Оценка условий труда это – Специальная оценка условий труда — Охрана труда

Содержание

29.Специальная оценка условий труда и их классификация

В соответствии со статьей 22 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Для чего нужно проводить специальную оценку условий труда

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) оценки уровней профессиональных рисков;

16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместо процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда вводится декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям на основе результатов специальной оценки условий труда. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Необходимые условия декларирования:

—  невыявление потенциально вредных или опасных факторов на рабочих местах,

— установление в коллективном договоре перечня рабочих мест с оптимальными условиями труда, которые в связи с этим подлежат декларированию.

studfiles.net

13 Специальная оценка условий труда

13

Специальная оценка условий труда.

— это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труди, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает измерение параметров ОВПФ, определение показателей тяжести и напряженности труда и их сравнение с гигиеническими нормативами.

По результатам исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый трех степеней) и напряженности (оптимальный, допустимый, напряженный трех степеней) трудового процесса.

Условия труда в целом оцениваются по четырем классам:

1-й класс – оптимальные условия труда при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для максимальной работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов

установлены только для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса.

2-й класс – допустимые условия труда, характеризующиеся значениями факторов, не превышающих установленных гигиеническими нормативами (ГН), а функциональное состояние организма от их воздействия восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного воздействия на работающего и его потомство.

3-й класс – вредные условия труда. Этим классом характеризуются рабочие места, на которых производственные факторы превышают гигиенические нормативы. В зависимости от уровня превышения ГН факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности.

3.1 – вызывают обратимые функциональные изменения организма;

3.2 – приводят к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости;

3.3 – приводят к развитию профессиональной патологии;

3.4 – приводят к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда, воздействие которых на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний

Если на рабочем месте отсутствуют ОВПФ или фактические значения факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых норм, то следует признать, что условия труда на рабочем месте являются оптимальными или допустимыми.

studfiles.net

Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

Из статьи Вы узнаете:

1. Что представляет собой специальная оценка условий труда и какие организации и индивидуальные предприниматели должны ее проводить.

2. Для чего работодателю проводить специальную оценку условий труда.

3. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение специальной оценки условий труда.

 

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье Новая форма отчета 4-ФСС с первого квартала 2014 года). Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда. Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

 

Какие работодатели  и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.

Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.).

! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).

 

Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда

Результаты проведенной специальной оценки используются в следующих случаях:

1. В качестве обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проведение обязательных медицинских осмотров) с целью их возмещения из ФСС.

Порядок возмещения подобных расходов за счет средств ФСС и перечень расходов, подлежащих возмещению, установлены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно п. 3 Правил страхователь имеет право возместить за счет ФСС, например, расходы на:

  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приобретение работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • и другие расходы, указанные в Правилах.

2. Для обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты работников, приобретение средств коллективной защиты, оборудование рабочих мест, например, осветительными приборами, оборудование зон отдыха и т.п.) в целях налогообложения.

3. Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Размеры дополнительных тарифов установлены  частью 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса
Опасный48,0 процента
Вредный3.47,0 процента
3.36,0 процента
3.24,0 процента
3.12,0 процента
Допустимый20,0 процента
Оптимальный10,0 процента.

 

4. Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н. В соответствии с ней конкретный размер скидки или надбавки устанавливается по решению ФСС в пределах 40 процентов от утвержденного страхового тарифа. При этом надбавка устанавливается по инициативе ФСС, а скидка по заявлению страхователя.

5. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Гарантии работникам по результатам специальной оценки условий труда предусмотрены также Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

6. В иных целях, перечень которых содержится в статье 7 закона № 426-ФЗ.

 

Итак, мы прояснили «теоретические» аспекты специальной оценки условий труда: кто, когда и зачем должен ее проводить. В следующей статье я напишу о «практических» вопросах, связанных со специальной оценкой: каков порядок ее проведения и, главное, как учитываются расходы на ее проведение.

 

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

 

Законодательные и нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  2. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  4. Приказ Минтруда России от 01.08.2012 № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  5. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

 Как ознакомиться с официальными текстами документов — смотрите в разделе Полезные саты

buh-aktiv.ru

Специальная оценка условий труда: вредность станет редкостью?

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) содержит множество статей, в которых речь идет о вредных условиях труда. За работу в них предусмотрены гарантии и компенсации — молоко или лечебно-профилактическое питание, повышенный размер оплаты труда, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, льготная пенсия. Лица, поступающие на работу во вредных условиях труда, должны проходить предварительные медицинские осмотры, в течение всей трудовой деятельности — периодические. Таким работникам полагается бесплатная выдача смывающих и обезвреживающих средств, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ). Однако определения понятию «вредные условия труда» ТК РФ не дает, при этом его толкование у чиновников, работников и экспертов различаются. На неверных представлениях о вредных условиях труда ловко спекулируют все — начиная от работников, заканчивая чиновниками, профсоюзными лидерами и аттестующими организациями. Давайте разберемся, что собой представляют вредные условия труда.

 

Вредные условия труда в СССР

От нормативно-правовой базы СССР нам достались всевозможные списки и перечни работ и профессий с вредными условиями труда, которые предусматривают получение работниками различных льгот, гарантий и компенсаций. Страны нет уже больше 20 лет, но очень многие работники до сих пор ассоциируют вредные условия труда именно с этими советскими списками и перечнями. На чем же основывались их разработчики?

В СССР понимание вредных условий труда было другим, нежели сейчас.

 

Наша справка. Согласно Гигиенической классификации труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса), утвержденной Минздравом СССР 12.08.1986, вредные и опасные условия труда — это условия и характер труда, при которых вследствие нарушения санитарных норм и правил возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и (или) нарушению здоровья работающих.

 

Вредными условиями труда считалась возможность (вероятность) превышения предельно допустимых значений производственного фактора. В этой связи становится понятной логика составления списков и перечней вредных и опасных работ.

Приведем выдержки некоторых из них. Так, при выполнении следующих работ устанавливались доплаты за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы гособразования СССР:

– обслуживание холодильных установок, работающих на аммиаке, хлоре и других хладагентах на основе химических веществ 2–4 классов опасности;

– нанесение на поверхности штукатурного раствора вручную, затирка поверхности вручную;

– гибка листов из стали, алюминиевых сплавов любой толщины и формы на прессах, станках и гибочных вальцах в холодном состоянии;

– работа в клинико-диагностических лабораториях (анализ мочи, кала, мокроты и т. д.).

Доплаты рабочим за условия труда на предприятиях по производству музыкальных инструментов могли устанавливаться при выполнении следующих работ:

– гнутье заготовок и деталей музыкальных инструментов из дерева горячим способом на гнутарных приспособлениях вручную;

– нанесение рисунка или орнамента на музыкальные инструменты с применением нитрокрасок;

– натяжка струн из красно-медной проволоки вручную;

– сборка язычковых музыкальных инструментов с оклейкой деталей с применением синтетических клеев, содержащих винилацетат, уксусную кислоту и дибутилфталат.

Выполнение таких работ должно было производиться в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами. Но никто не мог исключить возможность их нарушения. Работы, при осуществлении которых такая возможность имела место быть, объединяли в списки и перечни для различных отраслей и производств, условия труда на таких работах считались вредными.

В каждом из подобных документов было условие: ежегодно списки и перечни должны пересматриваться в связи с проведением мероприятий по рационализации рабочих мест, механизации ручного труда, совершенствованию его организации и условий. В случае улучшения условий труда объем компенсаций должен был уменьшаться или отменяться полностью. Казалось бы, все логично: страна развивалась, автоматизировались технологические процессы, совершенствовалось производственное оборудование, рабочие места оснащались средствами коллективной защиты, при этом размер и количество списков не уменьшались, а увеличивались. Стоило только какой-либо профессии или виду работ попасть в список, как работники, имеющие к ним отношение, до конца своей трудовой деятельности получали «железобетонную» вредность условий труда. Иными словами, вредные условия труда в СССР — это условия труда работников, труд которых, так или иначе, подпадал под действие списков и перечней.

Такая «списочная вредность» была актуальна именно для того времени, т. к. в СССР имелся только один работодатель — государство. И, если представить себе страну одним большим заводом, все становится логично: «государство-работодатель» выделяло в своем «государстве-заводе» определенные работы и профессии, называло условия труда на них вредными, тяжелыми или особыми и предоставляло работникам этих профессий различные, выражаясь современным языком, бонусы — доплаты, дополнительные отпуска, сокращенную рабочую неделю, молоко и прочие льготы.

 

Вредные условия труда в Российской Федерации в период 1991–2013 гг.

После распада СССР, помимо государства, появились другие работодатели. И советский подход к определению вредных условий труда стал неактуальным. Толкование данного понятия изменилось.

 

Наша справка. Согласно Р 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденному Госкомсанэпиднадзором РФ 12.07.1994, вредные условия труда — это условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

 

То есть если в СССР возможность (вероятность) нарушения санитарных норм и правил уже считалась вредной, то в РФ производственный фактор должен стойко превышать свой гигиенический норматив, и только в этом случае условия труда на рабочем месте считаются вредными. Хотя согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 31.12.2014) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Чтобы определить, насколько вредный производственный фактор соотносится со своим гигиеническим нормативом, необходимо выявить его на рабочем месте, провести инструментальное измерение и сравнить с гигиеническим нормативом. Для этих целей служила аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ). Данная процедура появилась еще в СССР, но привычный нам вид приобрела в 1997 г., после выхода Постановления Минтруда России от 14.03.1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Порядок проведения АРМ менялся в 2008 и 2011 гг., но суть его оставалась примерно одинаковой.

Определение вредных условий труда, указанное в Р 2.2.013-94, применялось и в период с 1997 по 2013 гг., оно приведено P 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»[1]. Обращает на себя внимание фраза «оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство». Как количественно оценить неблагоприятное воздействие на потомство таких вредных производственных факторов, как, скажем, шум, коэффициент пульсации и напряженность труда, P 2.2.2006-05 ответа не дает, но из определения, так же как из песни, слов не выкинешь.

Отнесение условий труда к вредным или допустимым проводилось в порядке, установленном P 2.2.2006-05. Оно утверждено главным государственным санитарным врачом РФ, а классификация условий труда основана на результатах медицинских исследований.

Исходя из степени отклонения действительных уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности, согласно P 2.2.2006-05, условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. В отношении других факторов оптимальными принято считать такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, установленные в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда принято относить к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

  • 1 степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном, чем к началу следующей смены, прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;
  • 2 степень 3 класса (3.2) — условия труда с уровнями вредных факторов, вызывающими стойкие функциональные изменения, приводящими в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости, что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции, часто после 15 и более лет;
  • 3 степень 3 класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической профессионально обусловленной патологии;
  • 4 степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. тяжелых форм.

Отметим, что P 2.2.2006-05 — это ведомственный нормативно-методический документ Роспотребнадзора, оно не является нормативным правовым актом и не имеет отношения к трудовому законодательству. Однозначно утверждать, что вредные условия труда согласно P 2.2.2006-05 — это те самые вредные условия труда, о которых говорится в ТК РФ, нельзя. Однако в связи с тем, что других документов по оценке условий труда на тот момент не существовало, на это закрывали глаза.

Казалось бы, при таком определении вредных условий труда, да еще в свете ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ, рабочих мест с вредными условиями труда должно быть мало, но не тут-то было. P 2.2.2006-05 нормируется огромное количество производственных факторов. При этом советские списки и перечни в период с 1997 по 2013 гг. также продолжали действовать в части, не противоречащей ТК РФ, все больше вводя трудовое население в заблуждение. После проведения АРМ условия труда практически на любом рабочем месте можно было признать вредными.

20 ноября 2008 г. вышло знаменитое Постановление Правительства России № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее — Постановление № 870).

 

Извлечение
из Постановления № 870

<…>
1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
– сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней;
– повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
<…>

 

Класс 3.1 можно было установить практически на любом рабочем месте, и после издания Постановления № 870 началась эпопея «офисных компенсаций». На многих офисных рабочих местах было обнаружено превышение по такому фактору, как пульсация освещенности.

 

Наша справка. Согласно п. 6.14 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»[2] коэффициент пульсации на рабочем месте пользователя ПЭВМ не должен превышать 5 %.

 

Офисные работники стали получать компенсации наравне с представителями рабочих профессий. Работодателям такая ситуация не нравилась, особенно в связи с тем, что правительством не был выполнен п. 2 Постановления № 870:

 

Извлечение
из Постановления № 870

<…>
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
<…>
 

Как и в СССР, в РФ количество «вредников» не уменьшалось, а только возрастало. Только если в советское время «вредными» считались в основном рабочие профессии, то в РФ к ним начали причислять еще и офисные рабочие места. Ситуацию надо было как-то исправлять. Для решения проблемы наименее затратным способом было решено заменить АРМ специальной оценкой условий труда (далее — СУОТ).

 

Кардинальные изменения в оценке условий труда. Наши дни

1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 23.06.2014; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) и впервые в России на правовом уровне было закреплено определение вредных условий труда.

 

Наша справка. Согласно п. 4 ст. 14 Федерального № 426-ФЗ вредными условиями труда являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

 

Условия труда по степени вредности и (или) опасности Федеральным законом № 426-ФЗ также подразделяются на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

1 января 2014 г., за исключением отдельных статей, вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом № 421-ФЗ из ТК РФ и других нормативных правовых актов исключили понятие АРМ, заменили его СОУТ. Были внесены изменения в ключевые статьи ТК РФ, касающиеся компенсаций за работу во вредных условиях труда. После вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ, можно сказать, списки и перечни СССР перестали действовать. Правда, на самом деле их никто не отменял, просто теперь воспользоваться ими не представляется возможным.

С 8 апреля 2014 г. действует Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее — Методика, Классификатор соответственно). Методика заменила действующее до сих пор P 2.2.2006-05.

Беглый анализ P 2.2.2006-05 и Методики позволяет заключить, что в оценке условий труда с введением СУОТ ничего коренным образом не изменилось, повысилась ответственность экспертов, теперь четко прописаны механизмы установления компенсаций за работу во вредных условиях труда, но не все так просто. При более тщательном сравнении P 2.2.2006-05 и Методики выясняется, что из перечня подлежащих измерению исключен ряд производственных факторов, а для отдельных из них нормативы повышены. Подробнее рассмотрим эти изменения.

Виброакустические факторы (шум, инфразвук, ультразвук, вибрация общая и локальная). При проведении СОУТ согласно Классификатору виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных факторов. Что подразумевается под таким технологическим оборудованием Методика не поясняет. Является ли технологическим оборудованием ПЭВМ и принтер? Как быть с транспортными средствами? Представители множества рабочих профессий, такие как слесари и электромонтеры различной квалификации, в работе используют исключительно ручной электро- и (или) пневмоинструмент. Можно ли инструмент отнести к технологическому оборудованию? Ответов на эти вопросы Методика опять-таки не дает.

Перейдем к нормированию. При проведении АРМ виброакустические факторы нормировались соответствующими санитарными правилами и нормами. Для различных видов работ и помещений ими установлены предельно допустимые уровни (далее — ПДУ) воздействия виброакустических факторов. При проведении СОУТ согласно Методике виды работ не принимаются во внимание, а ПДУ для многих факторов повышены. В таблице 1 показана разница в нормировании шума и вибрации при проведении АРМ и СОУТ.

 

Таблица 1. Нормирование шума и вибрации при проведении АРМ и СОУТ

Наименование профессии (должности)

Шум, ПДУ, дБА

Вибрация общая, эквивалентный корректированный уровень виброускорения, дБ, по оси Z

АРМ[3]

СОУТ

АРМ[4]

СОУТ

Водитель легкового автомобиля

60

80

109

115

Бухгалтер

50

80

Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

80

80

100

115

 

Напомню, что виброакустические факторы измеряются в децибелах (дБ). Децибел — логарифмическая величина, и разница даже в 6 дБ весьма ощутима.

Микроклимат. При проведении АРМ микроклимат оценивался на всех рабочих местах. Согласно Классификатору микроклимат идентифицируется как вредный и (или) опасный производственный фактор на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда).

Выходит, что при проведении СОУТ на офисных рабочих местах, в кассовых помещениях для продажи билетов, в торговых залах и прочих подобных помещениях без источников тепла и холода микроклимат не оценивается. Также выпадает из оценки микроклимат на открытой территории. Рабочие места дворников, линейных обходчиков магистральных газопроводов, операторов технологического оборудования, расположенного на открытой территории, лишаются своей «вредности».

Непонятно, как быть с транспортными средствами. Можно ли считать машинное отделение на судне или кабину трактора закрытым производственным помещением? В Методике и Федеральном законе № 426-ФЗ ответов на эти вопросы не найти.

Освещенность рабочей поверхности. Согласно Классификатору данный фактор идентифицируется как вредный и (или) опасный только при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ, в т. ч. работ по эксплуатации метрополитена. Согласно Методике нормативное значение освещенности рабочей поверхности устанавливается в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»[5]. Данный документ не содержит нормативных значений для производственных помещений. Это означает, что оценить освещенность рабочей поверхности на рабочем месте токарей, фрезеровщиков, маляров и прочих представителей рабочих профессий не представляется возможным.

Коэффициент пульсации освещенности. Основной производственный фактор, благодаря которому рабочие места многих офисных сотрудников нашей страны имели вредность при проведении АРМ, исключен из перечня подлежащих измерению при проведении СОУТ.

Электромагнитные поля на рабочих местах пользователей ПЭВМ. Еще один производственный фактор «офисной вредности». Если компьютер был подключен к электрической сети без заземления, по данному фактору выявлялось превышение. После отмены АРМ ситуация с вредностью изменилась.

Согласно Классификатору на рабочих местах, где работники исключительно заняты на ПЭВМ и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства, уровни воздействия электромагнитных полей не оцениваются.

Коэффициент естественной освещенности. Так же как и коэффициент пульсации, данный производственный фактор больше не подлежит измерению при проведении СУОТ. А это уже рабочие места сотрудников метрополитена, лиц, выполняющих подземные и горные работы, в т. ч. шахтеров. Указанные категории работников получали заслуженные гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда. Теперь им нужно объяснить, что их работа в условиях недостаточной естественной освещенности больше не приносит вреда здоровью.

Прямая блесткость и отраженная блесткость. Согласно Классификатору данные факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные только при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ, в т. ч. работ по эксплуатации метрополитена. Однако в приложении № 16 к Методике, где приведен порядок отнесения условий труда к классам (подклассам) условий труда при воздействии световой среды, блесткость (прямая и отраженная) не упоминается, в данном документе отсутствует нормативное значение для нее.

Тяжесть трудового процесса. При проведении СОУТ согласно Классификатору тяжесть труда оценивается только на рабочих местах, на которых работниками осуществляется выполнение обусловленных технологическим процессом (трудовой функцией) работ по поднятию и переноске грузов вручную, работ в вынужденном положении или положении «стоя», при перемещении в пространстве. Нормативные значения и порядок оценки тяжести труда при проведении СОУТ по сравнению с АРМ не изменились. Однако в ходе АРМ, в отличие от СОУТ, тяжесть оценивалась на всех рабочих местах.

Напряженность трудового процесса. При проведении СОУТ согласно Классификатору напряженность труда оценивается при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в т. ч. конвейерного типа, на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования, при управлении транспортными средствами.

В ходе АРМ напряженность труда оценивали по 23 показателям на всех рабочих местах. Что касается СОУТ, то Методикой и Классификатором ограничен круг рабочих мест, на которых производится оценка напряженности труда, и до 6 сокращено количество показателей.

Больше не подлежат оценке интеллектуальные нагрузки (содержание работы, восприятие сигналов (информации) и их оценка, распределение функций по степени сложности задания, характер выполняемой работы), сенсорные нагрузки (размер объекта различения, наблюдение за экранами видеотерминалов), эмоциональные нагрузки (степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибок, степень риска для собственной жизни, степень ответственности за безопасность других лиц, количество конфликтных производственных ситуаций за смену), монотонность нагрузок (продолжительность выполнения производственных заданий, время активных действий), режим работы (продолжительность рабочего дня, сменность работы, регламентированные перерывы).

Вредные условия труда по напряженности при проведении АРМ устанавливались на рабочих местах высшего руководства организаций, сотрудников метрополитена, медицинских и педагогических работников.

Биологический фактор. При АРМ биологический фактор оценивался без измерений на рабочих местах медицинских работников и работников, обслуживающих канализационные сети, с присвоением класса 3.2 и выше.

При проведении СОУТ согласно Классификатору биологический фактор (работы с микроорганизмами-продуцентами, живыми клетками и спорами, содержащимися в бактериальных препаратах) идентифицируется как вредный и (или) опасный в зависимости от превышения значений фактической концентрации микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны по сравнению с предельно допустимыми концентрациями, установленными соответствующими гигиеническими нормативами.

Биологический фактор (работы с патогенными микроорганизмами) идентифицируется как вредный и (или) опасный только на рабочих местах:

  • организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности;
  • медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность;
  • работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу.

Таким образом, по результатам СУОТ останутся без «вредности» слесари-сантехники, занимающиеся ремонтом и обслуживанием канализационных сетей. Пострадают сотрудники метрополитена, работающие на зумпфовых агрегатах, занимающиеся удалением грязи из водосборников (грязесборников) метрополитена.

 

Вкратце рассмотренные изменения в оценке условий труда изложены в табл. 2.

Таблица 2. Изменения в оценке условий труда, произошедшие в 2014 г.

№ п/п

Факторы производственной среды и трудового процесса

Изменения, связанные с введением СОУТ

1

Биологический

Органичен круг рабочих мест, на которых фактор подлежит оценке

2

Виброакустические факторы

Органичен круг рабочих мест, на которых фактор подлежит оценке.

Повышены нормативные значения

3

Электромагнитные поля на рабочих местах пользователей ПЭВМ

Фактор исключен из перечня подлежащих измерению

4

Микроклимат в производственных помещениях

Органичен круг рабочих мест, на которых фактор подлежит оценке

5

Микроклимат на открытой территории

Фактор исключен из перечня подлежащих измерению

6

Освещенность рабочей поверхности

Органичен круг рабочих мест, на которых фактор подлежит оценке

7

Коэффициент естественной освещенности

Фактор исключен из перечня подлежащих измерению

8

Коэффициент пульсации

Фактор исключен из перечня подлежащих измерению

9

Прямая блесткость и отраженная блесткость

Не установлены нормативные значения, из чего можно заключить, что фактор не подлежит измерению

10

Тяжесть трудового процесса

Органичен круг рабочих мест, на которых фактор подлежит оценке

11

Напряженность трудового процесса

Органичен круг рабочих мест, на которых фактор подлежит оценке.

Количество оцениваемых показателей снижено с 23 до 6

 

Обратим внимание и на тот факт, что согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей СУОТ, на одну степень в соответствии с Методикой снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом. Она утверждена Приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н. После ее вступления в силу (25 мая 2015 г.) классы условий труда по таким факторам, как шум, вибрация локальная, химический, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и другим, могут быть снижены в результате проведения СОУТ.

 

Заключение

Что же получается? АРМ заменили на СОУТ. Вроде и определение вредных условий труда не изменилось, и классы условий труда остались прежними, но в связи с вышеупомянутыми новшествами в нормировании производственных факторов, а также исключением отдельных факторов из перечня, подлежащих оценке, условия труда в целом по стране улучшаются без особых финансовых затрат.

«Улучшение» условий труда в России в связи с введением СОУТ можно представить с помощью утрированного примера с сахарным диабетом — фантазия автора, используемая исключительно для придания наглядности сложившейся ситуации. По оценкам Международной диабетической федерации, в России насчитывается около 12,7 млн людей, больных сахарным диабетом. В норме сахар в капиллярной крови натощак содержится в количестве от 3,3 до 5,5 ммоль/л. По логике разработчиков Федерального закона № 426-ФЗ и Методики, вместо того чтобы бороться с болезнью, достаточно просто поднять норму до 10 ммоль/л. Не нужно будет вкладывать деньги в разработку лекарств, зарплаты медицинским работникам, оборудование и т. д. Все намного проще.

Правительству РФ было поручено до 1 декабря 2014 г. принять решение о проведении в 2015–2016 гг. специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи. Соответствующее распоряжение уже утверждено, срок реализации намечен на декабрь 2016 г. Это означает, что к 2017–2018 гг. рабочие места с вредными условиями труда в России станут редкостью.

 

[1] Утверждено Главным государственным санитарным врачом 29.07.2005.

[2] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 (в ред. от 03.09.2010).

[3] Согласно табл. 2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 36.

[4] Согласно СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий», утвержденным Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 40.

[5] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 34 (в ред. от 15.03.2010).

Урманцев А. С., эксперт группы метрологического обеспечения «Экожилстрой»

www.profiz.ru

СОУТ специальная оценка условий труда Что это такое?

В данной статье мы простым языком постарались ответить на вопрос: «СОУТ специальная оценка условий труда – что это такое?» Мероприятие проведение СОУТ или специальная оценка условий труда преследует цель найти и измерить возможный уровень опасности трудового места. По завершении процедуры должности присваивается определённый класс и подкласс вредности, отталкиваясь от этой классификации работник вправе получать возмещения и послабления.

На самочувствие сотрудников могут влиять такие факторы:

  • Шум;
  • Вибрация;
  • Степень освещённости;
  • Радиоактивный фон;
  • Химический состав воздуха;
  • Электромагнитное излучение;
  • Уровень сложности трудового процесса.

СОУТ — специальная оценка условий труда – что это такое?

Спецоценка проводится независимой организацией, не связанной с нанимателем, в уставных актах компании оценка прописана в качестве главного направления практики. На сайте Министерства труда России есть перечень всех аккредитованных фирм. В комиссии принимает участие не меньше пяти сертифицированных специалистов, включая врачей по общей гигиене, гигиене труда, санитарно гигиеническим исследованиям. У фирмы-оценщика есть аккредитованный центр испытаний или лаборатория.

После процедуры, каждый сотрудник должен ознакомиться с протоколом оценки и поставить подпись. Если условия деятельности признаны опасными или вредными, работник может рассчитывать на следующие возможности:

  1. Средства защиты личного и совместного использования;
  2. Обеспечения и возмещения, предусмотренные ТК;
  3. Профилактические и регулярные медосмотры;
  4. Добавочная ставка платежей в ПФ;
  5. Прибавка к страховой ставке платежей за риск травм.

До 1 января 2014 оценке условий труда подлежали такие категории работников:

Контактирующие со специальным оборудованием, механизмами или транспортом;

Работники, чья сфера деятельности сопряжена с опасностью и/или вредом здоровью;

Контактирующие с ручным инструментом: электрическим, механическим или другим;

Производящие транспортировку и/или хранение сырья, материалов.

После января 2014 года обязательной аттестации подлежат все категории сотрудников, включая офисных работников, которые могут пострадать, например, от недостаточного уровня освещенности. Теперь подлежат аттестации работодатели, ранее от неё освобождённые.

Категории трудовых мест, которые не оцениваются: работа на дому, удалённая трудовая деятельность, а также работа на физическое лицо, не являющееся ИП.

Проверку и определение критических факторов в рабочей зоне нужно осуществлять не реже 1 раза за 5 лет. Процедура проводится по утверждённой Минтрудом методике от января 2014 года.

При осуществлении СОУТ учитываются не только принятые нормативы для определённого трудового места, но и фактические показатели.

В каких ситуациях проведение спецоценки может состояться чаще 1 раза за 5 лет:

  • Введение новых трудовых мест;
  • Обнаружение нарушений;
  • Смена оборудования;
  • Смена защитных средств;
  • Видоизменения технологического процесса;
  • Смена составляющих сырья;
  • ЧП на трудовом месте;
  • Обнаружение профессионального заболевания;
  • Инициатива представительного органа работников.

Продолжая отвечать на главный вопрос статьи «СОУТ специальная оценка условий труда — что это такое?» необходимо рассказать про некоторую специфику проведения спецоценки.

Для профессий, которые не попадают в общепринятые рамки и стандарты, предусмотрены особые нюансы спецоценки. К таким категориям относятся работники творческих профессий, водолазы, исполнители кессонных работ, некоторые категории медицинских работников.

Сотрудники творческой сферы подвергаются таким опасностям и неудобствам: нестабильное освещение, давление на ЦНС и психику, чрезмерно громкий шум, неудобные костюмы и грим, взаимодействие с реквизитом и аппаратурой. Вычисление вреда и/или опасности проводится специалистами непосредственно во время выступлений, репетиций, записей или трансляций.

На деятельность водолазов и исполнителей кессонных работ влияет целый комплекс дополнительных обстоятельств. Долгое пребывание в глубоких водах вызывает проблемы с дыханием, кислородное голодание, болезни слуха, перенапряжение мышц, общее переохлаждение, заболевания нервной системы, психологические проблемы.

На особых условиях оценивается ряд рабочих мест медицинских работников: выездная «скорая» помощь, операционные, реанимации, палаты интенсивной терапии. Оценочный измерительный прибор может оказать влияние на работу некоторых видов медицинского оборудования. В ряде медицинских помещений необходимо поддерживать стерильность. Нет возможности проводить оценку при пациентах – то есть объективно оценить трудовое место.

Выгода от СОУТ – что это такое?

Чем более вредные и/или опасные условия деятельности на предприятии, тем более высокий дополнительный тариф должен уплачивать наниматель в ПФР/ФСС. Если условия деятельности безопасные и безвредные, то дополнительный тариф не взимается. Расходы на спецоценку можно возмещать из ФСС РФ. В случае опасных или вредных условий, зарплатную надбавку, стоимость добавочного отпуска и возмещение за переработку можно списывать на себестоимость.

В вышеизложенной статье мы доступным языком постарались ответить на вопрос: «СОУТ специальная оценка условий труда – что это такое?». Помните, что избегание проведения спецоценки засчитывается в качестве административного правонарушения и накладывает ответственность. Для должностных лиц предусмотрены штраф или дисквалификация, для юридических лиц и ИП – штраф или приостановление деятельности.

sout-kazan.ru

Что такое специальная оценка условий труда? Это… Закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Проведение специальной оценки трудовых условий является важнейшим принципом функционирования любого предприятия. В этой статье будет рассказано о порядке осуществления контрольно-оценочных работ на промышленных объектах.

Специальная оценка условий труда: что это такое?

Оцениванием трудовых условий именуется комплекс специальных мероприятий, направленных на качественную идентификацию опасных и вредных факторов производства и трудового процесса. По итогу проверки может оказаться, что имеющиеся на производственном объекте условия труда не соответствуют установленным правительством нормативам. В этом случае представители проверяемой организации будут должны реализовать определенный ряд мер, направленных на устранение вредных производственных факторов.

По итогу проверки предприятиям присваиваются специальные классы или подклассы, благодаря которым можно определить степень несоответствия условий труда установленным нормативам.

Правовая основа

Представленный процесс должен регулироваться законодательно. Самый важный нормативный акт, который стоило бы здесь выделить, — это 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Предметом регулирования данного законопроекта являются отношения, возникающие между представителями проверяемой организации и непосредственно самими экспертами, осуществляющими контрольно-оценочную деятельность. Представленным федеральным законом определяются организационные основы прав, ответственности и обязанностей участников оценивания.

Стоит отметить, что ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» — это далеко не единственный нормативный акт, закрепляющий условия и принципы функционирования оценочных работ на том или ином предприятии. Существует еще российский Трудовой кодекс, а также отдельные нормативные акты локального уровня.

Отдельно необходимо выделить важную норму, закрепленную в статье № 2 Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Здесь указан принцип приоритета международного права перед национальным. Рассматриваемый нормативный акт, таким образом, должен соответствовать еще и международным нормам.

О полномочиях и обязанностях работодателей и работников

В рассматриваемом законопроекте закрепляются правила поведения для работодателей и работников в тех случаях, когда их организация подвергается оценочной экспертизе. Вот какими правами обладают работодатели:

  • возможность проводить внеплановые процедуры оценивания условий труда;
  • право требовать от инстанции, которая осуществляет проверку, обоснования результатов оценивания;
  • право требовать документы, подтверждающие статус контрольно-оценочной организации;
  • возможность обжаловать результаты проверки.

А какими обязанностями обладает работодатель? Закон гласит о необходимости предупреждать работников о проведении оценивания условий труда, а также о реализации мер, направленных на улучшение существующих условий.

Сам работник также обладает определенными правами. Здесь стоит выделить возможность присутствовать при проведении проверок, право на обращения к работодателю или эксперту, проводящему оценивание, а также возможность обжаловать результаты контрольно-оценочной деятельности. Работник обладает, помимо всего прочего, одной очень важной обязанностью. Речь идет о необходимости знакомиться с результатами оценивания трудовых условий.

О полномочиях и обязанностях контрольно-оценочных организаций

Какими правами и обязанностями наделена инстанция, осуществляющая специальное оценивание трудовых условий? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 6 рассматриваемого нормативного акта. Так, организация имеет право:

  • на отказ осуществлять свою профессиональную деятельность, если при ее проведении возникает угроза жизни и здоровью;
  • на обжалование предписаний исполнительных органов власти, уполномоченных в сфере государственного надзора.

А какими обязанностями обладает представленная организация? Здесь стоит отметить:

  • предоставление по требованию работодателя итогов оценочных работ;
  • качественное применение специальных измерительных средств;
  • предоставление работодателю отказа в проведении проверки, если последний не передал всю необходимую документацию.

И все же, что это такое — специальная оценка условий труда? Несложно догадаться, что это совокупность большого количества обязанностей как одних участников рассматриваемых правоотношений, так и других.

О подготовке к проведению специальной оценки условий труда

Оценивание трудовых условий — процесс, на самом деле, очень сложный и весьма продолжительный. Именно поэтому на его подготовку может уходить большое количество сил и времени. Но как спланировать все таким образом, чтобы контрольно-оценочные работы прошли быстро и эффективно? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 9 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Работодатель должен сформировать комиссию. График ее работы, стоимость проведения работ — все эти и многие другие моменты фиксируются в договоре. Комиссией руководит либо сам работодатель, либо его представитель. Составляется список рабочих мест, подлежащих проверке и оцениванию. Как только такой перечень будет готов, появится возможность приступать к работе.

О проведении специального оценивания

Что еще можно сказать о специальной оценке условий труда? Что это такое и как данный процесс функционирует? Статья 8 рассматриваемого нормативного акта гласит, что все обязанности по финансированию и организации оценивания возлагаются на работодателя. Весь процесс должен строго соответствовать установленным в законах нормам и не реже, чем один раз в пять лет. Для чего выходит соответствующий приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец см. ниже на фото).

Как уже было сказано, основной целью рассматриваемого процесса является идентификация опасных и вредных факторов производственного характера. При достижении этой цели важно учитывать:

  • результаты ранее проведенных проверок;
  • качество оборудования на производстве;
  • предложения, жалобы и пожелания работников организации, в отношении которой проводится контрольно-оценочная деятельность;
  • частота случаев травматизма на проверяемом предприятии;

ФЗ «О специальной оценке условий труда» гласит, что по итогу проведения проверки должен быть составлен специальный документ с результатами оценивания. Что с этим документом следует делать?

О применении результатов оценки

Статья 7 рассматриваемого нормативного акта гласит, что результаты специальной оценки условий труда должны применяться для следующих типов деятельности:

  • осуществление контрольных функций за состоянием трудовых условий;
  • информирование трудящихся лиц о возможных рисках;
  • планирование и качественная реализация мероприятий, целью которых является улучшение трудовых условий;
  • расчет дополнительных страховых тарифов;
  • подготовка статистических данных;
  • привлечение медицинских работников для решения проблем у заболевших от условий труда работников;
  • анализ и урегулирование разногласий, которые связаны с безопасностью трудовых условий и т. д.

Результатом проведения оценивания условий труда может также стать составление специальной классификации. Именно об этом и будет рассказано далее.

О классификации трудовых условий

Статья 14 ФЗ «О специальной оценке условий труда» закрепляет основные виды классов и подклассов, которые могут присваиваться предприятиям по итогам контрольно-оценочных работ. Всего существует четыре класса.

Четвертый класс включает в себя условия труда с очень высоким уровнем опасности. Особенностью этой группы является наличие факторов, способных угрожать жизни работника.

Третий класс присваивается предприятиям, вредные условия труда на котором могут угрожать организму и, соответственно, здоровью работника. Здесь имеются 4 степени, они же подклассы третьего класса. Первая степень касается предприятий с трудящимися лицами, которые более суток не могут восстановиться после рабочей смены. Вторая степень присваивается организациям, если у работающих там лиц имеются легкие профессиональные заболевания. Третья и четвертая степень касаются, соответственно, опасных для трудоспособности профессиональных заболеваний.

Второй класс является самым распространенным среди промышленных предприятий. Характеризует он условий труда, при которых человек может восстановиться менее чем за сутки. Первый же класс присваивается предприятиям с полным отсутствием вредных трудовых условий, либо с ничтожным их количеством.

Государственная информационная система оценивания

Специальная оценка условий труда организации не проходит бесконтрольно. Согласно статье 18 рассматриваемого нормативного акта, существует специальная система информационного учета сведений об участниках контрольно-оценочной деятельности.

Так, в отношении работодателя и его организации в системе должна быть указана следующая информация:
  • наименование лица;
  • место нахождения, ИНН, номер гос. регистрации, код по классификатору типов экономической деятельности;
  • количество рабочих мест;
  • распределение классов и подклассов условий труда;
  • информация об изменении специальной оценки трудовых условий, если проводились повторные контрольные мероприятия.

Должны быть указаны сведения и о рабочем месте. Так, в информационной базе хранятся данные:

  • о числе трудящихся лиц;
  • о распределении классов;
  • о коде работников и об их ИНН;
  • об основаниях для формирования прав работников и т. д.

Оператором информационной системы является российское правительство.

Кто проводит оценку?

Организации, имеющие специальное удостоверение на проведение оценочной деятельности того или иного предприятия, должны быть внесены в государственный реестр соответствующих инстанций, а сведения о них обязаны передаваться в информационную систему, о которой было рассказано выше.

Как ни сложно догадаться, оценочные функции осуществляют специально уполномоченные эксперты. Это физические лица, прошедшие аттестацию и имеющие сертификат на право выполнения работ. Требования к экспертам довольно простые:

  • наличие высшего образования;
  • наличие практического опыта.

Все эксперты обладают независимостью. Надо сказать, это важнейший принцип всей контрольно-оценочной деятельности. Именно о нем и будет рассказано далее.

О принципе независимости

Что это такое — специальная оценка условий труда? Это, в первую очередь, независимый и очень сложный процесс, контролировать который может только государство. В чем заключается независимость контрольно-оценочных инстанций? Закон гласит, что процедуры оценивания условий труда не могут осуществляться следующими лицами и органами:

  • должностные лица исполнительной власти;
  • учредители и работодатели самой проверяемой организации;
  • эксперты, являющиеся близкими родственниками учредителей и работодателей проверяемой организации.

Несложно догадаться, что принцип независимости сформирован законом для предупреждения возможных коррупционных преступлений.

Как известно, любые проявления коррупции, тем более во время осуществления столь важных процессов, могут повлечь за собой ухудшение трудовых условий. Ухудшение же условий труда с высокой долей вероятности повлечет за собой человеческие жертвы.

О государственном контроле и экспертизе оценочных работ

Исполнительный орган власти федерального уровня должен контролировать соблюдение требований рассматриваемого законопроекта. Специальные инспекции труда, создаваемые государственными инстанциями, должны периодически проверять организации, которые осуществляют оценочные работы.

Отдельно стоит выделить проведение специальной экспертизы, которая проводится исполнительными властными органами. Контрольно-оценочные организации, не удовлетворяющие требования экспертизы, могут лишиться специальной лицензии на осуществление трудовой деятельности.

fb.ru

Специальная оценка условий труда


СОУТ или специальная оценка условий труда – это единый комплекс процедур, выполняемых последовательно и направленных на выявление и оценку уровня влияния опасных и вредных факторов производственной среды в ходе трудового процесса на сотрудников. Данная процедура вводится уже с 1 января 2014 г. и нацелена на урегулирование системы предоставления гарантий и льгот, а также на повышение ответственности работодателей перед персонала.

Работодатели, не сделавшие рабочие места сотрудников безопасными, обязаны будут выплачивать в Пенсионный фонд высокий страховой взнос, одновременно предоставлять работникам компенсации. Высокая тарифная ставка за трудовую деятельность во вредных условиях будет около 4% страховых взносов. В зависимости от показателей условий труда и определяются тарифы, соответственно, чем они лучше, тем тариф ниже. При обеспечении безопасных условий можно избежать дополнительных выплат.

В случае бездействия работодателей в системе назначения штрафных санкций намечаются видоизменения, т.е. вводится дифференциация правонарушений закона о труде. Это относится нарушению охраны труда, не обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, нарушению процедуры или не проведению СОУТ, отсутствию медосмотров. Отныне инспектор по труду, который обнаружит ошибку работодателя, из-за которой пока еще не произошли несчастные случаи, может наложить на работодателя административный штраф либо вынести предупреждение.

В первую очередь в проведении процедуры СОУТ, внимание будет уделено рабочим местам, связанным с опасными и вредными факторами. Учитывая показали результатов АРМ (аттестации рабочих мест), число рабочих мест, связанных с неблагоприятными факторами, существенно возросло и составляет около 32% от всего количества работающего населения.

В Министерстве труда не исключают, что с введением СОУТ этот показатель некоторое время может увеличиваться, однако картина в целом станет более объективной. На основе предложения замещении рабочих мест, связанных с вредными и опасными факторами лежит спецоценка условий труда. Она направлена на экономическое стимулирование работодателей к оздоровлению условий труда, обеспечению охраны труда на таких рабочих местах.

Специалисты предполагают, что введение СОУТ может вдвое снизить нагрузку на бизнес, за счет чего работодатели получат возможность спокойно вкладывать свои финансовые средства на усовершенствование условий труда, а не на проведение АРМ в каждые пять лет, даже тогда, когда рабочее место в этом совсем не нуждается. А о том, нужно ли провести проверку рабочего места, может определить специально созданная комиссия по специальной оценке условий труда.

vsout.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *