Откуда появилась религия – ? —

Интересные факты о том, как появилась религия

Если бы мы спросили священника, откуда появилась религия, его ответ, скорее всего, уходил бы корнями в теологию. То же самое справедливо для раввинов, имамов, йогов и других. Мы считаем, что исток нашей личной веры даст ответ на вопросы о ее возникновении. Однажды Артур Шопенгауэр: «Каждый имеет пределы своего собственного видения для границ мира».

Религия появилась в результате… смерти?

Тем не менее, мы частично ассоциируем духовные практики с безграничностью, подобно тому, как мы предполагаем, что «душа» пребывает внутри нашей плоти, пока она не будет освобождена. Смерть, по сути, часто рассматривается как главная составляющая в основе религии. Ритуалы и верования о загробной жизни дают «противоядие», но в то же время требуют значительной ответственности.

Такой взгляд появился сравнительно недавно. Историк религии Карен Армстронг также предполагает, что главной причиной ее возникновения стала смерть, хотя, возможно, и не так, как мы ожидаем. В своей последней книге «Поля крови: религия и история насилия в мире» она пишет: «Многое из того, что мы сейчас называем религией, первоначально коренилось в признании того трагического факта, что жизнь зависит от уничтожения других живых существ. Ритуалы были призваны помочь людям примириться с этой неразрешимой дилеммой».

Дилеммы первобытных людей

Интересно отметить, что эта дилемма появилась из-за необходимости убивать животных ради добычи, а не из-за убийства других людей. По мере того, как в растущих обществах наши предки развивали этику, живя в более крупных и разнообразных группах, наши парадоксы не могли оставаться завуалированными. В то время как люди помогали своим семьям и друзьям, они регулярно забирали жизнь у других животных, многие из которых (по-своему) делали то же самое.

Как могло двуногое животное, которое получило преимущества за счет развития неокортекса, осознать то, что оно жаждет безопасности в нестабильном мире, но при этом должно убивать ради еды других живых существ? То, что это биологическое наследство, не подлежит сомнению. Но остается еще один вопрос: как мог человек с одной стороны создавать жизнь, в то время как с другой приходилось ее постоянно забирать?

Как появились первые ритуалы?

Вспомните грубые инструменты, которые использовали эти первобытные охотники, чтобы убивать животных. Они еще не могли использовать преимущества пороха или современного охотничьего оборудования, которое доступно сейчас богатым туристам. Как отмечает Армстронг, древние стрелки едва ли могли пробить кожу животного. Именно поэтому на кончики стрел начали наносить яд, и охотникам оставалось лишь ждать, пока он подействует, и отслеживать животное. Оказывается, именно в тот момент, когда появился такой способ охоты, и была рождена та вещь, которую сейчас мы называем религией.

По мере того как животное умирало, охотники собирались вокруг него, поглаживая его голову и напевая песни. Если животное кричало из-за боли, они плакали и сопереживали. Они воспринимали это как жертву, которая помогает им самим выжить. Наши предки знали, что они были частью этого процесса, а не существовали отдельно от него. Именно так и появился ритуал.

Современное видение религии

Только романтики давно минувших эпох могут утверждать, что раньше жизнь была намного проще, чем сейчас. Как пишет Армстронг, ранние люди любили охоту. Многие продолжают эту тенденцию и сегодня. Это так же заложено в нашей ДНК, как и эмоции. И идеология, которую мы разработали, помогала нам справиться с тем знанием, что мы, как и животные, должны будем умереть.

Но современное видение естественного мира приводит человека в замешательство. В мире, где правит наука, а религия преимущественно воспринимается как здание, куда вы должны идти в определенное время года, что-то особенное теряется.

На протяжении всей своей книги Армстронг утверждает, что наше понимание того, что мы сейчас называем религией, является относительно современным изобретением, взлелеянным светскими достижениями в Европе и Америке в последние 200 лет. Это значит, что не было никакого явления, названного религией, отдельного от повседневной жизни. Космическое и обыденное существовали вместе.

Трудности восприятия

Трудно себе представить эту связь, когда ради выживания вам больше не нужно никого убивать, и вы покупаете мясо в магазине упакованным и уже без костей. Еще труднее это понять на современной охоте, где вы стоите на расстоянии сотни метров от животного и нажимаете на курок. И речь идет не о квалификации или удобстве. Речь идет об эмпатии. Нам не хватает эмоций, поскольку мы уже очень далеки от своего происхождения.

История создания

В своей классической работе по данной теме Мирча Элиаде писал: «Более полезным, чем засекречивание мифов и поиск их возможного происхождения, является изучение их структуры и роли, которую они играют в духовном опыте примитивного человека».

История создания очень важна: она возвращает нас на землю. Знания о том, где возникла традиция, помогут нам проследить перипетии принятия идеологии на протяжении тысячелетий. Иногда это хорошо. Все мы знаем библейские, коранические и другие теологические пассажи относительно рабства и порабощения женщин, которые не должны играть никакой роли в нашем современном мире. Мы эволюционировали, и по большей части это положительное развитие событий.

Но иногда старая мудрость имеет ценность. Наши предки понимали, если они берут что-то, значит, необходимо отдать что-либо взамен. Ритуалы, которые сегодня нам могут показаться странными, были попытками сделать это.

fb.ru

Почему появилась религия 🚩 как возникла религия 🚩 Религия

Автор КакПросто!

Вера вселяет в сердца многих людей надежду на будущее. В мире существует немалое число религий. У всех них разные истоки, наставления и т.д. Однако можно выявить основные закономерности появления религии как таковой.

Статьи по теме:

Инструкция

Зарождение религии происходило многие века назад, поэтому нельзя с уверенность говорить о причинах ее возникновения. Однако ученые считают, что таким образом люди пытались объяснить себе, как и почему они появились на свет, в чем их предназначение и т.д. Исходя из этой позиции, можно сказать, что религия стала неким философским фундаментом для дальнейшего становления личности. Первоначально люди пытались объяснить свое бытие при помощи мифов и сказаний, однако спустя некоторое время этого стало недостаточно, и появилась необходимость в существовании целой системы интерпретации мира и всего происходящего в нем.

Религия является регулятором отношений в обществе. Во времена зарождения различных религиозных течений общественный строй значительно отличался от существующего ныне. Не было писаных правил, законов и запретов. Перед людьми стояла необходимость сформировать ряд моральных и нравственных принципов, которые помогут регулировать общественные отношения. Таким регулятором и стала религия. Когда человек знает о том, что может быть наказан за содеянное, он более строго соблюдает установленные правила и нормы.

Ещё одной причиной возникновения религиозных течений стала необходимость в сплочении людей. Верующие люди составляют единое целое. Они перестают быть чужими друг другу. Но основе религиозных воззрений появлялась основа для сотрудничества, а не для вражды. Ярким примером здесь может являться принятие христианства на Руси, когда раздробленное государство было объединено при помощи одной религии.

Появление религии обосновано и психологическими особенностями человека. Значительно проще знать, что существует какой-то «высший разум», который направляет и помогает верующему. Потребность в покровительстве и помощи является основополагающей при обращении к религии.

Совет полезен?

Статьи по теме:

Не получили ответ на свой вопрос?
Спросите нашего эксперта:

www.kakprosto.ru

Почему люди верят в бога, и откуда появилась религия?

Сегодня многие люди попросту не задумываются о том, почему, несмотря на наличие современных знаний, некоторые до сих пор продолжают верить в наличие души, в бога, в загробную жизнь. Ведь на самом деле для веры в наличие души, в бога и загробную жизнь попросту НЕ существует никаких оснований, кроме древних суеверных заблуждений и невежественных домыслов.

1. Возникновение идеи души и идеи духовной сущности.

Древнему человеку, в отличие от современного, было очень трудно постичь суть происходящих природных явлений. Не зная природы многих явлений и событий, древний человек мог их воспринимать по большей части эмоционально, нежели разумно.

Как и современные люди, древний человек мог стать свидетелем таких причудливых природных явлений как северное сияние, молния, шаровая молния, падение комет и метеоритов, кучевые облака, напоминающие лица или силуэты людей и животных, причудливые ландшафты, формы камней, скал, крон деревьев и т.п.

Также древний человек мог видеть сны, заболеть и увидеть или услышать галлюцинацию. Во сне или бреду древний человек мог увидеть давно умершего родственника или фантастических существ. Всё это вызывало у древнего человека удивление, недоумение и страх.

Но имея лишь примитивные поверхностные знания о природе, о мире и о своём организме, древний человек не мог как-то логически объяснить происходящее с ним. Поэтому у древних людей стало формироваться представление о параллельном с ними сосуществовании мира духов, душ умерших, фантастических существ, богов.

Когда древние люди видели своего сородича в бессознательном состоянии или в состоянии лихорадки или бреда, то они предполагали, что этого человека временно покинула душа или в него вселился злой дух. Смерть воспринималась тоже как выход души из тела. Так люди объясняли себе отличие живых существ от неживой природы: воображали у всего живого наличие души. Так появились идеи наличия души, мира духов и богов. И это стало основой для возникновения и дальнейшего развития идеи наличия души и, в дальнейшем, других религиозных идей.

vorum.ru

Как появилась христианская религия? — К чему стадам дары свободы… — ЖЖ

Светлана Лисичкина, одна из лидеров раздела КОНТа по исторической публицистике, нередко публикует весьма полемические материалы. Один из них приведён ниже.

Однако, ввиду определённой, скажем так, чувствительности темы, мы предваряем её публикацию двумя комментариями, полученными к посту. Первая реплика представляет собой расхожее мнение, на наш взгляд — ошибочное. И эта ошибка чётко продемонстрирована в ответе на реплику.

Тимур И
Статью небось в госдепе писали. Сценарий, как у хохлов, там тоже с Православием воюют, взамен массового вводят язычество, количество сект, просто зашкаливает. В результате народ тупеет и им проще управлять.


Баженов Егор
В документальном ролике Крещение Руси. Правда и вымысел анализируется ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД Киевского митрополита ИЛАРИОНА – СЛОВО о ЗАКОНЕ и БЛАГОДАТИ (произнес. прим. в 1037г.), в котором показано когда и как Христианство стало называться Православным. В этом же ролике цитируется византийский монах Велизарий , который задолго до принятия христианства на Руси (в 532г.) описал в своих «Хрониках» обычаи ПРАВОСЛАВНЫХ СЛОВЕНОВ и РУСИНОВ , ходить в баню

https://www.youtube.com/watch?v=AV-pXkOnS5Y .

Тупеет народ от унижающей лжи, на которой держится иудейское христианство .
Вот к какому выводу пришел М. Раваж
При помощи христианства, проводимого «русским» духовенством , под КОНТРОЛЕМ евреев находятся наши церкви, школы, законы, правительства и сами наши мысли и понятия, которыми мы мыслим . Мы вообще существуем в еврейском понятийном пространстве.
Без ясного понимания, как нас используют евреи , мы стали агентами их традиции и культуры, неся еврейское мракобесие во все уголки света.

Еврейские племенные законы стали основой нашего морального кодекса и основой всех наших конституций и законоположений.
Еврейские легенды и мифы стали истинами, которые мы напеваем своим младенцам.
Еврейские поэты сочинили все наши молитвенники и книги. Национальная история Израиля стала основой нашей собственной истории.

Еврейские цари, государственные деятели, воины и пророки стали нашими героями.
Страна евреев стала нашей Святой Землёй!
Еврейская мифология стала нашей Священной Библией!

Мысли и идеи евреев переплелись с нашими традициями до той степени, что у нас не считается образованным человек, который не знаком с их расовым наследием.
Еврейские ремесленники и рыбаки – наши духовные учители и наши святые, которым мы поклоняемся в бесчисленных изображениях наших икон и церквей, названных их именами Еврейская женщина МАРИЯ — это наш идеал материнства .
А еврейский мятежник ХРИСТОС — центральная фигура нашего религиозного поклонения .

Христианской религией евреи уничтожили наших Богов, отбросили все наши расовые особенности, и заменили их Богом в соответствии с их собственными традициями. Ни одно завоевание в истории даже отдалённо не сравнимо с тем, как полно они нас завоевали .
Евреи сделали нас добровольными и бессознательными носителями их миссии в этом мире, посланцами другим народам Земли, и БЕСЧИСЛЕННЫМ , ЕЩЁ НЕ РОДИВШИМСЯ , ПОКОЛЕНИЯМ.

Кажется невероятным но мы, Христиане, и понятия не имеем откуда и как пришла эта религия Мы повторяем как попугаи, не вникая в её суть , Христианство для нас – это не историческое событие, логично вытекающее из других событий того времени, а исполнение еврейского замысла с небольшими нашими модификациями.

Христианство уничтожило Великие Нееврейские цивилизации и отбросило на тысячу лет человечество в варварство и темноту.

Сурово? Да. Но справедливо. И положа руку на сердце, кто в душе может быть несогласным со сказанным??!


Как появилась христианская религия?
Иисуса иудеи считали сектантом на территории Израиля. Иисус не создавал христианства, как такового. Первые последователи Иисуса они себя называли «назареями», то есть последователями Иисуса из Назареи. Среди них были не только иудеи, но были ещё и греки, или вернее говорить «хеллины». Поэтому по-гречески Иисус Христос спаситель у них писалось как «ихтиос».

Их символом была Рыба. В дальнейшем гонитель назареян, то есть иисусовцев, который их всячески уничтожал, ослеп. Потом он понял, что лучше использовать это учение для разрушения основ Римской Империи. Я сейчас говорю про Савла, иудея Савла, который потом стал апостолом Павлом. Он сначала уничтожал, а потом, преобразился, как бы прозрел, и он создал мощное информационное оружие на основе иудаизма, но не сопротивления злу.

И шла система: римским солдатам давались женщины, так называемых, «назареян», и те им вдалбливали в голову, что не хорошо творить зло, надо творить любовь, добро. И происходило разложение римских легионов. Куда военноначальники девали таких солдат? Отправляли в Рим. Вместо них приходили другие, и они так же попадали под это информационное оружие. Те, кто уже прибыл в Рим, встречались с себе подобными и создавали общины христианские уже на территории самого Рима.

А уже в последствие, Павел на основе иудаизма и вот этих учений «назареян», создал христианство, то есть мощное оружие, когда для правителей – «управляй и порабощай», а для паствы было – «подчиняйся, любая власть от Бога». Поэтому Константин, в Восточно-Римской Империи, он быстро понял преимущества данной религии и сделал её государственной. А затем уже на её основе в последствие появились всевозможные течения и ответвления.

Но, когда говорят: «Но Иисус же для всех?» Я говорю: «Кто Вам такое сказал?» Они говорят: «Ну, вот батюшка на службе сказал». Я говорю: «Ну, значит, батюшка не читал библии». В евангелии от Матфея, глава 15, стих 24, когда ученики приступили к Иисусу и говорят, что женщина тебе вслед кричит, то он им ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Слово «только» не подразумевает вариантов.  И Иисус пришел же их не спасать, как это сейчас трактуют. Там же совершенно другая подоплека, надо просто очень внимательно читать библию.

На шестой день были созданы люди по образу и подобию божьему, которым была дана рекомендация – «плодитесь и размножайтесь». Седьмой день божественного отдыха. А на восьмой день были созданы Адам и Ева. В главе 2-ой, стих 7-ой Бытия сказано: «И сделал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек живою душою». То есть он создал только душу. В главе 3-ей, стих 21-ый сказано: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». И они получили второй элемент – тело. Тело и душа, всё. А Иисус пришёл и сказал, ребята, я вам принёс духа святого, то есть третий элемент.

(20. 21 «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал меня Отец, так и я посылаю вас. 20. 22 «Сказав это, дунул и говорит им: «Примите Духа Святого»).

Ибо кто примет Духа Святого, тот станет как дитя малое и в том совесть пробудится

(18. 3 «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное».)

И кто-то из рыбаков за ним пошли, последователи и другие. А кому это было не нужно, сказали: «Нам это не надо. Пройдите на крест, пожалуйста».

Кто первый из рыбаков был позван Иисусом? Был позван Андрей, поэтому он и назван «Андрей Первозванный».

Спрашивается, где в библии евангелие от Андрея? Нет его, его запретили. А почему? Потому, что глава 5, так называемого «апокрифа евангелия от Андрея» начинается: «И спросил у Андрея Ионин, ученик его: «Равви, каким народам нести благую весть о царстве Небесном? И ответил ему Иешуа: Несите к народам восточным, народам запада и к народам южным. К язычникам же севера не ходите. Ибо безгрешны они и не знают грехов и пороков дома Израилева.»

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.

То есть Иисус запретил ходить на север. Даже не просто в северные страны, а на север Израиля. В евангелии от Матфея он говорил: «В город самарийский не входите!» Самаритяне – сами арийцы. То есть живут своими законами и нечего там делать. А сейчас всего два исправленных евангелия учеников Иисуса и два евангелия учеников Павла, который жил уже после Иисуса. А остальные – запретные для чтения, то есть – «апокрифы».

Первый раскол произошёл именно из-за дележки власти. То есть были забыты слова Иисуса, который сказал: «Пусть старший будет как младший, а начальствующий как подчиненный». Чтобы показать смысл сказанного он своим ученикам помыл ноги.

Он показал, что перед Богом или перед Богами – все равны, что нет власти человеческой, а есть власть, идущая свыше и в первую очередь власть совести. Вот это он показал.

А дальше пошло: Первыми обвинили ариан, что они не признают Иисуса господом, а признают его пророком и учителем — кем он был в действительности.

Потом появились манихеи. Потом собрался собор: вот — это секты они сказали Павлиане – последователи Павла (Савла), а мы церковь Христова. И так продолжалось до 1054 года, где опять дележка за власть и, сидящий в Риме, объявил себя наместником Бога на земле.

Раскол привел к тому, что западная церковь провозгласила себя вселенской, то есть католической. А восточная церковь сказала, что мы остаемся на старых канонах, на старых правилах, на старых устоях. Поэтому она стала называться ортодоксальная церковь.

Ортодоксия в переводе с греческого называется «правоверие» — незыблемое следование изначальным устоям. И, чтобы как-то отличалась, была придумана латынь – церковный язык.

Правоверие – вера христиан по христианскому старому обряду до Никоновской реформы. Во времена Никона в 1666 году начались гонения на своих же собратьев по Христу, которые не принимали нововведения. Первым, кто отказался принимать нововведения, был протопоп Авакум. Всем известно о нововведении трёх перстов, вместо двух, которыми они крестились (два перста были переняты у староверов). Но это было не главное.

Самая главная хитрость – это уничтожение старой и введение новой элиты и плюс подмена понятий «Правоверие» на «Православие». Ведь даже в Четьях минеях (христианские служебники, которые были до появления Библии, которая появилась в конце 18, начале 19 века, как книга, а до этого были Четьи минеи) есть фраза: «сего еси исполнена земля роуская, а правоверная вера христианская», т.е. не православная вера, а правоверная.

Четьи-Минеи, Киев, 1714 год

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1037244

Читаем последние 2 строки

Ортодоксальная Католическая Церковь (Orthodox Catholic Church) — это тоже Православная Католическая Церковь?
Эфиопская Православная Церковь (Ethiopian Orthodox Tewahedo Church)

Ну, так же иудаизм ортодоксальный, так же и ислам…
Все православные?

Значит Православие – это не Ортодоксия! Ортодоксия — это «правоверие».
И тогда всё становится на свои места!
Значит так называемая РПЦ, это не что иное как Правоверное Христианство!
Такое же как и Эфиопское или Католическое!

Кто этого не видит, тот автоматом подписывается под Православным Иудаизмом, Православного Ислама, Православной Католической Церковью.

Для примера обратимся к духовному регламенту Петра Первого : «…А яко Христианский Государь, правоверия же и всякого в церкви Святой благочестия блюститель…»

Как мы видим даже в 18 веке Петра Первого называют Христианским государем, Правоверия и благочестия блюстителя. А вот о Православии в данном документе нет ни слова. Нет его и в изданиях Духовного Регламента 1776-1856 гг.

В наше время мало кто знает, что до начала правления в Московии царя Алексея Михайловича на русских землях существовало двоеверие. Иными словами, простой народ исповедовал не только правоверие, т.е.христианство греческого обряда, пришедшее из Византии, но и старую дохристианскую веру своих предков ПРАВОСЛАВИЕ. Вот это больше всего волновало царя Алексея Михайловича Романова и его духовного наставника христианского патриарха Никона, ибо Православные староверы жили своими устоями и не признавали никакой власти над собой.

Православие — это не религия, не христианство, а ВѢРА

Исходя из этого появляется вопрос, когда же термин Православие стал официально использоваться христианской церковью?Дело в том, что в Российской империи не было Русской Православной Церкви. Христианская церковь существовала под другим названием – «Российская Греко-Кафолическая церковь». Или как ее еще называли «Российская Ортодоксальная церковь греческого обряда».

Христианская церковь под названием РПЦ появилась во времена правления большевиков.

В начале 1945 года по указу Иосифа Сталина в Москве под руководством ответственных лиц из Госбезопасности СССР был проведен поместный собор российской церкви и выбран новый патриарх Московский и всея Руси.

Следует упомянуть, что многие христианские священники, не признавшие власть большевиков, уехали из России и за ее рубежами продолжают исповедовать христианство Восточного обряда и называют свою церковь не иначе как Russian Ortodox Church или Российская ортодоксальная церковь.

Крещение Руси. Каган Киевский Владимир

Князь Владимир (крестивший Русь) носил титул КАГАН. На стенах киевской Софии имеется надпись «Боже, храни кагана нашего». Открываем знаменитое «Слово о законе и благодати» [312] митрополита Иллариона — первого русского митрополита, жившего в 1051-1054 годах. Спрашивается, как называет великого русского князя Владимира, — почти своего современника, героя предыдущего поколения, — митрополит Илларион? Вот подлинный древнерусский текст:

«И вера во вся языки простреся и до нашего языка русьскаго и похвала КАГАНУ НАШЕМУ ВОЛОДИМИРУ, от него же крещени быхом» .

Итак, великий князь Владимир звался также КАГАНОМ. И называл его так не какой-то полуграмотный писец, а ГЛАВА РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Для тех кто разбирается можно добавить, что «каган» это не просто царь, хан или другой титул властителя. Каган это глава каганата. А каганат это государственное образование строящееся на основе определенного религиозного мировоззрения — иудаизма!

Но, несмотря на то, что старая религия русичей была так по наглому дискредитирована, христианство распространялось не так быстро, как хотелось бы банде Владимира.

Начал он с Киева, где большая часть киевлян крещение не приняла. Жители бежали по лесам и по степям, не предав своих старых богов.

[!] Вначале Владимир с его шайкой поубивали всех языческих волхвов, хранителей народной мудрости.

Потом Владимиром были приглашены иудеи в поповских рясах из Царьграда для борьбы c «поганым язычеством», каковым эти жиды называли солнечное мировоззрение наших отцов и дедов.

[!] Тысячами сжигались деревянные дощечки и берестянные грамоты с древними сказаниями наших летописцев, с историей, с литературой, с поэзией.

Все исторические источники времен христианизации принадлежат перу духовенства. Летописание находилось всецело в руках церкви. Воцарившись на обломках языческой Державы Святослава, она начала создавать свою, новую историю русов, изъяв из нее или облив грязью всё ей неугодное.

Жулье в черных ризах

Жульё в чёрных ризах, сочинявшее всякие небылицы, жития и поучения, отсекали всякую память об именах и деяниях наших праотцев. О тех, кто примером своей жизни мог воодушевить юные поколения на подвиг свержения ненавистного жидохристианского ига.

Коль ты примешь, князь, христианский лад,

К нам на Русь, говорю заранее,

Вороньем церковники налетят,

Навезут «святое писание».

Хоть писание это «святым» зовут,

Трудно книгу сыскать развратнее,

В ней и ложь, и грязь, и постыдный блуд,

И вражда, и измена братняя.

Занедужим мы от их «аллилуй»,

Что во сне-то у нас не виданы!

Будут петь на Руси «Исайя, ликуй!»

Будут читать псалмы Давидовы.

Чужеродные, чуждые словеса,

Заскрежещут арбой немазанной,

И пойдет от них увядать краса,

Речи русской, шелками вязанной!

Коли деды клюкву едят,

Скулы внукам сведет оскомина.

Много бед церковники натворят,

Истерзают народ расколами.

Встанет брат на брата и род на род!

Ой, люта вражда между близкими!

Вновь усобица по Руси пойдет,

Самый подлый наш ворог искони!

(И. Кобзев)

Русские несколько десятилетий сопротивлялись насильной христианизации. На Руси то и дело вспыхивали восстания против жидохристианского ига. В то время христианизация сопровождалась фактически Гражданской войной.

[!] Кстати сказать, жидохристианизация носила еще более кровавый характер, чем жидокоммунизация после 1917 года. «Добровольное» принятие христианства сократило население русских в Киевской Руси с 12 миллионов до 3 миллионов, из которых 6 миллионов погибло до монголо-татарского ига, а 3 — при помощи ордынцев (Н. Н. Островский «Святые рабы», стр. 10) – 75% населения Руси.

В процентном содержании христианский геноцид был еще более страшным, чем коммунистический террор, коллективизация и индустриализация вместе взятые. Жидохристианское иго было куда страшнее монголо-татарского ига.

Однако работа была бы неполной, если бы у народа осталась память о своих родных чурах-праотцах, о культуре, об истории, а особенно о наших прекрасных книгах.

[!] Последние исследования показали, что дохристианская Русь, как на Севере, так и на Юге, была страной почти сплошной грамотности.

И это христианская дешевая ложь, что до крещения русские были неграмотными варварами. Именно в житии «святого» Кирилла (в миру — Константин) говорится, что он видел у русского в Корсуни (в Крыму) евангелие, написанное русскими буквами. Пытаются даже доказать, что не «роуськими» а «пруськими» буквами писано.

Мысль о том, что русские за многие тысячи лет до христианства имели свою письменность, доводит таких вот «историков» до полного отупения!

[!] Русские летописи, которые в связи с особой ценностью, писались на дорогостоящем пергаменте, целиком соскабливались и заполнялись церковными текстами.

Философский смысл как ветхого, так и нового заветов до XIX века оставался за языковым барьером церковно-славянского языка скрытым почти наглухо. Те же немногие русские люди, докапывающиеся до кровожадности и шовинизма ветхого завета и безродного космополитизма нового завета (а такие, безусловно, были), убивались.

Естественно во имя христианского интернационала рабов иудейской идеологии. «Русская православная» церковь делала все, чтобы кастрировать историю Руси. Даже пытались доказать, что до Рюрика у нас истории не было вообще.

Воевал этот выродок Владимир в основном со своими подданными.

[!] Он, развалив Русь Святослава, владения которого шли от Каспийского моря до Болгарии, укрепил оборону Византии — злейшего врага Руси! И даже послал 6-тысячный отряд на помощь императору. Владимир уничтожал обычаи славян, религию, волхвов, хранитилей народной мудрости.

Людей, не желавших креститься, Владимир сгонял на окраины Руси — копать рвы и строить крепости. Освободившиеся от коренных жителей земли он заселил кочевыми племенами торков, чёрных клобуков и берендеев.

Кроме всего он ввёл смертную казнь «за разбой», то есть казнил восставших против христианского чужебесия.

[!] Крещение Белых Хорват было жестоким, где он сделал «безлюдными более десяти городов, деревень же было совершенно разорено не менее пятисот» («Записка греческого топарха»).

Владимир щедро раздавал лучшие славянские земли греческим попам. Превратил Киев в «Новый Иерусалим», за что и был награждён званием «святой». Перед смертью он раздал Русь всем своим 12 сыновьям, превратив её в 200-летнее поле боя «княжеских усобиц» и «обид».

На протяжении веков церковь старательно уничтожала нашу историю.

[!] В 996 году князь Владимир уничтожает подробный Летописный Свод Русской Империи и устанавливает запрет на Русскую историю до христианизации, то есть закрывает историю.

Но, несмотря на все старание, Владимиру и его банде не удалось полностью уничтожить исторические источники. Их было слишком много на необъятной Руси.

Роль генерального цензора на себя взял летописец Нестор. Вся предшествующая этому проклятому богами 988 году история Руси была пересмотрена с позиции иудейских хозяев. Из всего многовекового багажа дохристианских летописей Нестор составил свой краткий курс, который нам преподносится на протяжении веков, как шедевр великого летописца. Но при этом замалчивается, что предыдущая история безжалостно уничтожалась, так как она была безмерно выше, полнее, честнее, чем безродная летопись Нестора. Недаром коммунисты обожают Нестора. Они у него многому научились.

На широких стогнах и ночных кострах

Жгли языческое «чернокнижие».

Все, что русский люд испокон веков

На бересте чертал глаголицей,

Полетело мохом в гортань костров,

Осененных царьградской троицей.

И сгорели в книгах берестянных

Дива дивные, тайны тайные,

Заповеданный голубиный стих,

Травы мудрые, звезда дальние.

(И. Кобзев)

ss69100.livejournal.com

РЕЛИГИЯ И ЖИЗНЬ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ | Как и почему возникла религия?

Итак, первые религиозные представления у людей появились около 50—100 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся захоронения первобытных людей, но также и их рисунки на стенах пещер. По ним можно судить, что наши далекие предки приписывали сверхъестественную силу явлениям природы, растениям и животным. Они поклонялись солнцу, земле, луне, ветру, дождю, огню, грому, молнии, морям, рекам и озерам. Чтили медведя, волка и других животных, считая их своими предками, родоначальниками человеческих родов — тотемами. Верили, что тотемы покровительствуют роду, если род их чтит и обращается к ним за помощью. Позднее возникли представления о душе, добрых и злых духах, о богах.

Жизнь древних людей была очень тяжелой, полной опасностей и лишений. Борясь за существование, человек осваивал природу, приручал животных, учился земледелию, искусству охоты. Но путь этот был трудным и мучительным. Человеку нередко угрожала смерть от голода и ран, полученных на охоте, от многочисленных болезней.

Река, служившая средством передвижения, источником питания (рыболовство), вдруг выходила из берегов, затопляла его жилище, посевы. Небо, дававшее человеку свет и тепло, обрушивалось на него ливнем и градом. Лес, служивший кровом, загорался и уничтожал вес вокруг. Почему это происходит, какие силы действуют? На эти вопросы древний человек ответить не мог. Эта беспомощность человека перед природой и порождала веру в сверхъестественные силы, которые якобы могут делать добро и зло. От них человек ждал помощи. На них пытался воздействовать усиленными просьбами, колдовством, жертвоприношениями.

Бессилие человека перед природой и было основной причиной возникновения первых религиозных представлений, первобытной религии, которая существовала в форме фетишизма, тотемизма, магии, колдовства, веры в существование души отдельно от человека. Основной причиной, но не единственной. Ведь и до этого человек был бессилен перед природой еще в большей степени, но религия не возникала. Дело, очевидно, в свойствах человеческого мышления, в степени его развития. Пока человек не осознал своего бессилия перед природой, она не пугала его, не порождала в его мозгу фантастических представлений.

Осознавать свое бессилие перед природой человек стал лишь тогда, когда его мозг приобрел способность к отвлеченному мышлению, мышлению понятиями, которые в процессе рассуждений могут быть оторваны от реальных вещей и явлений и ошибочно представлены как реально существующие. Так человек домышлял мир сверхъестественный, мир духов, богов, которые якобы реально существуют. Причиной возникновения у человека ложных понятий явилось чувство слепого страха перед силами природы. До сих пор существует поговорка: «У страха глаза велики».

Народ правильно подметил, страх уродует сознание человека, затрудняет познание мира. Страх мешает верующему человеку проверять свои понятия, сообразуя их с действительностью.

Свои собственные свойства человек переносил на природу, а затем обособлял их в образах духов, богов, которые жили в его сознании подобно людям. Так, например, когда при первобытнообщинном строе на определенном этапе его развития появляются бедные и богатые и исчезает равенство, духи тоже начинают делиться на более сильных и более слабых.

Таким образом, отвлеченное мышление таит в себе и возможность возникновения ошибочных религиозных представлений, появляющихся от страха и бессилия перед природой. Эти причины возникновения религиозной веры В. И. Ленин назвал «гносеологическими корнями религии». (Гносеология — теория познания).

Однако раскрытие гносеологических корней религии еще не дает в полной мере ответа на вопрос: почему человеческие заблуждения принимают религиозную форму? Ведь не всякая ошибка познания приобретает характер религиозной иллюзии. Многие ложные представления древности были успешно преодолены человечеством по мере развития науки и практики.

Значит, религиозная вера питается не только ошибками и трудностями познания. Она превращается в религиозное верование лишь при условии, если люди нуждаются в подобных верованиях.

Выше уже говорилось о зависимости человека от природы. Но только ли перед природой был бессилен человек? С изобретением металлических орудий труда он уже стал меньше ее бояться, и можно было бы предположить, что религия, порожденная бессилием человека перед природой, должна была бы исчезнуть.

Так оно, возможно, и произошло бы, если бы на определенном этапе развития не возникла частная собственность, а затем и классы. С появлением классов— рабов и рабовладельцев, а затем — крепостных крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов— беспомощность человека перед природой сменялась бессилием трудящихся перед классом эксплуататоров. «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами,— говорил В. И. Ленин,— так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду». «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д.,— вот в чем самый глубокий современный корень религии»,— писал В. И. Ленин.

В социалистическом обществе, где ликвидированы частная собственность, эксплуатация человека человеком, подорваны глубокие социальные корни религии.

reled.net

Что такое религия и зачем она человеку и государству?


фото отсюда

Откуда взялась религия?

Здесь сразу поясняем, что этим вопросом занимается наука Религиоведение. В недавнем прошлом по происхождению и истории религий было написано множество работ, их пишут и сейчас, но сейчас к Религиоведению прибавилась некая Теология, и, чтобы совсем коротко, то Религиоведение изучает религии, их историю, адептов, взаимодействия между религиями, с обществом (социологию религии), влияние на политику (политологию религии), и т.п., в том числе изучает и теологов, их концепции, труды и взгляды, поскольку теологи сами являются адептами религий и священниками. Предметом изучения Теологии является все, что относится к конкретной религии,  — сам Авторитет, Его Писания и Писания о Нем, обряды и предметы культа. То есть Религиоведение смотрит на предмет снаружи, а Теология изнутри процесса. Не знаю, как исламские теологи могут изучать библейские или буддийские тексты и зачем им это надо, если только как еретические писания, неверные.

Все соглашаются, что основой религий является Слово. Животные не имеют Слова, язычники тоже не умеют читать и писать, поэтому по сообщениям образованных священников и примкнувших к ним интеллигентов, даже «хуже животных». Именно Священные Книги (которые по законам РФ теперь вне критики) являются носителями сакральных (кровных) текстов, именно эти тексты в первую очередь являются предметом Теологии. Первые знаки, их запись и чтение вызывали сильное возбуждение у людей, привыкших передавать опыт в нудных длинных песнях-легендах, танцами и всем понятными узорами, изображавшими окружающую среду, животных-тотемов и прочие страхи.

Один из египетских фараонов даже посылал специальную экспедицию в место, где появились первые письмена и высказывал традиционное мнение о вреде письменности и чтения, поскольку они вызывают разные толкования знаков, сами знаки теряются и т.д. Были ли религии до письменности? Конечно, Слово то уже было, но оно было не записано и не распространено, а передавалось исключительно жрецами из «уст в уста», как опыт передается мастером к подмастерью годами совместной работы, но эти религии не имели Единого Бога, у них было множество богов, по числу племен, стихий и ситуаций (как сейчас святых в каждой религии). Но людей на планете становилось все больше, менялись технологические уклады, поведение становилось сложнее, пришлось применять ненавистную письменность, чтобы закреплять, фиксировать складывающиеся отношения. В первую очередь отношения хозяйственные. Даже в заповедях Ветхого Завета большинство правил относится к поведению людей в обществе и сейчас регулируются Уголовным Кодексом, и только две заповеди относятся непосредственно к Нему. Что есть, что носить, как вести себя с чужими и т.п. — все это фиксировалось, правилось, переписывалось, сохранялось и дошло до нас через тысячелетия, как в виде ещё тогда записанных текстов, так и в виде измененных по мере развития, то есть современных законов.

Значение религии.

Передача опыта и сохранение его, — основная функция религий. Сопровождение родившихся, вступающих в брак и умерших,  — это наблюдение за носителями, источниками и передатчиками опыта. Мистика и загробная жизнь мало интересует религию, недаром для фиксации погребения, рождения и вступления в возраст размножения используются самы древние обряды без изменений, а символы, отношения с обществом, строения, правила и уставы религиозных организаций  — меняются, подстраиваясь под меняющееся общество.
Понятно, что религия стала основой для развития науки, можно сказать, что приверженцы науки и религии постоянно «шли» рядом, обмениваясь приобретаемыми знаниями, совмещая то и другое в одном лице.

Можно нарисовать «стрелу времени» (следуя Мегаистории, — от Большого Взрыва, или от образования Земли как планеты), начиная от древнейших племен каменного века, и проследить, как человек набирался опыта, как менял образ жизни, как стал закреплять личный опыт и отношения долга в камне, в металле, на папирусе, телячьей коже, бумаге, цифре. Только к концу 19 века, после многочисленных войн и революций, и тем более в веке 20, религии стали терять свое значение в обществе как инструмент фиксации и передачи значимого опыта, в России религия перестала даже фиксировать и рождения со смертями и вступление в брак, став совершенно свободной от гражданских обязанностей. Рассказывают, что и наука зародилась в монастырях, где у монахов было много свободного времени, они имели доступ к книгам и т.п. Но книги почему то были до них написаны греками и римлянами, а математику и медицину принесли в Европу арабы, причем математику индийскую, а медицину из Средней Азии, по пути из Китая (и кроме монахов на сеньоров трудилось множество алхимиков, оружейников и почих архитекторов с художниками вроде Леонардо да Винчи). Но действительно первые университеты в Европе основывались теологами, и религия была частью существования, а почему в России на религии смотрели всегда не слишком лицеприятно, — это пусть разбираются историки и религиоведы.

Государствообразующая роль религий — это словосочетание, за которым нет смысла, бюрократическое, административный штамп, вводящий в заблуждение. Не надо далеко ходить в прошлое за примерами, чтобы видеть надгосударственную позицию всех религий, надплеменную и наднациональную. Мечети, Синагоги, Церкви, Костелы и другие строения стоят рядом везде по планете. Более того, коммунизм и фашизм также не имеют национальной или другой идентификации, итальянские фашисты лояльны к своим братьям в Германии и Японии, также как коммунисты лояльны к своим товарищам интеллигентам и директорам заводов (другое дело что «свой-чужой» определяются при наступлении справедливости раздела нажитого). Признать, что идеологии,  — это временные идеи, способ (одежда, инструмент) для достижения неких имущественных целей, принятые по соглашению группой лиц,  — достаточно непросто. Но иначе никакая идеология «не работает». Как только заканчивается материальное подкрепление идеи, как только ее носители (адепты)  перестают в нее верить, то есть  получать подтверждения ее правильности в том или ином виде (крестовые походы, джихад, получения психологической разгрузки, облегчения после групповой медитации, молитвы и т.п.), — религии и идеологии хоронят своих богов.

Государство и Религия соотносятся между собой как муж и жена, сварливая и смотрящая на других мужей жена «заказывает музыку», а муж ее исполняет, такая семейственность объясняется серъезным влиянием архетипов, древних образов и отношений поведения, воспроизводящихся в кажом поколении и копирующихся сознанием людей на все отношения вокруг. Алхимики средних веков переносили отношения семьи и социума на химические процессы, в физике до сих пор применяется термин «сила», применяются части модели мира, сложившиеся ещё в начале времен, частицы микромира наделяются «волей», «отвечают» за определенные взаимодействия вселенной и т.п. Наука также берет многое от Религии, сами законы Природы по форме весьма схожи с Законом Божьим, люди вообще не умеют, их никто не учит, да они и не привыкли думать самостоятельно, не применять термины из одной области жизни к другой. Религия потеряла все потенциалы постижения мира, превратилась в омут, водоворот, сборник древних представлений и этики, но именно ее многотысячелетним опытом «питается» и Философия и ещё более быстрая в постижении вселенной Наука и Технология. Взаимопроникновение методов, терминов, представлений (парадигм) создало за десятки тысяч лет общую Культуру человечества, Ноосферу, Сферу Знаний. Но и отделило Религию от Актуальности, передав Науке передний край создания адаптивных моделей взаимодействия со вселенной. Более того, уход от Религии позволяет Науке использовать не одну позицию в изучении всего, а, отказавшись от Невидимого Конструктора, изучать и моделировать реальные взаимодействия во вселенной, не деля Вещество, Время и Пространство на Землю и Небо, Высшее и Низшее и т.п.

Зачем и кому оно надо?

И современные студенты вынуждены многие положения Науки принимать на веру, конспектируя лекции и смотря вебинары. Физически невозможно лично провести научные исследования, проводимые коллективами институтов десятилетиями на сверхсложной и сверхдорогой технике. Что говорить о не умевших читать и писать, не имевших физической возможности поехать проверить, или найти в Интернете нужный ответ, наших предках? Вера, — вещь субъективная, «никогда не разговаривайте с неизвестными», — предупреждал в романе «Мастер и Маргарита» врач пациента, — «мало ли что можно сказать, не всему же можно верить». Но именно вера в себя, свои способности, построенные самим собой выводы, модели, концепции и реальные проекты,  — это Наука. А вера в то, что всем этим руководит Отец Небесный (или земной авторитет), что дождь, снег, землетрясения, богатство и нищета, менструация и импотенция, зависят от его Высшей Воли и исходят непосредственно от Него,  — это Религия. Каждый сам решает, в зависимости от скорости, объема и количества набранного личного опыта (памяти):
во что, кому и зачем ему Верить. На что Надеяться и что (и кого) Любить.

Но все онтологически (как жить) и аксиоматически (что принимается без возражений), гностически (познавательно), различающиеся позиции личные и групповые нуждаются в постоянном взаимодействии с Реальностью, не просто «данной нам в ощущениях» (снова архетипическая отсылка к Нему, дающему), а создаваемой нами и создающей новые ощущения, новые Знания и новые адаптеры-модели к новым мирам и отношениям, которые не были доступны ни ждущим Пророка иудеям, ни ждущим Христа, ни стремящимся к сознанию Будды и справедливости Аллаха. Остается только то, что принимается новыми поколениями, вбирается ими в свое Я, и передается дальше, другим. Можно долго передавать друг другу полное ведро с водой, но в конце концов, не наполняемое, оно пустеет, как бы хорошо оно не было начищено и разрисовано, как бы правильно и нежно, с любовью его не передавали в Будущее, оно там уже не понадобится.

Если рассматривать процесс передачи опыта как физический процесс, происходящий в среде развивающейся человеческой цивилизации на протяжении любого периода наблюдения, то можно увидеть и волновые свойства, и периодические, и возвратно-поступательные движения Слова — возникающего в результате взаимодействий (событий) Знака, меняющего начертание, смысл (отношение к целеполаганию, ресурсу), пульсирующего, превращающегося из формы в содержание и наоборот. В зависимости от скорости смены поколений носителя Сигнала, живого вещества Вселенной, плотности Восприятия, скорости обработки и качества среды исполнения процесса (пропускной способности) и позиции Наблюдателя, Смотрящего или Взирающего.

Мораль.

Мораль и Нравственность, в связи с вышеизложенным, не являются основной принадлежностью Религии, ее основой, мораль и нравственность — следование принятым этическим нормам в любой группе любых субъектов, даже животных и язычников. Поскольку Религия только фиксирует След движения общества и строит на основе фиксации Культ, — систему, повторяющую зафиксированное движение, возводящую фиксацию в Абсолют, в Истину (как Вечное, Единственное, Окончательное Знание). Более того, религиозные знания субъективны и изменения в них применяются голосованием субъектов религиозной организации. Модели Вселенной, строящиеся на основе религиозного знания,  — не ошибочны, или не верны. Они просто иллюзорны, они даже для людей того времени, в котором создавались, были неприемлемы (вспомним религиозные войны, еретиков и гоев, инквизицию и т.п.)

Можно следовать за Марксом, можно за Белым Кроликом. Но на каждой из планет, где возможна белковая жизнь (или небелковая), где происходит генерация кода как результат и следствие взаимодействия процессов (в различных средах),  — везде разные условия (опять Слово ;( ), а у возможно живущих там существ «разное понимание Времени и Пространства» (И.Кант). И, если традиция не направлена в будущее, а только в прошлое (ретроградная), то она как минимум «тормозит» развитие общества (планеты). Можно разделять на «свой-чужой», а можно разделять свою жизнь как общую, разделять со всеми общую жизнь, общее постижение Мира.

@interrno

текст отсюда

zdravomyslie.info

Как возникла религия? — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

Глава 2

Как возникла религия?

1, 2. Что можно сказать о возрасте и многообразии религий?

РЕЛИГИЯ — ровесница человечества. Во всяком случае, так считают археологи и антропологи. Даже в самых примитивных, неразвитых цивилизациях наблюдаются признаки той или иной формы религиозности. В «Новой британской энциклопедии» справедливо отмечается, что, «насколько известно науке, еще никогда на земле не существовало народа, который бы хоть в каком-то смысле не был религиозным».

2 Религия отличается не только солидным возрастом, но и многоликостью. У охотников за головами в джунглях Борнео, у эскимосов во льдах Арктики, у кочевников африканской Сахары, у жителей огромных мегаполисов — у любого народа на земле есть свой бог или боги, а также свое понимание того, как нужно им поклоняться. Можно только развести руками, глядя на это многообразие.

3. Какие вопросы необходимо рассмотреть в отношении религий мира?

3 Встает закономерный вопрос: где истоки всех этих религий? Они такие разные, но вместе с тем и такие похожие, что невольно задаешься вопросом: появились ли они независимо друг от друга или же они ведут свое происхождение от некоей единой прарелигии? Да и почему вообще возникла религия? И как? Если мы хотим знать истину о вере и религии, нам нельзя пренебречь этими вопросами.

Где искать ее корни

4. Что нам известно об основателях многих религий?

4 Говоря о возникновении религии, люди, в зависимости от своего вероисповедания, вспоминают Будду, Конфуция, Мухаммада или Христа. Почти во всех религиях можно найти определенную центральную фигуру, давшую начало «истинной вере». Кто-то был смелым реформатором, кто-то философом-моралистом, а кто-то самоотверженным народным героем. Многие из этих людей оставили после себя писания или предания, ставшие фундаментом новой религии. Со временем их слова и поступки переосмыслялись, приукрашались и окутывались ореолом таинственности. Иных вождей в прямом смысле слова обожествляли.

5, 6. Как появились многие религии?

5 Хотя названные личности считаются основателями известных религий, нельзя сказать, что они основали религию, как таковую. Чаще всего учения религиозных вождей вышли из колыбели уже существовавших религиозных представлений, пусть даже большинство из них и претендовали на то, что они ведо́мы свыше. Либо они просто реформировали и видоизменили религиозные системы, которые в чем-то их не устраивали.

6 Например, согласно историческим данным, индийский принц, ставший впоследствии Буддой, однажды был потрясен созерцанием страданий, переполнявших индуистское общество. Он стал искать решения проблем, омрачающих жизнь, и это привело к возникновению буддизма. Также и Мухаммада возмущало идолопоклонство и безнравственность, которые он видел в религиозных обычаях своих современников. Позже он объявил, что получил от Бога откровения, которые легли в основу Корана, ставшего священной книгой нового религиозного течения — ислама. Что касается протестантизма, то он отпочковался от католицизма в ходе Реформации, начавшейся в первой четверти XVI века. В то время Мартин Лютер выступил против торговли индульгенциями, которую вела Католическая церковь.

7. На какой вопрос относительно религии все еще необходимо ответить?

7 Итак, сегодня имеется достаточно сведений о возникновении и развитии ныне существующих религий, об их основателях, священных текстах и тому подобном. Но что можно сказать о религиях, которые им предшествовали? А о тех, что были еще раньше? Все дальше углубляясь в историю, мы рано или поздно зададимся вопросом: как возникла религия? Чтобы на него ответить, нам придется выйти за рамки отдельно взятых религий.

Гипотезам несть числа

8. Как люди веками относились к религии?

8 Происхождение и развитие религии — относительно новая область познания. Веками люди в большей или меньшей степени принимали знакомые с детства религиозные традиции. Обычно они довольствовались рассказами отцов и дедов, считавших свою религию непреложной истиной. Людям и в голову не приходило в чем-то усомниться или попытаться выяснить, как, когда и почему возник тот или иной обычай. Из-за ограниченной свободы передвижения и узкого круга общения не так-то много людей вообще знали, что на земле есть еще какие-то религии.

9. Какие усилия прилагались с XIX века, чтобы прояснить возникновение религии?

9 Однако в XIX веке ситуация стала меняться. Умами интеллигенции завладела теория эволюции. С приходом эры научных открытий люди стали подвергать сомнению все, в том числе и религию. Некоторые ученые пришли к заключению, что, изучая современные религии, до их истоков все равно не докопаться. Поэтому они переключились на изучение памятников древнейших цивилизаций или отправились в отдаленные уголки мира, где люди еще жили в примитивных общинах. Вооружившись методологиями разных научных дисциплин — психологии, социологии, антропологии,— они стали штурмовать вопросы, как возникла религия и почему.

10. К чему привело исследование вопроса происхождения религии?

10 К чему же это привело? Ученые выдали на-гора целую серию разноголосых теорий, соревнуясь друг с другом в смелости и экстравагантности выводов. Причем теорий, пожалуй, было не меньше, чем самих исследователей. Одни вывели ценные положения; усилия других ушли в забвение. Краткий обзор их исследований будет познавателен и поможет лучше понять религиозные воззрения наших современников.

11. В чем смысл анимистической теории?

11 Английский антрополог Эдуард Тайлор (1832— 1917) выдвинул так называемую теорию анимизма. Он предположил, что сны, видения, галлюцинации и безжизненность мертвых тел привели первобытных людей к заключению, что в их теле живет душа (лат. anima). Поскольку им часто снились умершие родственники, они, согласно этой теории, думали, что душа продолжает жить после смерти: покидает тело и вселяется в деревья, скалы, ручьи и тому подобное. В итоге люди стали обожествлять умерших и те предметы, в которые, по их мнению, переселялись души. Так, по словам Тайлора, и появилась религия.

12. В чем смысл теории аниматизма?

12 Другой английский антрополог, Роберт Маретт (1866—1943), модифицировал теорию Тайлора и предложил свою версию, которая стала известна как теория аниматизма. Изучив поверья меланезийцев, живущих на островах Тихого океана, и коренного населения Африки и Америки, Маретт пришел к выводу, что у первобытных людей не было понятия о человеческой душе. Они скорее верили в некую безличную или сверхъестественную силу, которая все одушевляет. Такая вера вызывала в человеке чувство благоговения и страха, ставшее основой его примитивной религии. По Маретту, религия появилась прежде всего как эмоциональная реакция человека на неведомое. Маретт любил говорить, что религия «не столько выдумывается, сколько вытанцовывается».

13. Какую теорию предложил Джеймс Фрейзер?

13 В 1890 году шотландский этнограф-фольклорист Джеймс Фрейзер (1854—1941) опубликовал свою знаменитую книгу «Золотая ветвь», в которой заявил, что своим происхождением религия обязана магии. Согласно Фрейзеру, вначале человек пытался оказывать влияние на свою жизнь и окружающий мир, подражая тому, что видел в природе. Например, человек думал, что если покропить водой землю под грохот барабанов (имитация грозы), то можно вызвать дождь, а если исколоть шипами изображение своего врага, то можно навести на него порчу. Так получили распространение ритуалы, заклинания и магические предметы. Когда они не действовали, человек, вместо того чтобы подчинять себе высшие силы, пытался договориться с ними полюбовно и всячески их задабривал. Заклинания и ритуалы преобразились в молитвы и жертвоприношения — так возникла религия. Сам Фрейзер объяснил: «Под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека».

14. Каково происхождение религии по Зигмунду Фрейду?

14 Даже знаменитый австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856—1939) в своей книге «Тотем и табу» пытался объяснить происхождение религии. Верный своему ремеслу, Фрейд утверждал, что религия появилась из так называемого отцовского комплекса. По его мнению, так же, как в табунах диких коней и быков, в человеческой «первобытной орде» вожаком был отец. Сыновья одновременно ненавидели его и восхищались им. Чтобы завладеть отцовской силой, говорил Фрейд, эти дикари «соединились, убили и съели отца». Однако позже угрызения совести заставили их придумать различные обряды и церемонии, чтобы искупить свою вину. Согласно фрейдовской теории, образ отца стал Богом, обряды и церемонии — первейшей религией, а поедание убитого отца — традицией причастия, которую практикуют многие религии.

15. Что случилось с большинством теорий происхождения религии?

15 Это, конечно, не все теории, которыми пытались объяснить происхождение религии. Многие из них были навсегда забыты. Но и те, что остались, нельзя назвать бесспорными и надежно обоснованными. Просто-напросто они не подтвердились никакими историческими фактами и свидетельствами. Они были всего лишь плодом воображения исследователей, гипотезами, которые быстро сменяли одна другую.

Ложная посылка — ошибочный вывод

16. Почему, несмотря на все усилия, вопрос о происхождении религии так и остался неразрешенным?

16 После долгих лет отчаянных стараний разобраться в том, как возникла религия, многие решили для себя, что этот вопрос так и останется тайной за семью печатями. Во-первых, потому, что кости и другие ископаемые остатки не могут нам поведать, о чем думали древние люди, чего боялись и что их побуждало преклоняться перед высшими силами. Любые выводы, которые делаются на основании этих находок,— в лучшем случае гипотезы. Во-вторых, религиозные представления живущих сегодня так называемых примитивных людей (например, аборигенов Австралии) нельзя считать надежным показателем того, о чем думали и как вели себя наши предки. Никто в точности не знает, как в течение веков изменялась человеческая культура.

17. а) Что осознают современные историки религии? б) Чем по большей части были озабочены исследователи?

17 Поэтому в книге «Религии мира: от древности до современности» сделан такой вывод: «Современный историк религии знает, что выяснить происхождение религии невозможно». А в отношении попыток сделать это автор книги замечает: «В те годы теоретики по большей части были озабочены не столько описанием или объяснением религии, сколько ее десакрализацией. Они понимали: если доказать, что ранние формы религии основаны на иллюзиях, то можно подорвать основы более поздних и развитых религий» (Parrinder G. World ReligionsFrom Ancient History to the Present).

18. а) Почему многие исследования в области происхождения религии были заведомо обречены? б) Каковы, похоже, были истинные цели «научных» исследований религии?

18 Это меткое наблюдение показывает, почему различные «научные» исследования в области происхождения религии не дали удовлетворительных результатов. Логика подсказывает, что прийти к верным выводам можно, только строя на верном основании. Если исходить из ложной посылки, остается мало шансов прийти к верным выводам. Раз ученые мужи так и не дали вразумительного объяснения происхождению религии, то возникают серьезные сомнения в первооснове их рассуждений. Руководствуясь предвзятым мнением и всеми способами дискредитируя религию, они, по сути, вели к тому, что Бога нет.

19. Что является основным принципом успешного научного исследования? Поясните.

19 Подобная ситуация существовала до XVI века в астрономии. Было много теорий движения планет, но ни одна не была удовлетворяющей. Почему? Потому что все они исходили из положения, что Земля — центр Вселенной и все звезды и планеты вращаются вокруг нее. Настоящего прогресса не было и быть не могло, пока ученые — и церковь — не признали бы факт, что Земля не центр Вселенной, что она вращается вокруг Солнца, центра Солнечной системы. Поскольку многочисленные теории не смогли объяснить очевидные факты, непредвзятые умы решили пересмотреть основу современного им представления о мире, а не изобретать очередную теорию. И это увенчалось успехом.

20. а) На каком ошибочном положении строились «научные» исследования в области происхождения религии? б) На какую важную человеческую потребность указал Вольтер?

20 Этот же принцип подходит и к исследованиям в области происхождения религии. В мире стали популярными теория эволюции и атеизм, и многие люди как аксиому приняли то, что Бога нет. Исходя из этого, они стали искать объяснение существования религии в самом человеке — в его мыслях, потребностях, страхах, комплексах. Ухватившись за высказывание Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», они объявили, что Бог был придуман человеком. (Смотрите рамку на странице 28.)

21. К какому логичному заключению мы вынуждены прийти из-за несостоятельности многих теорий происхождения религии?

21 Поскольку многие теории так и не привели к искомому результату, может, пришло время перепроверить фундамент, на котором они зиждутся? Может, вместо того, чтобы ходить по замкнутому кругу, стоит поискать ответы где-то еще? Если отбросить предубеждения, свежий подход может оказаться вполне здравым и научным. Давайте рассмотрим один пример.

Искания древних

22. Как различные представления о богах влияли на религиозную жизнь Афин?

22 В I веке н. э. греческий город Афины был известным научным центром. Там образовалось много философских школ, например эпикурейская и стоическая, каждая со своими представлениями о божествах. Поэтому в Афинах существовало множество культов различных богов. Естественно, город был полон рукотворных идолов и храмов (Деяния 17:16).

23. Какую точку зрения, совершенно новую для афинян, выразил Павел?

23 Приблизительно в 50 году н. э. в Афины прибыл христианский миссионер — апостол Павел. То, чему он стал учить афинян, для них было в диковину. Павел сказал: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, Господь неба и земли, не живет в рукотворных храмах, и руки человеческие не служат ему, как будто он в чем-нибудь нуждается, потому что он сам дает всем жизнь, и дыхание, и все» (Деяния 17:24, 25).

24. Что, по сути, сказал Павел афинянам об истинной религии?

24 Иными словами, Павел дал понять афинянам, что истинный Бог, «сотворивший мир и все, что в нем»,— не плод воображения и ему нельзя угодить выдуманными ритуалами. Истинная религия не есть лишь попытка человека удовлетворить свою некую психологическую потребность или заглушить страх. Поскольку истинный Бог — это Создатель, который даровал людям разум, логично, что он должен был бы оставить им возможность для столь необходимого общения с собой. По словам Павла, Бог так и поступил. «От одного человека он сотворил всякий человеческий народ для обитания по всему лицу земли… чтобы они искали Бога, не ощутят ли его и не найдут ли, хотя он и не далеко от каждого из нас» (Деяния 17:26, 27).

25. В чем состояла ключевая мысль слов Павла в отношении происхождения человечества?

25 Обратите внимание на ключевую мысль слов Павла: «От одного человека он [Бог] сотворил всякий человеческий народ». Хотя на земле живет много народов, ученые пришли к выводу, что все они — выходцы из одной семьи. Это очень важный момент, поскольку, если люди имеют общее начало, значит, они связаны не только биологически и генетически. У них есть еще много общего.

26. Какие факты в отношении человеческих языков подтверждают мысль Павла?

26 Интересно, что говорится в книге «Всемирная история религиозной практики» о человеческих языках: «Ученые, которые изучали и сопоставляли языки народов мира, сделали вывод, что все они подразделяются на группы и семьи и ведут свое происхождение из одного источника» (Story of the World’s Worship). Иными словами, языки не появились отдельно и независимо друг от друга, как хотелось бы верить эволюционистам, которые предполагают, что пещерные люди в разных частях земли — Африке, Европе и Азии — сначала объяснялись мычанием и рычанием, но в конце концов заговорили разными человеческими языками. Все говорит за то, что языки «ведут свое происхождение из одного источника».

27. Почему логично полагать, что человеческие представления о Боге или религии имеют общий источник?

27 Если это правда в отношении языка — неотъемлемой части культуры и жизни человека,— тогда не было бы разумно предположить, что человеческие представления о Боге и религии тоже должны иметь общий источник? Ведь религия связана с мышлением, а мышление — с речевыми способностями. Не то чтобы все религии произошли от одной религии, скорее должна прослеживаться их связь с неким источником, из которого почерпнуты религиозные идеи и верования. Есть ли тому доказательства? А если религии и правда имеют общее происхождение, то какое? И как об этом узнать?

Разные, но схожие

28. Как можно выяснить, было ли общее начало у религий мира?

28 Найти ответы на свои вопросы мы можем подобно тому, как лингвисты находят ответ на вопрос о происхождении языков. Сравнивая языки друг с другом, этимологи могут установить их родство и определить их происхождение. Так и мы, сравнивая религии — их устроение, доктрины, легенды, обряды, устои,— сможем посмотреть, связаны ли они общей нитью, и если да, то куда эта нить ведет.

29. Чем объясняются заметные различия между религиями?

29 На первый взгляд, многие религии сегодня заметно отличаются друг от друга. Однако, если отбросить явные прикрасы и поздние добавления, а также различия, возникшие под влиянием климата, языка, географии и других факторов, можно отметить довольно любопытное сходство между ними.

30. Чем схожи буддизм и католичество?

30 Взять, к примеру, католицизм и буддизм — религии Запада и Востока. Такие, казалось бы, непохожие! Но что выявляется, если отбросить культурное и языковое наслоение? Если взглянуть без предубеждения, можно увидеть, что между ними много общего. Обе религии используют ритуалы и церемонии, в которых применяются свечи, благовония, святая вода, четки, образы святых, песнопения, молитвенники и даже символ креста. Обе религии традиционно содержат женские и мужские монастыри и хорошо известны особыми одеяниями священников, их обетом безбрачия, праздниками и ограничениями в пище. Это далеко не полный перечень, но его достаточно, чтобы задаться вопросом: почему две религии, настолько далекие друг от друга, имеют столько общего?

31. Какие сходства есть между другими религиями?

31 Не менее любопытно и сравнение других религий. Выясняется, что есть такие верования, которые свойственны практически всем религиям. Большинство из нас слышали о бессмертии человеческой души, о воздаянии на небе для добрых или вечных муках в преисподней для злых, о чистилище, о три- или многоипостасном боге, о богородице или царице небесной. Есть еще много других легенд и мифов, похожих друг на друга. Например, о том, как человек своей греховной попыткой достичь бессмертия навлек на себя немилость Бога, о необходимости приносить жертвы для искупления греха, о поисках дерева жизни или источника молодости. Также легенды о богах и полубогах, которые жили среди людей и производили на свет исполинов, и о Потопе, истребившем с земли почти все человечество*.

32, 33. а) Какой можно сделать вывод из заметных сходств между религиями мира? б) Какой вопрос требует ответа?

32 Какой можно сделать из этого вывод? Нельзя не заметить, что народы, сохранившие эти сказания до наших дней, живут далеко друг от друга. Они сильно разнятся своей культурой, обычаями, бытом. И все же в их религиях много общего. Хотя не у всех народов есть все перечисленные выше легенды, но хотя бы некоторые из них есть у всех. Встает резонный вопрос: почему? Основные религиозные воззрения — в большей или меньшей степени — словно были почерпнуты из одного источника. Со временем эти базовые идеи видоизменялись и приукрашивались, так что из них рождались новые учения. Однако их общие черты очевидны.

33 Логично заключить, что сходство основных понятий во многих религиях мира — это доказательство того, что они не возникли изолированно и независимо друг от друга. Их вероучения скорее должны иметь общее основание в далеком прошлом. Что это могло быть?

Легендарный золотой век

34. Какая легенда о начале человеческой истории присуща многим религиям?

34 Любопытно, что среди таких распространенных по всему миру легенд есть сказание о некоем золотом веке, или первобытной эпохе, когда человек был невинным, жил мирно и счастливо в общении с Богом, не зная болезней и смерти. Мотивы райского начала, различающиеся только в деталях, можно найти в писаниях и легендах многих религий.

35. Какими были представления древних зороастрийцев о золотом веке?

35 В Авесте, священной книге зороастризма — религии древних персов, говорится о «Йи́ме прекрасном, богатом стадами». Он был тем, «кому из людей… впервые открылся» бог Ахурама́зда. Йима должен был стать «для… созданий [Ахурамазды] покровителем, защитником, надзирателем». С этой целью он должен был сделать Ва́ру, подземное убежище для всех живых существ. В этом убежище не было места «ни спорливости, ни наветливости, ни невежливости, ни неверия, ни бедности, ни обмана, ни низкого роста, ни уродливости, ни выломанных зубов, ни чрезмерного тела». На людях не было клейма, наложенного злым духом. Они жили среди «высочайших и благовоннейших» деревьев и золотых колонн; они были «на этой земле величайшими, лучшими и прекраснейшими» (перевод К. Залемана).

36. Как греческий поэт Гесиод описал золотой век?

36 Древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» поведал о пяти веках, или эпохах, человеческой истории, первым из которых был золотой век, когда люди наслаждались бесконечным счастьем. Он писал:

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских…

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

Перевод В. Вересаева

Согласно греческой мифологии, этот легендарный золотой век кончился тем, что Эпиметей взял в жены прекрасную Пандору — дар Зевса. Как-то раз Пандора подняла крышку своего ларца, и оттуда вдруг вылетели беды, пороки и страданья, от которых люди уже не могли избавиться.

37. Опишите древнекитайскую легенду о первобытном рае.

37 Древние китайские легенды тоже повествуют о золотом веке, который приходился на царствование Хуа́н-ди («желтого императора»), правившего будто бы сто лет (XXVI век до н. э.). Ему приписывается изобретение чуть ли не всех благ цивилизации: одежды, жилища, транспорта, оружия, военной тактики, земледелия, ремесел, шелкопрядения, музыки, языка, математики, календаря и так далее. В годы его правления, как рассказывают, «воровства и драк Китай не ведал. Жили люди тихо, дружно. Небо даровало дождь и солнце людям. Плодоносной, щедрой к ним земля была. Кротки были звери, птицы. Начиналась с рая древняя история Китая». Китайцы по сей день считают себя потомками Желтого императора.

38. Какой напрашивается вывод в связи со сходством легенд о происхождении человечества?

38 Похожие легенды о счастье и совершенстве на заре человеческой истории мы находим в религиях многих народов, например египтян, тибетцев, перуанцев, мексиканцев. Случайно ли это? Совершенно изолированные друг от друга народы, не похожие между собой ни культурой, ни языком, ни обычаями, имеют одинаковое представление о своем происхождении и одинаково его объясняют. Что это — простое совпадение? Логика и жизненный опыт подсказывают, что это невероятно. Наоборот, как раз в этом хитросплетении легенд где-то и скрывается зерно истины о происхождении человека и его религии.

39. Какая картина вырисовывается при сопоставлении легенд о ранней истории человечества?

39 Действительно, во всех легендах о ранней истории человечества много общих элементов. Если собрать их воедино, то вырисовывается более ясная картина: Бог сотворил первых мужчину и женщину и поселил их в раю. Сначала они были довольны и счастливы, но вскоре ослушались Создателя и потеряли свое прекрасное жилище; так в их жизнь вошли лишения и труд, изнурение и страдания. Со временем нравы пришли в полный упадок, и Бог наказал человеческий род, наслав великое наводнение, которое погубило всех, за исключением одной семьи. Когда люди снова размножились, некоторые из потомков той семьи стали наперекор Богу возводить огромную башню. Бог сорвал их план, внеся путаницу в их язык и рассеяв их по всей земле.

40. Как Библия связана с легендами о происхождении религий человечества?

40 Является ли такое воссоздание исторических событий лишь плодом ученых фантазий? Нет. Раннюю человеческую историю представляет в таком виде Библия (в первых 11 главах книги Бытие). Хотя мы сейчас не обсуждаем достоверность Библии*, хочется отметить, что библейская версия в общих чертах отражается в легендах многих народов. Согласно Библии, отправной точкой, с которой началось расселение, была Месопотамия. Люди несли с собой свои воспоминания, обычаи, взгляды. Со временем все это обрастало толкованиями, искажалось и становилось стержнем национальных религий. Иными словами, книга Бытие в чистом виде представляет целостную картину, показывающую, где коренятся мифы различных религий мира о происхождении человека и его верований. Люди, конечно, прибавили много своего, но родство их религий очевидно.

41. На что мы будем обращать внимание, изучая следующие главы этой книги?

41 В следующих главах этой книги мы подробно обсудим, как возникли и развивались некоторые религии. Вам будет интересно узнать не только о различиях между религиями, но и об их сходствах. Вы увидите, какое место каждая из них заняла во всемирной истории религии. Также мы поговорим о том, какие существуют священные тексты и как они связаны между собой, какие религиозные взгляды повлияли на основателей и вождей тех или иных религий, как религия повлияла на поступки людей и на общий ход истории. Изучая в свете всего этого долгую историю духовных исканий человечества, вы сможете приоткрыть для себя истину о религии и религиозных учениях.

[Сноски]

За информацией о достоверности Библии обращайтесь к книге «Библия: слово Бога или человека?», изданной Свидетелями Иеговы.

[Вставка на странице 23]

С наступлением эры научных открытий и эволюционной теории многие стали подвергать религию сомнению

[Вставка на странице 34]

Основные религиозные воззрения словно почерпнуты из одного источника

[Рамка на странице 28]

Отчего человек религиозен?

▪Джон Носс в своей книге «Религии человечества» пишет: «Так или иначе, все религии утверждают, что человек не самодостаточен по определению. Он тесно связан с внешними силами Природы и Общества и даже зависит от них. Смутно или отчетливо, он сознает, что не является независимой субстанцией и не может существовать изолированно от мира» (Noss J. Man’s Religions).

В книге «Религии мира: от древности до современности» выражена похожая мысль: «Изучение религии показывает, что одной из характерных ее черт является желание отыскать смысл бытия и вера в то, что жизнь не случайна и не бессмысленна. Поиск смысла жизни ведет к вере в высшую силу и в итоге во вселенский разум, в наивысшее существо, намерение и воля которого заключается в том, чтобы поддерживать лучшие ценности в человеческой жизни» (Parrinder G. World Religions—From Ancient History to the Present).

Следовательно, как еда утоляет голод, так же и религия удовлетворяет важнейшую потребность человека. Беспорядочное питание, конечно, избавит от мук голода, но неизбежно причинит здоровью вред. Поэтому нам нужна полезная и качественная пища. Для крепкого духовного здоровья тоже нужна здоровая — духовная — пища. Вот почему в Библии говорится: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Второзаконие 8:3).

[Карта на странице 39]

(Полное оформление текста смотрите в публикации)

Расселяясь по всему свету из Месопотамии, люди несли с собой религиозные идеи и представления

ВАВИЛОН

ЛИДИЯ

СИРИЯ

ЕГИПЕТ

АССИРИЯ

МИДИЯ

ЭЛАМ

ПЕРСИЯ

[Иллюстрации на странице 21]

Будда, Конфуций, Лютер видоизменили существующие религиозные системы. Они не основали религию как таковую

[Иллюстрация на странице 25]

Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд связывал религию с отцовским комплексом

[Иллюстрация на странице 27]

Предположение, что Земля — центр Вселенной, вело к неверным выводам относительно движения небесных тел

[Иллюстрации на странице 33]

Почему столько общего между буддизмом и католицизмом?

Буддизм: китайская богиня милосердия с младенцем

Католицизм: Мадонна с младенцем Иисусом

Тибетский буддист с молитвенной мельницей и четками

Набожная католичка перебирает четки

[Иллюстрация на странице 36]

Китайские легенды повествуют о золотом веке при Хуан-ди (Желтом императоре), правившем в незапамятные времена

wol.jw.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *