Обсудите в классе что является причиной основных правонарушений – Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

Среди причин и условий правонарушений несовершеннолетних — ряд общественно неблагоприятных явлений и процессов, которые в статье анализируются автором. Так же говорится о том,что своевременное профилактическое воздействие на правонарушения несовершеннолетних чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления.

Одна из самых злободневных и социально значимых задач сегодня — поиск путей снижения роста правонарушений, преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Негативные тенденции в динамике преступности несовершеннолетних обусловлены множественными факторами, и, в том числе, тем, что органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей.

С другой стороны, большое количество несовершеннолетних становятся жертвами преступлений и правонарушений. Отсутствие у детей элементарных правовых знаний, недооценка со стороны взрослых имеющихся в отношении детей угроз зачастую приводит к негативным последствиям[1].

В настоящее время противоправные деяния среди подростков обусловливаются неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, являющимися главной причиной формирования антиобщественных взглядов, недостатками в воспитании и ненадлежащей организацией их досуга, ошибками в деятельности школы, общественных организаций и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Каковы основные причины правонарушений детей и подростков?

Несомненно, негативное влияние семьи. Именно в семье формируется личность подростка. Однако семья не всегда служит благоприятным фоном для развития ребенка. Распад семей или просто их отсутствие нередко сопровождают жизнь ребенка с самого его рождения. Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей и воспитываются в неполной семье. Число детей, оставшихся вообще без попечения родителей, также непрерывно растет и порождает сложные психологические и иные проблемы адаптации к новой для ребенка среде общения, воспитания и обучения. Это, в свою очередь, стимулирует проявление различных форм противоправного поведения.

Возрастает количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Увеличивается число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке.

Статистика правоохранительных органов также фиксирует, что 25-26 тысяч несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами различных преступных посягательств насильственного характера вне семьи. Из-за этого около 2 тыс. детей погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения. Последствия такого разгула насилия очевидны — это различного рода изменения в физическом и психическом развитии детей. Именно насилие во многом определяет характер их поведения и образ жизни на все последующие годы.

В рассматриваемой сфере можно выделить следующие причины:

  • снижение позитивного влияния семьи и ее способностей охранять ребенка от негативного влияния, обеспечить надлежащий уровень его умственного и нравственного развития;
  • увеличение количества разводов и неблагополучных семей;
  • снижение уровня материального благосостояния семьи;
  • отказы от детей;
  • деформация нравственных и правовых установок у детей;
  • распространение алкоголизма и наркомании в семьях[2].

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами – это одна из острейших проблем нашего времени. На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается резкий рост злоупотребления наркотиками, при этом большинством потребителей их и больных наркоманией являются подростки и молодежь. В связи с доступностью наркотиков определенный процент несовершеннолетних оказывается восприимчивым к идее получения приятных ощущений от наркотиков и готов привлечь к этому других подростков. По данным социологических исследований, периодически принимают наркотики 10% несовершеннолетних, 2% регулярно принимают, а 21% пробовали употреблять наркотические вещества. При этом 24% несовершеннолетних признались, что впервые попробовали наркотики в возрасте до 16 лет[3].

Среди причин совершения противоправных деяний несовершеннолетними и отрицательное влияние асоциальной группы подростков. Особенно часто под такое влияние попадают несовершеннолетние, которые недостаточно дисциплинированы, плохо успевают, а потому не способны установить правильные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Низкий жизненный уровень значительной части населения, осложненный распространением наркотизации и алкоголизации, также способствует совершению подростками противоправных деяний. Очень часто подросткам из малообеспеченных семей приходится совершать правонарушения для того, чтобы просто выжить.

Недостатки досуговой сферы — слабая организация сети кружков, клубов, спортивных секций — негативно влияют на подростков и их асоциальное поведение. Усугубляется ситуация и вследствие коммерциализации образовательных, культурных, оздоровительных учреждений, которые стали недоступны детям из семей с низким достатком.

Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, бросивших школу, отстающих. Недостатки учебно-воспитательной работы образовательных учреждений (формализм, отказ от индивидуального подхода и т.д.) являются одной из причин совершения подростками противоправных деяний. Не реализуется на должном уровне задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением. Подобные обстоятельства приводят к ослаблению и утрате социальных связей. Для этой ситуации характерно: отсутствие достаточного стимулирования к обучению; непрофессионализм учителей, их неумение компенсировать недостатки семейного воспитания; неблагополучная социальная атмосфера в школе (курение, сквернословие и пр.)

Влияют на противоправное поведение подростков и недостаточная организация профориентационной работы, и отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних.

Такие явления как вовлечение подростков взрослыми преступниками в пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, внедрение в молодежную среду стереотипов поведения, которые не совместимы с общественными ценностями: культивирование половой распущенности, жестокости и насилия, употребление психоактивных веществ, к сожалению, нередки и ведут к проявлениям различных форм противоправного поведения. Немаловажная роль в этом принадлежит Интернету и средствам массовой информации.

Большинство современных исследований, направленных на изучение правонарушений среди несовершеннолетних в России, не учитывает всех аспектов этой проблемы, зачастую сводя все к кризису института семьи либо к экономическому кризису. Но кризис института семьи и упадок экономики страны – это лишь одна часть общего национального кризиса, охватывающего в первую очередь все сферы духовного бытия человека и общества. По нашему мнению, рост безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних в большей части спровоцирован потерей устойчивых ценностных ориентиров. Причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Своевременное профилактическое воздействие на такие правонарушения чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления. Следует отметить, что проведение профилактических мероприятий должно улучшать «возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им [4].

novainfo.ru

Урок в 9 классе по обществознанию «Причины правонарушений»

Галеева А.Ф.

Урок по обществознанию в 9 классе:

«Причины правонарушений»

Цели урока:

  1. Сформировать общие представления о причинах правонарушений, психологических механизмах антисоциального поведения.

  2. Показать, как особенности сознания подростка могут повлиять на совершение им правонарушений.

  3. формирование правовой культуры и гражданской грамотности.

  4. Развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни.

Оборудование урока: тетради, схемы, таблицы, мультимедийный учебник «Элективные курсы по обществознанию», проектор, компьютер.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

План.

  1. Неизбежна ли преступность?

  2. Объективные причины правонарушений.

  3. Субъективные причины правонарушений.

Ход урока

I. Актуализация прежних знаний.

Вопросы для учащихся:

  1. Что такое правонарушение?

  2. Признаки правонарушений.

  3. Виды правонарушений.

  4. Чем преступление отличается от проступка?

  5. Какие виды юридической ответственности вы знаете?

Практический вопрос:

Отметьте, какие качества способствуют тому, что подросток поддается вовлечению его в совершение преступления:

А) смелость

Б) несамостоятельность мышления

В) общительность

Г) жадность

Д) доверчивость

Е) верность

Ж) жестокость

З) драчливость

И) способность к творчеству.

II. Работа по теме урока.

Неизбежна ли преступность?

Рассказ учителя с элементами беседы.

Преступность – особо опасное деяние, которое совершает человек.

Преступность – это извращение человеческой природы. Неисправимых преступников не существует. Добро, милосердие, вера в Бога способны исправить любую заблудшую душу.

Каждый человек способен обрести высокий смысл своего существования, ощутить свою нужность для близких, страны, культуры, творчества. А коли так, может наступить время, когда о преступности люди будут читать лишь в учебниках по истории, как мы сейчас читаем о варварских казнях средневековья.

А, как думаете вы? (Ответы учащихся)

Объективные причины правонарушений.

Преступность – верный признак неблагополучия общества. Неблагополучия внутреннего, не сразу бросающегося в глаза. В таком обществе оказывается много людей, которые не видят смысла своего существования. Особенно плохо действуют на незрелые молодые души массовые примеры алчности, безумной погони за деньгами, вещами, роскошной жизнью. Если государство допускает разницу в доходах богатых и бедных в пропорции 50:1 (в цивилизованных странах эта разница 6:1), то тут же появляются современные «робингуды», путем краж, ограблений и разбоя слегка уменьшающие эту разницу.

К преступлениям людей подталкивает нищета, голод, бездомность, ощущение бесперспективности существования, безработица.

Схема на экране

Социальные причины



Жилищная проблема Безработица Низкий материальный

достаток

Приведите примеры, как безработица может повлиять на совершение преступления?

Могут быть приведены такие примеры:

Один человек был высококвалифицированным рабочим редкой специальности на оборонном предприятии. Из-за сокращения военных расходов государства оно оказалось закрытым. Человек остался без работы и стал получать пособие в размере минимальной месячной зарплаты. Ничего, кроме работы по редкой специальности, безработный делать не умел. Заболел сын. Потребовались немалые деньги. Решил подрабатывать грузчиком. Во время разгрузки вагона с дорогой обувью попытался решить все проблемы – похитил ящик с дорогим товаром. Был уличен в преступлении.

Другой безработный в прошлом был инженером. Его очень ценили на производстве. Но оно тоже закрылось. Встал на учет в бюро по трудоустройству. И целый год не мог получить работу. Это очень удивляло и тревожило этого человека. Он был очень высокого мнения о себе и своих способностях. Не соглашался поступить на более низкую должность. Из-за неопределенности своего положения начал пить. Стал раздражительным и вспыльчивым. Однажды сосед по дому дружески пошутил над ним и …. получил удар по голове. Сосед с тяжелой травмой был отправлен в больницу. Бывший инженер был арестован.

Учащиеся обсуждают эти случаи и делают выводы.

Все эти социальные проблемы, решить которые призваны общество и государство.

Субъективные причины правонарушений.

Но общество – это мы с вами.

Это мы своими настроениями, притязаниями, своим отношением друг к другу, к семье, детям, законам, своему будущему определяем характер общества, нравственный климат в нем.

Если существует много людей с нечистыми помыслами, грязными намерениями и целями, то общество криминализируется, т.е. приобретает преступный оттенок.

А это уже субъективные причины правонарушений.

В преступлениях, которые совершает человек, виноват он сам. Поэтому закон наказывает именно его, а не общество, семью, школу, друзей.

Преступление, скорее всего совершит тот, кто плохо знает «право», не только его «букву», но и «дух», кто не уважает закон, не привык соизмерять свои поступки с нормами морали и права. Мы их называем психологическими причинами.

На экране схема:


Психологические причины



Моральная духовная чувство неуважение к закону

распущенность нищета безнаказанности

Преступление возможно если человек бескультурен, нечестен, жаден, озлоблен, мстителен, завистлив, несамостоятелен.

Вопрос к учащимся: с чего все начинается?

Примерные ответы учащихся:

Процесс этот начинается с обыкновенной лени, разболтанности, недисциплинированности, нежелания выполнять простые обязанности учащегося: уважать учителей, родителей, товарищей, добросовестно относиться к учебе, не нарушать распорядка школьной жизни.

Плохая успеваемость приводит к обеднению знаний, умений, навыков. Не развивается речь, память, воображение. Ученик начинает отставать от своих товарищей. На уроках ему скучно, неловко. Любой вопрос может застать его врасплох. Нарушается нормальная связь с одноклассниками.

Тогда подросток ищет товарищей среди таких же, как сам, отстающих и недисциплинированных учеников. Образуются группы, в которых подростки находят убежище от раздражающих неудач в школе.

III. Вывод.

Современный человек должен заботиться о том, чтоб сохранить свою душу.


Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь.

IV. Закрепление.

Отметьте, какие из перечисленных причин преступлений являются объективными, а какие – субъективными:

— нищета семьи;

— низкий уровень образования человека;

— недостаточное государственное финансирование образования;

— озлобленность человека;

— сокращение издания научных и научно-популярных книг;

— желание стать суперменом;

— стремление модно и красиво одеваться.

В семье Петровых было крайне неблагополучно: отец пьянствовал, мать нередко составляла ему компанию. Постоянные крики, сквернословие… А сын вырос скромным, сдержанным, трудолюбивым человеком, не знавшим вкуса спиртного и табака. Став большим, он и мать с отцом постепенно отучил от дурных привычек. Как вы думаете, что помогло Алексею сохранить себя в чистоте в такой развращающей обстановке?

Закон защищает тебя.

Бывает, что подросток оступается, совершает преступление и, даже если потом он тысячу раз раскается, встреча с работником правоохранительных органов неизбежна. В этом случае нужно знать, что даже оступившийся подросток остается человеком, имеющим элементарные права. Во время задержания несовершеннолетний, как и взрослый, вправе давать объяснения и требовать занесения их в протокол, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, присутствовать при рассмотрении дела, требовать адвоката с момента задержания, требовать, чтобы о задержании стало известно прокурору, судье, и т.д.

Если задержание признано ошибочным, подросток с помощью адвоката может обратиться за возмещением материального или морального ущерба.

Бывают в жизни такие ситуации, когда человек вынужден идти на нарушение закона. Какие вы знаете случаи?

V. Домашнее задание: подумайте над вопросом: «Может ли строгий закон уменьшить преступность»

infourok.ru

Классный час «Правонарушения среди подростков»

Тема: «Правонарушение среди подростков».

Цель:

— приучать учащихся анализировать свое поведение в школе и на улице;

— развивать нравственные качества;

— воспитывать уважение друг к другу;

— сформулировать понятие правонарушение;

Вступительное слово.

Добрый день! Ребята на сегодняшнем классном часе мы бы хотели затронуть одну из актуальных тем — правонарушение среди подростков. В начале нашего занятия давайте обратимся к словам афинского драматурга и трагика Софокла

«Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед».

Как вы понимаете данное изречение? (дети рассуждают).

В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития — музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит и во вред самому себе. Давайте обратимся к теме нашего мероприятия и попробуем сегодня найти ответы на вопросы что же такое правонарушение? Имеет ли место правонарушение в жизни подростков? Несет ли подросток ответственность за проступок и правонарушения и как не допустить неправильного поступка в своей жизни. Обо всем об этом мы сегодня с вами поговорим.

Для начала давайте порассуждаем, что такое правонарушение? Как вы понимаете? (ответы детей).

Конечно, правонарушения редко когда может возникнуть из ниоткуда, чаще всего есть предпосылки совершения проступка, т.е. не правильного поведения. Давайте приведем пример неправильного, плохого поведения (дети приводят примеры.)

Обратимся к энциклопедии. Что такое правонарушение? (слайд № 3)

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Виды правонарушений:

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

  1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

  2.  Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, мелкое хулиганство, появление в нетрезвом виде в общественных местах, грубое поведение в общественных местах. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.  Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

  3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул школы  без уважительной причины.

  4. Гражданско  – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба..

Энциклопедия дает нам четкое понимание того, что правонарушение– это не только неправильное поведение, но и за совершение проступка имеется ответственность.

Как вы понимаете нарушение норм права?

Какие нормы вы знаете? Приведите пример?

Как человек может причинить вред другим лицам?

Предположите, за какие ситуации подросток может понести юридическую ответственность?

Как вы думаете, почему случаете так, что подросток оступился или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)

Как вы поняли из данных энциклопедии ответственность за правонарушения есть, а для несовершеннолетних подростков какая и когда наступает ответственность? (ответственность есть административная (с 16 лет) и уголовная (с 14 лет)

Разыгрывание ситуаций

Пока помощники обрабатывают ваши анкеты , давайте проиграем конфликтные ситуации. Дети делятся на 3 команды, придумывают и проигрывают варианты их развития, определяя как может закончиться ситуация и является ли она правонарушением.

«Учительница Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание»

«Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике»

«Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочки»

Ребята инсценируют, делают выводы. Ребята, вы хорошо справились с заданием, много рассуждали, а теперь давайте подведем итог и попробуем составить памятку.

Составление памятки.

Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем — как не допустить правонарушение.

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

  2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)

  3. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)

  4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым

  5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность

Что такое правонарушение?

К чему может привести правонарушение?

Как не допустить правонарушения?

Несет ли несовершеннолетний ответственность за правонарушение?

Обсуждение истории из жизни подростка.

В подъезде дома шло бурное веселье. Группа подростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый. Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Именинник глотнул стакан пива и вынул нож. Решил показать свою “крутость”. И показать так, чтобы соседи “всё поняли”. Те поняли… и вызвали милицию. Оперативная группа приехала мгновенно. К удивлению милиционеров “самый крутой” отказался отдать нож, начал оскорблять их и оттолкнул сержанта.

Как Вы думаете, какие деяния совершили подростки?

Ребята искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. “А за что? – начал один из них. – Ну, выпили – так ведь день рождения…”

Дежурный протянул ему книжицу. Она называлась Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Книжка была открыта на странице, где напечатана статья 20.1. Ее название – “Мелкое хулиганство”. И вот тут “самый крутой” зашумел: “Вы не имеете права. Мы несовершеннолетние…”

Милиционер с интересом посмотрел на “борца за народные права”. “Именинничек? – поинтересовался он.– Вот тебе другая книжечка. В ней о тебе” – и протянул ему Уголовный кодекс Российской Федерации. Книжка была открыта на статье 213. Статья называется “Хулиганство”.

Из уголовного кодекса Российской Федерации.
Статья 213. Хулиганство (в сокращении)

  1. Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:

а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия… – наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

  1. То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,–наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

К тому же оказалось, что уголовная ответственность за действия, совершённые именинником, наступает с 14-летнего возраста. Если вину подростка докажут в суде, это будет означать, что он совершил преступление и его ждет уголовное наказание

Как Вы думаете, с какого момента для именинника началось его “падение в пропасть”?

Потом милиционер объяснил, что все другие “участника банкета” совершили административное правонарушение. Но ответственность за административное правонарушение за мелкое хулиганство наступает с 16 лет. Поэтому отвечать за поведение своих детей будут отвечать их родители по статье 5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях. На них будет наложено административное наказание.

Из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

  • Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа… или административный арест на срок до 15 суток

  • Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа…

Постарайтесь объяснить, почему для подростков (за исключением именинника) такое “празднование” дня рождения обернулось административным правонарушением их родителей.

Как Вы считаете, началось ли для друзей их “падение в пропасть”?

А вот у самого именинника дела обстояли совсем плохо. Из дежурной части милиции его не отпустили. Поместили в изолятор временного содержания. Потом его переведут в следственный изолятор. Потом будет судебное разбирательство.

Причина – совершено опасное правонарушение. Оно опаснее, чем административное.

Поэтому описание такого правонарушения находится в самом строгом кодексе – Уголовном. Все деяния, которые описаны в нём, называются преступлениями.

Вот такой получился день рождения…

Милиция действовала по закону. В Уголовном кодексе РФ сказано о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае такое нарушение сопровождалось угрозой применения насилия. Было применено оружие. Всё это будет изложено в уголовном деле. Вину подростка установит суд.

Как Вы думаете, какие качества “именинника” привели его на скамью подсудимых?

Что могло быть причиной такого его поведения в подъезде?

Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.

Само слово “правонарушение” состоит из двух частей – “право” и “нарушение”. Означает оно нарушение закона, права. Но законов много. Поэтому и наступают такие разные последствия правонарушений – кому административные штрафы, а кому – лишение свободы.

  • Все “участники банкета” стали правонарушителями. Но один из них совершил особое правонарушение – преступление.

  • Получается, что правонарушение – это любое нарушение закона. А преступление – это нарушение уголовного закона. Все преступления описаны в Уголовном кодексе.

  • Таким образом, преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.

infourok.ru

Основные причины правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Конспект урока Обществознания.

Департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный техникум»

Номинация: методическая разработка

Вид работы: открытый урок

Основные причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними

Автор: Муромкин Николай Анатольевич, преподаватель обществознания.

Домашний адрес: 601422, Владимирская область, Вязниковский район, п. Никологоры, ул. 3 Пролетарская, д.1, кв.2

Название учебного заведения: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный техникум»

Адрес: 601422, Владимирская область, Вязниковский район, п. Никологоры, ул. 3-я Пролетарская, д. 9, тел 8(49233) 5 – 21 – 15

2012 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка урока представляется на областной конкурс методических разработок по правовой тематике «Молодёжь. Закон. Общество». Выбранная тема занятия весьма актуальна на современном этапе и разработана с учётом возрастных особенностей учащихся.

Чтобы материал максимально приблизить к реальной жизненной среде ребят, в основу положены данные по Владимирской области. Чтобы учащиеся прочувствовали, что эта ситуация сложилась сейчас и вокруг них.

Интерактивная деятельность начинается с ознакомления со статьями Уголовного Кодекса для определения основных понятий и видов ответственности несовершеннолетних.

Большинство ребят уже владеют элементарными компетенциями в пользовании компьютером. И им будет интересно проявить себя в работе в Интернете. И всё же, если есть возможность (у нас в НАПТ она есть) привлечь к проведению занятия в помощь опытного тьюитора, пренебрегать этим не следует. На данном уроке я использую «технологию интерактивного обучения» — обучения, погруженного в общение, основанного на взаимодействии, получении конкретного опыта, осмыслении его и применении на практике. Выбрав необходимую информацию, учащиеся её обсуждают, дискутируют, аргументируют, делают выводы, формируют собственный взгляд на проблему. Чтобы материал был научным и реальным, я выбрал официальные сайты для работы.

Учащиеся работают малыми группами, что позволяет решать поставленные к уроку цели и задачи.

Каждая группа получает карточку с заданием и перечнем сайтов, где нужно искать необходимую информацию (Приложение 1). Для экономии времени, в карточках можно отметить конкретные сайты для поиска нужной информации. В приложении 2 представлены материалы, найденные ребятами во время работы. Добытую информацию ребята копируют на Word документ, и это помогает им быстро приводить цифры, аргументы и факты.

Обсуждая вопросы, предложенные преподавателем (Приложение 1), учащиеся имеют возможность и время записывать основные тезисы в рабочие тетради.

Таким образом, к концу урока у ребят в тетрадях записаны выводы.

Тема: Основные причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Цели и задачи: 

образовательные — содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере правовых отношений, раскрыть некоторые понятия и положения Уголовного Кодекса, выявить наиболее значимые социальные причины преступности среди несовершеннолетних, критерии выделения основных социальных групп;

развивающие — способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению добывать информацию, анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения,

воспитательные — дать представление учащимся о причинах преступности среди молодёжи и, в первую очередь, в нашем регионе; помочь осознать учащимся свою собственную социальную позицию.

Ожидаемы учебные результаты:

        Знания:

  • Определение «несовершеннолетний» и виды наказания

  • Статистика преступлений по Владимирской области

  • Характеристика видов преступлений

  • Причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними

Умения и навыки:

  • Работать с документами

  • Использовать документы при решении правовых ситуаций

  • Работать в группе

  • Использовать интернет

  • Выступать публично

  • Развитие коммуникативных компетенций

Отношения и ценности:

Используемая технология: «Технология интерактивного обучения»

Оборудование:

  • Уголовный кодекс

  • ПК на каждую группу обучающихся (Кабинет Информационных технологий)

  • карточки с заданиями

План занятия:

1. Мотивация (2 мин.)

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятий (2 мин.)

3. Интерактивная часть (39 мин.)

4. Подведение итогов (2 мин.)

Форма проведения занятия: работа в малых группах. Разделить обучающихся на 3- 4 группы по 4- 5 человек по желанию учащихся. Этот способ деления предпочтителен, если обучающиеся имеют примерно одинаковую подготовку, им будет работать комфортно. 

Ход занятия:

  1. Мотивация (2мин.)

Происходящие перемены в российском государстве привели к существенным изменениям в обществе. Особенно остро на них отреагировала молодежь, она стала более криминально-активной. Все чаще несовершеннолетние стали попадать на скамью подсудимых. Давайте зададимся вопросом: «Так что же толкает подростка на совершение преступления?».

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятий (2 мин.)

Сегодня мы с вами познакомимся положениями Уголовного кодекса, касающегося ответственности несовершеннолетних. Для получения этих знаний мы  с вами поработаем с Уголовным кодексом. Но большую часть урока, я хочу предложить вам поработать в интернете и, обсудив добытую вами информацию попытаться ответить на поставленный вопрос.

3. Интерактивная часть (19+20 мин.)

1. Для начала определим, кто такой – несовершеннолетний? И каковы особенности уголовной ответственности несовершеннолетних? (Для экономии времени статьи можно распределить между группами).

Уч-ся работают с текстом Уголовного Кодекса ст.ст.87 – 92 и в порядке очерёдности статей обмениваются информацией и записывают определение и виды наказания.

  • Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

  • Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

  1. А теперь, думаю, самое интересное для вас — работаем в интернете. Каждая группа имеет конкретное задание (см. карточку): Найти необходимую информацию, довести её до сведения других и обсудить. Не забудьте выразить своё мнение. Удачи!

Работа в Интернете (15-18 мин.)

(Во время дискуссии выводы, по каждому пункту обсуждения, записывают в рабочие тетради). (20-22 мин.)

В целом преступность уменьшается, а возраст преступников снижается.

Преступник «молодеет». Есть факты правонарушений в возрасте 9 лет!!! Это происходит на моей малой родине: где живу я, мои родственники, друзья и подруги – это происходит рядом со мной!

  • Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего? Употребление алкоголя и наркотиков, грабежи, квартирные кражи, разбойные нападения, хулиганство

  • Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?

-резкое ухудшение экономической ситуации,

— уменьшение возможностей для трудоустройства подростков,

-низкий уровень в организации досуга,

— семейное неблагополучие,

— не обеспечивается неотвратимость наказания.

Общественные организации по защите прав ребёнка, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, участковые уполномоченных полиции и ПДН.

Оптимизировать работу центров досуга, спортивных клубов и секций, регулярно проводить работу по правовому воспитанию, ответственность родителей должна действовать на деле, а не оставаться в декларативной форме. Но в первую очередь, каждый должен определить: кто Я? Зачем Я здесь? Что я могу сделать, чтобы окружающим меня людям стало лучше, уютней? Может, тогда мои ровесники перестанут совершать преступления и нести людям зло???

4. Подведение итогов (2 мин.)

Приложение 1

Карточка 1.

Рассматриваемые вопросы:

  • Как вы оцениваете тенденцию преступности: растёт или снижается? Аргументируйте.

  • Что вас настораживает в такой ситуации? Почему?

  • Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего?

  • Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?

  • Какие меры профилактики и предотвращения преступлений принимаются в нашем регионе?

  • Какие мероприятия вы можете предложить, чтобы решить эту проблему?

На отмеченных сайтах найдите информацию по статистике преступлений, совершённых несовершеннолетними во Владимирской области за 2010 – 2011 годы.

Рабочие сайты:

http://kraspubl.ru

http://be5.biz/pravo/

http://vladnovosti.ru/

http://www.avo.ru/news

http://vyazniki.ru

http://vladimirstat.ru

http://www.rg.ru

http://forum.vladinfo.ru

http://vladimir.rfn.ru

http://vladimir.bezformata.ru

http://news.vladimir.ru

Карточка 2.

Рассматриваемые вопросы:

  • Как вы оцениваете тенденцию преступности: растёт или снижается? Аргументируйте.

  • Что вас настораживает в такой ситуации? Почему?

  • Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего?

  • Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?

  • Какие меры профилактики и предотвращения преступлений принимаются в нашем регионе?

  • Какие мероприятия вы можете предложить, чтобы решить эту проблему?

На отмеченных сайтах найдите информацию о характеристике преступлений, совершённых несовершеннолетними во Владимирской области за 2010 – 2011 годы.

Рабочие сайты:

http://kraspubl.ru

http://be5.biz/pravo/

http://vladnovosti.ru/

http://www.avo.ru/news

http://vyazniki.ru

http://vladimirstat.ru

http://www.rg.ru

http://forum.vladinfo.ru

http://vladimir.rfn.ru

http://vladimir.bezformata.ru

http://news.vladimir.ru

Карточка 3.

Рассматриваемые вопросы:

  • Как вы оцениваете тенденцию преступности: растёт или снижается? Аргументируйте.

  • Что вас настораживает в такой ситуации? Почему?

  • Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего?

  • Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?

  • Какие меры профилактики и предотвращения преступлений принимаются в нашем регионе?

  • Какие мероприятия вы можете предложить, чтобы решить эту проблему?

На отмеченных сайтах найдите информацию о причинах преступности несовершеннолетних во Владимирской области за 2010 – 2011 годы.

Рабочие сайты:

http://kraspubl.ru

http://be5.biz/pravo/

http://vladnovosti.ru/

http://www.avo.ru/news

http://vyazniki.ru

http://vladimirstat.ru

http://www.rg.ru

http://forum.vladinfo.ru

http://vladimir.rfn.ru

http://vladimir.bezformata.ru

http://news.vladimir.ru

Карточка 4.

Рассматриваемые вопросы:

  • Как вы оцениваете тенденцию преступности: растёт или снижается? Аргументируйте.

  • Что вас настораживает в такой ситуации? Почему?

  • Какие преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего?

  • Какие причины преступности среди молодёжи вы могли бы выделить?

  • Какие меры профилактики и предотвращения преступлений принимаются в нашем регионе?

  • Какие мероприятия вы можете предложить, чтобы решить эту проблему?

На отмеченных сайтах найдите информацию о том, что делается во Владимирской области по пресечению и профилактике правонарушений.

Рабочие сайты:

http://kraspubl.ru

http://be5.biz/pravo/

http://vladnovosti.ru/

http://www.avo.ru/news

http://vyazniki.ru

http://vladimirstat.ru

http://www.rg.ru

http://forum.vladinfo.ru

http://vladimir.rfn.ru

http://vladimir.bezformata.ru

http://news.vladimir.ru

Приложение 2

А. Статистика:

11.10.2006 14:41 Уровень преступности несовершеннолетних во Владимирской области выше среднего по России.

Грабежи. Эти преступления во Владимирской области — на первом месте в криминальных сводках. За последние 9 месяцев их зафиксировано свыше 2,5 тысяч.

По словам Владимира Денисова, начальника милиции общественной безопасности УВД Владимирской области, количество грабежей в регионе возросло более чем на 16%. По статистике, главный объект посягательства — мобильные телефоны. В основном жертвами преступников становятся женщины и дети.

В регионе снизилось количество убийств. Из двухсот зафиксированных по области, оперативниками раскрыты 170. Беспокоит и уровень преступности несовершеннолетних. Здесь показатели тревожные. Владимир Денисов подчеркнул: эти преступления чаще всего совершаются на почве детского алкоголизма и наркомании.

ВЛАДИМИР ДЕНИСОВ, НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УВД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: «За 9 месяцев этого

года наблюдается снижение по уровню преступности на 9%, в том числе и по тяжким преступлениям — тяжкие телесные повреждения, убийства, грабежи… В целом же, мы отмечаем, уровень преступности несовершеннолетних во Владимирской области выше среднего по России, и выше среднего по ЦФО».

(Мария Платанюк, Евгений Муханов, ВГТРК, 11.10.2006)

( http://vladimir.rfn.ru)

— 9 ноября комитет общественных связей и СМИ администрации области совместно с комитетом по социальной политике, департаментом социальной защиты населения, департаментом по культуре, УМВД и прокуратурой Владимирской области провел единый информационный день для журналистов по теме «Работа органов государственной власти по профилактике преступности несовершеннолетних».

— А. Чернышев отметил, что с 2006 по 2010 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 45 %.

— Сергей Макаров, заместитель начальника отдела организации работы участковых уполномоченных полиции и ПДН областного УМВД: « Впервые с 2006 года наблюдается рост подростковой преступности. За 10 месяцев 2011 года подростками совершено 714 преступлений. Это на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года». Участниками преступлений за этот период стали 599 подростков.

— Каждый четвертый подросток, достигший 14 лет, уже имеет криминальный опыт, — отмечает представитель областной прокуратуры Ольга Булаева.

— В целом за год через Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей проходит до 300 человек: одни задерживаются на 10дней, другие могут провести здесь и больше месяца.

(http://www.avo.ru/news)

Б. Характеристика преступлений:

В структуре преступности несовершеннолетних преобладают тяжкие преступления (более половины), причем большую часть составляют:

  • квартирные кражи,

  • разбойные нападения.

  • Растет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения…

  • — Недавно на 10 суток к нам был помещен 9-летний мальчик, — рассказывает Маргарита Артюшкина. — Попал к нам за совершение нескольких краж сотовых телефонов.

  • — двое молодых людей, гражданин Б. и несовершеннолетний Т., решили совершить дерзкую кражу. Предметом их посягательства стали светящиеся буквы логотипа одного из магазинов на улице Ленина, торгующего компьютерной техникой. Как позже в кабинете у следователя расскажут сами злоумышленники, буквы им понадобились для того, чтобы достать из них светодиоды, которые, должны были стать украшением для автомобиля.

(http://vyazniki.ru)

— Распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть. Особенно высокой латентностью отличаются кражи, грабежи и хулиганство.

В. Причины преступности несовершеннолетних:

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества.

Одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях.

В ряду специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества выделяется и катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания – важнейшее средство предупреждения преступного поведения.

(http://be5.biz/pravo/)

Главная причина подростковой преступности во Владимирской области — семейное неблагополучие

Об этом сообщил сегодня журналистам старший помощник прокурора Владимирской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Ольга Булаева. Безответственность и нечуткость родителей чаще всего являются причиной и того, что сам ребенок становится жертвой: «В этом году имели место случаи гибели детей по вине родителей: погибли трое детей в Селивановском районе, умер ребенок по вине матери в Ковровском районе, отравился алкоголем трехлетний малыш в Юрьев-Польском районе. При этом учреждения, которые должны были работать с этими семьями, работали не так, как должны были. Не ставился вопрос о привлечении нерадивых родителей к административной ответственности, об изъятии детей из таких семей, о лишении родительских прав. В этом году широко обсуждаются вопросы, связанные с сексуальными преступлениями в отношении несовершеннолетних. Число потерпевших от таких преступлений детей на территории нашей области увеличилось: 26 человек против 18 в аналогичном периоде прошлого года».

Как отметила представитель следственного управления следственного комитета по Владимирской области Ирина Минина, в подобных случаях пострадавший и его родные стремятся умолчать случившееся, тем самым помогая виновному уйти от ответственности. Сотрудники правоохранительных органов призывают жителей региона учить своих детей избегать общения с незнакомцами. Кроме того, чтобы отпугнуть преступника-педофила чаще всего достаточно просто привлечь внимание случайных прохожих. Необходимо учить своих детей защищаться.

(Автор: Владимирская служба новостей 29.08.2011г.)

( http://vladnovosti.ru/)

Г. Что делать?

Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Важную роль в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика – система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

9 ноября комитет общественных связей и представители СМИ посетили Центр воспитания гражданственности и нравственно-правовой культуры молодежи, Владимирский центр содержания несовершеннолетних правонарушителей и Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Радужного.

Используемая литература и Интернет ресурсы:

1. Зубенко В. «Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика». // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. – №4, с. 43

2. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004. с 76.

3. Постановление Пра­вительства РФ от 23 августа 1993 г. «О реализации Кон­венции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

4. Постановление Пра­вительства РФ от 13 января 1996 г. «О плане действий по улучшению положе­ния детей в Российской Федерации на 1995—1997 гг.».

5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

6. Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 646 «О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 4 мая 1999 г.).

7. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2002 гг.».

8.Уголовный Кодекс РФ,

9. Сайты:

http://kraspubl.ru

http://be5.biz/pravo/

http://vladnovosti.ru/

http://www.avo.ru/news

http://vyazniki.ru

http://vladimirstat.ru

http://www.rg.ru

http://forum.vladinfo.ru

http://vladimir.rfn.ru

http://vladimir.bezformata.ru

http://news.vladimir.ru

kopilkaurokov.ru

68. Виды и причины правонарушений

Виды правонарушений

В ТГП применяется отраслевая классификация правонарушений. В зависимости от степени социальной опасности (вредности) правонарушения подразделяются на:

преступления

иные правонарушения (проступки) — административные, гражданские, дисциплинарные, про­цессуальные.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности, поскольку посягают на наиболее важные общественные отношения и ценности. Понятие «преступление» сформулировано в ст. 14 УК РФ, где в качестве признаков преступления названы общественная опасность, виновность, запрещенность уголовным законом (противоправность) и наказуемость. В Уголовном кодексе закрепляются виды (категории) преступлений в зависимости от тяжести возможного наказания в виде лишения свободы в его верхних пределах и от формы

вины. Соответственно преступления различаются небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие. Квалифицировать правонарушение в качестве преступления вправе только суд, и он же назначает наказание.

Административные правонарушения посягают на права и свободы человека и гражданина, его здоровье, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства. Административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ст. 2.1). Особенность административ­ных правонарушений состоит в том, что правонарушитель не находится в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, обладающими правом наложения административных наказаний. Административные правонарушения отличаются от преступлений нередко только степенью общественной опасности.

Гражданские правонарушения (деликты) совершаются в сфере имущественных и неимущественных отношений и представляют собой действия, нарушающие нормы гражданского законодательства, условия договора, обычаи делового оборота и причиняющие вред личности или ее имуществу. Гражданские право­нарушения возможны и без одного из главных условий любого правонарушения — вины, например ответственность должника без вины, т.е. «за случай» (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Непременное условие гражданско-правовых деликтов — требование возмещения убытков и иных имущественных потерь для потерпевшего, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности, отмена незаконных сделок и т. д. Таким образом, санкции за гражданские деликты носят правовосстановительный, компенсационный характер. Дисциплинарные проступки связаны с нарушением норм трудового законодательства, например с неисполнением рабочим или служащим возложенных на него трудовых обязанностей, нарушением трудовой дисциплины (прогул, опоздание на работу, невыполнение распоряжений представителей администрации организации). Санкции за совершение дисциплинарных проступков устанавливаются Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, ведомственными уставами, положениями, инструкциями и другими локальными актами.

Процессуальные правонарушения обусловлены нарушением установленной законом юридической процедуры при рассмотрении различного характера споров в суде, при осуществлении конституционного правосудия, регламентации уголовно-процессуальной процедуры, производства в арбитраже, административного судопроизводства. Вместе с тем процессуальным вопросам уделяется важное внимание как юридической наукой, так и практикой, поскольку от соблюдения процессуальных норм во многом зависят законность и обоснованность принимаемых юридических решений. К процессуальным правонарушениям можно отнести неявку в суд свидетеля, подсудимого, эксперта, нарушение сроков рассмотрения жалоб граждан в административных органах, несоблюдение порядка подачи иска в суд и др.

Международные правонарушения характеризуются противоправностью деяния, причинением ущерба защищаемым международным правом интересам других государств или всему международному сообществу. Что касается вины, то хотя она в международных документах прямо не указывается, однако считается, что государст­во при любых обстоятельствах проявляет свою волю. Следовательно, при международном правонарушении проявление воли носит неправомерный характер, т.е. предполагается наличие вины. Различают международные преступления и простые (ординарные) правонарушения.

К международным преступлениям относятся международный терроризм, пиратство, работорговля, наркобизнес, геноцид и др. Их совершение вызывает вмешательство мирового сообщества в лице создаваемых международных трибуналов. Международные преступления не имеют сроков давности

Причины правонарушений — это сложнейшая проблема, которая до конца не решена ни юридической наукой, ни другими общественными науками. В юридической науке, в частности, дискутируется вопрос о социальных и биологических причинах правонарушений. Некоторые ученые отдают предпочтение социальным причинам, однако все чаще признается необходимость учета психофизических и биологических особенностей индивидов, влияющих на формирование правовых установок и поведение в целом. Однако было бы правильным при объяснении причин правонарушений исходить из единства социального и биологического начал в поведении человека, в том числе и в выборе варианта поведения.

Причина находится в прямой, закономерной связи со следствием, непосредственно вызывая его, а условие в сочетании с другими обстоятельствами способствует формированию следствия, усиливая или ослабляя действие причины, не вызывая с необходимостью данное следствие. Условия, порождающие причины совершения правонарушений:

  • низкий уровень материальной жизни населения;

  • невысокий уровень культуры, в частности, правовой;

  • несовершенство законодательства;

  • неэффективная работа правоохранительных органов;

  • несовпадение интересов и целей, закрепленных в норме права и преследуемых лицом-правонарушителем;

  • деформация в образе жизни отдельных категорий людей (алкоголизм, наркомания и т.д.)

Поводы совершения правонарушений — отрицательные обстоятельства ситуативного характера, возникающие в определенных ситуациях и выступающие толчком, побудительным фактором для действия причины (обида, ревность, унижение).

studfiles.net

Конспект урока на тему: «Правонарушение».

Урок обществознания в 9 классе

«Правонарушение»

Цели: : познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности, продолжить работу по формированию умений выделять существенные признаки явлений, сравнивать; осуществлять поиск и анализировать информацию; раскрывать на примерах изученные и теоретические положения по теме; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения правовых норм при решении задач; работы в группах; воспитывать уважение к закону, формировать гражданскую ответственность, правовое самосознание, коммуникативную культуру.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Словарь урока: правонарушение, проступок, преступление, дееспособность, вина.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, презентация по теме «Правонарушения»

План: 1. Орг. момент.

2. Правонарушение и его признаки.

3. Виды правонарушений.

4. Состав преступления.

5. Почему важно знать, что считается правонарушением?

6. Рефлексия

7. Подведение итогов.

Здравствуйте! Наш урок сегодня мы начнем с древней притчи

« Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» — закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « а вот это и есть небеса», заметил старец»

О чем эта притча?

Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям в обществе. Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.

Что придумали люди для регулирования общественных отношений? (социальные нормы)

Дайте определение понятию «социальные нормы»?

(Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе)

Перечислите виды социальных норм?

Большинство поступков, совер­шаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.

Подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права.

Д. Савонарола — итальянский монах, реформатор еще в 15 веке сказал: «Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам». Прокомментируйте это высказывание. Слайд

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы?

Как вы считаете, будет называться такое поведение? (противоправное).

О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.

Итак, тема нашего урока: «Правонарушение». слайд

Сформулируйте цель урока.

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать?

Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Каковы причины противоправного поведения?

Итак, мы совместно поставили задачи, которые предопределили план урока.

План: слайд

*. Правонарушение и его признаки.

*. Виды правонарушений.

*.Причины правонарушений. Зачем нужно знать причины правонарушений?

Итак, начинаем с первого пункта плана. Цель нашей работы: дать определение понятию правонарушение и определить его признаки.

Попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение».

Сравните его с определениями из юридического словаря.

1.Правонарушение- это виновное общественно опасное противоправное деяние. Слайд

2.Правонарушение- это противоправное деяние, причиняющее вред личности, государству, обществу и наказуемое по закону. Слайд.

Итак, правонарушение несет общественную опасность и связано с нарушением права.

Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения.

Признаки правонарушения: (запись в тетрадь по ходу обсуждения) Слайд

  1. Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействие.

Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.

Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права.

Примерные ответы: Примером действия может служить:

-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; — кража чужой вещи.

Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов;

— неоказание помощи больному.

2.ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ (вредность).

Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.

3. Наказуемость. О данном признаке речь пойдет более подробно на следующем уроке.

4.Виновность.

Т.е. деяние, предполагающее наличие вины.

ВИНА- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.

Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.

Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Слайд№

1 группа . Гражданин Р., ограбил прохожего.

2 группа. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.

Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?

Однако в первом случае гражданин Р. явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором — нет.

Т.о., вина может быть выражена в различных формах: Слайд№ (запись в тетрадь)

Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.

Т.о., в первой ситуации мы видим умысел, а в другой – неосторожность.

Выполните Задание №1 в котором нужно определить форму вины. Слайд

Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние, ==========

Запишите в тетрадь.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.

2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

• преступление

• проступок

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Преступления запрещены УК РФ под угрозой уголовного наказания

Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Преступление — по ст. 14 УК РФ «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Проступок — противоправное деяние (правонарушение) менее опасное, чем преступление. Слайд

Запишите их в тетрадь.

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд №

Найдите в приведенном ниже списке примеры преступлений. Ответ обоснуйте.

  1. хранение и распространение наркотиков

  2. нарушений санитарно – гигиенических норм в кафе

  3. разглашение государственной тайны

  4. пешеход переходит проезжую часть в неположенном месте

  5. кража

  6. нецензурная брань в общественном месте.

А остальные ситуации чем являются? (т.к. причиняют меньший вред обществу)

Класс делится на группы.

Познакомьтесь с содержанием статьи 20 УК РФ. (Рабочий лист 1 ) Задание для 1 –ой группы.

Задание для 2- ой группы. Проанализируйте материал на рабочем листе № 2.

Выясните какие виды и категории преступлений существуют?

Сделайте вывод.

Т.о., ответственность наступает за преступления с 16 – ти лет, а по ряду преступлений с 14 –ти.

Какие виды и категории преступлений существуют?

Переходим к следующему пункту нашего плана.

Каковы же причины преступности?

Работа в группах.

1 группа. Проанализируйте обращения несовершеннолетних преступников к своим сверстникам, т.е. к вам.

2 группа. Познакомьтесь с социологическим опросом учащихся нашей школы среднего и старшего звена.

Задание. Определите причины преступлений. Подумайте, зачем нужно знать, изучать причины преступлений? Зная причины преступлений, можно предотвратить или уменьшить их количество.

Т.о., причины правонарушений различны – это дефекты в сознании людей. Пренебрежительное отношение к личности – это причина совершения телесных наказаний, отсутствие трудолюбия – приводит к кражам, отсутствие патриотизма – к измене Родине, разглашению госуд. тайны.

Дефекты в сознании возникают из многочисленных жизненных ситуаций, которые неправильно разрешаются. Ребенок принес домой чужую игрушку, а родителя хвалят за «сообразительность», а не заставляют ее вернуть, то у ребенка сформируется неправильное отношение к чужой собственности.

Вряд ли в семье, где отец постоянно груб с матерью, детьми, можно рассчитывать на уважительное отношение к личности.

Т.о., дефекты в сознании порождаются негативными условиями в жизни, низким уровнем жизни населения, незнанием законов, наркоманией и т.д.

Мы проделали большую работу в поиске ответов на поставленные вопросы по теме. Вернемся к плану нашего урока. Достигли мы цели?

Рефлексия. Я даю вам мяч, а вы перекидывая его друг другу, говорите, что больше всего запомнили на уроке, что понравилось, что дал мне урок для жизни, у меня получилось…

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Урок обществознания 7 класс тема:Правонарушения и юридическая ответственность

                                 Урок обществознания  7  а класс

Тема: «ПРАВОНАРУШЕНИЯ И  ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ».

Цель: подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные правонарушения.

Задачи:

— развивающая: содействовать развитию познавательных способностей  обучающихся через самостоятельную работу обучающихся над новым материалом;

—  воспитательная: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и  формированию собственной нравственной позиции по данной теме;

— обучающая:  способствовать формированию у обучающихся понимания  таких   понятий как «закон», «проступок» «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

— личностные:

• овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

• умении выполнять познавательные и практические задания, на:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; 
—  определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

—  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

— предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

— личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

— регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

— познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

— коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки для групповой работы.

Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения, наказание.

Ход урока:

I.Орг. момент.

II.Создание проблемной ситуации.

   На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами  одну из важнейших проблем  современного  общества.

А начать разговор я хочу  с загадок.

 Итак,  жила-была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста, сбежавшего от дедушки и бабушки.  Догадались, что это за сказка (слайд)?

Этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы (слайд).


Деревянный лентяй с длинным носом прогуливает уроки на представлении в кукольном театре (слайд).

Чем характеризуется поведение героев этих сказок?

А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями?

Ребята, давайте посмотрим фрагмент  мультфильма «Дядя Степа» и пронаблюдаем за поведением героя.

— Что вы можете сказать о  поведении героя мультфильма?

-Почему вы считаете поведение мальчика плохим?

— Будет ли мальчик  нести ответственность за свои поступки? Если да то почему? (Значит, получается, все кто совершает плохие поступки,  должны  за них отвечать.)

III. Целеполагание.        

— Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какова тема нашего урока?

Давайте определим ее вместе.

Ребята предлагают свои варианты.

Итак, тема   нашего урока «Правонарушения и юридическая ответственность» 

 IV. Изучение нового знания

Задание №1

Работа с текстом учебника    (с.48   2 п.)

1. Как вы думаете, что такое законопослушное поведение? Каковы его признаки?

Записать в тетрадь. Соответствует требованиям закона, полезно для общества.

Работа с рис. С.50

Что хотел показать художник?

Можно ли поведение мальчиков назвать противозаконным?

Прочитать текст учебника (с 50)

2. Что такое противозаконное поведение? Каковы его признаки?

Записать в тетрадь. Запрещено законом, причиняет вред обществу.

Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами и честно выполняет свои обязанности. Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества – люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

V. Применение нового знания

 

    Еще древние законодатели утверждали, что закон учить жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым. Как же добиться справедливости? Юристы говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого правонарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание. В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы.

Работа с материалом на с.52 учебника. Заполнение таблицы.

Правонарушения

Преступление

Проступок

Виды

против здоровья и жизни человека, против чести и достоинства, против прав и свобод граждан, против собственности, общественной безопасности и порядка

мелкое хулиганство, нарушение правил ПДД, пожарной безопасности, экологических правил, причинение вреда чужому имуществу, нарушение дисциплины по месту работы и учебы

Наказания

исправительно-трудовые работы, лишение свободы

предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмещение причиненного ущерба, замечание, объявление выговора, увольнение, исключение.

Виды правонарушений

Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам.

Преступление

Проступок

терроризм, клевета, захват заложников, убийство, побои, истязание, похищение людей, хищение оружия, кража, вымогательство, порча чужого имущества,

Мелкое хулиганство, оскорбление, нарушение правил дорожного движения, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, оскорбление, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, нецензурная брань в общественных местах, безбилетный проезд в общественном транспорте.

Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда.

Как общество и государство реагирует на правонарушения?

Верно. Правонарушитель несет ответственность. Она называется правовой или юридической.

  Что такое «юридическая ответственность»?

 юридическая ответственность — это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение.

VI. Закон и несовершеннолетние.

Нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние. (С какого возраста наступает совершеннолетие?). Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.

     С какого возраста закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений?

Закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14 лет. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний установленных для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет  в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет – в спецшколу, а с 14 лет – в воспитательно-трудовую колонию.

Работа с текстом: Работая с документами, выяснить причины совершения несовершеннолетними правонарушений.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ  №1

Письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю. Вот отрывок из этого письма:

«…Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством… Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни… Поверьте мне, как хочется на свободу…»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №2

Подготовьте небольшое выступление «Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными?».

Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года)

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные — это те, кто подговаривал… Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь все сам. И вообще все делаешь сам.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №3

Подготовьте небольшое выступление «Какие выводы сделал Алексей из своего печального опыта?».

Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года)

Когда идешь воровать, думаешь — не попадешься. С кем ни разговаривал здесь — все так думали. И еще знаешь, что сразу не засудят — малолетка. И точно — по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» уже за все сразу 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете.

Выводы:

1. Причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера.

2. Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им за это ничего не будет. Умные, по его мнению, это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным.

3. Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им все равно не избежать.

ВЫВОД: Знание закона необходимо несовершеннолетним, так как оно поможет им избежать неприятностей во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Законопослушное поведение предполагает активную, полезную для общества деятельность. Руками законопослушных граждан создаются основные богатства нашей страны.

VII. 

Работа по ситуациям, подросток всего лишь пошутил, вы должны будете определить – как на это смотрит уголовный кодекс, будет ли это правонарушение проступком или преступлением?

Вы должны будете определить – как оно рассматривается в Уголовном кодексе. Проблемные ситуации

Подросток  всего лишь пошутил…

Как на это смотрит уголовный кодекс.

Подросток  взял (взяла) у товарища дома плеер, игру, диск и унес (унесла) без ведома владельца вещи.

Подросток отобрал деньги или сотовый телефон у других детей.

Подросток сказал кому-то, что он обязан принести из дома деньги, иначе он будет «расплачиваться здоровьем»

Подросток взял покататься чужую машину, но обязательно вернул бы ее, если бы тебя не поймали.

Подросток позвонил директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба.

VIII. Рефлексия

– мы очень хорошо знаем, за каждое правонарушение наступает что? (Юридическая ответственность)

-правильно, ребята, а незнание закона освобождает от ответственности? (нет).

Ответьте на вопрос:  какое действие считается проступком. А какое преступлением?

1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.

3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.

5. Подростки курили в школьном туалете.

6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.

7. Подросток остановил первоклассника, угрожая,  потребовал у него денег.

8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

9. Трое учеников  8 класса прогуляли  урок, спрятавшись  под лестницей.

1Х. Итог урока.

Чтобы жить по закону мы должны знать свои права и не нарушать чужие и мне хочется пожелать, чтобы вашим девизом стали слова древнегреческого философа Аристотеля: «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед».

— Дети, идите же только вперед! И спасибо за урок!

Выставление оценок.

Домашнее задание: Прочитать §6  

Дополнительный материал

Задание №1

Заполнить таблицу с.52 учебник

Правонарушения

Преступление

Проступок

Виды

Наказания

Задание №2

Виды правонарушений

Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам.

Мелкое хулиганство, оскорбление, терроризм, клевета, захват заложников, нарушение правил дорожного движения, убийство, побои, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, истязание, оскорбление, похищение людей, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, хищение оружия, нецензурная брань в общественных местах, кража, вымогательство, порча чужого имущества, безбилетный проезд в общественном транспорте.

Преступление

Проступок

Задание №3

Работа по ситуациям, подросток всего лишь пошутил, вы должны будете определить – как на это смотрит уголовный кодекс, будет ли это правонарушение проступком или преступлением?

Вы должны будете определить – как оно рассматривается в Уголовном кодексе. Проблемные ситуации

Подросток  всего лишь пошутил…

Как на это смотрит уголовный кодекс.

Подросток  взял (взяла) у товарища дома плеер, игру, диск и унес (унесла) без ведома владельца вещи.

Подросток отобрал деньги или сотовый телефон у других детей.

Подросток сказал кому-то, что он обязан принести из дома деньги, иначе он будет «расплачиваться здоровьем»

Подросток взял покататься чужую машину, но обязательно вернул бы ее, если бы тебя не поймали.

Подросток позвонил директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба.

Ответьте на вопрос:  какое действие считается проступком. А какое преступлением?

1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. У

2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. У

3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. А

4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. У

5. Подростки курили в школьном туалете. Д

6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. У

7. Подросток остановил первоклассника, угрожая,  потребовал у него денег. У

8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. А

9. Трое учеников  8 класса прогуляли  урок, спрятавшись  под лестницей.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *