Определение религия 4 класс – Методическая разработка (4 класс) по теме: урок ОРКСЭ в 4 классе «Культура и религия»

Методическая разработка (4 класс) по теме: урок ОРКСЭ в 4 классе «Культура и религия»

Урок 3. Религия и культура

Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .

Задачи урока:

  1. Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
  2. Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
  3. Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;

Оборудование:

  1. учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
  2. электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
  3. карточки для игры «Собери пазлы»;
  4. демонстрационные карточки-термины;
  5. карта «Религии мира»;
  6. слад-шоу «История религий»;
  7. тетради учащихся.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Учащиеся под музыку входят в класс, получив от учителя посадочные талоны зеленого и розового цвета и рассаживаются по секторам (зеленый сектор и розовый сектор).
  2. Актуализация ранее полученных знаний.
  1. Как вы понимаете слово «религия»?
  2. Какие религии называются национальными?
  3. Какие религии называются мировыми?
  4. Какие религии считаются традиционными для России?
  5. Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем селе?
  1. Игра «Собери пазлы».

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии – это иудаизм, индуизм.

Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

  1. Выступление учителя «Что такое культура?»

Каждая из религий внесла свой вклад в развитие культуры. В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

        В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

        Культура бывает материальная и духовная. К памятникам материальной культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда  мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

  1. Задание детям: рассмотрите фотографии учебника на страницах 8, 9 и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, — они относятся?
  2. Чтение рубрики «Это интересно» (с.9)
  1. Игра.

Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка. 

1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.

  1. Беседа с учащимися:
  1. Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
  2. Что входит в понятие «культура поведения»?
  1. Выполнение творческого задания.
  1. Придумайте свои правила культурного поведения за столом (для 1-й команды).
  2. Придумайте свои правила культурного поведения  в гостях (для 2-й команды).
  1. Выступление учителя «Влияние религии на культуру».

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

        В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям.  (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман – мечети. Сейчас буддистские, христианские храмы и мечети можно встретить повсюду.

        В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9) 

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах. В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. Наконец, религия нашла свое отражение в языке, на котором мы с вами разговариваем, и в нашем повседневном поведении.

  1. Закрепление основных понятий урока (работа с тренажером).
  2.  Домашнее задание:
  1.  Перескажи родителям  или другим взрослым материал урока  3 «Культура и религия».
  2. Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.
  3. Индивидуальное задание: подготовить книгу-раскладушку или папку-презентацию по теме:

1)«Памятники духовной культуры»,

2)«Памятники материальной культуры».

МОУ СОШ №2

Степновский район

Ставропольский край

Урок основ мировых религиозных культур в 4 классе по теме

Учитель: Ласлова В.А.,

учитель истории и обществознания

1-й квалификационной категории

С. Иргаклы,2011г.

Правила культурного поведения за столом:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Правила культурного поведения в гостях:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Правила поведения в храме:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Церковь

Лезгинка

Карета

Мечеть

Знания

Буддизм

Кукла

Ислам

Народная песня

Монета

Копье

Законы

Платье

Сказка

nsportal.ru

Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему » Что такое культура. Культура и религия»

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа N400 имени Александра Невского Колпинского района СанктПетербурга

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

«Что такое культура.

Культура, религия и мораль».

Выполнила учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

ГБОУСОШ №400 имени

Александра Невского

Макарова Юлия Аркадьевна

Санкт-Петербург 2016

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОРКСЭ.

Задачи:

— личностные: – бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-метапредметные: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные:знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  1. Орг. момент

  2. Мотивация учебной деятельности.
    Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы

— Наш урок, ребята, мы начнем несколько необычно для вас. У вас на столах карточки с понятиями, на которые вы должны дать определение. Как вы понимаете, как объясните своими словами:

Культура

Культура духовная

Культура материальная

Нормы

Поведение

[ребята письменно дают определение понятиям, ответы запаковываются в конверт и сохраняются до конца урока]

— А теперь наша задача определить тему и цели нашего урока, а для этого посмотрите инсценировку рассказа Л.Н.Толстого “Лгун”.

[Заранее подготовленные учащиеся исполняют чтение по ролям или это может быть монолог одного ученика]

-Какому качеству человека посвящен рассказ? Чем такое качество опасно для самого человека? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

III Работа в группах.

Сейчас мы с вами поработаем в группах, но членов группы вы выберете себе сами. Групп будет две. Я называю руководителя первой группы [учитель называет имя ученика], этот ученик назначает руководителя второй группы. Затем руководитель первой группы берет в команду ученика и комментирует, почему он выбрал именно его. Так же поступает и руководитель второй группы и так далее пока не получится две группы.

Группы определены и теперь получают задание. У вас на столах карточки с пословицами и поговорками. Подумайте, согласны ли вы с этими изречениями.

Кто всем угождает, тот никому не угодит.

Кто завидует, тот страдает.

Кто ищет, тот находит.

Кто много болтает, тот беду накликает.

Кто на чужое зарится, тот своего лишается.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Кто спрашивает, тот учится.

Кто сразу за все берется, тот мало чего добьется.

Кто терпелив, тот удачлив.

Выберите одну из пословиц, с которой вы согласились не задумываясь и прокомментируйте ее.

IV Работа по теме урока.

Материал для учителя.

[сопровождается презинтацией]

Что такое культура? Слово культура происходит от латинского глагола “возделывать” и обозначает все, что создано человечеством на протяжении его многотысячелетней истории. Древнейшим предметом культуры стол обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнем позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приемам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы. Развитие материальной культуры, т.е. совокупности вещей и способов их создания, шло все быстрее, а сами вещи становились все более сложными. Этому способствовало то, что шло развитие духовной культуры человека. Возникновение новых технологий не было бы возможно без наблюдения и исследования природы, без накопления опыта и передачи его следующим поколениям. Так возникла наука. Из поколения в поколение передавались также правила поведения, формировались и закреплялись нормы отношений между людьми в зависимости от возраста, пола, а позже – экономического и общественного положения. Так формировались мораль и право. Появилось искусство. Человек выражал свои переживания сначала в форме жеста, ритма, танца, рисунка, скульптуры, а позже – в музыке и поэзии. Восхищение красотой, совершенством природы и страх перед ней, любовь и ненависть, страдание и радость – все это воплощалось в его творчестве. Из уст в уста передавались рассказы о событиях прошлого. Когда человек создал письменность, устные тексты, сохраняемые в памяти людей, стали записывать. Что такое религия? Религия – это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет мировоззрение, поведение и образ жизни человека. В ее основе лежит представление о существовании особой сверхъестественной [ то есть сверхприродной, от слова “естество” – природа] силы. Оно возникло в первобытную эпоху и постепенно превратилось в представления о духах, а позже о богах. Религия оказала и продолжает оказывать влияние практически на все другие виды человеческой деятельности. Известны сотни религий, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие – с культурами небольших племен. Приверженцы одних религий почитают множество богов, приверженцы других – Единого Бога. Одни религии исчезли вместе с ушедшими в небытие цивилизациями [например, Древнего Египта], другие возникли сравнительно недавно. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно само человечество. Религии подразделяют на племенные, или ранние; национальные, связанные с культурой одного народа; мировые, приверженцами которых являются представители разных народов мира. К национальным религиям относятся, например, индуизм – религию индийцев, синтоизм – религию японцев, иудаизм – религию евреев. Мировые религии три буддизм, христианство, ислам.

Для любознательных

Известны два объяснения происхождения слова “религия”, возникшее еще в глубокой древности. Первое объяснение принадлежит римскому философу и оратору Цицерону. Он считал, что это слово происходит от латинских глаголов “перечитывать”, “размышлять” что указывает на зависимость религии от человеческого сознания. Второе объяснение дал христианский богослов Лактанций. Он считал, что слово “религия” происходит от латинского глагола “связывать”, чем подчеркивается связь человека с Богом.

V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

— Какие из нижеперечисленных объектов вы отнесете к материальной культуре, а какие – к духовной? Почему?

Книга, здание, песня, ложка, стихотворение, ботинки

Материальная культура:

Духовная культура:

Д/З – Посмотрите в словаре, что такое “двуличие”. Напиши, чем опасно это качество души для человека. Приведите пример этого качества из произведений авторов.

— Оцените урок и свою работу на уроке.

Литература и источники:

  1. М.М. Шахнович Т.В. Чумакова «Основы мировых религиозных культур» 4 класс учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2013

  2. О.С. Клишина Е.Ф.Теплова «Основы светской этики» рабочая тетрадь 4 класс Москва ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера 2014

  3. http://shkolnie.ru/kultura/8992/index.html

http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?catid=221:—13-1&id=2830:2013-11-04-15-06-39&option=com_content&view=article

infourok.ru

Что такое Религия? Религия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Существует несколько версий происхождения слова религия. По одной из них оно произошло от латинского religio — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение и др. По другой версии оно происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Есть также мнение, что оно могло произойти от еще одного глагола

reeligere, то есть воссоединять.

Поскольку у данного слова столько вариантов происхождения, то и определение данному понятию дают большое множество. Но на самом деле религия — это способ общения людей с Богом. И потому их существует такое множество.

Бог один, но все люди разные и каждый выбирает в жизни для себя тот путь, который ему легче пройти. Именно поэтому Господь допустил существование стольких религиозных течений. Ведь все истинные религии в конечном счете приведут к Нему. У кого то этот путь будет коротким, а кому-то понадобится большое количество жизней. Это зависит от того, какое религиозное направление человек выбрал. И хотя проповедники разных религий утверждают, что только их путь истинен и короток, тем не менее, все они различны.

Как человек предается Богу, так и Бог отвечает ему. Если сердце человека полностью открыто для общения с Богом, то Он ведет его по кратчайшему пути. Если же в человеке существуют материальные привязанности, то Всевышний направляет его по пути, который даст человеку время на избавление от этих привязанностей. Все зависит от выбора самого человека.

Существует несколько направлений в религии:

  1. Атеизм — отрицание существования Бога.
  2. Монотеизм — поклонение одному Богу.
  3. Политеизм — поклонение нескольким Богам.
  4. Чистый теизм- признание права существования всех истинных религий, поскольку присутствует понимание того, что Бог один.

Если вкратце рассмотреть, что дали основные религиозные течения людям, то можно сказать следующее:

  1. Иудаизм — через иудеев Господь дал 10 Заповедей, соблюдая которые все в точности и той последовательности, в которой они идут, человек непременно достигнет совершенства своей жизни. Это очень важный момент. Так как, только осознав первые Заповеди, человек сможет без отклонений следовать остальным. Эти Заповеди важны настолько, что даже последователи вайшнавизма просят христиан следовать им.
  2. Христианство — Иисус учил людей любви к Богу и ближнему, чего ранее не существовало, так как все поклонения совершались из страха перед могуществом Всевышнего. Концепцию любовного служения Всевышнему он принес из своего путешествия по Индии и Гималаям, где на протяжении 7 лет он обучался у местных священников. В Евангелии подтверждается новизна учения, которое Иисус нес людям.
  3. Ислам — несмотря на то, что христианство относится к монотеизму, Коран отрицает это, утверждая политеизм христианства из-за приравнивания Иисуса к положению Всевышнего, а также поклонение матери Иисуса, как матери Бога, наравне с Самим Богом. Пророк Мухаммед попытался возродить религиозные устои и вернуть людей на путь монотеизма, на путь поклонения Самому Богу. При этом он дал то, чего не сделал Иисус: он описал часть качеств Бога. В Библии же о Боге почти ничего не говорится. Благодаря пророку Мухаммеду, люди смогли хоть немного узнать о том, кто такой Бог.
  4. Буддизм — данное течение проповедует любовь ко всем живым существам. Оно возникло тогда, когда жертвоприношения, совершаемые людьми, чтобы очистить свои грехи, приняли угрожающий характер, и животных оставалось не так много. Для защиты живых существ Господь воплотился в образе Будды (не путать с Самим Богом), отверг авторитетность ведических писаний и остановил массовые убийства. Это была временная мера, необходимая на тот момент. Поскольку Веды были признаны неавторитетными, то и был отвергнут личностный аспект Бога. В результате основной идеей является поклонение безличному Абсолюту и слияние с пустотой, с сиянием. Но, так как Бог является личностью, то в предсказаниях говорится о том, что данное направление со временем исчезнет.
  5. Индуизм — его уникальность состоит в том, что, несмотря на единое название, оно представляет собой множество религиозных направлений. Часть из них проповедует философию пустоты, часть следует политеизму, а вайшнавизм проповедует чистый теизм. Поэтому рассматривать его, как единое течение нельзя, нелогично. В древних ведических предсказаниях говорится о наступлении Золотого Века, который продлится около 10 000 лет, затем деградация людей продолжится. Ряд предсказателей говорят, что данный век наступит после катастрофы 2012 года. Однако последователи вайшнавизма считают, что он начался примерно около 500 лет назад с приходом Господа в образе Чайтанья Махапрабху, проповедовавшего славу Святого Имени на территории Индии. Он дал людям самый простой, самый легкий и самый короткий путь к Богу через воспевание маха-мантры: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

Зачастую люди не знают, как правильно выбрать религию. Они не понимают, что мало знать, нужно следовать тому, что проповедует определенное религиозное течение. Ибо, как сказано в Библии, и демоны веруют в Бога и трепещут перед Ним, но вера без дел мертва. Чтобы достичь совершенства в жизни, нужно к нему идти. А чтобы легче было разобраться в том, какой путь выбрать, нужно найти ответы всего на три вопроса:

  1. Какую цель преследует данная религия?
  2. Каким путем достигается данная цель?
  3. Что чувствуешь, глядя на тех, кто достиг этой цели?

Если все ответы на данные вопросы удовлетворяют человека, он может смело начинать свой путь домой к Богу.

samopoznanie.ru

Методическая разработка (4 класс) по теме: Конспект урока по основам православной культуры «Культура и религия» 4 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа 53

Конспект урока по основам православной культуре в 4 классе

«Культура и религия»

подготовила

учитель начальных классов

Сахатова Галина Геннадьевна

Санкт — Петербург

2012г

Тема урока  «Культура  и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

                       Тебе он светлый дал удел,

                       Хранить для мира достояние,

                        Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока: 

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, dvd-проигрыватель

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

— Какое имя носит наша замечательная страна?

— Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

  3.Усвоение новых знаний.

А) Знакомство с темой урока.

— Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ)

— С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

— культура

— религия

                  — Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить  в                   конце урока?

( Что такое культура?  Что такое религия?)

—  А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Б) Актуализация знаний учащихся.

 Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.

культура

религия

         — Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?

 — Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

 Эти большие понятия, культура и религия,  связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

В) Работа по учебнику.

— Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

— Как вы поняли, что такое культура?

— Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?

— Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?

(Православие. Урок 2. Словарь.)

— Что новое вы узнали о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

— Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Дополнительный рассказ учителя о культуре.

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

(ответы детей)

— Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.

Г) Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

— Как вы поняли, что такое религия?

—  Сегодня  религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

            – поведение людей в повседневной жизни;

          – участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?

Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

— Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры?

— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

— Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.

 Можем  теперь ответить на вопрос:  Что такое религия?

Запись в тетрадь:

РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.

Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.

Тренажёр. Культура и религия 1.

— Прочитайте внимательно задание.

— Кто справился с заданием на 100 %?

— Что вы отнесли к понятию культура?

— А к религии? –

— У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.

4) Выяснение связи культуры и религии.

А) Работа с рассказом.

— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.

— Прочитаем его ещё раз.

 — Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

—  Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— Работай! За тебя люди молятся! — Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

— Говорят «спасибо», что же ещё?

— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

  1. Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

  1.     Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
  2.  Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
  3. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

— В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.

( слайд-шоу)

— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

— А у нас в городе есть храмы? Где они находятся? Как называется?

— А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?

— Давайте посмотрим на некоторые из них.

— Только в храме находятся иконы?

— Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.

ВЫВОД:

— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

5.Закрепление материала.

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

— Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Обсуждение.

— Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?

6.Контроль.

Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.

— Кто справился со всеми заданиями?

— Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

7.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:

Культура – это… Религия — …

8.Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.

Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города.

Посетить школьный музей  «История Старой-Новой Деревни» и узнать сведения о храмах нашего района.

Использованная литература:

Богословские труды.  Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101-119

Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

Основы православной культуры. Методические рекомендации  — М: «Новое время». 2010

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

nsportal.ru

Тест по ОРКСЭ (4 класс) по теме: 4 класс ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур»

Тест № 2 «Культура и религия» (к уроку 2)

1. Что такое религия:

а) одна из форм народных традиций народа

б) необходимая часть для всех людей

в) важнейшая часть большинства духовных традиций

2. Сегодня религией называют:

а) различные верования людей, поведение людей в повседневной жизни, участие в религиозных действиях

б) участие в религиозных действиях

в) посещение храмов и церквей

3. Ритуалы — это

а) действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов и духов

б) праздники, на которых люди общаются друг с другом

в) действия направленный на познание нового и интересного

4. Ритуалы — это

а) участие в праздниках

б) участие в современных шествиях и гуляньях

в) участие людей в религиозных действиях

5. Первобытные верования — это

а) верования людей, основанные на старых понятиях

б) верования самых древних людей

в) верования, которые нам уже не интересны

6. Древние религии — это

а) верования, которые возникли в Египте, Индии, Греции. Риме

б) верования, которые возникли в Древнем Китае

в) верования, которые возникли в Древней Руси

7. Традиционные верования — это

а) верования, в которые веруют все люди

б) верования, которые возникли в ХХ веке

в) верования, которые сохранились с древности до наших дней

8. Национальные религии — это

а) религии, которые создали народы и принадлежат одному народу

б) религии, которые создали несколько групп национальностей

в) религии, которые относятся к людям нескольких национальностей

9. Мировые религии — это

а) религии, в которых верующие живут в разных странах и принадлежат к разным народам

б) все религии  мира вместе

в) это любая религия мира

  1. Перечисли мировые религии мира

___________________________________________________________________

11. В России с незапамятных времен существуют разные религии, но большинство___________________________________________________

  1.  Индуизм — это верование

а) индейцев

б) индусов

в) евреев

13.  Иудаизм — это верование

а) евреев

б) индусов

в) русских

14. Какие религии мира считаются традиционными религиями России?______________________________________________________________

15.Что значит вести религиозный образ жизни:

а) верить в Бога

б)  верить в Бога и выполнять религиозные обряды

в) выполнять религиозные обряды, которые нравятся

16. Почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

17.  Где проживают крупнейшие народы нашей страны? _______________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

18. Какие религии они исповедуют?__________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

19.Какая религия преобладает в вашей семье?_________________________

nsportal.ru

«Культура и религия» — Начальные классы

Конспект урока по основам православной культуре в 4 классе

«Культура и религия»

подготовила

учитель ОПК

Кишкина Наталья Ивановна

Тема урока  «Культура  и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

                       Тебе он светлый дал удел,

                       Хранить для мира достояние,

                        Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока: 

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, dvd-проигрыватель

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

— Какое имя носит наша замечательная страна?

— Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

  3.Усвоение новых знаний.

А) Знакомство с темой урока.

— Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ)

— С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

— культура

— религия

                  — Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить  в                   конце урока?

( Что такое культура?  Что такое религия?)

—  А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Б) Актуализация знаний учащихся.

 Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.

культура

религия

         — Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?

 — Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

 Эти большие понятия, культура и религия,  связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

В) Работа по учебнику.

— Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

— Как вы поняли, что такое культура?

— Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?

— Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?

(Православие. Урок 2. Словарь.)

— Что новое вы узнали о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

— Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Дополнительный рассказ учителя о культуре.

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

(ответы детей)

— Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.

Г) Пришло время более подробно поговорить о религии.Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

— Как вы поняли, что такое религия?

—  Сегодня  религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

            – поведение людей в повседневной жизни;

          – участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?

Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

— Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры?

— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

— Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.

 Можем  теперь ответить на вопрос:  Что такое религия?

Запись в тетрадь:

РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.

Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.

Тренажёр. Культура и религия 1.

— Прочитайте внимательно задание.

— Кто справился с заданием на 100 %?

— Что вы отнесли к понятию культура?

— А к религии? –

— У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.

4) Выяснение связи культуры и религии.

А) Работа с рассказом.

— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.

— Прочитаем его ещё раз.

 — Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

—  Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— Работай! За тебя люди молятся! — Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

— Говорят «спасибо», что же ещё?

— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

  1. Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

  1.     Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

  2.  Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

  3. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

— В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.

( слайд-шоу)

— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

— А у нас в городе есть храмы? Где они находятся? Как называется?

— А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?

— Давайте посмотрим на некоторые из них.

— Только в храме находятся иконы?

— Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.

ВЫВОД:

— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

5.Закрепление материала.

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

— Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Обсуждение.

— Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?

6.Контроль.

Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.

— Кто справился со всеми заданиями?

— Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

7.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:

Культура – это… Религия — …

8.Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.

Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города.

Посетить школьный музей  «История Старой-Новой Деревни» и узнать сведения о храмах нашего района.

Использованная литература:

Богословские труды.  Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101-119

Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

Основы православной культуры. Методические рекомендации  — М: «Новое время». 2010

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

multiurok.ru

Урок «Возникновение религий. Древнейшие верования» 4 класс

Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Выполнила учитель начальных классов Семенихина С.И.

2010-2011 уч. год

Урок 4

Тема урока: Возникновение религий. Древнейшие верования (слайд 1)

Цели:

  • Формирование представлений об эволюции религиозных систем от древнейших форм к монотеизму;

  • Формирование представлений об основах иудаизма – древнейшие монотеистической религии;

  • Создание условий для развития умения делать логические заключения, сравнения;

  • Формирование умения пользоваться различными источниками знаний, анализировать информацию этих источников

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Воспитание чувства национального уважения, веротерпимости, толерантности, уважения к предмету.

  • Цель урока: довести до сознания детей становление древних религиозных верований, раскрыть содержание понятий о религии и мифологии. Раскрыть причины возникновения религий.

  • Задачи:

  • Образовательная: сформировать представления о религии и мифологии. Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «мифы».

  • Развивающая: развивать умение творчески мыслить, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, анализировать исторические факты.

  • Коррекционная: работать над значением и проговариванием новых терминов, адекватно оценивать свою работу и работу учащихся.

  • Воспитательная: работать над развитием нравственных качеств учащихся, воспитыватьуважение к различным религиям народов.

  • Методы: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный, беседа, рассказ.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа в группах, работа в парах, игра

Основные термины и понятия: Пантеон. Многобожие. Завет. Иудаизм.

Средства наглядности: ПК, презентация, проектор, филлворд, карточки, учебники

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

1. Примерные вопросы к учащимся:

— Кому ты читал или пересказывал текст из пособия?

— Что их заинтересовало в твоем рассказе?

— Чем они дополнили твой рассказ?

2. Выполнение карточек в парах (приложение 1)

3.Игра «Испорченный телефон» (дети говорят друг другу на ушко фразу «Каллиграфия – искусство красивого и изящного письма»)

  1. Беседа с учащимися.

Примерные вопросы для беседы:

— Кто из вас знаком с понятием пантеона? Многобожия?

— Кто из вас читал мифы разных народов?

— Что запомнилось вам из прочитанного?

  1. Запись в тетрадь темы урока.

Обсуждение темы урока с учащимися:

— Как вы понимаете тему урока?

V. Выступление учителя.

Знакомство с историей возникновения религий.

Примерный план выступления:

  1. Как возникли первые религиозные верования (слайды 3-11)

Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

Древние люди верили, что окружающий мир населён духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например медведей, оленей, коров.

Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремёслам или искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.

  1. Что такое пантеон, или многобожие.

МНОГОБОЖИЕ, (книжн.). Вера во многих богов, политеизм; противоп. единобожие.

Пантео́н (др.- греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.- греч. πάντεζ — все и— бог) — «храм всех богов»

  1. Возникновение первой монотеистической религии – иудаизма.

(слайды 12-24)

Иудаизм в переводе с греческого – религия иудеев, религия евреев, определяющая, почти на протяжении четырёх тысячелетий жизненный уклад и верования евреев.

  1. Цивилизация и культура, созданная еврейским народом.

Первым народом, который поверил в Бога, был народ иудейский (еврейский). Иудаизм — наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине.

Иудаизм — это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира — для христианства и ислама.

По преданию, родоначальником евреев считается патриарх Авраам.

Бог открылся Аврааму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом:

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные»

На 75-м году жизни Авраам оставил родину и, в сопровождении жены и племянника Лота, переправился через Евфрат на территорию Ханаана.

От этого произошло, по одной из версий, его прозвище Аврам-«ха-иври» (еврей) — то есть «[прибывший] с той стороны [реки]».

Неподалёку от Сихема (Шхема) Бог снова явился Аврааму, пообещав его потомкам всю землю Ханаана. С тех пор ее зовут Землей Обетованной (обещанной).

В это время в одной еврейской семье, в Египте родился мальчик, которого назвали Моисей. Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ. Всевышний после десяти Египетских казней вывел иудеев из Египта под руководством Моисея.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через Красное море.

«И протянул Моисей руку свою на море, и Господь гнал море сильным восточным ветром целую ночь, и сделал море сушей, и расступилась вода», — сказано в Священной книге.

В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы).

Моисей заключил с Богом договор (Завет). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там своё царство. Чтобы почитать своего Бога, они построили в городе Иерусалиме Храм.

Однако через некоторое время на царство иудеев напали могущественные соседи. Иерусалимский Храм был разрушен, а иудеи переселены в другое государство – Вавилонию. После падения Вавилонии иудеи смогли вернуться в Землю Обетованную и заново построили в Иерусалиме Храм Единого Бога.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  1. Заповеди иудаизма (приложение 2). Чтение в парах и обсуждение

  1. Закрепление основных понятий урока (приложение3)

Решение филлфорда «Возникновение религий. Иудаизм» Работа в группах. Проверка (слайд25, 26)

Т

З

А

П

О

Л

М

У

Х

Р

А

П

А

Н

В

И

О

И

М

А

В

Р

М

Т

Е

Д

И

С

В

К

М

А

А

Е

О

Н

У

Е

Й

С

Н

О

Г

Ь

Э

Д

Д

А

И

З

С

К

О

И

Е

Р

У

С

З

А

И

Р

Б

О

Ж

Ы

М

А

М

В

Ж

А

Л

И

И

Е

И

Л

Т

Е

  1. Чтение и работа с притчей.

Голова и хвост змеи

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств». В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился с огненную яму, и змея погибла в огне.

— Что вы можете сказать, прослушав эту притчу?

— Чему учит она?

  1. Рефлексия. (слайд 27)

Я узнал…

Мне было интересно…

Я хочу узнать больше…

Мне понравилось…

Я расскажу родным и друзьям…

  1. Задание на дом (слайд 28-29)

— Прочитать статью, выполнить задания и ответить на вопросы, побеседовать со взрослыми

— Составить тест или кроссворд по изученной теме

— Найти и рассказать о 10 египетских казнях

— Составить вопросы интервью по данной теме

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *