Основные задачи и функции банка россии – 62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.

правовой статус, основные задачи и функции. Формы и порядок контроля за деятельностью Банка России

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России. Принцип независимости — ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации — проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России*, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

56. Понятие банковской деятельности и специфика её правового регулирования. Отличительные признаки и организационно-правовые формы кредитных организаций.

Цели банковской деятельности кредитных организаций и цели деятельности Банка России различны. Это связано с их правовым статусом и функциями в денежно-кредитной и финансовой системах: Банк России -это публичный институт, который регулирует банковскую систему и осуществляет банковский надзор, в то время как роль кредитных организаций определяется частными экономическими потребностями и интересами. Кредитные организации стремятся получить максимальную прибыль от своих банковских операций и сделок. В этом смысле банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности. По своему содержанию банковская деятельность включает предусмотренный законом и банковской лицензией перечень возможных банковских операций. В ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» названы не только банковские операции, но и сделки. Федеральный закон предусматривает, что Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — в иностранной валюте. а) Банковская деятельность — это банковские операции и сделки, а также другие действия кредитной организации, которые непосредственно направлены на развитие эффективности и повышение безопасности банковских услуг. Банковская деятельность имеет множество аспектов. Следует различать основную и вспомогательную банковскую деятельность.
Основная банковская деятельность
— это такая деятельность кредитной организации, которая включает банковские операции и сделки. Вспомогательная банковская деятельность направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условий осуществления основной банковской деятельности. Эта деятельность косвенно связана с результатами основной банковской деятельности. Например, к вспомогательной банковской деятельности относятся информатизация, охрана, система безопасности и другие аналогичные виды деятельности различных подразделений кредитной организации. Федеральный закон от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» не содержит определения понятия «банковская деятельность». б) Предпринимательская деятельность кредитной организации имеет ограниченный характер.Это ограничение объясняется тем, «что кредитная организация в отличие от других коммерческих организаций использует привлеченные денежные средства и тем самым создает определенный риск не только для себя, но и для своих клиентов. Поэтому в ст. 5 «Банковские операции и Другие сделки кредитной организации “Федерального закона «О банках и банковской деятельности» сказано, что кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. » Кредитные организации являются коммерческими юридическими лицами и действуют на основании своих уставов и в соответствии с выданными им Банком России лицензиями, в целях извлечения прибыли. Они создаются в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством. Однако Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» сузил возможности использования других организационно-правовых форм в банковской деятельности, кроме хозяйственного общества — акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

  1. Порядок создания и ликвидации коммерческих банков. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен законом ”О банках и банковской деятельности в РСФСР”, в соответствии с которым действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБР, что вызвано повышенным риском операций банков и влиянием, которое они оказывают  на уровень платежеспособного спроса в экономике. Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБР. Ключевыми вопросами процесса лицензирования являются анализ информации относительно следующих аспектов создаваемого кредитного учреждения: состав основных акционеров банка, источники первоначально инвестируемого капитала, компетентность руководства, круг предполагаемых операций и стратегия банка, правильность оценки банковских активов по их рыночной стоимости, политика по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности и др. В течение года уставный фонд банка должен быть оплачен полностью. До этого банк не имеет право открывать филиалы, увеличивать размер Уставного фонда, участвовать в формировании капитала других юридических лиц, принимать дополнительных участников, принимать вклады населения, эмитировать собственные векселя, чеки, облигации, выдавать поручительства и гарантии, оказывать брокерские услуги и обращаться за расширением лицензии. Уставный фонд банков формируется путем выпуска и реализации акций. Ликвидация коммерческого банка может происходить как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению собрания акционеров при условии выполнения всех обязательств перед кредиторами, т.е. банк при этом платежеспособен. Принудительная ликвидация осуществляется по решению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях:

  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

  • задержки начала осуществления банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;

  • установления фактов недостоверности отчетных данных;

  • осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;

  • неисполнения требований Федеральных законов и нормативных актов Банка России;

  • неудовлетворительного финансового положения банка и неисполнения им своих обязательств перед клиентами.

Ликвидация (банкротство) банка предусматривает осуществление процедур предусмотренных Законом «О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций». Решение о создании или ликвидации банка публикуется в периодической печати.

58.Характеристика государственного надзора за банковской деятельностью. Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:внутриведомственный контроль; межведомственный контроль; региональный контроль; вневедомственный контроль. Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами: Центральным банком, являющимся основным субъектом государственного контроля и надзора в банковской системе; Министерством экономики и финансов и его региональными учреждениями.

Внутриведомственный контроль направлен на обеспечение стабильности, надежности и законности действий подведомственных организаций — банков и их учреждений. Он осуществляется силами специального подразделения, создаваемого для этих целей, — контрольно-ревизионной службы. Согласно действующему законодательству на ведомственный контроль возложены функции по периодическому проведению ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций. Вневедомственный контроль осуществляется силами специально созданных вневедомственных органов (например, контрольных палат, ревизионных комитетов и т.д.), в том числе включающих специальные подразделения для осуществления проверок и ревизий по заданиям правоохранительных органов. Межведомственный контроль осуществляется путем объединения усилий ряда заинтересованных министерств и ведомств. Органами межведомственного контроля в банковской системе могут выступать комитеты по делам банков, в работе которых участвуют представители заинтересованных ведомств; специально созданный контрольный орган (например, контрольное бюро), по ряду вопросов подотчетный и Центральному банку, и Министерству экономики и финансов. Органами
регионального
контроля выступают региональные комиссии по делам банков. Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить: проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству; оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов; проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности контролируемого банка; контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка; проверку фискальной и социальной защиты работников банка. Для достижения вышеперечисленных целей и реализации контрольных функций соответствующими контрольными органами используются следующие основные методы работы: организация проверок и ревизий на местах; определение форм и порядка предоставления обязательной отчетности, подвергающейся систематическому анализу; установление нормативов и коэффициентов, а также допустимых пределов отклонений (в том числе дифференцированных для отдельных банков и их группировок), соблюдение которых подтверждается представлением в Центральный банк (или иной контролирующий орган) соответствующих форм отчетности в установленные сроки. Как правило, вышеперечисленные полномочия и направления контроля находятся в ведении основного органа государственного контроля в банковской системе — Центрального банка. В отдельных странах данные функции выполняет Министерство экономики и финансов или специально созданный орган. Если же контрольными полномочиями наделяются все три из них (и Центральный банк, и Министерство экономики и финансов, и специальный контрольный орган), то в банковском законодательстве обязательно предусматривается механизм согласования этих трех структур.

  1. Способы обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций.

Финансовая устойчивость кредитной организации представляет

собой комплексный показатель, отражающий степень надежности банка по

отношению к внешним воздействиям. Он включает в себя оценку

следующих характеристик состояния банка как элемента банковской

системы: структуры капитала и его достаточности для покрытия рисков,

уровня ликвидности баланса, структуры и качества активов, политики

управления рисками (структура учитываемых рисков, процедуры принятия

управленческих решений, контроль качества организации риск-

менеджмента)

Органы банковского регулирования и надзора в целом оказывают

позитивное влияние на финансовую устойчивость кредитных организаций.

studfiles.net

25. Задачи и функции Банка России и их развитие в современных условиях

Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; — обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основными задачами ЦБРявляются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

  • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

  • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

  • в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

26. Устойчивость национальной валюты и её обеспечение как основная задача цб.

Банк России должен принимать все необходимые меры, чтобы обеспечить устойчивость российской валюты — рубля. Это предполагает, что рубль должен сохранять стабильную покупательную способность и твердый валютный курс, т.е. более или менее устойчивую пропорцию, в которой он может быть обменен на валюты других стран.

Для достижения этой цели Банк России осуществляет ряд функций. Во взаимодействии с правительством он разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику. Важную роль здесь играет решение вопроса об эмиссии наличных денег: в зависимости от состояния экономики страны, размеров бюджетного дефицита, потребностей денежного обращения Центральный банк может увеличить, сократить или полностью прекратить выпуск в обращение новых банкнот.

В законе о Центральном банке валютное регулирование определено в качестве одного из инструментариев государственной денежно-кредитной политики. Это означает органичную интегрированность валютного регулирования в общую систему денежно-кредитной политики.

Как инструмент денежно-кредитной политики валютное регулирование может быть реализовано различными методами:

— административными – путем издания обязательных к исполнению всеми участниками валютных отношений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения валютных операций, в том числе путем установления валютных ограничений – мер запретительного характера, направленных на лимитирование операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями;

— экономическими – путем проведения уполномоченным органом политики процентных ставок на открытом рынке, валютных интервенций и прочих мер.

Для обеспечения устойчивого валютного курса рубля Банк России осуществляет непосредственное валютное регулирование: он выполняет операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет для коммерческих банков и торговых фирм порядок осуществления расчетов с иностранными фирмами, выдает или лишает лицензии на проведение операций с иностранной валютой. Важной функцией Центрального банка является и осуществление контроля за деятельностью фирм по соблюдению законов Российской Федерации, касающихся операций с иностранной валютой.

studfiles.net

Задачи и функции ЦБ РФ :: BusinessMan.ru

Центральные банки учреждены в большинстве современных капиталистических экономик. Их функции исключительно значимы с точки зрения поддержания устойчивости хозяйственной системы государства, оборота национальной валюты, решения важнейших социальных задач. Какова их специфика? Каковы особенности работы Банка России?

История появления центральных банков

Прежде чем исследовать сущность ЦБ как отдельного политического и финансового института, а также изучать основные функции и задачи ЦБ РФ, ознакомимся с основными историческими сведениями о том, как появились Центральные банки. Прежде всего отметим, что наименование соответствующих структур в разных государствах может различаться. Например, в России официальное наименование соответствующего кредитного учреждения — Банк России. В США аналогичную функцию выполняет Федеральная резервная система. В Беларуси работает Национальный банк. Но ключевые функции, которые выполняют соответствующие финансовые структуры, в принципе, одни и те же. Неофициально большинство подобных организаций именуются Центральными банками, или ЦБ, и рассматриваются как игроки финансового рынка, решающие одни и те же задачи.

Касательно ключевых исторических фактов можно отметить, что первые ЦБ появились в конце 17 века. Банк Швеции, или «Риксбанк», многие исследователи считают первым «центральным». Он был основан в 1668 году. К первым ЦБ можно также отнести Банк Англии, который был наделен правом эмиссии банкнот, а также учета векселей. Данное учреждение было основано в 1694 году. Впоследствии ЦБ как финансовый институт стал распространяться и в других государствах. Постепенно функции ЦБ, открывавшихся в разных странах мира, стали дополняться казначейскими активностями, выполнением посреднической роли между правительством и коммерческими банками, решением задач, связанных с реализацией национальной кредитно-финансовой политики.

Факторы определения роли ЦБ в экономике государства

Несмотря на схожесть решаемых задач, ЦБ в разных странах различаются по степени независимости от государства — прежде всего политической. Например, Федеральная резервная система США рассматривается как пример одного из самых суверенных финансовых институтов. В свою очередь, Немецкий федеральный банк — в числе тех кредитных учреждений, что в значительной степени аффилированы с государством. Однако, вне зависимости от того, каков фактический суверенитет Центробанка, ключевые функции ЦБ в большинстве государств в целом схожие. В числе таковых:

  • эмиссия национальной валюты;
  • обеспечение функционирования коммерческих кредитно-финансовых организаций;
  • участие в реализации правительственных экономических программ;
  • макроэкономическое регулирование;
  • контроль над соблюдением законности работы финансовых организаций, работающих внутри страны;
  • аналитическая работа в части выявления ключевых показателей эффективности экономики государства.

Безусловно, данные направления активностей ЦБ могут дополняться иными функциями, определяемыми исходя из специфики развития хозяйственной системы конкретной страны.

Особенности деятельности Банка России

Изучим теперь ключевые особенности работы и функции ЦБ РФ. Банк России функционирует на основе положений ФЗ № 86, принятого 10 июля 2002 года. Так, в соответствии с данным законом, имущество ЦБ РФ принадлежит государству на правах федеральной собственности. Вместе с тем Банк России имеет определенные полномочия, связанные с распоряжением своими активами, включая золотовалютные резервы.

Работа ЦБ РФ предполагает активное взаимодействие с государственными органами власти. Так, ЦБ РФ обязан ежегодно представлять в Госдуму ключевые тезисы, касающиеся государственной кредитно-финансовой политики. До этого соответствующий проект должен передаваться президенту РФ и правительству. Банк России, как и большинство ЦБ в других странах, наделен правом эмиссии национальной валюты, регулирования обращения финансов в стране, установления валютного курса, управления золотовалютными резервами.

Монетарная политика ЦБ

Многие ключевые задачи и функции ЦБ коррелируют с монетарной политикой государства. Эта закономерность характерна как для Центробанков развитых государств в целом, так и для ЦБ РФ. Ключевые направления монетарной политики, которые выделяют современные исследователи, таковы:

  • поддержание стабильности цен,
  • денежная эмиссия,
  • обеспечение конкурентного курса национальной валюты,
  • решение социальных задач — таких как снижение уровня безработицы.

Центральные банки, выстраивая стратегии реализации монетарной политики, определяют целевые показатели по каждому из отмеченных направлений работы. Например, это может быть желаемый курс национальной валюты, уровень безработицы, темпы инфляции и т. д. После чего они осуществляют регулирование банковской системы с целью обеспечения соответствия ключевых ее показателей желаемым значениям.

В развитых государствах основные функции и операции ЦБ в части монетарной политики сконцентрированы на достижении приемлемых показателей инфляции и занятости граждан. Приоритет данных задач во многом связан с запросами общества: население страны прежде всего будет приветствовать возможность покупать товары при минимальном росте цен, а также устраиваться на работу по желаемой профессии. Основная сложность, сопровождающая функционирование ЦБ в этой части — в условиях капиталистической экономики низкий уровень безработицы, во многом являющийся результатом динамичного развития хозяйства, может сопровождаться высокими темпами инфляции.

Ключевые функции Банка России

В чем заключаются собственно основные функции ЦБ РФ? Они формируют довольно обширный перечень:

  • взаимодействие с правительством РФ на предмет выработки единой денежно-финансовой политики государства;
  • монопольная эмиссия рубля, организация денежного обращения национальной российской валюты;
  • кредитование и рефинансирование частных банков;
  • установление правил расчетов в РФ, проведения банковских операций;
  • обслуживание бюджетов;
  • управление ЗВР государства;
  • работа по государственной регистрации и лицензированию частных банков;
  • контроль над деятельностью коммерческих кредитно-финансовых структур в части обеспечения законности их функционирования;
  • мониторинг работы частных банков;
  • регистрация эмиссионных процедур, осуществляемых кредитными учреждениями;
  • валютное регулирование и соответствующий контроль;
  • формирование правил расчета российских финансовых резидентов с зарубежными структурами;
  • установление норм, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ;
  • формирование правил, касающихся купли-продажи иностранной валюты;
  • контроль над инфляционными процессами.

Также ЦБ занимается аналитической работой в части выявления ключевых показателей эффективности экономики РФ.

Отмеченные функции ЦБ России коррелируют с ключевыми целями деятельности российского Центробанка.

В числе таковых:

  • обеспечение устойчивости национальной валюты,
  • развитие и укрепление кредитно-финансовой системы РФ,
  • обеспечение эффективной работы платежной системы государства.

Отмеченные цели, поставленные перед российским Центробанком, предполагают их последовательное достижение при участии различных структурных подразделений главного банковского учреждения России. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Структура ЦБ

Итак, отмеченные нами выше цели и функции ЦБ предполагают корреляцию с работой структурных подразделений российского Центробанка. Все они выстроены в централизованную систему. В ЦБ РФ, таким образом, реализован принцип вертикального управления.

В структуре Центробанка присутствуют:

  • центральный аппарат;
  • региональные учреждения;
  • РКЦ;
  • вычислительные центры;
  • хранилища;
  • дополнительные учреждения, выполняющие вспомогательную функцию относительно работы ключевых структур.

Специфика работы региональных структур ЦБ

В вертикальную систему управления ЦБ РФ входят, как мы отметили выше, региональные структуры главного банка государства. Рассмотрим специфику их деятельности подробнее.

Можно отметить, что наименование территориальных подразделений ЦБ РФ может различаться в зависимости от статуса субъекта федерации. Например, в республиках соответствующие кредитно-финансовые учреждения могут именоваться Национальными банками. Вместе с тем, они не имеют юридической самостоятельности и не могут издавать правовые акты, выдавать какие-либо гарантии и оформлять поручительства без одобрения Совета директоров центрального аппарата ЦБ, функционирующего на федеральном уровне. Задачи и функции региональных структур ЦБ РФ определяются в Положении, которое утверждается Советом директоров центрального аппарата Центробанка. В свою очередь, аналогичным статусом, что и Национальный банк республик РФ, обладают главные управления ЦБ в городах федерального значения, краях, областях, а также автономных округах России.

Высший менеджмент ЦБ

Ответственность за то, насколько эффективно должны выполняться основные функции ЦБ, несет непосредственно высший менеджмент Центробанка. Рассмотрим специфику функционирования соответствующего института подробнее.

Ключевой орган управления Банка России — Совет директоров. Он представляет собой коллегиальную структуру, ответственную за ключевые функции ЦБ, основные направления активностей банка, а также осуществляющую управление учреждением. В Совет директоров Центробанка входят председатель ЦБ, а также работающие на постоянной основе 12 членов Совета ЦБ. Рассматриваемая структура высшего менеджмента Банка России формирует внутреннюю структуру центрального аппарата организации, утверждает уставы различных структурных подразделений Центробанка. В ведении Совета директоров — регулирование активностей коммерческих кредитно-финансовых организаций России.

Инструменты ЦБ

Посредством каких инструментов может выполнять свои функции ЦБ России? Исследователи выделяют следующий их перечень:

  • утверждение ключевой ставки по основным операциям;
  • формирование резервных требований;
  • осуществление транзакций на открытом рынке;
  • кредитование и рефинансирование коммерческих финансовых учреждений;
  • валютное регулирование;
  • эмиссия собственных активов.

В целом, как мы видим, отмеченный перечень инструментов коррелирует с ключевыми функциями Центробанка. Управленческие активности ЦБ РФ осуществляются посредством издания особых нормативно-правовых актов — приказов, указаний. Законодательством РФ могут определяться иные инструменты, позволяющие реализовывать основные функции ЦБ РФ.

Итак, мы рассмотрели основные особенности деятельности Центробанков как кредитно-финансового института в целом, а также Банка России в частности. Основные функции ЦБ кратко можно представить в следующем перечне:

  • макроэкономическое регулирование в корреляции с социальными задачами;
  • обеспечение устойчивости финансовой системы государства;
  • эмиссия национальной валюты и обеспечение оборота наличности в стране.

Их выполнение предполагает наделение Центробанка необходимыми полномочиями в части взаимодействия с другими ведомствами. Но каким должен быть их объем? Рассмотрим данный вопрос в контексте взаимодействия ЦБ и других органов власти.

Взаимодействие ЦБ и органов власти

Зафиксированные в законодательстве роль и функции ЦБ на практике означают, что главному банковскому учреждению государства придется взаимодействовать также и с другими госструктурами, и в этом смысле данные коммуникации могут сопровождаться появлениям ряда противоречий. В чем они могут заключаться?

Прежде всего в том, что интересы небанковских госструктур — например Министерства финансов, могут предполагать приоритетное снижение безработицы. В свою очередь, ЦБ может принять решение о том, чтобы ставить акцент на снижение как раз-таки инфляции. Позиция обоих ведомств в этом случае вполне объяснима. Минфин как правительственная структура будет заинтересован прежде всего в решении социальных задач, в данном случае — обеспечении занятости граждан. В свою очередь, в функции ЦБ РФ входит обеспечение макроэкономической стабильности, одним из критериев которой считается низкая инфляция.

Касательно решения отмеченной проблемы — когда приоритеты ЦБ и других органов власти могут расходиться, в среде исследователей наблюдаются две довольно полярные точки зрения. В соответствии с первой, цели и функции ЦБ РФ должны быть приоритетнее активностей правительственных структур, так как грамотное макроэкономическое регулирование — потенциально более мощный с точки зрения эффективного управления национальным хозяйством инструмент, чем решение задач, предопределяемых запросами общества, которые могут не всегда коррелировать с возможностями государства. Каждый гражданин, полагают исследователи, желает получать большую зарплату на хорошей должности, но это желание должно быть реальным с точки зрения объективных законов экономики. В знании которых, как предполагается, больше компетентности имеют финансисты ЦБ, чем сотрудники правительства.

В соответствии с другой точкой зрения, задачи и функции ЦБ РФ должны непосредственным образом предопределяться запросами общества. Вполне возможно, полагают аналитики, что граждане окажутся вполне готовы к высокой инфляции — но главное, чтобы была работа. В пример сторонники данной точки зрения ставят некоторые европейские государства, в которых рост цен невысок либо и вовсе выражается в отрицательных значениях, но безработица зашкаливает за десятки процентов. В этом смысле ЦБ тех стран на отлично решают задачу, связанную с таргетированием инфляции, но запросы общества при этом оказываются совершенно не удовлетворенными — люди не могут устроиться на работу, а их доходов бывает недостаточно даже для приобретения товаров по стабильным ценам.

Подобная дискуссия часто перетекает в постановку вопроса: «Стоит ли законодательно разрешать ЦБ действовать независимо от правительства и отдавать ЦБ, тем самым, приоритет в макроэкономическом регулировании?» Рассмотрим данный аспект подробнее.

Нужна ли ЦБ независимость?

Итак, должен ли ЦБ быть независимым от правительства? Есть две полярные точки зрения на этот счет.

Первая предполагает — да, ЦБ должен быть как можно более независимым от других политических институтов. Это предопределяется законами капиталистической экономики, по которым чем большую свободу действий имеет тот или иной субъект рынка, тем более эффективно развивается хозяйственная система — в той или иной отрасли либо в масштабах государства в целом.

Основной контраргумент отмеченной позиции — независимость ЦБ хороша ровно до того момента, пока в экономике не начался кризис. После этого действия ЦБ, продиктованные неким анализом и расчетами, в которых всегда может закрасться ошибка, могут предопределить возникновение масштабного социально-политического кризиса. В подобных сценариях Центробанк должен, и это как минимум, учитывать позицию правительственных структур, а лучше всего — приводить свои активности в соответствие с теми приоритетами, что формируются на уровне небанковских политических институтов.

Каков статус ЦБ РФ, насколько он независим от государственных структур? С одной стороны, в законодательстве РФ есть формулировки, по которым основные функции и задачи ЦБ РФ предполагают активности при условии суверенитета ЦБ относительно Правительства. С другой стороны, ЦБ РФ подотчетен органам власти — в частности Государственной Думе. Таким образом, российский Центробанк юридически имеет возможность действовать независимо, на практике — реальное задействование соответствующих полномочий проследить сложно.

В сообществе российских экспертов распространен тезис в подтверждение независимости ЦБ, который заключается в фактическом нежелании Центробанка России пускать золотовалютные резервы государства на инфраструктуру либо решение социальных задач — вместо этого ЗВР продолжают держаться в иностранных активах. В этом смысле активности Банка России могут оцениваться как несоответствующие приоритетам Правительства. Есть и контраргумент данному тезису — на данный момент ЗВР, исходя из макроэкономических реалий, не вполне целесообразно использовать как инвестиционный ресурс. Лучше пусть это будут резервы на случай кризисов в экономике. Как только необходимость в использовании ЗВР как инструмента инвестиций появится, и правительство РФ подтвердит это, ЦБ высвободит соответствующие резервы, полагают исследователи.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *