От последствий инфляционного роста более защищены – Тест: Верные ответы на тесты по инвестициям

Последствия инфляции и антиинфляционная политика

Сегодня существует множество точек зрения на функции инфляции в рыночной экономике и на последствия данного явления.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена Фишера некоторый рост денежной массы создаёт своеобразный стимул для увеличения объёма выпускаемой продукции. Расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства.

Инфляция, вышедшая из – под контроля или относительно низкая, оказывает на экономическое развитие негативное влияние:

  • подрывает стимулы к трудовой деятельности, так как уменьшает возможность реализации трудовых заработков;

  • усиливает социальную дифференциацию населения, сужает возможности накопления;

  • ослабляет позиции властных структур, вызывает рост недовольства, усиление нажима на правительство с требованиями увеличения заработной платы, получения дополнительных льгот и субсидий. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке нередко принимает довольно острые формы;

  • возникают инфляционные ожидания у предприятий и населения. Ожидая повышения цен, покупатели увеличивают спрос, а предприятия заранее повышают цену на свою продукцию. Но возможна и обратная ситуация — дефляционные ожидания, т.е. ожидания снижения цен. Такой эффект проявляется при высоком доверии правительству, которое предполагает снижение цен. В результате спрос на товары начинает падать, что ведёт к снижению цен. Такая ситуация получила название эффекта Пигу;

  • снижаются реальные доходы населения при росте номинальных, что приводит к снижению совокупного спроса;

  • ускоряется процесс материализации денежных средств в товары – бегство от дешевеющих денег;

  • происходит скрытая конфискация денег у населения государством через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

  • при высокой инфляции реальные налоговые поступления в бюджет уменьшаются, так как они обесцениваются за период с момента начисления до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи – Оливеры;

  • обесцениваются сбережения населения;

  • снижается реальная ставка процента при росте номинальной; кредит дорожает;

  • уменьшается заинтересованность производителя в создании качественных товаров, сокращается производство относительно дешёвых товаров;

  • цены перестают выполнять информационную функцию; наблюдается нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;

  • ухудшаются условия жизни пенсионеров, служащих, студентов, т.е. представителей социальных групп населения с твёрдыми доходами;

  • неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой, а иногда и за пределы национальной экономики.

Имеется и ряд положительных последствий инфляции:

  • от инфляции выигрывают заёмщики, так как они возвращают в счёт уплаты долга уже обесценившиеся деньги;

  • в условиях инфляции выигрывают валютные спекулянты, сфера торговли, а также те, кто вложил свои деньги в недвижимость, ювелирные изделия, драгоценные металлы, произведения искусства;

Впервые такая закономерность была обнаружена профессором Лондонской школы экономики Олбаном Филлипсом. Исследовав статистические данные Великобритании с 1861 по 1957 год, он пришёл к выводу, что темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться при росте безработицы, и наоборот. Графическая иллюстрация этой взаимосвязи получила название кривой Филлипса.Позднее на вертикальной оси стали откладывать темп инфляции, а не изменение величины заработной платы.

Кривая Филлипса исходит из предположения, что цели достижения низкого уровня инфляции и низкого уровня безработицы являются несовместимыми, а также существует обратная зависимость между этими величинами.

Рис. 3. Кривая Филлипса

На протяжении многих лет, с 1970 –х г.г., происходил процесс, когда и инфляция, и безработица увеличивались одновременно. Обратная зависимость между двумя составляющими кривой Филлипса стала нарушаться.

М. Фридмен, основатель школы монетаризма в экономике, предположил, что в долгосрочном периоде не существует обратной взаимосвязи между инфляцией и безработицей. А попытки манипулировать экономикой путём снижения безработицы приведут только к росту инфляционных ожиданий и не окажут долгосрочного положительного эффекта на величину уровня безработицы.

Однако отрицательные последствия инфляции перевешивают положительные. Неконтролируемая высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты: домохозяйства, бизнес, государственный бюджет. Высокая инфляция не даёт деньгам выполнять их функции, разрушает банковскую систему.

Негативные социально – экономические последствия инфляции вынуждают государство проводить определённую антиинфляционную политику, т.е. комплекс мер по устранению причин этого негативного процесса.

Важнейшей целью антиинфляционной политики является управление инфляционным процессом таким образом, чтобы сделать инфляцию предсказуемой, а её уровень – умеренным.

Методы борьбы с инфляцией зависят от её характера, т.е. от причин её возникновения и темпов роста цен.

К основным инструментам антиинфляционной политики относятся:

a. В 90-е годы в России важное место в комлексе мер антиинфляционной политики занимало преодоление бюджетного дефицита. Как свидетельствует мировой опыт, рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Бюджетный дефицит в разных размерах существует сегодня в ряде развитых стран, но там обычно применяются неинфляционные методы его покрытия. Россия в начале 1990 –х годов использовала все известные мировой практике источники финансирования бюджетного дефицита: налоги, займы, денежную эмиссию.

Но все эти источники финансирования бюджетного дефицита использовались неэффективно, поэтому не стимулировали экономический рост.

Антиинфляционная направленность налоговой политики эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики в результате снижения налогового бремени до приемлемого бизнесом уровня. Глобальной проблемой является борьба с уклонением от уплаты налогов и повышение их собираемости.

b. Важным направлением антиинфляционной политики является регулирование государственного долга, который растёт почти во всех странах, создавая угрозу для стабильности цен.

При отсутствии реальных источников своевременного погашения заимствований в мировой практике принято не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием занятых в долг ресурсов.

  1. Особенности денежной политики. С 70 –х годов ХХ века в мировой практике стало применяться таргетирование — установление Центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы банковского кредита. Новым явлением в антиинфляционной политике развитых стран стало расширение сферы таргетирования, которое в современных условиях включает целевые ориентиры динамики валютного курса, денежных агрегатов и инфляции. Объектами таргетирования являются изменения валютного курса, внутренние цены, динамика которых в основном отражает темп инфляции.

В практике антиинфляционного регулирования важную роль играет кредитная политика:

  • Для ограничения банковских кредитов периодически повышается официальная учётная ставка Центрального банка, что оказывает влияние на всю структуру банковских процентных ставок;

  • Регулируются ставки по активным и пассивным банковским операциям;

  • Осуществляется контроль Центрального банка над ресурсами коммерческих банков с помощью системы обязательных минимальных резервов. При сильной инфляции нормы резервов повышаются в целях уменьшения денежного предложения и снижаются по мере стабилизации денежного обращения.

  1. С 60 – х г.г. ХХ века в ряде развитых стран для сдерживания инфляции стала использоваться «политика доходов» — согласование и увязка темпа роста заработной платы и цен под наблюдением и контролем государства. Сущность «политики доходов» заключается в ежегодном установлении государством верхнего предела повышения номинальной заработной платы и цен, а также в использовании экономических стимулов и санкций (например, налогов) для воздействия на соотношение прибыли и заработной платы. На практике «политика доходов» свелась к ограничению роста заработной платы.

  2. В 60 – е г.г. ХХ века в развитых странах впервые стали использоваться планы стабилизации.Их отличительная черта – координация основных методов регулирования экономики и инфляции. Регулирование инфляции на основе комплексных планов стабилизации считается более эффективным, чем разрозненные меры.

  3. Важным аспектом антиинфляционной политики является воздействие на внешние факторы инфляции. Основными направлениями воздействия на внешние факторы инфляции являются стабилизация валютного курса и нейтрализация влияния валютных поступлений на расширение денежной массы в стране. Особое значение эти факторы приобретают в условиях интеграции экономики страны в мировое хозяйство и либерализации внешнеэкономической деятельности.

  4. Если инфляция приобретает характер инфляции издержек, важным инструментом антиинфляционной политики государства становится антимонопольная политика, особенно регулирование цен монополий в сырьевых и энергетических отраслях.

Таким образом, основной принцип борьбы с инфляцией – ликвидация причин её возникновения. Наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание её темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.

studfiles.net

Последствия инфляции.

Инфляция вызывает множество последствий, как в экономи­ке, так и в социальной сфере.

1. В условиях инфляции реальные доходы населения сокра­щаются. Здесь необходимо ввести два понятия — номинальный и реальный доход. Номинальный доход — фактически получен­ный доход, а реальный доход — сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номиналь­ного дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, т. е. реальный доход будет падать. Реальный доход можно рассчитать следующим об­разом:

Изменение реального дохода можно приблизительно выра­зить следующей формулой:

где π— уровень инфляции.

Во время инфляции несут потери люди, получающие фикси­рованные доходы. Эти люди со временем обнаруживают, что по­лучают деньги, имеющие меньшую покупательную способность, чем ранее.

2. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осу­ществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень ин­фляции чаще всего гораздо выше, чем номинальная ставка про­цента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбере­жения населения обесцениваются.

3. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.

4. «Бегство» от денег — ускоренная материализация денеж­ных средств населения и бизнеса. В условиях обесценивания де­нег субъекты рыночных отношений стараются как можно быст­рее избавиться от них, переводя деньги в товары и услуги. В пе­риод устойчивой инфляции люди, чтобы не обесценились их сбережения и текущие доходы, вынуждены тратить деньги сей­час. Предприятия поступают точно также — вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные ма­териальные ценности (золото, драгоценные металлы, недвижи­мость).

5. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки. Здесь следует различать номинальную и реальную процентную ставку.Номинальная процентная ставка— ставка процента по кредитам, существующая в данный момент времени в данной стране.Реальная процентная ставка— номинальная процентная ставка за вычетом уровня инфляции.

Для низких темпов инфляции (до 10 – 15%) реальную ставку процента считают по формуле:

R = i – πe,

где i – номинальная ставка процента; R – реальная ставка процента; πe – ожидаемый темп инфляции.

Для высоких темпов инфляции необходимо использовать другую формулу:

6. Потери обычно несут кредиторы (кредитодатели), а выиг­рывают дебиторы (кредитополучатели), в случае если в договоре кредита не предусматривается изменение ставки процента в со­ответствии с изменением уровня цен в экономике. Из-за инфля­ции получателю кредита дают «дорогие» деньги, а он возвращает его «дешевыми» деньгами. Становится невыгодным давать день­ги в долг, что приводит к кризису кредитной системы. Практи­чески исключено получение долгосрочных кредитов, следова­тельно, отсутствуют инвестиционные вложения- в экономику.

7. Цены в период открытой инфляции растут быстрее номи­нальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств произ­водства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и Сравнительно дешевого оборудования, чем замена его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен самая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

8. Нестабильность экономической ситуации и экономиче­ской информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут иены. Именно на пены ориентируются производители и потребители, принимая реше­ние о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители ока­зываются дезориентированными: В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвесторам относитель­но эффективности вложений в ту или иную отрасль или сферу экономики. В результате возникают неизбежные отраслевые и региональные диспропорции. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.

studfiles.net

§ 4. Макроэкономические последствия инфляции и способы ее регулирования

Цена инфляции

Под «ценой» инфляции мы будем понимать конечные результаты ее воздействия на доходы общества в целом и его структурных звеньев. То есть речь идет о том, кому и насколько повышение цен выгодно, а для кого оно разорительно.

На практике встречаются три основных варианта «цены» инфляции: позитивный (что означает прирост дохода), нулевой негативный (убыточный). Рассмотрим каждый из них.

Позитивный вариант существует не случайно: если бы вздорожание товаров никому не было выгодно, то инфляция могла никнуть только по ошибке.

Прежде всего инфляция приносит доход государству. Этот обогащения издавна называется сеньораж (фр. seigneurage — пошлина за право печатать деньги). Еще в средние века феодал (сеньор) обладал исключительным правом чеканить монету на территории и таким образом получал доход. Сейчас сеньораж — привилегия государства. Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит.

Однако сеньораж уменьшает стоимость старых денег, имеющуюся на руках у населения. Такой своего рода налог на наличные деньги называется инфляционным налогом. Величина инфляционного налога (Ни) равна произведению уровня инфляции оказывающему, насколько обесцениваются деньги — И) на сумму денег, имеющихся в наличии у населения (Д):

Ни = И х Д.

Совершенно очевидно, что реальные доходы населения уменьшается на величину инфляционного налога. Одновременно «на-на наличные деньги» составляет существенную долю доходов государства. В западных странах он обычно не более 10 % валового национального продукта (в США — 3 %, в Италии и Греции — 10 % ВНП).

В Российской Федерации в начале экономических реформ инфляционный налог составлял очень большую величину: например, во втором квартале 1992 г. — 28 % валового внутреннего продукта и 46 % дохода домашних хозяйств, а во втором квартале 1993 г. — 20 % ВВП и 25 % дохода домашних хозяйств.

Кроме государства в нашей стране на инфляции наживаются коммерческие банки. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных). Но в России система платежей не соответствует уровню инфляции. Несмотря на высокие темпы инфляции в 1992-1993 годах скорость обращения денег была очень какой: 4-8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объясняется замедлением расчетов между предприятием и задержкой в оплате труда. Коммерческие банки часто срывают сроки выплат заработной платы и иных платежей с тем, чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты.

Большой выигрыш от роста цен получают у нас многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров.

Нулевой вариант «цены» инфляции — редкое явление (в этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов). Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится «автоматическая индексация» денежных доходов. И по мере вздорожания товаров и услуг в том же масштабе возрастает величина заработков.

Негативный вариант «цены» инфляции, вызывающий потери доходов фирм и домашних хозяйств, возникает чаще всего.

А. Потери от хранения наличных денег дома. В данном случае «цена» инфляции равна тому количеству дополнительных денег, которые можно было бы получить при хранении денег в банке (под определенный процент).

Довольно часто номинальная процентная ставка по банковскому депозиту ниже уровня инфляции. Поэтому даже помещение наличных денег на депозит не гарантирует полностью от инфляционных потерь. Величина их равна разнице между уровнем инфляции и процентной ставкой.

Чтобы свести к минимуму утрату части дохода при росте цен, люди пытаются найти наличным деньгам наиболее надежное и выгодное применение. Из-за непрерывного хождения по финансовым учреждениям расходы на эти цели образно назвали «издержки на обувные подметки» (или «издержки стоптанных башмаков»).

Б. Издержки меню — расходы при инфляции, связанные с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр.

В. Издержки из-за несовершенства юридической практики. Дело в том, что при составлении контрактов юристы нередко указывают номинальные величины стоимости вещей, не предусматривая их индексацию по определенному уровню цен. Поэтому целесообразно указывать в договорах реальные стоимостные величины (с учетом их индексации или в пересчете на стабильную иностранную валюту).

Г. Потери из-за несовершенства налогового законодательства. Нередко многие положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции. Так, не учитывается, что облагаемые налогом прибыли растут медленнее, чем повышая цены. Однако налог на прибыль взимается по таким ставкам, словно эти доходы связаны с ростом цен.

Д. Издержки из-за неверных инфляционных ожиданий. Эти издержки возникают у людей, которые не предвидели роста цен неправильно определили ход инфляции. При внезапном скачки цен процент за кредит оказывается меньше темпов инфляции. В этом случае происходит спекулятивное перераспределение до-вдов. Проигрывают кредиторы: они получают деньги, которые во время кредита обесценились. Напротив, выигрывают должники, ибо возвращают долг с процентами в обесцененных деньгах.

Отсюда — особая проблема «отцов и детей» в масштабе макроэкономики. Ведь основными кредиторами в обществе являются пожилые люди (они выплатили все свои долги и имеют накопления на старость). Основными же должниками выступают молодые люди и среднее поколение, взявшие ссуды. Значит, часто перераспределение ценностей, связанное с неожиданной инфляцией, имеет определенную макроэкономическую направленность: от старшего поколения к молодому.

Многие люди не без основания испытывают страх перед непредсказуемой стихией инфляции. Как можно ее побороть?

Макроэкономические регуляторы инфляции.

Нам уже известны причины инфляции. Поэтому мы без особых затруднений ответим на вопрос: можно ли вообще избавиться от инфляции ?В современной рыночной экономике инфляционный рост цен неистребим, поскольку невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как:

значительная монополизация экономики;

структурные кризисы, вызываемые НТР и другими обстоятельствами;

военно-промышленный комплекс;

долгосрочные инвестиции;

локальные войны;

государственный бюджетный дефицит и др.

Стало быть, остается одно: вести борьбу не столько с причин обесценения денег, сколько с их последствиями. Иначе оря, более реально сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — умеренным.

В условиях нынешней рыночной экономики государство «меняет следующие важнейшие макрорегуляторы инфляции.

А. Государство проводит политику доходов. Имеется в виду удерживать величину инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровень заработной платы. Оно использует косвенные методы в виде социального партнерства — поиска компромиссных соглашений работодателей с профессиональными союзами наемных работников.

Например, в Японии ежегодно проводится серия переговоров между предпринимателями и профсоюзами о размере заработной платы. Сначала достигается общенациональное соглашение между правительством, союзами предпринимателей и национальными профсоюзами. Затем на предприятиях договариваются о гибкой системе заработной платы: 25-30 % ее величины выплачивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Если спрос на выпускаемую продукцию понижается, то уменьшается объем получаемой прибыли, что ведет к автоматическому снижению уровня оплаты труда. В итоге существенно падает уровень инфляции (например, в 1986 г. в Японии был почти нулевой уровень инфляции — 0,5 % по отношению к 1985 г.).

Б. Государство ограничивает монополистическую деятельность в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое «вздувание» цен.

Например, в Англии управление по телекоммуникациям обязало корпорацию «Бритиш телеком» (имеющую 50 % продаж на монополизированном рынке) выполнять следующие условия. Темп роста тарифа на услуги корпорации должен быть на 3 процентных пункта ниже среднегодового индекса цен в английской экономике. Если, скажем, индекс цен равен 5 %, то «Бритиш телеком» может установить свой тариф на уровне 2 %.

В. Твердо проводимая антиинфляционная политика правительства способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует граждан. Причем основой программы сильного правительства являются не компенсации роста цен, что усиливает инфляцию, а меры, на практике противодействующие стихийному движению цен.

Г. Регулирование ценовой динамики становится эффективным благодаря умелой денежной политике центрального банка. Интересен в этом отношении опыт Федеральной резервной системы (центрального банка) США (ФРС).

ФРС применяет такие способы регулирования предложения денег:

а) операции на открытом рынке. Чтобы увеличить предложение денег («выброс» денег на рынок) ФРС покупает у банков государственные ценные бумаги (государственные облигации и селя казначейства). Для уменьшения предложения денег ФРС дает такие бумаги, изымая тем самым деньги из экономики;

б) изменение ставки банковского процента. Если такая ставка уменьшается (кредит дешевеет), то предложение денег возрастает. Когда ставка процента возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается;

в) изменение нормы обязательных резервов. По решению ФРС все банки обязаны держать определенную долю их депозитов (от 13 до 18 %) в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование нормы обязательных резервов является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение. Таким образом, изучение острых макроэкономических проблем вплотную подвело нас к тому, чтобы рассмотреть, как организовано управление национальным хозяйством.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике: мировой опыт и наши проблемы. М.: 1991.

Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. Гл.2,3.Антология экономической классики. Т.Мальтус, ДКейнс, Ю. Ларин. М.: 1993.

Магнусон Б. Инфляция: миф и действительность. М.: 1979.

Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. T.I. Гл.10. М.: 1992.

Меньшиков С.М. Инфляция и кризис регулирования. М.: 1979.

Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл.5, б. М.: 1994.

Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. М.: 1989.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.Гл.27, 32, 33. М.: 1993.

Харрис Л. Денежная теория. М.: 1990.

studfiles.net

Больше всего страдают от инфляции — Мегаобучалка

1) Работники коммерческих структур

2) Лица с фиксированными доходами

3) Те кто имеет недвижимость

4) Те кто имеет денежное сбережение

К причинам инфляции относятся

1) Бумажная природа денежного обращения

2) Постоянный рост расходов государства

3) Рост издержек производства на единицу продукции

4) Повышение доходов населения

Установите правильное соответствие

1) Цены возрастают не более чем на 10% в год 4

2) Рост цен до 200% в год (галопирующая) 1

3) Рост цен более 200% в год 3

4) Рос цен в следствии увеличения издержек производства 2

1) Скрытая инфляция

2) Инфляция предложения

3) Гиперинфляция

4) Умеренная инфляция

Повышение цен на энергоресурсы дает

1) Инфляцию спроса

2) Инфляцию предложения

3) Умеренную инфляцию

4) Галопирующую инфляцию

7. Ярко выраженная антиинфляционная политика предполагает:

1) Сокращение налогов и государственных расходов

2) Рост налоговых и государственных расходов

3) Повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов

4) Сокращение налоговых поступлений и повышение государственных расходов

Впишите пропущенный термин

1) Сочетание инфляции с стагнацией (застоя производства) это: стагфляция

9. В период галопирующей инфляции %-ая ставка

1) Растет, т.к падает цена денег

2) Растет, т.к. падает уровень занятости

3) Падает, т.к. падает уровень занятости

4) Падает, т.к. падает цена денег.

В зависимости от темпов роста цен инфляцию можно разделить на следующие виды:3отв

1) Умеренная

2) Галопирующая

3) Гиперинфляция

4) Подавленная

 

Блок №7

Мировое хозяйство и международные экономические отношения

Впишите пропущенный термин

1) Деньги используемые в международных расчетах это валюта

Ограничение импорта который считается тарифным

1) Введение импортных лицензий

2) Установление национальных технических стандартов

3) Введение ввозных пошлин

4) Размещение государственных заказов только на отечественных предприятиях

На международную миграцию трудовых ресурсов влияет



1) Высокий уровень безработицы внутри страны

2) Различия в условиях оплаты труда

3) Стремление получить образование

4) Низкий уровень рождаемости

К причинам экспорта капитала относится

1) Стимулирование сбыта продукции

2) Создание новых рабочих мест

3) Стремление получить доступ к природным ресурсам

4) Стремление использовать более дешевую рабочую силу

Впишите пропущенный термин

1) Добровольное или вынужденная изоляция страны от мирового рынка хозяйственное обособление это автаркия

Бреттон вудская валютная система это система

1) Золотого стандарта

2) Плавающих валютных курсов

3) Фиксированных связанных валютных курсов

4) Национальная волюта

Политику протекционизма впервые рекомендовали

1) Неоклассики

2) Моржиналисты

3) Физиократы

4) Меркантилисты

Установите правильное соответствие

1) Уровень обменного курса валют по их покупательной способности 1

2) Купля – продажа центральным банком иностранной валюты с целью регулирования динамики валютного курса 4

3) Количественный или стоимостный предел ля некоторых видов товаров разрешаемых для ввоза в данную страну или вывода из нее 3

4) Экономическая политика государства направленная на защиту национальных производителей от конкуренции со стороны иностранных производителей 2

1) Валютный курс

2) Протекционизм

3) Квота

4) Валютная интервенция

5) Паритет покупательной способности

Отмена таможенной пошлины

1) Снижение внутренней цены данного товара

2) Увеличение потребление данного товара

3) Снижение производства данного товара внутри страны

4) Увеличено поступление в бюджет

Розница между стоимостью национального экспорта и импорта это

1) Платежный баланс

2) Торговый баланс

3) Паритет покупательной способности

4) Валютная интервенция

 

 

Блок №9

Экономический рост, циклы, развитие экономики

К экстенсивным фактором экономического роста относится

1) Увеличение численности занятых в производстве

2) Увеличение производительности труда

3) Увеличение организации производства

Циклический характер развития экономики проявляется

1) Колебание экономической коньюктуры имеющих периодический характер

2) В периодических подъемах деловой активности

3) В периодических спадах деловой активности

3. Впишите пропущенное определение:

1) Фаза экономического чикла выражается в расширении производства до его предкризисного уровня это оживление

4. Экономический рост измеряется как:

1) Увеличением реального объема национального производства за определенный период времени

2) Увеличением реального объема на душу населения за определенный период времени

Установите правильное соответствие

1) Охватывает все национальное хозяйство 5

2) Распространяется на одну сферу или отрасль экономики 4

3) Выпуск излишнего количества полезных вещей не находящих сбыта 3

4) Острая нехватка товара для удовлетворения платежного спроса населения 2

1) Периодический кризис

2) Кризис недопроизводства

3) Кризис перепроизводства

4) Частные кризисы

5) Общие кризисы

В условиях экономического роста уровень безработицы

1) Увеличивается

2) Не изменяется

3) Уменьшается

megaobuchalka.ru

4. Последствия инфляции

Главными последствиями инфляции выступают:

  1. снижение реальных доходов

Номинальныйдоход– это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является.

Реальныйдоход– это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).

реальный доход

=

номинальный доход

=

номинальный доход

уровень цен

1 +

где темп инфляции.

Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.

  1. снижение покупательной способности денег.

  • Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу.

Если уровень цен повышается, то покупательная способность денег падает.

Если Р – уровень цен, т.е. стоимость товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность денег будет равна 1/ Р, т.е. это стоимость денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги.

Например, если корзина товаров и услуг стоит $5, то Р = $5. Цена доллара тогда составит 1/ Р или 1/ 5 корзины товаров. Это означает, что один доллар обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается так, что теперь она стоит $10, цена денег падает наполовину своей исходной величины. Поскольку цена корзины теперь равна $10 или Р = $10, цена денег упала до 1/ Р или 1/10 корзины товаров. Таким образом, когда цена корзины товаров и услуг удваивается с $5 до $10, цена денег падает от 1/5 до 1/10 корзины товаров.

  1. инфляционный налог

В условиях инфляции люди фактически выплачивают еще один налог, не предусмотренный налоговой системой – так называемый инфляционный налог.

инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция.

Инфляционный налог это величина, на которую обесцениваются фиксированные доходы населения.

Получателем инфляционного налога является эмитент денежной массы, то есть государство.

Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег» Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги



4) Последствия инфляции, вызванные ожидаемой или непредвиденной инфляцией.

а) последствия ожидаемой инфляции

В условиях ожидаемой инфляции экономические агенты могут таким образом построить свое поведение, чтобы минимизировать величину падения реальных доходов и обесценения денег. Так, рабочие могут заранее потребовать повышения номинальной ставки заработной платы, а фирмы предусмотреть повышение цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемому темпу инфляции. Кредиторы будут предоставлять кредиты по номинальной ставке процента (i),равной сумме реальной ставки процента (реальной доходности по кредиту) — rи ожидаемого темпа инфляцииe:i = r + e

Так как кредит предоставляется в начале периода, а выплачивается заемщиком в конце периода, то имеет значение именно ожидаемый темп инфляции.

Эта зависимость номинальной ставки процента от ожидаемого темпа инфляции носит название «эффекта Фишера»(в честь известного американского экономиста Ирвинга Фишера, который первым обосновал эту зависимость). «Эффект Фишера» формулируется следующим образом:если ожидаемый темп инфляции повышается на 1 процентный пункт, то номинальная ставка процента повысится также на 1 процентный пункт. Отсюда можно получить формулу для расчета реальной ставки процента:r = R — e

Однако следует иметь в виду, что эта формула справедлива лишь для низких темпов инфляции (до 10%), а для высоких темпов инфляции необходимо использовать другую формулу:

.

Это объясняется тем, что необходимо не просто рассчитать величину дохода (реальной ставки процента), но и оценить его покупательную способность. А поскольку уровень цен изменится на величину, равнуюe,то величину дохода, равную разнице между номинальной ставкой процента и ожидаемым темпом инфляции, следует разделить на новый уровень цен, т.е.(1 + e).При низких темпах инфляции эта сумма будет близка 1, но при высоких темпах инфляции она становится значимой величиной, которой нельзя пренебрегать.

б) последствия непредвиденной инфляции

Последствием непредвиденной инфляции является произвольное перераспределение доходов и богатства..Она обогащает одних экономических агентов и обедняет других. Доходы и богатство перемещаются:

  • от кредиторов к должникам. Кредитор предоставляет кредит по номинальной ставке процента, исходя из величины реального дохода, который он хочет получить (реальной ставки процента) и ожидаемого темпа инфляции (i= r +e). Так, например, желая получить реальный доход 5% и предполагая, что темп инфляции составит 10%, кредитор назначит номинальную ставку процента 15% (5% + 10%). Если фактический темп инфляции составит 15% вместо ожидаемых 10%, кредитор не получит никакого реального дохода (r = 15 – 15 = 0), а если темп инфляции будет 18%, то доход, равный 3% (r = 15 – 18 = — 3) переместится от кредитора к должнику. Поэтому в периоды неожиданной инфляции очень выгодно брать кредиты и невыгодно их давать.

Таким образом, непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты. Поэтому, если оказывается, что инфляция выше, чем ожидалось в момент подписания контракта займа, получателю будущих платежей (кредитору) хуже, потому что он получит деньги с более низкой покупательной способностью, чем те, о которых он договаривался при подписании контракта. Человеку, который занял деньги (заемщику) лучше, потому что он имел возможность использовать деньги, когда они имели более высокую стоимость, и ему было позволено вернуть долг деньгами с более низкой стоимостью. Когда инфляция выше, чем ожидалось, богатство перераспределяется от кредиторов к заемщикам. Когда инфляция ниже, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами.

Поскольку, как уже отмечалось, общая формула реальной ставки процента, применимая при любых темпах инфляции:

то следует различать реальную ставку процента ex ante и реальную ставку процентаex post. Приведенная формула – это формула реальной ставки процента ex ante.

Реальная ставка процента ex ante– это реальный доход, которыйрассчитываетполучить кредитор, предоставляя кредит, поэтому она определяется величинойожидаемоготемпа инфляции (e).

Реальная ставка ex post– это реальный доход, которыйполучаеткредитор при возвращении кредита, поэтому она определяетсяфактическимтемпом инфляции (факт) и может быть рассчитана по формуле:

  • от рабочих к фирмам. Утверждение о том, что непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты, применено к любому контракту, который продолжается во времени, в том числе контракт найма на работу. Когда инфляция выше, чем ожидалось, те, кто получает деньги в будущем (рабочие) несут ущерб, а те, кто платит (фирмы), выигрывают. Поэтому фирмы выигрывают за счет рабочих, когда инфляция больше, чем ожидается. Когда инфляция меньше, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами.

Люди с фиксированными доходами (например, государственные служащие, а также люди, живущие на трансфертные выплаты) не могут предпринять меры по увеличению своих номинальных доходов, и в периоды непредвиденной инфляции (если не проводится индексация доходов) их реальные доходы быстро падают. Люди с нефиксированными доходами имеют возможность увеличивать свои номинальные доходы в соответствии с темпом инфляции, поэтому их реальные доходы могут не уменьшиться или даже увеличиться.

  • от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений. Реальная ценность накоплений по мере роста темпов инфляции падает, поэтому реальное богатство тех людей, кто его имеет в денежной форме, уменьшается.

  • от пожилых к молодым. Пожилые страдают от непредвиденной инфляции в наибольше степени, поскольку, с одной стороны, они получают фиксированные доходы, а, с другой, они, как правило, имеют накопления в денежной форме. Молодежь, имея возможность увеличить свои номинальные доходы и не имея денежных накоплений, страдает в наименьшей степени.

  • от всех экономических агентов, имеющих наличные деньги, к государству. От непредвиденной инфляции в определенной степени страдает все население.

Обогащается же всегда только один экономический агент – государство. Выпуская в обращение дополнительные деньги (производя эмиссию денег), государство тем самым устанавливает, как уже отмечалось, своеобразный налог на наличные деньги, который называетсясеньораж.

Сеньораж»: доход от выпуска денег в обращение

Государство может финансировать свои расходы тремя способами.

Во- первых, оно может увеличить налоговые поступления (личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций).

Во-вторых, оно может взять в долг у населения.

В- третьих, оно может просто напечатать деньги.

Доход, полученный от печатания денег, называется «Сеньораж

Сеньораж =

studfiles.net

4.Последствия инфляции

Проблемы и последствия, создаваемые инфляцией почти полностью связаны с неопределенностью. Так же дело обстоит и с дефляцией, которая представляет собой повышение ценности или покупательной способности денет. Она так же вносит неопределенность в расчеты тех, кто планирует свое будущее.

Последствия инфляции могут быть как позитивные, так и негативные.

1. Положительное действие инфляции проявляется при небольшом ежегодном повышении цен (3-4%), так как рост денежной массы стимулирует производство.

2.Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности.

3. Рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.

В условиях увеличения денежных прибылей расширяются капиталовложения, с другой стороны, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала, Сильные производители, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства выигрывают. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

4. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в долг, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

5. Наименьший ущерб несут так же те, кто успел вложить сбережения в твердую валюту или материальные ценности (например — золото или недвижимость), которые в принципе могут только дорожать

Но все же каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний:

1. Жертвами негативных последствий инфляции в первую очередь становятся потребители, которым приходится страдать от падения уровня жизни: падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах; снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг.

Внешне кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей

более благополучно, чем приIподавленной инфляции — нет дефицита товаров и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.

Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.

Во-вторых, предугадать возможное повышение цен, особенно при неуправляемой гиперинфляции крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых ста компенсации редко бывают достаточными. полными

В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.

2. В этом же направлении действует эффект инфляционного налога. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик превращается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода.

3. Инфляция влечет за собой социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения, так как происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо.

Попытки государства снизить неравенство с помощью компенсаций чреваты

проявлением другой несправедливости. Поскольку такие выплаты предназначаются малообеспеченным лицам, то наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев населения.

4. Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду.

5. Цены в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет техническое состояние производства тормозит освоение новых технологий.

6. инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.

7. общее замедление экономического развития: предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительным сроком окупаемости.

8. делаетплохо управляемым все народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия.

studfiles.net

20.3. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

Последствия инфляции для населения зависят оттого, являет­ся инфляция ожидаемой или непредвиденной. В условиях ожида­емой инфляции ее последствия менее значительны. Реальную поку­пательную способность денег отражает реальная ставка процен­та (r). В условиях ожидаемой инфляции существует возможность минимизировать величину падения реальных доходов: рабочие за­ранее договариваются с работодателями о повышении минимальной ставки зарплаты, фирмы предусматривают повышение цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемой инфляции. Номи­нальная процентная ставка изменяется так, что реальная ставка про­цента остается неизменной, т.е. на сколько процентов вырастет инф­ляция, на столько же процентов увеличится номинальная ставка банковского процента.

Однако существует общее последствие ожидаемой и непредви­денной инфляции – снижение покупательной способности денег, т.е. уменьшение количества товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу.

Снижение покупательной способности денег усиливается вы­пуском дополнительных денег государством в условиях дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для финансирования своих расходов, государство увеличивает предложение денег.

Доход государства от дополнительного выпуска денег получил название сеньораж.

Рост денежной массы оборачивается для населения уплатой ин­фляционного налоганалога на покупательную способность денег, представляющую собой разницу между величинами покупательской способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Поскольку инфляционный налог возрас­тает с увеличением количества наличных денег, то население стремится иметь этих денег меньше. Поэтому в период гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег».

Связь номинальной ставки процента и реальной ставки процен­та представлена в уравнении Фишера:

i = r + n

где n – темп инфляции; r – реальная ставка процента; i – номинальная ставка.

Уравнение Фишера и количественная теория денег позволяют проследить связь между приростом денежной массы и номинальной ставкой процента. Прирост денежной массы ведет к увеличению номи­нальной ставки процента. Эту связь называют эффектом Фишера.

В краткосрочном периоде банки не успевают быстро изменить назначаемую ими ставку процента (i). Некоторое время реальная ставка будет занижена на величину инфляции: r = in. Если темпы инфляции выше 10%, то используется более точная формула для определения реальной ставки процента:

Использование этой формулы позволяет не просто рассчитать величину дохода (реальной стайки процента), но и оценить ее по­купательную способность, поскольку в знаменателе (1 + n) пред­ставлен новый уровень цен с учетом инфляции.

Эффект Фишера проявляется только в условиях прогнозируемой (ожидаемой) инфляции.

В условиях непрогнозируемой (непредвиденной) инфляции избежать падения реальных доходов нельзя. Последствием непред­виденной инфляции является перераспределение дохода и богат­ства между различными группами населения. Доходы перемеща­ются от кредиторов к должникам, от рабочих к фирмам, от людей с фиксированными доходами к лицам с нефиксированными дохода­ми; от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений; от пожилых к молодым. В периоды не­предвиденной инфляции выгодно брать кредиты, поскольку долг возвращается подешевевшими деньгами, и должник получает не­предвиденный выигрыш.

Понижение реальных доходов в условиях непредвиденной инф­ляции прежде всего касается лиц с фиксированными доходами (пен­сионеров, студентов, работников бюджетной сферы). Эта категория лиц лишена возможности повысить свои поминальные доходы. Если не проводится полная индексация, то их реальные доходы падают.

По мере роста темпов инфляции реальная ценность накопле­ний падает, поэтому реальное богатство людей, имеющих денеж­ные накопления, снижается.

Издержки инфляции испытывает и государство. В условиях инф­ляции население обычно опаздывает с выплатой налогов. В резуль­тате реальная ценность налоговых поступлений снижается. В экономической литературе это явление известно как «эффект Оливера — Танзи». Правительство стремится избежать данного эф­фекта и прибегает к повышению частоты уплачиваемых налогов.

Антиинфляционная политика имеет множество вариантов. Од­нако ни один из вариантов не рассчитан на абсолютное устранение инфляции, поскольку инфляционные процессы наблюдаются по­стоянно, в каждой национальной системе, где присутствует денеж­ное обращение.

Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. На ряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.

Однако увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита.

По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет государственных займов, которые будут погашаться когда инфляция приобретет умеренные темпы.

Антиинфляционная политика, по мнению неоклассиков и мо­нетаристов, прежде всего, должна располагать комплексом мер воз­действия на факторы, обуславливающие возникновение инфляции. Главная проблема заключается в обеспечении функционирования свободного от государственного вмешательства денежного рынка, укреплении национальной денежной системы, замораживании сбе­режений и зарплаты, сокращении социальных программ. Либера­лизация рынка направлена на активизацию частных инвестиций. При этом ставка за кредит не должна понижаться, она может даже возрастать, что при сокращении государственных субсидий будет способствовать очищению рынка от неэффективных предприятий.

Антиинфляционная политика может быть ориентирована на постепенное приспособление экономики к высокой инфляции. Это адаптивная политика, известная как «градуалистская». Инструмен­тами данной политики является индексация доходов, прежде всего заработной платы. Индексация может быть частичной или полной, в зависимости от величины доходов. Обычно полностью компен­сируются потери из-за роста цен у лиц с меньшими доходами.

В целях адаптации к условиям роста цен при прогнозируемой инф­ляции компенсация доходов может иметь упреждающий характер. Ставки и оклады в заключаемых контрактах устанавливаются с уче­том предполагаемого роста цен, т.е. уровня ожидаемой инфляции.

Наряду с адаптационными мерами градуалистская политика предполагает комплекс мер по проведению активной структурной и инвестиционной политики.

Если в национальном хозяйстве наблюдается инфляция спро­са, то правительство особое внимание уделяет регулированию де­нежного обращения:

  • в этих целях ограничивается денежная эмиссия, устанавлива­ется строгое соотношение между ростом денежной массы и ростом реального ВВП;

  • повышается норма обязательных резервов, ставка рефинан­сирования.

В целях предотвращения «бегства» от дешевых денег проводит­ся ревальвация – повышение курса национальной валюты.

Если наблюдается инфляция издержек, то правительство уде­ляет внимание разработке мер по формированию конкурентной среды; в частности, большое внимание уделяется антимонополь­ному законодательству, снижению таможенных пошлин на ввози­мое оборудование, стимулированию фирм, внедряющих в произ­водство новые технологии.

Принятая в России модель проведения рыночных реформ в пер­вую очередь предполагала перестройку ценовой политики. В янва­ре 1992 г. правительством во главе с Е.T. Гайдаром была объявлена либерализация цен, в результате которой только за 1992 г. цены вы­росли в 25 раз, сбережения населения обесценились до нуля. Инф­ляционный вал стал основой российской гиперинфляции, которая имела место до 1995 г.

Главным инструментом антиинфляционной политики стало ог­раничение совокупного спроса посредством проведения жесткой денежно-кредитной финансовой политики. Рост денежной массы отставал от потребностей рынка в силу непрекращающегося роста цен. Возник «кризис платежей», который выразился в росте задол­женности по зарплате и социальным трансфертам. Большинство макроэкономических показателей за годы реформ снизились на­столько, что по своим последствиям превосходили Великую деп­рессию 1929-1933 гг. В 1996 г. реальный ВВП составил менее по­ловины от уровня 1990 г., на 80% снизились инвестиции.

Спад производства отрицательно сказывался на поступлении налоговых платежей в государственный бюджет. Для покрытия де­фицита государственного бюджета стали использоваться инстру­менты краткосрочной антиинфляционной политики. Главным инструментом стала продажа высокодоходных государственных об­лигаций (ГКО – государственные краткосрочные обязательства). По сути, ГКО стали фактором, искусственно занижающим инфля­цию, и, в конечном счете, обернулись высокими социальными из­держками для населения. Система рыночного саморегулирования не без участия государства привела к снижению инфляции в боль­шинстве стран мира (от 8-10% в 70-е гг. XX в. до 2-3% в начале XXI в.): США – 2,8%, Англия – 1,8%, Япония – 0,7%. Противоположная динамика наблюдается в уровне безработицы, который не­уклонно повышается: от 1-3% (70-е гг. XX в.) до 6-8% (1990-е гг.). Безработица в США в 2001 г. составила 6,0 %, Англии – 5%, Япо­нии – 5,3% (в 1970 г. – 4,8%, 3%, 1,1% соответственно).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *