90 определений понятия Менеджмент | Библиотека студента
Библиотека студента
1. Менеджмент — управление социально-экономическими системами, в том числе — производственными.
2. Менеджмент – наука об управлении организацией (социальной системой, где главную роль играют люди).
3. Менеджмент — Учение о достижении целей руками других людей.
4. Менеджмент — Система управления организацией.
5. Менеджмент — Управление людьми, нацеленное на решение стоящих перед компанией задач.
6. Менеджмент — профессиональное управление коллективами работников (персоналом).
7. Менеджмент — система управления брендами.
Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.
8. Менеджмент — вид деятельности по руководству людьми для достижения определенной цели при использовании труда интеллекта и мотивации поведения людей, с учетом определения их деятельности.
10. Менеджмент — вид деятельности превращающий неорганизованную толпу в эффективную, производительную и целенаправленную группу.
11. Менеджмент — это искусство получения работы, сделанной посредством других.
12. Менеджмент — это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм.
13. Менеджмент — это отрасль управленческой деятельности.
14. Менеджмент — Стадия управленческого процесса с использованием достижений науки
управления.
15. Менеджмент — Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств научного управления.
16. Менеджмент — это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с
целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного
потенциала данного социального объединения.
17. Менеджмент — это процесс управления производством и производственным персоналом.
18. Менеджмент — это совокупность мер по управлению предприятием.
19. Менеджмент – это деятельность менеджеров различных уровней, или manage – это управление.
20. Менеджмент — это искусство и наука управления в общем, он имеет как научную, так и прикладную, практическую сторону.
21. Менеджмент – универсальный вид человеческой деятельности, поскольку направленное на достижение целей руководство использованием ресурсов и стремление к высокой производительности имеют место в любой коммерческой и некоммерческой организации.
23. Менеджмент – способ, манера обращения с людьми.
24. Менеджмент — особого рода умения и административные навыки.
25. Менеджмент – административная единица.
26. Менеджмент – орган управления.
27. Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей
28. Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм
29. Менеджмент – власть и искусство управления.
30. Менеджмент – искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.
31. Менеджмент – интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
32. Менеджмент – искусство управления, которое базируется на том, что организация — это сложное социально — технические системы.
33. Менеджмент – совокупность лиц, идентифицируемых с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
34. Менеджмент – феномен, интегрирующий в себе управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей управленческой инфраструктуры в различных масштабах.
35. Менеджмент – особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов.
36. Менеджмент
37. Менеджмент — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
38. Менеджмент — умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
39. Менеджмент — организация воздействий, направленных на достижение целей.
40. Менеджмент — сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.
41. Менеджмент — как наука изучает все процессы, происходящие на предприятии, а также законы, закономерности в деятельности предприятий.
42. Менеджмент — это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия .
43. Менеджмент — это особый класс руководителей в индустриальном обществе .
44. Менеджмент — управление как творческая деятельность .
45. Менеджмент — это высшее руководство .
46. Менеджмент — это особый орган предприятия .
47. Менеджмент — дисциплина, изучающая процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров.
48. Менеджмент — непосредственно процесс управления.
49. Менеджмент — аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.
50. Менеджмент — орган предприятия задачей которого является поддержание устойчивого функционирования организации.
51.
52. Менеджмент — управление, ориентированное на успех .
53. Менеджмент — деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую.
54. Менеджмент — система руководства предприятием с целью получения социально-экономической прибыли в рамках законодательства.
55. Менеджмент — это воздействие управляющей системы(субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.
56. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
57. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности в который входит изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование.
58. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности в который входит производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью.
59. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности в который входит управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
60. Менеджмент — наука об умении достигать поставленных целей.
61. Менеджмент — науку и искусство побеждать.
62. Менеджмент — это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
64. Менеджмент — вид деятельности с помощью которого можно научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность товара.
65. Менеджмент — орган управления первичной задачей которого является принятие решений.
66. Менеджмент — управленческая деятельность, охватывающая прогнозирование, организацию,
управление, координацию и контроль.
67. Менеджмент — это искусство руководить и достигать желаемого.
68. Менеджмент — это современная система управления, которая более полноценно отвечает функционированию социально-экономических систем в условиях рыночных отношений.
69. Менеджмент — это управление, но управление в условиях и на основе такого инструмента, как рынок.
70. Менеджмент — это синтез науки, искусства и опыта.
71. Менеджмент — это самостоятельная междисциплинарная отрасль знаний, требующая вдумчивого освоения .
72. Менеджмент — это «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», управленческое искусство.
73. Менеджмент — это синтез науки (теории, концепции, принципы) и искусства (опыт и навыки).
74. Менеджмент — сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.
75. Менеджмент — совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности .
76. Менеджмент
77. Менеджмент — процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации .
78. Менеджмент — это управление производством или коммерцией.
79. Менеджмент — это процесс, при котором субъект управления координирует все процессы, происходящие внутри организации, и добивается целей, поставленных перед собой, с помощью использования различных ресурсов (человеческий ресурс, оборотный капитал, технология, информация).
80. Менеджмент — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
81. Менеджмент — как собирательное от слова «менеджер» это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
82. Менеджмент — специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.
83. Менеджмент — область знаний, как наука представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
84. Менеджмент — как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.
85. Менеджмент — искусство управления, которое базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды.
86. Менеджмент — спец. орган, который призван условия, для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок.
87. Менеджмент — процесс управления, направленный на постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций на предприятии не только в настоящем, но и в будущем.
88. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей.
89. Менеджмент — процесс сочетания ресурсов для достижения поставленной цели.
90. Менеджмент — это собирательное понятие, обозначающее менеджеров одной организации.
2009-03-08 23:29:08 Учебники — вернуться к списку
www.studd.ru
Определение понятия «менеджмент»
Понятие «менеджмент», как и определение любой другой сферы человеческой деятельности, охватывающей обширные области применения, многогранно и имеет большое количество толкований.
Существует множество определений понятия «менеджмент». Каждый автор научных трудов, учебников и даже простой студент, обучающийся по данной специальности, формулирует собственное определение, которое основано на жизненном и трудовом опыте. При дальнейшем ознакомлении с этим справочником вы встретите разные вариации определения понятия «менеджмент», которые даже в какой-то мере могут (и будут) противоречить друг другу. Это объясняется объективно существующими различиями применения принципов, методов и подходов к управлению в разнообразных видах деятельности.
На наш взгляд, общее определение менеджмента таково: это сознательное и управляемое объединение усилий и действий различных людей, сведенное в одну систему, которое позволяет достигать заранее определенных целей путем решения и выполнения разнообразных задач.
Менеджмент как понятие это:
- вид трудовой деятельности, последовательное исполнение определенных действий, направленных на достижение конкретных целей;
- сам по себе процесс управления, выполнение определенных функций, включающий в себя прогнозирование, планирование, координацию, осуществление контрольных функций, анализ, стимулирование деятельности;
- орган управления какой-либо организацией, объединения, группы людей, территориальной единицы и т.д., т.е., структура, которая осуществляет целенаправленные действия по управлению определенным объектом;
- научная дисциплина, предметом которой выступает процесс управления людьми другими людьми;
- учебная дисциплина, изучающая все процессы управления.
Взгляды на управление (а соответственно, и толкование функций, целей, задач, стоящих перед менеджером) значительно менялись с течением времени.
Развитие общественных отношений, технологий производства, совершенствование технологий связи и обработки информации и другие факторы развития человечества влияли на понимание того, что собой представляет менеджмент как вид деятельности.
Научные подходы к менеджменту
В основе любых теорий и научных подходов к менеджменту всегда лежат три основополагающих явления:
- цели и задачи,
- человек как субъект и объект управления,
- сам по себе процесс управленческой деятельности.
В первоначальных теориях и учениях об управлении, которые заложили основы современных представлений о менеджменте, какое-либо из этих явлений являлось доминирующим, и вся концепция выстраивалась с упором на него.
В процессе развития управленческой науки, с формированием значительной практической и теоретической базы, все большее развитие стал получать синтетический подход, для которого характерно объединение этих и других явлений в органичное целое.
Следует также отметить, что не существует единого, общепризнанного, всеобъемлющего, являющегося стандартом определения понятия «менеджмент». Каждый автор учебников, научных трудов, практикующие менеджеры по-своему истолковывают это понятие.
Кроме того, в литературе можно встретить рассуждения о различии понятий «менеджмент» и «управление». Основная масса авторов считают эти понятия идентичными, но существует и другая точка зрения.
Она сводится к тому, что менеджмент – это частный случай более общего понятия «управление», что менеджмент как процесс управления применим лишь к чему-то, что обладает волей и разумом. Объектом управления (в значении «менеджмент»), согласно этим взглядам, может быть:
- конкретный человек;
- коллектив – то есть некоторая общность людей, объединенная по признаку единства вида деятельности;
- социум – большая устойчивая социальная общность, связанная единой экономической и культурной жизнью.
spravochnick.ru
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?
Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А Менеджмент / Пер. с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. — СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.Существует множество определений менеджмента. Нормативное, т. е. обязательное для применения, определение менеджмента отсут- ствует.
Чтобы узнать, насколько различаются взгляды на менеджмент как понятие, приведем несколько определений разных авторов из разных источников.
Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.:
Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 446.
Менеджмент (англ. management — управление, заведование, организация) — управление производством; совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики.
Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. С. 469.
Менеджмент (англ. management) управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. редактор В. И. Данилов-Данильян. М.: Большая Российская энциклопедия: ИНФРА-М, 2003. С. 289.
Менеджмент — способ организации совместной трудовой деятельности людей.
Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебн.-справ. пособие. — СПб.: Специальная литература, 1995.
Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.
Менеджмент — процесс управления организацией (искусство и спо-
соб руководства).
Абчук В. Д. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Союз, 2002.
Менеджмент — это управление организацией в условиях рыночной экономики. Управление — воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.
Дафт Р. Л. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2002. С. 802.
Менеджмент — эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.
Приведенные выше определения английского термина «менеджмент» по времени относятся к рубежу XX и XXI вв. В России существует мнение, что нет смысла использовать англоязычный термин взамен русского слова «управление». К сожалению, с этим мнением нельзя согласиться. Дело в том, что в науке существует такое понятие, как эпонимия. Это означает, что новому понятию или явлению присваивается имя того, кто впервые его определил или заметил, внес наиболее весомый вклад в его изучение, добился наибольших успехов в решении связанных с ним задач или проблем. С этой позиции следует считать справедливым, что англоязычное «менеджмент» используется во всех языках мира. Это означает только одно: наибольших успехов в менеджменте достигли англоязычные нации. Американские и английские исследователи являются признанными «законодателями моды» в области менеджмента, а остальные, как правило, заимствуют, адаптируют и развивают их идеи применительно к собственным национальным условиям. Хотя у истоков менеджмента наряду с англичанином (а точнее — шотландцем) Адамом Смитом стоят француз Анри Файоль, немец Макс Вебер.
В Советском Союзе термин «менеджмент» считался буржуазным и по идеологическим соображениям не использовался применительно
к отечественной практике. Отголоски такого подхода видны в опре-дслениях Нового иллюстрированного энциклопедического словаря (см.) и В. А. Абчука (см.): в обоих случаях упоминается принадлежность понятия «менеджмент» к условиям рыночной (альтернативной Командной, плановой, социалистической) экономики. Получается, что в «нерыночной экономике» менеджмента попросту нет, а есть что-то другое. А именно: управление социалистическим производством. Так, в учебнике «Теория управления социалистическим производством» приводится следующее определение: «Под управлением социалистическим общественным производством понимается процесс воздействия на коллективы трудящихся, использующих средства производства, принадлежащие обществу, для изготовления продукции и оказания услуг в целях создания благоприятных условий для повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся» (Теория управления социалистическим производством: Учебник для студентов инж.-экон. спец. вузов / Под ред. О. В. Козловой. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 1983. С. 26).
Поскольку определение понятия «менеджмент» является делом сложным и неблагодарным, некоторые авторы «толстых» учебников вообще не дают никакого определения этому понятию. Например, хорошо известный учебник М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» (М.: Дело, 2005) на с. 41 приводит определение не менеджмента, а управления: «Управление — это процесс планирования, организаций, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».
В условиях, когда общепринятое определение понятия отсутствует, формирование собственного определения этого понятия можно считать вполне правомерным. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет имеет давние традиции преподавания менеджмента, сложившуюся научную школу и систему взглядов на менеджмент. Поэтому собственное определение этого важного понятия является вполне правомерным. Учебное пособие «Общий менеджмент» (Дайджест учебного курса) / Под ред. А. К. Казанцева. — М.: ИНФРА-М, 2001) дает следующее определение: «Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов» (с. 7).
Это определение рекомендуется к использованию автором данного учебного пособия (А. Н. Цветков).
Вперед >Содержание
uchebnik-online.com
2. Сравнительная характеристика понятий «управление» и «менеджмент»
Буквальный перевод слова «менеджмент» (англ.) означает управление. Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организационных структур и т. д. Однако их содержание и степень использования в централизованно планируемой и рыночной экономиках различно (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика понятий «управление» и «менеджмент»
Признаки | Управление (в плановой экономике) | Менеджмент (в рыночной экономике) |
1. Объем понятия | Управление процессами в обществе, в технике, в природе | Менеджмент — управление фирмами (предприятиями организациями) |
2. Регулятор производства | План | Рынок |
3. Функции органов управления вышестоящих организаций | Контрольно-распределительные | Регулирующие и консультативные |
4. Использование методов | Преимущественно административные | Экономические, социально-психологические. административные |
5. Собственность | Государственная | Многообразие форм собственности |
6. Критерий оценки управленческих решений | Социальный эффект | Экономическая целесообразность |
7. Интерес предприятия | Выполнение плана | Получение прибыли |
8. Элементы механизма функционирования предприятия | Соревнования и гласность | Конкуренция и коммерческая тайна |
Э. Тип руководителей | Авторитарный | Демократический |
10. Принцип управления | Централизация | Децентрализация |
11. Человеческий фактор | Инициатива «наказуема» | Активизация человеческого фактора |
Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике продиктовано рядом причин. В частности, этим подчеркивается продвижение отечественной экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при общении с зарубежными партнерами, поскольку «менеджмент» — слово интернациональное. С учетом изложенного вполне правомерно употребление понятия «управление» в современных условиях, имея в виду его «рыночное» смысловое содержание.
Необходимо отметить, что ряд приведенных признаков на различных этапах социалистического хозяйствования проявляли себя по-разному, в том числе положительно (например, гласность, соревновательность, человеческий фактор).Но особенно яркие негативные черты они приобрели в семидесятые — восьмидесятые годы прошедшего столетия, в так называемый «застойный» период.
3. Методологические основы менеджмента
В менеджменте различают:
методы управления;
методы науки управления.
Под методами управления понимаются способы решения практических управленческих задач.
Методы науки управления — это способы решения проблем управления.
Совокупность методов, изучающих многообразные проблемы менеджмента, составляют его методологическую основу.
В менеджменте следует также учитывать различия в понятиях:
Научное управление содержит качественную оценку состояния управления в конкретном предприятии, которая отражает степень соблюдения руководителями в практической работе требований экономических законов, принципов менеджмента и существующих научных рекомендаций.
Научные основы управления — это система научных знаний, составляющих теоретическую основу управления. Она включает: собственно теорию управления (функции, методы, принципы, структуры) и отдельные разделы других наук (психологии, права, статистики, экономики, социологии, информатики, этики, математики). Поэтому менеджмент характеризуется еще каккомплексная наука, возникшая на стыке различных областей научных знаний. Выделяют также в менеджменте понятиеискусства управления, что означает высокую степень мастерства, достигнутого в практической управленческой деятельности за счет приобретения опыта и теоретических знаний.
Основополагающим методом менеджмента является диалектический, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.
В рамках данного метода используются методы научного познания: наблюдение, сравнение, индукция, дедукция, эксперимент и др. Значительную роль играют методы наук, составляющих научные основы управления: экономические, психологические, социальные, правовые.
Важное место в управлении отводится программно-целевому методу, который используется для решения глобальных проблем межотраслевого и долговременного характера. В зависимости от используемых методов и обстоятельств в практическом менеджменте выделяют такие его виды, как управление по целям, опережающее управление, стратегическое управление, ситуационное управление, контроллинг.
studfiles.net
Термины основ менеджмента
АВТОРИТАРИЗМ — управленческий режим, власть, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе. Признаки авторитаризма: централизация власти; безапелляционный командный метод руководства; безусловное повиновение руководителю. Это проявляетсяв принуждениик исполнению воли руководства.
АВТОРИТЕТ — общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, организация в силу определенных качеств и заслуг. А. менеджера является непременным условием эффективного управления. А. завоевывается честным, инициативным и ответственным отношением к своим обязанностям, требовательным и внимательным отношением к каждому члену коллектива, высокой профессиональной компетентностью.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО — это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
БАНКРОТСТВО — установленная в судебном порядке финансовая несостоятельность предприятия, т. е. его неспособность удовлетворить в установленные сроки предъявленные к немусо стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.
ВЛАСТЬ — это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо,чем-либо, оказывать влияние на поведение других людей. Власть может относиться к индивиду, группе и организациив целом. Выделяют следующие виды власти: власть, основанная на принуждении,на вознаграждении, законная (традиционная), экспертная и власть примера.
ВЛИЯНИЕ — способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов. Имеются две формы В., которые могут побудить исполнителя к активномусотрудничеству,— убеждение и участие.Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения. Участие — это привлечение работников к управлению.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ — включает компоненты макросреды и микросреды организации, оказывающие соответственно косвенное и прямое влияние на организацию, определяя ее устойчивость, эффективность и конкурентоспособность.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ — то, чем организация располагает, ее рыночный потенциал, который позволяет ей функционировать (портфель заказов, организационная структура, финансы, производство, научно-исследовательские и про- ектно-конструкторские подразделения). Менеджмент организации воздействует на B.C., изменяя структуру, маркетинговую и ценовую политику и другое, для достижения своих целей.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — определенный тип взаимодействия между двумя субъектами, один из которых (орган государственного управления или местного самоуправления, уполномоченная им организация) находится в позиции субъекта регулирования, а второй (экономика государства, хозяйствующий субъект или объединение таковых, определенный процесс) —в позиции объекта регулирования. Оно должно осуществляться специфическими, преимущественно экономическими, методами, исключать вмешательство в хозяйственную деятельность организаций.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ — это передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Одновременно с задачей (деятельностью) для ее выполнения должна также делегироваться необходимая компетенция в специальной сфере (функциональная) и полномочия.При этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которая не может быть делегирована.
ДЕЛОВЫЕ СОВЕЩАНИЯ (ЗАСЕДАНИЯ) — это форма совместного обсуждения производственных, коммерческих, управленческих и иных вопросов, обмена информацией, анализа ситуации, а также способ выработки и принятия управленческих решений. Они играют весьма важную роль в управленческой деятельности, отличаются значительным разнообразием по целям и формам.
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ — построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, плана, программы, в которой выделены: главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и т. д. уровней («ветви дерева»).
ЕДИНОНАЧАЛИЕ — форма организации управления, при которой во главе органа управления (его структурного подразделения) учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать в пределах своей компетенции юридически обязательные решения. Е. создает возможность более оперативного принятия решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в данном органе, организации, учреждении.
ИЕРАРХИЯ УПРАВЛЕНИЯ — один из главных принципов управления сложными, разнообразными и взаимосвязанными процессами. Она характеризуется уровнями управления, число которых тем больше, чем крупнее система. Система управления каждого уровня является объектом управления для более высокого уровня. В общем случае И.У. предполагает определенную автономию управления на каждом уровне. Иерархия отражает со- подчиненность подсистем управления в сложной системе управления.
ИМИДЖ — 1. Образ делового человека, устойчивое представление об отличительных характеристиках его, складывающиеся у окружающих, репутация его. 2. Образ фирмы, товара, услуги, обеспечивающий положение их на рынкеи верность потребителя фирменной марке.
ИНТРАПРЕНЕРСТВО — это предпринимательство, осуществляемое внутри существующей организации (внутреннее предпринимательство). Состоит в том, что в организации создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей, выделяются ресурсы на их реализацию, оказывается помощь в реализации этих идей на практике.Цель интрапренерства — повышение эффективности деятельности организации.
КОЛЛЕКТИВ НЕФОРМАЛЬНЫЙ — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Эти цели являются причиной существования неформальных организаций. Причем в крупной организации существует не одна,а несколько неформальных организаций.
КОЛЛЕКТИВ ТРУДОВОЙ — объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Они взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других лиц и одновременно находится под их влиянием. Трудовые коллективы создает руководство, когда осуществляет разделение труда для организации производственного, торгового или иного процесса. Это объединение обладает организационным единством и связано общими целями. Управление должно основываться на единой воле, что обеспечивается наличием руководителя, избранного или назначенного собственником имущества.
КОМПАНИЯ (англ. company от фр. compagnie) — объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для проведения экономической (производственной, торговой) деятельности. Под К. понимают объединения товарищества, хозяйственные общества, фирмы, корпорации, имеющие разные организационно-правовые формы. К. имеет статус юридического лица, может действовать на принципах партнерства, корпорации и других.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ — соединение участников определенного коммуникационного процесса с помощью соответствующих информационных потоков.
КОНКУРЕНЦИЯ — это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке товаров и услуг.Она является эффективным координатором экономической деятельности. Она оказывает положительное влияние практически на все стороны деятельности организации.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ — способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли либо к фирмам, выпускающим аналогичные товары (услуги).
КОНТРОЛЬ — функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, заданий, управленческих решений. Он включает наблюдение за течением процессов в объекте управления, сравнивание контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программыих причиныи характера.Объектом К. являются процессы, происходящие в управляемом объекте. Существует две основные формы К.— промежуточный и окончательный.
КОНФЛИКТ — это противоречие между двумя и более сторонами, т. е. конкретными лицами или группами, когда каждая сторона делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Определяют следующие типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между группой и личностью.
КООРДИНАЦИЯ — одна из функций управления, реализация которой состоит в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды, в обеспечении согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, взаимодействия между подсистемами, в обеспечении единства и согласования всех функций управления.
ЛИДЕРСТВО — специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленныйна побуждение людей к достижениюобщих целей.
ЛИДЕР — это член коллектива, инициатор и организатор его действий, который психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей.При этом лидер обладает четким видением будущего и путей движения к нему.Он не командует,а ведетза собой остальных, а те выступают по отношению к немуне подчиненными,а последователями.
МЕНЕДЖЕР — человек, занимающий управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т. д.), решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функции.
МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management —управление, заведование, организация) — 1. Практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли. 2. Теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления. 3. В современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.
МЕНЕДЖМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ — комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствиис предыдущими стадиями жизненного цикла.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ — это способы воздействия управляющей подсистемы — субъекта управления на управляемуюподсистему — объект управления для достижения поставленных целей. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих общественному производству, с учетом специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют административные, экономические и социально- психологические методы.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ — это система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных организационных условиях, при различных типах ее организации: жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, установления допустимых границ деятельности и др.В выявлении наиболее действенного для определенных условий типа организационного воздействия на коллектив, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение работ, находят свое проявление организационные методы.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — методы, направленные на управление социально- психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. Управление социально-психологическими процессами включает: анализ норм и нормативов социапьно- психологических процессов, выявление узких мест и недостатков,планирование улучшения норм и нормативов социально- психологических процессов, организация выполнения этих планов, учет и контроль выполнения норм и нормативов, регулирование социально-психологических процессов.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования фирмы, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента.
МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ — это сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от подобных. Миссия конкретной организации отражает цели и интересы различных групп людей, связанных с ее деятельностью, прежде всего собственников, сотрудников, потребителей.
МОНОПОЛИЯ (МОНОПОЛИСТ) — хозяйствующий субъект (объединение субъектов), занимающий на том или ином рынке товаров (услуг) доминирующее, господствующее положение и назначающий или диктующий рыночную цену своим конкурентам.
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — устойчивое психическое состояние социальной группы, отражающее ценностные ориентации и характер межличностных отношений. Он непосредственно воздействует на настроение работников, степень их удовлетворенности трудом и через это влияет в конечном счете на текучесть кадров, производительность труда. Важнейшие признаки благоприятного климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение мнения; отсутствие давления на подчиненных; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; удовлетворенность принадлежностью к коллективуи т. д.
МОТИВАЦИЯ — функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Поведение каждого человека определяется мотивами, т. е. внутренними силами, побуждающими человека к осуществлению определенных действий. Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, определяются потребностями человека, осознанием степени и возможностейих удовлетворения.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА — это организация труда административно-управленческих работников, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, применении технических средств и позволяет наилучшим образом устанавливать взаимодействие служащих между собой и рабочими,а такжес используемыми техническими средствами в процессе осуществления функций управления и инженерно-техническогои экономического обеспечения производства (коммерции). Основной целью ее является повышение производительности труда при сохранении здоровья работающих.
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ — это орган, воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления. Он получает импульсы (команды управления) и действуетв соответствиис ними.В качестве О.У. выступает работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т. д.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ — это индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладеть методами организационной деятельности и успешноих реализовать.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — это принимаемые большей частью организации философия, ценностные ориентации, нормы поведения, правила и климатв организации, лежащие в основе отношений внутри организации и за ее пределами.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ПРЕДПРИЯТИЕМ) — логическое соотношение функциональных областей и уровней управления, используемое для достижения целей организации. Оргструктура определяет состав и систему подчинения в общей иерархии управления организацией.
ОРГАНИЗАЦИЯ — 1. Систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей. 2. Функция управления, задачей которой является формирование структуры организации и обеспечениеее всем необходимым для нормального функционирования.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ — характеризуется: негибкой структурой, стандартизированными устойчивыми задачами, сопротивлением изменениям, иерархической системой контроля, командным типом коммуникаций.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ (АДАПТИВНАЯ) — организация, характеризующаяся гибкой структурой, быстро приспосабливаемая к изменяющимся целям, задачам, функциям и переменамво внешней среде, к условиям деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТИСИПАТИВНАЯ — организация, предоставляющая всем ее членам возможность участия в управлении, тем самым адекватно мотивирующая их деятельность.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВАЯ — это, как правило, крупная, интегрированная по вертикали компания, внутри которой координация деятельности подразделений осуществляется через рыночные механизмы, а не по командам менеджеров. Ее характеризуют широкие сетевые связи, незначительное разделение труда, гибкие рабочие процессы и т. д.
ПЕРСОНАЛ — все работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.
ПЛАНИРОВАНИЕ — одна из функций управления, заключающаяся в анализе ситуаций и факторов внешней среды, прогнозировании, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, разработке планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование на уровне компаний реализуется в форме стратегических и бизнес- планов. В планировании используются как экономико- математические, балансовые методы, так и экспертные оценки.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ — основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами. Они являются одной из форм сознательного использования объективных законов в практике управления, отражают теоретический идеал управления.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ — совокупность непрерывных взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.
ПРОФЕССИОГРАММА — это документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиеническиеи т. п.).В ней приводятся наиболее сложные функции данной профессии, которые создают определенную сложность в ее освоении. Указываются затруднения, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ МЕНЕДЖЕРА — овладение менеджером специальными знаниями и навыкамив области организации производства (коммерции) и управления, способность его работать с людьмив различных сферах.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА — это его обособление, установление каждому работнику, их группами подразделениям обязанностей, функций, сферы действия. В менеджменте выделяют горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение — это разделение труда по видам работ, по функциям. Оно проявляетсяв выделении специалистов, создании функциональных служб и подразделенийв организации. Вертикальное разделение управленческого труда — это разделение, основанное на выделении уровней управления в организации.В основе его лежит координация деятельности работников или подразделений.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — это состояние физиологических и психологических функций индивида, характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с заданной эффективностью, требуемым качеством и в течение требуемого времени. Работоспособность менеджера находится в зависимостиот целого ряда объективных и субъективных факторов и подвержена определенным колебаниям.
РАВНОВЕСНОСТЬ — состояние социально-экономической системы, при котором образующийся в ней излишек или недостаток товаров, услуг, капиталов или денег стремится к нулю,а совокупный спрос равен совокупному предложению, действительные и ожидаемые субъектом экономические величины совпадают.
САМОМЕНЕДЖМЕНТ — 1. Саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности, представляющая собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике в специфических условиях преобладания самоорганизации. 2. Работа менеджера в условиях преобладания самоорганизации, проявляющаяся преимущественно на нижнем организационном уровне.
САМООРГАНИЗАЦИЯ — это процесс целенаправленного, с учетом спонтанности, совершенствования (упорядочения) существующей структуры организации за счет действия ее составляющих путем временного или постоянного перевода ее архитектоники в другое неравновесное стационарное состояние с априори неизвестной динамикой энтропии. Основными условиями возникновения самоорганизации являются открытость и неравновесность организации.
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ — это способность ее быстро(в идеале — автоматически) фиксировать любые отклонения от нормы (по стоимости, срокам, качеству и т. д.)и немедленно вырабатывать и принимать контрмеры, возвращающие систему (организацию) в прежнее нормальное состояние, а также сохранять систему как организованное целое.
САМОУПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ — это реальная возможность и потребность субъектов управления организацией самостоятельно прйнимать и реализовать любые решения в рамках существующего законодательства для достижения стоящих перед организацией целей. В основе самоуправления организациями лежат их экономическиеи иные интересы.
СВЯЗЬ — важный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и т. д.
СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ — состоит в том, что потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностейее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Показывает на реальный выигрыш от объединенияв организацию для ее членов, который перекрывает потери, связанные с ограничением их самостоятельности.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — это система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые целостные свойства. Современная С. У. должна обладать высокой гибкостью, оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды организации, обеспечивать высокую эффективность управления и функционирования ее.
СОЦИОГРАММА — способ графического изображения данных социометрического исследования коллектива. Знание С. группы обязательно для управления ею, так как руководитель должен использовать для решения групповых задач авторитет трех первых групп и оказывать воспитательное воздействие на последние группы с целью повышения психологического статуса этих сотрудников и повышения уровня ее развития.
СОЦИОМАТРИЦА — это таблица, содержащая данные опроса членов коллектива по какому-либо вопросу, касающемуся других членов данного коллектива.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. С.У. оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия (организации) в целом. Конкретный стиль управления в реальных условиях определяют факторы объективного и субъективного характера.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ — это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает возможность организации выживать и достигать своих целей в перспективе. С.У. можно рассматривать как динамическую систему, совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения.
СТРЕСС (от англ.stress — давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний напряженности человеческой психики, возникающих в ответна разнообразные экстремальные воздействия.
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ — звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. В качестве субъекта управления можно рассматривать совокупность отделов и служб фирмы или отдельное подразделение, индивидуума и др.Выделение С. У. ограничено масштабами управляемой социально-экономической системы и тех связей в ней, которые характеризуют систему управления.
УБЕЖДЕНИЕ — это эффективная передача своей точки зрения. Оно основанона силе примера и власти эксперта. При этом исполнитель полностью осознает, что делает и почему. Руководитель как бы «продает» исполнителю то, что нужно сделать.
УПРАВЛЕНИЕ (В ОБЩЕМ ВИДЕ) — это определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой —в позиции объекта управления.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую, ориентированное на приведениев соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ — совокупность сведений о внутреннеми внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. У.И. обладает определенными свойствами: накопление, движение, сохранение при использовании, стоимость, измерение, коммуникативность, разнообразие форм. Эти свойства играют важную роль в понимании характеристик информационного обеспечения управления. К таким характеристикам относятся: полнота и ценность информации, достоверность, форма представления, объем, своевременность, структура информации. Эти характеристикив своей совокупности отражают информационный потенциал управления.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД — это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно- управленческими работниками функций в организации.Он является неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Выделяют следующие виды управленческого труда: эвристический, административный, операторный.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ — 1. Акт деятельности менеджера или управляющей подсистемы, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие системы. 2. Заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности, целенаправленных совместных действий. Р.У. разделяет процесс управления как бына двестадии — диагностика проблемы и выбор варианта ее решенияи практическая деятельность по реализации решения. Поэтому в решении соединяются операции аналитической и практической деятельности. Р.У. существует только тогда, когда есть разрешение проблемы, устранение противоречия, мешающего нормальному функционированию или развитию системы.
Основными характеристиками Р.У. являются адресность, своевременность, мотивационный потенциал, соответствие цели управления, организующая сила, определенность, конкретность, контролируемость.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ — 1. Ответная реакция, чувствительность управляемой подсистемы (объекта управления) на воздействия управляющей подсистемы (субъекта управления). 2. Количество (максимальное) конкретных объектов управления, которым может эффективно управлять субъект управления.
УСЛОВИЯ ТРУДА — совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровьеи работоспособность человека в процессе труда. Они определяются: особенностями техники и технологии; тяжестью и напряженностью труда; воздействием внешней среды на организм человека, его трудоспособностью; режимом труда и отдыха; психологическим климатом в производственном коллективе.
УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ — это эффективная форма привлечения членов трудового коллектива к управлению организацией или ее подразделениемв разнойформе —от внесения предложений по улучшению деятельности организации (подразделения) до участияв подготовкеи принятии решений.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Выделяют общие и частные функции управления.
ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — желаемое, возможное и необходимое состояние социально-экономической системы, которое должно быть достигнуто. Определение Ц. У.— начальный этап процесса управления. Ц.У. является направляющим фактором деятельности руководителя. Ц.У. должна соответствовать требованиям объективных законов и определятьсяс учетом реальных возможностей развития системы.
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — сосредоточение в одном центре, создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а решения обязательны для нижних уровней.
ЭТИКА — это образ действий, поведение человека в соответствиис понятиямио добреи зле,о нравственностии морали,о назначении человека в обществеи смысле жизни и деятельности.Она отражает нормы поведения людей в обществе,в семье,в производственной сфере, включая систему идеалов, на которые опирается менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь поставленной цели.
ЭТИКЕТ ДЕЛОВОЙ — это сложившиеся в определенной социальной среде правила поведения, а также следование им. Это также одна из форм регуляции человеческого поведения. Правила этикета носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед проблемой свободного выбора.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА — сложная, многогранная социально-экономическая категория, результативность управленческой деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности менеджмента — отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНАЯ — социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — экономическая сущность управленческих отношений. Это, по существу, система взаимоотношений и взаимодействий результатов системы управления и затратна управленческую деятельность или объема использованных при этом ресурсов, отражающихся в значениях переменных (показателей).
www.strategplann.ru
1. Введение
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
УГС (код, наименование): 080000 – Экономика и управление
Направление подготовки (код, наименование): 080400.62 – Управление персоналом
Профиль (наименование): Управление социальным развитием персонала организации
Факультет: Экономики и менеджмента
Кафедра: Управление персоналом и рекламы
Учебная дисциплина: Основы теории управления
Курс 2 Группа 6271
Тема реферата: Определение «менеджмента». Основные школы менеджмента
Студент __________________ А.А.Колесова, Е.В.Петрова
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Руководитель
должность ____________________ Л.В.Костюк
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………..1-4
2. Определение менеджмента………………………………………………5-10
3. Особенности менеджмента в России……………………………………11-13
4. Историческое развитие школ управления ………………………………14-15
5. Развитие подходов в управлении ……………………………………………..16-17
6. Характеристика школ менеджмента.………………………………………..18-29
7. Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента ……………30-33
8. Заключение……………………………………………………………….34
9.Литература…………………………………………………………………35
Менеджмент окружает нас повсюду, касается самых разнообразных сторон нашей современной жизни, но не каждый человек понимает и осознает сущность этого явления, хотя, пожалуй, не найдется такого человека, который не слышал бы этого термина. Следует понять и осознать, что представляет из себя понятие менеджмент. Так как это понятие довольно широкое, и понимание этого явления у всех разное, то рассмотрим несколько определений русских и зарубежных авторов, узнаем их точку зрения. Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1995.
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Проблемы природы и принципов управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Особое внимание им уделяется на страницах специальной печати в период трансформации общественно-экономических отношений. Объективно теория и практика управления развивались в нашей стране и развитых капиталистических странах параллельно, что было обусловлено общественно-экономическими условиями организации и функционирования производства. Поэтому особый интерес представляет рассмотрение эволюции формирования управленческой мысли в нашей стране и менеджменту как специфической области знаний о законах управления за рубежом. Начало развития управленческой науки связывают с периодом промышленного капитализма, появлением в 1776 г. труда А. Смита «Богатство народов». Характерной чертой эпохи отмечалось значение специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в тот период капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.
Исходя из исторической периодизации развития менеджмента, можно выделить три основных направления развития теории и практики менеджмента: это товарная концепция (конец ХIХ — начало ХХ в.), сбытовая (30-50-е гг.) и маркетинговая (с конца 50-х — начала 60-х гг.). Подобное деление условно, ибо в настоящее время даже в развитых капиталистических странах можно встретить отдельные отрасли, осуществляющие свою деятельность, используя все перечисленные концепции.
Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. В настоящее время достаточно сложно провести систематизацию сложившихся школ в управлении, так как представители различных школ используют теории и концепции других школ.
studfiles.net
Вопрос № 2 Элементы менеджмента: субъект, объект, цель, метод и принципы Элементы менеджмента — это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации Основные элементы менеджмента — это объект, субъект, цель, метод и принцип. Объектом менеджмента — могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Субъекты менеджмента — руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления). Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта. При этом различают следующие виды объекта менеджмента: 1) операция; 2) проект; 3) система. Функциональные области деятельности объекта1)маркетинг;2)производство; 3)финансы; 4)кадры;5)НИОКР. Уровни объекта управления: рабочее место; участок; цех; производство; предприятие; объединение. Цель менеджмента выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Цели менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Метод управления — это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления. Методы управления: административные, экономические, социально-психологические. Принципы управления — общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Автором первых принципов управления был А.Файоль.
| Вопрос № 3 Объекты менеджмента Объектом менеджмента — могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта. При этом различают следующие виды объекта менеджмента:
Функциональные области деятельности объекта: Уровни объекта управления: |
refdb.ru