Периодичность и виды то – Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей

3.2. Виды, периодичность и трудоемкость проведения технического обслуживания автомобилей

Согласно действующему положению техническое обслуживание автомобилей по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО),

первое техническое обслуживание (ТО-1),

второе техническое обслуживание (ТО-1),

сезонное техническое обслуживание (СО).

Кроме, того, предусмотрено обязательное проведение ежегодного технического осмотра органами Госавтоинспекции.

Ежедневное техническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида. Выполняя ТО, производят уборочно-моечные работы, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом.

Работы по ТО выполняет водитель после окончания работы автомобиля на линии и перед выездом на линию в гараже хозяйства.

Номерные виды технического обслуживания автомобиля выполняется строго по графику, в обязательном порядке, после установленного нормативами пробега, в полном объеме работ.

Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ТО. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных работ, производимых без снятия агрегатов и приборов с автомобиля и их разборки. ТО-1 производится в межсезонное время в профилактории хозяйства силами слесарей по ТО.

Второе техническое обслуживание помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических и регулировочных работ большого с частичной разборкой агрегатов. Отдельные приборы снимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах. и контроль- измерительных установках.

ТО-2 проводится в рабочее время со снятием автомобиля с линии на 1 рабочий день на станциях централизованного технического обслуживания и ремонта автомобилей. РАПО. Обычно во время проведения ТО-2 проводятся и необходимые работы по текущему ремонту, причем если обнаруживаются трудоемкие ремонтные работы, то автомобиль переводится с поста 10 в зону ремонта.

Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются совместить с очередным ТО-2. Характерными работами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смазки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону,, проверка системы топливо- подачи и промывка топливного бака. перед началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и системы в кабине автомобиля.

Перед ТО-1 и ТО-2 автомобили проходит диагностирование и выявление неисправности устраняют текущим ремонтом, выполняемым в зависимости от его объема и характера или до ТО, или совместно с ТО.

Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей устанавливается по величине пробега в зависимости от условий эксплуатации. В сельском хозяйстве в основном имеют место условий эксплуатации 2 категории, нормативный пробег по которым приведен в таблице 1.

Таблица1.

Периодичность технического обслуживания автомобилей.

Тип автомобиля

Периодичность технического обслуживания, км

ТО-1

То-2

1

ЕТО – один раз в смену

2

3

Автомобили легковые

3000

12000

Автомобили грузовые выпуска

2500

10000

Автобусы

2800

11200

Специальные автомобили на шасси грузовых выпуска после 1963г

1500

6000

Сезонное

2 раза в год

Примечание:

1. В тех случаях, когда месячный пробег автомобилей меньше норматива периодически до ТО-1 (спец. машины или внутрихозяйственные перевозки), то график обслуживания составляется из расчета выполнения ТО-1 два раза в месяц, а ТО-2 один раз в два месяца.

2.Прицеп и полуприцепы обслуживаются по графику автомобилей, с которыми они эксплуатируются.

В таблице 2 приведены нормативы трудоемкости на одно ТО по автомобилям .

Таблица 2. Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей выпуска

после 1972 года

Тип подвижного состава

Марка и модели подвижного состава

Нормативы трудоемкости, чел-ч

ЕО

ТО-1

ТО-2

Тр на 1000км. пробега

1

2

3

4

5

6

Легковые автомобили

Малого класса (рабочий объем двигателей от 1,2- 1,8., сухая масса автомобиля 850-1150 кг)

Среднего класса (1,8-3,5 л., 1150-1500кг)

ВАЗ

(кроме 2121)

Москвич-2138

ГАЗ-24-01

ГАЗ-24-07

ГАЗ-24-27

0,3

0,35

0,5

0,5

2,3

2,5

2,9

3,3

9,2

10,5

11,7

12,3

2,8

3,0

3,2

3,4

Автобусы

Особо малого класса (для нардо 5м)

Малого класса 6,0-7,5м)

Среднего класса (8,0-9,5м)

Большого класса (10,5-12,0м)

РАФ-2203

ПАЗ-672

КавЗ=685

ЛАЗ-695Н

ЛАЗ-697Н

ЛАЗ-697Р

ЛАЗ-695НГ

ЛиАЗ-677М

ЛиАЗ-677Г

0,5

0,7

0,7

0,8

0,95

1,0

1,15

4,0

5,5

5,5

5,8

6,6

7,5

7,9

15,0

18,0

18,0

24,0

25,8

31,5

32,7

4,5

5,3

5,5

6,5

6,6

6,8

7,0

Грузовые автомобили

Общетранспортного назначения

Малой грузоподъемности

(полезная нагрузка до 3,0 т)

0,4 т

1,0 т

Средней грузоподъемности (от 0,3 до 5,0 т) 4 т

4 т

Большой грузоподъемности (от 5,0 до 0,8 т)

5,0 (6,0 т)

7,5т

Особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более)

8,0 т

ИЖ-2751

КрАЗ-762А

УАЗ-451М,ДМ

ГАЗ-52-04

ГАЗ-52-07

ГАЗ-52-27

ГАЗ-53А

ГАЗ-53-07

ГАЗ-53-27

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130Х

ЗИЛ-138

ЗИЛ-138А

КАЗ-608

УРАЛ-377

МАЗ-5335

МАЗ-500А

КаМАЗ-5320

КрАЗ-257

0,2

0,3

0,03

0,4

0,55

0,55

0,42

0,57

0,57

0,45

0,45

0,6

0,6

0,35

0,55

0,3

0,3

0,5

0,5

2,3

1,4

1,5

2,1

2,5

2,9

2,2

2,6

3,0

2,7

2,2

2,9

3,5

3,5

3,8

3,2

3,4

3,4

3,5

7,2

7,6

7,7

9,0

10,2

10,8

9,1

10,3

10,9

10,8

10,8

11,8

12,6

11,6

16,5

12,0

13,8

14,5

14,7

2,8

2,9

3,6

3,6

3,8

4,2

3,7

3,9

4,1

4,3

3,9

4,2

4,0Х

4,6

6,0

5,8

6,0

8,5

6,2

Прицепы и полуприцепы

Одноосные прицепы, малой и средней грузоподъемности (полезная нагрузка до 3 т)

Двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (до 0,8 т)

Двухосные

прицепы особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более)

Полуприцепы особо большой грузоподъемности (8,0 т и более)

всех моделей

всех моделей

всех моделей

всех моделей

0,1

0,2-0,3

0,3-0,4

0,2-0,3

0,4

0,8-1,0

1,3-1,6

0,8-1,0

2,1

4,4-5,5

6,0-6,1

4,2-5,0

0,4

1,2-1,4

1,8-2,0

1,1-1,45

Х Приведены варианты для автомобиля ЗИЛ –130 выпуска с 1980 г.

3.3 Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании автомобилей

Перед проведением операций ТО-1 и ТО-2 необходимо автомобиль очистить и вымыть.

studfiles.net

Виды и периодичность ТО – Основные средства

С. Овсянников, главный конструктор ОАО «ТВЭКС»

Понятие «техническое обслуживание» на слуху у каждого, кто работает с техникой. Однако о его видах и периодичности многие забывают, удивляясь при этом снижению качества работы. Часто работяга экскаватор эксплуатируется без проблем и регулярного обслуживания и год, и два. Хорошо это или плохо? Вопрос кажется странным. Конечно, работа свыше установленного гарантийного срока службы – это плюс для потребителя. Но если при этом не выполняется регулярное и правильное техническое обслуживание, со временем такая работа неизбежно приведет к поломкам и простоям.

В процессе эксплуатации происходит износ, деформация или разрушение отдельных деталей, нарушаются регулировки, изменяются зазоры сопряжений, ослабевает крепление деталей. В результате снижаются точность выполнения операций и производительность, сокращается срок службы машины. Потери из-за невыполненной работы и затраты на ремонт многократно превысят стоимость ТО. Поэтому в том, что техника работает после наступления срока очередного техобслуживания, нет ничего хорошего, уверены специалисты.

При анализе рекламаций иногда складывается впечатление, что потребители в большинстве случаев проводят только сезонное ТО – без него на российских просторах со значительными перепадами температур не обойтись. И в этом заключается грубая ошибка. Ведь именно своевременное выполнение ВСЕХ видов технического обслуживания снижает риск неожиданного отказа техники.

Виды ТО и их периодичность, а также состав и порядок выполнения работ приводятся в эксплуатационной документации к каждой машине. Их следует строго соблюдать. Хочу обратить внимание читателей на то, что первые 100 моточасов в эксплуатационных условиях экскаватор должен работать под особым наблюдением механика. Периодичность ТО учитывается в моточасах работы двигателя экскаватора. Учет наработки рекомендуется фиксировать в журнале – так проще спланировать обслуживание.

Виды ТО

  • ежесменное техническое обслуживание (ЕО) перед началом или после рабочей смены;
  • плановое техническое обслуживание (ПТО) через определенное, установленное заводами-изготовителями количество моточасов;
  • сезонное техническое обслуживание (СО) два раза в год при подготовке машины к летнему или зимнему периоду эксплуатации.

Остановимся на каждом из ТО подробнее.

Ежесменное техническое обслуживание является обязательным. Каждый раз перед началом работ рекомендуется: осмотреть двигатель, компрессор, насосную установку, гидромоторы, распределители и фильтры; проверить уровень масла и рабочей жидкости (РЖ) в баке гидросистемы, в редукторах и долить до нормы; проверить надежность крепления узлов и деталей; смазать шарнирные соединения согласно схеме смазки; осмотреть и очистить аккумуляторные батареи; при работающем двигателе проверить показания контрольных приборов, работу звукового сигнала и освещения, тормозов колес, органов управления экскаватором; на холостом ходу проверить работу гидроцилиндров, осмотреть соединения трубопроводов, устранить наружные утечки рабочих жидкостей, а также выполнить другие проверочные работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации. В конце смены следует проверить герметичность соединений трубопроводов; опустить ковш на грунт, установив рычаги управления в нейтральное положение, и заглушить двигатель.

Самое главное при выполнении ЕО – счищать грязь, которая покрывает детали, мешая их тщательному осмотру. Именно поэтому регулярная очистка узлов и деталей экскаватора не только придает ему опрятный вид, но и увеличивает срок службы.

Кажется, слишком много операций, и многие экскаваторщики их не выполняют. Но реально работа занимает ненамного больше времени, чем понадобится на чтение этой статьи. А средства в результате регулярного выполнения ЕО экономятся значительные.

Плановые технические обслуживания (ПТО) различаются периодичностью выполнения и составом работ. Каждому виду ПТО присваивается порядковый номер (ТО-1, ТО-2). В перечень работ ПТО обязательно входит проверка и регулировка предохранительных клапанов. Порядок настройки описан в руководстве по эксплуатации. Эта работа должна выполняться квалифицированными работниками с применением технических средств контроля давления и расхода РЖ.

Рекомендуется через каждые 100 моточасов работы экскаватора брать пробу 0,5…1 л рабочей жидкости из гидробака. РЖ не должна содержать загрязняющих жидких примесей (воды, кислот и щелочей) и механических частиц. Отрицательно влияют на работу гидропривода воздух и другие газы, содержащиеся в жидкости либо в растворенном виде, либо в виде механической смеси. Большое содержание воздуха и газов в масле приводит к пенообразованию. Содержание в РЖ даже небольшого количества воды (около 1%) также ускоряет образование пены.

Одними из важных условий надежной работы гидропривода являются своевременная очистка фильтров и замена фильтроэлементов. Эту работу желательно проводить через каждые 260 моточасов. При замене надо смочить фильтроэлементы в РЖ и затем заполнить ею весь корпус фильтра.

Выбор сроков проведения сезонного обслуживания зависит от температуры окружающей среды. При установившейся весенней температуре +5 °С и выше машины готовят к весенне-летнему периоду эксплуатации, при температуре ниже +5 °С осенью – к осенне-зимнему периоду. При СО проводят полную замену РЖ в гидросистеме на соответствующие зимние или летние сорта. Рабочая жидкость должна быть совместима с материалами, из которых изготовлены детали гидравлических узлов и механизмов.

Для предохранения от загрязнения РЖ необходимо доставлять к месту эксплуатации без перелива из одной тары в другую. Гидросистему следует заправлять только с помощью насоса через фильтр тонкой очистки. Температура застывания зимних рабочих жидкостей должна быть на 20…30 °С ниже ожидаемой температуры окружающей среды. Кроме того, необходимо заправлять экскаватор топливом, сорт которого также соответствует сезону эксплуатации.

Конечно, не следует оставлять без внимания и условия работы экскаваторщика. Необходимо проверять работу системы вентиляции (кондиционирования) кабины при переходе на летний режим эксплуатации и работу системы отопления кабины при переходе на зимний режим.

 

Экскаватор, прошедший техническое обслуживание, должен отвечать следующим требованиям: механизмы отрегулированы и смазаны; все подвижные части, механизмы и сборочные единицы работают плавно, без заеданий, рывков и стуков; температура нагрева рабочей жидкости при работе не превышает +75 °С; приборы освещения исправны и отрегулированы; соединения трубопроводов герметичны.

Главное правило: только убедившись, что экскаватор находится в исправном состоянии, можно начинать его эксплуатацию. Соблюдая его, потребитель увеличит срок службы своей техники на многие годы. Именно безукоризненное следование этому простому и разумному закону отличает профессионального экскаваторщика.

os1.ru

ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО

Техническое обслуживание (ТО) транспортных средств в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • сезонное техническое обслуживание (СО)

Изменение видов технического обслуживания допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС.

Все виды ТО транспортных средств должны выполняться по полному перечню работ, предусмотренному соответствующей ТИПА и ТД.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) должно обеспечивать выпуск исправного и чистого ТС в состоянии, обес­печивающем его безотказную и безопасную работу.

ЕО выполняется ежедневно и включает:

  •  контрольные работы — контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движения, пожаробезопасность, контроль ТС в целом
  • уборочно-моечные работы (могут производиться дополнительно на линейных дис­петчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ)

ТО после обкатки выполняется в соответствии с руководством по эксплуата­ции изготовителя ТС.

ТО-1 и ТО-2

Первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняются периодически, через установленный в нормативной документации пробег, и включают комплекс операций, предупреждающих неисправно­сти, уменьшающих интенсивность износа деталей ТС, снижающих расход топлива и эксплуатационных материалов и уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.

Периодичность ТО-1 устанавливается кратной периодичности ТО-2. Фактическая периодичность проведения ТО транспортных средств может отличаться от нормативной не более чем на ± 15 %.

В состав работ по ТО после обкатки, ТО-1 и ТО-2 транспортных средств входят:

  • уборочно-моечные и очистные работы
  • техническое диагностирование перед выполнением ТО
  • осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов, и транспортных средств в целом
  • контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов
  • регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем
  • смазка, замена масел
  • выполнение работ текущего ремонта (ТР) малой трудоемкости. Для расчета его трудоемкости допускается использовать не более 20 % от скорректированной трудоем­кости соответствующего ТО
  • контроль качества выполнения ТО

В зависимости от объема работ ТО-1 и ТО-2 может подразделяться на следующие виды:

  • каждое первое ТО (1 ТО-1, 1 ТО-2)
  • каждое второе ТО (2 ТО-1, 2 ТО-2)
  • и т.д.

Сезонное техническое обслуживание (СО)

Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых условиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответст­вующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО составляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.

В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при плановом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:

  • проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;
  • замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуа­тации
  • отключение или подключение системы отопления
  • доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей
  • проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)
  • подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации
  • проверка состояния системы пожаротушения
  • проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем
  • подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования

Обслуживание ТС производится в соответствии с требованиями ТД изготовителей до разработки и утверждения нормативов в установленном порядке.

Временно, до разработки и утверждения нормативов на соответствующую модель ТС, допускается применять нормативы трудоемкости аналогов ТС.

Аналогом ТС рекомендуется считать ТС ближайшие по техническим характеристи­кам, оснащенности и комплектации.

Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспо­могательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % от общего объема работ по ТО и ремонту ТС.

При разработке технологических процессов ТО и ремонта ТС трудоемкость выполнения работ должна учитывать надбавки и определяться по фор­муле:

Т = Т„ * К
где Т — трудоемкость выполнения работ, чел.-ч
Т„ — трудоемкость операции (рассчитывается по результатам хронометражных на­блюдений), чел.-ч
К — затраты времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности, % от трудоемкости операции

ustroistvo-avtomobilya.ru

Виды и периодичность ТО тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей

Виды, периодичность и основные требования к проведению техобслуживания тракторов, самоходных шасси и сельскохозяйственных машин на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса были установлены ГОСТ 20793-2009 (Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание), а также ГОСТ 7751—2009 (Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения). Виды, периодичность и условия проведения ТО тракторов, специализированной техники, комбайнов и других сельскохозяйственных машин приведены в таблицах 1 и 3.

Таблица 1 — Виды и периодичность ТО тракторов

Вид ТО Периодичность или условие проведения
ТО-0 При подготовке, проведении и после окончания обкатки
ЕТО Через 8-10 часов работы трактора
ТО-1 125 моточасов
ТО-2 500 моточасов
ТО-3 1000 моточасов
ТО-ВЛ При установившейся температуре воздуха ниже +5 °С
ТО-ОЗ При установившейся температуре воздуха ниже +5 °С
ТО-ОУ При эксплуатации трактора в условиях пустыни, высокогорья, низких температур, на песчаных, каменистых и болотистых почвах
ТО при подготовке к длительному хранению Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования
ТО в процессе длительного хранения

Один раз в месяц — при хранении на открытых площадках и под навесами

Один раз в два месяца — при хранении в закрытых помещениях
ТО-Э За 15 дней до начала использования

Допустимое отклонение фактической периодичности (в зависимости от условий эксплуатации) ТО-1 и ТО-2 — до 10 %, а ТО-3 — до 5 % от установленной.

ГОСТ позволяет также периодичность ТО тракторов указывать по количеству израсходованного топлива (в литрах) или по наработке в условных эталонных гектарах (у. эт. га).

В Республике Беларусь широкое применение нашли универсальные энергетические средства (УЭС). Виды и периодичность их технического обслуживания приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Виды и периодичность технического обслуживания УЭС

Виды технического обслуживания

Периодичность, м.-ч

ТО при эксплуатационной обкатке (подготовке, проведении и окончании)

Перед началом эксплуатации нового УЭС

 

 

 

 

ЕТО

10

ТО-1

60

ТО-2

240

ТО-3

960

ТО-ВЛ

Аналогично тракторам

 

(см. таблицу 3.2)

ТО-ОЗ

Аналогично тракторам

ТО при хранении

Аналогично тракторам

Таблица 3 — Виды и периодичность ТО сельскохозяйственных машин

Вид ТО

Периодичность или условия

проведения

ТО-О

При подготовке, проведении и после окончания обкатки

ЕТО

Через 8-10 часов работы (вместе с трактором)

TO-1

60 моточасов — комбайны и сложные самоходные машины

60 часов работы под нагрузкой — несамоходные и стационарные машины

ТО-2

240 моточасов — комбайны и сложные самоходные машины 240 часов работы под нагрузкой — несамоходные и стационарные машины

 

Плановый TP

ТО при хранении (при подготовке, в процессе хранении и при снятии с хранения)

ТО-Э

После окончания сезона работ Аналогично тракторам (см. таблицу’ 1)

За 15 дней до начала сезона работы

 

электродвигатель вместо двигателя внутреннего сгорания (ДВС)) количество видов ТО может быть уменьшено до ETO, ТО-1.

Для комбайнов, самоходных, прицепных и стационарных машин ТО-2 выполняют в том случае, когда наработка за сезон ожидается более 300 м.-ч. При меньшей наработке ТО-2 совмещается с подготовкой машины к хранению.

Периодичность ТО комбайнов и других машин допускается указывать в физических гектарах, килограммах, тоннах или кубометрах выработанной продукции. В зависимости от условий эксплуатации допускается отклонение фактической периодичности ТО-1 и ТО-2 до ±10 % от установленной величины.

ТО автомобилей, которые используются в сельском хозяйстве, проводится в соответствии с «Положением о техническом обслуживании подвижного состава автомобильного транспорта, используемого в сельском хозяйстве». Виды и периодичность ТО для дорожных условий III категории приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Виды и периодичность ТО автомобилей

Вид то

Периодичность ТО в километрах пробега или условия проведения

 

ТО-О

 ЕТО

Перед, в ходе и после обкатки Раз в смену перед выездом на линию

 

ТО-1:

—   легковые автомобили

—   автобусы

—   грузовые автомобили и автобусы

3200 2800 2500

на их базе ТО-2:

—   легковые автомобили

—   автобусы

—   грузовые

СО: ТО-ВЛ, ТО-ОЗ

12 800 11 200 10 000

Два раза в год (перед началом весенне-летнего и осенне- зимнего периода эксплуатации)

Примечание. Периодичность ТО некоторых автомобилей может отличаться от указанных, в соответствующем документе

При работе подвижного состава в других условиях, отличающихся от III категории условий эксплуатации, проводится корректировка указанных нормативов с помощью коэффициентов (таблица 5). Характеристика дорожных условий приведена в таблице 6.

Таблица 5 — Коэффициенты изменения периодичности и трудоёмкости ТО автомобилей в зависимости от дорожных условий

Коэффициенты

Категория дорожных условий эксплуатации

I

II

III

IV

V

Поправочные коэффициенты к периодичности ТО

1,25

1,12

1,0

0.88

0,75

Поправочные коэффициенты к нормативам трудоёмкости ТО

0,83

0,89

1,0

1,15

1,33

Таблица 6 — Характеристика категорий дорожных условий эксплуатации автомобилей

Категория

Характеристика дорог

I          

II        

Автомобильные с цементно-бетонным и асфальтобетонным покрытием

Автомобильные с битумно-минеральным, щебеночным, гравийным и мазуто-бетонным покрытием

III

Автомобильные с твердым покрытием и грунтовые, обработанные вяжущими материалами

IV

Грунтовые, укрепленные или улучшенные местными мате риалами

V

Обычные грунтовые в естественном состоянии

belagrotorg.ru

Виды, периодичность, трудоёмкость и продолжительность ТО и Р машин — КиберПедия

 

ТО машин производится при их использовании, транспортировании и хранении.

В процессе использования машин проводят:

1. Ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены;

2. Плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводами-изготовителями, периоды наработки;

3. Сезонное техническое обслуживание (СО),выполняемое 2 раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (зимнего или летнего).

Плановые ТО для определённых машин различаются периодичностью выполнения и составом работ. Каждому виду планового ТО в зависимости от последовательности проведения присваивается определённый порядковый номер (ТО – 1, ТО – 2, ТО – 3).

В состав работ планового ТО, имеющего более высокий порядковый номер, обязательно входят работы каждого из предшествующих видов ТО, включая ежесменное.

Для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа «Рекомендации…» установлены такие же виды ТО, как для тракторов: ежесменное, периодические (ТО – 1, ТО – 2, ТО – 3) и сезонные, а для машин на базе шасси автомобилей и с двигателями автомобильного типа – ежесменное, периодические (ТО – 1, ТО – 2) и сезонные, так же как и для автомобилей.

Работоспособность башенных кранов поддерживается ежесменным, двумя периодическими (ТО – 1, ТО – 2) и сезонным ТО.

Простейшие машины типа бетоносмесителей и растворонасосов имеют ЕО, ТО и СО.

Периодичность ТО установлена в часах наработки (мотто-часах), учитываемых по счётчикам, на тех машинах где их нет, наработка определяется с учётом коэффициента пересчёта машино-часов в мотто-часы.

Для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа периодичность ТО – 1, ТО – 2 и ТО – 3 установлена соответственно в 60, 240 и 960 мото-часов.

Для машин на базе автомобилей и с двигателями автомобильного типа периодичность ТО установлена для ТО – 1 – 50 и для ТО – 2 – 250 мото-часов, а с двигателями новых моделей 100 и 500 мото-часов.

Простые машины типа подъёмника, бетононасосов, растворонасосов имеют периодичность 100 и 200 мото-часов.

В зависимости от конкретных условий использования машин допускается отклонение от установленной периодичности выполнения плановых ТО в переделах ±10%.

Нарушение установленной периодичности ТО вызывает увеличение затрат труда, времени, и денежных средств не только на обслуживание машин, но и на их ремонт.



Это видно из графика:

 

где Со – суммарные затраты;

Ср– удельные затраты на плановый ремонт;

Спр – удельные затраты на восполнение потерь от простоя машины в ТО и Р;

СТО – удельные затраты на техническое обслуживание;

Снр – удельные затраты на неплановый ремонт;

См – удельные затраты на восполнение потерь от снижения производительности и экономичности экскаватора.

Из графика видно, что с увеличением периодичности ТО удельные затраты на ТО (СТО) снижаются, но одновременно увеличиваются затраты на Ср и Снр (↑ Т, СТО ↓, но ↑ Ср и Снр).

Это объясняется тем, что периодичность ТО машин (Т) связана с их техническим состоянием.

Так несвоевременная очистка фильтрующих элементов фильтров гидросистемы, систем питания, смазки и очистки воздуха вызывает преждевременный износ деталей. На их восстановление приходится затрачивать значительные средства.

При несвоевременной очистки накипи в системе охлаждения двигателей срок службы шатунно-поршневой группы сокращается в 2 раза.

Снижение давления в шинах на 15 – 20% из-за несвоевременного их подкачивания приводит к уменьшению срока их службы на 15 – 20%.

При этом учащаются поломки составных частей машин, что приводит к увеличению затрат на неплановый ремонт.

При увеличении периодичности обслуживания возрастают объёмы работ по ТО и Р машины и происходят дополнительные затраты от увеличенных простоев машин(Спр).

При несоблюдении установленной периодичности ТО показатели работы машин ухудшаются.

При увеличении периодичности регулировки предохранительного клапана гидросистемы давление в ней снижается, что приводит к уменьшению производительности машин.

Снижение давления впрыска топлива форсунками вызывает недостаточное его распыление и, как следствие этого, — снижение мощности двигателя при увеличенном расходе топлива.

Если в системе охлаждения имеется накипь, мощность двигателя снижается на 5 – 7% и более.



В результате эксплуатирующие организации несут дополнительные расходы от снижения производительности машин (См) из-за ухудшения их показателей.

При сложении всех перечисленных видов затрат получены суммарные удельные затраты на эксплуатацию и ремонт машин (Со).

Они показывают, что с увеличением периодичности ТО в 1,5 раза относительно оптимальной её величины удельные затраты возрастают в 1,63 раза, а сокращение периодичности на половину приводит к увеличению затрат на 12%.

Из всего этого следует вывод, что для поддержания работоспособности машин при минимальных затратах труда и денежных средств необходимо строго выдерживать установленные сроки выполнения работ по ТО. При этом коэффициент использования машины будет максимальным и сократится потребность в запасных частях для ремонта машин.

 

Сезонное ТО

 

Сезонное ТО проводят при подготовке машин к предстоящему сезону эксплуатации.

Критерием проведения сезонного ТО служит температура окружающего воздуха.

При установившейся температуре воздуха +50С и выше машины готовят к весенне-летнему периоду эксплуатации, а при температуре ниже +50С – к осенне-зимнему периоду эксплуатации.

Сезонное ТО не совмещают с очередным плановым ТО.

 

ТО при хранении

 

Проводят при подготовке машины к хранению, в процессе её хранения и при снятии её с хранения.

 

ТО при транспортировании

Выполняют перед началом, в течение и в конце периода транспортирования машин.

 

Текущий ремонт

 

Текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность дорожной машины до очередного планового вида ремонта путём восстановления и замены отдельных сборочных единиц и составных частей с их регулировкой в объёме, определяемым техническим состоянием ДМ.

Текущий ремонт должен производиться, как правило, агрегатным методом, при котором неисправные сборочные единицы заменяются заранее отремонтированными или новыми.

Для обеспечения качества его следует выполнять в мастерских управлений механизации дорожных организаций силами специализированных участков и бригад с привлечением в необходимых случаях машинистов или других лиц, обслуживающих дорожные машины.

На метах работы машин проведение ТР допускается агрегатным методом.

Периодичность ТР для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа совпадает с периодичностью ТО – 3. Поэтому ТР и ТО – 3 проводят одновременно.

 

Капитальный ремонт

 

Капитальный ремонт должен обеспечить восстановление исправного состояния и полного или близкого к нему проектного ресурса машины с заменой или восстановлением её частей, включая базовые, проведением полной регулировки и испытания.

КР необходимо выполнять централизованно и как это предусмотрено СНИП III-1-76, на той же организационной и технологической основе как изготовление новых машин.

Номенклатура машин и их составных частей, подлежащих централизованному ремонту в соответствии с ГОСТ 25646 – 83 устанавливается министерствами, в состав которых входят предприятия-владельцы машин.

При этом ремонт машин, находящихся в эксплуатации в ограниченном количестве, согласно СНИП III-1-76 допускается производить в мастерских эксплуатационных баз управлений механизации с использованием кооперации с ремонтными предприятиями в организации ремонта отдельных агрегатов.

Во всех случаях КР должен производиться на основании ремонтных документов (ГОСТ 2.602 – 68).

Периодичность КР для различных машин установлена разной.

 

Планирование ТО и Р ДМ

 

Система ПП ТО и Р реализуется путём разработки и внедрения следующих мероприятий:

1. Плана ТО и Р;

2. Обеспечение своевременного и качественного выполнения работ по ТО и Р в установленные планом сроки при минимальных трудовых затратах;

3. Организации систематического учёта наработки машин;

4. Контроля за реализацией планов ТО и Р.

Планирование ТО и Р машин проводят с целью определения объёмов работ и установления времени остановки машин на ТО и Р.

Знание объёма работ по ТО и Р необходимо для определения потребности в рабочих, передвижных мастерских, топливозаправщиках и оборудовании для мастерских технического обслуживания строительных организаций.

Всё это устанавливается годовым планом ТО и Р машин, который составляют перед началом года в каждой организации, эксплуатирующей машины.

Строительные организации эксплуатируют не только строительные машины, но и транспортные средства, оборудование для производства строительных материалов, оборудование мастерских ТО и Р.

Всё оборудование, включаемое в годовой план, распределяют по разделам: в первом – строительные машины, во втором – автотранспорт, в третьем – оборудование промышленности строительных материалов, в четвёртом – оборудование мастерских ТО и Р машин.

Годовые планы и месячные планы-графики ТО и Р разрабатываются по формам, установленным согласно ГОСТ 25646 – 83.

Разработка годовых и месячных планов проведения указанных мероприятий должна проводиться на основании рекомендаций заводов-изготовителей машин по периодичности каждого вида ТО с учётом фактического технического состояния машин.

Месячные планы-графики ТО и Р должны быть согласованны с начальником участка-объекта, на котором работают машины.

В зависимости от специфических условий эксплуатации машин, например при работе дорожных машин на строительстве и содержании автомобильных дорог, согласно ГОСТ 25646 – 83 допускается отклонение от периодичности проведения ТО на ±10%, Т – на ±5% за исключением случаев, когда отклонение от периодичности не допускается по условиям безопасности.

Машины не прошедшие плановые ТО и Р в установленные сроки, к эксплуатации не допускаются.

Разработка годового плана начинается с уточнения количественного состава парка машин и выяснения, какие из них и в каком месяце будут списаны, какие новые машины поступят и когда. Устанавливается плановая наработка на год.

Годовая наработка машин, подлежащих списанию или получению в планируемом году, устанавливается с учётом времени их списания или получения.

 

Учёт наработки машин

 

Для составления планов ТО и Р в дорожных организациях должен систематически вестись учёт наработки машин.

Наработка машин, укомплектованных счётчиками, определяется по показаниям счётчиков.

Наработка машин, не имеющих счётчиков, определяется по данным учёта сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования, что предусмотрено ГОСТ 25646 – 83.

Журналы учёта наработки ведутся механиками эксплуатационных участков по каждой машине в отдельности.

Механики участков передают в отдел главного механика (или ПТО) данные по наработке в момент контрольной для корректирования времени остановки машин на ТО или Р в соответствии с месячным планом-графиком.

О внесённых изменениях в указанный план-график отдел главного механика (или ПТО) сообщает на участок ТО и Р и эксплуатационные участки.

Данные о наработке каждой машины за месяц (разность между наработками на начало и конец месяца с начала эксплуатации) из журнала учёта наработки должны заноситься в их формуляры (паспорта).

Контроль за соблюдением установленных сроков остановки машины на ТО и Р и их продолжительностью осуществляет главный инженер (главный механик) дорожной организации.

Учитывая, что периодичность ТО и Р установлена в часах фактической наработки (в мотто-часах), а планирование годовой наработки пока ведётся в часах сменного времени, при составлении годового и месячного планов ТО и Р машин переводят годовую наработку в мотто-часы с помощью коэффициентов пересчёта.

Один из методов определения коэффициента пересчёта машино-часов в мото-часы описан в прил. 3 к «Рекомендациям…».

Суть этого метода заключается в следующем. Подбирают не менее 20 однотипных машин со сроком службы не менее года. Путём объезда их на месте использования снимают показания счётчиков мото-часов и суммируют их.

Затем выписывают из журналов данные сменного времени на день снятия показаний счётчиков по тем же машинам и суммируют их.

Отношение суммарной наработки в мотто-часах к суммарному сменному времени за один и тот же период определённой группы машин и составляет коэффициент их пересчёта.

Коэффициенты пересчёта могут быть установлены и по данным хронометрических наблюдений за работой машин, которые проводят нормативно-исследовательские станции строительных организаций.

 

cyberpedia.su

Виды, периодичность и трудоемкость технического обслуживания

Категория:

   Ремонт топливной аппаратуры автомобилей

Публикация:

   Виды, периодичность и трудоемкость технического обслуживания

Читать далее:



Виды, периодичность и трудоемкость технического обслуживания

Цель технического обслуживания — поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, предупреждение отказов и неисправностей, а также выявление их с целью своевременного устранения. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке через определенные пробеги или время работы подвижного состава.

Техническое обслуживание включает контрольно-диагностиче-ские, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных сборочных единиц (узлов). По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание подразделяется на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО).

При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) выполняют общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля, заправку топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, а для некоторых специализированных автомобилей — санитарную обработку кузова. Ежедневное обслуживание выполняют после работы подвижного состава на линии и перед его выездом на линию. При смене водителей на линии они выполняют работы по осмотру и проверке технического состояния автомобилей.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Первое (ТО-1) и второе (ТО-2) технические обслуживания включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и очистительные работы. Их выполняют через определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от категории условий эксплуатации. Минимальная периодичность технического обслуживания автомобилей установлена для I категории условий эксплуатации. Для II категории условий эксплуатации периодичность составляет 80%, а для III категории — 60% от минимальной, установленной для I категории условий эксплуатации.

Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, при подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное или теплое время года. В качестве отдельно планируемого вида сезонное обслуживание рекомендуется проводить в районах холодного климата. В остальных районах сезонное обслуживание совмещается с ТО-2 (или ТО-1) с соответствующим увеличением объема работ.

Все виды технического обслуживания подвижного состава проводятся в объеме перечня основных операций, приводимых в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и инструкциях заводов-изготовителей автомобилей.

Соблюдение режимов и высококачественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивают высокую техническую готовность автомобилей и снижают потребность в ремонте.

Нормативы трудоемкости ЕО включают уборочные и моечные работы. Заправочные операции, постановку автомобиля на стоянку, а также проверку технического состояния выполняет водитель за счет подготовительно-заключительного времени и механик контрольно-пропускного пункта.

Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкости ЕО и СО, а также трудоемкость сопутствующего текущего ремонта. Трудоемкость дополнительных работ сезонного обслуживания составляет к трудоемкости ТО-2: 50% —для районов Крайнего Севера, 30%—для зоны холодного климата и 20%—для прочих условий.

Исходный коэффициент корректирования, равный единице, принимается для I категории условий эксплуатации (см. табл. 8), базовых моделей автомобилей, Центральной природно-климатиче-ской зоны, пробега с начала эксплуатации, равного 50—75% пробега до первого капитального ремонта, автотранспортных предприятий, имеющих 150—300 единиц подвижного состава.

Цифровые значения коэффициентов корректирования, примеры выбора и корректирования нормативов технического обслуживания и ремонта даны в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

Рекламные предложения:


Читать далее: Организация технологического процесса технического обслуживания

Категория: — Ремонт топливной аппаратуры автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Назначение и виды технического обслуживания — Техническое обслуживание автомобиля — Автомобиль категории «В»

Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом. В нашей стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта агрегатным методом. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги. Ремонтные работы выполняют обычно по потребности, т. е. после появления соответствующего отказа или неисправности.

Техническое обслуживание включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов. По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО). Ремонт включает работы по устранению отказов и неисправностей, возникающих в работе или выявленных при техническом обслуживании.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) предназначено для контроля, направленного на обеспечение безопасности движения, поддержания надлежащего внешнего вида автомобиля, заправки его топливом, маслами и охлаждающей жидкостью.

Контрольные работы включают осмотр автомобиля и проверку: его комплектности, состояния кузова, зеркал заднего вида, номерных знаков, исправности механизмов дверей, запоров капота и багажника, действия таксометра, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла, герметичности систем охлаждения, смазки, питания и гидравлического привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, работы агрегатов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов.

Контрольные и заправочные операции ежедневного обслуживания выполняет водитель перед выездом на линию и по возвращении на автотранспортное предприятие. Уборочно-моечные работы выполняют уборщики и мойщики. При сдаче смены на линии водители совместно осматривают и проверяют техническое состояние автомобиля.


«Автомобиль категории «В»,
В.М.Кленников, Н.М.Ильин, Ю.В.Буралев

Загрузка…

www.carshistory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *