Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Получение разрешения на строительство » Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалованияВ данном материале подробно раскрываются вопросы причин отказа в выдаче разрешения на строительство; перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство; проблематика оспаривания отказа в выдаче такого разрешения: досудебный и судебный порядки
Причины отказа в выдаче разрешения на строительство
Отказ в выдаче разрешения на строительство относится к полномочиям органа, который уполномочен выдавать соответствующие разрешения. Причины отказа в выдаче разрешения на строительство должны быть обоснованы. Их перечень носит императивный характер, что свидетельствует о невозможности вынесения отказа по причинам наличия условий, не сходных с теми, которые установлены Градостроительным кодексом.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документации, требуемой в соответствии со
Нормы Земельного кодекса устанавливают право органов местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению и исполнению распорядительных функций относительно земельных участков, которые относятся к собственности муниципального значения.
Список документации, требуемой для оформления разрешений
Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст. 51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства. Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:
- правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
- градостроительный план, относящийся к земельному участку;
- материалы, которые отражены в проектах, среди которых:
— пояснительная записка;
— схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;
— схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;
— схема архитектурных решений;
— сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;
— проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.
- положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
- разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
- согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.
Недостаточность документов или наличие в них сведений, не являющихся подтвержденными, может стать поводом для отказа в предоставлении разрешения. Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство является правом заявителя.
Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство
Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования, установлен рядом правовых норм, действующих на территории государства. Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства можно в порядке досудебного урегулирования или в рамках судебного разбирательства.
О незаконности отказа может свидетельствовать предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление.
Досудебный порядок действий по обжалованию
Обжалование действий на досудебном уровне осуществляется путём подачи заявления, содержащем требования о признании действия ответственного лица незаконным. Признать незаконными такие действия может руководящий состав Роснедра.
Рассмотрение заявления и основания, послужившего такому заявлению, осуществляется заместителем руководителя Роснедр, что осуществляется на протяжении 5 рабочих дней.
Порядок рассмотрения заявлений предполагает возможность принятия одного из решений:
- отказать и предоставить мотивированное обоснование такого отказа;
- принять заявление во внимание и отменить решение, послужившее отказом, с вменением обязанности должностному лицу выдать требуемое разрешение, не позднее чем через 3 дня, после отмены предшествующего отказа, признанного незаконным.
Несогласие с результатами рассмотрения заявления является основанием для обжалования действий путем подачи жалобы в Минприроды. Работа по проверке информации полученной жалобы будет осуществлена коллегиально, а результаты исследования отразятся в ответе на жалобу.
Коллегиальный орган, признавший основания отказа выдачи разрешения на строительство законными, откажет в удовлетворении требований, определенных в жалобе. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство будет отменен, а требуемый документ предоставлен заявителю.
Оспаривание действий в досудебном порядке, как показывает практика отказа в выдаче разрешения на строительство, является одним из наиболее доступных способов признания отказа незаконным. В случае невозможности проведения данной процедуры или неудовлетворения ее результатами, заявитель может использовать свое право на судебную защиту, порядок которой определен нормами права.
Судебные процедуры
Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, полученный заявителем, предъявившим требуемую документацию, может быть обжалован в рамках судебного разбирательства.
Такой процедуре может предшествовать досудебное урегулирования, однако использование такой возможности является исключительным правом заявителя, что означает предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, минуя стадию жалоб.
При предъявлении требований необходимо верно определить ответчика. В данном случае им выступит территориальный орган Роснедр, чей незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство и будет обжаловаться.
Порядок и способы судебного разбирательства определены процедурой административного судопроизводства, положениями Градостроительного, Земельного, Воздушного кодексов и иной нормативной базой, действующей на территории государства.
advokat-malov.ru
Отказ в выдаче разрешения на строительство ИЖС
Разрешение на строительство дома нужно для беспроблемного получения собственности на планируемый к возведению дом. Также оно исключит возможные ошибки, которые могли бы в будущем повлиять на признание строения самовольным.
Объект ИЖС — индивидуального жилого строительства — это дом высотой до трех этажей, в котором может проживать только одна семья.
В кадастровом паспорте вы также можете найти целевое значение имеющегося у вас участка — для постройки жилого дома он должен относиться к землям населенного пункта.
Как получить разрешение на строительство дома на своем участке?
Обращаться нужно в местную администрацию или МФЦ. Срок подготовки разрешительной документации — 10 дней. Услуга предоставляется бесплатно.
Предоставляются документы:
Подтверждение прав индивидуального застройщика на землю — выписка из ЕГРП, документы-основания получения таких прав — договор аренды, договор купли-продажи, договор передачи в пользование.
Схема планировочной организации участка с указанием места объекта, на которое получаем разрешение. Подготовить ее можно самостоятельно, аккуратно нанести расположение нового дома на копию схемы, имеющейся в кадастровом паспорте.
Градостроительный план участка — ГПЗУ. Его получают в подразделении администрации населенного пункта, ответственной за архитектурные и градостроительные решения. Сложности в его получении возникнуть могут, но необходимо настаивать на неправомерности требований предоставления дополнительных документов кроме заявления.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство
В основном отказы аргументирует отсутствием какого-либо согласования руководством близлежащих режимных объектов. Административным органам свойственно перестраховываться. В мало-мальски спорной ситуации отказывают в выдаче разрешения на строительство. Иногда сотрудники прямо рекомендуют обращаться в суд. Ведь когда есть решение суда о неправомерности отказа в постройке, ответственность за выданное разрешение снимается.
Статья 48 Градостроительного Кодекса освобождает индивидуальных застройщиков от подготовки и согласования проектной документации на планируемый дом. Тем не менее, ряд случаев отказов по этой причине зафиксирован судебной практикой.
Пункт 9 статьи 51 Градостроительного Кодекса ограничивает перечень документов, которые имеет право требовать выдающий разрешение орган. Это значит, что администрация должна самостоятельно запрашивать прочие документы и сведения в других государственных органах.
Для обжалования отказа нужно обращаться в суд непосредственно по месту нахождения вашего земельного участка. Судебная практика по обжалованию таких действий администрации положительная, ведь законом предусмотрен упрощенный порядок разрешения индивидуальной жилой застройки.
Обычно рассмотрения таких дел проходят в течение одного-двух заседаний. Ответчик в лице Администрации часто не присылает представителя в суд. По получении решения суда вам необходимо повторно обратиться в администрацию для получения разрешения на строительство.
Нужно ли разрешение на строительство гаража?
При условии, что гараж не мешает соседям, находится на расстоянии больше чем в три метра от границ участка, соответствует нормам пожарной безопасности — разрешительный документ на стройку получать необязательно. Это также касается других хозяйственных построек. Ведь разрешение нужно для оформления прописки, получения технических условий на коммуникации и оформления собственности.
sudtut.ru
Признание незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство. Определение СКГД ВС РФ от 28.02.2018
С правовой точки зрения тема строительства является не совсем простой, так как для юридического сопровождения строительства необходимы знания гражданского, земельного, градостроительного и иных видов законодательства, которое к тому же может часто изменяться. Судебных споров, связанных со строительством также достаточно много.
Здесь я хочу рассказать о февральском определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ (СКГД ВС РФ) по теме разрешения на строительство, так как в нем содержится ответ на иногда встречающийся в судебных спорах вопрос: если собственник земельного участка начал строительство объекта, но не получил при этом разрешения на строительство, может ли он получить его, построив часть здания?
Почему я пишу о данном определении? Причина проста. Я сам участвовал в аналогичном споре и позиции судов была прямо противоположной позиции, изложенной в анализируемом определении СК ГД ВС РФ.
Сформулируем проблему.
Гражданин А имеет в собственности земельный участок и начинает строить на нем здание, но не получает в органе местного самоуправления разрешения на строительство. При этом он строит здание и не нарушает никаких требований градостроительного законодательства, а также строительных норм и правил. Затем, гражданин А на каком-либо этапе строительства обращается за получением разрешения на строительство. Правомерен ли будет отказ в выдаче разрешения на строительство? Есть ли перспектива предъявления административного искового заявления об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство.
Большинство судов, мысля без определения целей разрешения на строительство, исходили из простой логики: если объект строится или построен без разрешения на строительство, то он строится незаконно, а разрешение на строительство не может быть выдано на уже возводимый объект. Такая логика понятна, но она отдает некоторой степенью примитивности. Именно с таким пониманием градостроительного законодательства не согласился ВС РФ.
Перейдем к содержанию судебного акта СКГД ВС РФ.
Кассационное определение СКГД ВС РФ от 28.02.2018 № 18-КП 7-286
Фабула.
Каспарова Е.М. является собственником земельного участка площадью 501 кв.м с кадастровым номером (категория земель — земли населённых пунктов, вид разрешённого использования — для индивидуального жилищного строительства), расположенного по адресу: , на который приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 29 июля 2016 г. № 1778-ГП утверждён и выдан градостроительный план. Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар проведена проверка соблюдения земельного законодательства и составлен акт от 18 ноября 2016 г. № 51, согласно которому установлено невыполнение утверждённых органом местного самоуправления предписаний Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, выразившихся в возведении капитального объекта незавершённого строительства без разрешения на строительство. Каспарова Е.М. обратилась в администрацию Карасунского внутригородского округа города Краснодара (далее — администрация округа) с заявлением о выдаче разрешения на строительство 2-х этажного индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
Письмом от 5 декабря 2016 г. № 02-48/8648 администрацией округа Каспаровой Е.М. отказано в выдаче разрешения ввиду того, что градостроительным законодательством Российской Федерации не предусмотрена выдача разрешения на строительство на возведённые объекты капитального строительства, и разъяснено, что материалы по факту самовольного строительства направлены в управление муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар для принятия к Каспаровой Е.М. административных мер.
Считая отказ уполномоченного органа незаконным, Каспарова Е.М. обратилась в суд с административным иском о его отмене и просила обязать администрацию округа выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Как я уже говорил, суды исходили из простейшего, неюридического понимания законов. Правовое мышление требует оценки законодательства в системе, а также функций и целей того или иного правового института, но это слишком сложно и для этого требуется хорошее знание права. В итоге административному истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.
СКГД ВС РФ, отменяя состоявшиеся судебные акты, исходила из следующего:
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения такого разрешения (в случаях, когда получение разрешения предусмотрено законом). Поскольку такое условие не соблюдено, возведённый Каспаровой Е.М. объект капитального строительства имеет признаки самовольной постройки, а получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.
Такая позиция ошибочна по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. Согласно предписаниям частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных поименованным кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьёй. Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной выше статьи, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 этой же статьи).
По смыслу приведённых законоположений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ к таковым основаниям не отнесено. Как следует из материалов дела, Каспаровой Е.М. отказано в выдаче разрешения на строительство только ввиду того, что ею до получения разрешения на строительство был возведён фундамент. Однако такой отказ не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из системного анализа положений поименованной статьи следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения — законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.
Признавая отказ уполномоченного органа в выдаче Каспаровой Е.М. разрешения на строительство индивидуального жилого дома правильным, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что реконструируемый заявителем объект капитального строительства имеет признаки самовольной постройки. Между тем в материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства того, что строительство индивидуального жилого дома Каспаровой Е.М. начато с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, не содержится такого заключения и в письменном отказе выдать разрешение на строительство.
Таким образом, ВС РФ исходил из сути правоотношений, а суды нижестоящих инстанций из бессистемного толкования закона, что случается, к сожалению, довольно часто.
advokatizosimov.ru
Запрещено, что не разрешено
Без разрешения начинать стройку нельзя
Согласно основным требованиям градостроительного законодательства выполнение работ, требующих наличия разрешения на строительство, допускается только после получения подобного разрешения. Между тем нередко участники строительства действуют по принципу «главное ввязаться в драку, а потом посмотрим» и обращаются за разрешением уже в ходе строительства. Однако теперь такой подход может иметь для застройщика серьезные последствия.
Ранее судебная практика допускала возможность получения и разрешения на строительство post factum, хотя единого мнения и не существовало. Такая позиция основывалась на том, что в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, среди которых:
– отсутствие необходимых документов, предусмотренных для выдачи разрешения;
– несоответствие представленных для выдачи разрешения на строительство документов требованиям градостроительного плана земельного участка или – в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта – требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, как выполнение работ до получения разрешения, действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с внесением в 2015 году изменений в ст. 222 ГК РФ, ужесточивших требования к самовольному строительству, направление судебной практики изменилось. Однозначно по данному вопросу высказался ВС РФ в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 16.06.2015 по делу № А07-7616/2014. По данному делу высшая судебная инстанция посчитала правомерным отказ в выдаче разрешения на строительство по тому основанию, что строительство фактически уже было начато в отсутствие разрешения. Приведенная позиция высшей судебной инстанции, по сути, положила конец спорам относительно того, может ли разрешение на строительство быть получено уже на этапе строительства объекта или после его завершения. И хотя законодательного закрепления данная позиция пока не нашла, последующая практика уже формируется с ее учетом.
Чем грозит несвоевременное обращение?
С учетом сформировавшейся позиции правоприменительной практики начало работ до получения разрешения грозит признанием объекта строительства самовольной постройкой. Право собственности на самовольную постройку может быть признано в судебном порядке за правообладателем земельного участка, на котором постройка возведена, в соответствии со ст. 222 ГК РФ, в частности, при условии, что постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах. При этом по сложившейся практике заявителю необходимо доказать, что до обращения в суд он предпринимал меры для получения разрешения1.
Ранее существовавшая судебная практика проверяла, как правило, наличие факта обращения заявителем за получением разрешения на строительство. При этом зачастую не имело принципиального значения, обращался ли заявитель за получением разрешительной документации до начала строительства, в ходе строительства или даже после окончания стройки. Однако с учетом общей тенденции к ужесточению требований к самовольным постройкам формирующаяся в последнее время судебная практика изменила подход к оценке данного вопроса. Так, теперь в удовлетворении требования о признании права собственности на самовольную постройку может быть отказано и в том случае, если заявитель предпринял меры к получению разрешения на строительство уже после начала работ, имея при этом возможность обратиться за получением разрешения на строительство заблаговременно2.
Неполучение разрешения на строительство до начала работ может повлечь невозможность легализовать возведенный объект и, как следствие, риски привлечения застройщика (заказчика по договору строительного подряда) и подрядчиков3, их должностных лиц к административной ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, а также риски предъявления требований о сносе самовольной постройки и возмещении убытков.
Таким образом, цена вопроса велика. Участникам строительства рекомендуется проверять на стадии заключения договоров наличие необходимого разрешения на строительства либо предусматривать в соглашении порядок распределения рисков в случаях, если разрешение не сможет быть получено и т. п. (вопросы прекращения действия разрешения на строительство в настоящей статье не рассматриваются).
Изменить или оформить заново?
Вопрос, в каких случаях необходимо внесение изменений в разрешение на строительство, а в каких случаях требуется получение нового разрешения, по-прежнему остается дискуссионным.
Проблема связана с тем, что предусмотренные в ст. 51 ГрК РФ основания для внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими. Так, согласно положениям, содержащимся в ч. 21.5–21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ, основаниями для внесения изменений в разрешение на строительство являются переход прав на земельный участок, раздел либо объединение земельных участков, а также переоформление лицензии на пользование недрами).
Вместе с тем зачастую необходимость внесения изменений в разрешение возникает в связи с корректировкой проектной документации, на основании которой было выдано разрешение на строительство. При этом в действующем законодательстве вопрос о возможности внесения изменений в разрешение на строительство в подобных случаях однозначно не урегулирован. Некоторую определенность в данный вопрос внес Постановление Президиума ВС РФ от 11.11.2015 № 301-ПЭК15 по делу № А65-4542/2014, в котором высшая судебная инстанция указала, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменения в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.
Такой подход был сформирован с учетом положений ч. 7 ст. 52 ГрК РФ, согласно которым допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства такого объекта.
Высшей судебной инстанцией было разъяснено: из положений ч. 7 ст. 52 ГрК РФ следует, что причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными, обусловлены необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта. Если же изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и при этом не связаны с объективными обстоятельствами, а вызваны предпринимательскими решениями, по мнению суда, в данном случае с учетом характера вносимых изменений необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в выданные разрешения. Так, в рассматриваемом деле суд посчитал правомерным отказ в переоформлении разрешений на строительство, поскольку изменения, которые заявитель просил внести в выданные ему разрешения на строительство, были вызваны намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.
Безусловно, указанная выше позиция приведена с учетом обстоятельств конкретного дела и в отсутствие четкой правовой регламентации на данный момент не снимает все спорные моменты, которые возникают на практике при необходимости переоформления разрешений на строительство. Не исключено, что сформированный подход, который в настоящее время создал определенные ориентиры для участников строительства, по итогам анализа правоприменительной практики найдет и законодательное закрепление.
Достаточно остро стоит вопрос необходимости продления срока действия разрешения на строительство в свете текущей экономической ситуации, когда девелоперы в некоторых случаях вынуждены замораживать реализацию проекта. В частности, согласно ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения, при этом в продлении разрешения на строительство должно быть отказано, если строительство не начато до истечения срока подачи такого заявления.
В настоящее время обсуждается законопроект, предусматривающий отмену требования о необходимости обращения за продлением разрешения на строительство не менее чем за 60 дней до истечения срока его действия (проект закона: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=41616).
С учетом установленных законом требований и сформировавшейся правоприменительной практики возможность внести изменения в разрешительную документацию существенно ограниченна. Очевидно, что указанная позиция направлена на обеспечение стабильности и стимулирование участников строительства к тщательному продумываю бизнес-концепции строительства на стадии проектирования и получения необходимых разрешений.
Однако если корректировки, которые застройщик планирует внести, не влекут нарушений обязательных требований в области строительства и нарушений прав и законных интересов третьих лиц, то наличие гибкой процедуры, позволяющей оперативно применить принятые решения, могло бы оказаться полезным для бизнеса.
Последние изменения и тенденции
В июле 2016 года Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2016 № 370-ФЗ, которым, в частности, внесены изменения в ст. 51 ГрК РФ, направленные на повышение эффективности процедуры выдачи разрешений на строительство. Согласно указанным изменениям ряд документов, которые требуются для выдачи разрешения на строительство, которые застройщик не представил самостоятельно, могут быть запрошены уполномоченными органами в порядке межведомственного взаимодействия, при этом установлен трехдневный срок для представления документов по межведомственному запросу.
Неполучение или несвоевременное получение таких документов, запрошенных в порядке межведомственного взаимодействия, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Данные изменения, безусловно, носят позитивный характер для участников строительства, поскольку направлены на оптимизацию процедуры выдачи разрешения на строительство и способствуют недопущению отказов в выдаче разрешений по формальным основаниям.
Тенденция законодателя и правоприменительной практики, направленная на ужесточение требований к самовольному строительству, конечно, оправданна. Существовавшая до недавнего времени практика, по сути, позволяла строить в обход предусмотренных законом процедур, направленных на обеспечение безопасности строительства. Между тем, помимо превентивных мер, не менее важно, чтобы правовое регулирование предоставляло участникам строительства достаточно гибкие механизмы для внесения изменений в ранее выданные разрешения, в случае если такие изменения не влекут нарушений установленных законом требований, а также прав и законных интересов третьих лиц.
1. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом ВС РФ 19.03.2014.
2. Определения ВС РФ от 11.08.2015 № 309-ЭС15-10049, от 14.10.2015 № 412-ПЭК15.
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11.
www.vegaslex.ru
Отказ в выдаче разрешения на строительство
Если вы решили приступить к строительству объекта капитального строительства, то первым делом вам необходимо получить разрешение на строительство. Для этого собираем документы, которые указаны в статье 51 Градостроительного кодекса (далее – ГрК РФ), пишем заявление и обращаемся за получением услуги в уполномоченный орган, МФЦ или через портал государственных и муниципальных услуг.
Подробнее об этом читайте здесь: «Что такое разрешение на строительство и как его оформить, продлить, внести изменения» и «Оформление разрешения на строительство через многофункциональный центр».
В приеме заявления и полного пакета документов в указанных инстанциях отказать вам не имеют права, законодательством данная возможность не предусмотрена. Однако, существует вероятность, что вместо разрешения на строительство вы в течение 10-дневного срока получите уведомление об отказе в выдаче последнего.
Причины отказа уполномоченного органа в разрешении приводятся в ГрК РФ и административных регламентах по предоставлению данной услуги.
Отказ в получении разрешения возможен в следующих случаях:
- Несоответствие документов требованиям градостроительного плана земельного участка (например, объект не относится к основным и вспомогательным видам разрешенного использования, не соответствует предельным параметрам, при его размещении не соблюдены минимальные отступы или он расположен в зоне ограничений). Подробнее о градостроительном плане земельного участка смотрите здесь Градостроительный план земельного участка: как и где его оформить, из чего он состоит и т.д. В выдаче разрешения на строительство или реконструкцию объекта ижс чаще всего отказывают именно по этой причине.
- Отсутствуют разделы проектной документации, указанные в пункте 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ.
- Проблемы с экспертизой проектной документации: экспертиза на ваш объект по закону требуется, а положительного заключения у вас нет. В статье Экспертиза проектной документации: что это такое и с чем его едят перечислены случаи, когда экспертиза действительно не требуется.
- Отсутствует заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 ГрК РФ, если в проектную документацию вносили изменения после прохождения экспертизы.
- Отсутствует согласие всех правообладателей объекта, в случае реконструкции объекта, за исключением реконструкции многоквартирного жилого дома. В соответствии с жилищным законодательством бывают случаи, когда достаточно согласия пятидесяти процентов или двух третей всех собственников.
- Проблемы с документами, которые требуются по закону, если объект, с которым вы работаете, является объектом культурного наследия или находится на территории исторического поселения.
- Отсутствует соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций или правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение.
Что же предпринять, если в выдаче разрешения вам все-таки отказали?
Самое главное – постараться устранить замечания, которые вам указали в уведомлении об отказе, путем предоставления уполномоченному органу необходимых документов или изменения технико-экономических показателей объекта или индивидуального жилого дома и соблюдения нормативов строительства.
Если объект не относится к основным и вспомогательным видам разрешенного использования, то необходимо обратиться в уполномоченный орган за получением разрешения на условно разрешенный вид использования.
Отказ в продлении разрешения на строительство возможен в случае, если строительство или реконструкция объекта не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении.
В случае несогласия с отказом в выдаче разрешения застройщик имеет право оспорить его в судебном порядке на основании части 14 статьи 51 ГрК РФ. Если вы считаете, что ваши права и свободы нарушены, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом вы вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения уполномоченного органа в течение трех месяцев со дня получения уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Судебная практика показывает, что бывают случаи, когда уполномоченный орган отказывает не по законным основаниям или эти основания не обоснованы.
P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать «Генератор исполнительной документации — Генератор-ИД» от сайта ispolnitelnaya.com. Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!
stroykalife.ru
Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство на территории Дмитровского муниципального района Московской области
-----------------¬
¦ Герб ¦
¦ Дмитровского ¦
¦ муниципального ¦
¦ района ¦
L-----------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Отдел архитектуры и градостроительства
141800, Московская область,
г. Дмитров, Торговая пл., д. 1 тел. 993-94-75
------------------------------------------------------------------
РЕШЕНИЕ
ОБ ОТКАЗЕ В ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
По результатам рассмотрения обращения ________________________
(наименование застройщика
__________________________________________________________________
или заказчика, являющегося юридическим лицом, номер и дата выдачи
__________________________________________________________________
свидетельства о государственной регистрации, ОГРН, ИНН, почтовые
__________________________________________________________________
реквизиты, или фамилия, имя, отчество застройщика, являющегося
__________________________________________________________________
физическим лицом, паспортные данные, место проживания)
от _______________ 200__ г. N _______________
о выдаче разрешения на строительство объекта капитального
строительства ____________________________________________________
(наименование объекта капитального строительства)
__________________________________________________________________
по адресу: _______________________________________________________
(адрес объекта капитального строительства)
Установлено:
При проверке наличия представленных документов, а также
соответствия проектной документации требованиям градостроительного
плана земельного участка отсутствует:
1. ___________________________________________________________
(наименование отсутствующих или неправильно составленных
__________________________________________________________________
документов, иных нормативных правовых актов, проектной
__________________________________________________________________
документации, требования которых нарушены)
2. ___________________________________________________________
(наименование отсутствующих или неправильно составленных
__________________________________________________________________
документов, иных нормативных правовых актов, проектной
__________________________________________________________________
документации, требования которых нарушены)
3. ___________________________________________________________
(наименование отсутствующих или неправильно составленных
__________________________________________________________________
документов, иных нормативных правовых актов, проектной
__________________________________________________________________
документации, требования которых нарушены)
На основании пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса
Российской Федерации
Решено:
отказать _____________________________________________________
(наименование застройщика или заказчика)
в выдаче разрешения на ___________________________________________
(строительство, реконструкцию, капитальный
__________________________ объекта капитального строительства
ремонт - нужное указать)
__________________________________________________________________
(наименование объекта капитального строительства)
по адресу: _______________________________________________________
(адрес объекта капитального строительства)
Главный архитектор города Дмитрова _________________ Ю.К. Федорова
(подпись)
-------------¬
¦ Место ¦ "____" _______________ 200__ г.
¦ печати ¦
L-------------
__________________________________________________________________
(наименование должности, (подпись, расшифровка подписи)
Ф.И.О. представителя
застройщика или заказчика,
получившего решение)
dogovor-obrazets.ru
Отказ в выдаче разрешения на строительство
Краткое содержание
1. Мне нотариус отказал в выдаче св-ва о праве на наследство гаража после смерти отца, выдал справку, что я являюсь наследницей всего имущества, объяснил это тем, что из документов есть только решение исполкома о разрешении на строительство и договор купли-продажи гаража. Т.е. отец его купил и не оформил в бти. С каким исковым заявление мне теперь обращаться в суд? меня отправили именно туда. Или это решается иначе?
1.1. Обращайтесь в суд. Можем дистанционно помочь составить заявление 89033263662. Цена договорная.
1.2. В суд надо обращаться с исковым заявлением. За помощью в подготовке документа можете обратиться по личным контактам к любому юристу/адвокату.
С Уважением, адвокат – Степанов Вадим Игоревич.
2. Подал в администрацию заявление на выдачу разрешения на строительство. Выдали отказ на основании Свода правил СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы согласно 5 таблице. В выписке ЕГРН на земельный участок ограничений не зарегистрировано. Вид разрешенного использования: ЛПХ. Как разрешить данную ситуацию?
2.1. Отказ обжалуйте в судебном порядке, предоставьте все в соответствии с 56 статьей ГПК РФ.
3. Разрешение на строительство окончилось в 2015 г. Срок продления пропустили. Строительство окончено в этом году. При попытке продлить срок строительства администрация ответила, что в соответствии с ФЗ 342 от 03.08.2018 полномочия по выдаче и продлению органами местного самоуправления разрешения на строительство объектов ИЖС упразднены. Как правильно назвать продление и вправе ли отказать? Спасибо.
3.1. Изменился порядок.
Приказ Минрегиона РФ от 02.07.2009 N 251
«Об организации работы по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство возложены на иные федеральные органы исполнительной власти»
С Уважением, адвокат в г. Москва – Степанов Вадим Игоревич.
4. Вопрос по выдаче разрешения на строительство ИЖС
30 апреля подали уведомление о начале строительсва в администрацию через МФЦ, срок согласно закона 7 рабочих дней истек 18.05. В соосветствии с Градостроительным кодексом РФ ст.51.1 пп 13 отсутствие отказа является согласованием.
Вопрос может ли администрация направить отказ позднее (физически может, а юридически?)? Будет ли он правомерен, так как согласно ГрК строительство согласовано.
4.1. Формулировки в вопросе неоднозначные. Заявление — это просьба о чем-то, а в упомянутой статье речь идет об уведомлении о соответствии определенным параметрам. Но если именно это подразумевалось, и параметры были указаны в документах — направление отказа позднее не будет иметь правового значения.
5. Я приобрёл в собственность земельный участок. Разрешенный вид использования по документу ИЖС, территориальная зона Ж-2. Администрация отказала в выдаче разрешения на строительство по причине нахождения участка в 1-ой зоне горно-санитарной охраны. По закону в этой зоне запрещена любая хозяйственная деятельность. То есть я физически не могу пользоваться участком. Могу ли я обязать администрацию выкупить мой участок либо предоставить мне равноценный в другом месте.
5.1. Как же мог быть сформирован и продан земельный участок с видом разрешенного использования ИЖС в зоне санитарной охраны? Даже если участок приобретался не у администрации, то вид разрешенного использования присваивает именно администрация своим постановлением. С отказом администрации идите в прокуратуру.
6. Мне отказано в выдаче свидетельства об окончании строительства дома в деревне. Поскольку разрешение на строительство выдано в 1991 году в СССР. Но я его строил медленно (отсутствие средств 90-е годы). В прошлом году я все построил. Не могу зарегистрировать его на себя. Что делать.
Спасибо.
6.1. Здравствуйте. Вы можете в судебном порядке ввести его в эксплуатацию. Нужно обращаться с исковым заявлением в суд.
7. В каких случаях ОМС могут отказать в выдаче разрешения на хранение строительных материалов на придомовой территории при наличии разрешения на строительство? Спасибо.
7.1. Здравствуйте! Придомовая территория является территорией общего пользования. Поэтому использовать ее Вы имеете право, как и другие собственники объекта. При желании, можно даже попробовать определить порядок пользования и выделить Вам какую-то конкретную часть. Поэтому ОМС (что бы это ни было (возможно Обязательное Медицинское Страхование)) не должны отказывать Вам в пользовании.
Бесплатный вопрос юристам онлайн
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
www.9111.ru