Передача заявлений и сообщений по подследственности – Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Содержание

2.6. Направление сообщения о преступлении по подследственности или подсудности

Если сообщение о преступлении поступило в правоохранительный орган, который в силу закона о подследственности (ст. 151 УПК РФ) не вправе возбудить по нему уголовное дело и расследовать сам, то этот орган обязан направить данное сообщение вместе с приобщенными к нему материалами по подследственности в тот орган, к компетенции которого относится принятие решения по нему. Например, орган милиции обязан зарегистрировать заявление потерпевшего от преступления, совершенного военнослужащим, и принять меры к закреплению следов, а затем незамедлительно в соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ направить его военному следователю или командиру воинской части, к компетенции которых относится расследование уголовных дел по обвинению военнослужащих. Такой порядок имеет важное практическое значение. Он обязывает органы дознания и предварительного следствия принять заявление и сообщение о любом преступлении и дать ему законный ход, а потерпевшего освобождает от необходимости обивать пороги казенных учреждений в поисках компетентного правоохранительного органа. Основная тяжесть работы по приему, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях ложится на плечи милиции, которая ближе всех к населению и работает круглосуточно без выходных и праздников.

Если же в орган дознания или к следователю поступило заявление потерпевшего от преступления, дело о котором возбуждается, рассматривается, разрешается в порядке частного обвинения без производства дознания и предварительного следствия (см. ч. 2 ст. 20 УПК РФ), такое заявление подлежит направлению по подсудности мировому судье (та же ч. 3 ст. 145 УПК РФ). Заявитель информируется о передаче его сообщения по подследственности или в суд в течение суток с момента принятия решения (п. 15 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях).

Поскольку прокурор теперь возбудить уголовное дело не вправе, все заявления о преступлениях, поступающие в прокуратуру, подлежат направлению соответствующим органам дознания или предварительного следствия или же мировому судье.

Глава 3. Предварительное расследование: формы и общие условия производства

3.1. Формы предварительного расследования

Предварительное расследование — это следующая за возбуждением уголовного дела стадия российского уголовного судопроизводства, уголовно-процессуальная деятельность в которой подчинена решению следующих задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление, т.е. установить фактические обстоятельства дела и лицо, совершившее преступление, сформулировать и обосновать обвинение, обеспечив законные условия защиты от него и для реализации прав всеми участниками процесса, создать предпосылки для привлечения виновного к уголовной ответственности по суду, обеспечить возмещение причиненного преступлением ущерба, а также выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, приняв меры по их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству. При наличии предусмотренных законом оснований эта деятельность может закончиться и прекращением уголовного дела по нереабилитирующим основаниям или же с реабилитацией невиновного обвиняемого (подозреваемого). Предварительным такое расследование называется потому, что оно ведется до суда и для суда. Однако, являясь предварительным, расследование не теряет от этого своего важного значения и не означает, что орган расследования по результатам своей работы по уголовному делу может ограничиться приблизительными, предположительными, недостоверными, мнимыми выводами. Предварительное расследование должно быть таким, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный, мотивированный и справедливый приговор.

Предварительное расследование производится в форме следствия либо в форме дознания. Основной из двух названных форм является предварительное следствие, главным признаком которого является то обстоятельство, что оно производится процессуально самостоятельным должностным лицом — следователем, государственным служащим «от юстиции». Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в

п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю. Такое решение прокурора должно носить письменный характер. Оно представляет собой препроводительное письмо соответствующему органу дознания, которому направляется уголовное дело. Указание прокурора о производстве дознания (вместо предварительного следствия) обязательно для органа дознания (в подавляющем большинстве случаев это органы внутренних дел). И наоборот, по письменному указанию прокурора уголовные дела, которые относятся к подследственности органов дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (
ч. 4 ст. 150
УПК РФ). При принятии решения по указанным вопросам прокурор исходит из объема и сложности предстоящей работы по уголовному делу и времени, необходимого для ее выполнения, а также из презумпции, что следователь является более квалифицированным работником, нежели дознаватель.

Предварительное расследование (в форме дознания) производится также по делам о нераскрытых преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 (причинение легкого вреда здоровью при отсутствии квалифицирующих обстоятельств), ч. 1 ст. 116 УК РФ (нанесение побоев при отсутствии квалифицирующих обстоятельств), ч. 1 ст. 129 УК РФ (клевета при отсутствии квалифицирующих обстоятельств) и ст. 130 УК РФ (оскорбление). Такой вывод логически вытекает из следующего. Согласно ч. 2 ст. 20 и

ч. 1 ст. 318 УПК РФ уголовные дела об этих преступлениях считаются делами частного обвинения; они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, поданному непосредственно мировому судье. Предварительное расследование по таким делам по общему правилу не производится. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело об этих преступлениях и произвести расследование при отсутствии заявления потерпевшего, если только данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. К иным причинам относятся случаи совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20 УПК РФ).

Это значит, что потерпевшие от нераскрытых преступлений, о которых идет речь, вправе обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела, его расследовании, об установлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, о его розыске и задержании не к мировому судье, а к органам уголовного преследования, что практически означает — или в дежурную часть местного органа внутренних дел, или к районному прокурору, осуществляющему прежний полновластный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания.

Между тем суд, судья по сути своей и определению своему сами вправе, не выпуская уголовного дела их своих рук, требовать от властей полицейских (милицейских) и розыска неизвестного лица, в отношении которого по заявлению потерпевшего возбуждено данное дело, и его задержания и доставления в суд с представлением сведений, что это — именно то лицо, которое подлежит привлечению к уголовной ответственности. Из исследования этих сведений непосредственно «перед лицом суда» и рождаются, как это принято во всех развитых цивилизованных странах, судебные доказательства.

Дознание по уголовным делам производится в общем порядке, установленном

УПК РФ для предварительного следствия со следующими особенностями.

1. Оно производится дознавателями, т.е. должностными лицами — государственными служащими органа исполнительной власти, наделенными функцией дознания и подчиненными руководителю данного органа во всех служебных отношениях. Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, нежели следователь; все указания прокурора и начальника органа дознания и начальника подразделения дознания для него обязательны (ч. 4 ст. 41, ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ). Из этого правила имеется единственное исключение. Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание по делам о преступлениях, расследование по которым производится в данной форме (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), совершенных военнослужащими, приравненными к ним категориями государственных служащих — сотрудниками правоохранительных органов, а также лицами отдельных категорий, в отношении которых установлен особый порядок уголовного судопроизводства (см.

пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 и ст. 447 УПК РФ), производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ. Производящий дознание следователь — явление, с научно-теоретических позиций необъяснимое.

2. Дознание производится лишь по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (их перечень содержится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

3. Его срок короче, а процедура продления срока проще (сроки предварительного следствия и дознания рассматриваются позднее, но в рамках этой же темы).

4. По результатам дознания составляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт (ст. 225 УПК РФ), который имеет значение итогового процессуального документа по уголовным делам, направленным через прокурора в суд.

5. Привлечение лица в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого (ст. 171-174 УПК РФ) в ходе дознания не предусмотрены. Обвиняемый здесь появляется с вынесением обвинительного акта (

п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК РФ), т.е. по окончании расследования и перед направлением уголовного дела прокурору. Начало уголовного преследования в ходе дознания связано по общему правилу только с подозрением в совершении преступления, с подозреваемым, а не с обвиняемым. Причем подозреваемый здесь, кроме общих случаев, предусмотренных ст. 46 УПК ПРФ, появляется еще и в результате специфического, присущего только дознанию процессуального действия — уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ), которому в данной книге посвящен отдельный параграф 7.4. Однако если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а обвинительный акт составить в рамках десятисуточного срока не представилось возможным, потому что расследование еще не закончено, то подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в общем порядке, и процесс уголовного преследования, включая изменения и дополнения обвинения, а также частичное прекращение уголовного преследования выравнивается с аналогичным процессом на предварительном следствии.

studfiles.net

Передано по подследственности — советы адвокатов и юристов

Краткое содержание

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

Вопросы

1. Ст.145 п.3 части первой передано по подследственности-что это означает.

1.1. Здравствуйте!
Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

К рубрикамК оглавлениюК главе 19
1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
Если вы имели ввиду УПК
Означает что заявление передали для дальнейшего расследования

1.2. Согласно ст. 145 УПК РФ п. 3 — о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
Ваше обращение передано по подследственности уполномоченному органы.

1.3. Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

И Статья 151. Подследственность — где указано,кем производится предварительное следствие

1.4. Это означает что уголовное дело было передано тому органу, который вправе его расследовать
Статья 151. Подследственность

[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 151]
1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 170.1, 171.2, 172.1, 185 — 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199.2, 201, 204, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.1, 216 — 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.2, 246 — 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282 — 282.3, 284.1, 285 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 — 305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332 — 354.1 и 356 — 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 217.1, 226.1, 229.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частями второй, четвертой и шестой, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 — 197, 200.1 частью второй, 200.2, 201, 202, 205, 206, 207 частью второй, 208 — 210, 212.1, 213 частями второй и третьей, 215.2, 215.3, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 225 — 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частями второй и четвертой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу;

5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей и 234.1 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части;

2) утратил силу;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой и 327 частями первой и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями второй, четвертой и шестой, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 — 197, 200.1 частью первой, 200.2, 201, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частью второй (за исключением случая, когда данное преступление выявлено органами по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ), 208 — 210, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 226 частями второй — четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234.1 частями второй и третьей, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 — 274, 282.1 — 282.3, 284.1, 285, 286, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285.1, 285.2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

2. Вопрос у меня следующий, что означает следующая фраза — Уведомление о передаче сообщения по подследственности в соответствии с п. 3 части первой ст. 145 УПК РФ передано по подследственности в МРСО… Это значит дело закрыто? Или просто передано другому следователю? И что делать если СК не дал никакого ответа в течении 30 дней, а прокуратура пишет ждите ответа от СК?

2.1. Это фраза означает, что Ваше заявление передано ни другому следователю, а в другой отдел следственного комитета.

3. Написала заявление передали по подследственности в Следственный комитет, следователь месяц валяет дурака, как решить вопрос до окончаниия проверки.

3.1. Здравствуйте. У следователя на каждое уголовное дело есть определённые процессуальные сроки. Возможно, что у него есть в производстве другие уголовные дела, по которым нужно проводить неотложные следственные действия. Соответственно, порядок проведения следственных действий, если сроки не нарушены, он распределяет самостоятельно. Если у Вас есть основания полагать, что следователь имеет личную заинтересованность и умышленно затягивает проведение проверки, то Вы в праве обратиться с заявлением в прокуратуру.

4. Я дознаватель пожарной инспекции. Дело вот в чем. по детской шалости произошло возгорание сухой травы с последующим переходом огня на строения гараж сарай. Строения сгорели. Какой решение я должен принять: отказной по ст. 168? передать по подследственности в полицию ПДН?

4.1. Надо устанавливать лиц несовершеннолетних, причастных к поджогу и их родителей… этим заниматься должны специалисты по работе с детьми… опросите всех причастных совершеннолетних и родителей детей и привлеките работников ПДН к опросу несовершеннолетних.

5. Заявление передано по подследственности в мировой суд. Нужно ли писать ещё одно заявление в суд частного обвинения, или как там вообще все происходит.

5.1. Если было заявление то теперь оно у мирового судьи писать не надо ни чего.

5.2. В соответствии со ст. 318 УПК РФ уголовные дела о преступлениях частного обвинения возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Одновременно мировой судья разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление. С момента принятия судом заявления к своему производству, о чем выносится постановление, лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Если после принятия заявления к производству будет установлено, что потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора.

6. Имеет ли право дознаватель передавать уголовные дела по подследственности или же начальник дознания должен изъять дело и передать.

6.1. Согласно статье 152 УПК РФ, дознаватель, установив, что дело ему не подследственно, выполняет все неотложные действия и передает его прокурору для направления по подследственности. Все споры относительно подследственности также разрешает прокурор.

7. Пришло уведомление о том, что сообщение о преступлении в соответствии с правилами.3, ч 1, ст 145 УПК РФ, передано по подследственности в отдел полиции… Скажите, что это значит и какое наказание на практике предусмотренно по этой статье? Спасибо.

7.1. Уголовно процессуальный кодекс определяет процедуру, а не конкретные сюпреступления и наказания за них.

7.2. Здравствуйте.

Эта статься не конкретизирует деяние.

УПК РФ Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

7.3. Это значит, что заявление пока что передано в работу по подследственности. Не факт, что уголовное дело будет возбуждено.

С Уважением, адвокат в г. Волгограде – Степанов Вадим Игоревич.

8. В ходе расследования уголовного дела сотрудники полиции передали материалы ОРД в СК по постановлению о передаче сообщения о преступлении по подследственности без фактической регистрации в КУСП, а в нем уже указали постановление о предоставлении результатов ОРД в следствие. Законно ли это?

8.1. В любом случае это не влияет на рассмотрение уголовного дела. По окончании предварительного следствия и выполнения ст. 217 УПК РФ, обратите внимание на законность проведения орд и порядка признания орд вещественными доказательствами по уголовному делу. Не регистрация материалов ОРД в КУСП, не является процессуальным нарушением влекущим признание их не допустимыми доказательствами, имеется ряд иных существенных нарушений которые допускают сотрудники полиции при рассекречивании материалов ОРД.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

www.9111.ru

Передача сообщения по подследственности — советы адвокатов и юристов

Краткое содержание

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

Вопросы

1. Получил уведомление о передаче сообщения по подследственности. Что это?

1.1. Это значит, что проверку будет проводить орган, который вправе возбуждать дело по данной конкретной статье.

1.2. Значит либо вы обращались с заявлением в полицию или прокуратуру, либо кто то подал на вас заявление, но возможно и ошибка.

2. Вопрос у меня следующий, что означает следующая фраза — Уведомление о передаче сообщения по подследственности в соответствии с п. 3 части первой ст. 145 УПК РФ передано по подследственности в МРСО… Это значит дело закрыто? Или просто передано другому следователю? И что делать если СК не дал никакого ответа в течении 30 дней, а прокуратура пишет ждите ответа от СК?

2.1. Это фраза означает, что Ваше заявление передано ни другому следователю, а в другой отдел следственного комитета.

3. Получила сегодня уведомление о передаче сообщения по подследственности. Что это?
Как это понимать? Причем в тексте нет по поводу чего, какого дела. О чем речь вообще не пойму.

3.1. УПК рФ Статья 151. Подследственность
Предварительное следствие производится:
следователями Следственного комитета Российской Федерации —
или следователями органов внутренних дел Российской Федерации —
или следователями ФСБ
или дознавателями дознание..
ТО есть передали надлежащему органу..

4. Получил «уведомление о передаче сообщения о преступлении по подследственности»
Там указано, что сообщение отправлено в соответствии с п.3 части первой ст.145 УПК РФ,в другой отдел полиции, поскольку, Работники ЧОП превысили свои служебные полномочия.
Непонятно, почему отправили в другой отдел?
Я подавал в отдел по месту преступления и месту своего жительства.

4.1. Здравствуйте! Значит подследственность не их,поэтому передали.

5. В ходе расследования уголовного дела сотрудники полиции передали материалы ОРД в СК по постановлению о передаче сообщения о преступлении по подследственности без фактической регистрации в КУСП, а в нем уже указали постановление о предоставлении результатов ОРД в следствие. Законно ли это?

5.1. В любом случае это не влияет на рассмотрение уголовного дела. По окончании предварительного следствия и выполнения ст. 217 УПК РФ, обратите внимание на законность проведения орд и порядка признания орд вещественными доказательствами по уголовному делу. Не регистрация материалов ОРД в КУСП, не является процессуальным нарушением влекущим признание их не допустимыми доказательствами, имеется ряд иных существенных нарушений которые допускают сотрудники полиции при рассекречивании материалов ОРД.

6. Мне пришло уведомление по моему заявлению о привлечении к уголовной ответственности моего мужа… Но содержании письма мне не понятно… цитирую: Уведомление о передаче сообщения о преступлении по подследственности. Ответ: Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области поскольку на основании ст. 152 УПК РФ предварительное расследование производится по месту совершения преступления?

6.1. Здравствуйте, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и сложившейся практикой его применения это означает, что они передают расследование этого дела по месту совершения преступления.

6.2. Доброго времени суток! Это означает, что ваше заявление для принятия окончательного решения направлено по месту совершения преступления, то есть решение о возбуждении уголовного дела и дальнейшее расследование дела будет производится тем органом расследования, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление. Таковы требования закона.
Для сведения УПК РФ, Статья 152. Место производства предварительного расследования
1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

6.3. Здравствуйте! Это означает, что материалы направлены по месту совершения противоправных действий. Удачи Вам!

УПК РФ, Статья 152. Место производства предварительного расследования

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.
4.1. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в соответствии со статьей 459 настоящего Кодекса по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 271-ФЗ)
5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.
(часть 6 введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

7. На свою жалобу Получили уведомление о передачи сообщения по подследственности
.По факту перекрытия дороги частным лицом в деревне, в соответствии с п.3 ст 145 УПК РФ передано по подследственности Мировому судье. Что это значит по подследственности.

7.1. Это значит что такое дело может быть рассмотрено мировым судьей а не той инстанцией в которую вы направили заявление о возбуждении уголовного дела или жалобу.

7.2. Здравствуйте, Таисия! Это значит, что Вашу категорию дела рассматривает мировой судья, а не районный суд. Для Вас это ничего не меняет. Спасибо за Ваше обращение!

8. В материалах дела есть сообщение о передаче дела по подследственности (из СК в полицию).
Должны ли были заявителя уведомить об этом и в какой срок?

8.1. Уважаемая Ирина!

Должны были в соответствии с УПК РФ,п. 3 части первой ст. 145 УПК РФ,

УПК РФ, Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

www.9111.ru

Передача по подследственности УПК РФ

4.Передача материалов по подследственности.

Мы уже знаем, что есть еще три состава преступлений, связанных с пожарами: ст. 167 ч. 2 (поджог), 219 ч. 2, 3 (НППБ, повлекшие смерть человека или двух и более лиц), ст. 261 ч. 3, 4 (уничтожение или повреждение лесов путем поджога, уничтожение или повреждение лесов путем поджога, если это повлекло причинение крупного материального ущерба), которые не перечисляются в ч. 3 ст. 150 УПК Российской Федерации. Предварительное следствие по ним обязательно и оно проводится следователями органов внутренних дел. Об этом говорит часть 2. 3 ст. 151 УПК Российской Федерации. В статье 151 УПК Российской Федерации и дается подследственность, т. е., в ней расписано, следователи каких следственных органов проводят предварительное следствие по тем или иным делам.

Согласно ст. 151 УПК Российской Федерации предварительное следствие проводится:

  • следователями Следственного комитета РФ,

  • следователями федеральной службы безопасности,

  • следователями органов внутренних дел,

  • следователями Госнаркоконтроля.

Подследственность.

Правильная организация производства предварительного следствия в значительной степени обеспечивается строгим соблюдением правил о подследственности, установленных уголовно-процессуаль­ным законом.

Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного расследования.

Виды подследственности:

— территориальная (местная) ст. 152 УПК РФ (следствие проводится: 1- по месту совершения деяния; либо 2 – по месту окончания деяния; 3 – по решению прокурора по месту совершения большинства или наиболее тяжкого деяния; 4 – по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

— предметная (родовая) ст. 151 УПК РФ (определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств.

Обязательность предварительного следствия и подследственность определены в ст. 151 УПК РФ.

Таким образом: возбудив уголовное дело по признакам, предусмотренным соответствующей статьёй уголовного кодекса РФ, например, по ст. 167 ч. 2 УК РФ в части 2.3 ст. 151 УПК РФ находим, что производство предварительного следствия по этой категории дел обязательно, и проводится следователями органов внутренних дел. Дознаватель ГПН, после возбуждения уголовного дела, выполнит необходимые неотложные следственные действия для установления и закрепления обстоятельств по делу (ст. 157 УПК РФ) и с сопроводительным письмом передаёт материалы уголовного дела прокурору. При этом следует иметь в виду, что если на месте пожара сразу был следователь ОВД, он имеет право в любой момент приступить к производству предварительного следствия. В этом случае все наработанные проверочные материалы передаются дознавателем следователю, который вынесет Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству и дальнейшее участие дознавателя в расследовании этого дела ограничивается письменными указаниями и поручениями следователя, в производстве которого будет находиться это уголовное дело.

Рассмотренный пример аналогичен в отношении действий дознавателя, если деяние квалифицировано по ст. 219 ч. 2 ,3, 261 ч. 3, 4 УК Российской Федерации.

Если в ходе проверки установлены обстоятельства, принятие решений по которым не входит в компетенцию ГПН, то дознаватель передает материалы проверки по подследственности. Такие материалы направляются с сопроводительным письмом, копия которого подшивается в Накопительное дело.

Таким образом, мы рассмотрели с вами вопросы, связанные с особенностями квалификации преступлений, связанных с пожарами, обстоятельства, влияющие на квалификацию и сам порядок возбуждения уголовного дела. Деятельность дознавателя по расследованию уголовного будут рассматриваться в следующих лекциях.

Подследственность уголовных дел. Передача дел по подследствености.

Взаимодействие органов расследования. Отдельное поручение следователя. Следственная группа.

Соединение и выделение уголовного дела. Выделение в отдельное производство материалов дела.

20.5. Начало, срок и окончание предварительного следствия.

20.6. Недопустимость разглашения данных (тайна) предварительного расследования.

Общие правила производства следственных действий, обеспечивающие всесторонность, объективность и полноту расследования.

Восстановление утраченных уголовных дел.

Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Обязательность рассмотрения ходатайства.

Меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников и близких лиц.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества.

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.

Участие переводчика.

20.1. Понятие и виды общих условий предварительного

Расследования.

Общие условия предварительного расследования – это такие уголовно-процессуальные нормы, которые действуют на протяжении всей стадии предварительного расследования, определяя ее содержание.При рассмотрении предыдущих тем неоднократно упоминалось, что предварительное расследование в российском уголовном процессе, проводимое по розыскному принципу, существенно отличается от судебного разбирательства, в котором господствуют начала состязательности. Эта специфика предварительного расследования отражается на его общих условиях. Виды общих условий предварительного расследования изложены не только в гл. 21 УПК РФ, которая так и называется «Общие условия предварительного расследования», но и в других нормах УПК РФ.Условно можно выделить три группы общих условий предварительного расследования, связанные:

1. с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением;

2. с обеспечением всесторонности, полноты, объективности и быстроты расследования;

С обеспечением прав и законных интересов участников расследования.

Подследственность уголовных дел. Передача дел по подследствености.

Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, позволяющих установить определенный орган, уполномоченный его расследовать. К органам расследования относятся прокурор, начальник следственного органа, следователь, орган дознания, руководитель подразделения дознания, дознаватель.


Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Ее правила непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта и опосредованно обеспечивают быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Несоблюдение этих правил признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечен признание полученных доказательств недопустимыми.

Предметная (родовая) подследственность (ст. 151 УПК РФ) определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровне в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушенных преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступлений по статьям Особенной части УК РФ.По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой и средней тяжести может быть произведено дознание.

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями органов внутренних дел.

Территориальная (местная) подследственность (ст. 152 УПК РФ) призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения преступления. Это место определяется территорией, на которой совершено последнее деяние, вне зависимости от места наступления последствий. Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами, с учетом административно-территориального деления.


В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования существуют исключения из общего правила территориальной подследственности. Дело может расследоваться по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает следующие изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего:

— по делам лиц, страдающих психическими расстройствами, обязательно производство предварительного следствия, даже если по предметному признаку должно производиться дознание;

— по делам о преступлениях, совершенных лицами, обладающими должностным иммунитетом, должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, производится предварительное следствие следователями органов прокуратуры, в том числе военной.

Альтернативная подследственность или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного расследования, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело(например: в ходе расследования убийства установлен факт незаконного ношения оружия, из которого убит потерпевший).

Универсальная подследственность – это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения:

— прокурор вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

— изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.

При конкуренции различных признаков подследственности применяются следующие правила:

— при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление, поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимущество перед дознанием;

— при конкуренции предметной и персональной подследственности приоритетом в основном пользуется персональная;

— при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональной последняя пользуется приоритетом.

Орган расследования, установив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает дело руководителю следственного органа, а дознаватель – прокурору для направления по подследственности. Об этом выносится мотивированное постановление.

С помощью правил подследственности определяется надлежащий орган расследования. Однако его полномочия по делу должны быть надлежаще оформлены (ст. 156 УПК РФ). Факт принятия дела к своему производству отражается либо в постановлении о возбуждении уголовного дела (когда его вынес тот, кто продолжает расследование), либо об этом выносится отдельное постановление (когда поручается расследование уже возбужденного другим субъектом дела). Расследование дела лицом, не принявшим его к своему производству, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет ничтожность полученных результатов расследования.

prioritetspb.ru

Ходатайство о передаче уголовного дела по подследственности — Адвокат в Самаре и Москве

Правильное определение и соблюдение подследственности уголовного дела является неотъемлемым условием законности предварительного расследования.

В ходе расследования уголовного дела, такие критерии подследственности уголовного дела, как предметная и территориальная, могут измениться, в том числе, в связи с изменением обвинения, выделения уголовного дела, соединения уголовных дел и пр. В этих случаях, руководитель следственного органа, прокурор принимают решение о передаче уголовного дела по подследственности, руководствуясь положениями ст.ст.151-155 УПК РФ.

Если подследственность уголовного дела изменяется, но, остаётся в компетенции органов расследования одного ведомства (например, МВД РФ), то, соответствующий руководитель следственного органа данного ведомства вправе оставить уголовное дело в производстве того же следователя, передать другому следователю или поручить производство по уголовному делу вышестоящему следственному органу.

Если же с изменением подследственности изменяется компетенция следственного органа, который должен расследовать такие уголовные дела, то, решение о передаче уголовного дела в следственный орган другой ведомственной компетенции принимает прокурор (п.12, ч.2, ст.37 и ч.ч.7,8, ст.151 УПК РФ).

Что касается ходатайства адвоката защитника о передаче уголовного дела в другой орган расследования в соответствии с правилами подследственности, то, адвокат защитник не обязан инициировать исправление процессуальных ошибок, допускаемых следователями. Однако, если передача уголовного дела может улучшить положение подозреваемого, обвиняемого, например, одновременно с переквалификацией его действий на менее тяжкое деяние, то, затягивать с таким ходатайством не следует. Особенно, если изменение обвинения может повлиять на смягчение избранной меры пресечения в соответствии с ч.1.1, ст.108 УПК РФ.


Следователю СО СУ МВД РФ

по городу Самаре

Иванову И.И.

От адвоката НО “Самарская областная коллегия

адвокатов” Антонова А.П., рег. № 63/2099

в реестре адвокатов Самарской области

Адрес для корреспонденции: г. Самара,

пр-кт Карла Маркса, д. 192, оф. 619

Тел. +7-987-928-31-80

защитника обвиняемого

Н.____________________.

«____» _________ 201 ___ г

ХОДАТАЙСТВО № 16

(в порядке ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ)

о передаче уголовного дела по подследственности

В Вашем производстве находится уголовное дело № 100200 в отношении Н.______________, обвиняемого в совершении нескольких преступлений, предусмотренных ч.4, ст.159 УК РФ (три эпизода).

Также в отношении Н.____________ возбуждено уголовное дело № 54321 по ч.3, ст.291 УК РФ, принятое к производству следователем СО СК РФ Верхнего района города ____________ В._____________.

В силу требований п.2, ч.1, ст.153 УПК РФ, уголовные дела в отношении одного лица, обвиняемого в совершении нескольких преступления, подлежат соединению в одном производстве.

Поскольку уголовное дело по обвинению Н.__________ в совершении преступления, предусмотренного ч.3, ст.291 УК РФ, относится к подследственности органов расследования СК РФ (пп. «а», п.1, ч.2, ст.151 УПК РФ), то, уголовное дело № 100200 подлежит соединению с уголовным делом № 54321 и дальнейшее его расследование, с учётом положений ст.153 УПК РФ, должно осуществляться следователем СО СК РФ Верхнего района города _____________.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ, —

ПРОШУ

направить уголовное дело № 100200 в отношении Н. прокурору для последующего решения вопроса о его соединении с уголовным делом № 54321 и передаче в СО СК РФ Верхнего района города ___________ для производства дальнейшего расследования.

Защитник

адвокат                                                               ______________________ А.П. Антонов

pravo163.ru

Передача сообщения по подследственности или в суд — МегаЛекции

Поводы, содержащие информацию о преступлениях, независимо от места их совершения, должны приниматься любым из органов, в компетенцию которых входит разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. Часть 1 ст. 144 УПК содержит прямое указание на обязательность приема сообщений даже в тех случаях, когда разрешение поводов не относится к ведению определенного органа. Должностные лица не вправе отказываться от приема сообщений под предлогом обслуживания ими иной территории, недостаточности сведений для разрешения вопроса о наличии признаков преступления, а также по любым иным причинам. При этом орган должен направить информацию по подследственности или в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК) и одновременно принять надлежащие меры реагирования.

Если в орган предварительного расследования поступило заявление лица о совершении такого преступления, по которому уголовное дело возбуждается судом (ч. 2 ст. 20 УПК), документ направляется в соответствующий суд, о чем сообщается заявителю. Если же в поступившем поводе содержатся сведения, которые требуют реагирования в порядке, предусмотренном для дел публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК), органу следует принимать решения по существу данных сведений, а заявителя информировать о результатах. В случаях, когда в результате проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, но в поводе содержались также и сведения о совершении такого преступления, по которому дела рассматриваются в порядке частного обвинения, одновременно заявителю разъясняется его право обратиться с заявлением непосредственно в суд.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Полномочия следователя

 

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК предварительное расследование производится в форме предварительного следствия или в форме дознания.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 40 ст. 5 УПК). Это означает, что следователь использует свои процессуальные полномочия в рамках производства по конкретному уголовному делу, возбужденному им в установленном законом порядке или принятому к своему производству.



Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и последующей’ передачи дела в суд для рассмотрения по существу или прекращения уголовного дела.

Компетенция по производству уголовных дел различных категорий распределена между следователями прокуратуры, органов федеральной безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и органов налоговой полиции (ст 151 УПК).

Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК и конкретизируются в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, возникающим в ходе предварительного следствия.

Полномочия следователя могут быть установлены в иных законодательных актах, а организационные полномочия – в подзаконных актах соответствующих ведомств.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.

Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо получение судебного решения и (или) санкции прокурора на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий.

Следователь процессуально независим при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.

Процессуальная независимость следователя заключается прежде всего в том, что никто, кроме действующих в пределах своих полномочий прокурора и начальника следственного отдела, не может истребовать материалы, на основе которых следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, уголовные дела для проверки состояния расследования, изучения и дачи по ним указаний, определения квалификации преступления или иным способом вмешиваться в процессуальную деятельность следователя.

Одним из средств обеспечения процессуальной независимости следователя является законодательное ограничение полномочий прокурора и начальника следственного отдела по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием (см. ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 39 УПК и др.).

Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, представлять необходимые предметы и документы, принимать участие в производстве следственных действий в качестве понятых, переводчиков, специалистов и т. п.). Разумеется, требования следователя должны быть правомерными.

Исполнение требований следователя обеспечивается, во-первых, установленной законом обязательностью для учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан требований, поручений и запросов следователя, предъявленных в пределах законных полномочий (ч. 4 ст. 21 УПК), а во-вторых, возможностью применения мер процессуального принуждения к участникам уголовно-процессуальной деятельности, не исполняющим правомерные требования следователя (подробно о мерах процессуального принуждения см. разд. 7).

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).

Властный характер полномочий следователя обнаруживается в его взаимоотношениях с органами дознания. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Поручение – это предложение следователя органу дознания выполнить процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия. В поручении указывается: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, дающая следователю основание для дачи поручения; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение.

Указание следователя дополняет его поручение и состоит в разъяснении, как выполнить поручение. Иначе говоря, указание – это сообщение следователем органу дознания тактических условий выполнения поручения. Например, следователь дает указание: сообщить свидетелю перед допросом, что преступник арестован и не следует опасаться мести, или огласить свидетелю показания потерпевшего и т. п.

Право следователя давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных действий имеет определенные границы. Прежде всего следует иметь в виду, что поручения и указания следователь вправе дать лишь тогда, когда в силу объективных причин не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь ни при каких условиях не вправе поручать органу дознания предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, назначение экспертиз. Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.).

Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку он знает, кому из его подчиненных можно поручить выполнение требуемых действий с учетом его профессионального мастерства и выполняемого в данный момент объема работ.

Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, когда они включены в состав следственно-оперативной группы. Копии поручений приобщаются к уголовному делу вместе с протоколами соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произведенных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы (подробно о поручениях см. разд. 5.3).

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК).

Ведомственными актами следователям предоставляются иные организационные полномочия, не противоречащие действующему законодательству. Существенное значение для правильной реализации полномочий следователя имеют разъяснения по вопросам судебной практики, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, а также выводы, сформулированные в определениях (постановлениях) судебных коллегий и президиумов судов по конкретным уголовным делам.

Следователь обязан принимать надлежащие меры по реабилитации лица, которое было подвергнуто незаконному или необоснованному уголовному преследованию. При этом причиненный гражданину вред возмещается государством в полном объеме, независимо от вины следователя или иных должностных лиц уголовного судопроизводства.

Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК).

Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его родственников или письменному указанию следователя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136 УПК).

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его родственников следователь обязан в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (ч. 4 ст. 136 УПК).

При сложности и большом объеме уголовного дела производство может быть поручено следственной группе (ст. 163 УПК). Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела. В постановлении прокурора должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение или выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

Руководитель следственной группы уполномочен принимать следующие решения:1) о выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153–155 УПК; 2) о прекращении уголовного дела полностью или частично; 3) о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; 4) о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; 5) о направлении обвиняемого в медицинское учреждение для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, когда для этого требуется судебное решение в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК; 6) о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия; 7) о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий по судебному решению.

Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями в рамках производства по данному делу, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Передача сообщения о преступлении по территориальной подследственности как способ укрытия преступления (Тютюник Р.Н., Новопашин Р.Р.)

Все статьи Передача сообщения о преступлении по территориальной подследственности как способ укрытия преступления (Тютюник Р.Н., Новопашин Р.Р.)

В последнее время складывается тенденция роста числа поступивших сообщений о преступлениях при снижении числа зарегистрированных преступлений и возбужденных уголовных дел.
На сегодняшний день незаконный отказ в возбуждении уголовного дела продолжает оставаться самой распространенной формой укрытия преступления от учета. Однако следует отметить, что по итогам 2014 г. в России при указанной тенденции количество решений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых органами МВД России, сократилось.
При этом, согласно статистическим данным отчета формы 4-Е, органы дознания и предварительного расследования МВД России в 2014 г. рассмотрели 11762886 сообщений о преступлениях, 3368875 (28,6%) из которых передано по подследственности (подсудности) или территориальности (на 161677 больше, чем в 2013 г.).
С учетом развития телекоммуникационных технологий все большее распространение приобретает корыстная преступность, связанная с использованием сети Интернет, средств связи, электронных платежей, в том числе так называемое телефонное мошенничество. В то же время органы внутренних дел противодействовать этому виду преступности на должном уровне не в состоянии, в том числе по объективным причинам, связанным с использованием виновными лицами абонентских номеров, оформленных на «подставных» лиц. В результате в абсолютном большинстве случаев такие преступления остаются нераскрытыми. В таких условиях часто выбирается один из путей искусственного завышения положительных показателей работы — укрытие преступления от учета. При этом наиболее часто используемый способ укрытия — незаконный отказ в возбуждении уголовного дела — эффективен лишь до изучения материала доследственной проверки с таким решением надзирающим прокурором. Применительно же к указанной категории преступлений «эффективно» используется в настоящее время другой способ — направление сообщения о преступлении по территориальной подследственности, прежде всего — в другие субъекты Федерации.
Ранее указанная проблема была характерна для учета преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия, а также использования подложных официальных документов. Так, при выявлении в условиях очевидности фактов хранения наркотиков, оружия либо использования подложных документов, как правило, такие преступления содержат сведения о незаконном сбыте указанных предметов, т.е. о другом преступлении, которое должно дополнительно ставиться на учет. Указанные преступления также зачастую являются сложными для раскрытия, поскольку обвиняемые не желают сотрудничать с органами расследования. В связи с этим органы дознания и предварительного следствия нередко с целью постановки на учет изначально бесперспективного для раскрытия преступления от обвиняемого получали показания о приобретении запрещенного к обороту предмета в другом регионе и необоснованно направляли сообщение о соответствующем преступлении в иной субъект России. Указанный способ укрытия в результате мер прокурорского реагирования и позиции Генеральной прокуратуры РФ в настоящее время встречается в единичных случаях.
В целях исключения такой практики прокуратурой Тюменской области и УМВД России по Тюменской области в 2010 г. разработаны и эффективно применяются совместный приказ и инструкция к нему, регламентирующие порядок разрешения сообщений о преступлениях, по которым возник спор о территориальной подследственности.
Основными задачами этого приказа было исключение фактов необоснованного перенаправления поступивших в подразделения органов внутренних дел Тюменской области сообщений о преступлениях, принятие мер к обеспечению полноты собираемого материала и возвращению его через прокуратуру области в случае его необоснованного направления в Тюменскую область, возбуждение уголовного дела (при наличии признаков преступления), проведение неотложных следственных действий и только после этого перенаправление уголовного дела в соответствии с территориальной подследственностью. Согласно приказу все материалы, подлежащие возврату либо перенаправлению в другой субъект (спорные материалы), должны направляться только через аппарат прокуратуры области в прокуратуру соответствующего субъекта России.
Принятие приказа стало эффективным средством для выявления укрытых преступлений, а также позволило анализировать состояние законности при принятии таких решений.
Только в 2014 г. в УМВД России по Тюменской области необоснованно из других субъектов поступило 108 материалов проверок по сообщениям о преступлениях, в которых были достаточные данные для возбуждения уголовного дела и по которым срок проверки с момента первичной регистрации составлял от 1 месяца до 2 лет, необоснованные решения о передаче по территориальной подследственности принимались по ним от 2 до 8 раз. В 15 случаях прокуратуры субъектов сообщили в наш адрес о принятии мер прокурорского реагирования по фактам незаконных передач сообщений о преступлениях по территориальности.
Так, в настоящее время органы дознания и предварительного расследования по сообщениям о мошенничествах по телефону и в сети Интернет используют различные основания для направления материала проверки по территориальности: местонахождение звонившего (отсылающего сообщение, т.е. лица, вводившего в заблуждение потерпевшего с целью хищения), отнесение используемого им номера к базе оператора, обслуживающего регион, регистрация абонента по месту жительства, нахождение потерпевшего в момент обмана либо в момент зачисления (перевода) денежных средств и другие.
В Тюменской области прокуратурой области направлено совместное с УМВД по области информационное письмо с целью придания единообразия правоприменительной практике передачи сообщений о таких преступлениях.
В опубликованных в журнале «Законность» статьях (2014, N 5; 2014, N 9; 2015, N 1) была дискуссия относительно определения места совершения таких мошенничеств и, соответственно, места их расследования. Однако, по нашему мнению, указанная дискуссия только «на руку» органам внутренних дел, поскольку неоднозначная позиция позволяет трактовать место преступления (а значит, и возбуждения уголовного дела) в свою пользу в зависимости от обстоятельств совершения преступления. На наш взгляд, невозможно сделать категоричный вывод о месте совершения таких преступлений по причине многочисленности вариантов обстоятельств совершения преступлений этой категории. Например, позиция С. Фроста и А. Федосова, согласно которой возбуждение уголовного дела и расследование должно производиться по месту нахождения потерпевшего, не учитывает возможность совершения действий потерпевшим по перечислению денежных средств посредством мобильной связи при передвижении либо возможность получения денежных средств лишь в конкретном почтовом отделении. Остается в связи с этим открытым и вопрос о месте расследования мошенничества в сфере компьютерной информации.
Между тем отсутствие законодательно закрепленной обязанности у дознавателя, следователя уведомлять прокурора о принятии решения о передаче сообщения по подследственности (подсудности) с направлением копии соответствующего процессуального решения негативно влияет на осуществление прокурорского надзора. Проверка законности решений о передаче сообщений о преступлении по территориальной подследственности осуществляется, когда материалы по сообщению, в которых зачастую есть достаточные данные для возбуждения уголовного дела, уже направлены в другое территориальное подразделение. К сожалению, в связи с этим возможности оперативно и своевременно реагировать на устранение таких нарушений у прокурора нет, в результате материалы «ходят» из одного отдела полиции в другой. Проводимые же сверки с другими субъектами позволяют выявлять нарушения лишь спустя длительное время в ущерб требованиям о разумном сроке уголовного судопроизводства и в целом состоянию законности.
Но даже при обоснованном направлении сообщения о преступлении по территориальной подследственности срок принятия решения о возбуждении уголовного дела и проведения неотложных следственных действий оттягивается, что негативно отражается на праве потерпевших на доступ к правосудию и своевременности раскрытия преступления.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, требуется скорейшее пресечение практики направления сообщений по территориальной подследственности. Решение указанной проблемы видится в следующем.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК передача сообщения о преступлении возможна лишь по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК. Законодатель, на наш взгляд, определяя требования относительно срока рассмотрения сообщения о преступлении и решений по результатам проверки, не предусматривал возможность принятия решения о передаче по территориальной подследственности, поскольку ст. 152 УПК определяет место производства предварительного расследования, которое возможно только после возбуждения уголовного дела.
Запрет на передачу сообщения по территориальной подследственности позволит исключить нарушения требований уголовно-процессуального законодательства и манипулирование нормами материального и процессуального права органами внутренних дел с целью создания видимости хороших показателей работы.
Прокуратурой Тюменской области совместно с УМВД по области дознаватели и следователи ориентированы в рамках названного совместного приказа на возбуждение уголовного дела по сообщениям о преступлениях, первично зарегистрированных в отделах полиции нашего региона, и передачу уголовного дела по территориальной подследственности в случае достоверного определения места совершения преступления на основании достаточных доказательств. Указанная позиция также обоснована п. 7 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учете преступлений, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, согласно которому, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления, т.е. первоначальной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях.
Таким образом, единственно возможным, на наш взгляд, эффективным способом избежать укрытия преступлений путем направления сообщений о преступлениях по территориальной подследственности является исключение возможности принятия таких процессуальных решений на стадии доследственной проверки.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *