Отличие полномочий от функций – Представление не найдено [name, type, prefix]: category, pdf, contentView

Содержание

Ответ 19. Выделите функции Президента РФ по Конституции Российской Федерации:

Перейти к началу раздела — Тесты по политологии

1) роспуск Государственной Думы;


2) назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Арбитражного суда, Генерального прокурора;


3) принятие решения об отставке Правительства РФ;


4) определение основных направлений внешней и внутренней политики;


5) назначение Председателя Правительства РФ;


6) обеспечение независимости и целостности государства, его суверенитета;


7) представление государства внутри и в международных отношениях.

 

Для правильного ответа необходимо уяснить различие между понятиями «функции» и «полномочия», именно это чаще всего путают.


Функция (от лат. functio — отправление, деятельность) — это вид или направление деятельности, управляющее воздействие какого-либо института власти, должностного лица, осуществляемое через конкретную деятельность.


Функции вытекают из правового статуса институтов власти или должностных лиц, установленного законом или иным правовым актом. В данном случае говорят: имеет право осуществлять этот вид деятельности, эту функцию (например, из правового статуса Президента РФ как главы государства вытекает его функция выступать гарантом незыблемости конституционного строя, конституционных прав и свобод граждан).


Для выполнения какой-либо функции, т. е. функционирования, институт власти или должностное лицо наделяется конкретными полномочиями — совокупностью прав и обязанностей, т. е. тем, что он может и обязан делать. Полномочия всегда конкретны и ограничены «радиусами» возможных действий, за которые институт власти, должностное лицо не вправе «выходить». Когда говорят: Президент имеет полномочия (например, на введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения), то имеют в виду, что данный субъект имеет право и может это сделать, но при этом обязан соблюсти определенные условия (в частности, если данная мера обусловлена агрессией против России или непосредственной угрозой агрессии, и об той мере незамедлительно сообщено Совету Федерации и Государственной Думе).

Полномочия в отличие от функций не столько связаны с деятельностью как процессом, сколько реализуются через принятие конкретных властных решений.


Правильный ответ — набор пунктов 4, 6 и 7.

Поделиться в социальных сетях

pravoznay.ru

Соотношение понятий «компетенция» и «полномочие» применительно к Росимуществу

УДК 342.9

Страницы в журнале: 74-77

 

А.М. Еремин,

преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Института государственного управления, права и инновационных технологий Россия, Москва [email protected]

 

Рассматриваются полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, определяющие правовой статус и основные направления его деятельности. Автор раскрывает соотношение понятий полномочий и компетенции, непосредственно влияющей на правореализационный характер деятельности данного органа.

Ключевые слова: государственный орган, компетенция, полномочия, правовой статус, регламентация.

 

Определение базовых дефиниций является первоочередной проблемой любого научного анализа. Авторская позиция применительно к соотношению дефиниций «компетенция» и «полномочие» находит свое отражение во многих научных работах, однако применительно к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) указанная проблематика так и не была решена.

Понятие «компетенция» происходит от латинского competere — добиваться, соответствовать, подходить. Юридические словари определяют компетенцию как совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций [20].

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации определение дефиниции «компетенция» также не нашла своего разрешения, но общая позиция характеризует компетенцию в виде совокупности полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации 1993 года и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В отсутствие единого законодательного закрепления рассматриваемого понятия вопросы определения компетенции широко исследованы в российской юридической науке, например О.Е. Кутафиным, Ю.А. Тихомировым, Т.Я. Хабриевой и др.

Компетенция органа, как совершенно справедливо отмечал Б.М. Лазарев, очерчивается путем указания на функции, которые возложены на орган применительно к той или иной сфере деятельности [9, с. 40; 22, с. 31—32]. Однако функции не только очерчивают компетенцию, но и отражаются в ней [1, с. 194]. Орган государства не должен ни уклоняться от реализации своей компетенции, ни выходить за ее пределы. Наделение органа исполнительной власти определенной компетенцией означает распределение полномочий между входящими в его структуру подразделениями и должностными лицами. Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Органы исполнительной власти создаются не для бездействия, а для того, чтобы решались задачи, поставленные перед государством в целом или в определенной сфере общественной жизни, в которой те или иные органы исполнительной власти представляют государство [14].

Существуют различные точки зрения о соотношении полномочий, функций и компетенции. Как показывает анализ правовой литературы, посвященной данному вопросу, все авторы едины лишь в том, что основным элементом компетенции являются права и обязанности субъекта [3, с. 209; 5, с. 10; 9, с. 101—102; 16, с. 56—58; 20, с. 205—206; 22]. Что касается остальных элементов, то в их число включают круг подведомственных данному органу вопросов [9, с. 26—27], цели [16, с. 55], задачи, поставленные перед органом [8, с. 13—22; 10; 21, с. 65; 23, с. 11]; возложенные на него функции [3, c. 209; 11, c. 15], предметы ведения [17, с. 7; 16, с. 55], территорию его деятельности [9, с. 26—27], ответственность [15, с. 9].

Следует особо подчеркнуть органичность взаимной связи в содержании управленческой деятельности функций и полномочий (прав и обязанностей), выраженных в компетенции субъектов управления. Будучи опосредованными лишь конкретными полномочиями, функции могут быть представлены как конечный этап реализации целей управляющей системы, за которым следует результат деятельности, в целом выраженный уже в параметрах работы объекта управления. Полномочия Росимущества призваны наделить его возможностью практической реализации возложенных на него функций. Функция, не подкрепленная соответствующими правами, не может быть реализована и лишается практического смысла [19, с. 51].

Например, И.Л. Бачило, исходя из тезиса о том, что представить функции органа вне его компетенции невозможно, считает, что функции входят составной частью в компетенцию и определяют, что делает орган, выступая в результате правовым явлением. Для обоснования своей позиции ей приходится предложить два понятия компетенции — в широком и узком (собственном) смысле, причем оба понятия признаются правовыми. В первом случае в компетенцию включается, кроме функций, характеристика места органа в системе управления, его задач, объектов ведения, круга деятельности, правомочий и ответственности. Во втором случае компетенция состоит непосредственно из прав и обязанностей (правомочий) органа [4, с. 52—54].

Более обоснованной представляется противоположная позиция, которую сформулировал, в частности, Б.М. Лазарев: «Функции управления сами по себе явления, конечно, не юридические, и поэтому они не могут быть элементами компетенции. Но законодательство возлагает на соответствующие органы выполнение тех или иных управленческих функций, причем в различных комбинациях и применительно к различным управляемым объектам. В результате у органа возникает право и обязанность осуществлять определенные управленческие функции в определенной сфере. Такие права и обязанности и есть один из элементов компетенции органов управления. Всякое субъективное право или обязанность есть вид и мера соответственно юридически возможного или юридически необходимого поведения (деятельности)» [9, с. 40—41].

Это утверждение в целом согласуется с нашей точкой зрения по данному вопросу. На наш взгляд, компетенция Росимущества является системой его полномочий — прав и обязанностей. В силу этого представляется необходимым возразить тем ученым, которые определяют содержание компетенции посредством двух составляющих — предметов ведения и полномочий [12; 19].

Предметы ведения — категория, безусловно, юридическая, однако, в отличие от компетенции, она подразумевает не точное определение прав и обязанностей, а лишь указание на сферы, в которых эти права и обязанности могут возникать.

В теории государства и права, науке управления, а также практически во всех отраслях права понятие «полномочие» рассматривается как «составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, выполняющего управленческие функции в организации» [20, c. 654]. Толковый словарь русского языка определяет полномочия как «официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел» [13, с. 554]. Вместе с тем в специальной юридической литературе под полномочиями обычно понимаются не просто права, а сочетание прав и обязанностей. Полномочия определяются как права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом [7, c. 429]. Полномочие представляет собой право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом [20, с. 654]. При этом, как подчеркивает Ю.А. Тихомиров, в публично-правовой сфере полномочие представляет собой неразрывное единство прав и обязанностей, своего рода «правообязанность», которую нельзя не реализовывать в публичных интересах (в случае отказа от реализации или неэффективного исполнения полномочий наступает ответственность) [16, с. 56—57]. «Права и обязанности в данном случае — это единая категория, права одновременно являются и обязанностями» [6].

На основании изложенного можно заключить, что полномочия Росимущества — это закрепленные нормами права за рассматриваемым органом и его должностными лица в целом права и обязанности, необходимые для осуществления его базовых функций. Дефиниция «полномочие» является неотъемлемым свойством, базовой составляющей самого понятия «орган», в том числе и относительно такого органа государственной власти, как Росимущество.

 

Список литературы

 

1. Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование: проблемы теории и практики: моногр. — Волгоград, 2004.

2. Атаманчук Г.В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. — М., 1975.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. — М., 1997.

4. Бачило И.Л. Функции органов управления. — М., 1976.

5. Бондаренко А.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в условиях административной реформы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006.

6. Дитятковский М.Ю. Понятие отдельных государственных полномочий, которыми наделены либо могут наделяться органы местного самоуправления // Современное право. 2006. № 10.

7. Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. — М., 2001.

8. Кузнецов И.Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. — М., 1969.

9. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. — М., 1972.

10. Лазарев Б.М. О компетенции органа советского государства // Советское государство и право. 1964. № 10.

11. Махов В.Х. Контрольные функции органов государственной власти Российской Федерации в условиях проведения административной реформы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005.

12. Нанба С.Б. Понятие и структура компетенции муниципальных образований // Журнал российского права. 2008. № 6.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1998.

14. Сапфирова А.А. Федеральная инспекция труда: компетенция — некоторые проблемы реализации // Трудовое право. 2008. № 9.

15. Советское административное право / под ред. С.С. Студеникина. — М., 1962.

16. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. — М., 2001.

17. Тихомиров Ю.А. Основные черты компетенции представительных органов власти // Труды ВЮЗИ. Вопросы развития и совершенствования органов народного представительства в СССР. — М., 1966. Т. 7.

18. Цабрия Д.Д. Статус органа управления // Советское государство и право. 1978. № 2.

19. Шевчик Н.А. Государственная власть и местное самоуправление: правовые проблемы взаимодействия: дис. … канд. юрид. наук. — Тюмень, 2001.

20. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 2001.

21. Юсупов В.А. Научная организация исполнительной власти: учеб. пособие. 2-е изд., доп. — Волгоград, 2003.

22. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: моногр. — М., 1999.

 

23. Ямпольская Ц.А. Субъекты административного права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1958.

Чтобы получить короткую ссылку на этот материал, скопируйте ее в адресной строке браузера и нажмите на кнопку:

www.sovremennoepravo.ru

Функции и обязанности в чем разница

Развитие трудовых отношений привело к тому, что круг полномочий и компетенций каждого сотрудника получил точное определение.

Разница между функциями и должностными обязанностями

Руководство порой заставляет своих работников выходить за рамки должностных обязанностей и выполнять несвойственные им функции. Точное разграничение понятий поможет сотрудникам организаций лучше понимать свои права и, соответственно, аргументировано отстаивать их.

Определение

Функции – конкретное поле деятельности сотрудника, идеальный результат его работы, направленный на достижение общеорганизационных целей. К ним относятся, в зависимости от сферы труда, выполнение поручений руководства, кадровое делопроизводство, технический и операционный контроль и многое другое. Это ожидаемый результат, который должен принести работник в результате успешной деятельности.

Должностные обязанности – конкретные действия, выполняемые работником для исполнения функций и достижения поставленных задач. Это исчерпывающий набор процессов, которые сотрудник должен выполнять в установленные сроки и на приемлемом уровне качества. Должностные обязанности должны быть конкретными и очерчивать оптимальный способ выполнения работником поставленных задач.

Сравнение

Таким образом, ключевое отличие между указанными категориями – это сущность понятий. Функции – прогнозируемый или ожидаемый результат труда работника предприятия. Данное понятие является общим и предельно широким. Должностные обязанности – процесс, одновременно и обязанности, и рекомендации сотруднику. Они являются вторичными по отношению к функциям, а также более детализированными и конкретными.

Как функции, так и должностные обязанности должны быть закреплены в нормативных актах организации. Выход за очерченные рамки допускается лишь в особых случаях и, как правило, не по инициативе сотрудника.

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятий. Функции – общая категория, в то время как обязанности – частная.
  2. Иерархичность. Функции – первичны, и на их основе выстраиваются должностные обязанности.
  3. Сущность. Функции – это прогнозируемый результат деятельности, обязанности – описание процесса.
  4. Детализация. Функции в общем виде раскрывают задачи работника, а обязанности – предельно конкретизируют их.

Должностная инструкция и должностные обязанности работника

При приеме на работу помимо заключения трудового договора новому сотруднику нередко работодатели предлагают ознакомиться еще и с должностной инструкцией. Некоторые работники подписываются под текстом инструкции, не читая ее, другие же удивляются: все ведь прописано в договоре, так зачем же еще одна бумажка?
Работодатели зачастую относятся к должностным инструкциям пренебрежительно:  во-первых, это документ необязателен для коммерческих организаций, во-вторых, как и работники искренне не понимаю, зачем «дублировать» трудовой договор.
Основные права и обязанности работника действительно закрепляются в трудовом договоре, но прописать абсолютно все должностные обязанностиработника в его тексте тяжело, а потому они обычно формулируются очень размыто. Очень часто в коммерческих организациях вообще существует лишь один типовой трудовой договор для всех сотрудников, поэтому в случае конфликта очень тяжело доказывать, что работник действительно не выполнил свои трудовые обязанности. Результатом такого пренебрежительного отношения к должностным инструкциям становятся конфликты между работником и администрацией, доходящие порой и до судебного разбирательства. Так зачем же нужна должностная инструкция?
Должностная инструкция – это тот документ, который способен предотвратить все или почти все разногласия сторон по поводу должностных обязанностей и максимально конкретизировать трудовую функцию работника.
Предположим, что работодатель увольняет сотрудника за неоднократное неисполнение должностных обязанностей, которое выразилось в том, что сотрудник отчитывался о проделанной работе не в письменной, а в устной форме. В трудовом договоре записано просто: «должен отчитываться», в какой именно форме, не указано. Такое увольнение вполне может быть признанным незаконным, поскольку доказать, что работник отчитался (не отчитался) в устной форме, весьма проблематично. Вот такая конкретика и должна содержаться в должностной инструкции.
Уточнение прав сотрудника напрямую способствует качественному выполнению им своих должностных обязанностей. Например, для выполнения задания начальника работнику нужно получить какую-то информацию из другого отдела или службы. Если сотрудник не имеет права на получение таких сведений, а коллеги их не предоставят, то наказать работника за невыполнение задания будет нельзя. Другой вопрос, если такое право закреплено в его должностной инструкции, но он им не воспользовался… Вот тут уже речь может идти и о применении дисциплинарного взыскания.
Главное же отличие должностной инструкции от трудового договора состоит в том, что она является «обезличенным» документом, то есть утверждается не для данного конкретного сотрудника, а для должности.
При переводах сотрудников на другие должности серьезные изменения в трудовой договор вносятся редко, что приводит к коллизии: должность у работника новая, а должностные обязанности у него старые.

Служебные функции или должностные обязанности?

Так что очень удобно один раз разработать новые должностные инструкции для всех должностей, и тогда при переводе сотрудника достаточно составить допсоглашение к договору из двух-трех пунктов и ознакомить его с должностной инструкцией, а не составлять фактически новый договор. Да и куда чисто технически проще внести изменение в должностную инструкцию, чем в каждый трудовой договор.
Обычно должностная инструкция состоит из нескольких разделов: «Общие положения», «Права», «Должностные обязанности» и «Ответственность».
В разделе «Общие положения» указываются: наименование должности; квалификационные требования, предъявляемые к образованию и стажу работы сотрудника, замещающего данную должность; кому непосредственно подчиняется работник; порядок назначения, замещения и освобождения от должности; наличие и состав подчиненных; перечень документов, которыми работник обязан руководствоваться в своей деятельности (законодательные акты РФ, локальные документы и т. д.). В данный раздел могут быть включены и другие пункты, уточняющие статус сотрудника и условия его деятельности.
Раздел «Права» содержит перечень прав, которыми обладает работник при исполнении возложенных на него должностных обязанностей. Здесь, исходя из возложенных на него должностных обязанностей и полномочий, уточняются права работника, например, отражаются взаимоотношения работника с другими должностными лицами и структурными подразделениями организации.
В разделе «Должностные обязанности» более подробно по сравнению с трудовым договором расписываются обязанности работника, которые возлагаются на него в соответствии с исполнением трудовой функции.
С разделом «Ответственность» все понятно – в нем указывается мера ответственности работника за несоблюдение требований, установленных должностной инструкцией, другими локальными нормативными актами и трудовым законодательством РФ. Разумеется, ничего выходящего за рамки действующего законодательства ни в одном разделе содержаться не должно, а если и будет внесено, то не будет иметь юридической силы.
К должностной инструкции прилагается лист ознакомления, который служит доказательством того, что работник с ней ознакомился под роспись, ведь ее требования являются обязательными для сотрудника, занимающего данную должность, именно с этого момента.
Должностная инструкция разрабатывается лицом, уполномоченным на то руководителем организации, согласовывается с соответствующим правовым подразделением (юрисконсультом) организации (если таковые имеются), а при необходимости и с другими подразделениями организации и вышестоящим начальником, курирующим соответствующее направление деятельности работника.
Согласованная и утвержденная должностная инструкция нумеруется, шнуруется, заверяется печатью отдела кадров и хранится в отделе кадров или в структурном подразделении в соответствии с установленным порядком. Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимаются заверенные копии, одна из которых выдается работнику, вторая – начальнику соответствующего структурного подразделения.
Главные преимущества наличия должностных инструкций в организации таковы. Невыполнение сотрудником положений должностной инструкции позволяет работодателю применить дисциплинарное взыскание и в результате уволить работника, а потом доказать в суде, что дисциплинарное взыскание за неисполнение должностных обязанностей было наложено правомерно. Работнику, в свою очередь, будет проще отказаться выполнять не предусмотренную инструкцией работу.
Наличие должностных инструкций может сыграть важную роль и при приеме соискателя на работу: правомерность отказа в приеме можно подтвердить или опровергнуть с помощью должностной инструкции, сравнив ее требования с квалификацией соискателя. Кроме того, инструкции позволяют равномерно распределять обязанности между работниками с похожими должностями (например, между главным бухгалтером, его заместителем и простым бухгалтером), избегать дублирования обязанностей.
Да и как показывает практика, если на предприятии должностные инструкции разработаны, большинство трудовых конфликтов решается без вмешательства суда и прочих государственных органов.

В роли внутренних клиентов/поставщиков любого работника могут выступать его непосредственный руководитель, непосредственные подчиненные, а также другие работники, связанные с ним логикой основных или вспомогательных бизнес-процессов. Формулирование служебных функций сотрудника в продуктном виде требует особых навыков и переориентации мышления с описания действий на желаемые результаты работы. Часто для этого достаточно просто переформулировать традиционные функции, зафиксированные в должностной инструкции работника.

Чем отличаются функции от должностных обязанностей

Весь спектр должностных обязанностей, которые будут поручены определенному сотруднику по конкретной должности, в подробностях описывают либо непосредственно в трудовом договоре, либо в составленной должностной инструкции. Функциональные обязанности медсестры В функциональные обязанности медсестры входит оказание медицинских услуг, взаимодействие со сторонами лечебного процесса, участие в создании безопасной больничной среды, в организации своего рабочего пространства.

ВажноКроме этого, в зависимости от специфики медицинского учреждения медсестра ставит капельницы, инъекции, проводит раскладку лекарственных средств, выписанных пациенту врачом. Медсестра также наблюдает за состоянием здоровья пациентов, оказывает неотложную помощь в случае необходимости.

Практически при разработке положений о подразделениях и должностных инструкций служебные функции и требования могут быть оформлены в виде двух таблиц: СЛУЖЕБНЫЕ ФУНКЦИИ Функции Внутренние клиенты СЛУЖЕБНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Требования Внутренние поставщики Процесс определения служебных функций должен происходить «сверху вниз», начиная от стратегических целей организации и заканчивая функциями сотрудников. При этом функции нижних уровней организационной иерархии логически вытекают из функций верхнего уровня и служат основой для их выполнения.

ИнфоСледующий шаг – определение должностных обязанностей работников.

Функциональные обязанности работника: отличие от должностных обязанностей

Чем обязанности отличаются от функций? Если функции показывают ожидаемые результаты работы, то обязанности должны предписывать конкретные действия для их достижения.

Функциональные и должностные обязанности: отличие

ВниманиеВ соответствии с профстандартом медицинской сестры в функционал входит взаимодействие с пациентами, с комиссиями МСЭ, с учреждениями социальной защиты. Медсестра формирует базу тех лиц, которые нуждаются в постоянном уходе, в том числе в систематическом медицинском наблюдении и социальной помощи.

При исполнении работником функционала, за который гарантируется предоставление определенных льгот или компенсаций (или если работа будет связана с соответствующими ограничениями), наименование должности, профессии, специальности указывают с учетом того наименования, которое предусмотрено в ЕТКС.

Служебные функции или должностные обязанности?

Каталог конкурсов!Развитие трудовых отношений привело к тому, что круг полномочий и компетенций каждого сотрудника получил точное определение. Руководство порой заставляет своих работников выходить за рамки должностных обязанностей и выполнять несвойственные им функции.

Точное разграничение понятий поможет сотрудникам организаций лучше понимать свои права и, соответственно, аргументировано отстаивать их. Чем отличаются функции от должностных обязанностей Что такое функции и должностные обязанности Функции – конкретное поле деятельности сотрудника, идеальный результат его работы, направленный на достижение общеорганизационных целей.
К ним относятся, в зависимости от сферы труда, выполнение поручений руководства, кадровое делопроизводство, технический и операционный контроль и многое другое.

Функциональные обязанности работника: отличие от должностных обязанностей

  • не «организация эффективной коммерческой деятельности», а «увеличение маржинальной рентабельности предприятия» — для коммерческого директора;
  • «не уборка офиса», а «постоянное поддержание чистоты и порядка в помещениях» — для уборщицы;
  • не «проведение технического обслуживания и ремонта оборудования», а «снижение количества отказов оборудования в цехе» — для слесаря-механика;
  • не «подготовка и проведение программ обучения сотрудников», а «выполнение заказов цехов на подготовку рабочих и мастеров для производства новых изделий» — для менеджера по персоналу;
  • не «ведение базы данных о товарных остатках продукции на складе», а «обеспечение соответствия информации о товарных остатках в базе данных 1С реальному количеству товаров на складе» — для начальника склада и т.д.

Подобные примеры можно подобрать для любой должности в организации.

Чем отличаются функциональные обязанности от должностных обязанностей?

Если сотруднику поручают выполнение определенного вида работ, в трудовой договор вносят такую формулировку: «Работнику поручено выполнение токарных (слесарных, строительных, ремонтных, электромонтажных) работ». Такое описание должностных функциональных обязанностей производится непосредственно в трудовом договоре.

Функциональные обязанности

Стоит учитывать, что наименование должности (специальности, профессии) для работника считается одной из характеристик трудовой функции. Непосредственный функционал работников конкретизируют возложенными на него должностными обязанностями.


Эти обязанности и считаются содержанием трудовой функции. Поэтому функциональные обязанности вносят в трудовой договор, а подробно их рационально указать в должностной инструкции.


Определение трудовой функция работника содержится в статьях 15, 57, Трудового кодекса РФ. Работа по соответствующей специальности или должности согласно со штатным расписанием.
Согласно этому определению все выполняемые работы необходимо закреплять документально.

Функциональные и должностные обязанности: отличие

Еще статьи по теме

berkutgun.ru

Особенность, полномочия и компетенция органов государственной власти

Особенность органов государственной власти, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.

Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.

Легальное определение понятия компетенции органа государственной власти как совокупности полномочий органа государственной власти по предметам его ведения было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента:

— цели и задачи деятельности органа;

— обеспечивающие решение этих задач функции управления;

— полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций;

— организационные и правовые формы и методы деятельности.

Цели и задачи деятельности органа — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.д.).

Функции управления — содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.

Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.

Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т.д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).

Орган государственной исполнительной власти (орган государственного управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.

newinspire.ru

2. Основные функции, полномочия и акты

ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Правительство по своей природе — более мобильный орган по сравнению с парламентом, его функции и полномочия распространяются на все сферы общественной жизни, они наполняются конкретным содержанием в зависимости от состояния законодательства, потребностей развития, поэтому можно вести речь лишь об основных функциях и полномочиях Правительства РФ.

Как орган исполнительной власти Правительство РФ обязано исполнять законы, принятые парламентом. Однако модель действия «на основании и во исполнение Конституции и законов», известная КонституцииРСФСР 1978 года, в Конституции РФ применительно к российскому Правительству расширена за счет нормативных указов Президента РФ(ст. 115).

Компетенцию Правительства составляют его общие полномочия, а также специальные полномочия в сферах:

— экономики; бюджета и финансов;

— социальной; науки, культуры, образования;

— природопользования, охраны окружающей среды;

— обеспечения законности, прав, свобод граждан, борьбы с преступностью;

— обороны, государственной безопасности РФ;

— внешней политики и международных отношений.

В числе общих полномочий Правительства — организация осуществления внутренней и внешней политики РФ; регулирование в социально-экономической сфере; обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности ее органов; формирование федеральных целевых программ и обеспечение их осуществления; законодательная инициатива в Государственной Думе.

Кроме того, к сфере общих вопросов федерального Правительства относится руководство федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, контроль их деятельности, отмена актов федеральных органов исполнительной власти или приостановление их действия.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не подведомственных Президенту РФ, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Заместителей руководителей федеральных агентств, служб при министерствах, подведомственных Правительству РФ, назначают соответствующие министры.

Правительство устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство РФ на основании и во исполнение КонституцииРФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты Правительства РФ отличает фундаментальность, многофункциональность, подзаконность, оперативность и обязательность <1>.

———————————

<1> См.: Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. С. 409 — 410.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению, первые официально публикуются не позднее 15 дней со дня их принятия, вторые — в течение 10 дней, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются председателем Правительства и обязательны к исполнению. Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ определяется Указом Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

studfiles.net

1. Полномочия и их виды

ТЕМА___. ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Основные вопросы темы:

1. Полномочия и их виды

2. Должностные права и обязанности руководителей

3. Делегирование полномочий

Каждый элемент структуры управления организацией (подразделе­ние или отдельная должность) является носителем определенных управленческих полномочий.

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации.

Полномочия предоставляются должности, а не лицу, ее занимающему в данный момент. В случае если человек меняет должность, то он теряет полномочия старой должности и получает полномочия но­вой. Однако полномочия не могут быть реализованы должностью, ес­ли ее не занимает человек, поэтому принято говорить о предоставле­нии полномочий конкретному лицу

Согласно определению полномочия являются ограниченным пра­вом использовать ресурсы и управлять людьми. Масштабы полномо­чий, концентрируемых на том или ином уровне управления, определя­ются рядом факторов. Прежде всего, это — сложность, важность и разнообразие решаемых проблем. Чем их больше, тем значительнее должны быть полномочия соответственного уровня. На масштаб пол­номочий действует глубина разделения труда и ритмичность производ­ственных процессов; первая — упрощает отдельные операции, а вто­рая — приводит к большей стандартизации деятельности в целом. По­требность в значительных полномочиях уменьшается по мере сниже­ния сложности.

Не требуется больших полномочий и в условиях развитой систе­мы коммуникаций, позволяющей при необходимости связаться с руководителем и получить необходимые указания.

Во многом полномочия определяются личными особенностями руководителей и исполнителей, прежде всего опытом, знаниями и уровнем квалификации.

Наконец, полномочия зависят от морально-психологического климата в организации. Если он благоприятен, исполнителям могут быть предоставлены значительные полномочия, которыми они не будут злоупотреблять по отношению друг к другу, и наоборот, неблагополуч­ные коллективы должны быть под более жестким контролем руко­водства.

В количественном отношении масштабы полномочий характеризу­ются величиной ресурсов, которыми данный уровень управления мо­жет распоряжаться самостоятельно, а также числом лиц, прямо или косвенно обязанных выполнять принятые решения.

Пределы полномочий в организации определяются установленны­ми правилами, должностными инструкциями, изложенными в пись­менном виде, но некоторые полномочия могут передаваться подчинен­ному и в устной форме. Расширение пределов полномочий происходит обычно либо по горизонтали, либо по вертикали в направлении более высоких уровней. Например: работники одного коллектива, не полу­чив на то распоряжение начальника, помогают друг другу с целью за­вершить задание в срок; заместитель руководителя принимает реше­ние, не терпящее отлагательства, за своего начальника, не имея соот­ветствующих полномочий. Следовательно, превышение полномочий может быть оправдано только в том случае, когда это необходимо для выполнения задач.

Большая часть полномочий руководителя определяется традициями не только данной организации, но и общества, в котором она функцио­нирует. Люди подчиняются приказам руководителя частично из-за того, что так принято. Все привыкли к тому, что в коллективе есть чело­век или люди, которые приняли на себя функцию распределения пол­номочий между исполнителями и несут за это ответственность.

Руководители не могут требовать выполнения обязанностей, противоречащих законам или культурным традициям, по крайней мере, на длительный срок. Это важное ограничение, но именно с ним часто сталкиваются организации при выполнении планов. Например, предприятие бывает вынуждено отказаться от прибыльной деятельности из-за того, что ее проведение связано с необходимостью нарушения закона или отклонением от норм общепринятого поведения. Однако на практике ограничения, налагаемые на полномочия, часто нарушаются.

Не следует путать два понятия «полномочия» и «власть». Если полномочия представляют собой ограниченное должностью право использовать ресурсы, то власть является реальной способностью руководителя действовать или влиять на сложившуюся ситуацию. Следовательно, можно рассматривать как минимум две ситуации.

  1. У работника есть власть, но нет полномочий. В этом случае от порядочности и компетентности специалиста зависит, как он использу­ет ситуацию — с пользой для организации (подразделения) или для се­бя лично.

  2. У специалиста есть полномочия, но нет реальной власти. Это может негативно сказаться на общей эффективности деятельности организации, например, если исполнители будут саботировать приказы руководителя.

Таким образом, полномочия определяют, что лицо, занимающее должность, имеет право делать, а власть — что он может делать на практике, т. е. в действительности.

Ограниченность полномочий является результатом существования в организации многоуровневой системы управления. Это вызывает необходимость рассмотрения отношений между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа мо­гут применяться в различных формах.

Линейные полномочия. Они передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Линейные полномочия дают руководителю узаконенную власть для управления своими подчиненными. Руководитель, обладающий линей­ными полномочиями, имеет также право принимать решения и дейст­вовать в определенных вопросах без согласования с другими руково­дителями в тех пределах, которые установлены законом, организацией, традициями или обычаями. Например, директор имеет право прини­мать решения по вопросам приема на работу, установления размера должностного оклада, приобретения некоторых видов товаров для организации и другим в рамках всей организации; руководитель подразделения может решать аналогичные вопросы только в рамках своего подразделения и объема выделенных ему материальных и финансовых ресурсов.

Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создает иерархию уровней управления. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются сверху вниз, то процесс создания иерархии называется скалярным (от лат. scalaris — лестничный, ступенчатый). Для такой организации характерно управление посред­ством цепи команд. Наиболее наглядный пример цепи команд — это иерархия военных организаций. При большой длине цепи команд на­блюдается существенное замедление скорости обмена информацией, что сказывается на эффективности принятия оперативных решений. Следовательно, длина цепи команд и обязанности, распределенные ме­жду должностями в ней, должны соответствовать определенной ситуа­ции и задачам, стоящим перед организацией. Но существуют два поня­тия, которые должны всегда учитываться при формировании взаимоот­ношений в организации: принцип единоначалия и необходимость огра­ничения нормы управляемости.

Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним. В организа­ции, которая придерживается этого принципа, все формальные взаимо­отношения должны направляться по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову сво­его непосредственного начальника к руководителю высшего уровня по данному вопросу. Также и руководитель высшего уровня не может дать задание или приказ исполнителям низшего уровня, минуя непосредственных руководителей. На протяжении столетий принцип единоначалия подтвердил свою ценность, прежде всего в качестве координирующего механизма.

Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

На норму управляемости оказывают влияние такие факторы, как: квалификация персонала, размещение сотрудников в помещении, на­личие помощников, заместителей и секретаря, а также характер руко­водителя и т. п.

В процессе организации деятельности многие линейные руководите­ли сталкиваются с целым рядом проблем, которые они не могут разре­шить из-за недостатка специальной квалификации и знаний (например, в области права, новейших технологий и т. п.), т. е. линейные полномо­чия не могут обеспечить потребности организации в комплексном подходе к управлению. Возникает необходимость создания административ­ного аппарата, своеобразного «штаба», наделенного специфическими функциями и полномочиями при подготовке решений.

Аппаратные (штабные) полномочия. Данные полномочия помо­гают организациям использовать специалистов без нарушения принци­па единоначалия для решения задач консультативного или обслужи­вающего характера в рамках деятельности, направленной на достиже­ние поставленных целей.

В идеале штабной персонал должен быть минимальным, но увели­чение размеров фирмы, разнообразия продукции, числа покупателей и поставщиков ведет к росту количества связей и объема необходимой информации, масштабов аналитической работы. В этих условиях штаб стремительно увеличивается, зачастую это происходит быстрее, чем развитие фирмы в целом, что является источником опасности бюрократизации системы управления.

Штабной аппарат весьма неоднороден, причем не только профессионально, но и функционально. Часть его составляют специалисты, при­глашаемые на временной или постоянной основе для консультирования линейных руководителей по тем или иным узким проблемам. Другую часть составляет обслуживающий персонал: отдел кадров, машбюро и т. п. Особое место занимает так называемый личный персонал, хотя он является по существу разновидностью обслуживающего: секретари, ре­ференты, помощники. Личный аппарат создается при руководителях высшего ранга и предназначен для повседневной помощи.

Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендатель­ные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их облада­тели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами, то, как действовать, чтобы достичь целей.

Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному линейному руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Например, компетенция функционального руководителя распространяется только на один уровень вниз. Обычно такими полномочиями располагают главные специалисты организации (главный бухгалтер, главный инженер, главный энергетик и др.) и ру­ководители соответствующих служб (плановой, маркетинговой и др.).

Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их облада­тели при необходимости могут давать советы нуждающимся в них ру­ководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкопрофессиональный вопрос. Но в отличие от предыду­щего случая принимаемые решения не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Линейные руководи­тели могут по своему выбору решить проблему, даже не поставив ап­парат в известность. Более того, они вправе решать, обратиться ли им за помощью или советом. Рекомендательными полномочиями облада­ют различного рода специалисты, референты, консультанты и т. п.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках провер­ку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции. Например, контрольно-ревизионные управления в министерствах могут проводить проверку деятельности в подведомственных организациях.

Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений. Лицо, или подразделение, которое наделяется данными полномочиями, имеет право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и направлять ее в русло, соответствующее целям организа­ции. Координационными полномочиями обладают различного рода ко­митеты и комиссии, создаваемые на временной или постоянной основе для решения сложных или спорных проблем. Например, работа комис­сии по трудовым спорам и др.

Своеобразным барьером для принятия ошибочных решений и систе­мой, уравновешивающей власть линейных руководителей, выступают параллельные полномочия. Являясь одним из видов координационных полномочий, они применяются в компаниях чаще всего для контроля финансовых расходов, для чего требуются две подписи (директора и главного бухгалтера), например, в случае всех крупных покупок.

Согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.

Согласительные полномочия могут быть предостерегающими или блокирующими. Первыми располагает, например, юрист, который про­веряет соответствие решений руководства действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагает их исправить. В то же время руководитель может не при­нять во внимание мнение юриста, беря на себя всю полноту ответст­венности за возможные негативные последствия.

Блокирующими, или параллельными, полномочиями обладает глав­ный бухгалтер. Без его согласия, оформляемого в виде личной подпи­си, вообще не может быть принято решение, реализация которого свя­зана с расходованием денежных средств.

Между штабными и линейными руководителями складываются довольно непростые отношения. Штабные специалисты, как правило, ху­же знают практику и иногда дают оторванные от жизни рекомендации. Это вызывает недовольство линейных руководителей и может приво­дить к конфликтам. Чтобы избежать этого, «штабникам» делегируют полномочия, которые распространяются только на один «этаж» вниз, и их сфера четко ограничивается вопросами «как?», «когда?» и реже «где?», «что?» и «кто?» должен делать.

Четкое распределение обязанностей внутри фирмы между линей­ными и штабными видами деятельности предусматривается организа­ционной структурой управления, т. е. официально оформленной систе­мой отношений между ее подразделениями и должностями, сформиро­вавшейся в процессе делегирования полномочий.

Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, т. е. необходимости отдавать отчет за принятые решения, активные дейст­вия и их последствия. При этом полномочия должны быть соразмерны, ответственности и не должны быть бо’льшими, чем это необходимо для решения задач. Приняв полномочия, подчиненные несут персо­нальную ответственность перед руководством за их использование. Ру­ководство в свою очередь единолично отвечает перед высшими ин­станциями за все, что делают его подчиненные, и не имеет права, даже делегировав полномочия, от этой ответственности устраниться.

Различают два вида ответственности: общую и функциональную.

Общая ответственность имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления управленческой деятельности, напри­мер, подбор кадров, подготовка документов и др. Такую ответствен­ность обычно несет руководитель.

Функциональная ответственность связана с выполнением конкретной работы, задания и лежит на исполнителе.

Управленческие полномочия и ответственность должны соответствовать друг другу, иначе могут возникнуть самые неблагоприятные последствия для организации и ее персонала. Так, в случае превыше­ния полномочий по сравнению с ответственностью открывается свобо­да для административного произвола, поскольку многие действия ру­ководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу активной деятельности, так как люди будут опа­саться сделать лишний шаг из-за боязни неблагоприятных для себя последствий.

Соответствие полномочий и ответственности в каждом звене управленческой структуры является одним из важнейших условий ее нормального функционирования.

studfiles.net

Сущность понятия «полномочия», «обязанности», «ответственность». Типы полномочий

Организование управленческих процессов начинают с определения полномочий, обязанностей и ответственности управленческих работников, что является одним из существенных условий осуществления полноценного менеджмента.

Полномочия — это определенное определенным образом, ограниченное право на использование ресурсов организации и направление усилий подчиненных сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочиями работника менеджмента право на самостоятельные действия, обеспечение информацией и орудиями труда.

Ответственность — это возложена на должностное лицо обязанность выполнять поставленные задачи, обеспечивать их положительное решение и отвечать за их выполнение.

Масштабы полномочий и ответственности определяются сложностью, важностью и разнообразием решаемых проблем, глубиной разделения труда, ритмичностью производственных процессов, размером ресурсов, которыми данный уровень управления может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящим уровнем.

Основным процессом, благодаря которому руководство устанавливает формальные отношения работников в организации делегирование — это передача выполнения производственных задач подчиненным нижестоящими руководителям.

Делегирование реализуется только в случае получения полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может рассеивать ответственность, передавая ее подчиненному.

Лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, но она остается ответственным за выполненную работу. То есть, ответственность не может делегироваться. В конце концов отвечает менеджер, который делегирует полномочия.

Собственно, качественная реализация полномочий обеспечивается двойным характером ответственности: должностное лицо, принимающее полномочия, одновременно принимает на себя в полном объеме и ответственность, однако, в то же время, за руководителем, который делегирует полномочия, полностью сохраняется ответственность. Наибольшая ответственность, в любом случае, сохраняется по должности ТОР — менеджера. Большой объем ответственности-это одна из причин высоких должностных окладов у менеджеров.

Руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он взял на себя ответственность — это правило называется «. Принцип соответствия». Не следует путать полномочия с властью. Полномочия не являются тождественными с ней, поскольку они — это право, которое делегируется, а власть — это возможность влиять, реальная способность действовать и менять ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия определяют, что лицо, занимающее какую-либо должность, имеет право делать, а власть — что она действительно может делать.

Власть — реальная способность действовать или возможность влиять на ситуацию; власть определяет, что лицо действительно может делать.

Полномочия — делегированы, ограничены, присущие данной должности право использовать ресурсы организации. Полномочия определяют, что имеет право делать лицо, занимающее определенную должность.

Согласно ГСВО МОНУ, полномочия бывают линейными, функциональными, контрольно-отчетных, координационными,

рекомендательными, согласительные.

По характеру делегирования различают линейные и функциональные (штабные) полномочия.

Делегирования этих полномочий требует эффективной мотивации, влияния, руководства, коммуникаций, контроля и т.п.. Поэтому в подчинении руководителя находится аппарат управления (административный аппарат — штаб).

В плановиков были изъяты полномочия командования людьми. Они лишь помогали старшему офицеру, их назвали штабом.

Остановимся на содержании некоторых видов полномочий, а именно: линейных и функциональных.

ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ передаются непосредственно от высшего должностного лица к подчиненному и далее к другим подчиненным, упрощают и персонализируют взаимоотношения подчиненных и руководителей. Они предусматривают узаконенную власть и четкое соблюдение принципа единоначалия (единоначалие — древнейший принцип организации, согласно которому работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед ним): руководитель в пределах линейных полномочий может решать проблемы без согласования с высшими руководителями, руководствуясь при этом приказами, распоряжениями, исходя из установок, законов, обычаев и т.п., а получатель полномочий принимает на себя личную ответственность за задачи и отвечает перед тем, кто делегирует, за их удовлетворительное выполнение.

Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления предприятием. Процесс создания иерархии уровней управления предприятием в американском менеджменте называется скалярным процессом (лестничный, ступенчатый). Результирующая, восходящая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд. Цепь команд, созданный делегированием полномочий, является характерной чертой всех формальных организаций, кроме самых мелких. Например, иерархия званий в военных, степеней и званий у ученых и т. д. Не обращаясь к схематического изображения, отметим, что если обозначить разные уровни большими буквами алфавита, у которых внизу буквы отметить цифрой порядковый номер определенных лиц, находящихся на данном уровне , то, например, два пути передачи полномочий от уровня А (верхний уровень — одно лицо) до уровня Д (нижний уровень — десять человек) можно записать так: А — Б2 — В3 — Г3 — Д2 или А — Б3 — В4 — Г6 — Д9.

Эффективность линейных полномочий зависит от:

— Единоначалия;

— Ограничение нормы управляемости (масштаб управляемости, установление нормы управления) есть применение регламентной количества работников, непосредственно подчиненные данному руководителю.

Масштаб управляемости может быть различным. Так, узкий масштаб управляемости руководителя высшего уровня характеризуется минимальным количеством подчиненных у него и большим количеством иерархических уровней. Однако, руководитель высшего звена вместо создания цепи команд может принять решение об отчетности перед самим каждого сотрудника. Это помогает осуществить возможно больший контроль. Однако на практике неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает невозможной координацию. То есть, слишком большая норма управляемости вызывает слишком большие проблемы. Однако следует помнить и о том, что слишком мала норма управляемости и долгое скалярное цепь тоже ухудшают процесс управления.

Идеальная норма управляемости, по данным «административной» школы управления, насчитывает 7-10 подчиненных.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (штабные) полномочия — это полномочия, которые делегируются менеджером высшего уровня управления, который управляет определенной функцией менеджмента, менеджеру низшего уровня управления, который руководит аналогичной функцией. Например, начальник планового отдела предприятия делегирует функциональные полномочия в области планирования начальнику планового бюро цеха, хотя последний находится ее линейном подчинении начальника цеха.

Различают следующие виды функциональных полномочий:

— Узаконены — функциональный руководитель действует в пределах законодательных норм, уставных документов, приказов и т.п., выполняя их без согласований;

— Рекомендательные, направленные на разработку конкретных рекомендаций, в ценности которых функциональный менеджер убеждает линейное руководство;

— Обязательные согласования, когда функциональный руководитель обязательно должен согласовывать свои решения с линейными руководителями различного уровня и наоборот;

— Параллельные, при которых решение функционального руководителя действуют независимо и одновременно с решениями линейных руководителей. Он НИВИТ имеет право отклонять решения линейного руководства;

— Линейные внутри аппарата управления.


worldofscience.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *