16. Ограничение прав на землю
Конституция РФ (ст. 9, 36) установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Объект права собственности на землю – земельный участок (часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке).
Содержание права собственности на землю. Собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Владение земельным участком означает обладание им как своим.
Пользование земельным участком представляет собой возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т. п. Собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд как поверхность земельного участка, ее почвенный покров, так и имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, закрытые водоемы. При этом участок должен использоваться в соответствии с целевым назначением, в зависимости от категории земель и разрешенного использования. Собственник участка обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.
Распоряжение участком представляет собой возможность для собственника определять его юридическую судьбу. Собственник вправе отчуждать земельный участок в собственность иным лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т. д.), а также передавать права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т. д.
Основания возникновения и прекращения права собственности на земельные участки. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Право собственности на земельные участки возникает с момента государственной регистрации.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего участка другим лицам, отказе собственника от права собственности, в силу принудительного изъятия.
Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Государственная собственность на землю.
Муниципальная собственность на землю.
Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.
Права собственника от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют уполномоченные органы в пределах их компетенции.
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральными законами. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков, причем перечень их не является исчерпывающим.
Предусмотрены, в частности, следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения в случаях, установленных федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Указанные ограничения прав могут быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков (возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями) могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничением является установление особых условий использования участков в зонах, где запрещаются определенные виды деятельности.
Права на земельный участок иногда могут предоставляться с определенными условиями. Земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть выделен на определенном праве (собственность, аренда и др.) с условием совершения определенных действий. Например, освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги в определенные установленные сроки.
studfiles.net
Основания для ограничения прав на землю в 2019 году, право пользования землей, установление собственности, судебная практика
5113Введение
Вся территория России разделена по правообладанию между государством, организациями и обычными гражданами. Распределение земельных участков и их охрана находятся в ведении федеральных и региональных органов власти. Юридические и физические лица обладают определенными территориями на праве собственности, ограниченного владения или аренды.
Ограничение прав на землю возникает на основании федеральных законов, постановлений правительства и указов региональных властей. Основной регулирующий данную отрасль норматив – ФЗ № 136 «Земельный кодекс РФ» от 25.10.01 г.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Права на землю, которые могут быть ограничены
На основании земельного кодекса право пользования землей может быть ограничено для физических и юридических лиц, являющихся подданными иностранного государства. Такие лица не могут обладать территориями, которые расположены в приграничных и особо охраняемых зонах.
Ограничения при использовании земли могут возникнуть, если поблизости расположен промышленный объект специального назначения (ГРЭС, АЭС, химпроизводство). Для собственников прилегающих участков недвижимости вводятся ограничения при использовании территорий. При этом порядок владения устанавливается постановлениями правительства и указами региональных властей.
Для земель охраняемых природных заповедников и участков, занятых предметами исторической ценности, возникает определенное ограничение на владение. Эти территории могут быть использованы только в рамках культурных, туристических и исследовательских мероприятий.
Права ограниченного пользования на рассматриваемые участки устанавливаются на неопределенное время или конкретный срок. Во время длительности этого периода владелец земли может меняться, но запрет на некоторые виды деятельности передается. При бессрочном сроке ограничений в правоустанавливающем документе на землю (договорах дарения, мены, купли-продажи) перечень налагаемых запретов оговорен отдельным пунктом.
Основания для ограничения прав на земельный участок
Возможность для наложения запрета на некоторые виды деятельности на определенной территории рассматривается ЗК РФ и иными законами. Согласно этим нормативам существуют следующие основания ограничения прав на землю:
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
- Защита природоохранных зон от возможного пагубного воздействия. Сохранение плодородного слоя земли и восстановление ее после эрозии или загрязнения.
- Сохранение исторического наследия России и народов, проживающих на ее территории. Мероприятия по защите и облагораживанию таких земель.
- Необходимость прокладки коммуникационных магистралей или путей сообщения (автомобильных, железнодорожных).
- Установка электровышек и рекламных транспарантов.
- Безопасное использование предприятий химической и ядерной промышленности.
- Реализация ремонтных работ на территории частной собственности с целью обслуживания коммуникационных магистралей и иных технических сооружений.
- Сохранение естественной среды обитания
- Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм при использовании земли и ее недр.
Решение по ограничению прав на землю принимается на основании ЗК РФ, актов региональных властей и органов самоуправления. Во исполнение указа владельцу участка направляется протокол решения. Если собственник рассматриваемой территории не согласен с постановлением органов власти – он может обжаловать требование в судебном порядке путем подачи соответствующего иска. Например, по поводу запрета на строительство недвижимости вблизи природоохранной зоны или технического сооружения.
После судебных разбирательств выносится компетентное решение, на основании которого определяется возможность применения или отклонения запрета на проведение определенной деятельности. Если будет признана правомерность ограничений на использование земли – судебный вердикт признается регулирующим документом. В случае неисполнения решения, у владельца прекращаются вещные права на участок, и территория изымается в пользу заинтересованной структуры.
Виды ограничений прав на земельный участок
Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ существуют следующие виды ограничений прав на определенную территорию:
- Передача полномочий муниципалитету для обслуживания магистралей и путей сообщения.
- Определение конкретного срока начала и окончания строительства объектов недвижимости.
- Установление периода освоения определенной территории.
- Допуск специалистов для исследовательских мероприятий.
- Наложение сервитута для организации прохода и проезда, если создание иного ближайшего пути невозможно.
- Запрет добычи ресурсов, в том числе животного и растительного происхождения в особо охраняемых местностях.
- Ограничение на оборот земельных ресурсов, которые находятся в частной собственности или во владении юридических лиц. При правопреемстве территория передается в ведение федерального или регионального органов власти.
- Ограничения по распоряжению государственными органами земель, которые переданы под развитие жилищной индустрии.
- Запрет для передачи во владение приграничных территорий иностранным компаниям и гражданам.
Иные виды ограничений могут устанавливаться компетентными органами и в судебном порядке.
Заключение
Запрет на осуществление определенной деятельности на конкретной территории может возникнуть в результате изыскательных мероприятий, охраны окружающей среды и иных причин. Главные особенности наложения ограничений:
- Запрет устанавливается пунктами федеральных законов, указов региональных властей или судебным решением.
- Обжаловать решение об ограничении можно в судебном порядке или вышестоящей инстанции в установленные законом сроки.
- В случае неисполнения законных требований владелец имущества, на которое наложен сервитут, может лишиться вещного права на рассматриваемую территорию.
- Срок запрета может быть ограничен по времени или быть установленным на неопределенный период. При правопреемстве ограничения сохраняются.
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по основаниям для ограничения прав на землю
Вопрос: Добрый день. Меня зовут Владислав. Могу ли я поставить бетонную клумбу на своем участке, чтобы проезжающие тут машины не гудели под окнами? На каком вообще основании посторонние лица пользуются моей территорией?
Ответ: Здравствуйте, Владислав. Согласно ЗК РФ и положениям судебной практики в случае, если имеется необходимость обеспечения прохода или проезда через определенный земельный участок, при отсутствии других вариантов на такой участок может быть наложен сервитут. Для наложения сервитута необходимо получить разрешение от местных властей. Если такое действие будет разрешено, в течение 10 дней после решения вам направляется соответствующее постановление. В случае неисполнения уведомления собственника о наложении определенного сервитута на участок – вы можете подать иск в суд. Если вы были уведомлены и поставили подпись – отменить ограничение будет весьма проблематично.
Список законов
Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
zk-expert.ru
Статья 56. Ограничение прав на землю
Статья 56. Ограничение прав на землю
1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
3. Понятие и основания ограничений прав на землю
- Внешнеторговые расчёты.
- Формы безналичных расчётов.
- Платежный оборот и безналичные расчёты.
- Организация денежного обращения.
- Возникновение денежного обращения.
- Субъективная социология Лаврова.
- Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
- Эволюционизм и первобытная культура.
- Источники предпринимательского права.
- Фотореклама в России в начале 20 века.
- Понятие и виды хозяйственных товариществ.
Главная » Земельное право. Учебник. 2010 год. » § 3. Понятие и основания ограничений прав на землю
§ 3. Понятие и основания ограничений прав на землю
Земельный кодекс РФ провозглашает принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Существование юридически значимых для всего общества интересов (публичных интересов) предполагает определенное вмешательство государства в процесс реализации частных интересов. Правовые нормы, устанавливаемые в отношении реализации публичных интересов, предоставляют государству и его органам правовые средства, необходимые для осуществления данных интересов. Публичные ограничения имущественных прав на землю — одно из таких правовых средств.
Конституция РФ в п. 3 ст. 55 предполагает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В теории земельного права разграничиваются понятия ограничений и обременений.
Под ограничениями понимается наличие установленных законом ущемлений, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на объект недвижимого имущества в интересах государства и общества. Ограничения не порождают самостоятельных прав. При этом ограничения не исключают отдельные правомочия из содержания права собственности, а уменьшают возможности собственника в осуществлении субъективного права. Они не могут выходить за пределы права собственности. Установление ограничений прав на землю не означает, что правообладатель полностью или в части лишается своих правомочий по владению, пользованию или распоряжению земельным участком.
Под обременениями понимается наличие дополнительных обязанностей по содержанию недвижимого имущества и пользованию им, установленных на взаимной основе, по соглашению сторон и иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Обременения характеризуются как результаты осуществления субъектом своих прав и обязанностей и заключаются в дополнительных взаимных обязанностях лиц. Таким образом, обременения основываются на воле субъекта, которую он закрепляет в форме различного вида сделок, устанавливающих, прекращающих, изменяющих права. Существенным признаком обременений также является взаимное ущемление прав участников.
В российском законодательстве предусмотрены две группы ограничений прав на землю.
Во-первых, это ограничения оборота земельных участков, содержание которых предполагает стеснение правообладателя в совершении действий, связанных с распоряжением земельным участком, а также ограничения субъектного состава имущественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.
Так, п. 4 ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, которые не могут быть предоставлены в частную собственность и быть объектами сделок (такие земельные участки называют «изъятыми из оборота»). В пункте 5 ст. 27 ЗК РФ указан перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральным законом (их называют «ограниченными в обороте»). Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, не предоставляются на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Во-вторых, это ограничения использования земельных участков, указанные в п. 2 ст. 56 ЗК РФ, а именно:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.
Данный перечень ограничений не является исчерпывающим. Некоторые из указанных ограничений предусмотрены другими статьями ЗК РФ, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.
Пунктом 3 ст. 56 ЗК РФ установлено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Это связано с тем, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.
Лекция, реферат. § 3. Понятие и основания ограничений прав на землю — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.Оглавление книги открыть закрыть
Об Авторах
« назад Оглавление вперед »
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
§ 1. Предмет земельного права
§ 2. Метод земельного права
§ 3. Система земельного права
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
§ 1. Понятие, правовое значение и классификация принципов земельного права
§ 2. Особенности реализации отраслевых принципов земельного права
Глава 3. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
§ 1. Понятие и общие положения о правоотношениях
§ 2. Земельные правоотношения
§ 3. Классификация земельных правоотношений
§ 4. Земельно-имущественные правоотношения
§ 5. Земельно-правовые нормы
§ 6. Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений
§ 7. Правовое регулирование земельных правоотношений
Раздел II. ЧАСТНОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Глава 4. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
§ 1. Общая характеристика права собственности на землю
§ 2. Государственная собственность на землю
§ 3. Разграничение государственной собственности на землю
§ 4. Муниципальная собственность на землю
§ 5. Частная собственность на землю
§ 6. Права и обязанности собственников земельных участков
Глава 5. ПРАВА НА ЗЕМЛЮ ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОБСТВЕННИКАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
§ 1. Понятие и общая характеристика ограниченных вещных прав на землю
§ 2. Право постоянного (бессрочного) пользования землей
§ 3. Право пожизненного наследуемого владения землей
§ 4. Право безвозмездного срочного пользования землей
§ 5. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
§ 6. Аренда земель
Глава 6. ЧАСТНОПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
§ 1. Оборотоспособность земельных участков и общая характеристика сделок с земельными участками
§ 2. Виды сделок с земельными участками
2.1. Купля-продажа земельных участков
2.2. Ипотека (залог) земельных участков
2.3. Аренда земельных участков
2.4. Переход прав на земельные участки по наследству
2.5. Дарение, мена и рента земельных участков
2.6. Внесение земельных участков в уставный капитал организации
2.7. Доверительное управление земельными участками
§ 3. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в собственности публичных образований, в условиях современной земельной реформы
3.1. Общие положения о приватизации земель
3.2. Порядок приватизации земельных участков
3.3. Особенности приобретения прав на земельные участки под объектами недвижимости
3.3.1. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на объект недвижимого имущества
3.3.2. Исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды под объектами недвижимости
3.4. Упрощенный порядок оформления земельных участков в собственность (
Глава 7. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
§ 1. Основания прекращения права собственности на землю
§ 2. Основания прекращения иных прав на землю
§ 3. Понятие и основания ограничений прав на землю
Раздел III. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Глава 8. ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие и органы публичного управления земельными ресурсами
§ 2. Понятие и виды функций управления земельными ресурсами
Глава 9. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
§ 1. Структура земельных ресурсов Российской Федерации
§ 2. Первичное установление категории земельного фонда
§ 3. Изменение целевого назначения земельных участков
§ 4. Изменение вида разрешенного использования земель
10. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ И СДЕЛОК С НИМИ
§ 1. Понятие и содержание землеустройства
1.2. Виды и содержание основных землеустроительных действий
1.2.1. Изучение состояния земель
1.2.2. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны
1.2.3. Описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства как основной вид землеустроительной деятельности
§ 2. Государственный контроль за проведением землеустройства
§ 3. Содержание и формы осуществления кадастрового учета
3.1. Общие положения о Государственном кадастре недвижимости
3.2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости
3.3. Порядок согласования местоположения границ земельных участков
3.4. Формы осуществления кадастровой деятельности
§ 4. Правовые условия образования земельных участков
§ 5. Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней
5.1. Общие положения
5.2. Порядок государственной регистрации прав на землю и сделок с ней
Глава 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ИНЫХ ЦЕЛЕЙ
§ 1. Предоставление земельных участков как функция государственного управления земельными ресурсами
§ 2. Правовой порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством
2.1. Общие положения о предоставлении земельных участков для строительства
2.2. Особенности предоставления земельных участков с предварительным согласованием места расположения объекта строительства
2.3. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
2.4. Организация и проведение торгов земельными участками в РФ
§ 3. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством
Глава 12. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ<br />ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 1. Правовой статус и содержание охраны земель
§ 2. Общие положения о земельном контроле
§ 3. Государственный земельный контроль
3.1. Органы, осуществляющие контроль, их функции и полномочия
3.2. Содержание и порядок проведения государственного земельного контроля
§ 4. Иные виды земельного контроля
§ 5. Мониторинг земель
Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§ 1. Платность использования земли как один из принципов земельного законодательства
§ 2. Формы платы за землю
2.1. Порядок исчисления и уплаты земельного налога
2.2. Льготы по уплате земельного налога
2.3. Особенности исчисления и уплаты налога на земельные участки под жилыми домами
2.4. Арендная плата за землю
§ 3. Кадастровая и рыночная стоимость земельных участков. Нормативная цена земли
§ 4. Льготный порядок выкупа земельных участков
14. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
§ 1. Понятие и задачи ответственности за земельные правонарушения
§ 2. Виды ответственности за нарушение земельного законодательства
2.1. Уголовная ответственность
2.2. Административная ответственность
2.3. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность
2.4. Дисциплинарная ответственность
2.5. Принудительное изъятие земельного участка как вид юридической ответственности за земельные правонарушения
Раздел IV. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ
Глава 15. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
§ 1. Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения как объекта земельных отношений
§ 2. Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
§ 3. Реорганизация отношений в сфере владения и пользования землями сельскохозяйственного назначения
§ 4. Субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения
§ 5. Правовой режим земель коммерческих сельскохозяйственных организаций и предприятий
5.1. Право землевладения и землепользования хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов
5.2. Право землевладения и землепользования унитарных хозяйственных предприятий
§ 6. Право землевладения и землепользования некоммерческих юридических лиц
§ 7. Право землевладения и землепользования граждан на землях сельскохозяйственного назначения
7.1. Правовой режим земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
7.2. Правовой режим земель, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства
7.3. Правовой режим земель, предоставленных для садоводства, огородничества и дачного строительства
7.4. Правовое регулирование отношений, объектом которых являются земельные доли
§ 8. Прекращение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения
§ 9. Особенности изменения правового режима земель сельскохозяйственного назначения
Глава 16. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
§ 1. Общая характеристика земель населенных пунктов и их правового режима
§ 2. Состав градостроительной документации
§ 3. Правовой режим пригородных зон
§ 4. Особенности изменения правового режима земель населенных пунктов
Глава 17. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ И ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
§ 1. Общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения
§ 2. Правовой режим земель обрабатывающей промышленности
§ 3. Право недропользования и правовой режим земель добывающей промышленности
§ 4. Правовой режим земель железнодорожного транспорта
§ 5. Правовой режим земель автомобильного транспорта
§ 6. Правовой режим земель водного транспорта
§ 7. Правовой режим земель воздушного транспорта
§ 8. Правовой режим земель трубопроводного транспорта
§ 9. Правовой режим земель, предоставляемых под высоковольтные электрические линии и линии связи
§ 10. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны, безопасности и иного специального назначения
§ 11. Особенности изменения правового режима земель промышленности и иного специального назначения
Глава 18. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА
§ 1. Общая характеристика правового режима земель водного фонда
§ 2. Государственное управление землями водного фонда
§ 3. Правовая охрана водных объектов
§ 4. Особенности изменения правового режима земель водного фонда
19. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
§ 1. Понятие и общая характеристика лесного фонда и земель лесного фонда
§ 2. Государственное управление в сфере лесного фонда и земель лесного фонда
§ 3. Особенности изменения правового режима земель лесного фонда
20. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
§ 1. Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов
§ 2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
§ 3. Правовой режим земель природоохранного назначения
§ 4. Правовой режим земель рекреационного назначения
§ 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения
§ 6. Правовой режим особо ценных земель
§ 7. Особенности изменения правового режима земель особо охраняемых территорий
21. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА
§ 1. Земли запаса как самостоятельная целевая категория земельного фонда страны
§ 2. Современное правовое положение земель запаса
§ 3. Особенности изменения правового режима земель запаса
§ 2. Основания прекращения иных прав на землю « | » Раздел III. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
referatwork.ru
Прекращение и ограничение прав на земельный участок в 2019 году, основания, добровольный отказ, переоформление прав, ограничение прав на землю
1192Основания прекращения права собственности на земельный участок
Наряду с предоставлением законных прав гражданам в виде частной собственности и в рамках землепользования, законом предусмотрены ситуации, в которых происходит их прекращение или ограничение. Основания для данной процедуры прописаны в ст. 44 Земельного кодекса РФ.
Прекращение права собственности на земельный участок может возникнуть в следующих ситуациях:
- в результате отчуждения надела самим собственником распоряжение третьего лица;
- в случае отказа собственника от своих прав в добровольном порядке;
- по причине изъятия земли у владельца в принудительном порядке, на основании положений федерального законодательства.
В первом случае владелец массива передает права на землю в законном порядке и у третьего лица они появляются только после регистрации сделки в Росреестре. Основания прекращения права собственности на земельный участок – это, такие процедуры, как купля-продажа, мена, дарение.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Отказ от земли предусмотрен ст. 53 ЗК РФ. По указанным нормам, владелец участка имеет право добровольно выполнить отказ от своего надела лишь в законном порядке, а именно, путем предоставления официального заявления в Росреестр, который и регистрировал право собственности. Посмотреть и скачать можно здесь: [Форма заявления об отказе от права собственности на земельный участок]. Гражданин прекращает распоряжаться землей с момента регистрации данной заявки. Права на территорию переходят муниципалитету.
В случае изъятия в принудительном порядке, права распоряжения землей прекращаются при наличии судебного решения или на основании закона. К таким ситуациям относятся: обращение взыскания на имущество должника, изъятие (выкуп) земель для нужд государства или муниципалитета, изъятие участка, который эксплуатируется с нарушением законодательных норм, конфискация, национализация, реквизиция. Основанием может стать также использование земельного участка вразрез с его целевым назначением.
Права собственника прекращаются с момента отчуждения земельного массива и возникают у участника правоотношений в сфере землепользования в зависимости от ситуации: государство, муниципалитет, пострадавшее лицо (банк, истец).
Порядок прекращения прав на земельный участок
Для каждой ситуации предусмотрен определенный порядок прекращения прав на пользование землей. К примеру, при добровольном отказе от земли гражданин самостоятельно подает заявление в Росреестр. При переоформлении прав, полномочия переходят к третьему лицу на основании какой-либо договоренности. В связи с принудительным изъятием территории порядок устанавливается следующий:
- В процессе наблюдения за эксплуатацией земельного надела, административные органы выявляют факт нарушения правил и норм законодательства.
- По факту случившегося владелец получает уведомление о необходимости устранения проблемы.
- Если ненадлежащая эксплуатация продолжается, то на собственника накладывается штраф и гражданину направляется предупреждение об устранении допущенных нарушений и дальнейшей их ликвидации в оговоренные сроки.
- Если нарушение не устранено, то администрация вправе подать заявление в суд о прекращении прав гражданина на территорию.
- По решению суда, собственник теряет свои права на землю, с условием возмещения нанесенного ущерба.
- В случае несогласия, гражданин вправе обжаловать судебное решение в вышестоящих инстанциях.
Данная процедура может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от конкретной ситуации. После изъятия земельный участок может быть продан с торгов.
Список документов
Конкретная ситуация определяет и перечень документов, требующихся для прекращения прав собственности. Если гражданин отказывается от площади в добровольном порядке, то весь пакет он собирает самостоятельно, а если это происходит в принудительном порядке, то бумаги готовит административный орган.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Для прекращения прав на земельный участок могут потребоваться следующие документы:
- паспорт собственника и его личные данные;
- техническая документация на землю: кадастровый паспорт, справка из БТИ (если на территории имеются постройки), подтверждение из налоговой инспекции и коммунальных служб об отсутствии задолженностей;
- правоудостоверяющие документы на землю;
- правоустанавливающие документы на землю;
- соглашение о проведении сделки (купли-продажи, мены), если речь идет о добровольной передаче земли;
- постановление административного органа об изъятии площади;
- судебное решение.
Последствия прекращения прав на землю
Прекращению прав собственника земельного массива, влечет за собой утрату возможности:
- эксплуатировать землю по своему желанию и извлекать из нее выгоду;
- использовать землю как залог или объект правовых сделок;
- передавать ее в аренду, по наследству или устанавливать сервитут;
- возводить на земельной территории разного рода постройки.
Если права гражданина прекращены незаконно или при данной процедуре были нарушены отдельные нормы законодательства, пользователь имеет право обратиться с исковым заявлением в суд и требовать восстановления своих прав.
Основаниями для восстановления прав могут стать:
- нарушения интересов собственника;
- несоблюдение норм закона и порядка выполнения процедуры изъятия;
- извещение гражданина о случившемся не должным образом;
- некорректное оформление необходимой документации или отсутствие отдельных бумаг;
- совершение юридических действий недееспособным лицом (если речь идет о передаче прав третьим лицам).
Каждое из оснований должно быть доказано официальными документами, свидетельскими показаниями, медицинскими заключениями и справками. Иск необходимо подать до истечения срока исковой давности.
Ограничение прав на землю
Согласно ст. 56 ЗК РФ, ограничение прав на землю устанавливается в бессрочном порядке или на конкретный период. Во втором случае это выполняется при наличии соответствующих нормативных актов. Иногда такое ограничение производится при наличии решения суда или необходимости организации охраны данной площади.
При переходе прав на территорию к третьему лицу правовой режим земельного участка сохраняется. Каждый из запретов регистрируется в обязательном порядке. Лица, чьи права на эксплуатацию массива были ограничены, вправе оспорить такое положение вещей в суде соответствующей юрисдикции.
Само понятие ограничения подразумевает наложение запретительных мер, на определенные права собственника территории.
Законом устанавливаются следующие виды ограничений:
- Эксплуатация земли в особых условиях. К таковым относятся охранные и санитарно-защитные территории.
- Использование земель представляющих собой особенную культурную ценность, археологические объекты, пути миграции животных, природные и заповедные зоны.
- Пользование землями государственной или муниципальной собственности на условиях начала и окончания возведения строительных объектов, а также при освоении земли в рамках назначенных сроков согласно официальному проекту.
- Другие ограничения, которые не противоречат нормам закона.
Пример по прекращению и ограничению права на земельный участок
Андрей Петров несколько лет назад получил в администрации поселения земельный массив. По общей характеристике надела в отношении площади был определен правовой режим использования территории только под организацию сада или огорода.
Петров вместо этого построил на территории дачный домик и стал использовать землю с этой целью. В процессе административного надзора данный факт был выяснен и мужчина получил уведомление об имеющемся нарушении, а также с указанием сроков, за которые площадь следует вернуть в первоначальный вид.
Мужчина никаких действий не предпринял, и тогда администрация обратилась в суд с заявлением об изъятии надела. Судья удовлетворил требования истца и Петрову было выслано уведомление о данном факте. В свою очередь, мужчина попытался оспорить вынесенное решение, однако, не смог убедить суд и земельный участок был изъят из его собственности.
Заключение
В итоге следует сделать несколько выводов:
- Прекращение законных прав на территорию может произойти в ряде случаев, добровольно или принудительно.
- Для совершения такого действия требуются законные основания.
- Процедура прекращения прав осуществляется в порядке, определенном Земельным кодексом и с соблюдением прав и интересов граждан.
- Права владельцев надела могут быть частично или полностью ограниченны. Ограничение прав собственности также должно иметь законные основания.
- Утрата прав на земельный участок может иметь серьезные последствия для гражданина.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению и ограничению права на земельный участок
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Людмила и я оформила земельный участок по праву постоянного бессрочного пользования, находящийся на балансе города для того, чтобы в дальнейшем построить на нем дом. Обратилась в специальную фирму, где мне разработали проект будущей постройки, и я утвердила его в администрации.
Через некоторое время обстоятельства сложились таким образом, что у меня изменилась финансовая ситуация и пока я не могу оплатить стоимость стройматериалов и работ. Срок, который отведен для строительства дома и указан в проекте заканчивается весной следующего года. Подскажите, может ли администрация забрать у меня землю?
Ответ: Здравствуйте, Людмила. В связи с тем, что вы не укладываетесь в заявленные сроки, административный орган имеет полное право установить ограничение права собственности на землю согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ, однако, это совсем не значит, что участок у вас изымут. Вы сможете спокойно построить свой дом, как только у вас появятся средства, однако, не сможете эксплуатировать площадь, по полному усмотрению и в зависимости от того, какое ограничение будет наложено администрацией.
Список законов
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов:
Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
zk-expert.ru
7. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
§ 1. Основания прекращения права собственности на землю
Земельное законодательство устанавливает следующий перечень оснований прекращения права собственности на землю:
1) отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам;
2) отказ собственника от права собственности на земельный участок;
3) принудительное изъятие земельного участка у собственника.
Таким образом, основания прекращения права собственности на землю можно разделить на добровольные и принудительные.
1. Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам.
Конституция РФ устанавливает право каждого распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.
читать далее
§ 2. Основания прекращения иных прав на землю
Право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками и право аренды могут быть прекращены при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельными участками осуществляется на основании решений о прекращении прав на землю. Указанные вторичные права на землю прекращаются при:
1) использовании земельного участка не по целевому назначению категории земель;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
— отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
— нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
— систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
— систематическое невнесение земельного налога;
4) неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
6) реквизиции земельного участка.
Решение о прекращении прав на землю может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.
Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть прекращены посредством отказа от них.
читать далее
§ 3. Понятие и основания ограничений прав на землю
Земельный кодекс РФ провозглашает принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Существование юридически значимых для всего общества интересов (публичных интересов) предполагает определенное вмешательство государства в процесс реализации частных интересов. Правовые нормы, устанавливаемые в отношении реализации публичных интересов, предоставляют государству и его органам правовые средства, необходимые для осуществления данных интересов. Публичные ограничения имущественных прав на землю — одно из таких правовых средств.
Конституция РФ в п.
читать далее
referatwork.ru
Ограничения и отягощения прав на землю
1. Понятие ограничений и отягощений прав на землю
Законодательство часто не различает терминов «ограничение» и «отягощение», иногда они употребляются как синонимы (см., в част, гл.18 ЗКУ «Ограничение прав на землю», где фактически речь идет об ограничениях и отягощениях). Различные взгляды по поводу содержания и соотношения упомянутых понятий существуют и в специальной литературе.
Гражданское законодательство употребляет термин «отягощение» и даже предлагает его определение. Согласно ст.2 ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», «отягощение — запрет распоряжаться и/или пользоваться недвижимым имуществом, который установлен или законом, или актами уполномоченных на это органов государственной власти, их должностных лиц или который возникает на основании договоров». Очевидно, запрет совершения определенного правомочия может рассматриваться как ограничение права.
Термин «отягощение» относительно движимого имущества определяется как «право обременителя на движимое имущество должника или ограничение права должника или обременителя на движимое имущество, которое возникает на основании закона, договора, решения суда или из других действий физических и юридических лиц, с которыми закон связывает возникновение прав и обязанностей в отношении движимого имущества»(ч.1 ст.3 ЗУ «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации отягощений»).
ЗУ «О Государственном земельном кадастре» и ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» установили отличный порядок регистрации «ограничений» и «отягощений»: отягощение прав на земельные участки (кроме отягощений, непосредственно установленных законом) подлежат государственной регистрации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (ч.3 ст.111 ЗКУ, ст.4 и др. ЗУ «О государственной регистрации вещных вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений»), в то время как ограничения в использовании земель подлежат государственной регистрации в государственном земельном кадастре (ч.ч. 3, 4 ст. 111 ЗКУ), с такой регистрацией связывается их сила, за исключением случаев, когда ограничение установлено «законом и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами» (ч.4. 111 ЗКУ).
На первый взгляд, разграничению «ограничений» и «отягощений» должно служить вмещения исчерпывающего перечня «ограничений» в ч. 2 ст.111 ЗКУ:
«а) условия начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;
б) запрета на проведение отдельных видов деятельности;
в) запрета на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта;
г) условия осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;
ґ) условия соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ;
д) условия предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке.»
Впрочем, попытка разграничения «ограничений» и «отягощений», как представляется, оказалась неудачной. По крайней мере часть из приведенных «ограничений» на самом деле составляет содержание земельных сервитутов, которые ст.4 ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» прямо отнесены к «отягощений» прав на землю. Одновременная их классификация как «ограничений» может породить только лишние проблемы на практике. На наш взгляд, для возникновения таких «ограничений-отягощений» вполне достаточно их регистрации как «отягощений» согласно ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», дополнительная регистрация как «ограничений» в Государственном земельном кадастре не соответствует их природе и является лишней.
Справка, выданная органом земельных ресурсов, об имеющихся ограничениях (отягощениях) (цифровую копию см. на сайте www.amm.org.ua) Справка содержит формулировку «сервитутные ограничения (отягощения) — ЛЭП 0,4 кВ», что свидетельствует о непонимании природы земельного сервитута, с одной стороны, и ограничений прав на земельный участок, которые вытекают из факта наличия на ней ЛЭП, с другой. Причиной такого положение является прежде всего использование в работе органов земельных ресурсов т.н. «Украинского классификатора ограничений прав собственности на землю и использования земельных участков» |
|
«План ограничений и сервитутов земельного участка» (цифровую копию см. на сайте www.amm.org.ua) Из содержания видно, что понятие «сервитут», «охранная зона», «санитарно-защитная зона» рассматриваются исполнителем технической документации по землеустройству как синонимы |
В правовой доктрине существует подход, согласно которому отягощениями являются любые права на земельные участки вещного характера, кроме права собственности, тогда как ограничение — это сужение границ субъективного права, не вытекает из вещного права другого лица. Именно с такого подхода, отмечая его условность, при изложении материала данной темы будем выходить и мы.
Следует обратить внимание, что правила об ограничении прав на землю составляют значительную часть земельно-правового регулирования. Наличие значительного количества ограничений прав на землю обусловлено спецификой земли как объекта права.
Еще римскому праву были известны ограничения права собственности на земельные участки, в том числе такие, которые вытекали из прав других лиц. Так, право собственности на публичные дороги ограничивалось правом всех и каждого передвигаться по ним, перемещать грузы и скот (Дигесты Юстиниана). Собственники частных дорог также в определенных случаях должны были предоставлять их «для всех и каждого». Аналогичный режим распространялся на реки.
Собственник здания должен был оставлять вокруг него свободное пространство в 2,5 фута шириной для предотвращения пожаров (фрагмент 5 титула 13 книги 47 Дигест). Существовали правила формы зданий, устанавливалась обязанность поддержания их в приличном и исправном виде (фрагменты 46 и 58 титула 2 книги 39 Дигест).
www.amm.org.ua