Основной вопрос религии – 2. Понятие религии, виды, конфессии. Сформулировать основной вопрос религии.

2. Понятие религии, виды, конфессии. Сформулировать основной вопрос религии.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

 одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

 организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа.

Конфе́ссия (лат. confessio — испове́дание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённой формы религии.

Виды религий.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия. Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др. Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм.

Основные функции (роли) религии Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

studfiles.net

Основной вопрос религии

Религия сопряжена с ответами на вопросы:

1. Существует ли сверхчувственная реальность, которой подчиняется весь видимый порядок вещей, и чего больше в мире – открытого нам или сокровенного?

2. Если сверхчувственная реальность имеет объективное существование, то как мы, телесно принадлежащие к чувственно воспринимаемому миру, можем знать о ней?

3. Открывается ли нам сверхчувственный мир в знамениях обычных вещей, воплощается ли в избранном человеке, его поведении и словах или дается нам в форме умопостигаемых, но незримых законов природы и общества?

Эти вопросы ставят перед собой также философы, естествоиспытатели, художники. Все основные формы общественного сознания изначально сопряжены с одной и той же троицей вышеобозначенных проблем, хотя формулируют их на своем особом языке. Для формулировок данных фундаментальных проблем наиболее подходит язык богословия и философии. Тождество в отношении исходных вопросов свидетельствует о том, что нет независимых друг от друга форм общественного сознания, но все они проникают друг в друга, взаимодополнительны и суть ветви одного и того же древа познания добра и зла.

Религия пропитана философией, мифологией, искусством, наукой, моралью, правом, политикой. Поэтому невозможно точно определить ее границы и ясно ответить на вопрос, где кончается религия и начинаются наука, философия, мораль и т.д. Равным образом не поддаются однозначному определению, например, границы науки – как выделить из нее религиозные, мифологические, философские и иные компоненты?

Что в первую очередь обусловило содержание принципа абсолютности скорости света в теории относительности Альберта Эйнштейна – библейское учение о вечном Божественном свете, философский пантеизм Спинозы или только конструктивное обобщение оптических экспериментов физиков? Эйнштейн, как известно, любил советоваться с Торой, увлекался спинозизмом и не считал религиозно-философскую методологию чем-то внешним для теоретической физики.

Точных ответов на эти и подобные им вопросы не существует, поскольку человеческий дух вообще не знает четких границ. Тем не менее, абстрактное мышление помогает провести относительные границы между различными формами общественного сознания. Философски сформулированная выше триада проблем восходит к основному вопросу религии о взаимосвязи человека и абсолюта.

Каждая религия дает абсолюту разные имена: Бог, Центральная Энергия, Сверхчеловек, Родовое Я, абсолютное Я в моем я, Солнце, Огонь и т.д. Основной вопрос религии «вообще», поставленный в самой абстрактной форме, имеет следующие три взаимосвязанных аспекта:

1. Существует ли Абсолют?

2. Как его можно познать?

3. Как к нему практически относиться?

Является ли религия верой в сверхъестественное?

Нередко религию определяют как веру в сверхъестественное бытие каких-либо существ, вещей или отношений к ним. Но что такое сверхъестественное? Многие религиоведы все-таки избегают понятия сверхъестественного из-за расплывчатости и парадоксальности его смысла.

В философии есть понятия метафизического бытия, субъективного существования и физического существования. В «метафизическом» же усматривают высшую форму существования, но вовсе не сверхъестественное. Имена Бога в Священных Писаниях означают истинное бытие, но никоим образом не «небытие» или «сверхбытие». Ни одна из реальных религий на деле не опирается на веру в сверхъестественное.

Логическим антиподом «естественному» выступает «искусственное». Но резонно ли именовать искусственное «сверхъестественным»? И для материалиста, и для идеалиста «сверхъестественное» – пустое понятие.

Как видим, определение религии как веры в сверхъестественное неточна. Узким также является определение религии как веры в Бога или богов. Можно, например, верить в существование Бога, но не искать с Ним связи или порывать эту связь.

studfiles.net

Основной вопрос Религиозной философии — Философское сообщество ЖЖ — LiveJournal

Основополагающий вопрос, на который приходится отвечать современному религиозному философу – это вопрос о многообразии Религий.

Существуют два возможных подхода к разнообразию религиозных верований и их эволюции.

Либо, как писал выдающийся теолог ХХ века Пауль Тиллих, одна религия истинна в противоположность всем другим, которые суть ложные религии, и только моя собственная религия представляет собой откровение, а любая другая это всего лишь тщетная попытка достичь Бога.
Либо приходится признать, что опыт откровения имеет универсально человеческий характер и дается человеку, где бы он ни жил. Ему дается откровение, Бог не остался без свидетельств, а поскольку человек ограничен в биологическом, психическом и социальном отношениях, то он воспринимает откровение в терминах своей конечной человеческой ситуации, т.е. происходит исторически обусловленный Процесс откровения (неоднократные контакты разных людей в разное время с областью Сверхъестетвенного). Или, выражаясь проще, имеет место процесс исторического развития в постижении религиозной истины.

Правда, сам Пауль Тиллих допускал мысль, что и в истории религии может произойти центральное событие, объединяющее позитивные результаты предыдущего опыта откровения, и это событие создает возможность для появления конкретной теологии, обладающей универсальным значением. (Пауль Тиллих. Избр. Теология культуры. Значение истории религий для теолога-систематика. Стр. 442-443).

Иными словами, религиозная истина воспринимается на подобии истины научной, которая, как известно, становится все более и более полной по мере развития научно-технического и социального прогресса. И подобное утверждение не столь уж необычно. Для последователя учения джайнизма его основатель Махавира лишь завершил учение предыдущих 23-х создателей пути, для христиан аналогичную роль выполняет Христос, а для приверженцев ислама это Мухаммад из Мекки, который не отвергал и Моисея, и Христа, считая их своими предшественниками откровения, которых он уточняет…

Признание исторического развития, а значит, исторической обусловленности религиозных систем крайне опасно для религиозного сознания, этим подрывается фундамент, на котором стоит любая религия, это разрушает положение о догмате, а как возможна религия без догмата, без веры в него, без веры в Последнюю истину?

Можно, конечно, попытаться объявить свою систему веры последней и окончательной, что происходит сплошь и рядом, но сомнение уже посеяно, открыт простор для критики и ересей, а это в свою очередь попахивает уже расколом. В теологии можно выдвинуть и сделать попытку обосновать положение о том, что откровение – оно всегда одно и тоже, лишь понимается в силу людской ограниченности по-разному, но тогда уж проще признать, что откровения, как чуда, как творческого акта божества в душе человека попросту нет.
А что же есть?
Религиозная интуиция (по типу научной или художественной), чисто психологический феномен?
С кем разговаривает Человек, когда он разговаривает с Богом? Со своим представлением о Нем, с образом Бога, как писатель с героями своих произведений?
Или как?
Можно ли во всем этом разобраться?

ru-philosophy.livejournal.com

Основной вопрос религии — Виталий Чихарин — LiveJournal

25 comments — :

Теоретические — есть ли жизнь после смерти, как возник мир и человек, есть ли душа, кто есть бог.
Практические — что требует бог и как это выпонять.

Второе все-таки не для всех религий может быть справедливо. Есть и атеистические религии. Страх смерти — это да, конечно.

Можно переформулировать. Я имела в виду, что хотела бы знать, какие обязательства накладывает на меня следование данной религии.

Ну если шире посмотреть — одним католичеством ведь всё не ограничивается. Кромк того, часто самые важные вещи не декларируются.

То, как «внутреннее» (этика, мистика) определяет «внешнее» (обряды, регламентация).
Вопросы отношения к не-единоверцам, прозелитизма, значимость или незначимость этнического фактора.

«Что важно, что неважно, чем они отличаются».

Откуда все взялось и куда потом денется.

Вопросы ПОЧЕМУ, ЧТО БУДЕТ и КАК НАДО.

+1 :)))

Сперва я вообще хотел написать : кто виноват, что делать, что было, что будет и чем сердце успокоится… 🙂

нет, так, как написано, точнее 😉
единственно, вопрос «почему?» — всё-таки, производный от двух других вопросов…

Вот именно он-то и единственно первичен. Первороден, я б сказал.

нет. сам по себе он — бессмысленен.
зачесалось — почесал. не хочешь впредь чесаться? — ответь на вопрос «почему?».
вот и вопрос — что первично?
мой ответ — НЕжелание чесаться — В БУДУЩЕМ.

В том и дело, потому он и первичен, что , что бы ни делай, СПЕРВА придется на него ответить. Или не ответить — мы же не об ответах, а о ВОПРОСАХ. Да ивообщ не факт, что ответить удастся 😉

«что бы ни делай, СПЕРВА придется» — с чего бы это вдруг? :))

А потому что, если индивид не осознаёт принцип причинности в утилитарном смысле, то долго не проживет.

:))
глупо спорить, что первичнее — рука или нога 😉 это части ОДНОЙ системы. на вопросы и первичность они делятся, исключительно, в наших головах. для удобства :)) в вашей — так, в моей — сяк.
аминь, мне не дорога первичность вопроса «почему?» :))

Устройство мира и место в нём человека. Всё остальное вопросом религии не является, это частные задачи для разных стран и эпох. Сейчас для этих задач существуют отдельные дисциплины, а раньше они только в рамках религиозных учений и могли решаться.

Труднейший вопрос. Наверное, я вопросов таких не задавала — или забыла уже. Но вот сейчас это: зачем жить, если с практической точки зрения удобнее умереть? И как дотерпеть до смерти, если нет сил?

лично для меня важно, насколько религия свободна и «некоррумпирована»…

Как и важнейшие вопросы философии: материальность-идеальность мира, познаваемость-непознаваемось и т.д.

религия — это способ познания мира.
а важнейшим вопросом (задачей, целью) любого познания является — прогнозирование того, что будет, с целью — выживания (в широком смысле).

т.о.
я для себя определяю важнейшими вопросами религии (любой религии):
вопросы — «что будет?» и «как тогда быть?»(, чтобы выжить самому и своим близким).

«Какова итоговая цель моего существования?»

Как правильно жить и что я за это получу?

Единственный вопрос

на который должна ответить религия: Почему я никогда не умру.

chva.livejournal.com

Вопрос 52. Сущность религии

Георгий Хлебников, кандидат философских наук

Для каждого человека среди всех вопросов всегда остается главным вопрос о смысле жизни. Не каждый может ответить на него. Даже решив этот вопрос для себя, не каждый может достаточно аргументировано обосновать его. Однако, в каждом человеке неистребима потребность найти этот смысл и разумно оправдать его.

При решении вопроса смысла жизни человеческое сознание оказывается перед необходимостью выбора одной из двух возможных альтернатив. Ведь все разнообразие мировоззрений и идеологий в конечном итоге сводится к двум противоположным направлениям: религия или атеизм.

Главный пункт разногласий религии и атеизма очевиден: вопрос о бытии Бога. Чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть данные направления как две теории бытия (небытия) Бога, руководствуясь научным методом. Нужно применить основные научные требования: наличие подтверждающих фактов и верифицируемость, то есть возможность опытной проверки теории. Очевидно, что только та теория, которая удовлетворит этим требованиям, может быть признана в качестве научной, заслуживающей серьезного внимания.

«Религия, — пишет проф. МДА А. И. Осипов, — предлагает бесчисленное количество фактов, свидетельствующих о реальности духовного мира (опыт «переживания» Бога огромным числом людей, особенно святыми; такой же опыт видения души, ангелов, демонов; пророчества и предсказания; поразительное нравственное воздействие святых на окружающих, чудеса и др.). Но, наряду с бесчисленными фактами, Православие одновременно предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений, вполне конкретный путь личного познания засвидетельствованного в этих фактах духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Что предлагает атеизм? Во-первых, с одной стороны, он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельствующих о небытии Бога и мира духовного. С другой стороны, сама бесконечность, вширь и вглубь, познаваемого мира однозначно говорит, что это и никогда невозможно будет доказательно утверждать, хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь ничтожным островком в океане непознанного. Поэтому, даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества, в которую можно только верить или не верить, но не знать.

Во-вторых (и это самое тяжелое для атеизма), он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более, как слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога — путь религиозный. Иного способа просто не существует.»

Итак, мы видим, что и религия, и атеизм приглашают каждого искателя истины проверить своей жизнью религиозный путь богопознания.

Попытки определения религии

Хотя религия и присуща людям на протяжении всей доступной исследователям истории, и охватывает большинство населения земного шара, тем не менее, оказывается значительной тайной даже для большинства исповедующих ту или иную веру. Причина этого кроется в том обстоятельстве, что, как правило, каждую религию оценивают и описывают по внешним признакам, по видимым проявлениям в частной и общественной жизни, даже по извращениям, но не по существу. Именно такое ограниченное представление о религии имеют те, кто представляет жизнь верующего как «исполнение религиозных обрядов», а задачей Церкви видит «удовлетворение религиозных потребностей». По обрядам — внешним ритуальным действиям — «можно судить о сущности религии еще в меньшей степени, чем по движению смычков судить о содержании музыки» (архиеп. Михаил (Мудьюгин)).

Вот как определяли религию различные выдающиеся мыслители:

Ф. Шлейермахер (1768–1834) утверждал, что в основе религии — сознание зависимости от высших сил.

И. Кант (1724–1804) видел основу религии в чувстве нравственного долга.

Ф. Паульсон (1896–1908) говорил, что в основе религии — внутреннее настроение, характеризуемое «смирением и упованием».

Б. Рассел (1872–1967) в основу религии полагал «страх перед неведомым».

В каждом из этих определений, несомненно, содержится доля истины. Однако, у них есть и общий недостаток — исключительный акцент на психологической стороне переживаний верующего. При этом отсутствует упоминание об их внешнем источнике — Боге (божествах).

Каждый из нас помнит и еще одно определение, данное классиками марксизма-ленинизма: «Религия — опиум для народа». Эта фраза очень хлесткая по форме, но бедна содержанием. Авторы данного высказывания хотели объяснить, что религия является средством одурманивания, она навязывается господствующим классом простому народу с корыстными целями. При этом уверовавшие погружаются в особое состояние, сопровождающееся приятными, но обманчивыми и вредными переживаниями. Определение ложно, а сам образ неудачен и не выдерживает критики, как это с юмором показал архиеп. Михаил (Мудьюгин):

«Опиум — природный продукт; если религию сравнивать с природным продуктом, значит, она не изобретена как нечто искусственное, а свободно произрастает в душе человека;

убогость утверждения, что религия есть нечто, привносимое в сознание кем-то с корыстными целями, особенно подчеркивает предлог «для». Эта идея, столь популярная некогда («жрецы изобрели религию и обманывают народ в целях самообогащения»), давно опровергнута: если жрецы — изобретатели религии, то откуда они появились и как стали жрецами?

Действие опиума кратковременно; действие религии целожизненно, передается от одного поколения к другому. Она присуща человечеству, как утверждают антропологи и этнографы, с самого начала его существования — и по настоящее время;

опиум вызывает опьянение, нарушая деятельность центральной нервной системы. Такое состояние не стимулирует сознательную, целеустремленную деятельность человека. Религия же (прежде всего христианская), не нарушая нормальных физиологических функций, поощряет самую возвышенную духовную деятельность, противодействуя удовлетворению низменных наклонностей и побуждая к развитию высших способностей, венец которых — любовь как «совокупность совершенства» (Кол. 3: 14)».

Положительное влияние христианства на общественную жизнь можно проиллюстрировать статистическими данными. Так, в США оканчивается разводом каждый из 4-х браков, но среди христиан, регулярно посещающих храм, один развод приходится уже на 57 браков, а среди семей, где ежедневно совершается общая молитва с чтением Священного Писания, разводом заканчивается только один брак из 500!

Самым ощутимым плодом религии является радость общения с Богом, в разной полноте известная каждому христианину, и в какой-то мере, возможно, присущая также иудаисту и мусульманину. Радость осознания Божией любви, радость общения с Творцом тем более присуща верующему, чем в большей степени он живет своей верой. Встречаясь с явлением религиозной радости, неверующие люди высказывают глубоко противоречивые мнения. На каждом шагу внушается, что религия полна пессимизма, превращает человека в мрачное и угрюмое существо, лишает радостей жизни и т. п. Легко заметить, что такой взгляд резко противоречит приведенному выше утверждению классиков атеизма, что человек с помощью религиозной иллюзии ищет утешения в горестях жизни.

Предварительное понимание религии дает и происхождение данного слова.

studfiles.net

Есть Основной вопрос философии, а какой Основной вопрос религии?

философия по уровню интеллекта занимает промежуточное положение между религией и наукой, то есть, пытается усидеть на двух стульях. Поэтому у нее есть «основной вопрос» (о первичности духа или материи) . А у религии и науки его нет. Вроде. Если быть точнее, то у науки всегда есть куча мелких вопросов, — на то она и наука. А у религии нет вопросов вообще, поскольку это набор основных закономерностей вселенной, который давно изучен и практически неизменен во времени.

Дорога Домой — это ЕДИНСТВЕННАЯ парадигма ВСЕХ Учений. Падение Душ в бездну Материи — это Вселенская проблема и её решают лучшие умы Вселенной (не землян даже)

в религии нет вопросов. есть только требование: «ДАЙБАБЛАНАХЪ»

где добыть очередное чудо

Деньги и управление стадом рабов.

Вопрос о вере и смысле жизни

Как бы побольше рабов наделать для мифического существа.. чтобы их кармашки прикарманить..))

Основной вопрос религии-истинная она или нет

Как дотянуться до бога?

в философии есть фундамент и нет никаких основных вопросов, а религия это политическое мошенничество использующее все возможные приёмы для обмана и зомбирования.

как прожить и не работать

Их два: что бы ещё впарить лохам и почём.

Основной вопрос философии — выживание для всех.. . Основной вопрос религии — выживание самой религии.

«Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, ЧТОБЫ ДОСТИГНУТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ. «Филип. 3.8-11

Основной вопрос философии: «Что есть Бытие? » вообще, и — «Бытие Сущего? «, в частности. Досократики древнегреческие начали отвечать на него неправильно, помыслив Бытие как изначально присущее Сущему, а на Небесах находится то же Сущее, только Сверхсущее. Платон углубил ошибку, помыслив Сверхсущее как Идею. Мнотеистическая религиозная схоластика лишь продолжила эту ошибку Платона, только вместо Идеи в ней встал Бог Творец. В Новое время эта ошибка усилилась до такой деградации философии как у Декарта, который вместо Идей предположил что есть ментальная схема «Бог» действительнось которой определяет субъект (человек) , поэтому, идя дальше, в философии и жизни вообще отбросили эту схему. Об этом объявил Ницше в 19 веке — о всеобщем нигилизме Запада, и о «Смерти Бога», и основой субъекта Ницше обнаружил «Волю к власти». Нигилизм породил Механицизм Запада, который стал выражением воли к власти, от него произошли Либеропедерастизм Запада, Национал-социализм Германии и Атеизмжидобольшевизм России.

touch.otvet.mail.ru

Сущность религии

Сущность религии

 

 

Георгий Хлебников, кандидат философских наук

 

Для каждого человека среди всех вопросов всегда остается главным вопрос о смысле жизни. Не каждый может ответить на него. Даже решив этот вопрос для себя, не каждый может достаточно аргументировано обосновать его. Однако, в каждом человеке неистребима потребность найти этот смысл и разумно оправдать его.

При решении вопроса смысла жизни человеческое сознание оказывается перед необходимостью выбора одной из двух возможных альтернатив. Ведь все разнообразие мировоззрений и идеологий в конечном итоге сводится к двум противоположным направлениям: религия или атеизм.

Главный пункт разногласий религии и атеизма очевиден: вопрос о бытии Бога. Чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть данные направления как две теории бытия (небытия) Бога, руководствуясь научным методом. Нужно применить основные научные требования: наличие подтверждающих фактов и верифицируемость, то есть возможность опытной проверки теории. Очевидно, что только та теория, которая удовлетворит этим требованиям, может быть признана в качестве научной, заслуживающей серьезного внимания.

«Религия, — пишет проф. МДА А. И. Осипов, — предлагает бесчисленное количество фактов, свидетельствующих о реальности духовного мира (опыт «переживания» Бога огромным числом людей, особенно святыми; такой же опыт видения души, ангелов, демонов; пророчества и предсказания; поразительное нравственное воздействие святых на окружающих, чудеса и др.). Но, наряду с бесчисленными фактами, Православие одновременно предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений, вполне конкретный путь личного познания засвидетельствованного в этих фактах духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Что предлагает атеизм? Во-первых, с одной стороны, он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельствующих о небытии Бога и мира духовного. С другой стороны, сама бесконечность, вширь и вглубь, познаваемого мира однозначно говорит, что это и никогда невозможно будет доказательно утверждать, хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь ничтожным островком в океане непознанного. Поэтому, даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества, в которую можно только верить или не верить, но не знать.

Во-вторых (и это самое тяжелое для атеизма), он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более, как слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога — путь религиозный. Иного способа просто не существует.»

Итак, мы видим, что и религия, и атеизм приглашают каждого искателя истины проверить своей жизнью религиозный путь богопознания.

 

Попытки определения религии

Хотя религия и присуща людям на протяжении всей доступной исследователям истории, и охватывает большинство населения земного шара, тем не менее, оказывается значительной тайной даже для большинства исповедующих ту или иную веру. Причина этого кроется в том обстоятельстве, что, как правило, каждую религию оценивают и описывают по внешним признакам, по видимым проявлениям в частной и общественной жизни, даже по извращениям, но не по существу. Именно такое ограниченное представление о религии имеют те, кто представляет жизнь верующего как «исполнение религиозных обрядов», а задачей Церкви видит «удовлетворение религиозных потребностей». По обрядам — внешним ритуальным действиям — «можно судить о сущности религии еще в меньшей степени, чем по движению смычков судить о содержании музыки» (архиеп. Михаил (Мудьюгин)).

Вот как определяли религию различные выдающиеся мыслители:

Ф. Шлейермахер (1768–1834) утверждал, что в основе религии — сознание зависимости от высших сил.

И. Кант (1724–1804) видел основу религии в чувстве нравственного долга.

Ф. Паульсон (1896–1908) говорил, что в основе религии — внутреннее настроение, характеризуемое «смирением и упованием».

Б. Рассел (1872–1967) в основу религии полагал «страх перед неведомым».

В каждом из этих определений, несомненно, содержится доля истины. Однако, у них есть и общий недостаток — исключительный акцент на психологической стороне переживаний верующего. При этом отсутствует упоминание об их внешнем источнике — Боге (божествах).

Каждый из нас помнит и еще одно определение, данное классиками марксизма-ленинизма: «Религия — опиум для народа». Эта фраза очень хлесткая по форме, но бедна содержанием. Авторы данного высказывания хотели объяснить, что религия является средством одурманивания, она навязывается господствующим классом простому народу с корыстными целями. При этом уверовавшие погружаются в особое состояние, сопровождающееся приятными, но обманчивыми и вредными переживаниями. Определение ложно, а сам образ неудачен и не выдерживает критики, как это с юмором показал архиеп. Михаил (Мудьюгин):

«Опиум — природный продукт; если религию сравнивать с природным продуктом, значит, она не изобретена как нечто искусственное, а свободно произрастает в душе человека;

убогость утверждения, что религия есть нечто, привносимое в сознание кем-то с корыстными целями, особенно подчеркивает предлог «для». Эта идея, столь популярная некогда («жрецы изобрели религию и обманывают народ в целях самообогащения»), давно опровергнута: если жрецы — изобретатели религии, то откуда они появились и как стали жрецами?

Действие опиума кратковременно; действие религии целожизненно, передается от одного поколения к другому. Она присуща человечеству, как утверждают антропологи и этнографы, с самого начала его существования — и по настоящее время;

опиум вызывает опьянение, нарушая деятельность центральной нервной системы. Такое состояние не стимулирует сознательную, целеустремленную деятельность человека. Религия же (прежде всего христианская), не нарушая нормальных физиологических функций, поощряет самую возвышенную духовную деятельность, противодействуя удовлетворению низменных наклонностей и побуждая к развитию высших способностей, венец которых — любовь как «совокупность совершенства» (Кол. 3: 14)».

Положительное влияние христианства на общественную жизнь можно проиллюстрировать статистическими данными. Так, в США оканчивается разводом каждый из 4-х браков, но среди христиан, регулярно посещающих храм, один развод приходится уже на 57 браков, а среди семей, где ежедневно совершается общая молитва с чтением Священного Писания, разводом заканчивается только один брак из 500!

Самым ощутимым плодом религии является радость общения с Богом, в разной полноте известная каждому христианину, и в какой-то мере, возможно, присущая также иудаисту и мусульманину. Радость осознания Божией любви, радость общения с Творцом тем более присуща верующему, чем в большей степени он живет своей верой. Встречаясь с явлением религиозной радости, неверующие люди высказывают глубоко противоречивые мнения. На каждом шагу внушается, что религия полна пессимизма, превращает человека в мрачное и угрюмое существо, лишает радостей жизни и т. п. Легко заметить, что такой взгляд резко противоречит приведенному выше утверждению классиков атеизма, что человек с помощью религиозной иллюзии ищет утешения в горестях жизни.

Предварительное понимание религии дает и происхождение данного слова.

Этимология

Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (по А. И. Осипову):

1. Знаменитый римский оратор писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно происходит от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога — в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает его сущности.

2. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (+330 г.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, — говорит он, — мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия… Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека…»

Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии — то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.

3. Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (+430 г.), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его-то ища, — пишет он, — или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться» («О граде Божием»).

Таким образом, этимология указывает два основных значения слова «религия»: благоговение и соединение, которые говорят о религии как о таинственном внутреннем союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.

Основные признаки религии

С внешней стороны религия — мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации.

1. Первым и главным признаком религии является исповедание личного духовного начала — Бога — источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Важнейший элемент религии — убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он — существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее — учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!» — резко контрастируя с атеистическим: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» Примечательно, что и в том, и в другом случае призыв обращен к вере — человеку не дано знания, принуждающего к выбору. «Человек — это его вера»,— писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии.

Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень».

Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание. Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал о. Сергий Булгаков: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование».

Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. …Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность».

Подводя итоги, можно сказать словами о. С. Булгакова: религия есть «непосредственное познание Божества и живой связи с Ним».

Литература

1. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Введение в основное богословие. М., 1995.

2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины: Основное богословие. М., 1999.

3. Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992.

Опубликовано в on-line version журнала «Фома» №8 http://www.trimo.com/foma

 

 




    www.Pravoslavieto.com


www.pravoslavieto.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *