Отличительный признак государства – Понятие государства и его отличительные признаки.

Что является признаком любого государства? Признаки государства: таблица — Red Like

Слово «государство» употребляется людьми в обыденной речи. Чтобы правильно его использовать, нужно разобраться, что является признаком любого государства. От грамотного применения термина зависит, правильно ли мысли будут обличены в слова, и какую смысловую нагрузку они понесут собеседнику.

Значение термина «государство»

Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. Для первого характерно отождествление государства с конкретной страной. Например, высказывания: «государства — члены Европейского Союза» или «государство Мозамбик» дают представление о странах с населяющими их народами. Такое широкое значение слова сложилось в древности и получило распространение в средние века. В более узком понимании термин воспринимается как один из составляющих политическую систему институтов, которому принадлежит высшая власть в обществе. Такой смысл вложили в это слово в XVIII-XIX веках. Тогда шло формирование гражданского общества, и возникла необходимость обособления государственных институтов от народа и негосударственных учреждений политической системы.

Возникновение

Государство появляется на определённой ступени развития человеческого общества. Оно возникает как политический институт, как организация власти для управления обществом. Для него характерны общие признаки. Государства формировались на протяжении длительных исторических периодов, и в настоящее время утвердилось два взгляда, две теории.

Первая концепция утверждает, что государство – это естественный этап в становлении общества. Его выдающиеся основатели — Т.Гоббс и Дж. Локк — настаивали, что государство возникает при заключении договора между людьми. Граждане передают часть прав государству как институту, взявшему на себя защиту территории и людей, проживающих на ней. Оно выступает гарантом безопасности и формирует определённую социальную группу управленцев-чиновников.

Основателем второй теории считается Платон. Его идеи развили Ф.Ницше и Д. Юм. Они доказывали несостоятельность первой концепции. По их мнению, государство – это результат завоевания небольшой группой основной массы населения. Хорошо вооружённые и воинственно настроенные люди вполне могут покорить большое количество слабо организованных народов. Скорее всего, в истории человечества присутствовали оба пути формирования государства. Первоначально человеческое общество создало единственную политическую организацию. Вместе с развитием общества и эволюцией государства стали возникать другие политические организации, такие как партии, союзы, блоки или движения.

Государство – ядро политической системы

Это важнейший институт социально-политической системы общества, являющийся её ядром. Ему принадлежит верховная власть в обществе, что является признаком любого государства. Оно, управляя жизнедеятельностью людей, поддерживает в своих рамках порядок и стабильность. Оно регулирует отношения между социальными слоями, между человеком и государством, отвечает за безопасность людей.

Для исполнения возложенных на государство функций создаётся специальный аппарат управления обществом. С точки зрения истории, государство как социальное организация, которая, обладая верховной властью над населением в границах определённой территории, решает общие для людей проблемы и стремится сохранить общий порядок и достичь общего блага. К признакам государства относятся структурные характеристики, выражающиеся в разветвлённой сети учреждений и организаций, выполняющих законодательную, исполнительную и судебную функции. Власть государства считается суверенной (верховной) относительно всех организаций и людей на подвластной территории. Государственная власть независима и самостоятельна от иных стран. Государство на международном уровне представляет интересы всего общества, всех своих граждан. Ему присущи уникальные признаки и атрибуты, которые не имеют аналогов у других политических организаций.

Структура

Государство характеризуется сложной организационной структурой. Важнейший признак государства – наличие следующих элементов: законодательные органы, исполнительно-распорядительные учреждения, судебные структуры, вооруженные силы, органы охраны государственной безопасности и общественного порядка и так далее. Такое многообразие предоставляет государству возможность, наряду с основными функциями, выполнять функцию институционализированного насилия (принуждения) по отношению к большим социальным группам и отдельным гражданам. Ярким примером служат политические репрессии времён СССР, которым подвергались целые народы (немцы, крымские татары, ингуши и другие) и отдельные социальные слои (буржуазия, крестьяне-кулаки, купечество и другие).

Форма правления: монархия

Принято выделять две основные формы государственного правления – монархия и республика. При характеристике каждого вида используются признаки государства. Таблица даёт представление об общих чертах и различиях.

Монархия – это такое государство, в котором верховная власть сосредоточена в руках одного человека (монарха). Обычно она передаётся по наследству, но может быть выборной или наследственно-выборной. Существуют конституционная и абсолютная монархия.

При конституционной монархии власть правителя ограничивается конституцией. Такое ограничение выражается либо в парламентском, либо дуалистическом характере. В первом случае монарх не имеет власти, оставаясь лишь представительным органом, а правительство отчитывается перед парламентом. Во втором случае власть монарха ограничивается парламентом и конституцией в области принятия законов, но правитель волен назначать правительство и действовать в рамках принятых ограничений.
При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничивается. Он является абсолютным правителем, все органы власти подотчётны ему.

Форма правления: республика

Такая форма подразумевает участие граждан в управлении. Это проявляется в проведении выборов кандидатов высшие органы власти. Они избираются на определённый срок и отчитываются о результатах своей деятельности перед своими избирателями.
Принято выделять виды республик: президентская (полнота власти сосредоточена в руках главы государства), парламентская (властные полномочия в руках парламента, партия-победитель претендует на главенство в правительстве). Смешанная республика основывается на разделении полномочий между президентом, премьер-министром и парламентом.

Основные признаки государства

С момента своего возникновения и до современности страны пережили много форм и видов власти. Но можно выделить общие признаки, присущие любому государству. Их наличие или отсутствие позволяет сделать вывод, о каком политическом институте идёт речь: о государстве или нет.

Рассмотрим признаки государства. Таблица в сжатом виде показывает их.

Публичная власть

Власть, которая отделена от общества и не совпадает с социальной организацией. Политическое управление обществом осуществляют специально подготовленный слой людей, что является признаком любого государства.

Суверенитет

Государству присуща верховная власть над институтами, организациями и отдельными гражданами, находящимися на территории государства.

Право на законное применение силы

Государство обладает монополией на ограничение прав и свобод гражданина на законных основаниях. Для достижения этих целей государство создаёт специальные силовые структуры, к которым относятся суды, полиция и армия.

Сбор налогов

Для содержания органов государственной власти необходимы средства, которые государство получает при взимании налогов и сборов с граждан. Отличительным признаком государства является узаконенный сбор средств в государственную казну. Поступления в государственную казну тратятся на оборону, экономическую и социальную политику и другие нужды государства.

Гражданство

Человек обладает обязательным членством в государстве. С момента рождения он получает гражданство. Если членство в других политических организациях (партии, объединения и другое) не считается обязательным, то гражданство относится к обязательному атрибуту любого человека.

Представительство всего общества

Государство заявляет о праве представлять общество как отдельную единицу и праве защищать интересы всего общества. Реальность показывает, что ни одно государство не смогло отражать интересы всех социальных слоёв населения и каждого гражданина общества.

К признакам государства относятся самые существенные характеристики этого политического института. Впервые о них узнают учащиеся средней школы на уроках обществознания.

Основные атрибуты государства

Ему присущи отличительные атрибуты, как и основные признаки государства. К ним относятся:

Территория.

Она определяется государственными границами, которые разделяют области распространения власти суверенных государств.

Население.

Жители ограниченной территории считаются подданными государства. Они обязаны выполнять законы и подчиняться власти конкретной страны. Государство берёт на себя обязательство защищать их.

Аппарат управления.

К нему относятся органы власти и особый слой чиновников, выполняющих функции власти. Государственный законодательный орган издаёт законы, формулирует правила, которые становятся обязательными для выполнения всем населением данного государства.

Внутренние функции

Характерные признаки государства влияют на деятельность государства, на выполнение им внешних и внутренних задач. Каждое направление деятельности предполагает набор функций.

Внутренние функции:

  • управление обществом;
  • достижение компромисса интересов различных слоёв общества и удовлетворение их потребностей;
  • сохранение властных полномочий в своих руках.

Внешние функции

Внешние функции включают:

  • представительство интересов всего народа;
  • защита территории;
  • сохранение суверенности власти;
  • выступление в роли равноправного субъекта международных отношений.
  • Соотношений понятия «государство» с другими

В обыденной речи понятия «государство», «страна» и «общество» употребляются как слова-синонимы. Часто наряду с ними применяют и термин «правительство». Чтобы разобраться в их различии, перечислите признаки государства. Эти понятия хоть и имеют общие черты, но между ними существуют существенные различия.

Страна – это культурно-географический термин. Его грамотное употребление подразумевает характеристику территории, её климата и природных зон, описание население с его национальными и религиозными различиями. Предмет нашего обзора — понятие политическое, что является признаком любого государства. Оно объясняет политические особенности конкретной страны, включая форму правления, политический режим и территориальную структуру.

Общество – термин более широкий, чем государство. Слой профессиональных управленцев обособлен от остальной части общества и обладает определённой самостоятельностью.
Правительство – термин более узкий, чем государство. Это только инструмент реализации политической власти государства – распорядительные и исполнительные органы.

Правительства меняются: одни уходят, другие приходят. Государство — более устойчивый институт политической системы.


RedLike.club – позитив, вдохновение и лайфхаки

Нажмите Нравится, →
чтобы получать лучшие
посты в Facebook.

Похожее

redlike.club

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА — Мегаобучалка

ГОСУДАРСТВО — это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, издающая законы, выражающая волю собственников средств производства или всего народа.

Основные признаки:1)государственнаятерритория, 2) народ (институт гражданства и подданства), 3) публичная (государственная) власть, 4) государственный суверенитет. 5) неразрывная связь государства и права, 6) государство взимает налоги, 7) располагает специальным аппаратом.

Дополнительные признаки:Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом, отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.

 

Признаки государства:

1. НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

Государственная территория состоит из двух элементов фактической и юрисдикционной территории.



Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами и, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, посольства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

2.НАСЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА)

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно нового (по сравнению с кровно-родственными либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории.

Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требования от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина государства (в государствах с монархической формой правления – подданного), непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства.

При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся: право избирать и быть избранными в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти.

3.ПУБЛИЧНАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ.

Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером.

Власть публичная потому, что выступает от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе. Но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и контрольно-надзорной сферах.

Таким образом, государственная власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ.

СУВЕРЕНИТЕТ как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

— публичность государственной власти – решения органов государственной власти распространяется на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

— высшая юридическая сила государственных властных предписаний — государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке, признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством;

— гарантированность и санкционированность норм публично-правового характера – только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с государственным суверенитетом в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты.

Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избранными в представительные органы затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение, вплоть до отделения. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). Крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

5. НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Правотворчество является исключительной прерогативой государства.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА составляет один из признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуется налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Налоги, необходимы для выполнения задач и функций государства. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, развития экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества.

Налоги— это обязательные платежи, взимаемые с юридичес­ких и физических лиц в пользу государства. На их долю прихо­дится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Принято различать три основные вида налогов: прямые, кос­венные и целевые налоги.

1) Прямые налоги— это налоги, которыми обла­гаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и физичес­ких (население) лиц, а также имущество налогоплательщиков. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный на­лог, налог на землю, налог на имущество предприятий и физичес­ких лиц, налог на сделки, изъятия в пользу государства (государс­твенная пошлина). В случае прямого налогообложения сумма на­лога вносится плательщиком непосредственно в казну.

2) Косвенные налогиналоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечис­ляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупа­тель. К косвенным налогам относятся (акцизы), таможенные пош­лины, фискальный монопольный налог.

3) Целевые— формируют в рамках всего государства фонды социального страхования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

7. Государство– единственная в политической системе организация, которая располагает аппаратом принуждения.

В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как «силовые структуры»:

— правоохранительные органы (карательные) – органы внутренних дел, прокуратура, аппарат судебных исполнителей, система исполнения наказания (тюрьмы, колонии и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;

— вооруженные силы и органы безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность – армия, ФСБ (федеральная служба безопасности), разведка, контрразведка, пограничная служба.

megaobuchalka.ru

Отличительные признаки государства: 1957_anti — LiveJournal

По сравнению со старой родовой организацией государство отличается, во-первых, разделением подданных государства по территориальным делениям. Старые родовые объединения, возникшие и державшиеся в силу кровных уз, сделались, как мы видели, недостаточными большей частью потому, что их предпосылка, связь членов рода с определенной территорией, давно перестала существовать.

Территория осталась, но люди сделались подвижными. Поэтому исходным пунктом было принято территориальное деление, и гражданам предоставили осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Такая организация граждан по месту жительства общепринята во всех государствах. Она поэтому нам кажется естественной; но мы видели, какая потребовалась упорная и длительная борьба, пока она могла утвердиться в Афинах и Риме на место старой организации по родам.

Вторая отличительная черта — учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила. Эта особая публичная власть необходима потому, что самодействующая вооруженная организация населения сделалась невозможной со времени раскола общества на классы. Рабы также входят в состав населения; 90 000 афинских граждан по отношению к 365 000 рабов образуют только привилегированный класс. Народное войско афинской демократии было аристократической публичной властью, направленной против рабов, и держало их в повиновении; но для того, чтобы держать в повиновении также и граждан, оказалась необходимой, как рассказано выше, жандармерия. Эта публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были не известны родовому устройству общества. Она может быть весьма незначительной, почти незаметной в обществах с еще неразвитыми классовыми противоположностями и в отдаленных областях, как это наблюдается иногда кое-где в Соединенных Штатах Америки. Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Взгляните хотя бы на теперешнюю Европу, в которой классовая борьба и конкуренция завоеваний взвинтили публичную власть до такой высоты, что она грозит поглотить все общество и даже государство.

Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. Последние были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем достаточно хорошо. С развитием цивилизации даже и налогов недостаточно; государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. И об этом старушка Европа может порассказать немало.
Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность. Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним.

Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. Государственное издательство политической литературы. Москва, 1961. Т. 21. С. 170-171.



Читайте свежие материалы на нашем сайте 1957anti.ru


1957-anti.livejournal.com

7. СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. Политология: Шпаргалка

7. СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство является центральным институтом политической системы. Государство – территориальная организация общества, которая характеризуется своим социально-политическим пространством. Социальным в том смысле, что территория, занимаемая государством, является средой жизнедеятельности данного общества. Политическое – в смысле границ действия государственной власти. Бытие современного государства связано с наличием единого экономического, а также правового и информационного пространства. Политическому государственному союзу свойственны общая культурная среда, общий язык, а также во многих случаях единая религия.

Государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих социально значимые виды их поведения и деятельности. Государство – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти. Как политико-правовой институт, государство не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющую от имени общества публичную власть и управление людьми.

Государство – явление очень многогранное. Причины его появления объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, социальными, экономическими, национальными, религиозными и т. д. Их совокупное осмысление практически невозможно в рамках отдельной теории Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства – в совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявления в реальной жизни. Государство – продукт внутренней эволюции общества и выступает в качестве организации для управления обществом. Таким образом, это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает законы, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения.

Во всех концепциях просматриваются две тенденции в интерпретации сущности государства. С одной стороны, подчеркивается общесоциальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности; с другой – государство считается орудием отстаивания частных интересов, выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих. Государство выделяется из общественного целого, когда элементы государства получают способность развиваться автономно и общественная природа человека находит свое выражение в государственных образованиях.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Понятие государства и его отличительные признаки — Мегаобучалка

Существует множество подходов к определению государства.

Все имеющиеся представления, связанные с внешним образом государства (формой и сущностью государства как социального явления ) могут быть сведены в 2 концепции.

 

1)Организационная – государство понимается как социальная организация.

Государство – особая универсальная для данного общества организация, обладающая уникальной публичной властью и спец аппаратом управления обществом.

 

А) в узком смысле – государство отождествляется с аппаратом государственной власти и силовыми структурами, при помощи которых осуществляется государственное принуждение.

Б) в широком – государство есть все политически организованное общество.В качестве структурных элементов :

1.Социальные органы, осуществляющие управление (орг гос власти)

2 Органы, осуществляющие управленческие процессы

3 Органы, являющиеся объектом управленческого воздействия.

 

 

В рамках организационной концепции существует 2 мифа понимания государства

1 миф – на утверждении в качестве цели государства достижения общего блага властвующих и подвластных.

2 миф — на восприятии государства как субъекта действия.

2)Функциональная – государство не в качестве субъекта действия, а в качестве системы отношений в составе упорядоченной политико-правовой реальности.

Государство – сложившийся в пределах определенной территории и обеспечиваемый при помощи регулятивных, охранительных механизмов порядок управления обществом.

 

Правитель – субъект правления

Сфера правления – объект управленческого воздействия

Государство

1. юридический подход — юридическая персонификация населения.

2.теологическая — установленный богом порядок управления обществом

3. кибернетическая – информационные системы

4. классический — территория , власть, народ

5.нормативный – как совокупность правовых норм

Государство – политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества, или отдельной его части,, обладающей монополией на законотворчество, правосудие и легальное принуждение.



Признаки : 1) суперенитет (внутренний – внешний),

2) территория( юрисдикционная – экстерриториальная и оккупационная факт –вода, воздух, земля Конвенция по морскому праву 1982 года. 12 морских миль)

3) институт гражданства, подданства

4) аппарат публичной власти

5) монопольное право на законность, правосудие и легальное принуждение.

6) налоги (сборы, тарифы, пошлины)

10. Государственный суверенитет: понятие и содержание.

Государственный суверенитет — это присущее государству вер­ховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

В обществе власть может существовать в разных видах: партий­ная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собствен­ных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с дру­гими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внут­ренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического ре­жима.

Верховенство государственной власти означает:

1) ее безусловное распространение на население и все социаль­
ные структуры общества;

2) монопольную возможность применения таких средств воздей­
ствия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни),
которыми не располагают другие субъекты политики;

3) осуществление властных полномочий в специфических фор­
мах, прежде всего юридических (правотворческой, правопримени­
тельной и правоохранительной)

4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожным: акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагаю­щие принципы, какединство и неделимость территории, неприкос­новенность территориальных границ и невмешательство во внут­ренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставля­ет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособ­ности обеспечить собственный суверенитет и национально-государ­ственные интересы.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет госу­дарства включает экономические, политические и правовые аспекты,

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета — существование стабиль­ного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой по­литической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законо­дательство, декларации, общепризнанные принципы международ­ного права, фиксирующие равенство государств, их территориаль­ную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компо­нента политической системы общества

megaobuchalka.ru

Что НЕ относится к основным отличительным признакам государства?

1. монопольное право на применение принуждения;

2. монопольное право на издание законов и правовых актов;

3. монопольное право на взимание налогов и сборов с населения;

4. суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне;

Монопольное право на участие в международных форумах.

 

Что НЕ входит в государственный механизм?

1. политические партии;

2. представительные органы;

3. исполнительно-распорядительные органы;

4. органы судебной власти;

5. органы прокуратуры.

 

Что НЕ входит в государственный механизм?

1. органы государственного контроля;

2. исполнительно-распорядительные органы;

3. органы судебной власти;

4. общественные организации и объединения;

5. органы прокуратуры.

 

Что НЕ входит в государственный механизм?

1. общественные организации и объединения;

2. органы охраны общественного порядка;

3. органы судебной власти;

4. органы прокуратуры;

5. органы государственного контроля.

 

Что НЕ входит в государственный механизм?

1. органы охраны общественного порядка;

2. органы судебной власти;

3. общественные организации и объединения;

4. органы государственного контроля;

5. органы государственной безопасности.

 

Что НЕ входит в государственный механизм?

1. группы давления;

2. вооруженные силы;

2. органы охраны общественного порядка;

3. органы судебной власти;

5. органы государственного контроля.

 

171. Не является типом государства:

1. рабовладельческий;

2. феодальный;

3. буржуазный;

4. социалистический;

Тоталитарный.

 

172. Способ организации и осуществления государственной власти — это:

1. форма государственного правления;

2. форма государства;

3. форма государственного устройства;

4. политический режим;

5. государственный механизм.

 

173. Организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан – это:

1. форма государственного правления;

2. форма государства;

3. форма государственного устройства;

4. политический режим;

5. государственный механизм.

 

174. Территориально-организационная структура государства, характер взаимоотношений центральных и местных властей раскрываются понятием:

1. форма государственного устройства;

2. форма государственного правления;

3. форма государства;

4. политический режим;

5. государственный механизм.

 

175. Совокупность структур власти, характеризующихся образом правления, методами и средствами осуществления правящими кругами своей политической власти – это:

1. форма государственного правления;

2. форма государственного устройства;

3. политический режим;

4. форма государства;

Государственный механизм.

 

176. Форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица:

1. монархия;

2. анархия;

3. олигархия;

4. полиархия;

5. аристократия.

 

177. Форма правления в Великобритании:

1. абсолютная монархия;

2. смешанная республика;

3. президентская республика;

4. конституционная монархия;

5. парламентская республика.

 

178. Форма правления в Саудовской Аравии:

1. абсолютная монархия;

2. конституционная монархия;

3. смешанная республика;

4. ограниченная монархия;

5. парламентская республика.

 

179. Форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или парламента:

1. олигархия;

2. республика;

3. монархия;

4. охлократия;

5. меритократия.

 

180. Форма правления, при которой президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти:

1. президентская республика;

2. конституционная монархия;

3. смешанная республика;

4. полупрезидентская республика;

5. парламентская республика.

 

181. Форма правления, при которой правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом:

1. конституционная монархия;

2. смешанная республика;

3. парламентская республика;

4. президентская республика;

5. полупрезидентская республика.

 

182. Форма правления, при которой отличительным признаком является двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом:

1. смешанная республика;

2. конституционная монархия;

3. абсолютная монархия;

4. президентская республика;

5. парламентская республика.

 

183. Форма правления в Италии:

1. конституционная монархия;

2. парламентская республика;

3. полупрезидентская республика;

4. президентская республика;

5. абсолютная монархия.

 

184. Форма правления во Франции:

1. полупрезидентская республика;

2. конституционная монархия;

3. абсолютная монархия;

4. президентская республика;

5. парламентская республика.

 

185. Единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью:

1. федерация;

2. конфедерация;

3. президентская республика;

4. унитарное государство;

5. парламентская республика.

 

186. Сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью:

1. федерация;

2. конфедерация;

3. президентская республика;

4. унитарное государство;

5. парламентская республика.

 

187. Сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью:

1. конфедерация;

2. президентская республика;

3. унитарное государство;

4. федерация;

5. парламентская республика.

 

188. Союз юридически и политически самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей:

1. конфедерация;

2. унитарное государство;

3. президентская республика;

4. федерация;

5. парламентская республика.

 

189. Государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа – это государство:

1. демократическое;

2. светское;

Правовое;

4. тоталитарное;

5. суверенное.

 

190. Не является отличительным признаком правового государства:

1. республиканское правление;

2. суверенитет народа;

3. верховенство народа;

4. всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов;

5. взаимная ответственность государства и личности.

 

191. Взаимная ответственность государства и личности – отличительный признак … государства (вставьте пропущенное слово):

1. светского;

2. демократического;

3. теократического;

4. тоталитарного;

5. правового.

 

192. Всеобщность права, связанность правом государства и его органов — отличительный признак … государства (вставьте пропущенное слово):

1. правового;

2. теократического;

3. светского;

4. демократического;

5. тоталитарного.

 

193. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства — отличительный признак … государства (вставьте пропущенное слово):

1. светского;

2. демократического;

3. тоталитарного;

4. правового;

5. теократического.

 

194. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан — отличительный признак … государства (вставьте пропущенное слово):

1. правового;

2. теократического;

3. светского;

4. демократического;

5. тоталитарного.

 

195. Государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей – это … государство (вставьте пропущенное слово):

1. светское;

2. социальное;

3. правовое;

4. демократическое;

5. теократическое.

 

196. Система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений:

1. общественные движения;

2. политические партии;

3. демократическое общество;

4. светское общество;

Гражданское общество.

 

197. Добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов:

1. общественное объединение;

2. демократическое общество;

3. светское общество;

4. гражданское общество;

5. партийная система.

 

198. Организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении:

1. политическая организация;

2. политическая партия;

3. общественное движение;

4. общественная организация;

5. общественное объединение.

 

199. Наличие определенной программы деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов – это отличительный признак:

1. политической партии;

2. общественного объединения;

3. общественного движения;

4. государственной организации;

5. общественной организации.

 

200. Установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению – это отличительный признак:

1. общественного движения;

2. общественного объединения;

3. политической партии;

4. профессиональной организации;

5. общественной организации.

 

studopedia.net

Признаки государства – основания для признания

Государство как правовое явление обладает набором отличительных черт, отделяющих его от других социально-культурных образований. Данные характеристики в правовой науке получили название «признаки государства». Правоведы имеют различные точки зрения на состав таких черт, однако, все они выделяют основные и второстепенные характеристики. Основные (они же обязательные) признаки государства дают возможность выделить его среди других объединений людей. Второстепенные черты обособляют страну из общей массы себе подобных. Итак, рассмотрим их.

Обязательные признаки государства.

Формирование государства из родоплеменной общины произошло вследствие придания ему особых черт. Ими стали территория, население, суверенитет и публичная власть.

Население (народ). Это первая и основная характеристика. Проистекает данное утверждение из самого определения государства. При отсутствии народа не могут быть определены и другие отличительные признаки государства. В тоже время стоит помнить о том, население не может ограничиваться какими-либо строгими рамками, как например: расовый, половой, национальный, профессиональный, религиозный. В случае, когда это происходит, то следует говорить о нации, профсоюзе или т.д. Объединение населения в государстве строится на общей цели, сформулированной в виде непрекословно исполняемого правила (закона).

Территория. В догосударственный период люди, как правило, объединялись в группы и мигрировали по мере истощения продовольственных запасов на определенной территории. С возникновением государства те же объединения установили условно фиксированный ореол обитания, закрепив его границы как на наземной и водной площади, так и в воздушном пространстве. В рамках территории государства действуют единые законы, обязательные для исполнения всем населением.

Суверенитет. Данный признак характеризует тем, что на территории государства вся полнота власти осуществляется только населением данной страны. То же относится и к представительству своих интересов в международных отношениях.

Публичная власть. В родоплеменных общинах решения о судьбе племени принимались на общем совете всеми членами группы. В государстве народ делегирует свои представительские права по управлению государством определенным лицам. Они могут быть избраны или назначены. Публичная власть характеризуется наличием авторизированного аппарата управления, функционирующего на условиях легитимности.

Таким образом, основными отличительными признаками государства являются народ (население), территория, суверенитет и публичная власть. Но следует помнить, что такими же чертами могут обладать и государствоподобные образования. Поэтому необходим дополнительный перечень характеристик, обособляющий его среди общностей людей.

Второстепенные признаки государства.

Первой из данной категории черт является наличие системы права. Люди, проживающие на определенной территории, устанавливают свои общеобязательные правила, за неисполнение которых следует наказание.

Вторым признаком считается наличие налоговой системы, предназначение которой заключается в финансировании деятельности государства, его властных органов и социальных программ.

Третья характеристика заключается в формировании и функционировании в государстве специальных органов, обеспечивающих исполнение общеобязательных правил поведения, коими является система права. К данному признаку также следует отнести и наличие армии, в обязанности которой входит сохранение целостности государства в рамках закрепленной территории.

Четвертой чертой служат наличие отличительных символов государства – герба, флага и гимна.

Стоит отметить, что, несмотря на всё свое многообразие, признаки государства должны соответствовать особой «связке» — государство + право. Данное утверждение базируется на том, что народ, который фактически и является краеугольным камнем страны, не может функционировать без четко оговоренных рамок поведения, коими и становятся законы, правовые обычаи, подзаконные нормативные акты, судебные прецеденты и т.п. Правоведы, как правило, выделяют данное положение в особую черту, не относя её ни к основным, ни к второстепенным.

В заключении хотелось бы отметить, что признаки государства – это особые характеристики, которые позволяют выделить особую общность людей среди других ей подобных. Они имеют значение, т.к. соответствие им обозначает возможность признания государства таковым на международном уровне.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *