Первый сделал попытку пройти северным морским путем – Кто впервые в истории прошёл Северным морским путём?

Кто впервые в истории прошёл Северным морским путём?

Северный морской путь – слова, которые для меня означают льды, холод и горстку людей на корабле. Я не люблю холод и оказаться бы в таких условия ни за что бы не решилась. Но первопроходцы были людьми совсем другой породы.

Зачем нужен Северный морской путь

Люди всегда ищут самый короткий путь между путешествиями. А в силу огромных размеров Евразии для соединения Атлантического и Тихого океана Севморпуть стал самым коротким.

Сейчас этот путь соединяет крупные северные порты и значительно уменьшает расстояние от Мурманска до Владивостока и других городов.

Кто первым прошел Северным морским путем

Освоение этого пути было нелегкой задачей. Первооткрывателям мешали морозы, суровый климат, ледники, техника, отсутствие теплой одежды и провизии. Многие экспедиции пытались покорить этот путь, но первыми, кто прошел его полностью были:

  1. Экспедиция шведа А. Норденшельда прошла по Севморпути на переоснащенном китобойном барке «Вега» из Атлантического океана в Тихий. Во время экспедиции команда сделала всего одну зимовку и обогнула всю Евразию. Было это в 1878-1879 годах.
  2. Экспедиция Б. Вилькицкого была первой, кто прошел этот же путь с Тихого океана в Атлантический. Они тоже сделали одну зимовку в 1914–1915 годах.
  3. Экспедиция О. Шмидта смогла преодолеть Севморпуть за одну навигацию, на ледоколе «Александр Сибиряков» в 1932 году.
  4. А в 1934 Николаев Н. М. на ледорезе «Федор Литке» впервые прошел этот путь без зимовок с востока на запад.

История освоения Севморпути

Уже с 13 века поморы путешествовали северными морями, а начиная с 15 века краткий путь к дальнему Востоку очень интересовал как русских, так и других европейских лидеров. Они вкладывали огромные деньги, снаряжали экспедиции, но освоение севера было очень трудным. Первые путешественники были настоящими героями, они терпели ужасный холод и голод, во время экспедиций часто не выдерживала техника, и чинить ее нужно было самим на месте. Но все же Севморпуть был покорен и в 20 веке начал активно использоваться.

Сейчас техника позволяет преодолевать этот путь значительно легче, чем раньше, но все равно стихия иногда снова напоминает о себе, требуя новых подвигов, а иногда и жертв.

travelask.ru

Путешествие и открытия Отто Шмидта

«До Берингова пролива теперь осталось каких-нибудь восемьдесят миль. Погода прекрасная. Свежий ветер. Холодно… Нас все время крутит. Корабль то одним бортом, то другим поворачивается к берегу. Мы идем вперед то носом, то кормой, то бортом. Наш путь, если его рассмотреть на карте, состоит из бесчисленных петель, зигзагов, спиралей, вензелей» (В. Шнейдеров. Великим Северным).

Первый в мире ледокол появился в России, в Кронштадте. В 1864 г. купец и судовладелец М. О. Бритнев решил продлить сроки навигации на Балтике. У грузопассажирского судна «Пайлот» была срезана носовая оконечность, благодаря чему оно своим форштевнем могло давить и крошить лед. Фронт работ этого маленького пращура современных атомных гигантов был по нынешним меркам смехотворным: он обеспечивал связь между Кронштадтом и Ораниенбаумом, когда все остальные корабли стояли на приколе. Позднее Бритнев построил более совершенные модели «Бой» и «Буй», обладавшие лучшей проходимостью во льдах. Чертежи Бритнева приобрели немцы, после чего ледоколы появились в Германии и в США. Это были главным образом речные суда.

Идея использовать ледоколы для освоения арктических морей принадлежала выдающемуся русскому флотоводцу С. О. Макарову. Его план создания мощного судна, способного взламывать арктические льды, поначалу не встретил понимания — ни среди чиновников, ни в ученой среде. К счастью, Макаров нашел единомышленника в лице великого ученого-энциклопедиста Д. И. Менделеева, прекрасно понимавшего, что значит для России постоянная транспортная магистраль в арктических морях. Одному из многочисленных докладов, организованных для популяризации своей идеи, Макаров дал яркое название: «К полюсу — напролом!». Покорение полюса не было самоцелью: в первую очередь и Макаров, и Менделеев думали о Северном морском пути. В самом деле, Россия, если сравнить ее со зданием, «своим фасадом выходит на Северный Ледовитый океан», а фасад этот без окон, без дверей. Кроме того, зимой большинство российских портов было закрыто для навигации: Петербург на пять месяцев, Архангельск — на семь. Россия остро нуждалась в мощных ледоколах. Один, под названием «Ермак», был построен. Несмотря на удачный старт в Балтийском море, испытания тяжелыми льдами у Шпицбергена и позже у Новой Земли ледокол не прошел, а времени на новую попытку Макарову не дали.

Идею похоронили, но вскоре реанимировали — во многом из-за тяжелого поражения России в Русско-японской войне. При наличии нескольких мощных ледоколов было бы возможно обеспечить переброску флота Северным морским путем к театру военных действий в гораздо более короткие сроки. От Кронштадта до Владивостока северным путем надо пройти чуть более 14 тыс. км, что вдвое меньше пути через Суэцкий канал, тем более — вокруг Африки. Еще одна причина повышенного внимания к северной магистрали — экономическая. В конце XIX — начале XX в. значительно возросло число переселенцев из европейской части России в Сибирь. Развитие сельского хозяйства за Уралом требовало поиска нового маршрута для вывоза сибирского хлеба на мировые рынки, равно как и завоза в Сибирь товаров из Европы.

В 1909 г. на Невском судостроительном заводе были построены военные транспорты ледокольного типа «Таймыр» и «Вайгач», предназначенные для исследования Северного морского пути. В 1914 г. на этих ледоколах из Владивостока вышла гидрографическая экспедиция под руководством Б. А. Вилькицкого. «Таймыру» и «Вайгачу» надлежало преодолеть Северный морской путь в одну навигацию. Однако плавание проходило в очень сложных условиях, и в октябре 1914 г., обогнув мыс Челюскин, транспорты попали в ледовый плен, освободились из которого только в июле 1915 г. В сентябре «Таймыр» и «Вайгач» добрались до Архангельска.

А чуть раньше, в 1912 г., пройти по Северному морскому пути решил Г. Л. Брусилов, племянник знаменитого русского военачальника. Он возглавил экспедицию на парусно-моторной шхуне «Святая Анна». В середине сентября судно было затерто льдами у западного берега Ямала и начало дрейфовать на север. Весной 1914 г., когда шхуна уже находилась севернее Земли Франца-Иосифа, несколько членов экипажа покинули судно и пешком направились по льдам на юг. Двое были спасены экспедицией Георгия Седова на судне «Святой Фока». Судьба тех, кто остался на «Святой Анне», неизвестна.

События Первой мировой войны заставили правительство убедиться в правоте Макарова и оценить важность морского сообщения на Крайнем Севере. На берегу фьорда в северной части Кольского полуострова спешно начали возводить город Романов-на-Мурмане (с 1917 г. — Мурманск) с незамерзающим портом, в Англии заказали несколько ледоколов. Один из них, «Святогор» (с 1927 г. — «Красин»), был улучшенной копией «Ермака». В годы Гражданской войны Северный морской путь как стратегическая трасса стала объектом особого внимания — и со стороны большевистского правительства, и со стороны его противников, в частности адмирала А. В. Колчака.

В 1920 г. стартовали регулярные Карские, а с 1923 г. Северо-восточные экспедиции, в 1927 г. достигшие устья Лены. Планомерное использование ледоколов в высокоширотных исследованиях началось с 1929 г., когда экспедиция во главе с Отто Юльевичем Шмидтом отправилась к Земле Франца-Иосифа на ледоколе «Георгий Седов» (капитан Владимир Иванович Воронин). В 1930 г. новая экспедиция на «Седове» с тем же руководителем впервые прошла вдоль западного побережья Северной Земли и сделала несколько открытий (острова Визе, Воронина, Шмидта и др.), а также провела океанологические и метеорологические наблюдения.

В конце июля 1932 г. из Архангельска вышел ледокольный пароход «Александр Сибиряков» (капитан Воронин). Цель экспедиции, которую вновь возглавил Шмидт, состояла в преодолении Северного морского пути в одну навигацию. Двинувшись через пролив Маточкин Шар в Карское море, «Сибиряков» сразу встретил первые льды, однако они не были сплоченными, так что уже 3 августа ледокол достиг Диксона. Пополнив запасы угля, 11 августа корабль взял курс на север. Впервые в истории обогнув Северную Землю с севера, «Сибиряков» оказался в море Лаптевых. А вот обойти с севера Новосибирские острова и даже пробиться к ним не удалось: помешали тяжелые льды. В конце августа «Сибиряков» вышел из бухты Тикси и провел к устью Колымы два колесных парохода. Здесь экспедиция Шмидта встретилась с шедшим с востока караваном судов Северо-восточной экспедиции, возглавлявшимся ледорезом «Литке».

«Сибиряков» направился к Берингову проливу. После меридиана 167° в. д., близ Чаунской губы, начали попадаться многолетние торосистые льды. То тараня лед, то взрывая его аммоналом, 10 сентября ледокол смог пробиться к Колючинской губе, но при этом оказались поломаны все лопасти винта. Их удалось заменить только после того, как корму судна подняли на 3 м, перебросив грузы. «Сибиряков» продолжил путь и, обойдя с юга остров Колючин, снова столкнулся с тяжелыми льдами. Здесь 17 сентября была повреждена одна из новых лопастей, а 18-го западнее мыса Сердце-Камень обломался гребной вал, и корабль лишился хода. Двигаться он мог только с течениями или со льдами.

Сначала его понесло, и довольно быстро, на восток, к Берингову проливу, т. е. прямо к цели похода. Но затем, повинуясь капризным течениям, «Сибиряков» стал выписывать причудливые петли, и его отнесло назад, к мысу Сердце-Камень. Пробовали бросать якорь, чтобы замедлить дрейф на запад, но это не помогло. И все-таки экспедиции повезло: 27 сентября льды из-за сильного ветра потеряли сплоченность, на «Сибирякове» поставили паруса, сшитые из брезента, и 1 октября он вышел на чистую воду. У Берингова пролива его взял на буксир траулер «Уссуриец».

Так, не без доли везения, состоялось первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути в одну навигацию. После похода «Сибирякова» постановлением Совета народных комиссаров СССР от 17 декабря 1932 г. было образовано Главное управление Северного морского пути, перед которым ставились задачи хозяйственного освоения Арктики, оснащения трассы, исследования недр полярных территорий, организации научных исследований. Начальником Главсевморпути назначили Шмидта.

Годом позже по пути «Сибирякова» отправили пароход «Челюскин» (не ледокол!) во главе с теми же Шмидтом и Ворониным. Судну удалось-таки пробиться в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан ему не было суждено: «Челюскин» вмерз в ледовое поле, а течение вынесло его обратно в Чукотское море. В феврале 1934 г. льды разорвали борт корабля, и через два часа он затонул. На льду оказалось 104 человека (погиб лишь один), в том числе 10 женщин и двое детей. Всех спасли летчики.

В 1934 г. ледорез «Литке» (капитан Н. М. Николаев, научный руководитель В. Ю. Визе) прошел в одну навигацию Северным морским путем из Владивостока в Мурманск, причем без единой аварии. Попутно в середине августа он освободил из ледового плена 3 парохода, застрявшие у островов Комсомольской Правды, а в сентябре в течение двух недель обслуживал Карскую операцию. В 1935 г. Северный морской путь за одну навигацию преодолели четыре грузовых парохода: «Анадырь» и «Сталинград» двигались по маршруту Владивосток — Мурманск, а «Ванцетти» и «Искра» — в обратном направлении. Началась практическая эксплуатация пути на всем его протяжении. В 1936 г. ледорез «Литке» успешно провел на Дальний Восток два эсминца Балтийского флота. В 1939 г. ледокол «Иосиф Сталин» совершил двойное сквозное плавание за одну навигацию — из Мурманска в Берингов пролив и обратно. Северный морской путь был освоен. Он соединил в единую транспортную систему европейские и дальневосточные морские порты страны, порты Арктики и сибирских рек. В годы Великой Отечественной войны по нему шли советские военные корабли с Дальнего Востока в Баренцево море. После войны объемы грузоперевозок постоянно росли, но в 1990-х гг. резко уменьшились.

А мечта Макарова о прорыве ледокола к Северному полюсу осуществилась только в 1977 г.: 17 августа атомный ледокол «Арктика» (капитан Ю. С. Кучиев) достиг верхушки планеты.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

О. Ю. Шмидт, советский полярник, геофизик, астроном

Другие действующие лица

В. И. Воронин, капитан «Александра Сибирякова» и «Челюскина»; В. Ю. Визе, ученый, исследователь Арктики

Время действия

1932 г.

Маршрут

Из Архангельска Северным морским путем к Берингову проливу, далее до Петропавловска-Камчатского

Цель

Прохождение Северного морского пути в одну навигацию

Значение

Начало практической эксплуатации Севморпути на всем его протяжении