Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Разделы: Иностранные языки
Класс:
#}Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- слепых и слабовидящих обучающихся;
- обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
- обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
- обучающихся с задержкой психического развития;
- обучающихся с умственной отсталостью;
- обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Инклюзивное образование
— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» наряду с созданием специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливает меры социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
“Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации” [1].
В Конституции РФ и Законе “Об образовании” сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В настоящее время в области функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
- наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
- отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
- отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
- неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
- полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях. Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п. Установлено, что свойственные этим детям пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. [4, с. 36].
У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, “не видит” многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов. [2, с. 161]. У всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал, затрачивая на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Между тем по мере взросления такого учащегося на передний план все больше выступает произвольная (преднамеренная) память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс, особенно в старших классах коррекционной школы, опирается преимущественно на эту форму памяти. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у таких учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении математики, географии, истории, биологии и многих других предметов.
Содержание учебного материала (даже по программе специального коррекционного обучения), темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях педагога-психолога В.И. Лубовского указывается на недостаточность (слабость) речевой регуляции действий, что в значительной мере объясняет характерные для деятельности этих учащихся неорганизованность, отсутствие целенаправленности. Учащиеся испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Многим школьникам трудно осознавать свои действия и облекать их в словесную форму, поэтому выполняя задание, учащийся проговаривает его вслух, но при этом говорит много лишнего, не имеющего отношения к работе. [3, с. 86].
Перечисленные особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики (русский язык, профессионально-трудовое обучение, история, география и т.д.) они проявляются по-разному. Особенно отчетливо указанные особенности выступают при изготовлении изделий на уроках профессионально-трудового обучения, где учащиеся действуют в системе единых требований. Например, во время работы они заготавливают деталей больше или меньше, чем требуется, да и сами детали значительно могут отличаться от образца по длине и ширине. Часто дети действуют импульсивно, нерационально, не могут сосредоточиться на поставленной цели, и поэтому допускают серьезные ошибки. На уроках биологии и географии учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, поэтому одна из особенностей мыслительной деятельности таких детей проявляется в том, что они с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Все это затрудняет изучение естествоведческого материала, так как большинство природных явлений взаимосвязаны друг с другом.
Однако у старшеклассников школы, обучающихся по программе специального (коррекционного) обучения VIII вида, чаще, чем у учащихся начального звена, встречаются лаконичные ответы, перечисление сведений и явлений об окружающем мире. Они нередко называют объекты (предметы), которые не изучаются в школьном курсе, что является следствием припоминания тех естествоведческих сведений, которые были получены благодаря приобретенному жизненному опыту. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья также испытывают трудности в овладении историческими, литературоведческими и другими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в выделении признаков сходства, трудности в выделении специальных признаков наблюдаемого объекта, неправомерное отождествление объектов при самостоятельном сравнении, инертность мышления, “вязкость” и непоследовательность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения. Например, у такого школьника быстро угасает непосредственный интерес к заданию, требующему терпения и вдумчивости, он не проявляет активности в учебной работе, не стремиться улучшить свой результат, преодолевать возникающие трудности. К допущенным ошибкам учащиеся относятся более или менее безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять причину своей неудачи.
Как видим, все это приводят к тому, что такие дети не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все эти проблемы тормозят накопление у них разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает учащимся преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля — как в процессе деятельности, так и по ее окончании. Но вместе с тем, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку. При организации коррекционных занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование, словесное стимулирование и др.) [1, с. 110].
При подготовке и проведении коррекционных уроков необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Использование, например, различного рода игровых занятий, упражнений, способствует непосредственному расширению представлений об окружающей действительности. Таким образом, большую трудность для учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных школьников отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем учителю коррекционной школы необходимо формировать у учащихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач.
Источники.
- http://edu53.ru/education/general/spec-korr/
- http://opmpk68.ru/konsultatsii/dlya-pedagogov/182-metodicheskie-rekomendatsii-po-obucheniyu-detej-s-ovz-v-obrazovatelnoj-shkole
- http://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2664/
- Панфилова Е.В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными во
urok.1sept.ru
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями .
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями .
В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.
В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.
1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.
2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание.
3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.
4. Изменения статодинамической функции.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Цель деятельности учителя начальных классов, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных организаций. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребёнка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его «социальным вывихом» (метафора Л.С. Выготского) «… Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения. ..»
Целью специального образования является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребёнка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приёмы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:
специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;
требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Соответственно, ещё одним важнейшим основанием для разработки стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех групп и специфичных для каждой категории обучающихся с ОВЗ.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Неоднородность состава обучающихся с ОВЗ и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает необходимость разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват обучающихся с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; преодолеть зависимость получения образования от места проживания, вида образовательной организации, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению того уровня образования, который предусмотрен для здоровых сверстников («цензового» образования). Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребёнка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его «социальным вывихом» (метафора Л.С. Выготского).
Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ
— гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала ( с учетом индивидуальных особенностей)
— организация деятельности и сотрудничества в малых группах
— обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
— организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
— обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
— организация гибкого временного режима обучения
— использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
— наличие тьюторов в соответствии с ИОП
infourok.ru
Учебно-методический материал на тему: «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС»
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности
детей с ОВЗ
Содержание:
Сущность учебной деятельности. Определение категории обучающихся с ОВЗ. Основные формы обучения учащихся с ОВЗ. Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности школьников с ОВЗ.
Лекция
Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учреждениях образования; особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий[1].
Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творческое преобразование людьми окружающей действительности. Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не явный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.
В педагогическом словаре деятельность понимается как «динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация разума»[2].
Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его философского и психологического понимания. Это деятельность, в процессе которой человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. Таким образом, «любая деятельность — это, в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности».
Термин «учебная деятельность» понимается исследователями в узком и широком значении. В широком смысле учебная деятельность — это процесс (деятельность) по овладению новым опытом (привычками, умениями, навыками, знаниями). Узкое понимание данного термина раскрывается в теории учебной деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), в которой учение — это усвоение человеком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм общения. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.
Однако, как показывает практика, при равных условиях обучения учащиеся дают существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует о различии их психологических возможностях.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»[3], принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16). Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [там же]. В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).
Таким образом, в ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.
Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе данной категории учащихся на среднюю ступень ОУ, так как происходит рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.
Рассмотрим подробнее причины снижения мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ:
- Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.
- Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах:
— восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; недостатки пространственного восприятия;
— мнемической деятельности, что выражается в повышенной тормозимости мнемических следов под воздействием помех, уменьшение объема памяти, скорости запоминания;
— мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словесно-логическое мышление; дети не владеют иерархией понятий; недостаточно выражен ориентировочный этап при решении интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию, выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;
— речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу речи: звуков, слогов, слов; трудности в понимании лексико-грамматических структур; неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в основном носит ситуативный характер;
— внимания, при этом снижение его устойчивости носит разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение, сосредоточение после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.
- Низкая познавательная активность, отсутствие интереса к учебе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Замедленное вхождение в работу, при затруднениях — остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Так же можно отметить низкую готовность к решению познавательных задач, отсутствие направленности на решение интеллектуальных задач, интерес к внешней стороне учебного процесса (выйти к доске, посмотреть картинки, поднять руку).
- Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не соотносит цель деятельности с этапами планирования и контроля, они не могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.
- Заниженный уровень притязаний. Так, на оценивание учителем учащиеся реагируют неадекватно, не принимая при этом негативную оценку и не стремясь что-то изменить. Они не могут оценивать выполненную ими работу, не обращают внимания на исправленные учителем в тетрадях ошибки. Некоторые дети, несмотря на низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо.
- Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной. То есть такой ученик продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. В своей деятельности он, как правило, руководствуется эмоцией удовольствия.
- Незрелость личностных компонентов учебной деятельности. При несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную ситуацию, не могут самостоятельно выполнять задания, так как не удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу. Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру, соответсвующую их потребностям.
Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей данной категории также имеет свои характерологические особенности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного восприятия, Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму.
У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля.
Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.
Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности.
Литература, рекомендуемая для обучения:
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf
- Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/?menu=show_book&book=845212
http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm#$p1
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
http://base.garant.ru/70291362/
[1] Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.
[2] Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
[3] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. — URL: http :минобнауки.рф/документы/2974
nsportal.ru
Организация обучения в школе лиц с ограниченными возможностями
Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.
Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
- Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
- Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
- Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ (ст.11 Закона г. Москвы).
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/тьютера;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).
Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимаются окружные и городские ПМПК.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.
eduface.ru
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное и школьное образование – это фундаментальный этап в развитии психики, личностных качеств и социальной природы человека. Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), с трудом осваивают стандартную школьную программу – они отстают от сверстников, им нужно больше времени на выполнение внеклассных заданий и на запоминание пройденного учебного материала.
Важно оказать своевременную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы их дальнейшая жизнь была благополучной и счастливой.
Примечание. В Конституции РФ определено, что каждый гражданин страны вправе получить основное образование на бесплатной основе.
Образование детей с ОВЗ
Получение образования детьми ограниченными возможностями здоровья вызывает множество организационных вопросов у директоров образовательных заведений и обеспокоенных родителей. Главная цель деятельности учителей и родителей (или опекунов) — найти индивидуальный подход к школьнику, способствовать его реабилитации и предотвратить появления рецидивов.

Ограничения по здоровью могут быть следствием врожденных заболеваний, травм головы или опорно-двигательного аппарата, ДТП или нарушений санитарно-гигиенических условий (например, снижение слуха может наступить в результате неправильной чистки ушей). Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:
- отсутствие коммуникативных навыков, боязнь общества, зажатость;
- неконтролируемые физические действия в результате неврологических заболеваний;
- сложности с восприятием устной и письменной речи;
- отставание в психоэмоциональном развитии.
Все эти особенности особо остро проявляются у учеников начальных классов, когда заканчивается дошкольное детство и ребенок вынужден адаптироваться к новой для него окружающей среде.
Организация процесса обучения
Ограниченные возможности здоровья детей дошкольного возраста – не редкость, и, если дошкольник имеет тяжелый диагноз, родители обязаны в кратчайшие сроки подобрать для него подходящее учебное заведение. Чем раньше будет выбран способ обучения, тем больше у ученика шансов на реабилитацию, социализацию, психоэмоциональное исправление и успешное преодоление возникающих подростковых проблем. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья возможно в специализированных учреждениях, интегрировано или инклюзивно.

Коррекционные школы
Диагностировать каких-либо ограничения по здоровью, мешающие полноценному образованию, могут при рождении или в раннем детстве, поэтому сегодня существуют компенсирующие детские сады, где малыши проходят адаптацию к обществу и подготовку к обучению в школе. Направить дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в муниципальный детский сад, даже в группы кратковременного содержания, можно только с разрешения медицинской комиссии (окружной ПМПК).
Школьные учреждения коррекционного типа подразделяются следующим образом:
Вид | ОВЗ | Комментарии |
I-V | Проблемы со слухом, речью и (или) зрением | Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья I-V вида часто имеет положительную динамику. С разрешения ПМПК школьники с ОВЗ могут обучаться со здоровыми ровесниками, а также в дальнейшем поступать в колледж или институт |
VI | Неврологические заболевания (ДЦП, дети с травмами головы) | Школы этого вида чаще всего открыты при неврологических и психиатрических отделениях поликлиник, в которых дети находятся большую часть своей жизни |
VII | Дети с ЗПР, синдромом дефицита внимания и гиперактивности | Занимаются коррекцией письменной речи, моторики, усидчивости и поддержкой внимания |
VIII | Отстающие в умственном развитии | Главная цель образования в классах этого вида – научить детей самостоятельно читать, вычислять, писать и ориентироваться в окружающем их мире |
Родители или законные представители, выбирающие место для образования детей с ОВЗ, обязаны учитывать не только хорошее расположение школы, удобный график и наличие современного оснащения, но прислушиваться к ребенку, к его индивидуальным потребностям и желаниям. Немало важно пройти обследование у детского психолога и дефектолога, которые смогут помочь в выборе коррекционного заведения и способа образования.

Интегративное обучение
Интегрированный образовательный процесс подразумевает собой обучение группы ребят, имеющих сложные проблемы со здоровьем, в отдельном классе общеобразовательной школы. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет использовать современные технологии, необходимые для коррекции и быстрого приспособления ребят к активной школьной жизни. Регулярная совместная деятельность со здоровыми ребятами дает возможность ученикам с проблемами со здоровьем приобретать важные социальные и коммуникативные навыки.
Процесс интегрированного образования основан на разработке в общеобразовательной школе специальной адаптированной программы. Упрощенная программа обучения может быть составлена в частном порядке для конкретного ученика, или же и для целой группы детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих схожие диагностированные отклонения (к примеру, группы глухонемых или слепых учеников).

Инклюзия
Инклюзия или включенное образование – это новая методика образования, базирующаяся на индивидуальном отношении учителя к каждому из учеников, независимо от их возможностей и потребностей. Благодаря инклюзивному образованию в обществе будет отсутствовать разделение на здоровых и больных людей, так как с детства и здоровые дети, и ребята с ОВЗ проводят много времени вместе. Инклюзивное обучение детей ограниченными возможностями здоровья осуществляется с разрешения родителей (опекунов), руководства школы и при положительном решении медкомиссии (ПМПК).
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья основано на построении психологически безопасных отношений между здоровыми и больными учениками, и на создании мотивации к совместной активной школьной жизни.
На сегодняшний день выделены следующие принципы инклюзии:
- человек имеет свою социальную ценность, независимо от физических и умственных возможностей;
- каждый человек является личностью, имеет свое мнение и точку зрения;
- каждому человеку нужно общение;
- полноценное и всестороннее образование возможно только в коллективе и при хороших взаимоотношениях;
- в окружении человека должны быть как ровесники, так и люди старшего возраста;
- для учащихся важны их достижения, и грамотный анализ неудач;
- только при разнообразном подходе к обучению можно получить наилучший результат.

Проблемы обучения
Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми ребятами – это уникальное явление в нашей стране, вызывающие большой резонанс в обществе.
Часто возникающие проблемы:
- Отсутствие преподавателей. Не каждый учитель даже с многолетним стажем работы в общеобразовательном учреждении согласиться преподавать в коррекционном классе. Важно не только подобрать правильный подход к ученикам, но и знать особенности их заболеваний, уметь предотвратить конфликтные ситуации и преодолевать собственные психологические барьеры.
- Отсутствие специального оборудования и оснащения коррекционных классов, методических указаний и учебных пособий.
- Отсутствие адаптированных программ для получения среднего специального и высшего образования. В дальнейшем совершеннолетним гражданам, имеющим ограничения по здоровью, также сложно устроиться на работу.
- Непонимание со стороны общества. Так, например, не каждый родитель согласится, чтобы в одном классе с его ребенком обучался инвалид.
- Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественных местах приводит к их изоляции со стороны общества. Сегодня редко можно встретить дошкольников с ОВЗ на детских площадках или в развлекательных учреждениях (кинотеатры, кукольные театры, кафе и парки), поэтому их здоровые сверстники чаще всего в не принимают их и в школе.

При постоянном дефиците социальных впечатлений и ограничении коммуникативных потребностей домашним образованием дети с ОВЗ не только замыкаются в себе, но и их самочувствие постоянно ухудшается. Даже в особо тяжелых случаях (ДЦП, ЗПР, лежачий образ жизни) для полноценного развития и образования подростку нужно регулярно общаться с людьми, менять окружающую обстановку (выходить из дома на прогулку, в магазин). Несомненно, объединение учеников с одинаковыми диагнозами в коррекционные группы значительно облегчает образовательный процесс, но при этом такое общество негативно сказывается на социализации детей, так как они не получают полноценного общения, не знают, как общаются и проводят время здоровые сверстники.
Видео
013
onlymama.ru
Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ
В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.
Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.
Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно,
«Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.
Главная же проблема, как считают эксперты Центра, содержится в отсутствии “общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования” и отсутствие региональных “дорожных карт”.
Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ
В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:
1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):
— для глухих детей
— для слабослышащих и позднооглохших детей
— для слепых детей
— для слабовидящих детей
— для детей с тяжелыми нарушениями речи
— для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
— для детей с задержкой психического развития
— для умственно отсталых детей
— для детей с расстройствами аутистического спектра
5.Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)
6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015
7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
8.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»)
9.Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ» — статья
Источник:
http://pedsovet.org/content/view/24927/251/
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574
Информационно-методический портал по инклюзивному ..
(http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342)
http://tass.ru/obschestvo/1986816
Читайте также в блоге
Инклюзивное образование по ФГОС — коррекционные школы сохраняются
eduinspector.ru
Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Их права и льготы
В 79 статье федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перечисляются категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся глухие, оглохшие, слабослышащие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие.
Наряду с привычными категориями в законе встречаются такие, которые требуют более детального рассмотрения. Одной из таких категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются дети с расстройствами аутистического спектра. Это новая, не очень хорошо проработанная в нормативных документах категория, хотя существуют отработанные методики и практики для работы с такими детьми. Включение этой категории в закон говорит о том, что работа с ними будет совершенствоваться дальше.
Дети со сложными дефектами – тоже новая категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая на самом деле всегда существовала, только не озвучивалась как отдельная. Дети, которые в нее включены рассматривались как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по тому или иному ведущему дефекту. Здесь речь может идти, в первую очередь, о детях с умственной отсталостью: глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих или с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для них в школах создаются отдельные классы, которые раньше назывались вспомогательными, а теперь – специальными.
Однако появились другие категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это дети со сложными дефектами, в понимании которых пока нет однозначности. Проблема требует решения, ведь с разными категориями детей нужно применять различную методику.
Новый закон об образовании вводит еще одно понятие, которое облегчает образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Это понятие «организации, осуществляющие обучение» и оно больше актуально для не образовательных учреждений. Ее введение открывает широкие возможности обучать детей в учреждениях социального обслуживания, например, где они проводят длительный промежуток времени. Раньше у таких учреждений были проблемы с узакониванием образовательной деятельности. Однако сейчас детские дома-интернаты могут получать лицензию на ведение образовательной деятельности, при необходимости, аккредитацию, а также выдавать документы, аналогичные тем, которые выдают коррекционные учреждения восьмого вида (для умственно отсталых).
Основные права обучающихся с ОВЗ
Основные права обучающихся с ОВЗ и меры их социальной поддержки закреплены в статье 34 закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, там указано, что обучающимся должны быть предоставлены академические права, в том числе, на предоставление условий для обучения, учитывая особенности их психофизического развития, а также состояния здоровья. При необходимости дети могут получить социальную, педагогическую и психологическую помощь, бесплатную психолого-медико-педагогической коррекцию.
Это достаточно важное право обучающихся с ОВЗ, которое, с одной стороны, законодательно устанавливает обязательства государства бесплатно оказывать психолого-медико-педагогическую коррекцию, а с другой стороны, закрепляет право обучающегося на получение психолого-медико-педагогической коррекции бесплатно.
Здесь возникает вопрос об объеме психолого-медико-педагогической коррекции. Он частично должен быть разрешен при разработке специального федерального государственного образовательного стандарта. Ведь образовательный стандарт включает в себя три требования:
- к структуре программы,
- к условиям ее реализации,
- к результатам ее освоения.
Здесь стоит помнить, что в рамках реализации прав обучающихся с ОВЗ в структуре образовательной программы обязательно должны предусматриваться специальные предметы, часы или занятия, отданные психолого-медико-педагогической коррекции, без которой ребенок не освоит общеобразовательную программу.
Какие льготы могут получать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья? В первую очередь, это государственная социальная стипендия, которая была и раньше. Она назначается студентам учреждений профессионального образования, которые являются детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.
Новым здесь будет включение студентов, которые являются инвалидами с детства. Ранее возникал ряд вопросов, например, слабослышащий ребенок до 18 лет имел статус ребенка-инвалида, а в 18 лет ему давали III группу инвалидности по причине «инвалид с детства». Он сразу же лишался целого комплекса льгот. Теперь закон говорит, что если такие дети поступают в учреждения профессионального образования, то им в обязательном порядке назначается государственная социальная стипендия.
Также к правам обучающихся с ОВЗ можно отнести то, что этим категориям в первоочередном порядке предоставляется жилье в образовательной организации. Это в большей степени касается профессиональных образовательных организаций и в меньшей – образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы.
Как видно, в новый закон «Об образовании в Российской Федерации» включены понятия и нормы, которые расширяют возможности в работе с различными категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, закрепляют их права и определяют меры социальной поддержки.
www.menobr.ru