Понятие и система ограничений прав и свобод человека и гражданина
В российском законодательстве ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования других впервые рассматривается в Соборном уложении 1649 г. Первое подобное ограничение появилось в 1679 г. Это ограничение заключалось в запрете дарения родовых и выслуженных вотчин, если у дарителей есть дети и внуки. В этом же году появилось дополнительное ограничение, которое предусматривало запрет завещания родовых и выслуженных вотчин посторонним лицам при наличии у завещателя детей и других родственников.Между тем в международно-правовых документах нет единого толкования понятия «ограничения права». Так, во Всеобщей декларации прав человека (п. 2. ст. 29), Пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4), Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (ст. 24) используется термин «ограничения», в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 4) — «отступление государств от своих обязательств»; в Американской конвенции о правах человека (ст. 27) — «приостановление гарантий», а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используются на равных основаниях два термина — «ограничения» (ст. 9 — 11, 18) и отступление от своих обязательств» (ст. 15).
Существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям — государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.
Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения нрав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации».
ВИДЫ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, — это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.
В современной науке конституционные ограничения прав и свобод классифицируются по следующим основаниям:
В зависимости от сферы ограничения прав и свобод выделяют ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).
Однако следует помнить, что среди прав есть такие, которые вообще не должны ограничиваться. Это абсолютные или основные права. Основные права не создаются государством, не нуждаются в его признании, не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи индивидууму как таковому. Они охраняют свободу не только от незаконного, но и законного государственного принуждения.
В зависимости от времени действия — на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа.
В зависимости от сферы действия — на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права — неприкосновенности жилища).
С учетом пределов использования — на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные.
По содержанию — на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.).
По способам осуществления — запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности.
studfiles.net
32. Ограничение прав и свобод личности. Правоведение. Шпаргалка
Статья 56 Конституции РФ допускает в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом установление отдельных ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.
Цель ограничения прав и свобод: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.
Они должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую—либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения.
Федеральный конституционный закон «О военном положении» устанавливает правовое положение граждан в период действия военного положения. Граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено Федеральным конституционным законом. При этом они обязаны выполнять требования указанного Федерального конституционного закона «О военном положении», других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения. Также они обязаны:
1) выполнять требования органов государственно власти, военного управления и оказывать содействие таким органам и лицам;
2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления, в военные комиссариаты образований, на территориях которых указанные граждане проживают;
3) выполнять требования, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;
4) участвовать в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики;
5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.
Поделитесь на страничке Следующая глава >law.wikireading.ru
5. Гарантии прав и свобод личности. Ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности — государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства.
Виды политических прав человека и гражданина в России:
право на объединение; на проведение собраний, митингов и демонстраций; участвовать в управлении государством; избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления.
Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни.
Экономические, социальные и культурные права:
право частной собственности; на свободное предпринимательство; на труд; на отдых; на образование; на забастовку; на жилище; на медицинское обслуживание; на социальное обеспечение; на поддержку в старости; на участие в культурной жизни; на свободу творчества.
Конституционные обязанности человека и гражданина
Обязанности — меры должного поведения человека в обществе.
1. Соблюдать законность и дисциплину;
2. Соблюдать санитарные, противопожарные, экологические и иные установленные правила;
3. Платить законно установленные налоги и сборы;
4. Сохранять природу и окружающую среду;
5. Нести военную или альтернативную гражданскую службу;
6. Соблюдать специальные запреты и ограничения;
7. Уважать права и свободы других лиц;
8. Заботиться о памятниках истории и культуры;
9. Получить основное общее образование;
10. Заботиться о несовершеннолетних детях и нетрудоспособных родителях.
Гарантии прав и свобод – это защита прав и свобод человека и гражданина принудительной силой государства.
Виды гарантий: а) на социально-экономические; б) политические; в) юридические.
Социально-экономические гарантии — благоприятные условия жизни людей, способствующие пользованию правами и свободами:
Стабильная и эффективная работа промышленности, сельского хозяйства, устойчивая финансовая и денежная система, твердый курс рубля, своевременная выплата заработной платы, пенсий, пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан
Политические гарантии — развитость и способность политических институтов защищать интересы человека и гражданина.
Приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильная и устойчивая государственная власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ.
Юридические гарантии — правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод:
Механизм международной защиты, режим законности в стране; наличие эффективных правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих органов; высокая квалификация судей; высокий уровень юридической грамотности граждан.
В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека.
Права и свободы человека в РФ могут быть ограничены только в случаях:
— защиты: основ конституционного строя; нравственности; здоровья; прав и законных интересов других лиц;
— обеспечения: обороны страны; государственной безопасности.
Типичные формы ограничения прав и свобод:
Особый режим въезда в РФ и выезда из нее; ограничение свободы передвижения внутри страны; запрещение уличных шествий и демонстраций; ограничение свободы печати; введение комендантского часа; нарушение неприкосновенности жилища; аудиовизуальная слежка; прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспонденции; досмотр транспортных средств; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений; содержание под стражей.
В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
6. Президент Российской Федерации
Президентом России может быть гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается на срок 6 лет, нельзя занимать пост президента более двух сроков подряд.
Президент обладает неприкосновенностью.
Единственно возможная ответственность Президента — это отрешение его от должности (импичмент).
Основания отрешения от должности:
а) государственная измена; б) совершение тяжкого преступления.
В этом случае формирует обвинение нижняя палата парламента — Государственная Дума, а в качестве судебной палаты выступает Совет Федерации.
Президент избирается путем всеобщих прямых равных выборов при тайном голосовании. Порядок избрания Президента определен законом РФ «О выборах Президента РФ» от 25.05.1995г.
Президент РФ является:
Главой государства.
Гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны, должностным лицом, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.
Полномочия Президента РФ:
1) Представляет страну в международных переговорах и подписывает от имени страны международные договоры;
2) Ведает вопросами гражданства и помилования;
3) Присваивает государственные награды и почетные звания;
4) назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
5) назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
6) назначает федеральных судей;
7) назначает представителей Президента в субъектах РФ;
8) формирует и назначает членов Совета Безопасности РФ;
9) назначает высшее военное командование Вооруженных Сил РФ;
10) назначает Чрезвычайных и Полномочных Послов РФ.
11) Представляет для назначения в ГД кандидатуру на пост Председателя Центрального Банка, а в СФ — кандидатуры Генерального Прокурора РФ и Судей Высших федеральных судов (КС, ВС, ВАС).
12) Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;
13) формирует военную доктрину страны;
14) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
15) подписывает и обнародует федеральные законы;
studfiles.net
Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина — Гражданское право — Каталог статей
Е.Галл
Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина
Конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, установление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не исключает возможности их правомерного ограничения.
Такие ограничения объективно обусловлены тем, что человек живет в обществе и свобода личности проявляется во взаимодействии его с отдельными индивидуумами, с общественными образованиями. Осуществляя свои права и свободы, человек не должен нарушать прав и свобод других лиц. Поэтому свобода, права индивида не могут быть абсолютными, ничем не ограниченными. Каждый имеет обязанности перед другими людьми, перед обществом, государством. Б. Н. Чичерин отмечал, что «без этих ограничений общежитие невозможно. В какой мере они устанавливаются – это зависит от местных и временных условий».
Прежде чем дать понятие ограничению прав человека и гражданина, необходимо определить, что понимают под правами человека. «Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».
Права человека в Российской Федерации закреплены главой 2 Конституции. Контроль над соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.
Права и свободы человека и гражданина – это система стабильных, в определенной мере даже традиционных, благ и социальных ценностей, представляющих собою объект правовых притязаний главных участников общественных отношений – человека и гражданина.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, – это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.
В учебной литературе по теории государства и права нет единого толкования понятия «ограничение прав». Само понятие и характеристика ограничения прав и свобод человека и гражданина исследуются в общем, концептуальном плане. При этом акцент делается на понятие этих прав и свобод, структуру правового статуса человека и гражданина, на роль государства в восстановлении нарушенных прав человека и в лучшем случае на основаниях ограничения прав и свобод человека и гражданина в обществе. Иными словами, данной, как показывает практика, острой и болезненной проблеме, уделяется непропорционально мало внимания.
Следовательно, рассмотрение классификации конституционных ограничений прав и свобод играет важную роль в определении данного юридического термина и в упорядочении самих ограничений.
А. В. Малько определяет правовое ограничение как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающего условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите, как исключения определенных возможностей в деятельности лиц».
Известный теоретик права Е.А. Лукашева в книге «Права человека», лишь в связи с правовым статусом человека и гражданина касается общих аспектов оснований ограничения рассматриваемых прав и свобод. Причем, она не дает собственного определения ограничения прав и свобод человека и гражданина; а говорит, что «пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможностью ограничения, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности».
С.С. Алексеев, обобщая последние исследования по правам человека и гражданина в теории права, тоже прямо не определяет, что такое ограничение прав и свобод человека и гражданина на современном этапе. В то же время он размышляет о правах человека как о явлении глобального порядка и в этом контексте говорит о «необходимости строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина в демократическом обществе, устранении возникающих нарушений, коллизий и т.д.». Он говорит о равенстве людей в социальном государстве, то есть о равенстве всех перед законом и судом и о равенстве в стартовых позициях в социально-экономической жизни.
Ограничение основных прав выступает фундаментальной категорией конституционного статуса личности. В частности, тесная взаимосвязь с принципами конституционного статуса личности (например, сочетания свободы и ответственности, прав и обязанностей) предполагает то, что ограничение основных прав пронизывает иные элементы конституционного статуса личности. Без ограничений основные права не могут быть реализованы на практике. Фактически, ограничения служат базой для познания отдельных основных прав. Прежде всего, это касается основных личных и политических прав, которые выполняют функцию защиты свободы от посягательств со стороны государства. Категория «ограничение» выражается также в правосубъектности, гражданстве, гарантиях, которые являются условиями реализации прав, обязанностей и предопределяют тот или иной их объем.
В Конституции РФ целями ограничений прав человека являются:
• защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
• обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Учитывая, что решение задачи обеспечения разумного и соразмерного ограничения прав и свобод тесно связано с установлением баланса между свободой личности и общественной безопасностью, в научной литературе высказываются соображения о том, что ограничения прав и свобод граждан могут допускаться как в целях защиты конституционного строя и обеспечения безопасности государства (в условиях режима чрезвычайного и военного положения), так и в связи с защитой прав и свобод других лиц и обеспечением безопасности граждан (в случаях предотвращения последствий экологического бедствия, распространения опасных заболеваний и т.д.).
Таким образом, главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и т. д. Ограничением правовыми средствами свободы одного лица (по приговору суда), защищаются такие первичные ценности человека (и общества в целом), которые являются приоритетными в данной ситуации.
Исходя из следующих принципиальных позиций, целесообразно определить критерии ограничения прав человека:
1) форма правомерного ограничения прав человека – федеральный закон;
2) цель ограничения прав человека – установление баланса интересов индивидуумов и общества в целом;
3) суть правомерного ограничения – это не умаление, не дискриминация, не нарушение прав и свобод, а это уменьшение объема предоставляемых прав и свобод.
4) критерий ограничения прав человека – крайняя необходимость, при соблюдении следующих условий: наличие реального или возможного вреда государственным и общественным интересам; невозможность защиты правоохраняемых благ иными способами;
4) общий характер ограничений – их действие распространяется на каждого, они не носят персонифицированной направленности;
5) соблюдение общепризнанных международных норм и принципов — ограничения прав человека не должны нарушать обязательства Российской Федерации по международному праву;
6) разумная достаточность мер государственного ограничения прав — ограничения могут осуществляться только в той степени, в какой это требуется, однако не допускается ограничение фундаментальных прав и свобод человека и дискриминация на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения;
Однако, в тексте Конституции РФ есть положения, которые являются не вполне корректными с точки зрения и формальной, и содержательно-правовой логики построения нормативного материала. Научное исследование конституционно-правовых положений нацелено на оценку качества соответствующего нормативного материала, выявление причин его несовершенства и разработку подходов к преодолению имеющихся недостатков в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.
Большую трудность вызывает тот факт, что термином «ограничение прав и свобод» в Конституции РФ обозначены разные понятия. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 55 «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». А согласно ч. 1 ст. 56 в «условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия». То есть, в первом случае говорится о том, что в условиях нормального режима правовой регуляции федеральный закон может ограничивать любые права и свободы без указания времени действия таких ограничений, а во втором случае отдельные ограничения прав и свобод допускаются лишь в условиях чрезвычайного положения (введенного в соответствии с федеральным конституционным законом) лишь в заданных пределах и только на определенный срок. При этом, как следует из ч. 3 ст. 56, далеко не все права и свободы вообще подлежат какому-либо ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Судьи Конституционного Суда РФ, анализируя нормы Конституции РФ, содержащие термин «ограничение прав», также признают, что количество обозначаемых им понятий велико. Использование в нормативном акте одного и того же термина в разных смысловых значениях является дефектом юридической техники.
В современной науке конституционные ограничения прав и свобод классифицируются по следующим основаниям:
1. В зависимости от сферы ограничения прав и свобод выделяют ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).
При этом, следует помнить, что среди прав есть такие, которые вообще не должны ограничиваться. Это абсолютные или основные права. Основные права не создаются государством, не нуждаются в его признании, не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи индивидууму как таковому. Они охраняют свободу не только от незаконного, но и законного государственного принуждения.
2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа.
3. В зависимости от сферы действия – на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища).
Можно сказать, что понятие постоянных ограничений прав весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно, например, постоянными считались такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и данные ограничения отошли в историю, демонстрируя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.
Развитие человеческого общества представляет собой, как известно, очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д. Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых, организационных, экономических, материально-технических. Учитывая реалии современного мира, а также основные тенденции его развития, инструменты решения всех этих конфликтов должны носить сугубо законный и справедливый характер, то есть следует говорить об особом существовании и деятельности государственных и общественных органов и структур.
4. С учетом пределов использования – на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные.
5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.).
6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности.
Подводя итоги, следует отметить, что ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны российского государства предполагают решение следующих задач: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.
Отсюда следуют два принципиальных требования: ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они: 1) предусмотрены законом конкретного государства; 2) соответствуют нормам международного права; 3) при осуществлении прав и свобод человека и гражданина не нарушаются права и свободы других лиц.
Устанавливая принципы, цели и юридическую форму ограничений, т.е. основы ограничений прав и свобод, Конституция тем самым защищает человека и его права от произвольных действий со стороны государства, поскольку ограничивает государственную власть в возможности посягать на права и свободы личности, на сферу ее свободы. Для того чтобы законодательная власть не выходила за пределы полномочий, предоставленных ей Основным Законом, конституционные положения, санкционирующие ограничения прав личности, должны быть сформулированы и конкретизированы в текущем законодательстве с предельной четкостью и ясностью и в законах должно быть обязательно указано в каких целях, при каких обстоятельствах, в какой степени, в какой форме и каким органом власти допускается ограничение прав и свобод человека. Однако подобной ясности в законодательстве нет; нет также единого понимания и толкования конституционных основ ограничения прав и свобод.
Итак, ответ на вопрос о том, какие из ограничений конституционных прав и свобод допустимы, являлся и остается предметом острых дискуссий, как среди представителей юридической науки, так и специалистов в области политики и экономики. Однако решать данный вопрос необходимо очень осторожно, поскольку любое изменение конституционного текста чревато многими политическими последствиями, в том числе и на международном уровне.
Галл Елена — студентка юридического факультета НОУ ВПО «Московская гуманитарно-техническая академия». Научный руководитель – заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент Прокопович Г.А.
Чичерин Б. Н. Философия права. – СПб. 1998. – С. 79.
Большая российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2000. – С. 49.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. –Саратов, 1994. – С. 112.
vuzirossii.ru
Ограничение прав и свобод человека и гражданина
Нет конкретного перечня, какие существуют ограничения свободы человека в обществе. Условно их можно поделить на две категории: первая — моральные и этические ограничения, вторая – ограничения, связанные с защитой суверенитета государства. Если бы не было ограничений, то общество давно бы пришло в упадок. Потребности социума растут, значит необходимо и увеличение запретов. Согласно Конституции, все равны перед законом, а, следовательно, нет разграничений и привилегий по социальным группам.
Определение ограничения прав и свобод гражданина
Каждый источник по-своему трактует, что именно понимается под ограничениями. Но, ни один из источников, ни в коем случае не должен противоречить Конституции РФ. Федеральный закон четко прописывает, какие ограничения прав и свобод граждан существуют в обществе. Во-первых, деятельность общества не должна посягать на основы конституционного строя. Во-вторых, должны защищаться нравственные и законные интересы общества и государства в целом. В-третьих, должна обеспечиваться оборона страны. Иными словами, гражданин может делать все, только не в угоду обществу и государству.
Как не нарушить права и свободы общества?
Чтобы ответить на этот вопрос, и подробнее разобраться, какие существуют ограничения свободы человека в обществе, стоит оглянуться вокруг. В дневное время можно беспрепятственно слушать дома громкую музыку, и за это не последует никаких санкций. Но уже ночью, этого сделать не удастся, так как большинство людей спят, и этим можно нарушить их право на отдых. Уклонение от армии, это тоже нарушение прав. Но они принесут вред не только обществу, но и государству в целом. Потому что одной из целей общества является оборона страны. Все ограничения носят в полнее адекватный характер. Если изучить какие существуют ограничения свободы человека в обществе в других странах, они могут повергнуть в шок. Например, во Флориде незамужняя девушка не имеет права прыгнуть с парашютом, а француз не сможет назвать свою свинью Наполеоном. В Британии беременная женщина может беспрепятственно требовать шлем у полицейского, если ей понадобится справить нужду.
Несоблюдение ограничения человека в обществе
К сожалению, часто бывает так, что именно государство нарушает наши права. Например, полиция незаконно удерживает невиновного в участке, тем самым нарушая его право на свободу передвижения. Или журналисты выкладывают в сеть скандальную информацию о звездах и остаются безнаказанными. Можно привести еще кучу примеров. А чтобы знать, какие существуют ограничения свободы человека в обществе, и не нарушить их следует изучать законы.
yur-gazeta.ru