Отличительные черты мажоритарной избирательной системы – 7.4. Мажоритарная избирательная система, ее характерные черты и особенности

7.4. Мажоритарная избирательная система, ее характерные черты и особенности

Под избирательной системой обычно понимают поря док определения результатов выборов, позволяющий вы явить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в ка­честве депутата или на конкретную выборную должность. При этом предпочтение определенного способа подсчета голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

В зависимости от порядка распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала ма­жоритарная, в основе которой лежит принцип большинства’. избранными считаются такие кандидаты, которые получи­ли установленное большинство голосов.

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от кото­рых избираются депутаты.

В качестве несомненных достоинств мажоритарной системы называют простоту, возможность участия изби­рателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсаль­на, та*с как дает возможность учитывать и партийные инте­ресы, и интересы избирателей, не входящих в обществен­ные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организа­ций, Предвыборных союзов, партий.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, вы­деляет следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства (действует во Франции) побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голо­сов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от действи­тельных поданных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи Один из главных недостатков системы — нерезульта­тивность итогов голосования, когда ни один из кандида­тов не набирает необходимого количества голосов. В та­ких случаях обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре. В ряде стран предусмотрено, что для побе­ды во втором туре кандидату достаточно получить относи­тельное большинство.

Самым распространенным является повторное голосо­вание, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В не­которых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов парламента, например Франции, он составляет 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязатель­ной считается явка 50% избирателей (выборы президента), реже — 25% или иное количество голосов.

Положительной чертой этой разновидности мажоритар­ной системы, по сравнению с относительной мажоритарной, является то, что побеждает кандидат, поддержанный ре­альным (представительным) большинством избирателей.

В целом мажоритарная система абсолютного большинст­ва представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, которая требует увеличения государственных рас­ходов на проведение выборов. Кроме того, при ее использо­вании значительная часть голосов избирателей пропадает, поскольку кандидаты, за которых подало свои голоса мень­шинство, не считаются избранными.

Самой распространенной за рубежом является мажори­тарная система относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил боль­ше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система относительного большинства применяется на вы­борах в Великобритании, Индии, Канаде, США и других странах.

Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Только в случае получения несколькими кандидатами одинакового коли­чества голосов создается ситуация, когда невозможно оп­ределить победителя. Однозначным минусом применения мажоритарной системы относительного большинства ис­следователи называют игнорирование голосов, поданных за неизбранных кандидатов. Ситуация усугубляется в случае, когда кандидатов много и голоса избирателей распределя­ются между ними. Тогда голоса избирателей, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если кандидатов бо­лее двух десятков, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение при­обретает избирательная география.

При данной системе в англосаксонских странах не уста­навливается порог явки избирателей, считается, что не при­шедшие на выборы избиратели согласны с мнением боль­шинства.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства, при которой избран­ным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает боль­шинство абсолютное. Применяется эта система в основ­ном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, президент Азербайджана в 1995—2002 гг. для избрания должен был получить 2/3 голосов избира­телей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное. На выборах Палаты депутатов эта система применяется в Чили (в двухмандатных избирательных округах оба мандата получает партия, набравшая в округе 2/3 голосов избирателей).

Другой разновидностью избирательной системы являет­ся пропорциональная система. В ее основе лежит принцип пропорционального представительства политических объе­динений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритар­ной, при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой систе­мы является то, что она способствует адекватному отраже­нию парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и сти­мулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и, как результат, отсутствие пря­мой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные сто­роны и по возможности исключить недостатки мажори­тарной и пропорциональной избирательных систем, назы­вается смешанной. На такой основе организуются выборы в бундестаг Германии. Каждый избиратель имеет два голо­са. Один голос он отдает за конкретного кандидата, а вто­рой — за партийный список. Половина депутатов бундеста­га избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответст­вии с количеством голосов, отданных за списки, составлен­ные партиями в каждой земле.

В некоторых странах при изменении пропорциональной системы действует законодательно установленная оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение оп­ределенного минимума голосов избирателей. В Дании, на­пример, требуется, чтобы партия собрала голоса в масштабе страны не менее 2% всех участвовавших в выборах. Места в парламенте Швеции распределяются лишь между партия­ми, за которые проголосовало не менее 4% общего числа избирателей или не менее 12% в одном из избирательных округов. В Германии партия получает доступ к распределе­нию депутатских мандатов в бундестаге, если она собрала в масштабе всей страны не менее 5% признанных действи­тельными голосов или победила не менее чем в трех одно­мандатных округах.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обяза­тельном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.

studfiles.net

Мажоритарная избирательная система – признаки и преимущества, отличие от пропорциональной

В демократических государствах граждане имеют право оказывать влияние на политические решения, проявлять свою волю, определяя тем самым дальнейшее развитие страны. Одним из разновидностей избирательных систем, выработанных на протяжении долгого времени, является мажоритарная избирательная система. Рассмотрим кратко понятие мажоритарной системы, ее особенности, а также выделим ее достоинства и недостатки.

Система абсолютного большинства чаще всего применяется на президентских выборах, когда кандидату для победы необходимо набрать 50% голосов плюс один голос.

Таким образом, мажоритарная система формирует сильные связи кандидата с его избирателями. В результате ее использования удается сформировать наиболее устойчивые органы власти, которые могут достаточно эффективно работать, так как входящие в них партии имеют схожие взгляды.

Так, некоторые кандидаты, которые набрали недостаточное количество голосов, оказываются вне политики. Реальное соотношение политических сил при этом проследить не представляется возможным.

Отличия мажоритарной избирательной системы от пропорциональной заключаются в том, что слияние групп с едиными интересами происходит до проведения выборов, а также в том, что она способствует созданию двухпартийной системы. Мажоритарная система исторически более ранний тип.

В Российской Федерации мажоритарная избирательная система применяется при организации выборов Президента РФ и глав субъектов РФ.
Кроме того, она практикуется также в:

Что мы узнали?

Мажоритарная избирательная система – это система, при которой победившим считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Как и другие типы избирательных систем, мажоритарная имеет свои преимущества и недостатки. Ее плюсом является установление прямой связи депутатов с их избирателями, что повышает их ответственность, а также возможность формирования устойчивого правительства, способного принять единую программу действий. Но при этом мажоритарная система обладает некоторыми недостатками, к которым, в частности, относится существенное снижение шансов войти в правительство малочисленных партий.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9. Всего получено оценок: 162.

obrazovaka.ru

Мажоритарная избирательная система: характерные черты и особенности

Определение 1

Избирательная система является порядком того, как определяются результаты выборов, позволяющего выявить, кого из баллотирующихся кандидатов избрали на должность депутата или на иную выборную должность. В данном случае, если предпочесть определенный способ подсчета голосов, это может привести и различным результатам голосования при одинаковом итоге.

В зависимости от того, в каком порядке распределяются депутатские мандаты среди кандидатов по результатам голосования, избирательные системы можно разделить на несколько видов: мажоритарные, пропорциональные и смешанные.

Самая первая система – мажоритарная. Ее основу составляет принцип большинства – избираются те кандидаты, которыми было получено большинство голосов. В данной систему всю территорию страны разделяют на одинаковые части в зависимости от числа избирателей округов, от которых избирают депутатов. Несомненными достоинствами мажоритарных выборов является простота, шанс избирателей на участие в выдвижении кандидатур, перечисление всех претендентов по имени.

Помимо достоинств она также имеет определенное количество недостатков, к примеру, возможность искажения соотношения политических сил в парламенте в сравнении с существующими в обществе, нельзя точно учесть реальное влияние организаций, предвыборных союзов и партий.

В зависимости от того, какое минимальное количество избирателей, необходимо для избрания претендента, можно выделить несколько разновидностей мажоритарной системы: абсолютное большинство, относительное большинство, квалифицированное большинство.

Мажоритарная система абсолютного большинства

В мажоритарной системе абсолютного большинства, которая действует во Франции на сегодняшний день, победа достается тому кандидату, у которого в наличии абсолютное большинство голосов – 50 процентов + 1 голос. Тут важен именно процесс определения большинства голосов:

  1. от общего числа избирателей, которые были зарегистрированы;
  2. от числа избирателей, которые проголосовали;
  3. от голосов, которые были действительно поданы.

В зарубежном законодательстве предусматриваются все указанные случаи.

Одним из самых основных недостатков данной системы является то, что итоги голосования являются нерезультативными, когда ни одним из кандидатов не набирается достаточное количество голосов избирателей. В данном случае необходимо проведение второго тура голосования, до участия в котором допускают тол

zaochnik.com

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система – общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства и один победитель. Основная цель мажоритарной системы – определение победителя и сплоченного большинства, способного проводить преемственную политику. Голоса, отданные за проигравших кандидатов, просто не учитываются. Мажоритарная система применяется в 83 странах мира: США, Великобритания, Япония, Канада.

Различают 3 типа мажоритарной системы:

  • Мажоритарная система абсолютного большинства;

  • Мажоритарная система простого (относительного) большинства;

  • Мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток – существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство Мажоритарная система относительного большинства – способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток – значительная степень неучтенных голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства – это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.

 Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Отличительные черты пропорциональной системы:

ü      Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

ü      Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

ü      Наличие многомандатных округов.

ü      Голосование на основе партийных избирательных списков.

ü      Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

Пропорциональная система партийных списков

Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков. Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%. 

Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

 

Смешанная избирательная система

Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы:

Смешанная система структурного типа – предполагает двухпалатный парламент, где одна палата (состоящая из представителей административно-территориальных единиц) избирается по мажоритарной системе, а вторая (нижняя) – по пропорциональной системе.

Смешанная система линейного типа – возможен однопалатный парламент, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а остальные по пропорциональной.

studfiles.net

Мажоритарная избирательная система. Особенности и недостатки

Мажоритарная избирательная система – это система большинства. Это значит, что избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

Существует две разновидности мажоритарной системы:

  • мажоритарная система абсолютного большинства;
  • мажоритарная система относительного, или простого, большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов изби­рателей (больше 50%, т.е. как минимум 50% + 1 голос).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем каждый из его соперников в от­дельности.

Особенности мажоритарной избирательной системы:

1. Мажоритарная избирательная система применяется при выборах по одномандатным административно-территориальным округам. Первая характеристика (одномандатный избирательный округ) означает, что в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно. Вторая характеристика (административно-территориальный округ) означает, что избирательные округа формируются по одному-единственному, причем чисто формальному признаку – в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии – тип поселения, этнический состав населения и т.п. – не учитываются. Административно-территориальные округа – это не географическая или административная данность. Они создаются только на период выборов и в таком количестве, которое соответствует числу депутатских мандатов в законодательном органе власти.

2. При мажоритарной системе выборы проводятся в два тура. В первом туре – по мажоритарной системе абсолютного большинства (для того, чтобы исключить возможность формирования неле­гитимного органа власти). Если первый тур не определил победителя, то во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Во втором туре голосование проводится всегда по мажоритарной системе относительного большинства.

Недостатки мажоритарной системы.

Чтобы разобраться в недостатках мажоритарной избирательной системы, обратимся к следующему примеру. Допустим, проводятся выборы в трех одномандатных избирательных округах, в каждом из которых участие в голосовании приняли по 100 тысяч избирателей. Допустим также, что во всех трех округах за депутатские мандаты борются представители трех партий – А, В и С. Предположим, что голоса избирателей распределились следующим образом:

А

В

С

1

45 тыс.

40 тыс.

15 тыс.

2

40 тыс.

39 тыс.

21 тыс.

3

25 тыс.

60 тыс.

15 тыс.

В этом случае по итогам голосования партия А получит 2 депутатских мандата, поскольку ее представители победили в двух избирательных округах, партия В – 1 мандат, а партия С – ни одного.

Казалось бы, справедливая, простая и, главное, понятная избирательная система. В действительности мажоритарная избирательная система обладает весьма существенными недостатками.

Эти недостатки становятся очевидными тогда, когда мы подсчитываем количество голосов избирателей, полученных представителями каждой партии во всех трех округах. Так, представители партии А получили в совокупности 110 голосов избирателей, за представителей партии В проголосовали в сумме 139 тыс. избирателей, а кандидатов от партии С поддержала в трех округах 51 тыс. избирателей.

Таким образом, первый недостаток мажоритарной избирательной системы заключается в возможном несоответствии между числом проголосовавших за партию избирателей и количеством полученных ею депутатских мандатов, а именно – при меньшем числе проголосовавших за партию избирателей она может получить большее количество депутатских мандатов (пример с партией А), и наоборот – при большем числе проголосовавших за партию избирателей она может получить меньшее количество депутатских мандатов (пример с партией В).

Второй недостаток мажоритарной избирательной системы состоит в том, что она невыгодна для мелких и средних партий, а именно — отданные за них голоса избирателей попросту пропадают, и интересы этих избирателей оказываются не пред­ставленными в органах власти.

Для преодоления недостатков мажоритарной системы была разработана пропорцио­нальная избирательная система.

Похожие статьи

kulturoznanie.ru

56. Мажоритарная избирательная система и практика ее использования в России.

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и рас-пределения депутатских мандатов. Избирательная система — это также определенный порядок формирования выборов государственной и местной власти. Избирательная система является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. В субъективном смысле избирательное право выступает, как право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Избирательное право является одним из основных конституционных прав граждан и относится к группе политических прав. Избирательные системы взаимосвязаны с формой правления и политической культурой каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен. При оценке влияния избирательных систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того обстоятельства, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков. Существуют две основные избирательные системы — мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах. При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и относительное.  При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс 1 голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, избравшие большинство голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает системаотносительного большинства. Она предпо-лагает, что кандидат-победитель должен набрать больше голосов, чем его соперник. Относительным считается простое большинство голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами. Мажоритарный выбор привлекает простотой, поскольку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку «оппозиционная» точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в обществе. Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной системы.

Мажоритарная система используется в настоящее время в Великобритании, США и Канаде. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте. Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. Естественно, партии стремятся включить в эти списки наиболее известных людей. Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности: — пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются; — пропорциональная система, основывающаяся на округах. В этом случае мандаты распределяются на основе влияния партий в округах. Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партий — по решению самой партии, если он не отражает «партийную» точку зрения. Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов. Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фраг-ментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства. Поскольку при пропорциональной системе осуществляется голосование не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов. Кроме того, при пропорциональной системе может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку крупных партий требуют постов и привилегий, не соответствующих их реальному весу в политической жизни. Это создает условия для коррупции, сращивания партий с государственным аппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т. д. В конечном счете, нарушается сам принцип пропорциональности. В некоторых государствах пропорциональные системы предусматривают распределение мандатов только между теми партиями, которые получают более трех—пяти процентов избирателей. Такой барьер установлен законодательством Германии, Испании и Швеции. В России установлен пятипроцентный барьер для политических партий по выборам в Государственную Думу. Пропорциональная избирательная система функционирует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, Финляндия и др.

Причем в Австрии, Италии и Швей-царии избиратели голосуют за список партий в целом и за отдельных кандидатов в порядке предпочтения. В послевоенный период началось становление смешанной избирательной системы, которая должна была вобрать в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России. Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть — по пропорциональной. Один голос избира-тель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой — за политическую партию. По способу организации и проведения к выборам близка такая форма волеизъявления граждан, как референдум. В политической практике — это прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного вопроса. На общенациональный референдум глава государства или парламент выносят такие, например, вопросы, как принятие конституции, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международные организации, присоединение к международным соглашениям и т. д. Референдум может проводиться и в отдельных регионах по проблемам местного значения — таким, как введение дополнительного налога, поступающего в городской бюджет, проект застройки нового квартала, строительство автомагистрали и т. п. Особенно широкое распространение местные референдумы получили в США и Швейцарии. Принятым на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство участвовавших в нем граждан. В настоящее время конституции многих госу-дарств предусматривают возможность или обязательность проведения референдумов. Практика выявила слабые стороны референдума как способа принятия решений: велико число тех, кто не участвует в голосовании, решение нередко принимается незна-чительным большинством голосов, общественное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже не будут отвечать настроениям большей части общества. Для последних десятилетий характерно усиление роли рациональных, прагматических мотивов в подходе к политическим проблемам. Люди весьма критически оценивают программы и партийные лозунги, деятельность политических лидеров. Резкое неприятие вызывают моральная нечистоплотность политиков, нарушения законности, злоупотребления партийного и государственного аппарата. Рациональной оценке подвергаются и устоявшиеся формы политического участия. Далеко не все политически активные граждане получают удовлетворение от участия в выборах, от членства в политических партиях и профсоюзах. Многие предпочитают новые формы гражданской и политической активности, различные виды самоорганизации и самоуправления. Отсюда быстрое развитие и популярность разнообразных движений, ставящих перед собой задачи разрешения волнующих граждан конкретных проблем

studfiles.net

49. Мажоритарная избирательная система.

Избирательная система— это способ организации выборов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

При мажоритарной избирательной системе депутатские мандаты предоставляются тем, кто набирает наибольшее число голосов. При мажоритарной системе выборов территория, на которой проводятся выборы, разбивается на избирательные округа. В каждом округе избиратели делают выбор между несколькими кандидатами. Существует понятие величины избирательного округа — число депутатов, которые избираются в данном округе.

Основные разновидности мажоритарной системы представительства:

Мажоритарная система абсолютного большинства. Побеждает кандидат, набравший 50 % голосов +1 голос. Такая система требует установки нижнего порога явки избирателей. Главное ее достоинство состоит в том, что она реальнее отражает расстановку сил, чем система относительного большинства. Однако в ней присутствует множествонедостатков. Основные из них: такая система выгодна только крупным партиям, голоса, которые подаются за проигравшего, не учитываются, система часто нерезультативна или из-за недостаточной явки , или из-за недостатка в набранных голосах.

Мажоритарная система относительного большинства (плюральная система).При такой системе избранным считается тот кандидат, кто набрал большее количество голосов, чем любой из его соперников.

Мажоритарная система квалифицированного большинства. Избранным считается тот, кто набрал установленное законом число голосов.

Существуют также однотуроваяидвухтуроваямажоритарные системы, которые по — разному сочетаются с системами абсолютного и относительного большинства.

Мажоритарная система используется в 29 странах мира. Почти во всех случаях величина округа равна единице. Исключением является Япония, где в некоторых случаях величина округа достигает 11. Тенденция перехода к мажоритарной системе наблюдается на уровне местного самоуправления. Данная система была исторически первой, распространившейся в Европе. Пришла она из Англии. Но от нее очень быстро начали отказываться, т.к. данная система очень несправедлива по сути, поскольку неспособна обеспечить адекватное представительство всех интересов в выборном органе.

Европейские общества в большинстве своем гетерогенны. Поэтому возникает проблема согласования интересов на уровне государственной власти. Кроме того, на европейском континенте рано начали формироваться политические партии. Потому многие страны довольно быстро начали переходить к пропорциональной системе представительства.

50. Пропорциональная избирательная система.

Пропорциональная избирательная система— способ выборов представительного органа, при котором выбор осуществляется между партийными списками.

Впервые теоретические принципы пропорциональной избирательной системы были сформулированы Томасом Хиллом в 1821 г.

Существуют различные виды пропорциональных избирательных систем:

— списочные (голосование за список)

— несписочные (кандидаты ранжируются внутри списка):

с открытым списком

с закрытым списком

Одной из разновидностей пропорциональной системы представительства является преференциальная пропорциональная система единого переходящего голоса(используется на Мальте). Тут используется ординальный бюллетень. Так как в качестве победителей в пропорциональной системе оказываются несколько участников, то используется переливание «избыточных» голосов нижестоящим кандидатам. Смысл такой системы состоит в том, чтобы придать максимальную эффективность каждому голосу избирателей и предотвратить пустую трату голосов, когда граждане голосуют за явного лидера предвыборного марафона (который набирает слишком много) или за явно проигрышную кандидатуру.Сюда же относится так называемый «панашаж» – пропорциональная несвязанная избирательная система, когда каждый избиратель имеет 2 голоса, один из которых он может отдать за список, в второй за кандидата из списка, но не обязательно из того, за который он проголосовал. Такая система применяется в Швейцарии, Люксембурге и др.

В пропорциональной системе важную роль приобретает электоральный барьер– минимально необходимый процент голосов, который должна получить партия, чтобы ее допустили к распределению мест в парламенте. Барьер вводится для того, чтобы малые партии не участвовали в работе представительного органа (его называют иногда «электоральная гильотина»). Самый низкий электоральный барьер в Израиле, там он составляет всего лишь 1%. Самый высокий – в Лихтенштейне и Португалии – 18%. В Японии – 17%. Наиболее распространен барьер в 4-5-7%. Величина электорального барьера влияет на политическую стабильность. При очень низком барьере в парламент проходит порой до 50 партий. В результате образуется множество фракций и процедура принятия решений сильно усложняется. Потому Италия, к примеру, в 1994 году отказалась от барьера в 1%.

В 1990 г. Аренд Лейпхарт исследовал влияние избирательной системы на стабильность политического режима (см. кн. «Демократия в многосоставных обществах»), на тип исполнительной власти и на тип отношений между законодательной и исполнительной властями. Он вывел закономерности:

1. пропорциональная избирательная система приводит к формированию многопартийных коалиционных правительств и к относительному равенству исполнительной и законодательной властей.

2. Мажоритарная избирательная система на национальном уровне приводит к утверждению 2хпартийной системы и к появлению однопартийных правительств. Исполнительная власть тут, как правило, доминирует над остальными ветвями.

Законы Мориса Дюверже, сформулированные им в 1952 г.:

1. Пропорциональная избирательная система приводит к формированию многопартийной системы.При этом. 6если электоральный барьер низок, то формируется атомизирована, плюральная система с большим количеством политических партий. Если электоральный барьер превышает величину в 5%. то число партий ограничено.

2.Двухтуровая мажоритарная система ведет к формированию двухпартийной системы представительства с партиями, сотрудничающими между собой. Однотуровая мажоритарная система также приводит к формированию 2хпартийной системы, но с жесткой конкуренцией партий.

Пропорциональная избирательная система распространена в странах Латинской Америки, Европы (кроме Франции и Великобритании), Восточной Европы.

Существуют различные способы перевода голосов в парламентские места. Все их можно разделить на 2 группы: квотные методы и методы делителей.

1. Квотные методы.

Квота– количество голосов (или процентная доля голосов), дающая право кандидату или партийному списку на получение одного места в представительном органе.

В России при распределении мест применяется так называемая «квота Хэра» (простая квота), которая вычисляется делением общего количества голосов избирателей (в абсолютных единицах или в процентах) на количество мест в округе.

Помимо простой квоты, применяются метод уменьшающейся квотыили метод увеличивающейся квоты. Квотный метод используется в России, Швеции, Греции и ряде других государств.

2.Методы делителей.

Здесь процент голосов, набранных каждой партией, последовательно делится на определенный числовой ряд.

Согласно методу д’Ондта,результаты, набранные партиями, последовательно делятся на ряд чисел 1, 2, 3, 4…После каждого деления, партии, у которой наибольшее частное, приписывается 1 место.

По версии метода Сен-Лаге, расстояние между делителями следует увеличивать. В качестве делителей, к примеру, могут последовательно выступать только нечетные числа.

Закономерность: чем ближе друг к другу находятся делители, тем большие преимущества получают крупные партии.

Использование той или иной процедуры распределения мест в значительной степени определяет дизайн политической системы, качество представительства интересов.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *