Обязанности прокуратуры края – Функции и полномочия прокуратуры в России

Содержание

Прокурор, его права и обязанности.

Согласно законодательству, прокурор – это главное действующее лицо со стороны обвинения. На его плечах лежит ответственность за грамотное доказательство вины подсудимого. В Российской Федерации юридической основой действий прокурора и прокуратуры является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Общие права, которыми обладает прокурор.

  • Контроль за исполнением положений Федерального закона при действиях, связанных с преступлениями.
  • Выдвигать указателю письменные наставления о том, куда стоит двигаться расследованию.
  • Отменять постановления нижестоящих прокуроров, если он считает, что они по каким-либо причинам неправильные или необоснованные.
  • Участвовать в судебных заседаниях.
  • При наличии аргументированных причин, прокурор может ходатайствовать о изменении срока ареста или смене меры пресечения.
  • В случае, если дознаватель допускает какие-либо ошибки или совершает действия несоответствующие УПК РФ, прокурор вправе отстранить его от дальнейшего расследования.
  • Забирать дело у органов дознания и отправлять его в следственные органы, если на то есть соответствующая мотивация.
  • Подписываться под обвинительными заключениями.
  • Прокурор имеет право ознакомиться с материалами уголовного дела.
  •  Уже в суде прокурор в качестве стороны обвинения может доказывать вину подсудимого, приводить веские доводы и доказательства
  • Также прокурор вправе отказаться от продолжения уголовного преследования, однако в этом случае ему придется документально объяснить свою позицию.
  • В случае каких-то разногласий, прокурор имеет право обратиться с соответствующим запросом к генеральному прокурору Российской Федерации.

Все полномочия прокуроров четко определены в Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», это указано в 3 статье, это же ФЗ, а также в статье 33.

Положения из главы 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации.

Глава вторая указывает на обязанность прокурора совершать надзор над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Об этом гласит 26 статья второй главы, указанного ФЗ. В этой области прокурор обязан рассматривать и проверять жалобы от граждан на нарушения их прав и свобод. В случае необходимости, разъяснять гражданам о порядке защиты. И, разумеется, принимать меры по пресечению различного рода нарушений.

Для этого используются полномочия, данные прокурору 22 статьей. Если граждане жалуются на административное правонарушение, то возбуждается соответствующее производство. Если характер преступления против заявителей носит уголовный характер, то прокурор использует свои полномочия для скорейшего возбуждения уголовного дела.

Согласно статье 28, прокурор может и должен приносить пользу общественности, путем ходатайств о закрытии актов, нарушающих права и свободы людей.

Участие прокурора в судебном процессе.

Четвертая глава Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четко описывает возможности прокурора во время судебного процесса.

Основные положения данной главы:

  • Прокурор осуществляет в суде уголовное преследование и представляет государственное обвинение.
  • Прокурор может принять участие в уголовном процессе в любой его момент, от начала и до самого конца.
  • Полномочия прокурора внутри судебных заседаний указаны в процессуальном законодательстве Российской Федерации.
  • Генеральный прокурор Российской Федерации обязан принимать участие во всех верховных судебных заседаниях.

Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры.

Данная статья содержи в себе немало важных положений. Во-первых, отмечается, что работа в прокуратуре является государственной службой, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Отношения организация и сотрудников прокуратуры регулируются в соответствующем законе о труде и государственной службе. Процесс прохождения военной службы для представителей государственного обвинения регулируются федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих».

В случае каких-то разногласий в вопросах прохождения службы, сотрудник имеет право жаловаться в вышестоящие инстанции.

Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров. Статья 45.

Прокуроры, всегда находятся под протекцией государства. Поскольку работа исключительно опасна, под эту же протекцию попадают и их семьи. Это обуславливается постоянным давлением на прокуроров, угрозами моральных и физических расправ, которые направлены на то, чтобы помешать прокурору полноценно и честно работать на благо государства. Способы подобной государственной защиты четко прописываются в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

В нашей стране прокуратура РФ обладает собственной системой безопасности.

Также в статье, есть несколько тяжелый, но также важный с точки зрения законов пункт о затратах на похороны сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. Он как бы дает понятие о всей суровости данной работы. И, что очень важно, жизнь прокурора страхуется в размере 180 кратном его доходе в месяц.

Прокуроры, благодаря 45 статье, имеют право носить с собой оружие, предназначенное для защиты собственной жизни.

прокурор его права, прокурор его обязанности, которыми обладает прокурор, фз о прокуратуре, участие прокурора в судебном процессе, правовой защиты и социальной

jur24pro.ru

Функции прокуратуры по защите прав граждан – что входит в обязанности прокурора

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 17 ноября 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями)* прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Систему прокуратуры РФ составляют:

а) Генеральная прокуратура РФ;

б) прокуратуры субъектов Федерации, а также приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

в) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, специализированные прокуратуры.

* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999.

№ 7. Ст. 878.

В системе прокуратуры Российской Федерации действуют также научные и образовательные учреждения.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Другие прокуроры на территории РФ также назначаются Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В соответствии с законом прокурором может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способный – по состоянию здоровья – выполнять возлагаемые на него обязанности. Лицо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает присягу.

На должность районного, городского прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должность прокурора республики в составе Российской Федерации, прокурора края, области, прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор:

1) за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме того, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законом органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он излагает свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания в отношении подсудимого.

Участвуя в рассмотрении дел судами, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор или его заместитель вправе вносить в соответствующие органы представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, который полномочен устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и российским законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации.

Конституция РФ, в отличие от прежней, не устанавливает подотчетность Генерального прокурора РФ парламенту России, не закрепляет за Генеральным прокурором РФ право законодательной инициативы. Вместе с тем Закон «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ, а также Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению.

Не обладая правом законодательной инициативы, прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, которым принадлежит право законодательной инициативы, свои предложения об изменении, о дополнении, об отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с законодательством прокуратура РФ осуществляет также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В этих целях прокурор вправе созывать координационные совещания, организовывать рабочие группы, истребовать статистическую и другую необходимую информацию.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от государственных, муниципальных, общественных органов. Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут также являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Кроме того, прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства.

Установлен особый порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Так, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Предыдущая117118119120121122123124125126127128129130131132Следующая

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 167 | Нарушение авторского права страницы

fibradecor.ru

Обязанности и права прокурора и его помощника в судебных процессах

Вы будете удивлены, но в должностные обязанности прокурора входит не только обвинение подсудимого, но и прямо противоположное – его защита при несправедливом суде. Он имеет право ходатайствовать об отводе суда, требовать повторного расследования или экспертизы. Быть государственным обвинителем не всегда безопасно — закон защищает и даже страхует их жизни. Вопреки расхожему мнению, работа прокурора — это не только заседание в зале суда: большую часть времени он проводит за изучением уголовных, административных дел или нормативных актов.

Справляться с бумажной работой, от которой зависят чужие судьбы, помогают специальные люди – помощники прокурора. Они также наделены определенными правами и в некоторых случаях заменяют прокурора на судебных процессах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно!

Какие законы устанавливают права и обязанности прокурора

Полномочия прокурора определены двумя нормативными актами:

  • Федеральным законом «О прокуратуре РФ»;
  • Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ).

В Федеральном законе прописаны все положения, касающиеся прав и обязанностей обвинителей.

В ГПК РФ определены границы компетенции государственного обвинителя при вступлении в гражданский процесс.

Что входит в обязанности прокурора

В общих чертах его обязанности делятся на две составляющие:

  • надзор за соблюдением прав и свобод гражданина;
  • участие в судебных процессах в качестве государственного обвинителя.

Предмет надзора — соблюдение Конституции и исполнение законов. Это значит, что прокурор рассматривает все жалобы, поступающие от граждан, в том числе жалобы на несправедливое решение суда. После рассмотрения жалобы государственный служащий разъясняет обратившимся, как следует действовать, чтобы защитить свои права.

Если нарушение прав и свобод носит более серьезный характер, то согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор имеет право возбуждать уголовные или административные дела в отношении лиц, нарушивших закон.

Если есть предпосылки полагать, что имело место преступление, нарушившее чьи-либо права при судопроизводстве, прокурор вправе назначать повторное расследование дела.

Не менее важная функция прокурора — участие в судебных процессах. На суде он выступает в качестве обвинителя как противник адвоката подсудимого.

В разделе 4 Федерального закона описаны полномочия, которыми государственный обвинитель обладает на судебных процессах:

  • прокурор имеет право вступить в дело в случаях, когда его участие предусмотрено ГПК РФ;
  • в соответствии с процессуальным законодательством,он вправе написать заявление в суд и вступить в рассматриваемое дело на любой стадии судебного процесса.

Справка. В уголовном процессе прокурор имеет право участвовать от его возбуждения до окончания. На разных стадиях процесса он наделен разными правами. На начальных стадиях его полномочия носят распорядительный характер. Он даёт согласие на возбуждение следователем дела, требует для подозреваемого домашний арест или заключение под стражу, даёт указания оперативно-розыскным органам на проведение следственных действий.

На конечном этапе, то есть на судебном процессе, полномочия прокурора сужаются до государственного обвинителя. Здесь в его обязанности входит только уголовное преследование виновного: его задача — обеспечить наказание подсудимому по всей строгости закона.

Государственная защита

Должность прокурора предполагает определенный риск. История знает несколько случаев, когда государственные обвинители выходили на процессы в масках, чтобы обезопасить свои жизни и жизни своих близких.

Эпоха крупных организованных банд прошла, но угрозы и давление на обвинителей все еще не редкость. Поэтому законом предусмотрена особая степень защиты прокуроров и их семей.

В ст. 45 Федерального закона «О прокуратуре РФ» описаны все меры правовой защиты и социальной поддержки. Основные положения статьи:

  • государственные обвинители имеют право на ношение табельного оружия;
  • если прокурор погибает при исполнении обязанностей, его наследникам выплачивается страховая сумма, равная 180 зарплатам погибшего;
  • в случае гибели при исполнении за его семьей остается право на получение жилья.

К счастью, убийство обвинителей — это редкость. Однако повреждение имущества или нанесение телесных повреждений периодически случаются. Весь ущерб, причиненный имуществу прокурора, согласно закону, возмещается. В зависимости от тяжести полученных травм пострадавшему при исполнении прокурору выплачивается денежная компенсация.

Права и обязанности прокурора в гражданском процессе

В отличие от уголовных дел, участие прокурора в гражданском процессе необязательно. Однако он имеет право вступить в административный процесс, если тот требует его вмешательства.

Поводы для его вступления в гражданское судопроизводство: обращение (жалобы) гражданина или группы лиц, а также основания, предусмотренные законом.

Справка. Основаниями для вступления прокурора в гражданское судопроизводство могут быть не только заявления пострадавших, но и факты, выявленные в ходе прокурорской проверки, или даже заметки в печатных или иных СМИ.

В административных делах, в отличие от уголовных, прокурор выступает на стороне истца, то есть не обвиняет, а защищает его законные права.

Однако юридическая поддержка прокурор оказывает далеко не всем. Должны быть веские причины, чтобы служащий прокуратуры РФ выступил от лица, чьи права были ущемлены:

  • недееспособность;
  • преклонный возраст;
  • состояние здоровья.

Законодатель наделил служащих прокуратуры правом защищать права и интересы слабозащищенных слоев населения: инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, несовершеннолетних.

Эти люди в большинстве случаев не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд. Прокурор вместо них составляет исковое заявление в судебную инстанцию и представляет их интересы.

Прокурор в подобных делах наделен теми же процессуальными правами, что и остальные участники процесса.

Он вправе:

  • давать отвод суду;
  • назначать повторную экспертизу;
  • привлекать свидетелей;
  • задавать вопросы участникам процесса: свидетелям, экспертам и т.д.;
  • требовать доказательства;
  • направлять кассационные или апелляционные жалобы в вышестоящие инстанции.

Помощники прокурора и их обязанности

Для прокурора законодательством предусмотрены помощники. В органах прокуратуры есть должности старшего помощника и помощника прокурора. Они объединяются в специальные группы, которые контролируются заместителем прокурора.

Обязанности и полномочия помощника прокурора нигде четко не прописаны, в отличие от прокурорских полномочий, но к ним предъявляются особые требования, указанные в главе 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (например, высшее юридическое образование).

В большинстве случаев в обязанности помощника прокурора входит бумажная работа, такая как:

  • подготовка исков в суд;
  • подготовка документов в арбитражный суд;
  • помощь гражданам, которые обратились с жалобой;
  • проверка дел на коррупционную составляющую.

Права помощника выглядят следующим образом:
  • поддержка обвинения в суде;
  • вызов и допрос граждан;
  • посещение задержанных и их допрос;
  • знакомство с документами на всех стадиях делопроизводства;
  • запрос документов от различных инстанций.

Ответственность за действия своих помощников несет сам государственный обвинитель. По этой причине их права и обязанности нигде четко не прописаны. В зависимости от компетенции помощников и доверия к ним самого прокурора, он делегирует им различные задачи.

Прокурор обладает правом передать значительную часть своих полномочий помощнику или сделать его исполняющим обязанности прокурора, когда, например, покидает работу по состоянию здоровья или уходит в отпуск.

Обязанности исполняющего обязанности прокурора полностью зависят от предусмотренных законом прав самого прокурора, однако для этого необходимо подготовить специальный приказ.

Заключение

Прокурор — важнейшая часть государственной власти. Он выполняет надзор за исполнением законов, защищает права малообеспеченных и слабозащищенных граждан и выступает главным обвинителем в уголовных делах, не давая виновному уйти от наказания.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно!

prava.expert

Статья 17. полномочия прокурора республики в составе Российской Федерации, прокурора края, области, городов москвы и санкт-петербурга, автономной области, автономного округа по руководству подчиненными органами закон РСФСР от 17-01-92 2202-i о прокуратуре РФ (2019). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ЗАКОН РСФСР от 17-01-92 2202-I О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2019) Актуально в 2018 году

Статья 17. Полномочия прокурора республики в составе Российской Федерации, прокурора края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа по руководству подчиненными органами

Прокурор республики в составе Российской Федерации, прокурор края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для всех подчиненных работников, могут вносить изменения в штатные расписания своего аппарата и подчиненных прокуратур с сохранением установленных должностей в пределах выделенного фонда заработной платы.

www.zakonprost.ru

Полномочия и задачи прокуратуры Российской Федерации

Полномочия и задачи прокуратуры Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1995 № 1329 установлен День работника прокуратуры Российской Федерации, ежегодно он отмечается 12 января. Эта дата выбрана не случайно, именно в этот день в 1722 году указом императора Российской империи Петра I был учрежден пост генерал-прокурора и возник институт российской прокуратуры.

В задачи ведомства входил контроль за деятельностью государственных органов власти и надзор за исполнением царских указов. В конце XVIII в. полномочия прокуратуры были расширены, генерал-прокурор получил контролирующие функции над органами юстиции и финансов.

Позднее в полномочия прокурорского надзора переданы органы следствия. Сотрудники ведомства стали принимать участие в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.

Основными направлениями деятельности прокуратуры СССР являлись надзор за исполнением законов госорганами, учреждениями и гражданами СССР, борьба с преступностью, в том числе с расхищением социалистической собственности, привлечение к уголовной ответственности и расследование преступлений, поддержка обвинения в суде.

В настоящее время деятельность прокуратуры регулируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В статье 1 названного закона определены основные полномочия ведомства: прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями, исполняющими наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях; прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами; прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти и осуществляет свои полномочия независимо от всех государственных органов и должностных лиц. Генеральный прокурор не подотчетен Федеральному собранию и Президенту Российской Федерации. Вместе с тем, он представляет парламенту и главе государства ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка и о проделанной работе по их укреплению.

Виолетта Дорожкина, старший помощник прокурора края по правовому обеспечению

prosecutor.ru

35)Прокуратура республики в составе рф, прокуратура края, области, автономной области, автономного округа.

в прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно — территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В городах столицах республик, краевых и областных центрах образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа,образуются прокуратуры административных округов, которым придается статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов. Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга прокуратуры городов, районов Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в Москве средним звеном являются прокуратуры административных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. Существуют так называемые специализированные прокуратуры. В число специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры.

36)Прокуратура города и района, приравненные к ней прокуратуры

ПРОКУРАТУРА ГОРОДА РАЙОНА -низовое звено системы прокуратуры РФ, возглавляемое прокурором города (района). Основы статуса П.г.(р.) определяются ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»**. В указанных прокуратурах устанавливаются должности 1-го заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов — следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах (военных и др. специализированных прокуратурах) могут быть образованы отделы. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

37)Понятие прокурорского надзора, его задачи.

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Прокурорский надзор по сути является проявлением власти органа, который в большинстве стран, ни к одной из трех ветвей власти не относится. Смысл данной деятельности во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятие соответствующих мер к нарушителям закона.

Прокурорский надзор — форма реализации полномочий прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 25.11 КоАП РФ), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан.

В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

studfiles.net

Конституционные основы прокуратуры РФ. Функции и полномочия прокуратуры — Конституционное право

Основные функции и задачи прокуратуры

Прокуратура не входит в судебную власть. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ­бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов. Она призва­на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за­конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя­ется на органы управления и руководителей коммерческих и не­коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот­ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу­альным законодательством РФ, координа­цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда­ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово­ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату­ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол­номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе­но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за­конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован­ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи­нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот­ветствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про­тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го­сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра­зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен­ных объединений, преследующих политические цели, и их орга­низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со­вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч­ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ­ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине­ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли­ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка­кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да­вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про­изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду­смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо­вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв­ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст­венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку­роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако­нодательной и исполнительной власти, представительных (зако­нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол­номочий необходимости совершенствования действующих нор­мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор­ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати­вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров ак­тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста­новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс­нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку­рор в установленном законом порядке принимает меры по при­влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност­ному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Система и организация прокуратуры

Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при­равненные к ним военные и другие специализированные проку­ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга­нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе­тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво­бождается от должности Советом Федерации Федерального Соб­рания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Гене­рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести­тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан­ностей — один из заместителей Генерального прокурора в соот­ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет. Еже­годно он представляет палатам Федерального Собрания и Прези­денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ­ляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова­нию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуро­ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку­рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Проку­роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под­чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк­турного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляе­мая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

jurkom74.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *