Организационная структура следственного комитета – V. /

Структура и направления деятельности Следственного комитета рф.

Систему Следственного комитета Российской Федерации, согласно ст. 12 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» от 28.10.2010 г. №403-ФЗ, составляют: центральный аппарат Следственного комитета, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации.В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности. В Следственном комитете образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Следственного комитета (за исключением лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 1 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» от 28.10.2010 г. №403-ФЗ, основными задачами Следственного комитета являются:

— оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

— обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина

— осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

— организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

— осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

— разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

— совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

— определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Документы, регламентирующие деятельность следственного отдела.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» от 28.10.2010 г. №403-ФЗ правовой основой деятельности следственного отдела, как основной структурное единицы Следственного комитета Российской Федерации, являются: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О следственном комитете Российской Федерации» и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Приказы Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, методические указания и рекомендации по вопросам организации предварительного расследования уголовных дел различной категории.

Осмотр места происшествия.

На основании ст. 176 УПК РФ был произведен осмотр места происшествия — участка местности (составлен протокол осмотра места происшествия) с целью установления события преступления. При прибытии на место осмотра были приглашены понятые, им были разъяснены права и порядок производства осмотра согласно ч. 5 ст. 164 УПК РФ. В протоколе фиксировались все обстоятельства необходимые для дела. В ходе осмотра были обнаружены вещественные доказательства. Данные предметы были предъявлены понятым (ч. 4 ст. 177 УПК РФ) и опечатаны. Протокол был прочитан и подписан всеми участвующими лицами.

Осмотр предметов (документов).

На основании ст. 176 УПК РФ был произведен осмотр предметов одежды изъятых в ходе проведения выемки, в соответствии с ст.ст. 183; 182 УПК РФ, в одном из танатологических отделений Департамента здравоохранения города Москвы. Составлен протокол выемки с целью установления наличия на изъятых предметах одежды следов преступления и признания данных предметов одежды вещественными доказательствами по уголовному делу в порядке ст. 81 УПК РФ. При осмотре в служебный кабинет были приглашены понятые, им были разъяснены права и порядок производства осмотра согласно ч. 5 ст. 164 УПК РФ. В протоколе фиксировались все обстоятельства необходимые для дела. В ходе осмотра были выявлены повреждения виде разрывов ткани и пятна вещества бурого цвета похожего на кровь, что было зафиксировано в протоколе следственного действия. Данные предметы были предъявлены понятым (ч. 4 ст. 177 УПК РФ) и опечатаны. Протокол был прочитан и подписан всеми участвующими лицами.

Проверка показаний обвиняемого на месте.

В целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, ранее данные показания проверяются путем проведения проверки показаний на месте в соответствии со ст. 194 УПК. Проверка показаний на месте заключается в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события. В ходе проведения данного следственного действия используется видеозапись или фотографирование. Протокол показаний на месте составляется с соблюдением общих правил (ст. 166 и 167 УПК).

Составление проектов постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Любое сообщение о совершенном или готовящимся преступлении подлежит обязательному рассмотрению следователем следственного отдела в пределах своей компетенции в порядке ст. 144 УПК РФ. По результатам проверки следователь следственного отдела руководствуясь ст. 145 УПК РФ принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела в порядке ст. 146 УПК РФ; об отказе возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения о преступлении по подследственности. При наличии оснований предусмотренных ст. 24 УПК РФ, по результатам проверки, руководствуясь ст. 148 УПК РФ, следователь выносит мотивированное постановление об отказе возбуждении уголовного дела.

Допрос свидетеля.

На основании ст. 187 УПК РФ был произведен допрос свидетеля в здании следственного отдела. Порядок вызова свидетеля был соблюден путем вручение повестки. Ход и результаты допроса отражены в протоколе, составляемом в соответствии со ст. 166 и 167 УПК. Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи свидетель удостоверил своей подписью.

Проекты постановлений о назначении судебных экспертиз.

Производство судебной экспертизы – это следственное действие, состоящее из: 1) назначения, 2) проведения самостоятельного процессуального исследования лицом (лицами) на основе его специальных познаний и дачи им заключения (сообщения о невозможности дать заключение) по вопросам, поставленным осуществляющим производство по делу органом, и 3) ознакомление сторон с результатами исследования. Специфика экспертизы как следственного действия состоит в том, что доказательственная информация получается не самим следователем, а по его поручению в результате исследования на основе специальных познаний процессуально собранных объектов. Поэтому доброкачественность заключения эксперта зависит не только от действий самого следователя, но и от качеств эксперта, самого исследования и представленных объектов. При применении норм главы 27 УПК РФ необходимо учитывать Закон РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Российская газета. 2001. 5 июня), который подлежит применению в части, не противоречащей УПК. Цель производства экспертизы состоит в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (Ст. 2 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ). снованием для назначения экспертизы является необходимость установления фактов с помощью заключения эксперта – особого источника доказательств, как результата самостоятельного процессуального исследования на основе специальных познаний. Вопрос об этой необходимости решается субъектом, ведущим производство по делу.

Участие в очной ставке.

В ходе расследования по уголовному делу возникла необходимость в проведении очной ставки в порядке ст. 192 УПК РФ, между свидетелем и потерпевшим по уголовному делу, та как их показания отличаются по своей сути и содержанию и противоречат друг другу. В следствии этого, в порядке ст. 164 УПК РФ в служебный кабинет были приглашены потерпевший и свидетель. Следователь стал выяснять у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Допрашиваемым лицам поочередно предлагалось дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. После дачи показаний следователь стал задавать вопросы каждому из допрашиваемых лиц. Лица, между которыми проводилась очная ставка, с разрешения следователя задавали вопросы друг другу. Ход производства данного следственного действия был зафиксирован в той же последовательности в протоколе очной ставки согласно ст. 166-167 УПК РФ, с которым ознакомились в се участвующие в данном следственном действии лица и удостоверили его своей подписью. Входе производства очной ставки были устранены все противоречия имеющиеся в показаниях потерпевшего и свидетеля, потерпевший внес коррективы в свои показания и дал пояснения почему ранее он утверждал иное.

Допрос подозреваемого.

На основании ст. 187 УПК РФ был произведен допрос подозреваемого в здании следственного отдела. Подозреваемый был задержан в порядке ст. 91-92 УПК РФ и доставлен сотрудниками полиции для допроса к следователю. Подозреваемому в порядке п.3 ч.4 ст. 46 УПК РФ было обеспечено участие в следственном действии защитника. Ход и результаты допроса отражены в протоколе, составляемом в соответствии со ст. 166 и 167 УПК. Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи подозреваемый и его защитник удостоверил своими подписями.

Подготовка материалов уголовного дела и составление проекта постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения.

В ходе производства по уголовному делу, после того как подозреваемый был задержан в порядке 91-92 УПК РФ и допрошен появилась необходимость в избрании подозреваемому меры пресечения. Так как уголовное дело было возбуждено по преступлению предусмотренному ч. 1 ст. 105 УК РФ, что является особо тяжким преступлением, а подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации, следователь принял решение о возбуждении ходатайства перед районным судом об избрании подозреваемому меры пресечения в качестве заключения под стражу в порядке ст. 108 УПК РФ. Было составлено мотивированное постановление следователя о возбуждении ходатайства перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке ч.3 ст. 108 УПК РФ. К постановлению были приложены материалы уголовного дела, подтверждающие обоснованность ходатайства. Копии постановления и материалов дела были направлены в прокуратуру и районный суд за 8 часов до истечения срока задержания.

studfiles.net

Организационная структура Следственного управления — Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области

Руководитель следственного управления А.П. Виноградов согласно приказу от 28.02.2017 № 33 «О распределении обязанностей между руководством следственного управления СК России по Нижегородской области» осуществляет общее руководство, в том числе вопросы деятельности:

— отдела кадров;

— организационно-контрольного отдела;

— старших помощников руководителя управления;

— старшего инспектора;

— общее руководство финансово-хозяйственной деятельностью управления.

 

 

Заместитель руководителя управления

В соответствии с приказом руководителя следственного управления Виноградова А.П. от 28.02.2017 № 33 «О распределении обязанностей между руководством следственного управления СК России по Нижегородской области» на заместителя руководителя управления Канонерова Д.Г. возложено руководство вопросами:

— отдела процессуального контроля;

— отдела криминалистики;

— отдела по приему граждан и документационному обеспечению.

 

Аппарат следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Нижегородской области

Руководитель следственного управления

полковник юстиции Виноградов Андрей Павлович

тел: 268 02 80 (приемная), 268 02 76 (факс)

Первый заместитель руководителя управления

 

Заместитель руководителя управления

полковник юстиции Канонеров Дмитрий Георгиевич

тел: 268 02 83 (приемная)

 

 Старший помощник руководителя управления

полковник юстиции Склярова Юлия Юрьевна

тел: 268 03 68

 Старший помощник руководителя управления

майор юстиции Белецкий Владимир Валерьевич

 тел. 268 03 48

Руководитель отдела кадров

полковник юстиции Жулина Наталья Александровна

тел: 268 02 88

Руководитель 1 отдела по расследованию особо важных дел

подполковник юстиции Кириллов Андрей Александрович

тел: 268 03 01

Руководитель 2 отдела по расследованию особо важных дел

полковник юстиции Леонов Михаил Николаевич

тел. 268 03 21

 

Руководитель 3 отдела по расследованию особо важных дел

капитан юстиции Зафесов Руслан Айдамирович

тел. 268 03 23

Руководитель отдела процессуального контроля

майор юстиции Пересыпин Алексей Александрович

тел: 268 03 39

Руководитель отдела криминалистики

подполковник юстиции Буренков Иван Михайлович

тел: 268 03 51

Руководитель организационно-контрольного отдела

полковник юстиции Юрлов Алексей Юрьевич

тел: 268 03 31

Руководитель отдела по приему граждан и документационному обеспечению

подполковник юстиции Воеводина Елена Вячеславовна

тел: 268 03 49

Руководитель финансово-экономического отдела

капитан юстиции Зинкевич Татьяна Юрьевна

тел: 268 03 10

Руководитель отдела материально-технического обеспечения

старший лейтенант юстиции Зеленина Татьяна Борисовна

тел. 268 03 69

 

Руководитель экспертно-криминалистического отдела

капитан юстиции

Комраков Николай Львович

тел: 422-65-33

Дежурная служба:

Дежурный инспектор 8 920 069 51 90

Дежурный следователь 8 920 069 51 86

nnovgorod.sledcom.ru

Специфика работы следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области, его структура, основные функции

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. История формирования Следственного комитета Российской Федерации….5

2. Специфика работы следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области, его структура, основные функции……………………..9

3. Полномочия следователя Следственного комитета Российской Федерации и подследственные ему уголовные дела…………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованных источников………………………………………………18

 

 

Введение

В соответствии с учебным планом на протяжении 4-х недель с 13 апреля по 10 мая 2017 годая проходила производственную (преддипломную) практику в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Брянской области (далее – СУ СК РФ по Брянской области). Руководил практикой от организации руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) подполковник юстиции Андреев Александр Сергеевич.

Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний полученных в ходе учебного процесса (лекционных и семинарских занятий), а также сбор, систематизация и анализ нормативно-методического и эмпирического (фактологического) материала по теме выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).

Задачами производственной (преддипломной) практики являются:

— изучение структуры, функций, задач и особенностей сферы деятельности учреждения;

— изучение нормативных и методических материалов по теме дипломной работы;

— подбор, систематизация и анализ документов открытого доступа, характеризующих практические аспекты вопросов, рассматриваемых в дипломной работе;

— формирование практических профессиональных навыков путем непосредственного участия в повседневной деятельности организации;

— обработка и научная интерпретация собранного материала.

Деятельность СУ СК РФ по Брянской области определена Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственно комитете Российской Федерации».

В соответствии с данным Федеральным законом СУ СК РФ по Брянской области является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

К основным задачам, которые выполняет СУ СК РФ по Брянской области, относятся:

— оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

— обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

— осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

— совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

СУ СК РФ по Брянской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

 

 

История формирования Следственного комитета Российской Федерации

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел.
К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую — более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма — прообраз современного предварительного следствия).

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.

В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.

На протяжении многих десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

 

Специфика работы следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области, его структура, основные функции

Следственный комитет Российской Федерации, в структуру которого входит следственное управление Следственного комитета РФ по Брянской области, является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации. Положение о Следственном комитете Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Руководителем СУ СК РФ по Брянской области является генерал-майор юстицииЛитвинов Игорь Анатольевич. Первый заместитель руководителя СУ СК РФ по Брянской области–подполковник юстиции Буравцов Дмитрий Владимирович.

В аппарат СУ СК РФ по Брянской области входят:

— Первый отдел по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности). Руководитель подразделения — Андреев Александр Сергеевич;

— Второй отдел по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти в сфере экономики). Руководитель подразделения — Котенок Андрей Васильевич;

— Отдел процессуального контроля. Руководитель подразделения – Грицук Юрий Викторович;

— Отдел криминалистики. Руководитель подразделения – Ковальчук Станислав Игоревич;

— Отдел кадров. Руководитель подразделения – Погарченко Оксана Михайловна;

— Отдел по приему граждан и документационному обороту. Руководитель подразделения – Гусарова Наталья Витальевна;

— Отдел материально-технического обеспечения. Руководитель подразделения – Семиякин Николай Николаевич;

— Финансово-экономический отдел. Руководитель подразделения – Торшина Нина Васильевна.

Основными задачами Следственного управления являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.

Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и организаций Следственного комитета;

2) бобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

5) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

6) взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

7) образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

8) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;

9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

10) учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности и др.

 

studopedia.net

Структура и функции Следственного Комитета РФ.

Поиск Лекций

СК России осуществляет следующие функции[2]:

· Осуществление доследственной проверки по сообщениям о преступлениях, поступившим в СК России

· Осуществление предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с законодательством

· Осуществление криминалистического сопровождения расследования преступлений

· Осуществление судебно-экспертной деятельности

· Осуществление процессуального контроля и проверок деятельности следственных органов

· Другие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В единую централизованную систему СК России входят:

· центральный аппарат СК России

· территориальные следственные органы (включая военные)

· образовательные учреждения системы СК России

· научные организации системы СК России

· организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России

Управления и отделы Центрального аппарата СК России[править | править вики-текст]

· Главное следственное управление

· управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности

· управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики

· первое следственное управление

· второе следственное управление

· третье следственное управление

· четвертое следственное управление

· пятое следственное управление

· шестое следственное управление

· седьмое следственное управление

· отдел по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов

· управление методико-аналитического и документационного обеспечения

· Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу

· управление по расследованию особо важных дел

· контрольно-криминалистическое управление

· отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты

· организационно-аналитический отдел

· отдел документационного обеспечения

· отдел обеспечения деятельности

· отдел по приему граждан и рассмотрению обращений

· Главное управление процессуального контроля

· управление процессуального контроля за следственными органами

· управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции

· управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел

· организационно-аналитический отдел

· отдел документационного обеспечения

· Главное управление криминалистики

· методико-криминалистическое управление

· технико-криминалистическое управление

· управление организации экспертно-криминалистической деятельности

· отдел криминалистического сопровождения следствия

· организационно-аналитический отдел

· отдел документационного обеспечения

· Главное организационно-инспекторское управление

· организационно-контрольное управление

· информационно-методическое управление

· управление собственной безопасности

· управление оперативных служб

· отдел документационного обеспечения и корректуры

· Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации

· финансово-экономическое управление

· управление материально-технического обеспечения

· управление делами

· контрольно-ревизионное управление

· управление капитального строительства

· управление информационных технологий

· отдел по управлению закупками

· отдел организационного и документационного обеспечения

· Управление по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны

· Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах

· Управление кадров

· Правовое управление

· Управление взаимодействия со средствами массовой информации

· Управление международно-правового сотрудничества

· Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению

· Управление по защите государственной тайны

· Управление физической защиты

· Отдел информационного и документационного обеспечения Председателя СК России

· Главное военное следственное управление

Состав территориальных следственных органов (кроме военных)[править | править вики-текст]

На окружном уровне:

· управления СК России по федеральным округам;

На межрегиональном уровне:

· межрегиональные следственные управления на транспорте СК России;

На региональном уровне:

См. также: Федеративное устройство России

· следственные подразделения Следственного комитета по республикам РФ

· следственные подразделения СК России по иным субъектам Российской Федерации

На районном уровне:

· следственные подразделения СК России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям,

· следственные подразделения СК России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах,

· следственные отделы СК России на транспорте,

· природоохранные следственные отделы СК России

· следственный отдел СК России на комплексе «Байконур».

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

1.2 Система следственного комитете и организация деятельности следственного комитета

В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации.

В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности.

В Следственном комитете образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Следственного комитета (за исключением лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.

Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации.

Председатель следственного комитета.

Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Председатель Следственного комитета ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Председатель Следственного комитета:

1) организует работу Следственного комитета;

2) издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками;

3) утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В отсутствие Председателя Следственного комитета или в случае невозможности исполнения им своих служебных обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Следственного комитета, а в отсутствие Председателя Следственного комитета и его первого заместителя или в случае невозможности исполнения ими своих служебных обязанностей — один из заместителей Председателя Следственного комитета в соответствии с распределением служебных обязанностей.

studfiles.net

Глава 1 Общая характеристика следственного комитета рф

53

Введение

Тема дипломной работы «Методика расследования преступлений против жизни».

Жизнь человека охраняется Конституцией РФ, где записано, что каждый имеет право на жизнь, не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Умышленное, противоправное лишение жизни человека-убийство, является одним из тяжких видов преступления против личности.

Вопросы предупреждения, раскрытия и расследования преступлении против личности всегда находятся в центре внимания.

При расследовании убийств необходимо хорошо владеть криминалистической методикой расследования данной категории преступлений.

Данная тема актуальна, так как много вопросов возникает при расследовании убийства. Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что охрана права на жизнь, является одной из важнейших задач государства и уголовного законодательства РФ, в частности.

Предотвращение, раскрытие и расследование убийств представляет собой одну из наиболее важных задач правоохранительных органов. С развитием научно – технических средств преступники выбирают все более изощренные способы совершения преступлений, выявление, раскрытие и расследование которых требует от следователя мобилизации всех его усилий, высокого профессионализма, знания и умелого применения на практике новейших достижений науки криминалистики.

Раскрытие и расследование, а также судебное разбирательство данной категории преступлений является важным фактором.

Целью данной работы является рассмотрение криминалистической методики расследования убийств.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

— Рассмотреть типичные следственные ситуации при совершении убийств;

— Рассмотреть методику проведения предварительного расследования убийства на первоначальном и последующих этапах расследования;

— Рассмотреть методику проведения основных следственных действий, проводимых при расследовании убийств.

1.1 Общее положение о следственном комитете рф

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.

Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.

В случае если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, руководитель следственного органа Следственного комитета направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета.

Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы.

На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство.

Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Граждане, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по целевому направлению Следственного комитета за счет средств федерального бюджета, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

studfiles.net

Задачи и структура Следственного комитета Российской Федерации.


Стр 1 из 12Следующая ⇒

Задачи и структура Следственного комитета Российской Федерации.

Следственный комитет Российской Федерации (далее также — Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

См. Инструкцию об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ, утвержденную приказом Следственного комитета РФ от 11 октября 2012 г. N 72

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

СТРУКТУРА

Председатель Следственного комитета Российской федерации

 

Центральный аппарат (Главное следственное управление, Главное управление процессуального контроля, Главное управление криминалистики, Главное управление обеспечения деятельности)

 

Главное военное следственное управление (Военные следственные управления по военным округам, флотам, ракетным войскам стратегического назначения——Военные следственные отделы по объединениям, соединениям, гарнизонам)

 

—-Главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации (Следственные отделы по городам, районам, межрайонные следственные отделы

)———

 

Специализированные следственные управления (отделы) (Специализированные следственные отделы

 

)———Образовательные учреждения (Академия Следственного комитета, Кадетский корпус Следственного комитета)

 

 

Понятие и виды уголовного преследования, обязанность осуществления

Уголовного преследования, субъекты осуществления уголовного преследования.

Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК). Виды уголовного преследования выделяются в зависимости от тяжести и характера совершенного преступления. Виды уголовного преследования (ч.1 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса): публичное, частно-публичное и частное. Дела частного обвинения – это дела о преступлениях небольшой тяжести, предусмотренных ст. 115, 116, 129, ч. 1 ст. 130 УК. Уголовное дело по этой категории дел возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежит прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Дела частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Все остальные уголовные дела относятся к делам публичного обвинения. Возбуждение данной категории уголовных дел не зависит от волеизъявления заинтересованных лиц и является обязанностью органов предварительного расследования и прокурора.

Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования

1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь,

орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом

меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных

в совершении преступления.

3. Прокурор в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего

Кодекса, уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам

независимо от волеизъявления потерпевшего.

4. Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания

и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим

Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями,

должностными лицами и гражданами.

 

Уголовное преследование по делам публичного и частно- публичного обвинения осуществляется от имени государства уполномоченными на то должностными лицами — прокурором, следователем и дознавателем. Их обязанности заключаются в том, что прокурор, следователь и дознаватель в пределах своей компетенции должны принимать все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. В отличие от аналогичной статьи предыдущего уголовно- процессуального законодательства (ст. 3 УПК РСФСР), указы вающей, в том числе и на суд как орган, обязанный в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела и раскрывать преступления, новый УПК РФ исключает суд из числа органов, осуществляющих уголовное преследование. Не указывается и обязанность прокурора, следователя и дознавателя принимать меры к наказанию лиц, виновных в совершении преступления, поскольку признать лицо виновным в совершении преступления и назначить за него наказание вправе только суд, а он к числу органов, осуществляющих уголовное преследование, не относится.

Публичный характер уголовного судопроизводства заклю чается также в том, что прокурор в ряде случаев уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения независимо от воле изъявления потерпевшего.

Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения

Меры пресечения (виды, основания для избрания, избрание меры

Пресечения в отношении подозреваемого, особенности избрания меры

Общие правила проведения допроса. Протокол допроса

Особенности досудебного производства по уголовным делам вотношении несовершеннолетних (обстоятельства, подлежащиеустановлению; задержание, избрание меры пресечения; допрос; участиезаконного представителя).

Статья 421. Обстоятельства, подлежащие установлению

1. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса, устанавливаются:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

2. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

3. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение в соответствии с частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проводится в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего представляется в суд с материалами уголовного дела.

Статья 423. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения

1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 настоящего Кодекса.

2. При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 настоящего Кодекса.

 

3. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Статья 424. Порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения.

Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Статья 426. Участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу

1. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи.

2. Законный представитель вправе:

1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

6) представлять доказательства;

7) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

3. Следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным.

4. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

 

25. Особенности досудебного производства о применениипринудительных мер медицинского характера (основания; обстоятельства,подлежащие доказыванию; помещение в психиатрический стационар;участие защитника, законного представителя; окончание предварительного следствия).

Статья 433. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера

1. Производство о применении принудительных мер медицинского характера, указанных в пунктах «б» — «г» части первой статьи 99 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.

2. Принудительные меры медицинского характера назначаются в случае, когда психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.

3. Производство о применении принудительных мер медицинского характера осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

4. Требования настоящей главы не распространяются на лиц, указанных в части второй статьи 99 Уголовного кодекса Российской Федерации и нуждающихся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости. В этом случае принудительные меры медицинского характера применяются при постановлении приговора и исполняются в порядке, установленном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

Статья 434. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

1. По уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой статьи 433 настоящего Кодекса, производство предварительного следствия обязательно.

2. При производстве предварительного следствия подлежит доказыванию следующее:

1) время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния;

2) совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом;

3) характер и размер вреда, причиненного деянием;

4) наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу;

5) связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.

Статья 435. Помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях

1. При установлении факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора суд в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса, принимает решение о переводе данного лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

2. Помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, производится судом в порядке, установленном статьей 203 настоящего Кодекса.

Статья 438. Участие защитника

В производстве о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника является обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, если защитник ранее не участвовал в данном уголовном деле.

Статья 437. Участие лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, и его законного представителя

1. Лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, должно быть предоставлено право лично осуществлять принадлежащие ему и предусмотренные статьями 46 и 47 настоящего Кодекса процессуальные права, если его психическое состояние позволяет ему осуществлять такие права. При этом учитываются заключение экспертов, участвующих в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и при необходимости медицинское заключение медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях. Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя либо суда. При отсутствии близкого родственника законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства.

2. Законный представитель вправе:

1) знать, в совершении какого деяния, запрещенного уголовным законом, уличается представляемое им лицо;

2) заявлять ходатайства и отводы;

3) представлять доказательства;

4) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника;

5) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

6) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, в том числе с использованием технических средств, получать копию постановления о прекращении уголовного дела или направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера;

7) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела;

8) обжаловать действия (бездействие) и решения следователя, прокурора и суда;

9) получать копии обжалуемых решений;

10) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

11) участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

3. О разъяснении законному представителю прав, предусмотренных настоящей статьей, составляется протокол.

Статья 439. Окончание предварительного следствия

1. По окончании предварительного следствия следователь выносит постановление:

1) о прекращении уголовного дела — по основаниям, предусмотренным статьями 24 и 27 настоящего Кодекса, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;

2) о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

2. Постановление о прекращении уголовного дела выносится в соответствии со статьями 212 и 213 настоящего Кодекса.

 

3. О прекращении уголовного дела или направлении его в суд следователь уведомляет лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его законного представителя и защитника, а также потерпевшего и разъясняет им право знакомиться с материалами уголовного дела. Ознакомление с уголовным делом, заявление и разрешение ходатайств о дополнении предварительного следствия производятся в порядке, установленном статьями 216 — 219 настоящего Кодекса.

4. В постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера должны быть изложены:

1) обстоятельства, указанные в статье 434 настоящего Кодекса и установленные по данному уголовному делу;

2) основание для применения принудительной меры медицинского характера;

3) доводы защитника и других лиц, оспаривающих основание для применения принудительной меры медицинского характера, если они были высказаны.

5. Уголовное дело с постановлением о направлении его в суд следователь передает прокурору, который принимает одно из следующих решений:

1) об утверждении постановления следователя и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования;

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в пункте 1 части первой настоящей статьи.

6. Копия постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера вручается лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его защитнику и законному представителю.

 

26. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (категории таких лиц; возбуждение уголовного дела; особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий; направление уголовного дела в суд).

Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

5) в отношении иных судей — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности.

Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

1. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 настоящего Кодекса и настоящей статьей.

2. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей.

3. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

4. Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

Федерации по субъекту Российской Федерации.

5. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в части первой статьи 448 настоящего Кодекса.

Статья 451. Направление уголовного дела в суд В случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение лица в качестве обвиняемого состоялось в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица, за исключением случаев, предусмотренных статьей 452 настоящего Кодекса, направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной статьями 31 — 36 настоящего Кодекса.

 

 

Понятие, критерии и значение невменяемости. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Вменяемость – это такое психическое состояние лица, которое заключается в его способности отдавать отчет в своих деяниях, руководить своим поведением во время совершения преступления и нести в связи с этим уголовную ответственность и наказание.

Содержание невменяемости раскрывается в ст. 21 УК РФ. В этой правовой норме говорится, что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Под невменяемостью понимается обусловленная хроническим или временным психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Невменяемость субъекта устанавливается на основе двух критериев:

— медицинского (или биологического)

— юридического (или психологического).

Медицинский критерий – при помощи него устанавливается у субъекта наличие одного из перечисленных в законе психических заболеваний.

Хроническое психическое расстройство. К нему относятся все виды расстройства высшей нервной деятельности, которые носят затяжной характер, т.е. продолжаются длительное время с тенденцией нарастания болезненных процессов (шизофрения, прогрессивный паралич, атеросклеротический и старческий психозы, инфекционные психозы с затяжным течением). При этом возможно частичное улучшение состояния здоровья больного, называемое ремиссией, но оно не означает выздоровления.

Временное психическое расстройство – это острое, проходящее в виде приступов психическое заболевание, заканчивающееся полным выздоровлением (острый реактивный психоз, маниакально-депрессивный психоз, алкогольный психоз — белая горячка, острый алкогольный галлюциноз, алкогольная меланхолия, острые инфекционные психозы). К этому виду заболевания относят и так называемые исключительные состояния: патологический аффект, патологическое опьянение, так называемая реакция короткого замыкания и некоторые формы сумеречного состояния сознания.

Слабоумие – это стойкое повреждение психической деятельности, носящее либо врожденный характер, либо возникшее в результате нервных или психических заболеваний. Слабоумие может выражаться в олигофрении, дебильности, имбецильности или идиотии.

Иное болезненное состояние психики – это такое состояние, которое не связано с нарушением психики, но иногда протекает так глубоко, что может быть приравнено к психическому заболеванию. Это тяжелые формы психопатии и психостении, морфийного голодания и др.

Указанные признаки медицинского критерия охватывают все возможные случаи болезненного расстройства психической деятельности человека. Для наличия медицинского критерия невменяемости достаточно установить одну из форм болезненного расстройства психической деятельности лица. Медицинский критерий выражается, таким образом, в диагнозе заболевания.

Юридический критерий подразделяется на два признака:

1. Интеллектуальный – это неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия).


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *