Органы исполнительной законодательной и судебной власти в рф – Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.


Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.


Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.



Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

• Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

• Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

• Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Ответ: 3.

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

5 (100%) 1 vote

soociety.ru

2 Законодательная, исполнительная и судебная власти в рф.

Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе — парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент — Федеральное Собрание:

— состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы

— является постоянно действующим органом

— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

— члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной — мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

            К ведению Совета Федерации относится:

— одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

— утверждение изменения границ

— утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

— назначение выборов Президента РФ

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

— отрешение Президента от должности

            К ведению Государственной Думы относится:

— принятие федеральных законов

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

— решение вопроса о доверии Правительству РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

— объявление амнистии

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

            Исполнительная власть — это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

            Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов — органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность — правительство, президент.

            Исполнительную власть РФ осуществляет

Правительство РФ.

            Правительство РФ состоит из:

— Председателя Правительства РФ

— заместителей Председателя Правительства РФ

— федеральных министров

            Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

            Полномочия Правительства РФ:

— разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

— обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

— обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии

— управляет федеральной собственностью

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

— организует охрану собственности и общественного порядка

— в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

— издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

— имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

— в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового   Правительства РФ.

 

            Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.  Судебная система РФ — система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

— Конституционный Суд РФ

— Верховный Суд РФ

— Высший Арбитражный Суд РФ

— система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

— система арбитражных судов

 

            Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

— о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ

— не вступивших в силу международных договоров

— споры между федеральными органами власти

— споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти

— споры между высшими гос. органами власти субъектов

— проверяет конституционность законов

— дает толкование Конституции РФ

 

            Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет  надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. 

Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел.      Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

 

            Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

 

            Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

— никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов

— основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты

— судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком

— судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны

— судья не может быть привлечен к административной ответственности

— к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

studfiles.net

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ.

Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе — парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент —

Федеральное Собрание:

— состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы

— является постоянно действующим органом

— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

— члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной — мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

  • — одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • — утверждение изменения границ
  • — утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения
  • — назначение выборов Президента РФ
  • — назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ
  • — назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ
  • — отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

  • — принятие федеральных законов
  • — дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
  • — решение вопроса о доверии Правительству РФ
  • — назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ
  • — назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
  • — объявление амнистии
  • — выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть — это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов — органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность — правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

— Председателя Правительства РФ

— заместителей Председателя Правительства РФ

— федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ:

  • — разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет
  • — обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой
  • — обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
  • — обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • — управляет федеральной собственностью
  • — осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ
  • — осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан
  • — организует охрану собственности и общественного порядка
  • — в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами
  • — издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение
  • — имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)
  • — в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ — система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

— Конституционный Суд РФ

— Верховный Суд РФ

— система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

— система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

  • — о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ
  • — не вступивших в силу международных договоров
  • — споры между федеральными органами власти
  • — споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти
  • — споры между высшими гос. органами власти субъектов
  • — проверяет конституционность законов
  • — дает толкование Конституции РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

 

 

50. Федеральные органы государственной власти с особым статусом, их функции, цели и задачи.

Прокуратура Российской Федерации− это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конститу­цией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть».

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назнача­ется на должность и освобождается от должности Советом Феде­рации Федерального Собрания РФ по представлению Президен­та РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федераль­ными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной рабо­те по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как ус­тановление полной подотчетности прокуратуры.

Центральный банк Российской Федерации.Статус Центрально­го банка РФ определяется Конституцией и Федеральным зако­ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функ­ция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаи­модействии с Правительством) единой государственной денеж­но-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золото­носными резервами, банковский надзор, осуществление валют­ного регулирования и контроля, установление официальных кур­сов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк Рос­сии не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также чле­нов Совета директоров. Банк представляет Государственной Ду­ме на рассмотрение годовой отчет.

Счетная палата Российской Федерацииявляется постоянно действующим органом контроля за исполнением федерального бюджета, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчет­ным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2006 г.) в рам­ках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101), осуществляет контроль за испол­нением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффек­тивность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Бюджетный кодекс РФ вклю­чает Счетную палату в систему органов, обладающих бюджетны­ми полномочиями, и в число участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уров­не. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назнача­ет Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов — Совет Федерации. Но представления о кандидатах на эти должности, как и представления об освобож­дении этих лиц, вносит в палаты Президент РФ. Функции Счет­ной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в прове­дении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Центральная избирательная комиссиядействует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот орган, не указанный в Конституции РФ, обладает конституционно обозначенными (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ) функциями — руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов). Из­даваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по су­ществу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии прояв­ляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

Уполномоченный по правам человека.Этот орган государствен­ной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавли­вает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Феде­ральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции от 16 ок­тября 2006 г.). Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытека­ет, что при осуществлении функций он должен оставаться неза­висимым и неподотчетным каким-либо государственным орга­нам и должностным лицам. Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предло­жения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парла­ментских слушаний. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ.

Академии наук. В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (в ре­дакции от 4 декабря 2006 г.) Российская академия наук, отрасле­вые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская акаде­мия образования, Российская академия архитектуры и строитель­ных наук, Российская академия художеств) имеют статус государ­ственных академий. Они создаются, реорганизуются и ликвиди­руются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ. Президент РАН после его избирания об­щим собранием утверждается в должности Президентом РФ, а президент отраслевой академии — Правительством РФ. Высшим органом академий является общее собрание, которое принимает устав, подлежащий, однако, утверждению Правительством РФ. Академии наделены правом управления своей деятельностью, со­храняя, таким образом, элеметы былого самоуправления.

Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ доклады о состоянии фундаментальных и прикладных наук в РФ, отчеты о своей деятельности, а также предложения о приоритет­ных направлениях развития науки.

С государственными академиями не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разно­видности общественных объединений или высшие учебные заве­дения.

 

 

51. Прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в РФ.

Прокуратура Российской Федерации.Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конститу­цией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть». Одна­ко это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тес­ной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций — надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. — непосредственно не связана с деятельностью су­дебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в пра­вотворческой деятельности, осуществляет координацию деятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назнача­ется на должность и освобождается от должности Советом Феде­рации Федерального Собрания РФ по представлению Президен­та РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федераль­ными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о сосгоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной рабо­те по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как ус­тановление полной подотчетности прокуратуры.

Центральный банк Российской Федерации.Статус Центрально­го банка РФ определяется Конституцией и Федеральным зако­ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функ­ция — защита иобеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаи­модействии с Правительством) единой государственной денеж­но-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золото­носными резервами, банковский надзор, осуществление валют­ного регулирования и контроля, установление официальных кур­сов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк Рос­сии не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также чле­нов Совета директоров. Банк представляет Государственной Ду­ме на рассмотрение годовой отчет. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Ру­ководство Банка создается и в определенных формах контроли­руется Государственной Думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти, хотя тесно взаимодействует с Правительством РФ. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Прези­дента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительст­ва РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.

Счетная палата Российской Федерацииявляется постоянно действующим органом контроля за исполнением федерального бюджета, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчет­ным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2006 г.) в рам­ках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101), осуществляет контроль за испол­нением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффек­тивность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Бюджетный кодекс РФ вклю­чает Счетную палату в систему органов, обладающих бюджетны­ми полномочиями, и в число участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уров­не. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назнача­ет Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов — Совет Федерации. Но представления о кандидатах на эти должности, как и представления об освобож­дении этих лиц, вносит в палаты Президент РФ. Функции Счет­ной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в прове­дении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Проверка расходования Счетной палатой средств федерально­го бюджета, выделенных на ее содержание, может осуществлять­ся только на основании постановлений Совета Федерации и Го-судартвенной Думы. Такая процедура исключает возможность проверки финансово-хозяйственной деятельности Счетной пала­ты органом исполнительной валсти, ответственным за исполне­ние федерального бюджета (Министерством финансов, Феде­ральной службой бюджетно-финансового назора), т. е. объектом ее внешнего контроля.

Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения феде­рального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятии. Она взаимодействует с контрольными органами Прези­дента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.

Центральная избирательная комиссиядействует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот орган, не указанный в Конституции РФ, обладает конституционно обозначенными (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ) функциями — руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов). Из­даваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по су­ществу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии прояв­ляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

Уполномоченный по правам человека.Этот орган государствен­ной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавли­вает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Феде­ральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции от 16 ок­тября 2006 г.). Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытека­ет, что при осуществлении функций он должен оставаться неза­висимым и неподотчетным каким-либо государственным орга­нам и должностным лицам. Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предло­жения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парла­ментских слушаний. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ

 

 



infopedia.su

37. Законодательные, исполнительные и судебные органы власти рф

Россия есть федеративное демократическое государство и в основу государственного управления положены два принципа:

Структура государственного управления РФ

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Федеральный

Федеральное собрание

Правительство

Конституционный суд

Высший арбитражный суд

Региональный

Парламент республики (законодательное собрание)

Президент республики

Областной или верховный республиканский суд

Муниципальный

Городской совет

Глава местного самоуправления

Районный суд

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, состоящим из 2 палат: верхней – Совета Федерации, нижней – Государственной Думы.

В СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. ГД состоит из 450 депутатов. ГД избирается сроком на четыре года. Порядок формирования СФ и порядок выборов депутатов ГД устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение и изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа Президента о введении военного положения, ЧП

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

д) назначение выборов Президента;

е) отрешение Президента от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ. Постановления СФ принимаются большинством голосов от общего числа членов СФ, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

б) решение вопроса о доверии Правительству;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

ГД принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Постановления ГД принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Пра­вительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правитель­ства и федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Пре­зидентом с согласия ГД. ГД рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Пред­седателя Правительства ГосДумой Президент назначает Председателя Правительства, распускает ГД и назначает новые выборы.

Председатель Правительства предлагает Пре­зиденту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных мини­стров.

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в РФ единой финансо­вой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в РФ единой государ­ственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохране­ния, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государствен­ной безопасности, реализации внешней политики РФ;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституци­ей РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется ФКЗ.

Перед вновь избранным Президентом Прави­тельство слагает свои полномочия.

Правительство может подать в отставку, ко­торая принимается или отклоняется Президентом.

ГД может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии. После выражения ГД недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением ГД. В случае если ГД в течение трех месяцев повторно выразит не­доверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает ГД.

В состав Правительства входят федеральные министерства, ведомства, федеральные службы и т.д. Их работа включает 4 основных блока:

1. экономический, который охватывает основные направления развития национальной экономики

2. административно-политический, который охватывает и должен создавать оптимальные условия для работы политической системы и развития государства

3. социальный призван разрабатывать стратегию для удовлетворения основных социальных нужд граждан

4. контрольный

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юриди­ческой специальности не менее пяти лет. ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государ­ственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, под­судным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных фе­деральным законом процессуальных формах судебный надзор за их дея­тельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на долж­ность и освобождается от должности Советом Федерации по представле­нию Президента.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генераль­ным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.

Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Действует институт мировых судей.

studfiles.net

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно‑распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно‑властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально‑культурной жизни, административно‑политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

• Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

• Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

• Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

3) осуществление представительской функции

4) руководство исполнительной властью

Ответ: 3.

studfiles.net

2 Законодательная, исполнительная и судебная власти в рф.

Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе — парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент — Федеральное Собрание:

— состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы

— является постоянно действующим органом

— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

— члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной — мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

— одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

— утверждение изменения границ

— утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

— назначение выборов Президента РФ

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

— отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

— принятие федеральных законов

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

— решение вопроса о доверии Правительству РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

— объявление амнистии

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 Исполнительная власть — это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов — органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность — правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

— Председателя Правительства РФ

— заместителей Председателя Правительства РФ

— федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ:

— разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

— обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

— обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

— управляет федеральной собственностью

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

— организует охрану собственности и общественного порядка

— в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

— издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

— имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

— в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

 Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ — система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

— Конституционный Суд РФ

— Верховный Суд РФ

— Высший Арбитражный Суд РФ

— система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

— система арбитражных судов

 Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

— о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ

— не вступивших в силу международных договоров

— споры между федеральными органами власти

— споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти

— споры между высшими гос. органами власти субъектов

— проверяет конституционность законов

— дает толкование Конституции РФ

 Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

 Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

— никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов

— основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты

— судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком

— судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны

— судья не может быть привлечен к административной ответственности

— к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

studfiles.net

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации таков. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру, Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Председатель Правительства представляет Президенту список органов исполнительной власти и предлагает ему кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Правительство РФ:

• разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение;

• обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения;

• осуществляет управление федеральной собственностью;

• принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

• осуществляет меры по обеспечению законности, прав человека.

Если Правительство РФ неудовлетворительно справляется со своими обязанностями, его полномочия могут быть прекращены. Согласно Конституции РФ Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Решение об отставке Правительства может также принять Президент. Государственная Дума, в свою очередь, может большинством голосов выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент либо принимает решение об отставке Правительства, либо не соглашается с мнением Государственной Думы. После повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент или принимает решение о его отставке, или распускает Государственную Думу.

Правосудие в России осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону.

Рассмотрение дел во всех судах открытое. Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон. Конституция РФ восстановила возможность участия присяжных заседателей в судопроизводстве в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Положения Конституции РФ о системе судов развиты и конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Из Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»

Федеральными судами являются:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные апелляционные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

• конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

• мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ (состоит из 19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов других субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров РФ и других актов. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; дает толкование Конституции РФ и выполняет другие предусмотренные Конституцией полномочия.

Являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Районный (городской) суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Предполагается, что со временем большинство гражданских, административных и уголовных дел будут рассматриваться мировыми судьями (менее сложные дела) и районными судами (более сложные дела).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Следственный комитет проводит оперативное расследование в соответствии с полномочиями, установленными российским законодательством.

Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является высшим органом исполнительной власти в РФ?

2. Каков состав Правительства РФ? Как оно формируется?

3. Как осуществляется правосудие в России?

4. Какие суды входят в систему судебной власти РФ?

5. Что входит в компетенцию Конституционного Суда РФ?

6. Какова компетенция Верховного Суда РФ?

7. Какова сфера полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ?

8. Какие функции выполняют Прокуратура РФ, Следственный комитет?

Исследуем документы и материалы

Наряду со строжайшей дисциплиной (неукоснительным соблюдением и исполнением обязанностей) законность включает также следующие требования:

равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо не имеет перед законом никаких преимуществ, привилегий; обеспечение полного и реального осуществления субъективных прав: в той мере, в какой люди должны исполнять свои обязанности, им в условиях строжайшей законности предоставлены возможности и для беспрепятственного использования субъективных прав;

эффективная работа органов прокурорского надзора и правосудия, последовательная борьба со всякого рода нарушениями права: правонарушения должны своевременно вскрываться, пресекаться, неотвратимо влечь за собой юридическую ответственность (С. Алексеев, правовед).

Темы для проектов и рефератов

1. Независимость судебной власти: миф или реальность?

2. Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

Обсуждаем, спорим

1. Смогут ли присяжные заседатели честно работать в условиях криминального беспредела?

2. Почему заочное разбирательство уголовных дел признано грубым нарушением прав человека?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *