Определение международной организации – Понятие международной организации | PSYERA

Содержание

Понятие и виды международных организаций

Международные организации — международные объединения, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей.

Виды международных организаций:

1) неправительственные организации — основаны не­правительственными, негосударственными организа­циями и лицами. Уставы этих организаций не являются международными договорами. Неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут обладать всеми элементами международной правосубъектности.

2) межправительственные организации — созданные первичными субъектами международного права;

Признаки международных организаций:

  1. Создаются суверенными государствами (не менее 3)

  2. На договорной основе

  3. Имеют определенные цели

  4. Имеют систему постоянно действующих органов

  5. Обладают МП правосубъектностью

  6. Действуют в соответствии с нормам МП

Международные межправительственные организациине обладают суверенитетом. Их правосубъектность ограничена уставными целями и задачами.

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

Все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

ММПО можно классифицировать:

а) по предмету деятельности — политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

б) по кругу участников — универсальные и региональные;

в) по порядку приема новых членов — открытые или закрытые;

г) по сфере деятельности — с общей или специальной компетенцией;

д) по целям и принципам деятельности — правомерные или противоправные;

е) по количеству членов — всемирные или групповые.

Основные права международных организаций:

1) право участвовать в создании международно-правовых норм;

2) право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

3) право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

4) право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

  1. История создания, цели, принципы, основные направления деятельности оон

ООН была создана в период Второй мировой войны, ко­гда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

Декларация о намерениях4 декабря 1941 г. – СССР и Польская Республика – идея создания международной организации.

Атлантическая хартия

14 августа 1941 г. — Президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «ра­ботать вместе с другими свободными народами, как в вой­не, так и в мире» — Свод принципов международного со­трудничества в поддержании мира и безопасности.

Конференция в Ва­шингтонев сентябре — ок­тябре 1944 г., — США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях бу­дущей организации.

Совещание Объединен­ных Наций 25 апреля 1945 г. — делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско. Приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей.

26 июня 1945 года подписан Устав ООН. 24 октября Устав был ратифицирован пятью по­стоянными членами. 24 октября – День ООН.

ООН — универсальная межд. межправительственная организация. ООН создана в целях поддержания мира и межд. безопасности и развития сотрудничества между госу­дарствами. Устав ООН обязателен для всех государств.

Цели ООН.

  1. Поддерживать межд. мир и безопасность.

  2. Развивать дружественные отношения между нация­ми на основе уважения принципа равноправия и са­моопределения народов.

  3. Осуществлять межд. сотрудничество в разрешении межд. проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера.

  4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Принципы ООН:

  1. суверенное равенство всех ее членов;

  2. добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

  3. разрешение межд. споров мирными средствами;

  4. отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической не­зависимости любого государства;

  5. обеспечение того, чтобы государства, не являющие­ся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддер­жания межд. мира и безопасности;

  6. невмешательство во внутренние дела государств;

  7. уважение основных прав и свобод человека;

  8. равноправие и самоопределение народов;

  9. сотрудничество и разоружение.

Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея, Совет Безопасности, Экономический и соци­альный совет, Секретариат и Международный суд.

Структура и содержание Устава ООН: цели и принци­пы ООН; члены организации; органы, мирное разреше­ние споров; действия в отношении угрозы миру; само­управляющиеся территории; региональные соглашения; межд. система опеки.

studfiles.net

Международная организация — это… Что такое Международная организация?


Международная организация
Международная организация
Международная организация — постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:
— наличием учредительного документа;
— постоянным или регулярным характером деятельности;
— использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;
— принятием решений путем голосования или консенсуса;
— (обычно) рекомендательным характером решений;
Различают межправительственные, неправительственные, всемирные и региональные международные организации.

По-английски: International agency

Финансовый словарь Финам.

.

  • Международная организация уголовной полиции
  • Международная платежная система

Смотреть что такое «Международная организация» в других словарях:

  • Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики… …   Википедия

  • международная организация — может быть создана на основе соглашения или иного договора (резолюции и т. д.) между международными юридическими лицами. (МСЭ Т Е.910). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN… …   Справочник технического переводчика

  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — институциональная форма международной кооперации. Могут быть как частными, так и государственными. На сотрудников международных организаций (межгосударственных или межправительственных) и членов делегаций, участвующих в проведении различного рода …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Международная организация — это добровольное объединение суверенных государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в различных областях (политической, экономической, культурной, научной и др.), имеющее… …   Российское избирательное право: словарь-справочник

  • Международная Организация Кредиторов — Тип Некоммерческое партнёрство …   Википедия

  • Международная организация тюркской культуры ТЮРКСОЙ — позиционирует себя как организация, которая занимается сохранением, изучением и популяризацией на международном уровне духовных ценностей и историко культурного наследия тюркоязычных народов. Договор о создании Международной организации тюркской… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

    — (МОТ) специализированное учреждение ООН, одна из крупнейших современных международных организаций. Создана в 1919 году согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций. Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного …   Финансовый словарь

  • Международная организация по наблюдению за выборами CIS-EMO — (англ. Commonwealth of the Independent States Election Monitoring Organization) международная неправительственная организация, основной декларируемой целью которой является содействие сохранению и развитию института выборов и общественного… …   Википедия

  • Международная организация комиссий по ценным бумагам — International Organization of Securities Commissions (IOSCO) Логотип организации Членство …   Википедия

  • Международная организация журналистов — (МОЖ) (МОЖ) International Organization of Journalists (IOJ) Официальный язык: английский, арабский, испанский, немецкий, русский, французский …   Википедия

Книги

  • Международная фармакопея, Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1981 года (издательство «Всемирная организация здравоохранения» )… Категория: Медицина Серия: — Издатель: ЁЁ Медиа, Подробнее  Купить за 1699 руб
  • Международная организация труда: конвенции, документы, материалы. Справочное пособие, Богатыренко З., Издание является сборником документов и материалов Международной организации труда (МОТ)в области трудовых прав человека, условий труда и жизни работников. Впервые в одной книге публикуются в… Категория: История и теория искусств Серия: Справочное пособие Издатель: Дело и Сервис, Производитель: Дело и Сервис, Подробнее  Купить за 1263 грн (только Украина)
  • Международная организация труда. Конвеции, документы, материалы. Справочное пособие, Богатыренко З., Издание является сборником документов и материалов Международной организации труда (МОТ) в области трудовых прав человека, условий труда и жизни работников. Впервые в одной книге публикуются… Категория: Трудовое право Серия: Справочное пособие Издатель: Дело и сервис, Подробнее  Купить за 1025 руб
Другие книги по запросу «Международная организация» >>

dic.academic.ru

Международные организации — это… Что такое Международные организации?

Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии. Примечание: Законодательство не каждой страны позволяет создание международных организаций в прямом понимании сущности международной организации. В Латвии, например, согласно статье 5 закона об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из граждан Латвийской Республики, что исключает возможность избрания интернационального состава правления и допускает функционирование общественных организаций лишь на национальной основе. Обойти такой националистический барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации — такое решение может быть вынесено лишь судом государства, в юрисдикции которого находится организация. Выбор такой формы деятельности — когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет международной общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства.

Процедуры признания общественной организации в качестве международной организации не существует — каждая организация объявляет себя национальной или международной положениями своего устава. Международная неправительственная организация соответствует следующим общепринятым критериям:

  • цели организации — международного значения;
  • деятельность по достижению установленных целей — международного значения;
  • государство регистрации выбирается учредителями организации и учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства регистрации;
  • членами (участниками) организации являются субъекты как минимум двух государств, либо результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Международные общественные организации или её представители могут быть наделены статусом наблюдателя или консультативным статусом при международной межправительственной (межгосударственной) организации.

Классификация международных организаций

Классификация по кругу участников

Классификация по характеру полномочий

  • межгосударственные — не ограничивающие суверенитет государства
  • надгосударственные (наднациональные) — частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

Классификация по выполняемым функциям

  • нормотворческие
  • консультативные
  • посреднические
  • операционные
  • информационные

Классификация по порядку приёма новых членов

  • открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)
  • закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

Классификация по компетенции (сфере деятельности)

Международные параорганизации (клубы) (напр. — «Большая восьмерка»)

  • Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса — не имеют устава, штаб-квартиры и не институционализированы.

Действующие

Полное наименование организации на русском языкеСокращенное наименование на русском языкеСокращенное наименование на оригинальном языкеПолное наименование организации на оригинальном языкеГод созданияПериод(ы) членства России (РСФСР)
Азиатская парламентская ассамблеяАПА 1999 Да
АТПФ 1993 1993-н.в.
Балтийская ассамблеяБалтийская ассамблея 1991 Нет
Всемирная ассоциация операторов атомных электростанцийВАО АЭСWANOWorld Association of Nuclear Operators 1989 Да
Всемирная торговая организацияВТОWTOWorld Trade Organization 1995 2011
Международная авиационная федерацияФАИFAIFederation Aeronautique Internationale 1905 Да
Международная организация морской спутниковой связиИНМАРСАТ
Международная организация по предпринимательству и инвестициямINOBI …</center
Международная организация уголовной полиции — ИнтерполИнтерполICPO, OIPC, InterpolInternational Criminal Police Organization/ Organisation Internationale de Police Criminelle 1923 1990-н.в.
Международная федерация инженеров-консультантов (строительство)ФИДИК
Международное общество авиационной электросвязиSITASociete Internationale de Telecommunications Aeronautiques 1949
МеркосурMercosurMercado Comun del Sur (пер с исп. «Южноамериканский общий рынок») 1991 Нет
Организация Восточно-карибских государствOECSOrganisation of Eastern Caribbean States Нет
Организация Договора о коллективной безопасностиОДКБ 1992 1992-н.в.
Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМГУАМGUAMOrganization for Democracy and Economic Development — GUAM 1997 Нет
Организация объединённых нацийООНUNUnited Nations Да
Организация объединённых наций, Всемирная организация интеллектуальной собственностиВОИС Да
Организация объединённых наций, Всемирный почтовый союз Да
Организация объединённых наций, Группа Всемирного банка Да
Организация объединённых наций, Международное агентство по атомной энергииМАГАТЭ Да
Организация объединённых наций, Международный валютный фондМВФ Да
Организация объединённых наций, Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культурыЮНЕСКО Да
Организация по безопасности и сотрудничеству в ЕвропеОБСЕOSCEOrganization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe 1975 1975-н.в.
Организация Североатлантического договора (Североатлантический альянс)НАТОNATONorth Atlantic Treaty Organization 1949 Нет
Организация стран-производителей и экспортеров нефтиОПЕКOPEC 1960 Нет
Организация Черноморского экономического сотрудничестваОЧЭС 1999 1999-н.в.
Ротари ИнтернешнлRotary International 1905 1990
Северный совет министров Нет
Североамериканская зона свободной торговлиНАФТАNAFTA Нет
Совет Баренцева/Евроарктического регионаСБЕРBEARThe Barents Euro-Arctic Region 1993 1993-н.в.
Совет государств Балтийского моряСГБМ 1991 1991-н.в.
Совет ЕвропыCounsil of Europe 1949 Да
Совет сотрудничества арабских государств Персидского заливаССАГПЗGCCGulf Cooperation Council Нет
Содружество демократического выбораСДВ 2005 Нет
Содружество наций (Британское содружество)Commonwealth of Nations Нет
Содружество независимых государствСНГCISСодружество Независимых Государств (Commonwealth of Indenpendent States) 1991 1991-н.в.
Союз арабского МагрибаСАМ Нет
Союз для СредиземноморьяUnion pour la Méditerranée 2008 Нет
Тихоокеанский союзPacific Union Нет
Форум «Азия-Европа»ФАЕАСЕМAsia-Europe Meeting 1996 2010-н.в.
Южноамериканское сообщество нацийCSNThe South American Community of Nations Нет

Недействующие

Межгосударственные объединения, созданные под эгидой стран, бывших в составе СССР

Данные по состоянию на 01.01.2010. Прочерк (-) означает невозможность участия страны в данном межгосударственном объединении вследствие причин, независящих от её воли (географические, политические и т.п.). Многоточие (…) означает потенциальную возможность для страны членства в данном объединении. Сокращение (Наб.) говорит о статусе наблюдателя в данной организации. Сокращение (О.с.) означает особый статус государства в организации, после обозначения предоставлены пояснения.

¹ Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому, де-юре — она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.

² На казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена».

Межгосударственные объединения, созданные под эгидой стран Европы

Данные по состоянию на 01.01.2010. Прочерк (-) означает невозможность участия страны в данном межгосударственном объединении вследствие причин, независящих от её воли (географические, политические и т.п.). Многоточие (…) означает потенциальную возможность для страны членства в данном объединении. Сокращение (Наб.) означает о статусе наблюдателя в данной организации.

Межгосударственные объединения, созданные под эгидой стран Азии и прочих стран

Данные по состоянию на 01.01.2010. Прочерк (-) означает невозможность участия страны в данном межгосударственном объединении вследствие причин, независящих от её воли (географические, политические и т.п.). Многоточие (…) означает потенциальную возможность для страны членства в данном объединении. Сокращение (Наб.) означает о статусе наблюдателя в данной организации.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

61. Виды международных организаций

При классификации международных организаций можно применять различные критерии.

1. По характеру членов в них можно выделить:

1.1. межгосударственные (межправительственные) — участниками являются государства

1.2. неправительственные организации — объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.

2.По кругу членов международные организации подразделяются на:

2.1. универсальные (всемирные), открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации системы ООН (ее специализированные учреждения), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная ор­ганизация гражданской обороны и др.),

2.2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств).

3.По объектам деятельности можно говорить:

3.1. об организациях общей компетенции (ООН, Органи­зация африканского единства, Содружество Независимых Го­сударств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе)

3.2. специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, на-учные и другие организации.

62. Юридическая природа международной организации

Международная межправительственная организация обладает производной и функциональной правосубъектностью и харак­теризуется следующими признаками.

Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте — Уставе — как специ­альной разновидности международного договора.

Во-вторых, она существует и действует в рамках учреди­тельного акта, определяющего ее статус и полномочия, что при­дает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональ­ный характер.

В-третьих, она является постоянно действующим объеди­нением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.

В-четвертых, она основана на принципе суверенного ра­венства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство го­сударств при организации.

В-пятых, государства связаны резолюциями органов орга­низации в пределах их компетенции и в соответствии с уста­новленной юридической силой этих резолюций.

В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого органи­зация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (за­ключать договоры), приобретать имущество, владеть и распо­ряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть сто­роной в судебном процессе.

В-седьмых, международной организации принадлежат при­вилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную дея­тельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.

Для правовой природы международных организаций харак-терным является то, что ее общие цели и принципы, компетенция, структура, сфера общих интересов имеют согласованную договорную основу. Такой основой служат уставы или другие учредительные акты международных организаций, являющиеся международными договорами. Вопрос о взаимоотношении государственного суверенитета и общих целей и интересов органи-зации находит разрешение в ее учредительном акте.

studfiles.net

определение, основные атрибуты и краткая история развития — КиберПедия

Международные организации: определение, основные атрибуты и краткая история развития

Международные организации – это особые международные структуры (институты), которые создаются на основе многосторонних, международных договоров (двусторонний — Антанта) для реализации общих целей этих государств; эти организации действуют на основе уставных документов.

Для создания необходимы:

· Государства

· Общая цель

· Устав (компетенции, органы, порядок принятия полномочий)

Иногда создаются международные форумы (большая 8-ка, 20-ка).

Отличия международных организаций от форумов:

1. Наличие устава с четко прописанными правилами, указанием полномочий

2. Наличие постоянного секретариата (штата)

ОБСЕ (1975г.) – международная организация в строгом смысле.

Функции секретариата в формах выполняют МИД стран-председателей.

Первые международные организации и форумы появились в начале 19 века: Священный союз, Венский конгресс, Всемирный почтовый союз; во второй половине 19 века: Телеграфный союз.

Расцвет пришелся на вторую половину 20 века. Сегодня в мире международных организаций в 10 раз больше, чем стран. Появляется новая область М.О. – многостороння дипломатия. Классическая двусторонняя дипломатия является подготовкой к международной, многосторонней дипломатии.

К 1945 г. около 100 международных организаций: ООН, Всемирный Банк, МВФ, ВТО

К 1985 г. 387 международных организаций.

В будущем около 1830 международных организаций (глобализация). Происходит усиление международных организаций: стремление государств предотвратить опасные конфликты.

Основные вестфальские функции международных организаций.

— Реализация национальных интересов государств

— Усиление политического влияния государств (ООН)

— Снижение конфликтности в М.О.

— Отражение структуры М.О.: распределение сил в мире (в НАТО США -гегемон)

— Являются механизмом принятия решений по тем или иным вопросам, определяют легитимность и легальность механизма принятия решений. Единственный способ легализации М.О. является действия в рамках международный отношений.

— Построение международного сотрудничества и минимализация конфликтов. В Азии меньше международных организаций, больше конфликтов

— Закрепление норм и правил, которые государства разрабатывают для себя и других государств

— Формирование международного права

Основные поствестфальские функции международных организаций

— Нормотворчество: именно международные организации в лице секретариатов разрабатывают для государств нормы, которые потом становятся определяющими, но носят рекомендательный характер



— Самостоятельная роль в регулировке тех или иных сфер международной жизни. В результате международные организации воспринимаются государствами как самостоятельные игроки в некоторых сферах

— Престижность для государств вступать в форумы и клубы. Повышение авторитета государств, следовательно активные инструменты воздействия на государства, которые хотят вступить в организацию

— Разработка решений секретариатом

— Поиск компромисса

Типология международных организаций. Примеры.

Классификация:

a) по цели (функциям):

· универсальные – для решения широкого круга проблем: ООН, СНГ, ЕС

· специальные (отдельная область М.О.): ЕврАзЭС, совет Европы, МВФ

b) по членству

· универсальные — открыты для вступления всех желающих: МАГАТЫ, ВТО, ООН, МВФ

· с ограниченным членством:

— по географическому положению: НАТО, СНГ, ЕС

4 типа организаций:

1) универсальные организации с универсальным членством: ООН

2) универсальные организации с региональным членством: СНГ, ЕС, ШОС, Африканский союз

3) специальные организации с универсальным членством: ВТО, МВФ, ИКАО, МАГАТЭ

4) специальные организации с ограниченным членством (большинство): НАТО, АСЕАН, Меркосур, Совет Европы

Основные тенденции развития главных международных организаций. Примеры. Причины снижения эффективности международных организаций.

Тенденции развития:

1. расширение их числа (перспективы неясны, ближайшие 15-20 лет не будет увеличиваться)

2. снижение эффективности (особенно в политической сфере и безопасности, институты не справляются, тенденции принятия решений за пределами межд организаций)

3. новые глобальные проблемы (терроризм), принятие важных государственных решений вне международных организаций



4. снижение авторитета совета безопасности ООН

раскол:

1) между США и другими странами

2) между севером и югом

Причины ослабления эффективности международных организаций:

1. бюрократизация, усложнение принятия решений

2. дублирование функций

3. трудности внутренних реформ

4. трудности решения проблем, носящих негосударственный характер (международный терроризм)

5. проблема отсутствия политической воли у государств

Международные организации: определение, основные атрибуты и краткая история развития

Международные организации – это особые международные структуры (институты), которые создаются на основе многосторонних, международных договоров (двусторонний — Антанта) для реализации общих целей этих государств; эти организации действуют на основе уставных документов.

Для создания необходимы:

· Государства

· Общая цель

· Устав (компетенции, органы, порядок принятия полномочий)

Иногда создаются международные форумы (большая 8-ка, 20-ка).

Отличия международных организаций от форумов:

1. Наличие устава с четко прописанными правилами, указанием полномочий

2. Наличие постоянного секретариата (штата)

ОБСЕ (1975г.) – международная организация в строгом смысле.

Функции секретариата в формах выполняют МИД стран-председателей.

Первые международные организации и форумы появились в начале 19 века: Священный союз, Венский конгресс, Всемирный почтовый союз; во второй половине 19 века: Телеграфный союз.

Расцвет пришелся на вторую половину 20 века. Сегодня в мире международных организаций в 10 раз больше, чем стран. Появляется новая область М.О. – многостороння дипломатия. Классическая двусторонняя дипломатия является подготовкой к международной, многосторонней дипломатии.

К 1945 г. около 100 международных организаций: ООН, Всемирный Банк, МВФ, ВТО

К 1985 г. 387 международных организаций.

В будущем около 1830 международных организаций (глобализация). Происходит усиление международных организаций: стремление государств предотвратить опасные конфликты.

cyberpedia.su

Признаки и определение понятия «Наднациональная международная организация» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК: 341.8

Мысливский Павел Петрович

помощник судьи Суда Евразийского экономического союза [email protected]

Признаки и определение

ПОНЯТИЯ «НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ»

Pavel P. Myslivskii

legal assistant of the Judge,

Court of the Eurasian Economic Union [email protected]

Characteristics and

DEFINITION OF THE NOTION «SUPRANATIONAL INTERNATIONAL ORGANIZATION»

Аннотация. В настоящей статье говорится о дискуссии в юридической науке касательно понятия «наднациональная международная организация». В частности, указывается, что понятие «наднациональная международная организация» является скорее доктринальным, нежели правовым. Далее дается обзор сложившихся доктринальных подходов по указанной теме, после анализа которых автор приходит к выводу о том, что у наднациональной международной организации есть обязательные и факультативные признаки. Впоследствии в статье автор приводит своё оригинальное определение с учетом практики проведения государственных референдумов для вступления в наднациональную международную организацию.

Ключевые слова: наднациональная организация, суверенитет, международный обычай, референдум, самоопределение, признак, международная организация, определение.

Annotation. In this article it is told about discussion in legal science on the notion «supranational international organization». In particular, it is mentioned that the notion «supranational international organization» is more likely doctrinal, rather than legal. Furthermore, the overview of doctrinal approaches on the topic is provided, after analysis made the author comes to a conclusion that there are mandatory and optional characteristics. In the end, the author gives his own definition, taking into account practice of conducting state refer-endums on joining to supranational organizations.

Keywords: supranational organization, sovereignty, international custom, referendum, selfdetermination, characteristic, international organization, definition.

В теории международного права выделяются два вида международных организаций, которые зачастую противопоставляются друг другу -международные межправительственные организации и наднациональные международные организации [1, P. 45].

Международные межправительственные организации характеризуются тем, что они предоставляют лишь «площадку» взаимодействия между государствами и содействуют кооперации между государствами. Причиной создания указанных организаций является желание государств установить взаимодействие с другими государствами в определенных областях, которое невозможно на национальном уровне. При этом, несмотря на создание подобной организации, государства остаются ответственными за процесс принятия решений в межправительственных организациях, а также не утрачивают возможности принимать законы вне международных организаций, которые применимы к гражданам, находящимся на их территории [2, P. 71]. Данная «усеченность» в компетенции международной организации также усугубляется и в доктрине, где некоторые ученые заявляют, что между-

народные межправительственные организации не должны иметь больше полномочий, чем содействие кооперации между государствами [2, P. 71].

В то же время, наднациональные международные организации имеют иные полномочия и функции.

В настоящее время в науке международного права является общепризнанным, что понятие «наднациональная международная организация» является скорее доктринальным, а не правовым, поскольку ни в одном международном договоре, судебном решении, а также в каком-либо ином источнике права не дается определения данного понятия [3, P. 71].

С учетом изложенных позиций полагаем, что следует рассмотреть основные подходы к определению понятия «наднациональная организация».

Так, существует узкое понятие о наднациональности международной организации, которая заключает в себе «прямое действие ее права на национальное право государств-членов» [4, P. 15].

364

Справедливым, на наш взгляд, является отнесение М.Беджауи к ученым, которые предлагали «узкое определение» понятия «наднациональная организация». Так, указанный ученый считал, что наднациональные организации имеют силу над государствами, а также не создаются для того, чтобы создать кооперацию между государствами. Их цель — создание надгосударственных правовых норм без участия правительств государств (и иногда даже против воли государств), которые являются применимыми в отношениях между всеми субъектами на территориях государств-членов данной организации. В этой связи, как полагает автор, наднациональным международным организациям передается суверенитет [2, P. 71].

Представляется, что классического исследователя П.Пескаторе можно отнести к ученым, который исследовал понятие «наднациональной организации» в широком смысле.

Так, указанный ученый считал, что наднациональной организацией следует считать «организацию, которая создана для того, чтобы ответить на общие потребности нескольких государств, состоящая из учреждений сообщества, которые наделены автономией в принятии решений, а также наделены необходимыми правомочиями -нормоустановительными, исполнительными, а также контрольными, которые имеют эффект на государства и на частных лиц» [5, P.171].

Кроме того, в настоящее время высказывается и другая точка зрения, согласно которой наднациональных международных организаций в настоящее время не существует вообще, ибо все они являются международными межправительственными организациями [1, P. 47].

В противовес этому понятие наднационализма чрезвычайно широко распространяется на многие межправительственные организации.

Так, в науке сформировалось мнение о том, что Международная организация гражданской авиации, Всемирная метеорологическая организация, Международный телекоммуникационный союз, а также Всемирный почтовый союз являются наднациональными организациями, поскольку государства-участники данных организаций не рискуют отходить от правил, установленных данными организациями, несмотря на то, что в их учредительных документах отсутствуют указания об их наднациональности [2, P. 71].

На наш взгляд, эти крайние позиции не отражают действительности.

Скорее справедливо утверждение Л.Малоун о том, что наднациональные организации являются сравнительно новой вехой в развитии международного права. По мнению данного исследователя, «наднациональные организации появляются в результате разделения полномочий между государствами-членами и организацией, в которую они отдали часть своих суверенитета, но, тем не менее, активно участвуют в правотворческой деятельности организации» [8, P. 45].

Следует также поддержать мнение С.Войтовича

о том, что термин «наднациональная организация» следует употреблять исключительно в связи с организациями, которые способны принимать обязательные для граждан государств-участников организации решения без согласия на то государств-членов [9, P. 23].

По мнению Г.Шермерса и Н.Блоккера, самыми фундаментальными критериями наднациональной организации являются:

«Во-первых, организация должна иметь полномочия принимать решения, обязательные для государств-членов;

Во-вторых, органы, принимающие решения, не должны быть полностью зависимы от сотрудничества всех государств-членов. Некоторая степень независимости может быть достигнута двумя путями. Во-первых, путем возможности принятия решений большинством — то есть государства против своей воли могут быть обязаны против своей воли. Во-вторых, путем делегирования в наднациональный орган независимых граждан;

В-третьих, наднациональная организация должна быть вправе издавать правила, которые обязывают граждан государств-членов. Это полномочие предоставляет возможность выполнять функции правительства без необходимости или возможности для национальных правительств переводить правила организации во внутреннее право.

В-четвертых, организация должна иметь право исполнять свои решения. Исполнение должно быть возможным даже без содействия со стороны соответствующих правительств государств. Возможно, чтобы другие органы государств использовались для содействия государствам в этой сфере. Таким образом, национальные суды и национальные парламенты могут заставить свои правительства выполнять обязательства государства по отношению к организации.

В-пятых, организация должна иметь определенную финансовую автономию. Финансирование организации из фондов, полностью пополняемых государствами-членами, влечет зависимость, гораздо большую, чем просто финансовую. Путем отказа предоставить государству достаточное финансирование для назначения квалифицированного персонала правительства могут подорвать функционирование организации.

В-шестых, односторонний выход из организации не должен быть возможным. В наднациональной организации члены даже не должны иметь возможность коллективно распустить организацию или изменить ее компетенцию без содействия со стороны наднациональных органов. Организация не может стоять над государствами, когда она зависит от их соглашения касательно ее временного действия» [10, P. 57].

Так, большинство ученых сходится во мнении о том, что наднациональной организации присуще: во-первых, объемная компетенция по вопросам, которые раньше были присущи исключительно государствам; во-вторых, право принимать обязательные для государств решения большинством голосов иногда против воли государств; в-

365

третьих, данные решения должны являться обязательными не только для государств, но и всех лиц, находящихся под юрисдикцией того или иного государства, а также применяться напрямую. Указанные признаки пользуются поддержкой большинства юристов-международников.

В то же время, существуют и факультативные признаки, в отношении которых ведется дискуссия в юридической литературе. Во-первых, далеко не все ученые считают важным то, что наднациональные органы должны управляться независимыми международными чиновниками. Во-вторых, не все юристы поддерживают то, чтобы наднациональная организация имела определенную финансовую независимость от государств-членов.

Следовательно, в настоящее время нет полного понимания того, какие признаки присущи наднациональной организации и, как следствие, каково определение данного понятия.

В этой связи представляется разумным выделить признак, который ранее не разрабатывался в качестве основополагающего в контексте наднациональной организации.

Представляется, что таковым признаком следует считать то, что зарождается международный обычай, согласно которому создание международной наднациональной организации — это следствие реализации права нации на самоопределение в его «внешнем» аспекте — т.е. определении структуры власти в государстве за пределами самого государства.

В корне данного суждения предлагается выделить то, что фактически государственные органы перестают быть единственными органами власти, которые могут принуждать население того или иного государства на совершение того или иного действия, а также впоследствии контролировать процесс исполнения этого принуждения.

В то же время, может возникать вопрос о согласии населения на создание такой организации и, следовательно, на подобные правовые последствия. Если при создании международной межправительственной организации население, как правило, не подвержено ее влиянию, потому что она зачастую не может принимать обязательные

Литература:

1. Schermers H. International Institutional Law / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2003.

2. Bedjaoui M. International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers, 1991.

3. Lenaerts K. Van Nuffel P. Constitutional Law of the European Union. Sweet and Maxwell, 1999.

4. Schmalenbach K. International Organizations or Institutions, General Aspects. Oxford University Press.

решения для населения, то наднациональные организации предполагают более кардинальное изменение структуры власти в государстве, заключающееся в создании единых органов, которые имеют властные полномочия над внутригосударственными органами и населением.

В этой связи представляется, что элементом, который до сих пор не считался основополагающим при описании признаков наднациональной организации, является то, что государства могут создавать (или становиться участниками) данные организации только на основании референдума.

Так, в Европейском союзе распространена практика, когда государство-член внутри себя проводит референдум о вступлении в Европейский союз.

Кроме этого, данный признак проявляется и тогда, когда происходит процесс реформирования наднациональной организации-например, при ратификации Лиссабонского договора 2007 года проводились референдумы во всех государствах-членах.

Тем не менее, данный признак не является в настоящее время в полной мере применимым к Евразийскому союзу, поскольку при его создании референдум не проводился.

В этой связи можно сделать вывод о том, что зарождается международный обычай, когда при создании (реформировании) такой структуры, как наднациональная организация, нация фактически реализует свое право на самоопределение.

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным предложить следующее определение наднациональной организации.

Наднациональная международная организация-это международная организация особого рода, создаваемая, в том числе и на основании прямого волеизъявления-референдума, у которой имеется компетенция по вопросам, которые раньше были присущи исключительно государствам; право принимать обязательные для государств, физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией данных государств решения, механизм контроля и принуждения к исполнению таких решений, финансовая независимость, обслуживаемая независимыми международными профессиональными служащими.

Literature:

1. Schermers H. International Institutional Law / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2003.

2. Bedjaoui M. International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers, 1991.

3. Lenaerts K. Van Nuffel P. Constitutional Law of the European Union. Sweet and Maxwell, 1999.

4. Schmalenbach K. International Organizations or Institutions, General Aspects. Oxford University Press.

366

5. Pescatore P. Les relations exterieures des communaute s europe ennes (Contribution a la doctrine de la personnalite des organisations internationales). RCADI. Volume 103. 1961.

6. Schermers H. International Institutional Law / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2003.

7. Bedjaoui M. International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers,1991.

8. Malone L. International Law. Aspen Publishers Online,2008.

9. Voitovich S. International economic organizations in the international legal process.Martinus Nijhoff Publishers,1995.

10. Schermers H. International Institutional Law: Unity without Diversity / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2011.

5. Pescatore P. Les relations ext rieures des communaut s europ ennes (Contribution a la doctrine de la personnalite des organisations internationales). RCADI. Volume 103. 1961.

6. Schermers H. International Institutional Law / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2003.

7. Bedjaoui M. International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers,1991.

8. Malone L. International Law. Aspen Publishers Online,2008.

9. Voitovich S. International economic organizations in the international legal process.Martinus Nijhoff Publishers,1995.

10. Schermers H. International Institutional Law: Unity without Diversity / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2011.

367

cyberleninka.ru

Термин Международная организация, понятие Международная организация, определение Международная организация

1). Международная организация — постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:

  • наличием учредительного документа;
  • постоянным или регулярным характером деятельности;
  • использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;
  • принятием решений путем голосования или консенсуса;
  • (обычно) рекомендательным характером решений.

Различают межправительственные, неправительственные, всемирные и региональные международные организации.

2). Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений (например, ООН обладает уставом, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институтов, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии. Примечание: Законодательство не каждой страны позволяет создание международных организаций в прямом понимании сущности международной организации. В Латвии, например, согласно статье 5 закона об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из лиц у которых место жительства зарегистрировано в Латвийской Республике. Обойти такой барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации — такое решение может быть вынесено лишь судом государства, в юрисдикции которого находится организация. Выбор такой формы деятельности — когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет международной общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства.

Процедуры признания общественной организации в качестве международной организации не существует — каждая организация объявляет себя национальной или международной положениями своего устава. Международная неправительственная организация соответствует следующим общепринятым критериям:

  • цели организации — международного значения;
  • деятельность по достижению установленных целей — международного значения;
  • государство регистрации выбирается учредителями организации и учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства регистрации;
  • членами (участниками) организации являются субъекты как минимум двух государств, либо результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Международные общественные организации или её представители могут быть наделены статусом наблюдателя или консультативным статусом при международной межправительственной (межгосударственной) организации.

Что такое Международная организация? Международная организация это. На данной странице словаря опубликовано определение экономического термина «Международная организация». Из описания термина вы сможете узнать, что означает понятие «Международная организация», как и где, используется термин «Международная организация».

termin.bposd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *