Обсуждение законопроекта – Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения

Обсуждение законопроекта

Вторая стадия законодательного процесса – это обсуждение законопроекта. Как правило, эта стадия делится на подстадии, которые называются чтениями. Чтений бывает не менее двух, иногда и больше (3, 4). Первое чтение в зале заседаний – это, как правило, принятие законопроекта к рассмотрению и объявление его названия. То есть спикер на пленарном заседании объявляет о том, что принят к рассмотрению законопроект, оглашает его название и называет также, кем данный законопроект внесен. После этого законопроект передается на рассмотрение специальных парламентских комитетов либо комиссий (таков порядок в ФРГ и Англии). В некоторых странах первое чтение начинается только после предварительного обсуждения комиссиями (Франция и Италия).

Обсуждение проекта на комиссиях обычно входит в процедуру чтения. Комиссии работают в закрытом порядке и свое мнение высказывают в виде сформулированного письменного заключения, пояснительной записки или какого-то иного документа.

Если представить счастливую судьбу какого-то законопроекта, когда комиссия обсудила, рассмотрела проект и существенно его не изменила, то после этого она докладывает об этом на сессии. Доклад комиссии после рассмотрения – входит уже во вторую стадию (второе чтение). Вначале идет доклад лица, выступающего от имени субъекта, который внес законопроект. После этого – заключение комиссии, которая рассматривала его по поручению парламента.

Суть второго чтения сводится к тому, что депутаты выслушивают сообщение представителя автора проекта и заключение комиссии и высказывают свое мнение по ним. Они могут вновь вернуть законопроект для дополнительного изучения комиссией (той же или другой), если им что-то не ясно, а также могут вносить поправки и дополнения. В некоторых странах не предусмотрено изучение законопроекта комиссиями (передача в комиссии) после первого чтения. Первое чтение в этом случае – это только объявление названия проекта, после чего сразу же начинается второе – предварительное рассмотрение законопроекта на сессии и обсуждение его важнейших положений. Но такой порядок все-таки более редкий.

Если судьба законопроекта складывается благополучно, то, скажем, после вторичного рассмотрения комиссией может начаться третье чтение. Как правило, третье чтение, – самое подробное. Это постатейное обсуждение и изучение законопроекта на пленарном заседании. Во время третьего чтения могут применяться разные методы, чтобы ускорить или замедлить принятие законопроекта. Например, спикер может применять прием, который называется «кенгуру». Суть этого метода в том, что какие-то поправки обсуждаются, а какие-то он решает пропустить, то есть как бы «перепрыгнуть» их, подобно кенгуру. Иногда устанавливается конкретное время для обсуждений, и, если кто-то не успел выступить, – его мнение не учитывается. Самый немилосердный способ затягивания времени называется «флибустьерством» и применяется в США в Сенате, когда сенаторы (время их выступления не ограничивается) выступают очень долго, стараясь затянуть время и сорвать третье чтение, тем самым не допустить принятие законопроекта.

Как правило, наиболее типичным является обсуждение в три чтения. В некоторых случаях бывает четыре чтения и более, но этот процесс сводится к очередным возвращениям законопроекта в комиссии и новым рассмотрениям на пленарном заседании. Иначе говоря, количество чтений связано с направлением законопроектов в комиссии и возвращением их обратно. Во время третьего чтения, как правило, смысловые поправки уже не вносятся.

Если представить, что все эти «тяжелые» испытания для законопроекта закончились и большинство депутатов проголосовали за то, что этот проект доведен до нужной кондиции и его можно ставить на голосование, то наступает третья стадия законодательного процесса – принятие законопроекта палатой.

studfiles.net

1. Внесение законопроекта (законодательная инициатива)

Сначала законопроект вносится в нижнюю палату Парламента. Рассмотрение законопроекта всегда начинается с нижней палаты.

Субъекты законодательной инициативы:

1) депутаты (это так называемая «групповая инициатива»)

2) глава государства (кроме президентских республик)

3) народная инициатива

Для неё предусмотрено огромное количество подписей (50 тыс., 100 тыс.). поэтому её сложно воплотить в жизнь.

4) Правительство

5) субъекты федерации

6) автономии (в ряде стран. Если вопрос касается их статуса.)

2. Обсуждение законопроекта

В большинстве стран обсуждение законопроекта происходит в 3 чтения (м.б. 2 чтения).

Первое чтение: обсуждается концепция законопроекта, его общие принципы.

После проект передаётся заинтересованной постоянной комиссии.

Комиссия приглашает на своё заседание того, кто внёс законопроект, а также консультантов и экспертов в этой сфере. На заседании комиссии сначала слово предоставляется субъекту законодательной инициативы, потом слушают экспертов и консультантов. После этих выступлений начинается обсуждение законопроекта членами комиссии. Комиссия может:

  • подкорректировать законопроект, вынести заключение и передать в палату

  • внести существенные корректировки

  • отклонить законопроект

Минимум за 24 часа до заседания все депутаты должны иметь проект закона, желательно с заключением комиссии.

Второе чтение: первым с докладом выступает Председатель комиссии, рассматривающей законопроект, потом слово для содоклада предоставляется субъекту законодательной инициативы. На этой стадии происходит постатейное обсуждение законопроекта. Может выступать каждый депутат, депутаты могут высказывать предложения по любому вопросу, по любой статье. Путём голосования в проект вносятся изменения и дополнения.

Третье чтение: происходит обсуждение законопроекта в целом и голосование. На этой стадии поправки и предложения могут поступать уже только от группы депутатов (но не от каждого депутата, как на предыдущей стадии). Принятие проекта закона происходит большинством голосов или квалифицированным большинством голосов (2/3).

После принятия законопроекта нижней палатой он передаётся в верхнюю палату Парламента. В ней все стадии повторяются. Если верхняя палата принимает тот же текст, закон передаётся на подпись Президенту.

4. Промульгация (подписание и опубликование)

Четвёртая стадия – подписание Президентом.

Закон вступает в силу с момента официального опубликования, если в нём не предусмотрено иное (например: в Германии закон вступает в силу через 2 недели после опубликования, в Болгарии – через 3 дня).

Верхняя палата имеет право внести коррективы в закон и отправить его обратно в нижнюю палату для доработки. После чего:

  • нижняя палата может внести рекомендованные изменения иначе

  • создаётся согласительная комиссия (по 10 человек от каждой палаты) или

  • проводится совместное заседание палат

  • Во многих странах нижняя палата может обойти верхнюю, приняв закон квалифицированным большинством. Есть слабые верхние палаты – в этом случае нижней палате достаточно принять закон абсолютным большинством.

  • В некоторых странах существует положение: если нижняя палата дважды приступала к обсуждению закона, то он подаётся на подпись Президента даже без согласия верхней палаты. Закон действует в редакции нижней палаты.

Субъекты законодательной инициативы

В ряде стран (например, Канада) финансовые законопроекты депутаты подавать не могут, это приоритет Правительства.

В Индии и Греции депутаты имеют право подавать финансовые законопроекты, но только с заключением Совета министров.

Во Франции депутаты не могут вносить законопроекты, которые ведут к сокращению или увеличению финансовых расходов. Это приоритет Правительства.

В США единственным субъектом законодательной инициативы являются депутаты. США – это президентская республика. Президент в законотворчестве участвует через послания и через депутатов своей политической или парламентской фракции.

В ряде стран законопроекты должны вноситься с обоснованием возможных экономических последствий (расходы и т.п.).

Порядок внесения законопроектов

По общему правилу, законопроекты вносятся в нижнюю палату.

Обсуждение законопроекта начинается всегда в нижней палате.

В ряде стран (США, Бельгия, Бразилия, Швейцария) законопроекты можно вносить в обе палаты.

В ряде стран (Австрия, Испания, Нидерланды) в верхнюю палату законопроекты вносить нельзя.

В Великобритании все проекты вносятся в палату общин (нижнюю палату), проекты по судоустройству и судебному процессу вносятся в палату лордов, т.к. прежде чем начать их рассмотрение они должны быть проверены Судебным комитетом.

В ФРГ верхняя палата состоит из представителей правительств земель => все правительственные проекты сначала передаются в верхнюю палату, т.к. нужно согласовать федеральный правительственный проект с правительствами земель; потом проект передаётся в нижнюю палату, где начинается его рассмотрение в обычном порядке.

Если возникают разногласия между нижней и верхней палатами (нижняя палата приняла закон, а верхняя не согласна):

1. В ряде стран (США, Мексика, Бразилия, Белоруссия) если верхняя палата не согласна, проект не пройдёт, не будет принят. В этих странах верхняя палата сильная, её нельзя обойти.

2. В ряде стран предусмотрены ограничения прав верхней палаты:

1) в Индии, Австрии верхняя палата может отклонить только финансовые проекты, остальные – не имеет права

2) в Великобритании, ФРГ, Японии, Франции решение нижней палаты имеет решающую силу. Верхние палаты этих стран слабы, их можно обойти.

В Великобритании проект, одобренный палатой общин, может вопреки мнению палаты лордов вступить в силу, если повторно будет рассмотрен через 1 год.

В ФРГ правительственные проекты подаются в верхнюю палату, депутатские проекты – в нижнюю (если для начала работы с законопроектом не требуется специального разрешения верхней палаты). Решение нижней палаты о принятии законопроекта будет окончательным, если за его принятие проголосует абсолютное большинство.

Законопроекты подаются в письменной форме. В Великобритании и США установлены специальные ящики. Некоторые законопроекты нельзя просто опустить в ящик, они требуют выступления (пояснения) на заседании, в котором говорилось бы о необходимости рассмотрения этого проекта, рассказывалось бы о его содержании.

Ограничение парламента

Во Франции парламент ограничен. В ст.34 Конституции Франции 1958 г. перечислен круг вопросов, по которым парламент не может принимать законы. По этим вопросам законы принимает исполнительная власть (президент вместе с правительством).

Депутаты могут подать законопроект по такому вопросу, но если он будет принят нижней палатой, Правительство может подать жалобу в Конституционный Совет на превышение депутатами своих полномочий.

Ограничение парламента имеет место также в ряде африканских стран.

Выделяется ещё одна своеобразная законодательная инициатива – предложение о необходимости разработки проекта закона. Этот вопрос ставится на заседании. Если он будет решён положительно, парламент поручает группе депутатов разработать такой проект.

Парламент выступает как консультативный орган.

В ОАЭ парламент даёт консультации коллективному монарху (Совету эмиратов), который принимает законы. В Саудовской Аравии (это абсолютная монархия) законы издаёт король, который консультируется с парламентом.

По общему правилу, парламент работает весь срок, на который избран.

Возможно досрочное прекращение полномочий:

1) в парламентских республиках и монархиях возможен роспуск парламента главой государства в случае правительственного кризиса (в президентских республиках президент не может распустить парламент).

2) самороспуск на основе принятия специального закона.

Правительство

В большинстве стран к исполнительной власти относят президента и правительство.

В ряде стран (Россия, Германия, бывшие республики Советского Союза) президент не входит в систему исполнительной власти, он предусмотрен в качестве арбитра и выведен за пределы всех трёх ветвей власти.

В президентских республиках президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти.

Порядок образования (формирования) Правительства

В президентских республиках Правительство формируется президентом из состава своей партии. Президент возглавляет Правительство. Правительство подотчётно президенту, ответственно перед ним. Президент сам назначает министров и может освободить их от занимаемой должности; министры подотчётны президенту.

В США исполнительная власть принадлежит Президенту, а он назначает себе

11 – 12 советников (министров).

Президент является одновременно премьер-министром.

Парламент не может отправить советника в отставку, т.к. не парламент назначал советника (а президент) и не парламенту (а президенту) советник подотчётен.

В парламентских республиках и монархиях правительство формируется парламентом из партии парламентского большинства. Однако глава государства в этом процессе тоже присутствует.

Великобритания. В палате общин парламентское большинство имеет лейбористская партия (руководитель – Тони Блэр)  эта партия предлагает своего руководителя на должность премьер-министра Королеве  Королева своим указом назначает руководителя партии на должность  премьер-министр предлагает (назначает) кандидатуры из состава своей партии на должности министров  премьер-министр появляется перед депутатами со своей программой (выступает на заседании), и, если депутаты одобрят программу, Правительство приступает к работе.

В Болгарии действует однопалатный парламент (Народное собрание). Ни у одной из представленных партий нет парламентского большинства (50% + 1 голос). Партии объединяются. Объединённый блок имеет парламентское большинство.

Правительство ответственно перед парламентом.

В смешанных (полупрезидентских) республиках (Франция, Польша) правительство формируется парламентом из партии парламентского большинства. Здесь глава государства более активно участвует в формировании правительства.

Правительство несёт двойную ответственность: 1) перед парламентом, 2) перед главой государства.

В ФРГ социал-демократическая партия имеет в парламенте 46% и, чтобы набрать парламентское большинство, они объединились с партией зелёных. Канцлером был назначен руководитель социал-демократической партии Герхард Шрёдер.

Внутренние органы

Комиссии, возглавляемые министрами.

Комиссии нужны, чтобы они готовили вопросы для обсуждения на заседаниях Правительства.

Срок полномочий

В президентских республиках Правительство действует в течение всего срока, на который избран президент (4 года).

В парламентских и смешанных республиках, в монархиях Правительство может быть отправлено в отставку через 2 года.

Если какая-либо партия (или несколько) выходят из объединённого блока => парламентское большинство распадается => возникает правительственный кризис => правительство приостанавливает работу.

В этом случае глава государства должен распустить парламент, назначить новые выборы, к власти придут новые партии, которые сформируют новое правительство. Это целесообразно делать в странах с устоявшейся системой отношений. Если же реальные условия неблагоприятны (например: в такой ситуации бывший президент Болгарии обратился ко второй по численности в парламенте партии с просьбой сформировать правительство).

studfiles.net

Обсуждение законопроекта

Вторая стадия законодательного процесса – это обсуждение законопроекта. Как правило, эта стадия делится на подстадии, которые называются чтениями. Чтений бывает не менее двух, иногда и больше (3, 4). Первое чтение в зале заседаний – это, как правило, принятие законопроекта к рассмотрению и объявление его названия. То есть спикер на пленарном заседании объявляет о том, что принят к рассмотрению законопроект, оглашает его название и называет также, кем данный законопроект внесен. После этого законопроект передается на рассмотрение специальных парламентских комитетов либо комиссий (таков порядок в ФРГ и Англии). В некоторых странах первое чтение начинается только после предварительного обсуждения комиссиями (Франция и Италия).

Обсуждение проекта на комиссиях обычно входит в процедуру чтения. Комиссии работают в закрытом порядке и свое мнение высказывают в виде сформулированного письменного заключения, пояснительной записки или какого-то иного документа.

Если представить счастливую судьбу какого-то законопроекта, когда комиссия обсудила, рассмотрела проект и существенно его не изменила, то после этого она докладывает об этом на сессии. Доклад комиссии после рассмотрения – входит уже во вторую стадию (второе чтение). Вначале идет доклад лица, выступающего от имени субъекта, который внес законопроект. После этого – заключение комиссии, которая рассматривала его по поручению парламента.

Суть второго чтения сводится к тому, что депутаты выслушивают сообщение представителя автора проекта и заключение комиссии и высказывают свое мнение по ним. Они могут вновь вернуть законопроект для дополнительного изучения комиссией (той же или другой), если им что-то не ясно, а также могут вносить поправки и дополнения. В некоторых странах не предусмотрено изучение законопроекта комиссиями (передача в комиссии) после первого чтения. Первое чтение в этом случае – это только объявление названия проекта, после чего сразу же начинается второе – предварительное рассмотрение законопроекта на сессии и обсуждение его важнейших положений. Но такой порядок все-таки более редкий.

Если судьба законопроекта складывается благополучно, то, скажем, после вторичного рассмотрения комиссией может начаться третье чтение. Как правило, третье чтение, – самое подробное. Это постатейное обсуждение и изучение законопроекта на пленарном заседании. Во время третьего чтения могут применяться разные методы, чтобы ускорить или замедлить принятие законопроекта. Например, спикер может применять прием, который называется «кенгуру». Суть этого метода в том, что какие-то поправки обсуждаются, а какие-то он решает пропустить, то есть как бы «перепрыгнуть» их, подобно кенгуру. Иногда устанавливается конкретное время для обсуждений, и, если кто-то не успел выступить, – его мнение не учитывается. Самый немилосердный способ затягивания времени называется «флибустьерством» и применяется в США в Сенате, когда сенаторы (время их выступления не ограничивается) выступают очень долго, стараясь затянуть время и сорвать третье чтение, тем самым не допустить принятие законопроекта.

Как правило, наиболее типичным является обсуждение в три чтения. В некоторых случаях бывает четыре чтения и более, но этот процесс сводится к очередным возвращениям законопроекта в комиссии и новым рассмотрениям на пленарном заседании. Иначе говоря, количество чтений связано с направлением законопроектов в комиссии и возвращением их обратно. Во время третьего чтения, как правило, смысловые поправки уже не вносятся.

Если представить, что все эти «тяжелые» испытания для законопроекта закончились и большинство депутатов проголосовали за то, что этот проект доведен до нужной кондиции и его можно ставить на голосование, то наступает третья стадия законодательного процесса – принятие законопроекта палатой.

studfiles.net

Обсуждение законопроекта

Вторая стадия законодательного процесса – это обсуждение законопроекта. Как правило, эта стадия делится на подстадии, которые называются чтениями. Чтений бывает не менее двух, иногда и больше (3, 4). Первое чтение в зале заседаний – это, как правило, принятие законопроекта к рассмотрению и объявление его названия. То есть спикер на пленарном заседании объявляет о том, что принят к рассмотрению законопроект, оглашает его название и называет также, кем данный законопроект внесен. После этого законопроект передается на рассмотрение специальных парламентских комитетов либо комиссий (таков порядок в ФРГ и Англии). В некоторых странах первое чтение начинается только после предварительного обсуждения комиссиями (Франция и Италия).

Обсуждение проекта на комиссиях обычно входит в процедуру чтения. Комиссии работают в закрытом порядке и свое мнение высказывают в виде сформулированного письменного заключения, пояснительной записки или какого-то иного документа.

Если представить счастливую судьбу какого-то законопроекта, когда комиссия обсудила, рассмотрела проект и существенно его не изменила, то после этого она докладывает об этом на сессии. Доклад комиссии после рассмотрения – входит уже во вторую стадию (второе чтение). Вначале идет доклад лица, выступающего от имени субъекта, который внес законопроект. После этого – заключение комиссии, которая рассматривала его по поручению парламента.

Суть второго чтения сводится к тому, что депутаты выслушивают сообщение представителя автора проекта и заключение комиссии и высказывают свое мнение по ним. Они могут вновь вернуть законопроект для дополнительного изучения комиссией (той же или другой), если им что-то не ясно, а также могут вносить поправки и дополнения. В некоторых странах не предусмотрено изучение законопроекта комиссиями (передача в комиссии) после первого чтения. Первое чтение в этом случае – это только объявление названия проекта, после чего сразу же начинается второе – предварительное рассмотрение законопроекта на сессии и обсуждение его важнейших положений. Но такой порядок все-таки более редкий.

Если судьба законопроекта складывается благополучно, то, скажем, после вторичного рассмотрения комиссией может начаться третье чтение. Как правило, третье чтение, – самое подробное. Это постатейное обсуждение и изучение законопроекта на пленарном заседании. Во время третьего чтения могут применяться разные методы, чтобы ускорить или замедлить принятие законопроекта. Например, спикер может применять прием, который называется «кенгуру». Суть этого метода в том, что какие-то поправки обсуждаются, а какие-то он решает пропустить, то есть как бы «перепрыгнуть» их, подобно кенгуру. Иногда устанавливается конкретное время для обсуждений, и, если кто-то не успел выступить, – его мнение не учитывается. Самый немилосердный способ затягивания времени называется «флибустьерством» и применяется в США в Сенате, когда сенаторы (время их выступления не ограничивается) выступают очень долго, стараясь затянуть время и сорвать третье чтение, тем самым не допустить принятие законопроекта.

Как правило, наиболее типичным является обсуждение в три чтения. В некоторых случаях бывает четыре чтения и более, но этот процесс сводится к очередным возвращениям законопроекта в комиссии и новым рассмотрениям на пленарном заседании. Иначе говоря, количество чтений связано с направлением законопроектов в комиссии и возвращением их обратно. Во время третьего чтения, как правило, смысловые поправки уже не вносятся.

Если представить, что все эти «тяжелые» испытания для законопроекта закончились и большинство депутатов проголосовали за то, что этот проект доведен до нужной кондиции и его можно ставить на голосование, то наступает третья стадия законодательного процесса – принятие законопроекта палатой.

studfiles.net

Обсуждение законопроекта

Вторая стадия законодательного процесса – это обсуждение законопроекта. Как правило, эта стадия делится на подстадии, которые называются чтениями. Чтений бывает не менее двух, иногда и больше (3, 4). Первое чтение в зале заседаний – это, как правило, принятие законопроекта к рассмотрению и объявление его названия. То есть спикер на пленарном заседании объявляет о том, что принят к рассмотрению законопроект, оглашает его название и называет также, кем данный законопроект внесен. После этого законопроект передается на рассмотрение специальных парламентских комитетов либо комиссий (таков порядок в ФРГ и Англии). В некоторых странах первое чтение начинается только после предварительного обсуждения комиссиями (Франция и Италия).

Обсуждение проекта на комиссиях обычно входит в процедуру чтения. Комиссии работают в закрытом порядке и свое мнение высказывают в виде сформулированного письменного заключения, пояснительной записки или какого-то иного документа.

Если представить счастливую судьбу какого-то законопроекта, когда комиссия обсудила, рассмотрела проект и существенно его не изменила, то после этого она докладывает об этом на сессии. Доклад комиссии после рассмотрения – входит уже во вторую стадию (второе чтение). Вначале идет доклад лица, выступающего от имени субъекта, который внес законопроект. После этого – заключение комиссии, которая рассматривала его по поручению парламента.

Суть второго чтения сводится к тому, что депутаты выслушивают сообщение представителя автора проекта и заключение комиссии и высказывают свое мнение по ним. Они могут вновь вернуть законопроект для дополнительного изучения комиссией (той же или другой), если им что-то не ясно, а также могут вносить поправки и дополнения. В некоторых странах не предусмотрено изучение законопроекта комиссиями (передача в комиссии) после первого чтения. Первое чтение в этом случае – это только объявление названия проекта, после чего сразу же начинается второе – предварительное рассмотрение законопроекта на сессии и обсуждение его важнейших положений. Но такой порядок все-таки более редкий.

Если судьба законопроекта складывается благополучно, то, скажем, после вторичного рассмотрения комиссией может начаться третье чтение. Как правило, третье чтение, – самое подробное. Это постатейное обсуждение и изучение законопроекта на пленарном заседании. Во время третьего чтения могут применяться разные методы, чтобы ускорить или замедлить принятие законопроекта. Например, спикер может применять прием, который называется «кенгуру». Суть этого метода в том, что какие-то поправки обсуждаются, а какие-то он решает пропустить, то есть как бы «перепрыгнуть» их, подобно кенгуру. Иногда устанавливается конкретное время для обсуждений, и, если кто-то не успел выступить, – его мнение не учитывается. Самый немилосердный способ затягивания времени называется «флибустьерством» и применяется в США в Сенате, когда сенаторы (время их выступления не ограничивается) выступают очень долго, стараясь затянуть время и сорвать третье чтение, тем самым не допустить принятие законопроекта.

Как правило, наиболее типичным является обсуждение в три чтения. В некоторых случаях бывает четыре чтения и более, но этот процесс сводится к очередным возвращениям законопроекта в комиссии и новым рассмотрениям на пленарном заседании. Иначе говоря, количество чтений связано с направлением законопроектов в комиссии и возвращением их обратно. Во время третьего чтения, как правило, смысловые поправки уже не вносятся.

Если представить, что все эти «тяжелые» испытания для законопроекта закончились и большинство депутатов проголосовали за то, что этот проект доведен до нужной кондиции и его можно ставить на голосование, то наступает третья стадия законодательного процесса – принятие законопроекта палатой.

studfiles.net

Обсуждение законопроекта

Вторая стадия законодательного процесса – это обсуждение законопроекта. Как правило, эта стадия делится на подстадии, которые называются чтениями. Чтений бывает не менее двух, иногда и больше (3, 4). Первое чтение в зале заседаний – это, как правило, принятие законопроекта к рассмотрению и объявление его названия. То есть спикер на пленарном заседании объявляет о том, что принят к рассмотрению законопроект, оглашает его название и называет также, кем данный законопроект внесен. После этого законопроект передается на рассмотрение специальных парламентских комитетов либо комиссий (таков порядок в ФРГ и Англии). В некоторых странах первое чтение начинается только после предварительного обсуждения комиссиями (Франция и Италия).

Обсуждение проекта на комиссиях обычно входит в процедуру чтения. Комиссии работают в закрытом порядке и свое мнение высказывают в виде сформулированного письменного заключения, пояснительной записки или какого-то иного документа.

Если представить счастливую судьбу какого-то законопроекта, когда комиссия обсудила, рассмотрела проект и существенно его не изменила, то после этого она докладывает об этом на сессии. Доклад комиссии после рассмотрения – входит уже во вторую стадию (второе чтение). Вначале идет доклад лица, выступающего от имени субъекта, который внес законопроект. После этого – заключение комиссии, которая рассматривала его по поручению парламента.

Суть второго чтения сводится к тому, что депутаты выслушивают сообщение представителя автора проекта и заключение комиссии и высказывают свое мнение по ним. Они могут вновь вернуть законопроект для дополнительного изучения комиссией (той же или другой), если им что-то не ясно, а также могут вносить поправки и дополнения. В некоторых странах не предусмотрено изучение законопроекта комиссиями (передача в комиссии) после первого чтения. Первое чтение в этом случае – это только объявление названия проекта, после чего сразу же начинается второе – предварительное рассмотрение законопроекта на сессии и обсуждение его важнейших положений. Но такой порядок все-таки более редкий.

Если судьба законопроекта складывается благополучно, то, скажем, после вторичного рассмотрения комиссией может начаться третье чтение. Как правило, третье чтение, – самое подробное. Это постатейное обсуждение и изучение законопроекта на пленарном заседании. Во время третьего чтения могут применяться разные методы, чтобы ускорить или замедлить принятие законопроекта. Например, спикер может применять прием, который называется «кенгуру». Суть этого метода в том, что какие-то поправки обсуждаются, а какие-то он решает пропустить, то есть как бы «перепрыгнуть» их, подобно кенгуру. Иногда устанавливается конкретное время для обсуждений, и, если кто-то не успел выступить, – его мнение не учитывается. Самый немилосердный способ затягивания времени называется «флибустьерством» и применяется в США в Сенате, когда сенаторы (время их выступления не ограничивается) выступают очень долго, стараясь затянуть время и сорвать третье чтение, тем самым не допустить принятие законопроекта.

Как правило, наиболее типичным является обсуждение в три чтения. В некоторых случаях бывает четыре чтения и более, но этот процесс сводится к очередным возвращениям законопроекта в комиссии и новым рассмотрениям на пленарном заседании. Иначе говоря, количество чтений связано с направлением законопроектов в комиссии и возвращением их обратно. Во время третьего чтения, как правило, смысловые поправки уже не вносятся.

Если представить, что все эти «тяжелые» испытания для законопроекта закончились и большинство депутатов проголосовали за то, что этот проект доведен до нужной кондиции и его можно ставить на голосование, то наступает третья стадия законодательного процесса – принятие законопроекта палатой.

studfiles.net

3. Обсуждение законопроекта

Это самая объемная стадия законодательного процесса, предполагающая работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях). Организуется она в разных сочетаниях.

Обсуждение на пленарных заседаниях палат часто именуется чтением законопроекта. Очевидно, этот термин пришел с тех времен, когда текст законопроекта действительно зачитывался на заседании и каждая фраза могла подвергнуться обсуждению. Ныне в этом нет необходимости, поскольку текст законопроекта размножается и раздается парламентариям заранее, равно как и разного рода материалы к нему. Термин, однако, во многих парламентах сохранился. Таких чтений часто бывает три. В каждой стране они имеют свою специфику, но в общем суть их можно представить следующим образом.

Смысл первого чтения законопроекта заключается в том, чтобы решить, нужен ли вообще такой закон. Парламентарии, заслушав обычно доклад инициатора законопроекта, должны определиться в том, существует ли по предмету законопроекта пробел в законодательстве, страдает ли существующее законодательное регулирование данного предмета (если оно есть) какими-то дефектами, влекущими отрицательные последствия. Кроме того, надо с этой точки зрения оценить основную идею или, еще лучше, концепцию законопроекта: решит ли будущий закон и насколько удачно проблему, наличие которой признается. Если, по мнению большинства членов палаты, ответ хотя бы на один из двух приведенных вопросов – отрицательный, законопроект отклоняется и дальнейшему обсуждению не подлежит. Если ответы на оба эти вопроса – положительные, хотя бы и с оговорками, законопроект принимается в первом чтении и подлежит дальнейшей разработке. Для этого председатель палаты или сама палата передают проект в соответствующий комитет (комиссию) или создают для него специальный комитет (комиссию). Впрочем, иногда комитет (комиссия) рассматривают законопроект еще до его первого чтения на пленарном заседании палаты.

До принятия в первом чтении инициатор проекта обычно может его в любое время отозвать.

Второе чтение означает обсуждение проекта по существу, включая любые его детали. Оно проводится зачастую по докладу комитета (комиссии), работавшего с проектом. Здесь может выявиться, что какую-то часть сторонников основной идеи законопроекта не устраивают содержащиеся в нем отдельные принципиальные решения, изменение которых, однако, рушит всю его конструкцию. В таком случае вполне возможно отклонение законопроекта во втором чтении и прекращение всякой работы над ним (например, путем внесения предварительного вопроса, о котором шла речь выше – в п. 2 предыдущего параграфа). Но если такого не случилось, то на данной стадии обсуждаются и голосуются внесенные заранее поправки к тексту.

Необходимо подчеркнуть, что регламенты весьма часто требуют представления поправок в письменном виде и заранее, чтобы комитет или комиссия, работающие над проектом, а также другие парламентарии могли получить их своевременно, иметь возможность спокойно изучить их и выработать к ним свое отношение. Поэтому, например, во Франции установлено, что поправки должны представляться не позднее чем за 8 дней до обсуждения законопроекта. Право парламентариев вносить поправки естественно вытекает из права законодательной инициативы и соответственно носит индивидуальный или коллективный характер. Время для обсуждения поправок устанавливается обычно краткое, например в США, Франции не более 5 мин. В Великобритании спикер Палаты общин сам решает, какие поправки вынести на обсуждение палаты.

Французская Конституция обеспечивает мощный контроль Правительства за ходом обсуждения законопроектов. Так, ст. 48 обязывает палаты включать в повестку дня своих заседаний правительственные законопроекты и поддержанные Правительством законопредложения в порядке, который определяется Правительством. Согласно части первой ст. 41 Правительство может заявить о неприемлемости поправки на том основании, что она не входит в законодательную компетенцию Парламента или входит в сферу этой компетенции, делегированную Правительству; разногласия по этому вопросу между Правительством и председателем соответствующей палаты разрешаются Конституционным советом в 8-дневный срок. После открытия прений Правительство может возражать против рассмотрения любой поправки, которая не была ранее представлена в комиссию (часть вторая ст. 44).

Обсуждение каждой поправки завершается голосованием по ней.

Поправки выносятся на обсуждение и голосование председателем палаты, который в первую очередь обращается к наиболее радикальной поправке, предлагающей, например, исключить обсуждаемый текст. Если она отклоняется, то затем следует поправка, наиболее существенно меняющая текст проекта. Если поправка принята, то поправки, противоречащие ей, на обсуждение не ставятся. Палата может затем вернуть проект для доработки в комитет (комиссию), и в этом случае могут предлагаться новые поправки, в том числе поправки к уже принятым поправкам. Если палата одобрила проект во втором чтении, он возвращается в комитет (комиссию) для редакционной отработки.

При третьем чтении законопроект обсуждается уже в целом, со всеми принятыми ранее поправками. Новые поправки уже не допускаются, за исключением разве что чисто редакционных. Конечно, и здесь законопроект может быть отклонен голосованием (например, в случае, если часть его сторонников не может согласиться с тем, что их поправки оказались отклонены). Чаще всего это бывает в случае, если он просто не собрал требуемого повышенного большинства голосов – абсолютного или квалифицированного. Но если необходимое большинство получено, законопроект (или закон – зависит от конституционного определения) считается принятым или одобренным палатой.

Иногда вместо термина «чтение» употребляется другой, равнозначный: «обсуждение» (Колумбия), «голосование» (Болгария). В некоторых странах (Колумбия, Болгария, Швеция) предусмотрено в принципе два чтения законопроектов, причем в Колумбии первым чтением считается, если не будет возражений, обсуждение в комиссии. Болгарская Конституция (ч. 1 ст. 88), требуя проведения двух голосований по законопроекту на разных заседаниях Народного собрания, допускает в порядке исключения проведение их на одном и том же заседании.

В Испании, Швеции допускается в порядке исключения обсуждение законопроекта в одном чтении.

Подготовка проекта к каждому чтению (иногда кроме первого) осуществляется, как отмечалось, в комитетах (комиссиях) палаты. Роль их неодинакова в разных странах. В Италии, Испании, Бразилии, где партийный состав комиссий соответствует партийному составу палаты, комиссии могут даже выносить решение по законопроекту вместо палаты, то есть фактически, как отмечалось, законодательствовать. Так, ч. 2 ст. 75 Конституции Испании гласит: «Палаты смогут делегировать постоянным законодательным комиссиям утверждение законопроектов или законопредложений. Пленум (палаты.– Авт.) сможет, однако, в любое время потребовать, чтобы обсуждение и голосование любого законопроекта или законопредложения, бывшего предметом этой делегации, проводилось им самим». Согласно ч. 3 этой статьи, нельзя делегировать комиссиям принятие решений по таким предметам, как конституционная реформа, международные вопросы, органические и базовые законы и общий бюджет государства.

В Конгрессе США комитеты всесильны: они могут сделать с биллем все что захотят, придать ему любые угодные им содержание и форму и вообще решить его судьбу. В Великобритании комитетам не разрешается вносить такие поправки, которые бы коренным образом меняли содержание билля, определенное палатой при втором чтении. Во Франции, Японии комиссии (комитеты) не могут вносить изменения в законопроекты, а предлагают лишь поправки, которые рассматриваются палатами отдельно от основного текста законопроекта.

В некоторых странах для рассмотрения отдельных законопроектов могут создаваться подкомитеты (подкомиссии). В США комитет или подкомитет направляет копии законопроекта заинтересованным организациям и дает их представителям возможность выступить на своем заседании, организуя публичное слушание. Он может вызвать свидетелей, которые обязаны явиться под угрозой штрафа.

Работа комитета (комиссии) завершается составлением письменного доклада. Парламентарии придают важное значение этой процедуре. От позиции, которую выразит в своем докладе комитет (комиссия), во многом будет определяться судьба законопроекта. Поскольку при этом вполне возможны разногласия между членами комитета (комиссии), во многих странах предусматриваются меры по обеспечению прав меньшинства. В Палате представителей Конгресса США, в палатах итальянского Парламента меньшинство комитета (комиссии) может подготовить отдельный доклад и назначить своего докладчика. В комиссиях Парламента Японии точка зрения меньшинства излагается в приложении к докладу. Доклады, как правило, публикуются.

Прекращение обсуждения подлежит оформлению. Инициатива может исходить от депутата, группы депутатов или председателя палаты. Если предложить прекратить прения может отдельный депутат, то нередко предусматривается возможность краткого обсуждения такого предложения. Во Франции выступают по одному депутату «за» и «против», в Японии – по два. В Палате общин британского Парламента такое предложение могут внести не менее 100 депутатов. Решение принимает спикер. В большинстве же парламентов это решает простое большинство присутствующих членов палаты. В Сенате США для этого требуются голоса 2/3 присутствующих сенаторов.

Подчас конституции и регламенты требуют, чтобы между чтениями прошел определенный временной интервал. Так, согласно части первой ст. 160 колумбийской Конституции между первым и вторым обсуждением законопроекта в палате должно пройти не менее 8 дней: парламентариям надо поразмыслить. Вообще процедура нескольких чтений законопроекта выглядит громоздкой, да, собственно говоря, так оно и есть. Это, конечно, можно считать недостатком, поскольку работа над законопроектом движется медленно. Но поспешность здесь противопоказана. Если есть намерение сделать закон высокого качества, который не пришлось бы изменять или отменять вскоре после его вступления в силу, торопиться не следует. Отмерить здесь нужно, может быть, не семь раз, а много более.

Для тех же случаев, когда нельзя долго ждать принятия закона, конституции и регламенты предусматривают срочные процедуры. В этих случаях возможно внеочередное рассмотрение, сокращение числа чтений, времени на выступления и др. Например, согласно ст. 163 колумбийской Конституции Президент Республики может ходатайствовать о срочном рассмотрении любого законопроекта. В этом случае соответствующая палата должна принять решение по законопроекту в течение 30 дней. И в этот период требование срочности может заявляться на всех этапах прохождения проекта. Если Президент настаивает на срочности, проект должен включаться в повестку дня в первоочередном порядке с исключением рассмотрения любого другого вопроса, пока палата или комиссия не примет решения по данному проекту. Если законопроект изучается постоянной комиссией, эта комиссия по ходатайству Правительства должна обсудить его вместе с соответствующей комиссией другой палаты, чтобы обеспечить возможность первоочередного обсуждения в палатах.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *