От занятий физкультуры или физкультурой – Справка-освобождение от физкультуры: из поликлиники и от родителей. Сроки освобождения, диагнозы, образцы — Рекомендации и памятки для учителей — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Для чего нужна физкультура в школе: важность уроков физической культуры

Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.

Роль физкультуры в развитии школьников

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».

Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

Проблемы в преподавании физкультуры

На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

  • устаревшие методики обучения;
  • недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
  • недостаточное финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.

Устаревшие программы и методики

Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.

Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Кадровый вопрос

Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.

Материальная база

Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:

  • отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
  • отсутствие душевых;
  • устаревшее оборудование спортзалов;
  • нехватка разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.

Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?

Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.

Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.

Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.

Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.

vashsport.com

когда оно нужно ребенку :: Здоровье ребенка :: «ЖИВИ!»

Физкультура — такой же обязательный предмет, как и математика, русский язык или биология. В условиях, когда дети большую часть времени проводят сидя в школе на партой, а дома — за компьютером или перед телевизором, она необходима для их нормального физического развития. «Нет таких заболеваний, при которых уроки физкультуры были бы запрещены для ребенка вовсе, — говорит Елена Коган, врач лечебной физкультуры клиники “Медицина”. — Если ребенок ходит в школу, может учиться в обычном классе, значит, и освоение этого предмета ему по силам. Стандартные физические нагрузки противопоказаны детям с тяжелыми заболеваниями, но они часто находятся на домашнем обучении. И даже им рекомендована лечебная физкультура, уроки которой проходят под руководством специалиста и в специальном лечебном учреждении».

А вот временное освобождение от физкультуры или уменьшение нагрузки в ряде случаев необходимы. В каких же именно?

Освобождение от физкультуры из-за плохого самочувствия

Обычно при легком недомогании у ребенка — болит голова, живот, ушибся — родители пишут учителю физкультуры записку с просьбой освободить ребенка от занятий. Преподаватели обычно идут навстречу. Хотя такая записка не является медицинским документом, и учитель в принципе не обязан ее принимать. «Даже если ребенок плохо чувствовал себя с утра, освобождение от физкультуры имеет смысл только в том случае, если он все еще плохо чувствует себя и перед уроком, — рассказывает Елена Коган. — В этом случае он должен подойти к школьной медсестре или врачу, которые осмотрят его и, если нужно, дадут справку для учителя. Освобождение от физкультуры может давать только медицинский работник».

Освобождение от физкультуры после острого заболевания

В этом случае речь идет о временном освобождении от физкультуры, пренебрегать которым не стоит, даже если ребенок, казалось бы, вполне здоров. «Иммунная система ребенка после болезни ослаблена, — рассказывает Хеда Саиева, педиатр мобильной клиники DOC+, член комиссии по выдаче справок по освобождению от физкультуры. — А при физических нагрузках в организме идут реакции, схожие с реакциями во время воспалительного процесса (взять хотя бы потоотделение). Поэтому занятия спортом в период восстановления могут запустить этот процесс повторно».

На какой срок дат ребенку освобождение от физкультуры — решает только врач. Свою роль тут играет и тяжесть заболевания, и его продолжительность, и осложнения. Так, после легкого ОРЗ без осложнений можно получить освобождение на 3-5 дней, при осложненном ОРЗ и ОРВИ — на 14 дней. Ребенок, переболевший гриппом с высокой температурой, освобождается от занятий на 21-28 дней, а после пиелонефрита и некоторых кишечных инфекций — на срок до двух месяцев. Во всех вышеперечисленных случаях освобождение выдается по форме 095у.

Освобождение от физкультуры при хронических заболеваниях и травмах

Для большинства здоровых детей уроки физкультуры совершенно безопасны. Но есть и те, для которых нежелательны определенные виды физических нагрузок. По причине травмы, например, перенесенной операции, врожденного или хронического заболевания. Именно поэтому все посещающие школу дети обязательно обследуются у педиатра, который включает их в одну из трех групп здоровья. И если ребенок не попал в первую, основную, задача родителей — найти ту школу, где занятия физкультурой будут организованы и для других групп.

* Первая, основная, группа. К ней относятся здоровые дети, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, не отстающие от сверстников в физическом развитии и физподготовке. «Занятия по физкультуре в этой группе проходят в полном объеме, — объясняет Хеда Саиева. — Дети сдают определенные нормативы, могут дополнительно заниматься в секциях, участвовать в соревнованиях». 

* Вторая, подготовительная, группа. Ее составляют практически здоровые дети, имеющие небольшие морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные. Среди них могут быть те, кто входит в группы риска по тем или иным заболеваниям, ребята с хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии не менее 3-5 лет. В этом случае обучающимся дается чуть больше времени на прохождение стандартной программы, контрольные нормативы сдаются с отсрочкой до года. Дети из данной группы могут заниматься в секциях общей физической подготовки, но без участия в соревнованиях.

* Специальная медицинская группа. В нее включают две категории учащихся. К специальной подгруппе «А» относятся школьники с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера, физические нагрузки при которых должны быть ограничены. Такие дети занимаются по особой программе, где увеличены сроки подготовки, а нормативы снижены.

В специальную подгруппу «Б» включают детей, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания с определенными симптомами) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия. Таким учащимся рекомендуются занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Успеваемость у них оценивается не по сданным нормативам (их в данном случае попросту не существует), а по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения упражнений.

«В соответствии с такой классификацией порядок освобождения от физкультуры тоже меняется, — дополняет Хеда Саиева. — Так, при присвоении подготовительной группы, справку выдает педиатр по форме 027у. Специальная группа присваивается врачебной комиссией — КЭК — с определением подгруппы. Временное освобождение от физкультуры в этом случае также оформляется в форме справки КЭК (заключения КЭК)».

Переживания родителей по поводу безопасности уроков физкультуры для их отпрысков можно свести на нет, если ежегодно проходить диспансеризацию. В этом случае ребенку будет правильно подобрана физкультурная группа, а в его личном деле врач пропишет ограничения по физической активности, которые способны нанести вред его здоровью.

www.jv.ru

Освобождение от физкультуры. Физкультурные группы | МБДОУ «Центр развития ребенка

Освобождение от физкультуры. Физкультурные группы

Российское правительство в настоящее время  заботится о физическом воспитании населения, в том числе дошкольников и школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное внимание.

Поэтому на сегодняшний день освободить дошкольника или школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ — справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели — 1 месяц.  Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ — дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии — на 1 месяц.

КЭК

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое,  освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой и (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники, вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно.

 

Физкультурные группы

Длительное освобождение от физкультуры в настоящее время редкость и требует достаточных оснований. А число дошкольников и  школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут справляться со стандартной нагрузкой на уроках физкультуры с каждым годом растет.  Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья ребенка, существуют физкультурные группы.

Основная (I)

Основная группа — для здоровых детей и детей с незначительными функциональными отклонениями, не влияющими на их физическое развитие и физическую подготовленность. Основная группа в медицинских и школьных документах обозначается римской цифрой I. Все школьники попадают в нее, если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.

Подготовительная (II)

Подготовительная группа, обозначается цифрой II — для детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и(или) слабую физическую подготовку. Занятия в этой группе может порекомендовать  врач-специалист по заболеванию ребенка. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении школьных занятий физкультурой в амбулаторной карте ребенка. Заключения КЭК для занятий в  подготовительной группе не требуется, на справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники. Зато необходима четкая и конкретная запись с рекомендациями  в школьной справке. Эту справку обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста.

Обязательно указывается диагноз, срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе (на весь учебный год,  на полугодие, на четверть), и конкретные   рекомендации, что именно нужно ограничить ребенку при занятиях физкультурой (не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, ребенок не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.)

Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если ребенок сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически окажется в основной группе.

Специальная

Специальная группа — это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу  для ребенка оформляется через КЭК. Показаниями к занятиям ребенка в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма. Желающие могут  ознакомиться с примерным перечнем этих заболеваний

Если Вы решили оформить ребенку справку для занятий в специальной группе по физкультуре, начать нужно с посещения врача специалиста по заболеванию ребенка. В амбулаторной карте обязательно должна быть его запись с четкими рекомендациями. Далее справка оформляется также, как освобождение от физкультуры, с указанием срока ее действия (максимально на один учебный год), тремя подписями членов КЭК и круглой печатью поликлиники.

90sad.ru

Физкультура в школе: 12 вещей, которые бесят

С недавних пор в школах ввели третий урок физкультуры, но дети почему-то вмиг не стали здоровее и спортивнее. Мастер спорта России по художественной гимнастике Анастасия Пешкова рассказывает, почему проще принести освобождение на целую четверть и как разнообразить физкультурную рутину, чтобы хоть как-то заинтересовать школьников.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Отсутствие шкафчиков для личных вещей

Урок физкультуры для школьников — это не счастливая возможность побегать и получить моральную разрядку. Это в первую очередь лишний пакет одежды и мешок с кроссовками, которые ученик вынужден таскать с собой несколько уроков. А если в этот день по расписанию ещё труд и английский, то впору собирать целый чемодан. Сцены из голливудских фильмов, где у каждого школьника есть собственный шкафчик, кажутся идеалистическими и какими-то нереальными в российских условиях. В наших школах действует иной принцип: всё своё ношу с собой.

2. Занятия физкультурой у нескольких классов одновременно

Частенько расписание составляют таким образом, что в спортивном зале в одно время оказываются два или даже три класса, а это ни много ни мало 50-60 человек. Урок с таким внушительным количеством учеников постоянно сводится к контролю дисциплины, в редких случаях удаётся провести подвижные игры или эстафету. В целом же рациональность проведения таких занятий вызывает немало вопросов.

3. Раздевалка? Фу! Пойду переоденусь в туалет!

Обычно школьные раздевалки по размеру не превышают двух-трёх квадратных метров и плохо проветриваются. Поэтому чаще всего ученики заходят туда, зажав нос. А некоторые и вовсе в качестве альтернативы предпочитают переодеваться в туалете.

4. Принять душ? Не, не слышали

Во-первых, не во всех школах вообще есть душевые. А там, где есть, не функционируют, либо работают только во время визита комиссии. Во-вторых, пропускная способность школьных душевых изначально низка. А в-третьих, 15-минутной школьной перемены вряд ли хватит на то, чтобы спокойно принять душ, высушить волосы и привести себя в порядок.

5. Нормативы? Опять?

Из года в год на протяжении 11 лет школьники сдают одни и те же нормативы: прыжок в длину, бег на 30 и 60 метров, метание мяча, челночный бег. И в первом классе, и в пятом, и в 11-м. А раз в год все классы бегут кросс длиной в 1,5 километра. Обязательное условие — без подготовки. Итог: половина учеников переходит на медленный шаг после первой трети дистанции.

6. Контрольная работа по алгебре после кросса

А это абсолютная вершина айсберга ненависти всех без исключения школьников. Когда после физкультуры ты, разгорячённый, взмокший и немытый, идёшь на математику, физику, химию, где тебя ждёт важная контрольная работа или тестирование. Как правило, учителя навстречу в таких ситуациях не идут и не освобождают ни от кросса, ни от контрольной.

7. Мама, купи мне лыжи!

Зимой вместо уроков в спортзале во многих школах устраивают занятия на лыжах. Вот только самих лыж в большинстве школ нет. Ученикам и их родителям предлагают купить за собственный счёт лыжи, ботинки к ним и прочую амуницию. Конечно, на 11 лет одной пары лыж не хватает, ребёнок-то растёт.

8. Проблемы с инвентарём

Как показывает практика, в школах отсутствует не только лыжный инвентарь, но и не всегда имеется достаточное количество баскетбольных и теннисных мячей. В футбол частенько играют мячом волейбольным, матов для всех тоже не хватает, шведская стенка висит на соплях, а канат покрылся вековой пылью. Как-то не до рекордов, да?

9. Оставил лыжи в школе — можешь о них забыть

А это отдельный пунктик для хейтеров физкультуры. Таскать с собой лыжи раз или два в неделю в школу и обратно — удовольствие крайне сомнительное. Но что остаётся делать, если администрация не несёт ответственности за оставленные в школе вещи.

10. Третий урок физкультуры: лишний или необходимый?

Изначально планировалось, что третий урок физкультуры будет отличаться от первых двух и приобретёт некую специализацию. Например, девочки будут ходить на шейпинг и аэробику, а мальчики в это время будут играть в футбол или заниматься в тренажерном зале. На деле же третий урок проходит так же, как и первый, и второй.

11. Спорт физкультуре рознь

Ребятам, серьёзно занимающимся спортом, задания на уроке — на раз плюнуть. А неспортивным школьникам приходится тяжко уже на разминке. Из-за такого разнородного состава учащихся проводить по-настоящему увлекательные уроки довольно трудно.

12. Физкультурник в трениках

Плохой учитель описывает, хороший — объясняет, отличный — показывает, а великий — вдохновляет. От учителя физкультуры мы ждём инициативности, предприимчивости и любви к физической деятельности. А на деле в школах нередко встретишь физкультурника, который в потёртых тренировочных штанах все 45 минут не отрывает пятую точку от стула, и уже давно позабыл, что такое здоровый образ жизни.

mel.fm

Статья по физкультуре на тему: Освобождение от уроков физической культуры

Современные школьники, проводящие большую часть своей жизни за компьютером, не отличаются богатырским здоровьем. Они практически не бывают на улице, а о спорте даже не помышляют. Следствием этого становятся рецидивирующие простудные заболевания, а затем — освобождение от физкультуры в школе. Обязан ли в таком случае ученик посещать уроки?

Приказом министра образования и науки Российской Федерации с 2011/2012 учебного года в школах России в качестве обязательного часа к учебной нагрузке школьника ввели третий урок физкультуры. Анализ состояния учебного предмета «физическое воспитание» в ОУ помог понять чиновникам Минобра, что двух уроков физкультуры в неделю для обеспечения обучающимся высокого уровня физической активности недостаточно.

В результате в базисный учебный план образовательных организаций, занимающихся реализацией программы основного общего образования, внесли изменения, и в объем недельной нагрузки учащихся ОУ всех типов и видов было введено третье занятие физической культурой.

Такое увеличение учебной нагрузки продиктовано многими обстоятельствами:

  • необходимостью усиления роли физической культуры в воспитании современных школьников;
  • задачей укрепления их здоровья и общего физического самочувствия;
  • увеличением объема двигательной активности учащихся;
  • необходимостью развития физических качеств и совершенствования физподготовки;
  • в целях формирования навыков ЗОЖ (здорового образа жизни).

Учителям физкультуры также необходимо ориентироваться на состояние здоровья обучающихся и разделение их на три группы. Каждого школьника по состоянию его здоровья определяют в основную, подготовительную или специальную группу.

Для тех, кто отнесен к подготовительной группе, рекомендуется использовать физические упражнения с целью укрепления здоровья. В этом случае занятия спортом помогут противостоять неблагоприятным условиям внешней среды.

Те же, кто имеет ограничения для занятий физкультурой в связи с противопоказаниями, могут с помощью уроков в школе повышать свою физическую подготовленность, укреплять здоровье и даже корректировать физическое развитие. 

ЧТО ТАКОЕ «ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ФИЗКУЛЬТУРЫ»?

Согласно ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту), во всех школах есть учебный предмет «физическая культура». Каждый обучающийся школьник должен освоить эту дисциплину и получить оценку в аттестат об окончании основной или общей школы. После перенесенного заболевания ученик получает справку из медицинского учреждения, которая и дает основание на две недели или на месяц освободить его от физических нагрузок. Однако такая справка не освобождает от освоения данного учебного предмета. Следовательно, ученик должен присутствовать во время урока, но выполнять задания, не включающие физическую нагрузку.

Нужно учитывать и то, что Федеральный Закон «Об образовании» (часть 7 статьи 28) предусматривает ответственность школы и конкретного преподавателя за жизнь и здоровье учащегося весь учебный день. Если по расписанию идет урок физкультуры, а школьник предоставлен сам себе, то нельзя гарантировать его безопасность. И за любой несчастный случай, который произойдет в эти 45 минут с ребенком, данный предметник будет нести ответственность, включая уголовную.

В случае, если урок физкультуры стоит в расписании первым или последним, родители могут попросить у директора разрешения в письменной форме не посещать их ребенку урок две недели или месяц (как значится в справке). Однако при этом в заявлении они указывают, что ответственность за его жизнь и здоровье берут на себя. Важно не забывать, что присутствие на уроке помогает учащемуся, хотя бы теоретически, осваивать выполнение новых элементов гимнастики или техники выполнения прыжков и т. д.

ЧЕМ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ НА УРОКЕ ОСВОБОЖДЕННЫЙ УЧЕНИК?

В прежние времена дети, относящиеся к специальной группе здоровья, могли годами быть освобожденными от физической культуры. Поэтому в их аттестате об образовании предмет «физическая культура» просто не значился. Предполагалось, что данный ребенок такой предмет не осваивал по состоянию здоровья. По современному стандарту, эта школьная дисциплина должна значиться в каждом аттестате: и за 9, и за 11 класс. Поэтому дети, относящиеся к специальной группе, должны заниматься ЛФК (лечебной физкультурой) или в группе здоровья с щадящим режимом. Следовательно, оценки они получать будут, как правило, хорошие.

Могло быть и так, что ученики, много и часто болеющие, из-за постоянного освобождения от уроков физической культуры не имели оценки за одну или даже две-три четверти. Им ставили отметку — «н/а», что означало «не аттестован». Сейчас это недопустимо, поэтому освобожденный после болезни ученик не просто должен присутствовать на уроке, а получать оценки. Он может подготовить устное или письменное сообщение о любом виде спорта (если занимаются баскетболом, то об истории его возникновения). Он может рассказать учителю о правилах поведения на уроке, о технике безопасности при выполнении упражнений на гимнастических снарядах и т. д.

В связи со сдачей государственной выпускной аттестации в тестовой форме было разработано большое количество тестов по физкультуре, онлайн-тренажеров и тому подобных ресурсов. Они тоже могут стать подспорьем в выставлении итоговой оценки за четверть или даже год ученику, часто освобождаемому от занятий по физической культуре. Полное либо окончательное освобождение от физкультуры допустимо только для лиц с ограниченной дееспособностью, но такие дети и подростки не могут учиться на общих основаниях в традиционных учебных заведениях. Они должны учиться в специализированных учреждениях образования. 

nsportal.ru

Статья «Освобождение от физкультуры» — Другое — Физическая культура

«Освобождение от физкультуры»

Очень часто, в последние годы, взглянув на школьников на уроке физкультуры, можем увидеть такую картину:

В то время как одна группа учащихся активно бегает, прыгает или играет в различные спортивные игры, другая группа – лениво и неспешно прогуливается по беговой дорожке, либо сидит на скамейке, уткнувшись в свои смартфоны… Эта другая группа – «счастливые» обладатели справки от врача или записки от родителей, дающей им право отказаться от занятий по физподготовке.

Я сейчас не хочу говорить о случаях, когда освобождение от физкультуры выдано действительно на основании серьезных медицинских ограничений для ребенка или факта недавнего краткосрочного заболевания. Однако, не является секретом, что в эпоху развитого интернета, имитировать симптомы заболеваний для получения заветной справки весьма несложно, а врачи вряд ли будут затевать серьезные обследования в такой ситуации. Да и родителям, зачастую, проще согласиться с ребенком и попросить освобождение от физкультуры, чем всерьез задуматься о его здоровье, о причинах и последствиях его нежелания заниматься физкультурой.

Основные мотивы?

«А зачем вообще нужна физкультура? Наш ребёнок не собирается быть спортсменом»;

«У ребенка и так большая нагрузка, пусть лучше отдохнет»;

«Он у нас такой слабенький, вдруг перенапряжется или травмируется» …

А действительно, зачем нужна школьная физкультура?

В рамках этой статьи, я не хочу говорить о тех, кто может выбрать в будущем карьеру спортсмена. Такие ребята, обычно, и так знают, что хотят и у них не возникает проблем ни со школьными занятиями физкультурой, ни с дополнительными тренировками.

Так же я далека от мысли, что два занятия физкультурой в неделю на школьных уроках смогут вырастить из ребенка чемпиона, или что без них он обречен быть слабым и больным.

Хотелось бы рассмотреть два других аспекта этого вопроса: социальный и медицинский.

Уроки физкультуры в школе приучают ребенка преодолевать себя, делать то, что трудно, но необходимо. Они позволяют ребенку увидеть свои слабые стороны и дают при этом понимание того, что упорные и регулярные упражнения действительно помогают преодолеть эти слабости. Нелишне так же напомнить о том, что ребенок, сейчас и в дальнейшей жизни, располагая определенными навыками в тех же спортивных играх, таких как волейбол, футбол, настольный теннис и т.п. в любом коллективе становится востребованным, интересным и популярным. Это, в свою очередь, повышает его самооценку, дает ему уверенность в себе и помогает лучше адаптироваться в обществе. Особую важность приобретает этот аспект сейчас, когда значительная часть общения переносится в виртуальное пространство, социальные сети. Как следствие – утрачиваются базовые навыки общения, дети, вырастая, боятся незнакомого коллектива, неуверенно чувствуют себя в незнакомой среде.

Неумение заставить себя, преодолеть свою лень, распространяется не только на область физической культуры. Эти же качества начинают проявляться и в быту, когда родители с удивлением и негодованием обнаруживают, что их уже повзрослевшее «дитя» не имеет элементарных навыков самообслуживания, откладывают решение простых жизненных задач «на потом», постоянно нуждаются во внешних стимулах для своего развития и самосовершенствования.

Эта же проблема, затем проявляет себя и во взрослой жизни, причем практически независимо от сферы деятельности человека. В быстро меняющихся условиях современного мира человек, который приучен работать целеустремленно, регулярно, умеет преодолевать трудности и собственную лень – ценится гораздо выше аморфных и не привыкших себя «нагружать» конкурентов.

Таким образом родители, снисходительно относящиеся к нежеланию ребенка преодолевать свою лень, свои недостатки и слабости даже в рамках не таких уж сложных нагрузок на школьных уроках физкультуры, рискуют в будущем столкнуться с серьезными проблемами адаптации своих детей к жестким реалиям современного мира.

А теперь хотелось бы поговорить о другом, еще более серьезном аспекте нашей проблемы.

Человеческий организм – весьма сложный механизм. Действие многих его систем до сих пор понятно нам весьма приблизительно.Одна из таких систем- гормональная или эндокринная. Эта система регулирует и координирует деятельность практически всех органов и систем человеческого организма. И именно гормональная система организма подвергается повышенным нагрузкам у детей, подростков и молодых людей в современных развитых странах.

Быстрое изменение внешних условий жизни, мощнейшее информационное давление, особенно благодаря бурному развитию интернет-технологий, интенсивный информационный обмен в соцсетях, усиливающаяся конкуренция на рынке труда, связанная с развитием новых технологий- все это элементы стрессового давления на неокрепшую психику молодежи.

При этом, внешне, поначалу никаких особых проблем не видно. До поры до времени гормональная система справляется с нагрузками, но, когда в силу каких-либо внешних или личных причин, а чаще из-за комбинации того и другого начинаются гормональные сбои, ситуация быстро выходит из-под контроля.

Как это проявляется? Например, еще вчера абсолютно здоровый, крепкий, энергичный молодой человек, вдруг подвергается атаке самых разнообразных болезней. От обычных простудных, до различных заболеваний пищеварительной, мочеполовой системы, всевозможных воспалений слизистых оболочек, ревматологии, ухудшения зрения, расстройств нервной системы и т.д и т.п. При этом профильные специалисты, добросовестно выписывая лекарства и различные схемы лечения, не могут окончательно справиться с заболеваниями и в медицинской карте человека, который находится в самом расцвете молодости, начинают множится разнообразные «хронические» диагнозы. Дальше – один шаг до депрессии и, как следствие, стремительное нарастание проблем во всех остальных областях жизни молодого человека: потеря интереса к учебе и работе, разрыв связей с близкими и друзьями, потеря целей и смысла в жизни. Те, кто столкнулся с этой бедой, не понаслышке знают к каким трагедиям она может привести и как мучительно трудно от нее избавиться.

Все это реакция неподготовленного организма на длительные или острые стрессовые воздействия. При этом следует иметь в виду, что стрессом для гормональной системы являются как классические факторы: интенсивные учебные нагрузки, работа параллельно с учебой, ночные бдения за компьютером или в соцсетях; так и факторы, которые обычно стрессовыми не считаются, типа интенсивных занятий в тренажерном зале, самодеятельных диет, переживаний личного или интимного характера. Для гормональной системы организма все эти факторы не компенсируют друг друга, а суммируются и усиливают свое воздействие. В результате, при постоянном превышении порога устойчивости, в человеческом организме срабатывает механизм защиты, и гормональная система уходит в состояние физиологической реакции на опасность. С этого момента организм реагирует на малейшее изменение бактериального статуса, присутствие вирусов в непатогенных количествах, изменение внешней температуры, давления, режима питания, микроскопические повреждения кожи и слизистых оболочек, незначительную нервную нагрузку – неадекватными иммунными реакциями и воспалениями в практически любых органах и системах организма. Подчеркну: речь идет о такой реакции организма на совершенно естественные для обычного здорового человека ситуации, которые в норме организм компенсирует и балансирует безо всяких воспалений совершенно незаметно для человека.
Вы спросите: «А при чем здесь школьная физкультура?».

Дело в том, что избежать все возрастающих стрессовых воздействий в современной жизни, к сожалению, нереально. Единственный выход, это подготовить организм к этим воздействиям заранее. И чем раньше, тем лучше. И школьная физкультура — это одни из первых и необходимых шагов на этом пути.

Теперь подумайте, когда вы «освобождаете» своего ребенка от физкультуры без действительно серьезных оснований, это ваша забота о его здоровье и благополучии или скорее безразличие?

И какими проблемами для него и для вас это безразличие может обернуться в будущем?

Учитель физической культуры: Князева Ольга Григорьевна

pedsovet.su

Физическая культура в школе, физкультура

 

Содержание

 

Что такое физическая культура

Средства физической культуры

Цели и задачи уроков физкультуры

Как проходит физкультура в школе

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?


 

Для оздоровления и укрепления иммунитета детей в школе, как в старшей, так и в начальной, предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе предусмотрено три урока физкультуры в неделю. Отсюда не сложно сделать вывод, что физическая культура в школе – предмет нужный и важный, а не банальная физра, как все мы с давних пор привыкли думать. Во многих школах один из этих уроков заменяется уроком ритмики или хореографии.

 

 

 

 

Что такое физическая культура

 

Физическая культура – это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека.

 

 

 

Средства физической культуры

 

К средствам физической культуры относят:

 

  • физические упражнения,
  • естественные силы природы (закаливающие процедуры с помощью солнца, воздуха и воды),
  • гигиенические факторы (личная гигиена, режим дня, здоровый сон и питание, отказ от вредных привычек).

 

Конечно же, физические упражнения – это основные средства физкультуры. К ним следует относить все двигательные действия, созданные и применяемые с целью совершенствовать физическое состояние, физические способности и возможности человека.

В комплексе средства физической культуры способны оказать максимальное оздоровительное и развивающее воздействие.

 


 

Физкультура в школе

 


 

 

 

Цели и задачи уроков физкультуры

 

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели: 

 

  • физическое развитие и общее оздоровление учащихся,
  • развитие у них самостоятельности,
  • развитие творческих способностей и мышления.

 

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

 

  • обучить занимающихся доступным их возрасту физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

 

На уроках физкультуры школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого. Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

 

Кроме того, на уроках физкультуры решаются следующие оздоровительные задачи:

 

 

 

 

 

Как проходит физкультура в школе

 

Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития. Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями.

Урок включает в себя и теоретическую, и практическую части. Учителем разъясняются особенности выполнения упражнений, определяется их цель, разучиваются правила проведения спортивных игр.

Можно сказать, что урок физкультуры – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.

Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы. Новый материал, его закрепление и контроль. Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья.

 

 

 

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

 

Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета. На уроках физкультуры первоклассники в основном обучаются различным подвижным играм и эстафетам. Теоретическому компоненту на занятиях физкультурой в начальной школе отводится не более 3 – 5 минут, в рамках тематики текущего занятия.

Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений. Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.

 

При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:

 

  • закрепить сформированные двигательные умения,
  • развить координацию движений,
  • развить общую выносливость и гибкость.

 

В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки. Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.

 

При этом важно знать, что к урокам физкультуры могут быть допущены учащиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной или дополнительной группам. Остальные дети освобождаются от физкультуры в школе и должны заниматься лечебной физкультурой по назначению врача.

 


 

Открытый урок по физкультуре

 

www.rastut-goda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *