Относится к формальным санкциям – наказаниям за действия неодобряемые обществом
38.Относится к формальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Публичное осуждение
б) Общественное порицание
в) Административный штраф
г) Отказ от рукопожатия
39.Относится к неформальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Разоблачительная статья в газете
б) Лишение гражданских прав
в) Отлучение от церкви
г) Увольнение
40. Относится к формальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Общественное признание
б) Награждение орденом
в) Аплодисменты
г) Похвала коллег
41. Относится к неформальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Публичное одобрение со стороны официальных организаций
б) Комплимент
в) Почетная грамота
г) Ученое звание
42. Отклоняющееся поведение всегда:
а) Наносит ущерб обществу
б) Причиняет вред личности
в) Нарушает нормы права
г) Не соответствует социальным нормам
43. Предписания того, как надо правильно вести себя в обществе, характеризуют социальный контроль на уровне:
а) Норм-запретов
б) Норм-разрешений
в) Санкций-поощрений
г) Санкций-наказаний
б) Допишите предложения:
1. Сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом движений, манер, поступков, действий и опыта других людей охватывается понятием_____________
2. «Власть даже пустого человека наполняет содержанием». Данное утверждение, принадлежащее немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру, выводится из формального лидерства, понимаемого как_____________________________________________________
3. Делает человека человеком – независимо от того, верит ли он в Бога или нет, склонен к писанию стихов или равнодушен к ним, совершает преступления или борется с ними – особый способ существования, именуемый__________________________________
4. По своему содержанию санкции могут быть позитивными и негативными. Первые принимают различные формы наказание, тогда как вторые — __________________
5. В основе рыночной экономики лежит практически поведенческая ориентация, ставящая во главу угла самоценность личности — ее свободу, право самостоятельно определять свои интересы и быть хозяином собственной судьбы. Такая ориентация называется____________________________________________________________________
6. Социально активный тип личности, живущей для политики, и за счет политики, — это тип профессионального_____________________________________________________
7. Человеческие существа, выросшие в изоляции от общества и воспитанные животными, принято называть__________________________________________________
8. Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал, что человеком рождаются, а личностью становятся. Это превращение человека в личность происходит в ходе__________________________________________________________________________
9. Принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, сознательном подчинении личных интересов общественным интересам – это________________________________________
10. Очень часто политических лидеров классифицируют в виде парных противоположностей: реформатор – революционер, консерватор – радикал, идеолог — ____________________________________________________________________________
в) Впишите понятия, соответствующие приведенным
ниже определениям:
Определение | Понятие |
1) Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать ради них своими личными интересами | |
2) Максимально завышенная роль личности политического лидера, его чрезмерное возвеличивание и даже обожествление. | |
3) Социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом | |
4) Духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад | |
5) Погоня за успехом в любых видах деятельности, вызванная стремлением к личному благополучию | |
6) Интегральный показатель общественного положения личности, охватывающий профессию, квалификацию, должность | |
7) Общее правило поведения, рассчитанное на регулирование того или иного вида общественных отношений, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. | |
8) Приспособление организма человека к новым или изменившимся географическим условиям существования | |
9) История жизни человека | |
10) Человек, психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на самого себя, замкнутостью, созерцательностью |
г) Умозаключите:
1. «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой?
____________________________________________________
2. «В России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти». Что в этом высказывании В.Гиляровского подразумевается под «властью тьмы»?
____________________________________________________
3. Жизненное кредо, какого типа политически социализированной личности замечательно точно описал русский поэт начала ХХ века Саша Черный?
Моя жена – наседка, /Мой сын, увы, эсер,
Моя сестра кадетка, /Мой дворник – старовер,
Кухарка – монархистка, /Аристократ – свояк,
Мамаша – анархистка, /А я – я просто так…
Это кредо________________________________________________
«Человек и процессы познания»
_____________________________________________________
а) Определите правильный вариант:
1. Внутренний мир индивида, его чувства, мысли, идеи, а также способность выделять себя из окружающего мира:
а) Представление
б) Воображение
в) Сознание
г) Интеллект
2. Убеждение, что человеческие действия и их результаты предопределены некоей высшей силой – Божьей волей, роком, судьбой:
а) Фатализм
б) Футуризм
в) Фетишизм
г) Фанатизм
3. С мифологическим мировоззрением генетически связано мировоззрение:
а) Философское
б) Научное
в) Религиозное
г) Обыденное
4. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственного воздействуют на органы чувств:
а) Рефлексия
б) Восприятие
в) Представление
г) Ощущение
5. Особый механизм познания на уровне бессознательных структур психики:
а) Воспоминание
б) Медитация
в) Воображение
г) Наитие
6. Ощущение – это:
а) Форма рационального познания
б) Психическое свойство, присущее только человеку
в) Форма чувственного познания
г) Способ объяснения мира
7. Не характерно для рационального познания:
а) Умозаключение
б) Суждение
в) Понятие
г) Восприятие
8. Суждения: 1) Рациональное познание – это проникновение в суть вещей, скрытой от непосредственного взора; 2) Рациональное познание, в отличие от чувственного, присуще только образованным людям:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
9. Наблюдение и отражение человеком запаха, формы, цвета, твердости предмета в данный момент времени – это:
а) Ощущение
б) Восприятие
в) Представление
г) Суждение
10. «Земля не является центром солнечной системы» — это:
а) Понятие
б) Суждение
в) Умозаключение
г) Наблюдение
11. Истина – это:
а) Соответствие одной мысли другой
б) Соответствие мысли предмету
в) «Вещь в себе»
г) Результат познания
12.Противоположностью истины является:
а) Заблуждение
б) Ложь
в) Обман
г) Искажение
13. Суждения: 1) Заблуждение есть не до конца познанная истина; 2) Заблуждение есть преднамеренно искаженная истина:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
14. Суждения: 1) Истинное знание — то, которое разделяется большинством людей; 2) Истинное знание — то, которое соответствует познаваемому объекту:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
15. Практика – это, прежде всего:
а) Основа познания
б) Цель познания
в) Часть познания
г) Начало познания
16. В процессе познания выделяют два уровня:
а) Теоретический и обыденный
б) Эмпирический и философский
в) Чувственный и рациональный
г) Религиозный и научный
17. Эмпирическое познание — это:
а) Признание приоритетным источником всех знаний практического опыта
б) Приоритет разума над практическими знаниями
в) Сомнение в достоверности имеющихся знаний о мире
г) Формирование образа ранее воспринятого объекта
18. Относится к научным знаниям знание:
а) Расписания движения поездов
б) Законов генетики
в) Правил поведения в общественных местах
г) Норм трудового законодательства
19. Какое из приведенных ниже утверждений является научным?
а) Время течет повсюду одинаково
б) Делая добро другим, человек нравственно возвышается
в) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам
г) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
20. Примером научного знания является следующее представление:
а) Пространство – это огромный контейнер, в котором появились некогда время и материя
б) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни
в) Человек чихает, понюхав перец
г) Темперамент – это динамика поведения личности, обусловленная свойствами нервной системы
21.Пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» — пример:
а) Народной мудрости
б) Научного знания
в) Здравого смысла
г) Научного эксперимента
22.Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:
а) Самовоспитание
б) Самореализация
в) Самопознание
г) Самообладание
23. Самопознание направлено:
а) На отражение объективно существующей действительности
б) Выявление сущности своего субъективного «Я»
в) Формирование знаний об окружающем мире
г) Анализ и оценку поведения других людей
24. Суждения: 1) Самопознание предполагает постижение человеком самого себя, своих способностей, возможностей, устремлений; 2) Самопознание возможно только в условиях полной изоляции человека от внешнего мира, от общения с другими людьми:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
25. Творчество проявляется:
а) В неукоснительном следовании должностным инструкциям
б) В соблюдении традиционных обычаев и нравов
в) В переходе улицы в неустановленном месте
г) В создании «ноу-хау»
26. Высказывание В.Г.Белинского о том, что «роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни», подчеркивает, что:
а) Знания являются побочным продуктом искусства
б) Искусство способно не только улавливать важные для людей и общества процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную познавательную информацию
в) Художественное произведение эмоционально окрашено
г) Искусство не может являться средством познания мира
27. Способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (аксиом, постулатов и т.д.):
а) Обобщение
б) Аналогия
в) Индукция
г) Дедукция
28. Теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир и место человека в этом мире:
а) Религия
б) Наука
в) Культура
г) Право
29. Тип мировоззрения, которое в решающей степени формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личных опыт и здравый смысл:
а) Обыденный
б) Научный
в) Религиозный
г) Гуманистический
30. Из перечисленных ниже суждений, правильным является суждение:
а) Политическое сознание — основная форма общественного сознания
б) Политическое сознание характерно для массы — на уровне индивида, как таковое, отсутствует вообще
в) Политическое сознание содержит в себе только передовые научные знания
г) Политическое сознание включает в себя также политические мифы и стереотипы
б) Допишите предложения:
1. В отличие от процессов неживой природы, которые носят спонтанный характер, человеческая деятельность предполагает в качестве исходной посылки________
2. Пять составных чувств человека как высшего творения природы, с помощью которых он познает мир – это зрение, осязание, слух, обоняние и ____________________
3. Исследование возможностей и границ познания составляет содержание такой нормативной науки о человеке, как ______________________________________________
4. В процессе познавательной деятельности человек наблюдает явление, анализирует связанные с его развитием закономерности и рационально (логические) обосновывает (или же интуитивно постигает) его___________________________________
5) Процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления характеризует такую форму рационального познания, как _____________________________________________________________________________
6) Сохраняющийся в памяти обобщенный чувственно-наглядный образ предмета характеризует такую форму чувственного познания, как_____________________________
7) Если целью трудовой деятельности является создание нового продукта, то целью познавательной деятельности получение__________________________________________
8) Создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растения иллюстрирует вполне определенную функцию науки, а именно:______________
9) Каждый предмет материальной культуры – это результат не только «исполняющей руки», но и «мыслящей____________________________________________
10) Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом обобщения________
в) Умозаключите:
1. Какой этап в научном и художественном творчестве, который не поддается сознательно-волевому контролю автора и появляется спонтанно, вдруг (нередко во сне), раскрывается в нижеследующих строках А.С.Пушкина?
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне –
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
Ответ_____________________________________________________
2. Какая этическая норма науки заключена в известном изречении Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Ответ __________________________________________________
3. Какое качество истины органически вытекает из следующего высказывания В.Г.Белинского: «Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины»?
Ответ __________________________________________________
г) Впишите понятия
Определение | Понятие |
1) Направление в философии, противостоящее идеализму, которое строится на признании первичности бытия по отношению к сознанию, материи – по отношению к духу | |
2) Мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в будущее, в успех. | |
3) Мысленное отвлечение в процессе познания от ряда свойств предметов и отношений между ними | |
4) Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности | |
5) Отрасль духовного производства, основной продукцией которой являются понятия, законы, теории | |
6) Логически связанная система основных идей в той или иной области знания | |
7) Научно поставленный опыт | |
8) Изложение содержания научной работы, книги, статьи | |
9) Исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения | |
10) Слово, выражающее радость, удовлетворение при решении какой-либо сложной задачи, появлении удачной мысли, идеи |
«Духовная
жизнь общества»
_____________________________________________________
а) Определите правильный вариант:
1. В качестве духовного существа человек выступает в роли:
а) Потребителя материальных благ
б) Представителя этнической группы
в) Партийного активиста
г) Атеиста
2. Что из перечисленного ниже относится к духовной сфере общества?
а) Инфраструктура политических партий и массовых общественных организаций
б) Бытовое обслуживание населения
в) Художественное творчество
г) Система здравоохранения
3. Элемент духовной жизни:
а) Проведение кинофестиваля
б) Принятие закона о рекламе
в) Строительство нового здания театра
г) Повышение гражданской активности
4. Под культурой, в широком смысле, понимается:
а) Уровень развития науки и техники
б) Совокупность всех достижений человека
в) Система среднего и высшего образования
г) Все жанры искусства
5. Формула «искусство для искусства» характерна для культуры:
а) Народной
б) Массовой
в) Элитарной
г) Национальной
6. Характерной чертой народной культуры является:
а) Ориентация на запросы потребителя
б) Сложность восприятия
в) Коллективность творческих процессов
г) Коммерциализация
7. Популярная и эстрадная музыка является органичной составляющей культуры:
а) Элитарной
б) Народной
в) Массовой
г) Конфессиональной
8. Форма культуры, связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспринимающая мир в образах и символах, — это:
а) Наука
б) Религия
в) Искусство
г) Мораль
9. К субкультуре не относится культура:
а) Молодежная
б) Городская
в) Деревенская
г) Народная
10. Является обязательным признаком искусства как вида человеческой деятельности:
а) Достоверность полученных результатов
б) Создание художественных образов
в) Ясность и логичность выражения мыслей
г) Производство материальных ценностей и благ
11. Что из перечисленного ниже принято называть четвертой ветвью власти в государстве?
а) Политические партии
б) Киноискусство
в) Средства массовой информации
г) Инфраструктура религиозных организаций
12. Не относится к средствам массовой информации:
а) Пресса
б) Телевидение
в) Художественная литература
г) Радио
13. Какое из приведенных ниже суждений является неверным?
а) Искусство осваивает действительность в художественных образах
б) Произведения искусства всегда практически полезны
в) Художественный образ является одновременно и отражением действительности, ее оценкой
г) Характерной чертой искусства является символичность
14. Признак, характерный для науки как формы культуры:
а) Образное восприятие мира
б) Системность
в) Догматизм
textarchive.ru
Бесплатные ответы на тесты МФПУ «Синергия» по предмету «Социология»
1.Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков -это ведущие принципы… идеологии
Отметьте правильный вариант ответа:
1)консервативной
2)праворадикальной
3)леворадикальной
4)либеральной
2. … социальные отношения предусматривают строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений
Отметьте правильный вариант ответа:
1)Бюрократические
2)Партнерские
3)Фратерналистские
4)Патерналистские
3. Уровень развития общества и уровень его конфликтности -это показатели,…
Отметьте правильный вариант ответа
1)которые никак не связаны между собой
2)находящиеся в обратной зависимости: чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов
3)находящиеся в прямой зависимости: чем общество богаче, тем выше в нем уровень личных и групповых притязаний, а стало быть, и больше конфликтов
4. Демографическая политика –это политика в области…
Отметьте правильный вариант ответа:
1)этнических отношений
2)экономической географии
3)народонаселения
4)природопользования
5. … признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане
Отметьте правильный вариант ответа:
1)Страноведческий
2)Профессиональный
3)Территориальный
4)Поселенческий
6. Неверно, что … относится к мировым религиям
Отметьте правильный вариант ответа:
1)христианство
2)ислам
3)конфуцианство
4)буддизм
7. Прямое отношение к культуре имеет …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)поддержка государством социально уязвимых слоев населения
2)строительство трубопровода «Северный поток»
3)расширение гражданских прав и свобод
4)организация всероссийского конкурса «Минута славы» на ТВ
8. Социальная стратификация –это …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)различные формы организации совместного проведения досуга
2)инфраструктура политических партий и массовых общественных движений
3)совокупность интеракций в процессах неформального общения между людьми
4)система признаков (критериев) социального расслоения, характерная для данного общества
9. Резкое возрастание роли знания и информации характерно для…
Отметьте правильный вариант ответа:
1)доисторических обществ
2)традиционного общества
3)индустриального общества
4)постиндустриального общества
10. Сравнивая понятия «конфликт» и «конкуренция», можно утверждать, что…
Отметьте правильный вариант ответа:
1)эти понятия являются понятиями-синонимами
2)первое может выступать как причина второго
3)второе может являться причиной первого
4)это понятия, исключающие друг друга
11. … относится к неформальным санкциям-наказаниям за действия, не одобряемые обществомОтметьте правильный вариант ответа:
1)Отлучение от церкви
2)Разоблачительная статья в газете
3)Лишение гражданских прав
4)Увольнение
12. Понятие «…» подчеркивает неповторимое сочетание в каждом конкретном человеке природных и социальных качеств, его «эксклюзивность»
Отметьте правильный вариант ответа:
1)неординарная личность
2)персона
3)индивидуальность
4)вундеркинд
13. В традиционном обществе …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)отсутствуют уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладают частные начала над коллективистскими, индивидуальные особенности человека ценятся невысоко, инициатива и предприимчивость не поощряются
2)высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость
3)имеют место уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными 4)имеет место уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными, высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость
14. Процесс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта -это … личности
Отметьте правильный вариант ответа:
1)социализация
2)воспитание
3)маргинализация
4)девиация
15. Сравнивая понятия «культура» и «цивилизация», можно утверждать, что …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)второе понятие относится к первому как часть к целому
2)это понятия, которые никак не связанные между собой
3)первое понятие определяет сущность второго
4)это понятия, которые тождественны друг другу, т.е. являются синонимами
16. Нормы поведения людей, отражающие их представление о добре и зле и реализуемые внутренним убеждением либо силой общественного мнения, относятся к разделу …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)религиозных норм
2)традиций и обычаев
3)морали
4)правовых норм
17. Первоначально наука об обществе, получившая впоследствии название «социология», именовалась как …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)социальная статика
2)социальная механика
3)социальная физика
4)социальная динамика
18. Ролевой конфликт личности -это …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)внутригрупповой конфликт
2)конфликт между личностью и группой
3)межгрупповой конфликт
4)внутриличностный конфликт
19. Пример влияния природных факторов на развитие общества:…
Отметьте правильный вариант ответа:
1)обмеление морей в результате изменения климата
2)распад Османской империи
3)строительство пирамид в Древнем Египте
4)развитие мореходства у народов, живущих на островах
20. В результате деятельности «суперэго», т.е. сознания человека, определяющего, что для него приемлемо, а что нет, возникает …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)чувство вины
2)удовлетворение импульсивного побуждения
3)сексуальное желание
4)раздражение
21. Универсальный источник конфликтов- …Отметьте правильный вариант ответа:
1)неравенство
2)власть
3)дефицит
4)деньги
22. …-это форма брака, в рамках которого мужчина имеет одну жену, а женщина -одного мужа
Отметьте правильный вариант ответа:
1)Эндогамия
2)Полигамия
3)Моногамия
4)Экзогамия
23. Жизнеописание героя трилогии о Фрэнке Каупервуде американского писателя Теодора Драйзера, прошедшего путь от мальчика-продавца мыла до магната-мультимиллионера,-это пример … социальной мобильности
Отметьте правильный вариант ответа:
1)нисходящей вертикальной
2)восходящей горизонтальной
3)нисходящей горизонтальной
4)восходящей вертикальной
24. … -общественно-экономическая формация является историческим типом общества
Отметьте правильный вариант ответа:
1)Индустриальная
2)Средневековая
3)Античная
4)Капиталистическая
25. Браком по Российскому семейному праву считается добровольный союз мужчины и женщины, заключенный …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)в органах ЗАГС
2)после сватовства и помолвки
3)после фактического начала совместной жизни
4)в религиозной организации
26. «…»-это аскриптивный статус
Отметьте правильный вариант ответа:
1)социолог
2)сын
3)студент
4)директор
27. При … хозяйстве каждая семья сама производит все, что ей необходимо для жизни
Отметьте правильный вариант ответа:
1)потребительском
2)натуральном
3)товарном
4)кустарном
28. Маргиналами называются …
Отметьте правильный вариант ответа:
1)разорившиеся предприниматели
2)опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов
3)представители социальных групп, занимающих промежуточное положение между устойчивыми общностями
4)представители национальных меньшинств
xn—-etbfclc6azafijc8n.xn--p1ai
Приобретенным (достижимым) является статус:а) Мужчинаб) Врачв) Флегматикг) Еврей28
27. Приобретенным (достижимым) является статус:а) Мужчина
б) Врач
в) Флегматик
г) Еврей
28. Статус, являющийся аскриптивным ( приписываемым):
а) Студент
б) Социолог
в) Директор
г) Сын
29. Социальный престиж – это:
а) Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями
б) Оценка, которую общество дает статусу личности или должности
в) Определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
г) Существенные и относительно устойчивые половозрастные характеристики человека
30. Личность, оказывающая постоянное и приоритетное влияние на все общество или то или иное политическое объединение:
а) Высокопоставленный чиновник
б) Общественный деятель
в) Партийный активист
г) Политический лидер
31. Харизма – это:
а) Любовь к представителям власти или иерархам церкви
б) Вера в исключительные качества и величие вождя
в) Способность одного человека повелевать другим
г) Имидж («общественное лицо») политика
32. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам, связано со стремлением человека:
а) К успеху
б) Власти
в) Признанию
г) Богатству
33. Формальное или фактическое отрицание за лицом или группой лиц тех прав и свобод, которые признаются за другими лицами и их группами:
а) Произвол
б) Национализм
в) Дискриминация
г) Расизм
34. Что из перечисленного ниже служит примером девиантного (отклоняющегося) поведения человека?
а) Атеизм
б) Алкоголизм
в) Посредственная учеба в вузе
г) Посещение стриптиз — клуба
35. Не относится к негативной девиации (поведенческим отклонениям)?
а) Вандализм
б) Цинизм
в) Жестокое обращение с животными
г) Геройство
36. Формальный (узаконенный) внешний контроль основан на одобрении или осуждении поведения человека со стороны:
а) Родственников
б) Общественного мнения
в) Коллег по работе
г) Школьных учителей
37. Какая из перечисленных ниже форм девиации требует жестких запретно — репрессивных мер?
а) Пьянство
б) Наркомания
в) Бродяжничество
г) Преступность
38.Относится к формальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Публичное осуждение
б) Общественное порицание
в) Административный штраф
г) Отказ от рукопожатия
39.Относится к неформальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Разоблачительная статья в газете
б) Лишение гражданских прав
в) Отлучение от церкви
г) Увольнение
40. Относится к формальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Общественное признание
б) Награждение орденом
в) Аплодисменты
г) Похвала коллег
41. Относится к неформальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Публичное одобрение со стороны официальных организаций
б) Комплимент
в) Почетная грамота
г) Ученое звание
42. Отклоняющееся поведение всегда:
а) Наносит ущерб обществу
б) Причиняет вред личности
в) Нарушает нормы права
г) Не соответствует социальным нормам
43. Предписания того, как надо правильно вести себя в обществе, характеризуют социальный контроль на уровне:
а) Норм-запретов
б) Норм-разрешений
в) Санкций-поощрений
г) Санкций-наказаний
б) Допишите предложения:
1. Сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом движений, манер, поступков, действий и опыта других людей охватывается понятием_____________
2. «Власть даже пустого человека наполняет содержанием». Данное утверждение, принадлежащее немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру, выводится из формального лидерства, понимаемого как_____________________________________________________
4. По своему содержанию санкции могут быть позитивными и негативными. Первые принимают различные формы наказание, тогда как вторые — __________________
5. В основе рыночной экономики лежит практически поведенческая ориентация, ставящая во главу угла самоценность личности — ее свободу, право самостоятельно определять свои интересы и быть хозяином собственной судьбы. Такая ориентация называется____________________________________________________________________
6. Социально активный тип личности, живущей для политики, и за счет политики, — это тип профессионального_____________________________________________________
8. Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал, что человеком рождаются, а личностью становятся. Это превращение человека в личность происходит в ходе__________________________________________________________________________
9. Принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, сознательном подчинении личных интересов общественным интересам – это________________________________________
10. Очень часто политических лидеров классифицируют в виде парных противоположностей: реформатор – революционер, консерватор – радикал, идеолог — ____________________________________________________________________________
в) Впишите понятия, соответствующие приведенным
ниже определениям:
Определение | Понятие |
1) Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать ради них своими личными интересами | |
2) Максимально завышенная роль личности политического лидера, его чрезмерное возвеличивание и даже обожествление. | |
3) Социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом | |
4) Духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад | |
5) Погоня за успехом в любых видах деятельности, вызванная стремлением к личному благополучию | |
6) Интегральный показатель общественного положения личности, охватывающий профессию, квалификацию, должность | |
7) Общее правило поведения, рассчитанное на регулирование того или иного вида общественных отношений, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. | |
8) Приспособление организма человека к новым или изменившимся географическим условиям существования | |
9) История жизни человека | |
10) Человек, психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на самого себя, замкнутостью, созерцательностью |
г) Умозаключите:
1. «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой?
____________________________________________________
2. «В России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти». Что в этом высказывании В.Гиляровского подразумевается под «властью тьмы»?
____________________________________________________
3. Жизненное кредо, какого типа политически социализированной личности замечательно точно описал русский поэт начала ХХ века Саша Черный?
Моя жена – наседка, /Мой сын, увы, эсер,
Моя сестра кадетка, /Мой дворник – старовер,
Кухарка – монархистка, /Аристократ – свояк,
Мамаша – анархистка, /А я – я просто так…
Это кредо________________________________________________
«Человек и процессы познания»
_____________________________________________________
а) Определите правильный вариант:
1. Внутренний мир индивида, его чувства, мысли, идеи, а также способность выделять себя из окружающего мира:
а) Представление
б) Воображение
в) Сознание
г) Интеллект
2. Убеждение, что человеческие действия и их результаты предопределены некоей высшей силой – Божьей волей, роком, судьбой:
а) Фатализм
б) Футуризм
в) Фетишизм
г) Фанатизм
3. С мифологическим мировоззрением генетически связано мировоззрение:
а) Философское
б) Научное
в) Религиозное
г) Обыденное
4. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственного воздействуют на органы чувств:
а) Рефлексия
б) Восприятие
в) Представление
г) Ощущение
5. Особый механизм познания на уровне бессознательных структур психики:
а) Воспоминание
б) Медитация
в) Воображение
г) Наитие
6. Ощущение – это:
а) Форма рационального познания
б) Психическое свойство, присущее только человеку
в) Форма чувственного познания
г) Способ объяснения мира
7. Не характерно для рационального познания:
а) Умозаключение
б) Суждение
в) Понятие
г) Восприятие
8. Суждения: 1) Рациональное познание – это проникновение в суть вещей, скрытой от непосредственного взора; 2) Рациональное познание, в отличие от чувственного, присуще только образованным людям:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
9. Наблюдение и отражение человеком запаха, формы, цвета, твердости предмета в данный момент времени – это:
а) Ощущение
б) Восприятие
в) Представление
г) Суждение
10. «Земля не является центром солнечной системы» — это:
а) Понятие
б) Суждение
в) Умозаключение
г) Наблюдение
11. Истина – это:
а) Соответствие одной мысли другой
б) Соответствие мысли предмету
в) «Вещь в себе»
г) Результат познания
12.
а) Заблуждение
б) Ложь
в) Обман
г) Искажение
13. Суждения: 1) Заблуждение есть не до конца познанная истина; 2) Заблуждение есть преднамеренно искаженная истина:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
14. Суждения: 1) Истинное знание — то, которое разделяется большинством людей; 2) Истинное знание — то, которое соответствует познаваемому объекту:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
15. Практика – это, прежде всего:
а) Основа познания
б) Цель познания
в) Часть познания
г) Начало познания
16. В процессе познания выделяют два уровня:
а) Теоретический и обыденный
б) Эмпирический и философский
в) Чувственный и рациональный
г) Религиозный и научный
17. Эмпирическое познание — это:
а) Признание приоритетным источником всех знаний практического опыта
б) Приоритет разума над практическими знаниями
в) Сомнение в достоверности имеющихся знаний о мире
г) Формирование образа ранее воспринятого объекта
18. Относится к научным знаниям знание:
а) Расписания движения поездов
б) Законов генетики
в) Правил поведения в общественных местах
г) Норм трудового законодательства
19. Какое из приведенных ниже утверждений является научным?
а) Время течет повсюду одинаково
б) Делая добро другим, человек нравственно возвышается
в) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам
г) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
20. Примером научного знания является следующее представление:
а) Пространство – это огромный контейнер, в котором появились некогда время и материя
б) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни
в) Человек чихает, понюхав перец
г) Темперамент – это динамика поведения личности, обусловленная свойствами нервной системы
21. Пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» — пример:
а) Народной мудрости
б) Научного знания
в) Здравого смысла
г) Научного эксперимента
22. Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:
а) Самовоспитание
б) Самореализация
в) Самопознание
г) Самообладание
23. Самопознание направлено:
а) На отражение объективно существующей действительности
б) Выявление сущности своего субъективного «Я»
в) Формирование знаний об окружающем мире
г) Анализ и оценку поведения других людей
24. Суждения: 1) Самопознание предполагает постижение человеком самого себя, своих способностей, возможностей, устремлений; 2) Самопознание возможно только в условиях полной изоляции человека от внешнего мира, от общения с другими людьми:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
25. Творчество проявляется:
а) В неукоснительном следовании должностным инструкциям
б) В соблюдении традиционных обычаев и нравов
в) В переходе улицы в неустановленном месте
г) В создании «ноу-хау»
26. Высказывание В.Г.Белинского о том, что «роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни», подчеркивает, что:
а) Знания являются побочным продуктом искусства
б) Искусство способно не только улавливать важные для людей и общества процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную познавательную информацию
в) Художественное произведение эмоционально окрашено
г) Искусство не может являться средством познания мира
27. Способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (аксиом, постулатов и т.д.):
а) Обобщение
б) Аналогия
в) Индукция
г) Дедукция
28. Теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир и место человека в этом мире:
а) Религия
б) Наука
в) Культура
г) Право
29. Тип мировоззрения, которое в решающей степени формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личных опыт и здравый смысл:
а) Обыденный
б) Научный
в) Религиозный
г) Гуманистический
30. Из перечисленных ниже суждений, правильным является суждение:
а) Политическое сознание — основная форма общественного сознания
б) Политическое сознание характерно для массы — на уровне индивида, как таковое, отсутствует вообще
в) Политическое сознание содержит в себе только передовые научные знания
г) Политическое сознание включает в себя также политические мифы и стереотипы
б) Допишите предложения:
1. В отличие от процессов неживой природы, которые носят спонтанный характер, человеческая деятельность предполагает в качестве исходной посылки________
2. Пять составных чувств человека как высшего творения природы, с помощью которых он познает мир – это зрение, осязание, слух, обоняние и ____________________
3. Исследование возможностей и границ познания составляет содержание такой нормативной науки о человеке, как ______________________________________________
4. В процессе познавательной деятельности человек наблюдает явление, анализирует связанные с его развитием закономерности и рационально (логические) обосновывает (или же интуитивно постигает) его___________________________________
5) Процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления характеризует такую форму рационального познания, как _____________________________________________________________________________
6) Сохраняющийся в памяти обобщенный чувственно-наглядный образ предмета характеризует такую форму чувственного познания, как_____________________________
7) Если целью трудовой деятельности является создание нового продукта, то целью познавательной деятельности получение__________________________________________
8) Создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растения иллюстрирует вполне определенную функцию науки, а именно:______________
9) Каждый предмет материальной культуры – это результат не только «исполняющей руки», но и «мыслящей____________________________________________
10) Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом обобщения________
в) Умозаключите:
1. Какой этап в научном и художественном творчестве, который не поддается сознательно-волевому контролю автора и появляется спонтанно, вдруг (нередко во сне), раскрывается в нижеследующих строках А.С.Пушкина?
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне –
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
Ответ_____________________________________________________
2. Какая этическая норма науки заключена в известном изречении Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Ответ __________________________________________________
3. Какое качество истины органически вытекает из следующего высказывания В.Г.Белинского: «Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины»?
Ответ __________________________________________________
г) Впишите понятия
Определение | Понятие |
1) Направление в философии, противостоящее идеализму, которое строится на признании первичности бытия по отношению к сознанию, материи – по отношению к духу | |
2) Мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в будущее, в успех. | |
3) Мысленное отвлечение в процессе познания от ряда свойств предметов и отношений между ними | |
4) Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности | |
5) Отрасль духовного производства, основной продукцией которой являются понятия, законы, теории | |
6) Логически связанная система основных идей в той или иной области знания | |
7) Научно поставленный опыт | |
8) Изложение содержания научной работы, книги, статьи | |
9) Исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения | |
10) Слово, выражающее радость, удовлетворение при решении какой-либо сложной задачи, появлении удачной мысли, идеи |
«Духовная
жизнь общества»
_____________________________________________________
а) Определите правильный вариант:
1. В качестве духовного существа человек выступает в роли:
а) Потребителя материальных благ
б) Представителя этнической группы
в) Партийного активиста
г) Атеиста
2. Что из перечисленного ниже относится к духовной сфере общества?
а) Инфраструктура политических партий и массовых общественных организаций
б) Бытовое обслуживание населения
в) Художественное творчество
г) Система здравоохранения
3. Элемент духовной жизни:
а) Проведение кинофестиваля
б) Принятие закона о рекламе
в) Строительство нового здания театра
г) Повышение гражданской активности
4. Под культурой, в широком смысле, понимается:
а) Уровень развития науки и техники
б) Совокупность всех достижений человека
в) Система среднего и высшего образования
г) Все жанры искусства
5. Формула «искусство для искусства» характерна для культуры:
а) Народной
б) Массовой
в) Элитарной
г) Национальной
6. Характерной чертой народной культуры является:
а) Ориентация на запросы потребителя
б) Сложность восприятия
в) Коллективность творческих процессов
г) Коммерциализация
7. Популярная и эстрадная музыка является органичной составляющей культуры:
а) Элитарной
б) Народной
в) Массовой
г) Конфессиональной
8. Форма культуры, связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспринимающая мир в образах и символах, — это:
а) Наука
б) Религия
в) Искусство
г) Мораль
9. К субкультуре не относится культура:
а) Молодежная
б) Городская
в) Деревенская
г) Народная
10. Является обязательным признаком искусства как вида человеческой деятельности:
а) Достоверность полученных результатов
б) Создание художественных образов
в) Ясность и логичность выражения мыслей
г) Производство материальных ценностей и благ
11. Что из перечисленного ниже принято называть четвертой ветвью власти в государстве?
а) Политические партии
б) Киноискусство
в) Средства массовой информации
г) Инфраструктура религиозных организаций
12. Не относится к средствам массовой информации:
а) Пресса
б) Телевидение
в) Художественная литература
г) Радио
13. Какое из приведенных ниже суждений является неверным?
а) Искусство осваивает действительность в художественных образах
б) Произведения искусства всегда практически полезны
в) Художественный образ является одновременно и отражением действительности, ее оценкой
г) Характерной чертой искусства является символичность
14. Признак, характерный для науки как формы культуры:
а) Образное восприятие мира
б) Системность
в) Догматизм
asyan.org
С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: Экзамен Бондарев.docx, Документ Microsoft Office Word.docx, DOSSIER STAGIAIRE 2015.doc, резюме .docx, половое размножение.ppt.ppt, meyoz_9.ppt.ppt, биология.docx, oleg.xlsx, Алексис Каррель.doc, сертификация.docx и ещё 3 файл(а). Показать все связанные файлы Санкции – это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых – обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы. Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия) . Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию. Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они способствуют соблюдению социальных норм и таким образом социальные нормы защищены с двух сторон, со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции представляют собой разветвленную систему вознаграждений за выполнение социальных норм, то есть за конформизм, согласие с ними и систему наказаний за отклонение от них, то есть девиантность. Негативные санкции связаны с социально неодобряемыми нарушениями норм, В зависимости от степени жесткости норм они могут подразделяться на наказания и порицания: формы наказаний — административные взыскания, ограничение доступа к социально ценным ресурсам, преследования по суду и т.п. формы порицания — выражение общественного неодобрения, отказ от сотрудничества, разрыв отношений и т.п. Применение позитивных санкций связывается не просто с соблюдением норм, а с выполнением ряда социально значимых услуг, направленных на сохранение ценностей и норм. Формами позитивных санкций могут быть награды, денежные вознаграждения, привилегии, одобрение и т.п. Наряду с негативными и позитивными выделяются формальные и неформальные санкции, которые различаются в зависимости от институтов их применяющих и характера их действия: формальные санкции осуществляются официальными институтами, санкционируемыми обществом — органами охраны правопорядка, судами, налоговыми службами, пенитенциарной системой. неформальные применяются неформальными институтами (товарищи, семья, соседи). Выделяются четыре типа санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата. (Ф+) Формальные позитивные санкции. Это публичное одобрение со стороны официальных организаций. Такое одобрение может выражаться в правительственных наградах, государственных премиях и стипендиях, пожалованных титулов, сооружении памятников, вручении почетных грамот или допуске к высоким должностям и почетным функциям (например: избрание председателем правления). (Н+) неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, исходящее не от официальных организаций, может выражаться в дружеской похвале, комплементе, почете, в лестных отзывах или признании лидерских или экспертных качеств. (просто улыбка) (Ф)-)формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями и распоряжениями могут выражаться в аресте, тюремном заключении, увольнении, лишении гражданских прав, конфискации имущества, штрафе, разжаловании, отлучении от церкви, смертной казни. (Н-) неформальные негативные санкции – наказание непредусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, пренебрежение, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, неодобрительньй отзыв, жалоба, разоблачительная статья в прессе. Четыре группы санкций помогают определить, какое поведение индивида можно считать полезным для группы: — правовые — система наказаний за действия предусмотренные законом. — этические — система порицаний, замечаний, вытекающих из моральных принципов, — сатирические — насмешки, пренебрежения, ухмылки и т.д., — религиозные санкции. |
biologo.ru
4.2. Социальный контроль
Социальный контроль, что же он из себя представляет? Как относится социальный контроль к социальной связи? Для того чтобы это понять, зададим себе ряд вопросов. Почему при встрече знакомые кланяются и улыбаются друг другу, к праздникам посылают поздравительные открытки? Почему родители отправляют своих детей, достигнувших определенного возраста, в школу, а люди не ходят на работу босиком? Ряд подобных вопросов можно продолжать и дальше. Все их можно сформулировать следующим образом. Почему ежедневно люди одинаково выполняют свои функции, а некоторые функции даже переходят из поколения в поколение?
Благодаря данной повторяемости осуществляется непрерывность и стабильность развития общественной жизни. Она дает возможность заранее предвидеть реакции людей на ваше поведение, этим способствует взаимному приспособлению людей друг к другу, так как каждый уже знает, что он может ожидать от другого. Например, водитель, сидящий за рулем машины, знает, что встречные машины будут держаться правой стороны, а если кто-нибудь выедет ему навстречу и врежется в его машину, то за это можно требовать его наказания.
Каждая группа вырабатывает ряд способов убеждений, предписаний и запрещений, систему принуждения и давления (вплоть до физического), систему выражения, которые позволяют привести поведение индивидов и групп в соответствие с принятыми образцами деятельности. Эта система и называется системой социального контроля. Коротко это можно сформулировать так: социальный контроль — это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т.д.) регулированию поведения индивидов.
В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью его создаются необходимые условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в социальной системе. Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, чтобы наказывать соответствующим образом отклонения, приносящие вред обществу, а необходимые для его дальнейшего развития — поощрять.
Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль, и он принимает различные социальные роли, которые накладывают на него необходимость выполнения ролевых требований и ожиданий.
Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.
Привычка — это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы.
У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.
Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.
Обычай — стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.
Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.
Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.
В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и
культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.
К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в «чистом» виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода — конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.
Социальные санкции. Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.
Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.
Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.
Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.
Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.
По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:
— правовые санкции — это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;
— этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;
— сатирические санкции — это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;
— религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии [см.: 312. С.115].
Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).
В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:
Негативные неформальные санкции — это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).
Негативные формальные санкции — это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.
Неформальные позитивные санкции — это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы
в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).
Формальные позитивные санкции — это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).
В XX в. возрос интерес исследователей к изучению ненамеренных или скрытых (латентных) последствий применения социальных санкций. Это связано с тем, что ужесточение наказания может привести к противоположным результатам, так, например, боязнь риска может привести к снижению активности индивида и распространению конформизма, а страх быть наказанным за сравнительно мелкий проступок может подтолкнуть человека совершить более серьезное преступление, надеясь избежать разоблачения. Эффективность тех или иных социальных санкций должна определяться конкретно-исторически, в связи с определенным общественно-экономическим строем, местом, временем и ситуацией. Изучение социальных санкций необходимо для выявления последствий и для применения как для общества, так и для личности.
Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора.
Надзор — это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор — это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.
Например, в нашей стране в настоящее время выделяют прокурорский надзор и судебный надзор. Под прокурорским надзором подразумевается надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и другими общественными организациями, должностными лицами и гражданами. А судебный надзор — это процессуальная деятельность судов по проверке обоснованности и законности вынесенных приговоров, решений, определений и постановлений судов.
В 1882 г. в России был законодательно учрежден полицейский надзор. Это была административная мера, используемая в борьбе с освободительным движением с начала XIX в. Полицейский надзор мог быть гласным и негласным, временным и пожизненным. Например, поднадзорный не имел права менять место жительства, состоять на государственной и общественной службе и т.д.
Но надзор это не только система институтов милиции, следственных органов и т.п., к нему относится также и повседневное наблюдение за поступками индивида со стороны окружающей его социальной среды. Таким образом, неформальная система надзора — это постоянная оценка поведения, осуществляемая одними членами группы за другими, причем взаимная оценка, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Неформальный надзор играет большую роль в регулировании повседневного поведения в ежедневных контактах, в выполнении профессиональной работы и т.п.
Система контроля, основанная на системе различных институтов, способствует тому, чтобы социальные контакты, взаимодействия и отношения совершались в установленных группой рамках. Данные рамки не всегда слишком жестки и допускают индивидуальную «интерпретацию».
studfiles.net