ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 1
Федеральные государственные стандарты образования обучающихся с ОВЗСлайд 2
Структура специального образования Наука Категория лиц С урдопедагогика глухие слабослышащие Т ифлопедагогик а слепые слабовидящие Л огопеди я Дети с нарушениями речи О лигофренопедагогик Дети с умственной отсталостью
Слайд 3
Структура специального образования Слепоглухие дети Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Дети с задержкой психического развития Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) Дети со сложными дефектами, в т.ч. с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Слайд 4
Коррекция (от лат. correctio — исправление) — система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.
Слайд 5
Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) – замещение дефицита функций за счет активизации более сохранных звеньев функциональной системы, либо за счет реализации функции другими сохранными структурами организма.
Слайд 6
Абилитация (от лат. abilitas — обеспечить умением, способность) — комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка. Реабилитация (от лат. re – вновь) -восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности.
Слайд 7
Социальная адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Слайд 8
Принципы специального обучения
Слайд 9
Комплексный педагогический подход
Слайд 11
Коррекционные программы
Слайд 12
Коррекционные мероприятия
Слайд 13
Специфика работы Учет медицинских противопоказаний Опора на сохранные анализаторы Индивидуальный и дифференцированный подходы Применение полифункциональных упражнений Стимуляция компенсаторных процессов Учет индивидуальных возможностей и способностей детей Выявление и развитие способностей детей (иногда скрытых)
Слайд 14
Закон «Об образовании в РФ» ст.5.1 В целях реализации права каждого человека на образование государственными органами РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Слайд 15
Закон «Об образовании в РФ»
Слайд 16
Закон «Об образовании в РФ» ст. 79 Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным ООП. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях , осуществляющих ОД. Отдельные организации, осуществляющие ОД по адаптированным ООП, создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями ОДА , с ЗПР , с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со СНР и других обучающихся с ОВЗ.
Слайд 17
Письмо Минобрнауки РФ от 7.06.13 № ИР-535/07 Реализация мероприятий Программы «Доступная среда» позволит в течение 5 лет (в 2011-2015 г.г.) создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, лишь в 20 % от общей численности общеобразовательных школ .
Слайд 18
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО – совокупность требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ НОО (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Слайд 19
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Приказ Минобрнауки РФ № 1598 от 19.12.14 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.14 Применяются с 1.09.16
Слайд 20
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Слайд 21
Содержание образования
Слайд 22
Основная часть Приложения: требования к АООП НОО для глухих детей; для слабослышащих и позднооглохших детей; для слепых детей; для слабовидящих детей; для детей с тяжелыми нарушениями речи; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для детей с задержкой психического развития; для детей с расстройствами аутистического спектра для детей со сложными дефектами — варианты Структура ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Слайд 23
Основная часть Приложение: требования к АООП 1 вариант для обучающихся с легкой умственной отсталостью 2 вариант для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития Структура ФГОС обучающихся с УО
Слайд 24
Нововведения Механизм реализации конституционного права детей с ОВЗ на образование через его дифференциацию (4 варианта). Вариативные формы обучения детей с ОВЗ реализуются через понятие адаптированной основной общеобразовательной программы Направленность образования на социальную адаптацию: в содержании выделены два компонента – академический и «жизненной компетенции» Поддержка детей с легкими степенями ОВЗ Возможность освоения образования на уровне специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Слайд 25
Специфика вариантов образования Варианты Соответствие академического компонента ООП НОО Сроки обучения Соотношение частей в АООП Итоговая оценка результатов ОД 1 полностью 4 года 80 — 20 Предметные, метапредметные + результаты коррекционной работы 2 полностью 5-6 лет 3 частично 6 лет 70 — 30 Предметные + результаты коррекционной работы 4 отсутствует 6 лет 60 — 40
Слайд 26
Варианты образования разных категорий учащихся Категория Варианты 1 2 3 4 Глухие + + + + Слабослышащие и позднооглохшие + + + Слепые + + + + Слабовидящие + + + Дети с нарушениями речи + + Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) + + + + Дети с задержкой психического развития (ЗПР) + + Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) + + + +
Слайд 27
Варианты АООП обучающихся с УО Варианты ОВЗ Сопоставимость с вариантом ФГОС НОО ОВЗ Продолжительность обучения 1 Легкая степень УО 3 9 лет 2 Умеренная, тяжелая, глубокая степени УО, тяжелые и множественные нарушен ия 4 12-13 лет
Слайд 28
Итоговая аттестация для 1 варианта
Слайд 29
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач
Слайд 30
Структура АООП
Слайд 31
Целевой раздел
Слайд 32
Пояснительная записка
Слайд 33
Планируемые результаты должны соответствовать
Слайд 34
Содержательный раздел: программы
Слайд 35
Организационный раздел
Слайд 36
Количество учебных занятий Срок обучения Количество уроков 4 года До 3039 (В N от 2904 до 3345) 5 лет 3821 6 лет 4603
nsportal.ru
Значение системности в образовании обучающихся с ОВЗ
Значение системности в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (на материале ГБОУ НСО «КШИ»)
Афанасьева Т.Г.,
заместитель директора по УВР
ГБОУ НСО «КШИ»
Сегодня много говорят об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, о том, что их воспитание и обучение требует особых условий.
Имея большой опыт коррекционной работы и современную материально-техническую базу, наш коллектив наибольший акцент делает на качестве оказываемых образовательных услуг. Адаптированные образовательные программы, коррекционно-развивающие программы, конечно, определяют эффективность специального образования, однако более важным условием мы считаем успешность их реализации.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения образовательный процесс направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
При этом федеральными государственными образовательными стандартами для детей с ОВЗ дополнительно определены такие целевые установки, как коррекция нарушений развития и социальная адаптация. Именно эти стандарты отражают социально-культурные и общественно-государственные ожидания относительно качества общего образования детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, конечной целью образования обучающихся с ОВЗ является максимально возможное введение их в социум, активизация ресурсов развития, создание индивидуальной траектории развития, эффективная самореализация в различных видах профессиональной деятельности и, наконец, формирование у них способностей жить самостоятельно.
В этой связи в нашей образовательной организации функционирует система специального педагогического воздействия, в которой процессы обучения и воспитания пронизаны коррекционно-развивающей работой, профессиональной ориентацией обучающихся.
Сущность такого системного подхода заключается в том, что все стороны педагогических отношений интегрированы и взаимозависимы, они направлены на реализацию единой цели.
Другими словами, обеспечить качественное образование обучающихся с ОВЗ невозможно при использовании только фрагментарных коррекционных воздействий (т.е. отдельных занятий с педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами).
В специальном образовании первичной является специальная комплексная психолого-медико-педагогическая помощь.
Важным условием обеспечения качества специального образования является ранняя коррекционная помощь, оказание которой в нашем учреждении проводится с трехлетнего возраста в рамках круглосуточного или кратковременного пребывания детей в дошкольной группе, в группе полного дня, также в виде индивидуальной помощи ребенку и семье.
На уровне дошкольного образования мы реализуем адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, после кохлеарной имплантации), с нарушениями речи, с умственной отсталостью. При построении педагогического воздействия учитель-дефектолог и учителя-логопеды, педагог-психолог и музыкальный руководитель, а также воспитатели обязательно учитывают сочетанность диагнозов наших воспитанников: аутоподобное поведение, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата и др.
При переходе обучающихся на уровень начального общего образования (а далее – основного) соблюдается непрерывность и преемственность коррекционной помощи. Таким путем нами реализуется идея непрерывной образовательной вертикали, включающая в процесс обучения ребенка с ОВЗ от ранней помощи до профессионального самоопределения.
Специалисты ППМС-сопровождения, воспитатели интерната и учителя будущих первоклассников знакомятся с индивидуальными особенностями детей и с их образовательными потребностями, посещая занятия, консультируясь с педагогами дошкольных групп, изучая рекомендации ПМПК. Кроме того, в рамках работы психолого-медико-педагогических консилиумов (а их у нас три) организована психолого-медико-педагогическая помощь тем детям, которые не посещали дошкольные образовательные организации или не смогли получить ее ранее в массовой школе.
Не секрет, что сложность специального образования заключается в значительно более глубокой, чем в массовом образовании, дифференциации и индивидуализации обучения.
Учитывая, что сегодня достаточно часто встречаются дети со множественными нарушениями, нам приходится составлять и реализовывать достаточно сложные адаптированные основные общеобразовательные программы, например, не только для глухих обучающихся, но и для глухих обучающихся с ЗПР или в сочетании с умственной отсталостью, для слабослышащих обучающихся с нарушениями зрения и умственной отсталостью, для обучающихся с задержкой психического развития с учетом нарушений речи, для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Так в нынешнем учебном году мы реализуем 22 общие адаптированные образовательные программы и 3 специальные индивидуальные программы развития (СИПР), из 182 детей 20 обучаются по индивидуальным учебным планам.
В такой сложной ситуации важно учитывать рекомендации и установленные образовательные маршруты обучающихся ПМПК, в связи с чем данная структура является первым важнейшим шагом в систему специального образования.
В условиях коррекционного образования помимо развития личности обучающихся, приобретения ими необходимых умений учебной деятельности, культуры речи и поведения, наша школа осуществляет всестороннее психолого-педагогическое изучение обучающихся, выявление их возможностей с целью определения необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Также осуществляется лечебно-восстановительный процесс (организуются медицинские осмотры и консультации у специалистов; выполняются лечебные рекомендации; обеспечивается качество питания; соблюдается дозировка физических и умственных нагрузок).
Задачи обучения и воспитания детей решаются нашими педагогами совместно. Так при построении занятия учителя и воспитатели интерната планируют реализовывать не только академический компонент, но и формировать жизненные компетенции, проводить коррекционную работу. Для чего регулярно проводятся консультации учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогов-психологов. В этих же целях специалисты ППМС-сопровождения посещают уроки и воспитательные мероприятия с последующим анализом результатов работы, а также приглашают на свои занятия учителей-предметников и воспитателей. Структура каждого учебного занятия обязательно включает в себя элементы коррекционного воздействия, содержание занятий раскрывается через призму применения знаний и умений в дальнейшей самостоятельной жизни.
Внеурочная сторона образовательной деятельности, направленная, прежде всего, на социализацию и профориентацию воспитанников, также предусматривает коррекцию их развития. Она включает в себя различные воспитательные мероприятия. Ежегодно расширяется спектр предлагаемых кружков, факультативов, спортивных секций: в нынешнем учебном году ребята вовлечены в работу 18-ти различных творческих объединений. Среди которых: декоративно-прикладное творчество, нетрадиционное рисование, жестовое пение, видеостудия, театральный кружок, танцевальная студия, кружки по английскому языку, по профессиональной ориентации и другие.
Конечно, система педагогического воздействия нашей образовательной организации – структура сложная. Она обеспечивается не только взаимодействием обучающихся, педагогов и специалистов ППМС-сопровождения. В специальные образовательные отношения включены все сотрудники школы: от вахтера (кладовщика, повара) до директора.
Кроме того, активными участниками образовательных отношений являются и родители или законные представители обучающихся. В рамках системного взаимодействия специалистами школы организованы индивидуальные и групповые консультации для семей обучающихся по вопросам оказания социально-психологической и социально-педагогической помощи детям; по проблемам, возникающим между членами семьи.
Также родители присутствуют на учебных и воспитательных мероприятиях, коррекционно-развивающих занятиях. Таким способом они обучаются доступным методам и приемам решения проблем контактирования детей с окружающей средой, нарушений их психоэмоциональной сферы и профилактике полной зависимости ребенка от взрослых. Данный подход обеспечивает активное вовлечение семьи в жизнь ребенка и в деятельность школы.
Вопросы профессиональной ориентации ребят с нарушениями слуха мы решаем совместно с институтом социальных технологий и реабилитации НГТУ, в рамах нашего взаимодействия традиционно ежегодно проводятся предметные олимпиады, экскурсии, общение со студентами-выпускниками прошлых лет. Обучающиеся с умственной отсталостью получают рабочие специальности в организациях среднего профессионального образования Новосибирской области.
В результате у наших обучающихся складывается наиболее полная картина мира, они получают ценный опыт социальных отношений, круг их общения постоянно расширяется, иначе говоря, они активно интегрируются в общество. Таким образом, при организации системы специальной помощи мы воплощаем идею ориентации не столько на нарушение здоровья ребенка, сколько на его потенциальные возможности.
Так практика нашей работы в очередной раз подтверждает известный научный факт: общая производительность или функциональность любой системы больше, чем у простой суммы элементов.
И в заключение отмечу, что по статистике именно педагоги коррекционных школ чаще относятся с недоверием к столь модной сегодня инклюзии. Дело не в том, что мы боимся остаться без работы, ведь дефектологи, логопеды и специальные психологи востребованы в любой инклюзивной школе. Просто мы немного больше знаем о сложностях организации качественного специального образования и чуть больше понимаем объем необходимых для этого ресурсов – усилий, времени, терпения, здоровья.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования детей. Закон подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Государство обязуется обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов на всех уровнях образования.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Условия охраны здоровья обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Условия доступности получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ |
miuss-shkola.ucoz.ru
ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Программа курса
Программа повышения квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам организации инклюзивного образования по направлению «ФГОС для обучающихся с ОВЗ»
Участники
Список участников курсов повышения квалификации
Учебно-методические материалы очной части курса
Лекции
Задания для самостоятельной работы
Практические работы
Материалы промежуточного и итогового контроля
График проведения очных вариативных модулей в МПГУ (Москва)
График проведения очных вариативных модулей в МРИО (Саранск)
График проведения очных вариативных модулей в КОИРО (Калининград)
График проведения очных вариативных модулей в АКИПКРО (Барнаул)
График проведения очных вариативных модулей (Оренбург)
График проведения очных вариативных модулей в ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования»
График проведения очных вариативных модулей в ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»
График проведения очных вариативных модулей в ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
График проведения очных вариативных модулей в Институте регионального развития Пензенской области
График проведения очных вариативных модулей в ГАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования» (г. Владивосток)
График проведения очных вариативных модулей на базе ОГАОУ ДПО «БелИРО»
Учебно-методические материалы заочной части курса
Лекции
Задания для самостоятельной работы
Материалы промежуточного и итогового контроля
Расписание вебинаров
Архив вебинаров
mpgu.su