.)

Глава 1

4

Наука и техника превращают природу в мастерскую.

1

§ 1

5

Капиталисты и рабочие создают капиталистическую экономику.

1

§ 2

6

Консерваторы, либералы и социалисты спорят о будущем общества.

1

§ 3

7

Искусство XIX в. – зеркало меняющейся жизни.

1

§ 4

Тема. Россия и Европа в эпоху Наполеоновских войн (1800–1825 гг.)

Глава 2

Гл.1


8

Создание империи Наполеона.

1

§ 5

9

Либеральные реформы Александра I.

1

§ 1

10

Россия и Европа в начале Наполеоновских войн.

1

§ 2

11

Начало Отечественной войны 1812 г.

1

§ 3

12

Победа в Отечественной войне 1812 г.

1

§ 4

13

Крах империи Наполеона.

1

§ 6 (часть)

14

Венский конгресс – новая система международных отношений.

1

§ 7

15

Россия после победы над Наполеоном.

1

§ 5

16

Восстание декабристов – разрыв государства и общества.

1

§ 6

Тема. Революционная Европа и консервативная Россия (1825-1850-е гг.)

Глава 2

Гл. 3


17

Варианты развития европейских стран.

1

§ 8

18

Европейские революции 1848–1849 гг.

1

§ 9–10

19

Европейские революции 1848–1849 гг. (продолжение).

1

§ 9–10 (прод.)

20

Начало промышленного переворота в России.

1

§ 7

21

Абсолютизм Николая I – русский консерватизм.

1

§ 8

22

Осмелившиеся противостоять «николаевской системе».

1

§ 9

23

Начало Золотого века русской культуры.

1

§ 10–11

24

Начало Золотого века русской культуры (продолжение).

1

§ 10–11 (прод.)

25

Военные победы Николая I.

1

§ 12

26

Повторительно-обобщающий урок

«Общий взгляд на индустриальный Запад и аграрную Россию».


1

Последние стр. разделов

27

Урок-контроль по модулю 1.

1

МОДУЛЬ 2. Ускоренная модернизация России и мира

Раздел 2

Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать.

Вырабатывать уважительное отношение

к непохожим на себя.

Определять цель деятельности, проблему,

выдвигать версии, планировать.

Оценивать степень достижения цели.

Аргументированно излагать своё мнение,

понимать позицию другого.

Преодолевать конфликты.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Вырабатывать свои мировоззренческие позиции


Тема. Модернизация стран Запада к 1880-м гг.

Глава 3

28

Новые национальные государства в Европе.

1

§ 11

29

Модернизация лидеров Западной Европы.

1

§ 12

30

США в XIX в. – через Гражданскую войну к мировой державе.

1

§ 13

Тема. Мир за пределами Западной цивилизации (1800–1880-е гг.)

Глава 4

31

Западные державы колонизируют мир.

1

§ 14

32

Исламский Восток в XIX в. – борьба с колонизаторами.

1

§ 15

33

Индия – «жемчужина в короне Британской империи».

1

§ 16

34

Китай в XIX в. – от империи к полуколонии.

1

§ 17

35

Япония – от закрытой страны к европейской модернизации.

1

§ 18

Тема. Освободительные реформы Александра II (1855–1881 гг.)

Глава 3

36

Крымская война – поражение николаевской России.

1

§ 13

37

Подготовка «освободительных» реформ.

1

§ 14

38

Отмена крепостного права – великая реформа 1861 г.

1

§ 15

39

От освобождения крестьян к «освободительным» реформам.

1

§ 16

40

Первые результаты «освободительных реформ» 1860–1870-х гг.

1

§ 17

41

Расширение Российской империи при Александре II.

1

§ 18

42

Вершины Золотого века русской культуры.

1

§ 19

43

Споры о путях развития пореформенной России.

1

§ 20

44

Завершение эпохи «освободительных реформ».

1

§ 21

45

Повторительно-обобщающий урок

«Общий взгляд на ускоренную модернизацию России и мира».


1

Последние стр. разделов

46

Урок-контроль по модулю 2.

1

МОДУЛЬ 4. Проблемы индустриального мира

Раздел 1

Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать.

Вырабатывать уважительное отношение

к непохожим на себя.

Определять цель деятельности, проблему,

выдвигать версии, планировать.

Оценивать степень достижения цели.

Аргументированно излагать своё мнение,

понимать позицию другого.

Преодолевать конфликты.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Вырабатывать свои мировоззренческие позиции


Тема. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIXXX вв.)

Глава 5

47

Бурные перемены в индустриальном обществе Запада.

1

§ 19

48

Демократизация стран Запада на рубеже XIX-XX веков.

1

§ 20

49

Успехи модернизации в колониальном мире.

1

§ 21

50

Путь к мировой войне.

1

§ 22

Тема. Россия на рубеже XIXXX вв. – между реформами и революцией

Глава 4

51

Консервативный курс Александра III.

1

§ 22

52

Российские деревни и города на рубеже веков.

1

§ 23

53

От Александра III к Николаю II – будет ли революция?

1

§ 24

54

Победы и поражения России на рубеже XIX–XX вв.

1

§ 25

55

Начало первой российской революции – 1905 г.

1

§ 26

56

К чему стремились политические партии России?

1

§ 27

57

Самодержавное правительство и революционный парламент.

1

§ 28

58

Столыпинские реформы – новый вариант модернизации России.

1

§ 29

59

Серебряный век русской культуры.

1

§ 30

60

Повторительно-обобщающий урок

«Общий взгляд на проблемы индустриального мира».


1

Последние стр. разделов

61

Урок-контроль по модулю 4.

1

62

Урок: Обобщающее повторение по Новой истории России и мира.

1

63

Итоговый урок-контроль.

1

ИТОГО ЧАСОВ:

63

РЕЗЕРВ, ЧАСЫ ПО ВЫБОРУ УЧИТЕЛЯ

3

ist.na5bal.ru

Рабочая программа «Всеобщая история. История Нового времени», «История России. XIX- xx века»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Всеобщая история. История Нового времени», «История России.XIX- XX века», составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 г.

Цели:

– воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;

– формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;

– формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

– обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе

Задачей курса является формирование исторического мышления:

– дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике общества;

– показать, чем отличается мир Нового времени от мира современного.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 с.Серафимовский и годовым календарным графиком данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа (2часа в неделю).

Форма организации – урок.

Формы и средства контроля.

Предполагается проведение тестирования; письменные контрольные работы; письменные проверочные работы.

Содержание. Всеобщая история.


  1. Введение (2 час)

  2. Рождение индустриального Запада.(12 час)

Наука превращает природу в мастерскую. Капитал определяет экономику. Спор о будущем общества. «Зеркало» меняющейся жизни. Создание империи Наполеона. Крах империи Наполеона. Правила Венского конгресса. Варианты развития европейских стран. Европейские революции 1848– 1849 гг.

III. МИРОВАЯ ПОБЕДА ИНДУСТРИИ (16 час)

Пробуждение новых наций. Индустриальный бум Европы. США на пути к мировой державе. Западные колонизаторы делят мир. Исламский Восток: борьба с колонизаторами. Индия – «жемчужина Британской империи». Китай: от империи к полуколонии. Япония:от закрытия к модернизации. Перемены на индустриальном Западе. Демократизация стран Запада. Успехи модернизации в колониальном мире. Путь к мировой войне. Развитие культуры в XIX – начале XX в.

Содержание. История России.


  1. Введение (1 час)

  2. Нужна ли России модернизация? (14 час)

Выбор пути развития России при Александре I

Либеральные реформы Александра I. Внешняя политика империи. Гроза 1812 года. Освобождение Отечества и Европы. Власть и общество. Восстание декабристов.

Консервативный путь Николая I

Промышленный переворот и крепостничество. Самодержавие Николая I. Осмелившиеся противостоять. «Золотой век» русской культуры. Самоутверждение империи.


  1. Ускоренная модернизация России.(23 час)

Освободительные реформы Александра II.

Поражение николаевской России. Как обновить Россию? Конец крепостничества. Освобождение слова и дела. Что дала свобода? Восстановление великодержавности. Наследники «золотого века» русской культуры. Споры о будущем России. Завершение освободительной эпохи.

Между реформами и революцией (рубеж XIX–XX вв.)

Консервативный курс Александра III. Деревни и города на рубеже веков. От Александра III к Николаю II. Победы и поражения на рубеже веков. Начало революции 1905 г. Стремления политических партий. Самодержавие и парламент.

Шанс столыпинских реформ. Блеск Серебряного века. Блеск Серебряного века. Родной край в XIX в.: экономическое развитие. Родной край в XIX в.: люди.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения истории на базовом уровне ученик должен

Знать\понимать


  • Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории

  • Периодизацию отечественной и всемирной истории

  • Современные версии и трактовки важнейших поблеем отечественной и всемирной истории

  • Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе

Уметь

  • Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

  • Критически анализировать источник исторической информации

  • Анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах

  • различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения

  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно -временные рамки изучаемых явлений и процессов

  • учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

  • представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности

  • использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

календарно-Тематическое планирование



п/п

Тема
урока

Дата проведения

Примечание

1

2

3

4

I. ВВЕДЕНИЕ

1

Введение. Почему Новое время назвали «новым»?

2

Гильотина «старому порядку»

II. РОЖДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЗАПАДА

Особенности Западной цивилизации XIX в.


3

Наука превращает природу в мастерскую

4

Капитал определяет экономику

5

Спор о будущем общества

6

«Зеркало» меняющейся жизни

Разрушение аграрного общества в Европе (1800–1850 гг.)

7

Создание империи Наполеона

8

Крах империи Наполеона

9

Правила Венского конгресса

10

Варианты развития европейских стран

11

Европейские революции 1848– 1849 гг.

12

Европейские революции 1848– 1849 гг.

13

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общий взгляд на проблемы рождения индустриального Запада»

14

Контрольная работа: «Особенности западной цивилизации XIX в.»

III. МИРОВАЯ ПОБЕДА ИНДУСТРИИ

Модернизация стран Запада (к 1800 гг.)


15

Пробуждение новых наций

16

Индустриальный бум Европы

17

США на пути к мировой державе

Мир за пределами Запада (1800–1880-е гг.)

18

Западные колонизаторы делят мир

19

Исламский Восток: борьба с колонизаторами

20

Индия – «жемчужина Британской империи»

21

Китай: от империи к полуколонии

22

Япония:от закрытия к модернизации

На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX–XX вв.)

23

Перемены на индустриальном Западе

24

Демократизация стран Запада

25

Успехи модернизации в колониальном мире

26

Путь к мировой войне

27

Развитие культуры в XIX – начале XX в.

28

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Общий взгляд на победу мировой индустрии»

29

Контрольная работа по теме: «Мировое сообщество в конце 19-начале 20 вв»

30

Итоговое повторение по теме: «Мировое сообщество в конце 19-начале 20 вв»

I. ВВЕДЕНИЕ

31

Введение. Россия к началу 19 века

II. НУЖНА ЛИ РОССИИ МОДЕРНИЗАЦИЯ?

Выбор пути развития России при Александре I


32

Либеральные реформы Александра I

33

Внешняя политика империи

34

Гроза1812 года

35

Освобождение Отечества и Европы

36

Власть и общество

37

Восстание декабристов

Консервативный путь Николая I

38

Промышленный переворот и крепостничество

39

Самодержавие Николая I

40

Осмелившиеся противостоять

41

«Золотой век» русской культуры

42

«Золотой век» русской культуры

43

Самоутверждение империи

44

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Общий взгляд на необходимость модернизации России

45

Контрольная работа 1: «Выбор пути развития России»

III. УСКОРЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ

Освободительные реформы Александра II


46

Поражение николаевской России

47

Как обновить Россию?

48

Конец крепостничества

49

Освобождение слова и дела

50

Что дала свобода?

51

Восстановление великодержавности

52

Наследники «золотого века» русской культуры

53

Споры о будущем России

54

Завершение освободительной эпохи

Между реформами и революцией (рубеж XIX–XX вв.)

55

Консервативный курс Александра III

56

Деревни и города на рубеже веков

57

От Александра III к Николаю II

58

Победы и поражения на рубеже веков

59

Начало революции 1905 г.

60

Стремления политических партий

61

Самодержавие и парламент

62

Шанс столыпинских реформ

63

Блеск Серебряного века

64

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Общий взгляд на ускоренную модернизацию России»

65

Контрольная работа 2:

«Пути развития России на рубеже веков»


66

Родной край в XIX в.: экономическое развитие

67

Родной край в XIX в.: люди

68

Итоговое повторение по теме: ««Пути развития России на рубеже веков»

Учебно-методическое обеспечение:

Литература:

Данилов, Д. Д. Всеобщая история. История Нового времени : учебник для 8 класса основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2012.

Данилов, Д. Д.История России.XIX- XX века,учебник для 8 класса основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2012.

Портреты выдающихся деятелей мировой истории с древнейших времен до конца XIX века.

Оборудование и приборы:

Ноутбук.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

ist.na5bal.ru

Trojden | Борьба за господство в Европе: Данилов Д. Д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Принцип внешней политики французского короля Генриха IV «Я согласен с тем, что страна, население которой говорит по-испански, должна находиться во владениях Испании, а страна, где население говорит по-немецки, должна принадлежать Германии. Но те земли, население которых говорит по-французски, должны принадлежать мне!»

• Судя по этому принципу, о поддержке которого заявляло большинство европейских государей, много причин для войн должно было быть в Европе или нет?

Справочные сведения

В XVI-XVII веках европейские государи постоянно вели между собой войны.

• Сравни теорию и практику международных отношений в Европе. Какое мы видим противоречие? Сформулируй вопрос (авторский вариант — с. 303).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясни значение понятий: великая держава, протестанты, католики, православные, мусульмане.

Какие войны и по каким причинам вели европейские государства в XVI веке? (§ 2, 5, 7, 8) Какие внешнеполитические планы были у правителей Османской империи? (Введение)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Начало первой общеевропейской — Тридцатилетней войны

• Прочитай текст: какие причины Тридцатилетней войны ты можешь выделить? • Сделай вывод о войнах в Европе.

В начале XVII века отношения между европейскими государствами по-прежнему обостряли династические, торгово-экономические и религиозные конфликты.

Главной ареной борьбы католиков и протестантов стала Священная Римская империя германской нации. Аугсбургский мир не устраивал католических князей юга Германии, которые объединились в союз под названием Католическая лига во главе с герцогом Максимилианом Баварским. В случае войны члены лиги рассчитывали на помощь Испании и других католических стран. Протестантские князья Северной Германии, создавшие Евангелическую унию во главе с саксонским курфюрстом Фридрихом Пфальцским, полагались на помощь единоверцев в Англии, Нидерландах и Скандинавских странах. Оба лагеря готовились к войне. Дипломаты плели заговоры, вербовали союзников, заранее деля плоды ещё не завоёванной победы.

Начало Тридцатилетней войны. Выбрасывание из окон имперских чиновников

Тем не менее, пока христиане юга Европы — австрийцы, венгры, итальянцы и испанцы — сдерживали натиск воинов Османской империи, в Европе царил хрупкий мир. Однако, после того как турецкий султан повернул свои армии на восток — против Персии, в Европе остро запахло порохом. Пожар войны вспыхнул там, где её меньше всего ожидали, — в тихой и, казалось, благополучной Чехии. Именно здесь началась Тридцатилетняя война (1618-1648).

Утром 23 мая 1618 года католические члены имперского совета в Чехии, прослушав мессу, собрались в королевском дворце в Праге для того, чтобы обсудить вопрос о возведении на чешский престол только что ставшего германским императором Фердинанда II. Внезапно во дворец ворвались две сотни чешских дворян-протестантов. Они объявили королевских советников врагами религии и свободы Чешского королевства. Десятилетиями копившееся среди чехов недовольство политикой Габсбургов обернулось оскорблениями в адрес её защитников. Троих из них, наиболее ненавистных пражанам, подтащили к окну и вышвырнули с 20-метровой высоты. К счастью для имперцев, полёт они закончили в канаве, полной нечистот, поэтому не разбились и остались живы. Никто из тех, кто смеялся над незадачливыми имперскими чиновниками, выбиравшимися из зловонной жижи, не мог предположить, что потоки крови скоро зальют не только Чехию, но и большую часть Европы.

Битва у Белой горы

С этого эпизода началось восстание чехов-протестантов против власти Габсбургов. Поначалу оно развивалось успешно. Избрав своим королём главу Евангелической унии, чехи и их союзники вытеснили имперские войска из Чехии. Однако, после того как на помощь имперцам пришли войска Католической лиги, положение изменилось. В битве на Белой горе в 1620 году войска протестантов были разгромлены. Чехия стала добычей завоевателей; здесь огнём и мечом восстанавливалась власть Фердинанда и Католической церкви.

Альбрехт Валленштейн

Валленштейн был сыном бедного чешского дворянина. Ещё в молодости он женился на дочери богатого рыцаря и после смерти жены стал крупным землевладельцем. Вторым браком Валленштейн сочетался уже с дочерью графа, сам получил этот же титул и поступил на службу ко двору императора. Во время чешского антигабсбургского восстания он остался верен Фердинанду II и командовал немецкими войсками, которые уничтожали чешские города и деревни.

Армия Валленштейна

Подобная угроза нависла и над протестантскими землями Северной Германии. Это вынудило противников Габсбургов — Данию, Францию и Англию — заключить военный союз. В 1625 году собранная датским королём на англо-французские деньги сильная наёмная армия вторглась в Германию. Целью датчан, кроме поддержки своих единоверцев, был захват южного побережья Балтийского моря.

Чешское восстание переросло в общеевропейскую войну.

2. Решающие сражения Тридцатилетней войны

• Сравни армии Валленштейна и Густава-Адольфа, оцени их действия с точки зрения немецкого крестьянина XVI века и его потомка XXI века. • Сделай вывод по проблеме.

Император Фердинанд II не имел достаточно денег для найма большого количества солдат. Выход предложил один из его военачальников — Альбрехт Валленштейн. Его план по набору армии был прост. Он заявил, что «война кормит войну», и предложил содержать наёмников за счёт организованного грабежа населения покорённых земель. Валленштейн утверждал, что 20-тысячная армия может погибнуть с голоду. С 50 тысячами солдат он может выступить в поход, потому что такая армия не будет бояться никакого врага и сама себя прокормит.

Набрав под знамёна императора 50-тысячную армию, Валленштейн нанёс ряд поражений войскам датчан и протестантских князей. Вскоре Дания вышла из войны, а в протестантских княжествах были размещены имперские гарнизоны. У протестантов отбирали имущество, которое до Реформации принадлежало Католической церкви. Казалось, католический лагерь одержал полную победу. Однако наёмники Валленштейна продолжали грабить немецких крестьян и бюргеров, уже не разбирая, кто протестант, а кто католик. Сам Валленштейн намекал императору, что неплохо бы сократить количество самостоятельных немецких княжеств, а себя видел во главе армии объединённой Германии, изгоняющей турок из Европы.

• 1. Перечисли участников Тридцатилетней войны в составе двух союзов. Можно ли эту войну назвать войной католиков и протестантов?

• 2. Сравни с картой на с. 79 и сделай вывод, как изменилась территория крупных европейских государств в результате Тридцатилетней войны; к концу XVII века.

Однако усиление власти Габсбургов не устраивало многих католиков. Немецкие князья не собирались терять независимость. Папа Римский боялся утраты власти в собственных владениях в Италии. Франция не желала видеть сильную империю на своих восточных границах. Кардинал Ришелье отправил в Германию агента — отца Жозефа, которого современники называли «серым преосвященством» за цвет монашеского одеяния. Он путём интриг и подкупа сумел достичь того, что рейхстаг князей и император отправили Валленштейна в отставку.

Одновременно Ришелье добился скорейшего вовлечения в войну Швеции, король которой Густав-Адольф мечтал о присоединении к своим владениям южного побережья Балтийского моря. Французы для претворения в жизнь своих планов, по существу, наняли целое государство, обязуясь выплачивать шведскому королю ежегодно 1 миллион ливров в обмен на обязательство держать в Германии пехоту численностью 30 тысяч человек и конницу в 6 тысяч всадников.

Войско Густава-Адольфа

Пушка шведов

Шведские солдаты молились два раза в день, слушали проповеди лютеранских пасторов и беспрекословно выполняли приказы своего короля-полководца. Густав-Адольф увеличил в войсках количество конников, которые были способны прорубать кровавые «просеки» в рядах противостоящей пехоты противника. Каждый пехотный полк был оснащён лёгкими пушками, которые могли быстро передвигаться в самое важное место боя, сея смерть ядрами и картечью.

В 1630 году армия Густава-Адольфа высадилась в Германии. В отличие от многонациональных армий наёмников, она в то время состояла только из шведов. В Швеции действовала рекрутская повинность. От каждого города и села в армию должны были призываться молодые люди — рекруты (призывники), которые на многие годы становились солдатами, получали жалованье, а потом (если оставались в живых) отправлялись в отставку. В ряде сражений Густав-Адольф по частям разгромил войска имперцев и Католической лиги, превосходившие его армию численностью. Военные действия были перенесены на территорию католического лагеря — на юг Германии. Император срочно вернул к командованию армией Валленштейна, однако это не смогло остановить шведов. Даже после смерти в одном из сражений Густава-Адольфа они продолжали успешно громить противостоявшие им войска.

3. Окончание и итоги войны — Вестфальский мир

• По тексту составь список итогов Вестфальского мира. • С помощью фактов определи и докажи свою позицию: Тридцатилетняя война была религиозной, династической, торговой или какой-то ещё? • Сделай вывод по проблеме.

Положение Габсбургов стало критическим после того, как в 1635 году в войну на стороне протестантских государств вступила католическая Франция. С этого момента Тридцатилетняя война окончательно утрачивает свой религиозный характер. Французские армии, успешно сражаясь против испанских и австрийских Габсбургов, защищали интересы французской монархии и связанных с нею торгово-промышленных кругов. Германия превратилась в огромное поле битвы, где прав оказывался тот, у кого была сила. Все армии приняли к исполнению принцип «война кормит войну». Отряды наёмников превратились в орды насильников и мародёров (грабителей). В конце концов, после того как у обездоленных людей было взято всё, что возможно, и грабить стало нечего, война подошла к концу.

После многолетних переговоров в двух городах Вестфалии всеми воюющими государствами был подписан Вестфальский мир 1648 года. Католическая и Протестантская церкви были признаны равноправными. Был подтверждён принцип «чья власть, того и вера». Однако впервые в международном документе провозглашалась определённая свобода совести для простых людей. Князья не должны были подвергать гонениям тех, кто исповедует другую веру. Фактически установившаяся в результате войны граница между странами, население которых исповедует католицизм или протестантизм, остаётся неизменной до сих пор.

Победа антигабсбургской коалиции оформила изменение европейских границ. Габсбургская Испания была вынуждена окончательно признать независимость Республики Соединённых провинций (Голландии), Габсбургская Австрия  независимость Швейцарии, но сохранила за собой Чехию. Все чешские протестанты предпочли уехать из страны. Дворянские поместья, купеческие лавки, университетские кафедры были заняты немцами. Чешский язык и культура сохранились практически только среди крестьянского населения.

Главным победителям, Швеции и Франции, для господства на западе и севере Европейского континента нужна была слабая Германия. Вестфальский мир закрепил раздробленность Священной Римской империи германской нации на 300 государств. Все правители Германии заседали с правом решающего голоса в общеимперском рейхстаге. Все они обладали правом держать войска и заключать международные договоры. Великий курфюрст Пруссии Фридрих-Вильгельм добился присоединения многих немецких земель к своему государству и сделал важный шаг к превращению Пруссии в великую державу.

В результате Вестфальского мира великой державой стала Швеция. Ещё в XVI веке в борьбе с Россией она захватила большую часть Ливонии, а в начале XVII века — русские земли у берегов Финского залива. После 1648 года Швеции принадлежала часть датских островов, польское Поморье и немецкие города на Балтике. Так Балтийское море фактически превратилось во «внутреннее шведское озеро».

После Тридцатилетней войны в Европе сложилась Вестфальская система международных отношений: равновесие сил между великими державами: Франция господствует на западе континента, Австрия — в центре и на юге, Швеция — на севере, Англия — на морях.

Мушкетёр XVIII в.

Реформы французской армии Людовика XIV

Каждому полку был присвоен особый цвет мундира, и военачальник видел их действия издалека. Солдаты получили новые ружья с привинченными штыками и кремневыми замками. В отличие от мушкета, стрелку не надо было поджигать фитиль, так как порох воспламенялся от искры, высеченной кремнем, приведённым в движение курком. Было создано несколько офицерских училищ, которые готовили артиллеристов и сапёров (строителей переправ, укреплений и т.п.). Один из них изобрёл бомбы для пушек — ядра, начинённые порохом и пулями, взрывающиеся при попадании в цель.

4. Борьба за изменение Вестфальской системы

• По тексту определи, какие изменения в составе великих европейских держав произошли после Вестфальского мира. • Сделай вывод по проблеме.

Усилившаяся в результате Тридцатилетней войны Франция при короле Людовике XIV стала претендовать на общеевропейское господство. Во Франции были введены рекрутские наборы, что позволило создать невиданную армию в 500 тысяч человек! Обладая такой армией, Людовик XIV отправлял своих генералов на завоевание то Испанских Нидерландов (Бельгии), то Голландии, то мелких западногерманских княжеств, то самой Испании. Каждый раз против Франции создавалась сильная коалиция с участием Австрии или Англии. В результате Людовик довольствовался лишь захватом приграничных городов.

Не сумев одолеть соседей на поле брани, Людовик XIV решил добиться господства в Европе с помощью династических связей. В Испании у последнего короля из династии Габсбургов — Карла II — не было наследников, а Людовик XIV как раз был женат на сестре бездетного испанского короля. В 1700 году по завещанию Карла II испанская корона перешла к внуку Людовика XIV — Филиппу Анжуйскому. Однако с этим был не согласен австрийский император Леопольд I, женатый на другой сестре последнего испанского короля. Объединения Франции и Испании не желали Англия, Голландия и почти все германские государства.

Осада турками Вены

Османская империя продолжала натиск на христианские страны и в течение XVII века отобрала у Венеции острова в Средиземном море, а у Речи Посполитой — часть Правобережной Украины. В 1683 году 100-тысячная турецкая армия разбила австрийские войска в Западной Венгрии, вышла к Вене и осадила австрийскую столицу. Император Леопольд бежал вместе с придворными и чиновниками, но к 10-тысячному гарнизону присоединились ремесленники, студенты Венского университета и укрывшиеся в столице крестьяне. Два месяца защитники города держались в осаде. Когда продукты и порох у них уже заканчивались, в ночь на 12 сентября 1683 года к Вене подошёл король Речи Посполитой Ян Собеский с польско-украинским 20-тысячным войском. Неожиданная утренняя атака вызвала панику среди турок и обратила их в бегство. Треть турецкой армии погибла, вся артиллерия была захвачена.

Началась Война за испанское наследство (1700-1713). Франция сражалась почти в одиночестве, истощила свою казну и в конце концов была вынуждена пойти на переговоры. Филипп Анжуйский сохранял испанский престол, но должен был отречься от прав на французскую корону. За Испанией сохранялись её американские и тихоокеанские колонии, но она отдавала Австрии все европейские владения Габсбургов — Южные Нидерланды (Бельгию), Неаполитанское королевство, Миланское герцогство. Так Испания окончательно утратила положение великой державы; даже Гибралтарский пролив, соединяющий Атлантику и Средиземное море, перешёл под контроль Англии. Франция также была вынуждена отдать несколько пограничных крепостей и позволить трём мелким североитальянским государствам объединиться в сильное Сардинское королевство, расположившееся прямо у французских границ.

В это же время на другом краю Европы шла Северная война (1700- 1721). Россия, Дания, Польша и другие страны пытались отобрать у Швеции ранее принадлежавшие им прибалтийские земли. Благодаря успехам русского оружия Швеция была разгромлена и потеряла положение великой северной державы. Именно тогда российский государь Петр I, получив выход к морю, провозгласил себя императором, а Россию — империей.

Чуть раньше против Турции объединились Австрия, Речь Посполитая, Венеция и Россия. Их союз назывался «Священная лига». Турция была атакована сразу по нескольким направлениям: с Дона, Украины, Балкан и в Средиземном море. С этого момента христианские государства начинают отбирать у Турции её владения. Больше всех выиграла Австрия, которая получила всю Венгрию, Трансильванию и часть земель южных славян.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

В ходе войн XVII — начала XVIII века менялся состав великих европейских держав, политическая карта Европы подвергалась постоянным изменениям.

Ключевые слова: 1648 г., Тридцатилетняя война.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

• Выдели этапы Тридцатилетней войны и сделай вывод о том, как она повлияла на международные отношения в Европе.

• Придумайте разговор о международной политике европейских государей XVII—XVIII веков, в котором участвуют четыре купца — немец-католик, немец-протестант, русский православный и турок-мусульманин.

ОБЩИЙ ВЗГЛЯД

НА РОЖДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

• 1. Вспомни, какой основной вопрос учебника был поставлен во введении. Как ты теперь можешь ответить на вопрос: «В связи с какими изменениями в жизни людей эпоху назвали Новое время?»

• 2. Сравни структуру общества средневековой католической цивилизации (до 1492 года) и западной цивилизации Нового времени (на конец XVII века). Сделай вывод: в каком обществе, на твой взгляд, человеку легче было достичь благополучия, вести достойную жизнь?

• 3. Выдели признаки в сельском хозяйстве, городском производстве, торговле, которыми западная цивилизация Нового времени отличается от средневековой католической цивилизации.

• 4. Составь в тетради таблицу.

Страна

Форма правления к 1492 г.

Методы политической борьбы в XVI—XVII вв.

Форма правления к рубежу XVII-XVIII вв.

Нидерланды

   

Англия

   

Франция

  

trojden.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *