что это такое, паттерны поведения примеры
Паттерн – это термин, обозначающий некий повторяющийся шаблон, также им можно назвать образец, модель, схему или образ. Понятие вышло от английского «pattern» и переводится, как пример, форма. Благодаря паттерну создается посредствующее представление, с помощью которого в режиме синхронности процессов восприятия и мышления проявляются закономерности, а также способ их существования в окружающем мире, природе, в обществе.
Паттерн представляет собой повторяющийся образец или шаблон, компоненты которого повторяются предсказуемо. Паттерны могут восприниматься неодинаково, это зависит от органа ощущений, которым они чувствуются.
Существуют разнообразные паттерны поведения. Примеры их можно увидеть в различных сферах жизнедеятельности: от ранних умываний до специальных профессиональных.
Паттерн что это такое
Понятие паттерн имеет широкий спектр его применения. Так, например, оно встречается в таких науках, как психология, физика, информатика, также часто применяется в дизайне, музыке, творчестве. Такая схема поведения воспроизводится человеком автоматически в процессе взаимодействия с окружающим миром. Ежедневные паттерны поведения примеры: утренние умывания, приветствия, манера поведения за столом, способ отвечать на звонки.
В психологии паттерном называется парадигма поведения, свойственная человеку в каких-нибудь ситуациях и обстоятельствах.
В науке, в частности в математике и языкознании, можно выявлять паттерны, путем исследования. С помощью прямого наблюдения можно выявить, как формируются визуальные шаблоны в искусстве и в природе. В природе они чаще всего хаотичны, являются фрактальными и не способны к копированию друг друга, встречаются в виде спиралей, волн, пены или трещины, создаются с помощью явления симметрии и отражения.
Подобные шаблоны включают в себя математически очерчиваемую структуру, выражающуюся через формулы. Сама по себе математика является способом поиска регулярностей и каждый конечный продукт от использования функций и есть математическим паттерном.
Процесс исследования и прогнозирования научными теориями, одновременно существующих регулярностей в природе и обществе есть процессом выявления паттернов.
В архитектуре, дизайне и искусстве для того, чтобы получить определенное стабильное воздействие, декорации и разнообразные визуальные элементы могут сочетаться и повторяться, создавая образы и модели. Шаблоны проектирования в компьютерных науках являются часто употребляемым решением широкого спектра проблем программирования.
В медицинских науках паттерн воспринимается как устойчивая комбинация результатов исследования или иных признаков, симптомов при похожих жалобах больного или больных с одной нозологией. Так, паттерн состоит из нескольких симптомов, признаков. Синдром, в свою очередь, включает один или пару паттернов. Синдром или несколько синдромов составляют болезнь.
Паттерны имеют характерные свойства: они являются постоянной категорией, которую легко определить. Они всё время повторяются; являются бессознательно созданными алгоритмами, которые, как правило, очень сложно скорректировать. Они способны проявляться полностью или частично. Если он выявляется частично, то его называют кодом. Например, человек услышал отрывок из какой-то песни, и у него перед глазами сразу отображаются картины из определенной впечатляющей ситуации из прошлого, его захватывают эмоции и воспоминания, которые связанные с ней. Таким образом, мелодия была кодом, произношение которого запустило весь паттерн.
Врожденный паттерн является отправной точкой, первоначальным шаблоном, на который наслаиваются другие. Такие комбинации паттернов объединяются со стереотипами, привычками и ценностями человека, формируя его характер и образ жизни. Поэтому, такие шаблоны всегда взаимодействуют и не могут существовать по отдельности.
Личность все время находится в развитии, приобретает опыт, знания, самосовершенствуется. И вместе с развитием личности происходит трансформация её паттернов, они совершенствуются или изменяют форму выражения. Можно продемонстрировать пример такой модификации на опыте мужчины, который привык жить холостяцкой жизнью, но соображая, что нужно изменять такой образ жизни и обзавестись семьей, продолжает всё же выражать некоторые поведенческие шаблоны. Отдельные привычки, сохранившееся из холостяцкой жизни, могут преследовать человека еще некоторое время. Например, желание иметь собственное независимое личностное пространство, и проводить время одному или с друзьями, с чем, например, жена может не соглашаться. Спустя время это может пройти, действие такого паттерна ослабеет, и мужчина привыкнет к тому, что он теперь ни один и должен больше посвящать себя семье.
Паттерн в психологии
Психологический паттерн отображает устойчивую модель поведения индивидов. Такие поведенческие паттерны можно увидеть, наблюдая за окружающими людьми. Все ведут себя в разнообразных обстоятельствах по-разному, но всё-таки каждый индивид придерживается собственного стиля.
Если проследить некоторые закономерности поведения, можно легче общаться с другими. Изучая поведенческие паттерны других людей, человек начинает понимать, чего можно ожидать от них, или действовать по отношению к этим личностям, зная наперёд, какую реакцию стоит ожидать.
Например, если человек по своей натуре неразговорчив, достаточно замкнутый, и предпочитает проводить свое свободное время в одиночестве или компании одного друга, то естественно, он будет себя чувствовать очень неловко в большой компании и может даже обидеться, если бы его без предупреждения затянули в большую и шумную компанию, на вечеринку, где все веселятся и знакомятся.
Следует выходить из интересов человека, чтобы предугадать, какая реакция у него может возникнуть, соответственно действовать так, чтобы никто не был обижен. Наблюдать то, как проявляются и меняются паттерны поведения людей очень полезное и интересное занятие.
В психологии существует такой вид паттернов, как гипнотические – это особые повторяющиеся словесные формулы, с помощью которых человека можно погрузить в гипнотическое трансовое состояние. Может случиться так, что человек даже не догадается о том, что его погрузили в гипноз. Такой метод широко применяется в НЛП, также компетентные манипуляторы хорошо им владеют в корыстных целях.
Если у человека случаются такие ситуации, в которых он переживает трудности взаимодействия с внешним миром, он ищет помощи у психолога. Высказав всё наболевшее, пройдя некоторое количество тестов, клиент часто может услышать от психолога, что дело заключается в его негативной модели поведения. В дальнейшем клиенту назначается курс психокоррекции.
Паттерны поведения
Естественно, не все человеческие привычки, стереотипы и способы поведения в обществе являются комфортными и позитивными. Некоторые паттерны поведения людей очень мешают их нормальной жизнедеятельности. Например, есть такой тип людей, которые очень боятся трудностей и по отношению к ним занимают тактику избегания. Существует также противоположный тип людей, которые просто фанатично настроены на поиск сложностей, соответственно, они часто попадают в ситуации с негативными последствиями.
Оба представленные типажа имеют негативные модели поведения, которые только мешают жить и способствуют накапливанию отрицательного опыта. С такими шаблонами поведения можно бороться, даже необходимо, но не всегда это достаточно просто. Намного легче изменить что-то, когда ясно видна причина проблем и когда человек понимает, какими внутренними ресурсами и потенциалом он владеет.
Благодаря, позитивным и комфортным моделям поведения, человек может гармонично развиваться и справляться со сложностями. Их диапазон протягивается от встряхивания рук после умывания до умения искать компромиссы.
Человек сам способен выбирать те шаблоны или стратегии поведения, которыми ему лучше пользоваться. Для кого-то – это саморазрушающие паттерны, кому-то лучше использовать манипулятивные, а кто-то предпочитает модель уверенного поведения.
Отдельного рассмотрения заслуживают паттерны поведения лидера. Лидер – это человек, на которого все хотят равняться, поэтому его модель поведения отображает его сущность, его характер и от нее зависит авторитет лидера в определенной группе.
Лидерские качества можно оценить, если непосредственно наблюдать за успешными руководителями, в частности теми, которые ответственные за всю организацию. Такие люди должны осознавать реальное положение дел и оценивать отношения, как результат взаимодействия их жизненного опыта, заимствования шаблонов от других управленцев и теоретических знаний в области управления и организации труда. Проявление подобных явлений в течение времени можно рассматривать, как повторение шаблонов поведения. Именно эти паттерны обеспечивают эффективность деятельности определенного лидера.
Паттерны поведения лидера отображают те качества руководителя, которыми хочется овладеть каждому подчиненному.
Примеры лидерских качеств, которые отображаются в эффективной модели поведения:
— лидеры стимулируют и применяют самоорганизующиеся процессы;
— самостоятельно овладевают необходимой информацией;
— пользуются моделями или шаблонами с целью, упрощенного отображения реальности;
— применяют в творческом процессе случай;
— развивают особенные необходимые состояния и стратегии доступа к подсознательным процессам;
— думают системно, а не механически;
— оперируют динамическими моделями;
— концентрируются на «глубинных процессах» в противоположность «поверхностным процессам»;
— свои идеи представляют в виде схем, карт, формальных внешних систем;
— их идеи соответствуют уровню их знаний.
psihomed.com
Статья:: Паттерны разрушения паттернов — trEnings.ru: всё о НЛП
— У меня фобия.
— В НЛП нет фобий — в НЛП есть паттерны. Нужно разрушить паттерн!
Фрэнк Фарелли
Если мы хотим изменить поведение – в НЛП часто используют термин «паттерн» — то можем использовать несколько принципиально отличающихся подходов: разрушить старое поведение, добавить более удачное новое, или сначала разрушить старое, а потом добавить новое. В НЛП чаще предпочитают добавлять варианты предполагая, что человек будет пользоваться новыми выборами. Но иногда основным фокусом внимания будет именно разрушение – если у человека фобия или зависимость, в первую очередь, ему хочется от этого всего избавиться. К тому же, разрушив старое поведение, поиск замены мы можем оставить бессознательному.
Паттерн – то, что повторяется в поведении независимо от контекста.
Так что появилась у меня мысль сфокусироваться именно на теме разрушения – посмотреть, какими способами и как это можно сделать. Но прежде чем продолжить согласуем карты:
- если вместо паттерна ничего больше нет – был якорь, разрушили, на стимул нет реакции, — то это разрушение;
- если вместо одного паттерна вставили другой – был якорь, но теперь на стимул новая реакция, — то это замена;
- если к существующему паттерну добавили новые – на один и тот же стимул человек может реагировать и по-старому, и по-новому, — то это добавление.
Понятно, что это деление очень условное, но, как говориться, возьмём за основу.
Как примеры:
В НЛП обычно после разрушения всё-равно помогают клиенту придумать что-то новое на замену разрушенному. Это может быть и инструкция бессознательному, и вполне конкретный паттерн «созидания» — так, после паттерна «Порога» рекомендуется сделать «Взмах».
Итак, какие паттерны разрушения паттернов у нас есть.
Тут термин паттерн употреблён в двух смыслах — что разрушаем и чем. Что можно разрушать: якоря, убеждения, цели, стратегии, идентичность, миссию, метасостояние. Разрушать можно либо связи — якоря, убеждения, — либо «конструкции», — миссию, цель, идентичность. Например, состояние разрушить нельзя, только перейти в другое.
Субмодальные: представить ситуацию нарисованной на стекле и стекло разбить; отодвинуть ситуацию в бесконечность; сжать в точку; убрать звук до минимума; закрасить чёрным.
Паттерн взмаха: сначала представить, как представляется сейчас — быстро новое представление — отвлечься. И так раз 5-7. Если вместо нового образа пусто — разрушение старого процесса.
Паттерн порога: можно разрушать навязчивости. Берём навязчивость, определяем критическую субмодальность, усиливаем её до тех пор, пока не перейдём порог и мозг перестанет воспринимать предмет реальным. Кстати, Бендлер предлагает применять паттерн порога для принятия решений — усиливаешь чувство недовольство собой (можно вспоминая неудачные ситуации), пока не скажешь себе: «Хватит!»
В метамодели есть довольно интересный паттерн работы с обобщениями — поиск противоположного примера:
— Ты всегда опаздываешь.
— А было ли, что я приходил во время? — типичный фокус языка. Но там есть что-то вроде паттерна порога — гиперболизация: — Всегда, всегда, всегда!? — Вот над ним стоит подумать, потому как среди фокусов языка аналоги есть только условно (расширение фрейма). И вообще можно порассматривать многие раскрутки с точки зрения преодоления порога.
Якоря: коллапс разрушает якоря. Хороший признак — на старый стимул нет реакции.
Метасостояния: по отношению к событию/человеку/вещи испытать полное равнодушие.
Быстрое обратное ассоциированное перепроживание: как в технике «Быстрое лечении фобий», тоже разрушает якоря.
Раскрутки: многие раскрутки просто разрушают убеждения, особенно те, которые показывают что оно не работает или его последствия не приемлемы, но не предлагают новых вариантов.
Пресуппозиции: можно вставить команду разрушения, вроде «Ты понимаешь, что ты лишён возможность делать это».
Хорошо Разрушенный Результат — берём пункты ХСР, и задаём вопросы про то, почему они не могут быть достигнуты.
Ограничивающие убеждения достижения цели — создаём ограничивающие убеждения (или разрушаем поддерживающие) на тему: цель не нужна, цель не достижима в принципе (безнадёжность), цель не достижима для меня (беспомощность), я не достоин достижения цели (никчёмность), я могу достигнуть цели только при чьей-то помощи (зависимость). Создавать можно как при помощи пресуппозиций, так и по стратегии создания убеждений. Разрушать можно при помощи раскруток.
Разрушать убеждения можно не только при помощи раскруток, но и проведя по стратегии разрушения убеждения – как в технике «Музей старых убеждений». По-видимому можно это сделать и чисто вербальными способами, только нужно выяснить убедители разрушения убеждения.
Можно попробовать поискать что-то общее в механизмах разрушения:
- коллапс противоположностей: коллапс якорей, речевые парадоксы,;
- разрушение структуры: обратное перепроживание, паттерн взмаха;
- стирание: метасостояние «безразличия», субмодальности стирания — удаление, закрашивание и т.д.;
- команда разрушения: всяческие речевые команды — в пресуппозициях, вложенных сообщениях, прямых внушениях и т.д.
- мотивация к разрушению: показать что паттерн не работает или его использование не экологично.
Ну вот, немного информации подумать на досуге.
trenings.ru
Состояние
Суть паттерна
Состояние — это поведенческий паттерн проектирования, который позволяет объектам менять поведение в зависимости от своего состояния. Извне создаётся впечатление, что изменился класс объекта.
Проблема
Паттерн Состояние невозможно рассматривать в отрыве от концепции машины состояний, также известной как стейт-машина или конечный автомат.
Конечный автомат.
Основная идея в том, что программа может находиться в одном из нескольких состояний, которые всё время сменяют друг друга. Набор этих состояний, а также переходов между ними, предопределён и конечен. Находясь в разных состояниях, программа может по-разному реагировать на одни и те же события, которые происходят с ней.
Такой подход можно применить и к отдельным объектам. Например, объект Документ
может принимать три состояния: Черновик
, Модерация
или Опубликован
. В каждом из этих состоянии метод опубликовать
будет работать по-разному:
- Из черновика он отправит документ на модерацию.
- Из модерации — в публикацию, но при условии, что это сделал администратор.
- В опубликованном состоянии метод не будет делать ничего.
Возможные состояния документа и переходы между ними.
Машину состояний чаще всего реализуют с помощью множества условных операторов, if
либо switch
, которые проверяют текущее состояние объекта и выполняют соответствующее поведение. Наверняка вы уже реализовали хотя бы одну машину состояний в своей жизни, даже не зная об этом. Как насчёт вот такого кода, выглядит знакомо?
class Document is
field state: string
// ...
method publish() is
switch (state)
"draft":
state = "moderation"
break
"moderation":
if (currentUser.role == 'admin')
state = "published"
break
"published":
// Do nothing.
break
// ...
Основная проблема такой машины состояний проявится в том случае, если в Документ
добавить ещё десяток состояний. Каждый метод будет состоять из увесистого условного оператора, перебирающего доступные состояния. Такой код крайне сложно поддерживать. Малейшее изменение логики переходов заставит вас перепроверять работу всех методов, которые содержат условные операторы машины состояний.
Путаница и нагромождение условий особенно сильно проявляется в старых проектах. Набор возможных состояний бывает трудно предопределить заранее, поэтому они всё время добавляются в процессе эволюции программы. Из-за этого решение, которое выглядело простым и эффективным в самом начале разработки, может впоследствии стать проекцией большого макаронного монстра.
Решение
Паттерн Состояние предлагает создать отдельные классы для каждого состояния, в котором может пребывать объект, а затем вынести туда поведения, соответствующие этим состояниям.
Вместо того, чтобы хранить код всех состояний, первоначальный объект, называемый контекстом, будет содержать ссылку на один из объектов-состояний и делегировать ему работу, зависящую от состояния.
Документ делегирует работу своему активному объекту-состоянию.
Благодаря тому, что объекты состояний будут иметь общий интерфейс, контекст сможет делегировать работу состоянию, не привязываясь к его классу. Поведение контекста можно будет изменить в любой момент, подключив к нему другой объект-состояние.
Очень важным нюансом, отличающим этот паттерн от Стратегии, является то, что и контекст, и сами конкретные состояния могут знать друг о друге и инициировать переходы от одного состояния к другому.
refactoring.guru
Посетитель
Суть паттерна
Посетитель — это поведенческий паттерн проектирования, который позволяет добавлять в программу новые операции, не изменяя классы объектов, над которыми эти операции могут выполняться.
Проблема
Ваша команда разрабатывает приложение, работающее с геоданными в виде графа. Узлами графа являются городские локации: памятники, театры, рестораны, важные предприятия и прочее. Каждый узел имеет ссылки на другие, ближайшие к нему узлы. Каждому типу узлов соответствует свой класс, а каждый узел представлен отдельным объектом.
Экспорт геоузлов в XML.
Ваша задача — сделать экспорт этого графа в XML. Дело было бы плёвым, если бы вы могли редактировать классы узлов. Достаточно было бы добавить метод экспорта в каждый тип узла, а затем, перебирая узлы графа, вызывать этот метод для каждого узла. Благодаря полиморфизму, решение получилось бы изящным, так как вам не пришлось бы привязываться к конкретным классам узлов.
Но, к сожалению, классы узлов вам изменить не удалось. Системный архитектор сослался на то, что код классов узлов сейчас очень стабилен, и от него многое зависит, поэтому он не хочет рисковать и позволять кому-либо его трогать.
Код XML-экспорта придётся добавить во все классы узлов, а это слишком накладно.
К тому же он сомневался в том, что экспорт в XML вообще уместен в рамках этих классов. Их основная задача была связана с геоданными, а экспорт выглядит в рамках этих классов чужеродно.
Была и ещё одна причина запрета. Если на следующей неделе вам бы понадобился экспорт в какой-то другой формат данных, то эти классы снова пришлось бы менять.
Решение
Паттерн Посетитель предлагает разместить новое поведение в отдельном классе, вместо того чтобы множить его сразу в нескольких классах. Объекты, с которыми должно было быть связано поведение, не будут выполнять его самостоятельно. Вместо этого вы будете передавать эти объекты в методы посетителя.
Код поведения, скорее всего, должен отличаться для объектов разных классов, поэтому и методов у посетителя должно быть несколько. Названия и принцип действия этих методов будет схож, но основное отличие будет в типе принимаемого в параметрах объекта, например:
class ExportVisitor implements Visitor is
method doForCity(City c) { ... }
method doForIndustry(Industry f) { ... }
method doForSightSeeing(SightSeeing ss) { ... }
// ...
Здесь возникает вопрос: как подавать узлы в объект-посетитель? Так как все методы имеют отличающуюся сигнатуру, использовать полиморфизм при переборе узлов не получится. Придётся проверять тип узлов для того, чтобы выбрать соответствующий метод посетителя.
foreach (Node node in graph)
if (node instanceof City)
exportVisitor.doForCity((City) node)
if (node instanceof Industry)
exportVisitor.doForIndustry((Industry) node)
// ...
Тут не поможет даже механизм перегрузки методов (доступный в Java и C#). Если назвать все методы одинаково, то неопределённость реального типа узла всё равно не даст вызвать правильный метод. Механизм перегрузки всё время будет вызывать метод посетителя, соответствующий типу Node
, а не реального класса поданного узла.
Но паттерн Посетитель решает и эту проблему, используя механизм двойной диспетчеризации. Вместо того, чтобы самим искать нужный метод, мы можем поручить это объектам, которые передаём в параметрах посетителю. А они уже вызовут правильный метод посетителя.
// Client code
foreach (Node node in graph)
node.accept(exportVisitor)
// City
class City is
method accept(Visitor v) is
v.doForCity(this)
// ...
// Industry
class Industry is
method accept(Visitor v) is
v.doForIndustry(this)
// ...
Как видите, изменить классы узлов всё-таки придётся. Но это простое изменение позволит применять к объектам узлов и другие поведения, ведь классы узлов будут привязаны не к конкретному классу посетителей, а к их общему интерфейсу. Поэтому если придётся добавить в программу новое поведение, вы создадите новый класс посетителей и будете передавать его в методы узлов.
Аналогия из жизни
У страхового агента приготовлены полисы для разных видов организаций.
Представьте начинающего страхового агента, жаждущего получить новых клиентов. Он беспорядочно посещает все дома в округе, предлагая свои услуги. Но для каждого из посещаемых типов домов у него имеется особое предложение.
- Придя в дом к обычной семье, он предлагает оформить медицинскую страховку.
- Придя в банк, он предлагает страховку от грабежа.
- Придя на фабрику, он предлагает страховку предприятия от пожара и наводнения.
refactoring.guru
Стратегия
Суть паттерна
Стратегия — это поведенческий паттерн проектирования, который определяет семейство схожих алгоритмов и помещает каждый из них в собственный класс, после чего алгоритмы можно взаимозаменять прямо во время исполнения программы.
Проблема
Вы решили написать приложение-навигатор для путешественников. Оно должно показывать красивую и удобную карту, позволяющую с лёгкостью ориентироваться в незнакомом городе.
Одной из самых востребованных функций являлся поиск и прокладывание маршрутов. Пребывая в неизвестном ему городе, пользователь должен иметь возможность указать начальную точку и пункт назначения, а навигатор — проложит оптимальный путь.
Первая версия вашего навигатора могла прокладывать маршрут лишь по дорогам, поэтому отлично подходила для путешествий на автомобиле. Но, очевидно, не все ездят в отпуск на машине. Поэтому следующим шагом вы добавили в навигатор прокладывание пеших маршрутов.
Через некоторое время выяснилось, что некоторые люди предпочитают ездить по городу на общественном транспорте. Поэтому вы добавили и такую опцию прокладывания пути.
Но и это ещё не всё. В ближайшей перспективе вы хотели бы добавить прокладывание маршрутов по велодорожкам. А в отдалённом будущем — интересные маршруты посещения достопримечательностей.
Код навигатора становится слишком раздутым.
Если с популярностью навигатора не было никаких проблем, то техническая часть вызывала вопросы и периодическую головную боль. С каждым новым алгоритмом код основного класса навигатора увеличивался вдвое. В таком большом классе стало довольно трудно ориентироваться.
Любое изменение алгоритмов поиска, будь то исправление багов или добавление нового алгоритма, затрагивало основной класс. Это повышало риск сделать ошибку, случайно задев остальной работающий код.
Кроме того, осложнялась командная работа с другими программистами, которых вы наняли после успешного релиза навигатора. Ваши изменения нередко затрагивали один и тот же код, создавая конфликты, которые требовали дополнительного времени на их разрешение.
Решение
Паттерн Стратегия предлагает определить семейство схожих алгоритмов, которые часто изменяются или расширяются, и вынести их в собственные классы, называемые стратегиями.
Вместо того, чтобы изначальный класс сам выполнял тот или иной алгоритм, он будет играть роль контекста, ссылаясь на одну из стратегий и делегируя ей выполнение работы. Чтобы сменить алгоритм, вам будет достаточно подставить в контекст другой объект-стратегию.
Важно, чтобы все стратегии имели общий интерфейс. Используя этот интерфейс, контекст будет независимым от конкретных классов стратегий. С другой стороны, вы сможете изменять и добавлять новые виды алгоритмов, не трогая код контекста.
Стратегии построения пути.
В нашем примере каждый алгоритм поиска пути переедет в свой собственный класс. В этих классах будет определён лишь один метод, принимающий в параметрах координаты начала и конца пути, а возвращающий массив точек маршрута.
Хотя каждый класс будет прокладывать маршрут по-своему, для навигатора это не будет иметь никакого значения, так как его работа заключается только в отрисовке маршрута. Навигатору достаточно подать в стратегию данные о начале и конце маршрута, чтобы получить массив точек маршрута в оговорённом формате.
Класс навигатора будет иметь метод для установки стратегии, позволяя изменять стратегию поиска пути на лету. Такой метод пригодится клиентскому коду навигатора, например, переключателям типов маршрутов в пользовательском интерфейсе.
refactoring.guru
Паттерн — что это такое в психологии? Паттерны поведения
Вы когда-нибудь задумывались, почему люди одинаково реагируют на новости и события, определенным образом выполняют какие-то бытовые операции? Либо устанавливают четкие, повторяющиеся ассоциации с определенными явлениями, праздниками. В этот список можно внести стереотипы и привычки, с которыми люди живут, не придавая им какого-либо значения. В науке всему этому давно уже дано название – паттерн. Что это такое?
Знакомимся с понятием
Понятие «паттерн» встречается в физике, информатике, дизайне, музыке и психологии. В переводе с английского оно означает «шаблон, «модель». Применительно к психологии паттерн можно кратко обозначить как парадигму поведения, свойственную человеку в определенных обстоятельствах. Эта модель работает автоматически, непроизвольно, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Паттерны можно встретить повсюду: умывание с утра, рукопожатие при встрече, способ есть яблоко, отвечать на телефонные звонки и т. п.
Даже любимый питомец, который видит, как хозяин надевает куртку и ботинки, уже внутренне настраивается на прогулку. Вы скажете, это условный рефлекс? И ошибетесь. Паттерн в психологии – это глубже, чем инстинкт или рефлекс. Это определенная программа, заложенная в мозг человека, по которой он живет и контактирует с окружающими.
Свойства паттернов
- Паттерн – категория устойчивая. Его легко распознать, так как он часто повторяется. Как правило, бессознательно созданный алгоритм поведения редко и сложно поддается коррекции.
- Паттерн может проявиться целиком и частично. В последнем случае специалисты называют это кодом. Например, когда человек слышит имя знакомого человека или название места отдыха, где он был, его охватывают воспоминания и эмоции, связанные с ними. Так, при произнесении кода происходит запуск всего паттерна.
- Психологические паттерны не существуют в отдельности друг от друга. Есть врожденный паттерн – отправная точка. На него наслаиваются другие. Они объединяются со стереотипами, привычками, формируя характер и образ жизни человека.
- Человек постоянно находится в развитии, накапливает опыт, самосовершенствуется. Соответственно трансформируется и паттерн. Что это такое? Например, человек привык с детства к замкнутости, но социализация неизбежна. Он понимает, что для гармоничной жизни в обществе нужно заводить знакомства, уметь вести диалог с людьми, быть взаимным. По мере освоения новых «навыков» и происходит сдвиг в паттерне поведения. При этом некоторые привычки «старой модели» могут быть еще активными.
Виды поведенческих паттернов
Поведенческие паттерны имеют довольно широкую классификацию. Основными можно назвать врожденные (наследственные) и приобретенные (творческие), позитивные (комфортные) и негативные (ошибочные), социальные и индивидуальные, коммуникативные. Все они делятся по месту и качеству проявления. Рассмотрим их на общих примерах.
Социальные и индивидуальные паттерны
Социальные паттерны – это шаблоны поведения людей в обществе. Иными словами, это определенные действия, повторяющиеся при определенных обстоятельствах. К ним относятся рукопожатие при встрече или кивок головы, взмах рукой при расставании и т. п. Данные примеры, с одной стороны, демонстрируют типичные паттерны поведения любого человека в обществе, с другой – говорят о культурном опыте. Так, например, в Японии распространенным социальным паттерном является поклон при встрече со знакомым или уважаемым человеком.
К индивидуальным паттернам, как правило, относят личные привычки, пристрастия человека. Примерами могут служить предпочтение начинать завтрак с глотка чая либо надкусывания хлеба, надевание сначала носков, затем брюк или блузы, затем юбки.
Врожденные и приобретенные паттерны
Наследственные паттерны – это те особенности поведения, которые человек получает в первые минуты своей жизни. Это генетическая программа, работающая на уровне инстинктов и рефлексов. Врожденный паттерн дается человеку природой. Эта модель имеет множество форм. Например, пищевая форма проявляется в процессе сосания у младенца. Приобретенные паттерны поведения – это уже последующее развитие человека, его обучение, формирование мировосприятия, привычек, образа мыслей и т. п.
Иногда происходит путаница между врожденными и приобретенными паттернами. Так, когда ребенок так же, как один из родителей, проделывает какую-нибудь операцию определенным образом, говорят о генетической схожести. На самом деле это лишь результат подражания.
Позитивные и негативные паттерны
Когда у человека возникают трудности взаимодействия с окружающим миром, он обращается за помощью к психологу. Излив душу и пройдя ряд тестов, нередко пациент слышит от специалиста: «это ваш негативный паттерн». Что это такое? Дело в том, что не все наши привычки и способы движения в обществе могут быть комфортными. Некоторые поведенческие паттерны открыто мешают человеку в жизни. Есть люди, которые панически боятся трудностей и потому всячески избегают их. Другие, наоборот, до фанатизма охвачены поисками сложностей, в итоге сталкиваются с неприятными последствиями. Все это негативные паттерны, которые мешают жить и накапливают отрицательный опыт. Бороться с такими шаблонами можно и необходимо, но иногда сделать это бывает сложно. Гораздо легче что-то менять, когда четко видна и понятна причина всех проблем и адекватно оценен внутренний потенциал.
Комфортные паттерны – это те модели поведения, которые помогают человеку гармонично развиваться и преодолевать препятствия. Диапазон их простирается от элементарного умывания и встряхивания рук до умения идти на компромиссы, дружелюбия.
Коммуникативные паттерны
Так как человек – создание социальное, то наиболее развиты у него коммуникативные паттерны. Определение их возможно в реакции мимики, системе жестов, элементах вокализации. Вполне очевидно, что при озвучивании новости хорошей человек улыбается, новости плохой – хмурится. Когда человек злится, то топает ногами. Когда просит у другого человека передать какой-то предмет, использует указательный жест. Даже слепые и глухонемые дети реализуют подобные коммуникативные паттерны без возможности подражания образцу.
Можно ли изменить паттерн?
Шаблоны поведения – это основа человека. Они очень устойчивы, поэтому весьма сложно их менять или тем более избавиться вовсе. Однако можно контролировать паттерн. Что это такое? Например, у человека обнаруживается какая-то фобия. Он обращается за помощью к специалисту. Тот, в свою очередь, предлагает ему определенный алгоритм действий, выполняя которые пациент учится контролировать свои страхи. Он не в силах избавиться от них навсегда, но может поменять «позиции власти».
Наибольший интерес вызывают эксперименты подмены паттернов на противоположные. Известен случай, когда к известному психотерапевту Милтону Эриксону пришла женщина-интроверт с просьбой помочь ей стать более открытым и дружелюбным человеком. Исходя из увлечений пациентки – разведения цветов, – Эриксон посоветовал ей приобрести 200 горшочков с фиалками и ухаживать за ними. По мере того, так ростки начнут приживаться, женщина должна была отправлять по горшочку знакомым и незнакомым людям в день их рождения, помолвки, свадьбы или тому, кто болен. Уход за двумя сотнями фиалок отвлек женщину от депрессивных мыслей, и вскоре она стала «королевой фиалок» в своем штате. Из замкнутого, склонного к тяжелым депрессиям человека эта женщина превратилась в желаемого, открытого и дружелюбного.
Источник
ideiforbiz.ru
Паттерн (психология) — это… Что такое Паттерн (психология)?
Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток») . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.
Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет — миропонимание.
Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.
Согласно Липпману [1], возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.
Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык [3]
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, А следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Стереотипы и предрассудки
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.
Отечественная традиция
В 20–30е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) —слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула [2]
Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.
См. также
Источники
- Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
- Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
- Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru