Патронаж над недееспособными гражданами – 12. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.

Содержание

10.Опека и попечительство . Патронаж над дееспособными гражданами

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан существуют институты опеки и попечительства.

Отношения, возникающие в связи с опекой и попечительством, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве».

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).

Условием установления опеки является полное отсутствие дееспособности у малолетнего (до 14 лет), а также у граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ).

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия, за исключением сделок, которые вправе совершать малолетние в возрасте от шести до 14 лег (п. 2 ст. 28 ГК РФ).

В соответствии с гражданским законодательством опекун несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине (п. 3 ст. 28). Подобным же образом опекун отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).

В отличие от опекуна попечитель лишь дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно (ст. 26, 30 ГК РФ).

Кроме этого, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.

Опекун или попечитель может быть назначен только с согласия лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве.

Согласие подопечного на установление опеки (попечительства) и в отношении назначения конкретного лица опекуном (попечителем) не является обязательным условием для его назначения, однако, как правило, учитывается.

Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, являются эти учреждения.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (ст. 26, 38 ГК РФ) только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, за исключением произведения из этих средств расходов, необходимых для удовлетворения повседневных нужд подопечного (питание, одежда, лекарства и т. п.).

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

Прекращение опеки или попечительства осуществляется на основании соответствующего решения органа опеки и попечительства, за исключением следующих случаев, когда опека (попечительство) прекращается автоматически:

  • при достижении малолетним 14 лет опека превращается в попечительство;

  • при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности (достижении 18 лет, вступлении в брак, эмансипации).

studfiles.net

права и обязанности, оформление в 2018 году

Опека над совершеннолетним недееспособным гражданином подразумевает постоянный уход и защиту интересов. Подобная мера требуется, если человек неспособен адекватно мыслить и принимать решения самостоятельно. Назначают опекуна органы опеки и попечительства (ООП) после вынесения вердикта о недееспособности человека. Если уполномоченное лицо не будет справляться со своими обязанностями, то его снимут в судебном порядке.

Содержание статьи:

Что такое опекунство?

После достижения 18 лет, то есть по наступлению совершеннолетия, гражданин РФ становится дееспособным. Он получает право самостоятельно принимать решения и представлять свои интересы. Подобный момент описан в 21 главе гражданского кодекса российской федерации. Опекунство требуется, если по каким-либо причинам человек теряет возможность здраво мыслить и воспринимать окружающую действительность. В данном случае суд его может признать недееспособным по1 п. 29 ст. ГК РФ на основании психического расстройства.

Оформить опеку над недееспособным человеком должно ООП в течение 3 дней после оглашения вердикта суда. Кандидат, взявший на себя обязательства по уходу и защите прав подопечного, должен быть здоровым и совершеннолетним гражданином РФ. Акцент при выборе идет на близких родственников.

Из-за отсутствия возможности принимать здравые решения, недееспособный человек может часто становиться жертвой мошенничества. Согласно 2 п. 29 ст. ГК, защищать права в суде и совершать сделки обязан опекун, назначенный ООП. Его действия должны быть направлены исключительно на благо подопечного. Корыстные мотивы могут стать поводом для аннулирования соглашения, отстранения опекуна или назначения штрафа.

Если человек по состоянию здоровья, например, после инсульта или инфаркта, не способен полноценно выполнять повседневные дела (есть, мыться, стирать, ходить в магазин), но продолжает здраво мыслить, то оформляется патронаж. В данном случае речь идет об особом виде опеки и попечительства. Дееспособный человек самостоятельно пишет заявление в органы опеки, в котором описывается ситуация и основания для предоставления помощника. Он может быть временным (до выздоровления больного) или постоянным (при инвалидности). Поиск кандидатов в первую очередь начинается с родственников. Желающие стать попечителями также пишут заявления и предоставляют определенный пакет документов. Выбранные помощники обязаны ухаживать за подопечным. Операции, связанные с отчуждением (продажей, обменом, сдачей) имущества и приобретением определенных вещей, происходят с согласия гражданина, находящегося под патронажем.

Законодательная база

Устанавливаться недееспособность должна в судебном порядке по ходатайству органов опеки. Весь процесс проходит в рамках законодательства российской федерации. Узнать о порядке оформления опекунства, а также требованиях, правах, обязанностях кандидата можно в статьях семейного кодекса:

СтатьиОписание
145Алгоритм действий органов опеки при оформлении опекунства.
146Основные требования к кандидатам.
148Права подопечных.
148.1Права и обязанности лиц, назначенных опекунами.

Отменяться опекунство может также в законном порядке. Прочитать о подобном явлении можно в 39 и 40 ст. ГК РФ.

Кто для суда является «недееспособным»

Дееспособность человека зависит от возраста и способности здраво мыслить. В первом случае речь идет о несовершеннолетних детях. До 18 лет они не считаются дееспособными. Отвечать за ребенка должны родители (отец или мать), старшие братья и сестры, прочие родственники или назначенные ООП опекуны. Взрослые люди с психическими расстройствами из-за неспособности защищать свои права, адекватно воспринимать информацию и обеспечивать себя представляют вторую категорию. Их передают органам опеки. Если гражданин может представлять опасность себе или окружающим, то судья направит его на принудительное лечение в психиатрическую клинику.

Вердикт о признании человека недееспособным означает потерю прав заключать какие-либо сделки, распоряжаться имуществом, вступать в брак, менять место жительства, голосовать, подавать заявление в госучреждения и воспитывать ребенка. Впредь принимать решения будет опекун. Согласовывать свои действия он обязан с органами опеки. Если гражданин сумел восстановить рассудок, что можно установить путем проведения медицинской экспертизы, то суд вправе признать его дееспособным.

Критерии  выбора опекуна

Роль опекуна заключается в ведении быта, уходе за подопечным и защите его интересов, поэтому органы опеки выдвигают определенные требования к кандидатам:

КритерийОписание
ВозрастДля выполнения опекунского долга необходимы совершеннолетние граждане до 60 лет. По закону опекун должен быть старше опекаемого на 16 и более лет. Если ухаживать за недееспособным гражданином будет родственник, например, муж, жена, брат, сестра, то основным требованием является достижение кандидатом 18 лет.
Состояние здоровьяПредоставляются права опеки лицам, не имеющим проблем со здоровьем. Подтвердить данный факт можно справкой из поликлиники о прохождение полного медицинского обследования. Уполномоченные органы должны убедиться, что кандидат не страдает от инфекционных патологий, психических расстройств и тяжелых заболеваний, способных привести к инвалидности и смерти.
Личностные качестваЧеловек, ухаживающий за недееспособным гражданином, обязан соответствовать нормам морали. Подтверждать данный нюанс будут представители органов опеки в личной беседе.

Согласно ст.35 п. 2 ГК, опекун недееспособного человека может быть ему родственником, другом или даже незнакомым лицом. Органам опеки важно, чтобы кандидат соответствовал критериям, не имел судимостей, не страдал от наркотической или алкогольной зависимости и ранее не лишался опекунских или родительских прав. Выбранному человеку будет выдано удостоверение, подтверждающее, что он ответственный за подопечного.

Права и обязанности

Список обязанностей опекуна недееспособного гражданина выглядит следующим образом:

  • Покупать продукты, вещи и совершать прочие сделки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей опекаемого.
  • Следить за гигиеной, питанием и состоянием здоровья недееспособного лица.
  • Отстаивать права подопечного и защищать его интересы в любых спорных ситуациях.
  • Выполнять от имени опекаемого его обязанности, например, заниматься оплатой счетов.
  • Грамотно распоряжаться получаемыми от государства выплатами (пенсией, пособием). Тратить их допускается исключительно на нужды подопечного.
  • Обратиться с ходатайством в суд при частичном или полном возвращении дееспособности опекаемого гражданина.
  • Защищать, отстаивать и стараться приумножить имущество подопечного.

При оформлении опекунства над ребенком в перечень обязанностей также войдет воспитание, предотвращение конфликтов и забота о всестороннем развитии. До 16 лет несовершеннолетний подопечный обязан жить совместно со своим опекуном в одной квартире. Снимать отдельное жилье дети от 16 до 18 лет, согласно 36 ст. ГК, могут при получении согласия ООП.

Правительство на законном уровне закрепило следующие права опекунов:

  • Ходатайствовать в уполномоченные органы (суд, прокуратуру, пенсионный фонд) о взыскании алиментов, предоставлении льгот, выделении пособий и прочих выплат.
  • Защищать права опекаемого, общаясь от его имени в суд или правоохранительные органы.
  • Требовать компенсацию нанесенного вреда здоровью подопечного при выявлении подобного инцидента.
  • Предпринимать допустимые меры по защите движимого и недвижимого имущества недееспособного гражданина.
  • Обращаться в медицинские, учебные и прочие учреждения для получения определенных услуг. Их стоимость будет зависеть от ценовой политики заведения.

Лицо, ухаживающее за недееспособным гражданином, не имеет права вольно распоряжаться его имуществом. Любые сделки по продаже, обмену или разделению собственности обсуждаются с органами опеки. Они могут дать согласие на подобную сделку лишь в интересах подопечного. Корыстные действия пресекаются сразу же.

Опекун вправе делать подарки подопечному. При передаче собственности (квартиры, машины) оформляется и нотариально заверяется договор дарения.

Назначенное ООП лицо может понести административную, уголовную или имущественную ответственность при злоупотреблении правами или бездействии. Если был нанесен умышленный ущерб собственности подопечного, то опекуна будет вынужден выплачивать компенсацию. При бездействии официального представителя, из-за которого недееспособный гражданин получил увечья, возможна административная или уголовная ответственность.

Особенности опекунства

Для установления хороших взаимоотношений между лицом, наделенным опекунскими правами, и подопечным необходимо опросить друзей, родственников и соседей. Они расскажут о предпочтениях недееспособного человека. Ориентируясь на полученные сведенья, опекуну будет проще выполнять свои обязанности.

В зависимости от ситуации возможны определенные нюансы:

  • Опека над недееспособным пожилым человеком назначается на основании постановления суда. В большинстве случаев подопечный является пенсионером пожилого возраста (старше 80 лет), не имеющим особых проблем с психикой, но по состоянию здоровья нуждающемся в постоянном уходе. Роль представителя ООП будет заключаться в налаживании быта и слежении за выполнением рекомендации врачей.
  • Оформление опекунства над недееспособным родственником начинается с подачи заявления в органы опеки. Порядок рассмотрения аналогичен стандартному. При наличии нескольких кандидатов выбор будет осуществлен в пользу родственника, так как опекаемому гражданину будет проще наладить с ним контакт.
  • Уход за инвалидами требуется в зависимости от причины и степени потери трудоспособности. Первую группу дают людям, страдающим от шизофрении. Они признаются полностью недееспособными, что является основанием для оформления опекунства.
  • При потере дееспособности матерью или отцом опекуном может стать родной ребенок. Если у детей нет возможности ухаживать за престарелыми родителями, то они имеют право поискать прочих лиц, которые будут согласны возложить на себя подобные обязанности.
  • Стать опекуном человеку, не имеющему российского гражданства, можно, но придется обратиться в консульство его родной страны для решения подобного вопроса. Нормы и законы, по которым работает ООП, касаются лишь граждан РФ, поэтому заявления о предоставлении опеки иностранцу сразу отклоняются.

Оформление

Оформление опекунства возможно над лицом, не достигшим 18 лет, в противном случае, необходимо пройти процедуру лишения дееспособности. Начинается она с подачи ходатайства в районное отделение суда. Имеет право на это определенный круг лиц:

  • жена (муж) и прочие лица, проживающие вместе или отдельно;
  • совершеннолетние дети;
  • отец или мать;
  • родные братья и сестры;
  • представитель органов опеки;
  • врач психиатрической клиники.

famadviser.ru

6. Патронаж над дееспособными гражданами

Освобождение от выполнения обязанностей опекуна или попечителя возможно по их просьбе. Однако для удовлетворения такой просьбы необходимо доказать, что она обоснована уважительными причинами: болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение места жительства и т.п. Решение об освобождении принимает орган опеки и попечительства.

Наряду с освобождением законом (ст. 39 ГК) допускается отстранение опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей и замена его другим лицом. Отстранение применяется при ненадлежащем выполнении опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. При этом органы опеки и попечительства могут принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности, в том числе уголовной. Возможно отстранение опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей и при отсутствии его вины, например, если недостатки в его деятельности обусловлены отсутствием опыта, навыков, педагогических знаний и т.д.1.

Помимо освобождения опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей или отстранения от их выполнения, опека или попечительство прекращаются и по другим основаниям. Так, опека над совершеннолетним гражданином, который ранее был признан недееспособным, прекращается, если судом вынесено решение о признании подопечного дееспособным. Равным образом и попечительство прекращается, если в отношении гражданина, ранее ограниченного в дееспособности, судом будет отменено это ограничение.

Опека прекращается также по достижении малолетним подопечным 14 лет. В этом случае гражданин, выполняющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. По достижении несовершеннолетним 18 лет прекращается и попечительство над ним, причем без особого решения, в силу самого факта достижения совершеннолетия. Если несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК), то попечительство над ним также прекращается.

ВГК РФ (ст. 41) закреплена специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, — патронаж. Имеются в виду больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.п., при отсутствии лиц, обязанных осуществлять уход за ними. Орган опеки и попечительства с согласия такого гражданина может назначить ему попечителя (помощника), который принимает на себя обязанность оказывать подопечному регулярную помощь.

Поскольку отношения патронажа устанавливаются с полностью дееспособным лицом, все вопросы, связанные с осуществлением его имущественных прав, решаются только с его согласия. Так, распоряжение имуществом, принадлежащим такому гражданину, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Бытовые

ииные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, совершаются с его согласия. Сохранение за подопечным совершеннолетним дееспособным гражданином полной самостоятельности проявляется также в том, что отношения патронажа могут быть в любое время прекращены по его требованию.

На отношения патронажа распространяется действие многих правил, регулирующих опеку и попечительство, в частности ст. 34, 35, 39 ГК.

§8. Место жительства граждан

1.Понятие места жительства

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК).

Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, доминтернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ1.

Место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. Мало, например, назвать только населенный пункт, надо указать улицу, номер дома, квартиры. В случае спора о том, является

ли данное место местом жительства лица, вопрос решается на основании объективных признаков — постоянного или преимущественного проживания его в данном месте.

Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители.

Понятие «преимущественное проживание», содержащееся в ст. 20 ГК, имеет существенное значение, поскольку жизнь и деятельность гражданина часто не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Так, геологи, моряки, рыболовы, строители и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.п. В подобных случаях местом жительства признается место, где они проживают преимущественно, т.е. больше, чем в других местах.

Правило о том, что гражданин должен иметь определенное место жительства, как правильно отмечено в литературе, ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение и свободу выбора места жительства1.

2. Выбор места жительства

Каждый дееспособный гражданин РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями2 и Конституцией РФ (ст. 27). Право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК).

Провозглашая принцип свободы выбора места жительства, закон вместе с тем устанавливает, что возможно и ограничение этого права. Согласно ст. 8 Закона о свободе передвижения право граждан РФ на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничение свободы выбора места жительства, как видно из приведенного перечня, продиктовано соображениями безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения.

Согласно названному выше Закону граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет должен полностью заменить привычную для граждан нашей страны прописку. В настоящее время граждане, имеющие прописку по определенному месту жительства, считаются зарегистрированными по этому месту жительства1.

По смыслу закона (ст. 18 ГК) право свободного выбора места жительства признается за дееспособными гражданами. В связи с этим заслуживает внимания вопрос, имеют ли такое право лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, а также граждане, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК. Представляется правильным высказанное в литературе мнение о том, что указанные граждане могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителя2.

Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т.е. определенное самим законом, место жительства. Во-первых, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК). В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают. Во-вторых, местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.

Право свободного выбора места жительства на территории РФ принадлежит, как было отмечено, гражданам Российской Федерации. Однако нередки случаи, когда поселиться на территории РФ, избрав здесь место жительства, желают иностранные граждане и лица без гражданства. Возникающие в связи с этим отношения регулируются государством, которое определяет иммиграционную политику, устанавливая специальные правила в целях предупреждения и предотвращения неконтролируемой и незаконной миграции на территории РФ3.

3.Место жительства переселенцев и вынужденных переселенцев

Переселенцами признаются лица, которые меняют место жительства в связи с переездом в другую местность не в индивидуальном порядке, а по решению компетентных государственных органов, принятому в связи с определенными событиями: затоплением населенного пункта при строительстве гидротехнических сооружений, невозможностью проживания в прежнем месте жительства по причине его зараженности радиацией или какими-то ядовитыми веществами, а также по природным условиям (угроза схода лавин, оползней и т.п.). Переселенцы во всех подобных случаях меняют прежнее место жительства на новое. При этом на соответствующие государственные органы, организации и предприятия возлагается обязанность обеспечения переселенцев жильем, работой и другими средствами для нормальной жизни.

Иногда переселение осуществляется по соглашению граждан с государственными и иными органами с целью освоения отдаленных и малонаселенных территорий, участия в новостройках и т.п. В подобных случаях отношения переселенцев с соответствующими органами определяется нормативными актами и договорами. При этом может быть предусмотрено возвращение переселенцев в прежнее место жительства.

Особый статус предусмотрен законом для вынужденных переселенцев. Вынужденным переселенцем признается гражданин, покинувший место жительства не по своему желанию или распоряжению компетентного органа, а вынужденно, вследствие совершенного в отношении него лично или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах»1 вынужденным переселенцем может быть признан при наличии указанных обстоятельств гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ. Возможно признание вынужденным переселенцем гражданина РФ, вынужденного покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывшего на территорию другого субъекта РФ. При определенных условиях вынужденным переселенцем может быть признан и иностранный гражданин или лицо без гражданства, а также гражданин бывшего Союза ССР (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).

Статус вынужденного переселенца гражданин получает при наличии решения соответствующего территориального органа миграционной службы, принятого по ходатайству этого гражданина. Получив удостоверение вынужденного переселенца, гражданин приобретает право самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, а также может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание. Естественно, за ним признается право на прежнее место жительства.

4. Место жительства беженцев

Если понятие «вынужденные переселенцы» относится к гражданам Российской Федерации, вынужденно покинувшим свое место жительства, то «беженец» — это «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» .

В 90-х гг. в России появились десятки тысяч беженцев из разных стран. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в законодательном определении статуса беженца. В 1992 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев1, а впоследствии был принят Закон РФ 19 февраля 1993 г. «О беженцах»2. Кроме того, Федеральным законом от 22 ноября 1994 г. № 40-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам3.

Лицо признается беженцем по решению соответствующего органа исполнительной власти по миграционной службе. После принятия этого решения лицо, признанное беженцем, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные ст. 8 Закона о беженцах.

Беженец вправе ходатайствовать о предоставлении ему гражданства РФ или обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ (п. 14 ст. 8 Закона о беженцах). Вместе с тем за беженцем признается право добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания, т.е. покинуть приобретенное в Российской Федерации место жительства.

studfiles.net

6. Патронаж над дееспособными гражданами

Освобождение от выполнения обязанностей опекуна или попечителя возможно по их просьбе. Однако для удовлетворения такой просьбы необходимо доказать, что она обоснована уважительными причинами: болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение места жительства и т.п. Решение об освобождении принимает орган опеки и попечительства.

Наряду с освобождением законом (ст. 39 ГК) допускается отстранение опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей и замена его другим лицом. Отстранение применяется при ненадлежащем выполнении опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. При этом органы опеки и попечительства могут принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности, в том числе уголовной. Возможно отстранение опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей и при отсутствии его вины, например, если недостатки в его деятельности обусловлены отсутствием опыта, навыков, педагогических знаний и т.д.1.

Помимо освобождения опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей или отстранения от их выполнения, опека или попечительство прекращаются и по другим основаниям. Так, опека над совершеннолетним гражданином, который ранее был признан недееспособным, прекращается, если судом вынесено решение о признании подопечного дееспособным. Равным образом и попечительство прекращается, если в отношении гражданина, ранее ограниченного в дееспособности, судом будет отменено это ограничение.

Опека прекращается также по достижении малолетним подопечным 14 лет. В этом случае гражданин, выполняющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. По достижении несовершеннолетним 18 лет прекращается и попечительство над ним, причем без особого решения, в силу самого факта достижения совершеннолетия. Если несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК), то попечительство над ним также прекращается.

ВГК РФ (ст. 41) закреплена специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, — патронаж. Имеются в виду больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.п., при отсутствии лиц, обязанных осуществлять уход за ними. Орган опеки и попечительства с согласия такого гражданина может назначить ему попечителя (помощника), который принимает на себя обязанность оказывать подопечному регулярную помощь.

Поскольку отношения патронажа устанавливаются с полностью дееспособным лицом, все вопросы, связанные с осуществлением его имущественных прав, решаются только с его согласия. Так, распоряжение имуществом, принадлежащим такому гражданину, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Бытовые

ииные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, совершаются с его согласия. Сохранение за подопечным совершеннолетним дееспособным гражданином полной самостоятельности проявляется также в том, что отношения патронажа могут быть в любое время прекращены по его требованию.

На отношения патронажа распространяется действие многих правил, регулирующих опеку и попечительство, в частности ст. 34, 35, 39 ГК.

§8. Место жительства граждан

1.Понятие места жительства

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК).

Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, доминтернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ1.

Место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. Мало, например, назвать только населенный пункт, надо указать улицу, номер дома, квартиры. В случае спора о том, является

ли данное место местом жительства лица, вопрос решается на основании объективных признаков — постоянного или преимущественного проживания его в данном месте.

Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители.

Понятие «преимущественное проживание», содержащееся в ст. 20 ГК, имеет существенное значение, поскольку жизнь и деятельность гражданина часто не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Так, геологи, моряки, рыболовы, строители и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.п. В подобных случаях местом жительства признается место, где они проживают преимущественно, т.е. больше, чем в других местах.

Правило о том, что гражданин должен иметь определенное место жительства, как правильно отмечено в литературе, ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение и свободу выбора места жительства1.

2. Выбор места жительства

Каждый дееспособный гражданин РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями2 и Конституцией РФ (ст. 27). Право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК).

Провозглашая принцип свободы выбора места жительства, закон вместе с тем устанавливает, что возможно и ограничение этого права. Согласно ст. 8 Закона о свободе передвижения право граждан РФ на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничение свободы выбора места жительства, как видно из приведенного перечня, продиктовано соображениями безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения.

Согласно названному выше Закону граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет должен полностью заменить привычную для граждан нашей страны прописку. В настоящее время граждане, имеющие прописку по определенному месту жительства, считаются зарегистрированными по этому месту жительства1.

По смыслу закона (ст. 18 ГК) право свободного выбора места жительства признается за дееспособными гражданами. В связи с этим заслуживает внимания вопрос, имеют ли такое право лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, а также граждане, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК. Представляется правильным высказанное в литературе мнение о том, что указанные граждане могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителя2.

Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т.е. определенное самим законом, место жительства. Во-первых, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК). В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают. Во-вторых, местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.

Право свободного выбора места жительства на территории РФ принадлежит, как было отмечено, гражданам Российской Федерации. Однако нередки случаи, когда поселиться на территории РФ, избрав здесь место жительства, желают иностранные граждане и лица без гражданства. Возникающие в связи с этим отношения регулируются государством, которое определяет иммиграционную политику, устанавливая специальные правила в целях предупреждения и предотвращения неконтролируемой и незаконной миграции на территории РФ3.

3.Место жительства переселенцев и вынужденных переселенцев

Переселенцами признаются лица, которые меняют место жительства в связи с переездом в другую местность не в индивидуальном порядке, а по решению компетентных государственных органов, принятому в связи с определенными событиями: затоплением населенного пункта при строительстве гидротехнических сооружений, невозможностью проживания в прежнем месте жительства по причине его зараженности радиацией или какими-то ядовитыми веществами, а также по природным условиям (угроза схода лавин, оползней и т.п.). Переселенцы во всех подобных случаях меняют прежнее место жительства на новое. При этом на соответствующие государственные органы, организации и предприятия возлагается обязанность обеспечения переселенцев жильем, работой и другими средствами для нормальной жизни.

Иногда переселение осуществляется по соглашению граждан с государственными и иными органами с целью освоения отдаленных и малонаселенных территорий, участия в новостройках и т.п. В подобных случаях отношения переселенцев с соответствующими органами определяется нормативными актами и договорами. При этом может быть предусмотрено возвращение переселенцев в прежнее место жительства.

Особый статус предусмотрен законом для вынужденных переселенцев. Вынужденным переселенцем признается гражданин, покинувший место жительства не по своему желанию или распоряжению компетентного органа, а вынужденно, вследствие совершенного в отношении него лично или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах»1 вынужденным переселенцем может быть признан при наличии указанных обстоятельств гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ. Возможно признание вынужденным переселенцем гражданина РФ, вынужденного покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывшего на территорию другого субъекта РФ. При определенных условиях вынужденным переселенцем может быть признан и иностранный гражданин или лицо без гражданства, а также гражданин бывшего Союза ССР (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).

Статус вынужденного переселенца гражданин получает при наличии решения соответствующего территориального органа миграционной службы, принятого по ходатайству этого гражданина. Получив удостоверение вынужденного переселенца, гражданин приобретает право самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, а также может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание. Естественно, за ним признается право на прежнее место жительства.

4. Место жительства беженцев

Если понятие «вынужденные переселенцы» относится к гражданам Российской Федерации, вынужденно покинувшим свое место жительства, то «беженец» — это «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» .

В 90-х гг. в России появились десятки тысяч беженцев из разных стран. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в законодательном определении статуса беженца. В 1992 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев1, а впоследствии был принят Закон РФ 19 февраля 1993 г. «О беженцах»2. Кроме того, Федеральным законом от 22 ноября 1994 г. № 40-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам3.

Лицо признается беженцем по решению соответствующего органа исполнительной власти по миграционной службе. После принятия этого решения лицо, признанное беженцем, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные ст. 8 Закона о беженцах.

Беженец вправе ходатайствовать о предоставлении ему гражданства РФ или обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ (п. 14 ст. 8 Закона о беженцах). Вместе с тем за беженцем признается право добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания, т.е. покинуть приобретенное в Российской Федерации место жительства.

studfiles.net

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – статья 41 ГК РФ

Признание человека недееспособным влечет за собой обязательное назначение ему опекуна или попечителя. Но в жизни случаются ситуации, когда человек, не лишенный дееспособности, теряет возможность выполнять некоторые функции и нуждается в помощи посторонних людей. По просьбе такого гражданина за ним закрепляется лицо, которое периодически исполняет те обязанности, которые сам опекаемый не имеет возможности выполнить. Чаще всего речь идет о покупке и доставке еды из магазинов, уборке помещения или иных поручениях.

Патронаж назначается только по просьбе самого нуждающегося в помощи и снимается в том же порядке. Эта форма ухода является разновидностью попечения, но с меньшим объемом обязательств и прав.

Патронаж

Забота о людях, которые попали в ситуацию, когда не могут самостоятельно выполнять те или иные функции, обычно ложится на их родственников. Но реалии современной жизни таковы, что не всегда близкие хотят или способны помочь добровольно, а у некоторых людей вообще нет родственников, либо они находятся слишком далеко. Дееспособные люди могут также нуждаться в помощи, как и иные категории. Человек может временно утерять некоторые возможности реализации собственных прав и обязанностей, например, после операции или длительной болезни. Часто в такой помощи нуждаются пожилые люди, которые, с одной стороны, вполне адекватны и могут обеспечивать некоторые свои нужды, но, с другой стороны, им не хватает сил и здоровья для того, чтобы реализовать их весь спектр возможностей.

При невозможности самостоятельно выполнять некоторые действия или необходимости в постоянной помощи иного характера человек может самостоятельно найти себе патроната, который будет ему помогать. Патронаж над дееспособными гражданами зачастую рассматривается как безвозмездная помощь, но закон не запрещает оплачивать данный вид услуг.

Основное понятие

Патронаж подразумевает под собой оказание помощи совершеннолетнему дееспособному человеку. Он может заключаться в выполнении различных функций:

  1. Бытовая помощь.
  2. Юридические консультации и оказание услуг в данной сфере.

Важно!

Патронат может быть советчиком подопечного, обсуждая с ним важные вопросы и разъясняя их возможные последствия.

Патронаж подразумевает, что подопечный самостоятельно определяется с необходимостью оказания ему помощи. Кандидатуру для патроната он также, вероятнее всего, подыскивает самостоятельно. Между сторонами заключается соглашение, в котором они оговаривают, о каких услугах будет идти речь и о том, с какой частотой она должна будет предоставляться. Существенным отличием данного вида ухода от опеки является тот факт, что сделки не могут осуществляться без участия самого подопечного.

Законодательный аспект

Устанавливаться патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами должен по правилам, которые регламентируются статьей 41 Гражданского кодекса РФ. Этот нормативный акт закрепляет возможность оказания помощи психически полноценному человеку на официальном уровне. Основной целью статьи является оказание услуги подобного рода на законном уровне. Для самого подопечного оформленные патронажные отношения дают возможность:

  1. Регламентировать будущее взаимодействие заранее, переведя его в раздел деловых.
  2. Получить законную защиту своих интересов. Государственные социальные службы обязаны наблюдать за действиями патроната и оценивать их правомерность. Главной задачей является сохранение интересов подопечного.
  3. При необходимости привлечь представителя к ответственности. Патронаж оформляется документально, а это значит, что взыскать ущерб, если он будет причинен, можно в законном порядке.

Косвенно на осуществление патронирования могут влиять и иные федеральные и региональные законы.

Условия установления

Обзавестись законным патронатом могут не все граждане. Получение помощи такого рода должно быть обоснованным. Простое нежелание выполнять некоторые функции не позволит гражданину обзавестись официальным помощником, тем более рассчитывать на безвозмездную помощь или на оплату услуг патроната из государственного бюджета. Патронаж может быть установлен за совершеннолетними дееспособными гражданами при следующих условиях:

  1. Человек был тяжело болен или травмирован и после выписки из больницы не может ухаживать за собой и осуществлять иные необходимые действия.
  2. Лицо имеет инвалидность либо серьезные недостатки физического характера, которые не позволяют ему обходиться без посторонней помощи.
  3. Гражданин является пенсионером и в связи с возрастом уже не способен управляться самостоятельно в быту, отстаивать свои интересы и защищать права.

Основания должны иметь документальные доказательства. К тому же немаловажно, чтобы при всех своих физических недостатках и возрастной немощи, человек имел ясный ум и мог отдавать отчет в своих действиях. Представитель может лишь помогать подопечному и советовать ему в принятии того или иного решения, но управление имуществом и заключение сделок различного характера полностью остается на самом патронируемом.

Процедура оформления

Патронажная помощь отличается от стандартной опеки и попечительства. Выбранный представитель обязан просто помогать опекаемому, а не принимать за него решения. Совершаемые деяния должны идти во благо патронируемого, а не удовлетворять потребности патрона.

Правоотношения патронажного типа заключается в виде договора поручения или доверительного управления. Но перед тем как поставить свою подпись под этим документом, стороны должны пройти оформительную процедуру, которая состоит из следующих этапов:

  1. От имени человека, нуждающегося в получении помощи, подается заявление в органы опеки и попечительства.
  2. Претендент на роль патрона также письменно выражает свое согласие взять на себя указанные обязанности.
  3. Оба участника удостоверяют личность.
  4. Будущий подопечный предоставляет выписку из домовой книги, подтверждая место своего проживания.
  5. Подготавливается пакет бумаг, которые доказывают, что лицо действительно нуждается в патронате. Обычно он состоит из медицинских бланков и справок.
  6. Справка от нарколога о том, что подопечный не является зависимым человеком и вполне адекватно оценивает окружающую реальность, отдавая отчет своим действиям.
  7. Кандидат на роль помощника составляет автобиографию и подтверждает в письменном виде, что члены его семьи не против оказания таких услуг.

Апогеем данной процедуры становится подписание договора на патронаж.

Обратите внимание!

Сотрудники опекунской службы не просто проверяют поданные документы и заверяют, что соглашение было составлено добровольно, но и играют в данном процессе роль третьей контролирующей стороны.

По поданному сторонами заявлению проводится проверка реальных бытовых условий будущего подопечного, а возможно и помощника. На основании осмотров составляются акты, которые подшиваются в дело. С лицом, нуждающимся в помощи, проводятся профилактические беседы, их целью является выявление его дееспособности, а также разъяснение ему всех нюансов будущего сотрудничества. Патронируемый должен понимать, на что по закону он может рассчитывать и какая ответственность возлагается на помощника.

Работа по оценке возможности установления правоотношений между двумя сторонами проводится на протяжении месяца. По истечении данного периода, а зачастую и раньше опекунская служба выносит окончательное решение по поданным заявкам. После заключения договора работники государственной службы обязаны контролировать исполнение помощником взятых на себя обязательств.

Помощник

Помощник дееспособного совершеннолетнего лица является его законным представителем, который восстанавливает те связи, что были нарушены из-за болезни, старости или физических увечий подопечного. На официального представителя могут возлагаться абсолютно разные функции. Их перечень определяется:

  1. Состоянием опекаемого.
  2. Желаниями патронируемого.
  3. Возможностями патрона.
  4. Законодательными нормами.

Сведению воедино этих четырех аспектов способствуют представители органов опеки и попечительства.

Функции помощника должны прописываться в договоре, причем чем более подробно это сделано, тем лучше для обеих сторон. Это позволит оградить представителя от нелимитированного числа требований, а опекаемому даст право требовать выполнения прописанного перечня. Условия договора могут пересматриваться, дополняя их или урезая пункты требований.

Важно!

Права и обязанности помощников регламентируются, прежде всего, законодательными требованиями. Нелишним будет прописать их и в самом соглашении.

ё

Права

Беря на себя обязательства по защите интересов дееспособного лица, помощник вместе с приобретением огромного количества обязанностей получает также ряд прав. При их определении необходимо ориентироваться на конституционные и федеральные нормы.

Патрон имеет право:

  1. Помогать подопечному в меру заключенной договоренности.
  2. Распоряжаться личным временем по своему усмотрению.
  3. Давать советы патронируемому исходя из личного опыта.
  4. Получать выплаты за труд, если это было оговорено заранее и прописано в договоре.
  5. Обращаться за получением помощи для своего подопечного в медицинские учреждения и иные инстанции.

В целом права патрона позволяют ему помогать подопечному, но не оказывать на него серьезного влияния.

Обязанности

Что касается обязанностей помощника, то они могут разниться в зависимости от ситуации. Для кого-то есть необходимость лишь в получении нечастой бытовой помощи, для других опекаемых требуется ходить в магазин, на почту, банк или иные инстанции. Если говорить более предметно, то патронат обязан:

  1. Выполнять оговоренные договором просьбы подопечного. Никто не запрещает помогать человеку сверх прописанного, но это зависит от доброй воли представителя, заставить его делать нерегламентированные функции нельзя.
  2. Защищать интересы и права опекаемого.
  3. Заботиться о здоровье подопечного, следя за тем, чтобы он получал необходимое лечение в срок.
  4. Помогать человеку в совершении определенных функций.
  5. Поддерживать связь с государственными инстанциями, оповещая их о существенных изменениях в жизни опекаемого.
  6. Отчитываться о произведенных действиях.

Патронаж может быть оформлен на любой срок. По воле одной из сторон он может быть прекращен досрочно. Пункты договора могут пересматриваться только при обоюдном согласии патронируемого и помощника.

mojurist.ru

6. Патронаж над дееспособными гражданами

В ГК РФ (ст. 41)закреплена специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, — патронаж. Имеются в виду больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.п., при отсутствии лиц, обязанных осуществлять уход за ними. Орган опеки и попечительства с согласия такого гражданина может назначить ему попечителя (помощника), который принимает на себя обязанность оказывать подопечному регулярную помощь.

Поскольку отношения патронажа устанавливаются с полностью дееспособным лицом, все вопросы, связанные с осуществлением его имущественных прав, решаются только с его согласия. Так, распоряжение имуществом, принадлежащим такому гражданину, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, совершаются с его согласия. Сохранение за подопечным совершеннолетним дееспособным гражданином полной самостоятельности проявляется также в том, что отношения патронажа могут быть в любое время прекращены по его требованию.

На отношения патронажа распространяется действие многих правил, регулирующих опеку и попечительство, в частности ст. ст. 34,35,39ГК.

§ 8. Место жительства граждан

1. Понятие места жительства

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20ГК).

Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ <1>.

———————————

<1> См.: ЗаконРФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227 (далее — Закон о свободе передвижения).

Место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. Мало, например, назвать только населенный пункт, надо указать улицу, номер дома, квартиры. В случае спора о том, является ли данное место местом жительства лица, вопрос решается на основании объективных признаков — постоянного или преимущественного проживания его в данном месте.

Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители.

Понятие «преимущественное проживание», содержащееся в ст. 20ГК, имеет существенное значение, поскольку жизнь и деятельность гражданина часто не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Так, геологи, моряки, рыболовы, строители и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.п. В подобных случаях местом жительства признается место, где они проживают преимущественно, т.е. больше, чем в других местах.

Правило о том, что гражданин должен иметь определенное место жительства, как правильно отмечено в литературе, ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение и свободу выбора места жительства <1>.

———————————

<1> См.: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. С. 62.

studfiles.net

9. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами

9.1. Понятие и цели опеки и попечительства

Опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Правовое регулирование института опеки и попечительства содержатся в ГК (ст. 31 — 40), СК РФ (гл.20), ФЗ РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Согласно ст.2 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»:

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.

Опека устанавливается:

  1. над детьми в возрасте до 14 лет;

  2. над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п.1 ст.32 ГК РФ).

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях (п.1 ст.32 ГК РФ). Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном (п.2 ст. 15 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»).

Попечительство устанавливается:

  1. над несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет;

  2. над гражданами, ограниченными судом в дееспособности (п. 1 ст. 33 ГК).

Попечитель выступает в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных ФЗ. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п.3 ст.15 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство. Попечитель также охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п.1 ст.34 ГК РФ, п.1 ст. 6 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»).

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители несовершеннолетних граждан и граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *