Питер адмиралтейство – Адмиралтейство: описание, адрес, время работы

Содержание

история создания, где находится и как добраться

Адмиралтейство – это комплекс зданий первой Санкт-Петербургской верфи, располагающийся на живописной набережной Невы. Перестроенное трижды за время своего более чем трехсотлетнего существования, Адмиралтейство с его шпилем и корабликом стало настоящим символом морской столицы России.

История Адмиралтейства

Идея основания новой верфи возникла у Петра I после неудачных попыток вывести только что построенные корабли с верфей, располагавшихся на Ладожском озере: суда попадали в знаменитые ладожские штормы и не могли дойти до устья Невы.

После осмотра территорий было принято решение устроить новый кораблестроительный завод на берегу Невы, аккурат напротив Петропавловской крепости. Место было выбрано очень удобное: ширина русла реки позволяла легко спускать корабли на воду, недалеко располагался выход к Балтийскому морю, верфь находилась под защитой молодой крепости, а материалы для строительства можно было доставлять как по суше, так и по воде.

Автором первой постройки Адмиралтейства стал сам Петр I: в центральном военно-морском архиве хранится его чертеж. Государь собственноручно принимал участие и в строительных работах на верфи.

Здание было основано 5(16) ноября 1704 года, и уже спустя всего полтора года, в мае 1706 на воду был спущен первый построенные на Адмиралтействе корабль.

Адмиралтейство стало первым зданием, построенным на левом берегу Невы. Оно дало название всему большому острову, на котором располагается.

Первоначально Адмиралтейство представляло собой П-образное одноэтажное здание-мазанку, обращенное внутренней частью к Неве.

В первые годы существования Адмиралтейства шла Северная война. Поэтому верфь была укреплена дополнительными фортификационными сооружениями – пятью бастионами с пушками, земляным валом и рвами.

Густой лес вокруг Адмиралтейства был вырублен, чтобы была возможность лучше просматривать территорию. Позднее свободное пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и народных гуляний. Спустя много лет на месте этого Адмиралтейского луга появились Дворцовая, Сенатская, Исаакиевские площади и Александровский сад, прилегающий ныне к главному юго-восточному фасаду Адмиралтейства.

После постройки в здании расположились мастерские, склады, различные служебные помещения. Материалы для строительства поставлялись по специально прорытому Адмиралтейскому каналу с территории острова Новая Голландия. Во дворе верфи также был прорыт засыпанный впоследствии канал, здесь же находились устройства для сооружения и спуска кораблей.

Петр I, известный коллекционер и исследователь, повелел в 1709 году устроить в Адмиралтействе специальное место для хранения строительных чертежей, макетов и образцов военно-морской техники. Сюда при постройке каждой новой модели корабля доставлялись проект и миниатюрная копия судна. Коллекция этой модель-камеры стала базой для экспозиции будущего Морского музея, открытого в Адмиралтействе в 1805 году. Музей просуществовал в Адмиралтействе до 1939 года, а затем его коллекции были переданы в Центральный военно-морской музей.

Памятная табличка последнему морскому министру Российской империи адмиралу Ивану Константиновичу Григоровичу

С 1718 года в здании верфи располагалась Адмиралтейств-коллегия, которая в 1827 году была преобразована в Адмиралтейств-совет.

Построенное в целом наспех первое здание Адмиралтейства довольно быстро обветшало, и уже через несколько лет потребовалась его перестройка.

В 1719 году на башне над воротами верфи появился металлический шпиль и знаменитый кораблик-флюгер.

Он был создан голландским мастером Болесом. До сих пор доподлинно неизвестно, какое судно послужило его прообразом, так как ни один из построенных на верфи до 1719 года кораблей не похож по силуэту на кораблик.

Существует легенда, что флаги на мачтах этого кораблика были сделаны из золота, а еще в нем хранился личный компас Петра I. Однако проверить эту легенду на достоверность невозможно: первый кораблик таинственным образом исчез при ремонте в 1815 году.

Кстати, окутано легендами и «яблоко» шпиля — шар, на котором располагается кораблик. По слухам изначально туда был положен ларец с монетами, отчеканенными в Петербурге.

В 1928 году, когда проводился очередной ремонт, в шаре были найдены газеты выпуска 1886 года, но никакого ларца с монетами обнаружено не было. К старинным газетам добавили последние выпуски номеров ленинградских газет. Позднее, в 1977 году, «мини-библиотека» адмиралтейского яблока вновь пополнилась свежей прессой и экземпляром Конституции СССР. По некоторым сведениям, в шаре находится еще и шкатулка с документами о всех архитекторах и мастерах, принимавших участие в реконструкциях Адмиралтейства.

Вторая масштабная реконструкция Адмиралтейства произошла в 1730-х годах по приказу императрицы Анны Иоанновны. Автором нового проекта стал архитектор Иван Коробов. Адмиралтейство было перестроено в камне, общую планировку здания при этом зодчий оставил неизменной.

Созданная по его проекту центральная высокая башня с позолоченным шпилем существует до сих пор. Первоначальная башня не была такой высокой, после перестройки высота ее достигла 72 метров. Долгое время Адмиралтейство было третьим по высоте в городе после колокольни Петропавловского собора и Исаакиевского собора. При этом на сам шпиль приходится 23 метра. При таких тончайших пропорциях неудивительно, что шпиль стали называть Адмиралтейской иглой.

В 1750-1800 годах башня выполняла роль оповещателя: о пожарах и наводнениях горожанам сообщали яркими флагами на углах здания, фонарями и выстрелами из пушек.

К концу XVIII века левобережная сторона Невы стала основным центром города, здесь был возведен роскошный Зимний дворец. Невзрачное здание верфи требовало обновления. Тем более что по сути Адмиралтейство было градообразующим зданием: к нему сходятся тремя прямыми лучами Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица – знаменитый Адмиралтейский трезубец.

За реконструкцию взялся главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Захаров. Он подготовил проект, по которому здание приобретало особый торжественный вид, достойный парадной набережной столицы.

Перестройка началась в 1806 году и продолжалась семнадцать лет. Окончательный свой вид, которым можно любоваться и по сей день, Адмиралтейство приобрело уже после смерти Захарова в 1823 году.

Общая планировка была частично сохранена, однако архитектура и внешнее убранство коренным образом изменились. Здание стало трехэтажным. Основной целью реновации было преобразование здания в символ морской мощи России. При этом фортификационные сооружения были полностью убраны за ненадобностью – на их месте появился бульвар.

По новому проекту было устроено два П-образных корпуса: внешний был отдан под административные помещения флота, во внутреннем располагались мастерские.

Сторожевые львы на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства

Протяженность внешнего фасада вдоль Невы составляет более 400 метров. Фасад был украшен арками и портиками с колоннадами, лепниной, барельефами и скульптурами. Над украшением здания трудились лучшие скульпторы своего времени – Пименов, Теребенев, Щедрин.

Центральное место в ансамбле занимает башня с аркой и колоннадой, над которой возвышается золоченый шпиль. Справа и слева от арки на гранитных постаментах располагаются скульптурные группы – нимфы, несущие небесную и земную сферы. Над аркой размещены фигуры — парящие Славы со знаменами, а еще выше– барельеф «Зарождение флота в России». На нем изображен Петр I, принимающий символ морской власти – трезубец — от покровителя морей Нептуна.

На башне располагаются фигуры древних героев, аллегории стихий, времен года, сторон света и другие скульптуры. В целом здание Адмиралтейства украшают более пятидесяти статуй, 11 барельефов и множество лепных украшений – маски, венки, орнаменты.

Нимфы Адмиралтейства

На золоченом куполе центральной башни располагаются часы, а над ними – фонарик, на котором и установлен шпиль с корабликом. В процессе ремонта кораблик был заменен на новый, оригинальный же был утерян. Впоследствии второй по счету позолоченный кораблик также был заменен на полную точную копию, и в 1886 году стал экспонатом Морского музея.

В 1844 году Адмиралтейство перестало функционировать как верфь, здесь располагались различные учреждения флота России, а позднее — Советского Союза. С 1925 года здесь разместилось Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского.

В 1932-1933 годах здесь находилась Газодинамическая лаборатория – конструкторское бюро по разработке космических ракетных двигателей. Позднее лаборатория переехала в Иоанновский равелин Петропавловской крепости.

В период блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен серой тканью, чтобы скрыть столь яркий, просматривающийся на большом расстоянии возможный объект для обстрела. Несмотря на то, что Адмиралтейство к этому времени уже почти век как не являлось верфью, именно здесь проводился ремонт боевых кораблей. Шпиль расчехлили после снятия блокады за 10 дней до Победы. Здание ощутимо пострадало во время войны, и в послевоенные годы было отремонтировано.

Адмиралтейство сегодня

Сегодня жители и гости Петербурга имеют возможность любоваться третьей версией здания Адмиралтейства. Из внутренних помещений сохранились вестибюль, библиотека и зал собраний. Однако попасть в Адмиралтейство не получится: с 2012 года здание занимают ведомства Военно-морского флота России, о чем говорят Андреевские флаги, развевающиеся над павильонами Адмиралтейства, обращенными к Неве.

Поэтому для простых обывателей это полностью закрытая территория.

Храм святителя Спиридония Тримифунтского

Зайти можно только в небольшой храм святителя Спиридония Тримифунтского, который располагается в правом павильоне Адмиралтейства напротив Зимнего дворца. Еще при перестройке Исаакиевского собора в XIX веке здесь была устроена первая временная церковь. Обновленный храм был открыт в 2013 году. Вход располагается со стороны Адмиралтейской набережной.

Вход в храм святителя Спиридония Тримифунтского

А вот осмотреть здание снаружи можно со всех сторон по периметру. Лучший вид на центральную башню со шпилем открывается со стороны фонтана Александровского сада. С Дворцовой площади и Дворцового моста можно полюбоваться боковым павильоном Адмиралтейства. С противоположной стороны Невы от Кунсткамеры открывается потрясающей красоты панорама Адмиралтейства и Исаакиевского собора.

Здание Адмиралтейства сегодня является признанным объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.

Где находится и как добраться

Здание Адмиралтейства располагается по адресу Адмиралтейский проезд, дом 1 аккурат напротив Зимнего дворца, между Дворцовой и Сенатской площадями.

Ближайшая станция метро носит имя верфи — «Адмиралтейская». Есть два пути, чтобы добраться от выхода из вестибюля метро до здания Адмиралтейства. Можно выйти прямо, пройти по Малой Морской до Невского проспекта, повернуть налево и пройти по проспекту и через Александровский сад. А можно повернуть по выходу из вестибюля сразу налево, пройти до улицы Гороховой, повернуть на ней направо и дойти до пешеходного перехода. Во втором случае вид на Адмиралтейство со стороны Гороховой будет самым эффектным, ведь здание расположено точно в створе улицы. В любом случае пешая прогулка будет приятной и не займет более 10 минут.

Мозаика станции метро Адмиралтейская

Также до здания Адмиралтейства можно добраться по Невскому проспекту в течение 20 минут от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на любом автобусе или троллейбусе или пешком.

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный в Александровском саду у фонтана перед Адмиралтейством

Чтобы сделать красивые фотографии центральной части здания, лучше запланировать осмотр Адмиралтейства на утро буднего дня. В это время в Александровском саду немного посетителей. Фасад выходит на юго-восток, и если вам повезет с погодой, ярко-желтое здание с белоснежной лепниной и золоченым шпилем будет полностью освещено утренним солнцем. А вот фотографировать панораму Адмиралтейства со стороны Университетской набережной лучше уже во второй половине дня.

 

www.open24spb.ru

Адмиралтейство Санкт-Петербурга

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Верфь была построена буквой «П»,  главный фасад имел длину  425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.

Во время царствования  Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик, Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено  каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы, несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни — две парящие Славы со склоненными знаменами. Над ними — барельеф «Заведение флота в России», на углах первого яруса, на парапете башни, — фигуры древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и другие. Наверху центральной башни — позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997-1998 гг.

Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского

Во время Отечественной войны шпиль или купола были зачехлены, но здание Адмиралтейства все равно пострадало от обстрелов и бомб. Ленинградцы восстановили комплекс.

С Адмиралтейства, являющегося памятником  раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

Виртуальные прогулки

www.spb-guide.ru

Адмиралтейство (Санкт-Петербург) — это… Что такое Адмиралтейство (Санкт-Петербург)?

Адмиралте́йство — один из шедевров архитектуры Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Кораблик на шпиле Адмиралтейства — один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского Собора.

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

«Проспект вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук». Гравюра Г. А. Качалова по рисунку М. И. Махаева. 1753 год (часть)

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Изначально Адмиралтейство строилось как верфь по чертежам самого Петра I. В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло из себя крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру — рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника.

29 апреля 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду. К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек.[1]. В то время Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.[2]

Канал вокруг Адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную — по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.[3]

Адмиралтейство образца 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом[4]. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.[1]

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болеса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея.

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль — фрегат «Орёл», построенный в 1667—1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.[4]

Сущестует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I.[4]

Башня Адмиралтейства. Архит. И. Коробов. 1730-е гг. Реконструкция.

В 1732—1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем. На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.

С 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг Адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства[2].

До середины XVIII века пространство к югу от Адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Адмиралтейство в 1810-х, с литографии Барта

К началу XIX века утилитарная архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) — сходятся к нему лучами. К востоку от Адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом c Адмиралтейством. В 1806—1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота.

Он перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад).

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

Александровский сад и Адмиралтейство

В центре здания — монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков — рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор — Ф. Ф. Щедрин)[2]. Над аркой — парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса — фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Адмиралтейство. Фонтан

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный военно-морской штаб, Гидрографическое управление. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей. С июня 1917 года здесь находился Центрофлот — центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Великой Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику[2]. С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского.

Сохранность и реставрация

Во время Блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997—1998 гг.

Интересные факты

  • В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория — первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.
  • Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда».
  • При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.[5]

Адмиралтейство в художественной литературе

  • Нам чётырех стихий приязненно господство,
    Но создал пятую свободный человек:
    Не отрицает ли пространства превосходство
    Сей целомудренно построенный ковчег?

    Сердито лепятся капризные Медузы,
    Как плуги брошены, ржавеют якоря —
    И вот разорваны трёх измерений узы
    И открываются всемирные моря.

    Осип Мандельштам, «Адмиралтейство»

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложене переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу[6]. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота[7]. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину[8]. Ситуация разбирается в КГИОП[9]

См. также

Литература

  • Памятники архитектуры Ленинграда. Ленинград. Стройиздат. 1975

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Главное Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство.

Величественное здание Главного Адмиралтейства – одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сияющий золотом высокий шпиль с корабликом давно вошел в число символов города на Неве.

Значение Адмиралтейства не ограничивается достоинствами архитектурного памятника в стиле классицизма с морской тематикой в художественном оформлении. Оно гораздо шире и связано с зарождением Балтийского флота и развитием судостроения, с традициями морского инженерного училища и становлением морского могущества России…

Историческая справка

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года как главная судостроительная верфь для создания Балтийского флота и явилось первой постройкой в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы, на острове, сразу получившем название Адмиралтейский.

За два года до этого события Петром I были основаны верфи на Ладожском озере, построившие несколько десятков судов, в том числе первый военный 28-ми пушечный фрегат «Штандарт». Но на Ладоге не редки серьезные штормы, затрудняющие судоходство, особенно в осеннее время.

По легенде, случай заставил государя искать другое место для строительства кораблей, поближе к выходу в Балтийское море.

В начале осени 1704 года под личным присмотром Петра I спустили на воду около полусотни кораблей, и флот отправился в плавание по коварной Ладоге. Налетевший ураган разметал суда, государев корабль только на шестой день прибыл в место назначения – Шлиссельбург, остальные парусники разбушевавшаяся стихия не отпускала еще трое суток.

Император Петр с А. Д. Меньшиковым незамедлительно отбыли из крепости Орешек и, следуя вдоль извилистых берегов дельты Невы, две недели вели тщательный осмотр, пока поиск не увенчался успехом. На левом берегу Невы у деревеньки Гавгуево вблизи Заячьего острова они отыскали стратегически удобный участок для верфи: под защитой пушек Петропавловской крепости, с достаточно широким руслом Невы для спуска судов, с дорогой на Новгородский тракт, годившейся для подвоза материалов.

Собственноручный чертеж Петра I с планом «Адмиралтейского дома» хранится в Центральном военно-морском архиве и дает нам представление о первом Адмиралтействе как об одноэтажной мазанке в виде вытянутой буквы П, раскрытой в сторону реки. В строениях располагались мастерские, склады, служебные помещения Адмиралтейской коллегии, а внутри двора находились эллинги и стапели для строительства больших и малых кораблей.

Ввиду военной угрозы со стороны шведов (Северная война продолжалась до 1721 года), все сооружения были обнесены валом с пятью бастионами и сотней корабельных пушек. На обширной территории вокруг крепости вырубили лес и организовали гласис для обзора в случае нападения неприятеля и предохранения от пожаров. Пройдут десятилетия и на месте Адмиралтейского луга появятся Александровский сад, Сенатская, Исаакиевская и Дворцовая площади.

Первый корабль сошел со стапелей на воду 10 мая 1706 года. Это был прам – самоходная парусно-гребная батарея, незаменимая как при штурме крепостей с моря, так и для их обороны от морских десантов. Вооруженный 18 пушками 24-метровый корабль тут же отправился в Кроншлот (Кронштадт), преграждавший шведам вход в Неву.

Всего при Петре I на Адмиралтейской верфи было построено:

• 23 линейных корабля;
• 2 бомбардирских корабля;
• 4 фрегата;
• 200 галер;
• 8 паромов.

В 1709 году по указанию Петра I в Адмиралтействе появилась кладовая образцов и чертежей – «модель-камера», преобразованная в Морской музей в 1805 году, который здесь находился до 1939 года, затем его коллекция пополнила фонды Центрального военно-морского музея.

Первая перестройка Адмиралтейства датируется 1711 годом, а в 1719 году на шпице надвратной башни появился знаменитый кораблик, выполненный обрусевшим голландским мастером Харманом Ван Болесом. Первый кораблик, который украшал шпиль без малого 100 лет, потеряли в ходе ремонтных работ и заменили другим. Точная копия второго кораблика (весом 65 кг и габаритными размерами 192 см х158 см), выполненная из позолоченного металла, сейчас красуется на башне, а оригинал в 1886 году занял свое место в экспозиции Морского музея.

Автор второй перестройки Адмиралтейства (1732-1738 г.) — русский зодчий И. К. Коробов – один из плеяды «птенцов гнезда Петрова», отправленный Петром I на учебу в Голландию, архитектор Адмиралтейского ведомства. Ему удалось, сохранив П-образный профиль производственного комплекса, придать монументальность всей постройке и возвести стройную центральную башню с позолоченным шпилем, уносящим кораблик ввысь на 72 метра.

Во второй половине XVIII века башня Адмиралтейства исполняла роль пожарной и сигнальной (после наводнения 1777 года): при подъеме воды в Неве здесь вывешивали флаги и палили из пушки. Екатерина II ввела еще одну традицию – на террасе третьего яруса ежедневно в полуденный час играл военный оркестр.

Архитектура здания

К концу XVIII века центр города окончательно переместился с Васильевского острова на левый берег Невы, и Адмиралтейство становится главной градостроительной доминантой: от него лучами расходятся Вознесенский и Невский проспекты, Гороховая улица. И оказалось, что старомодное здание с его утилитарным характером совершенно не соответствует расположенному по соседству Зимнему императорскому дворцу и другим парадным сооружениям Петербурга.

С решением трудной задачи совместить функционирующую верфь (постройка кораблей продолжалась до 1844 года) с новым высоким статусом Морского министерства, сохранив при этом шпиль И. Коробова, блестяще справился главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Дмитриевич Захаров, отдавший возведению третьего по счету и существующего поныне здания Адмиралтейства многие годы жизни. По его проекту в 1806 году началась коренная перестройка всего комплекса, завершенная в 1823 году — уже после смерти архитектора.

Современники дали произведению Захарова высокую оценку. Профессор Академии художеств В. И. Григорович писал: «Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — здание огромнейшее и, можно сказать, единственное по чистоте архитектуры, согласию частей, соразмерности во всем и изящному стилю…»

Два П-образных корпуса и ступенчатая башня со шпилем образуют современное Адмиралтейство. Арки и портики с колоннадами оформляют в стиле русского ампира его фасады, богато украшают скульптурой, барельефами и лепниной, что смягчает строгие классические формы здания и позволяет избежать монотонности.

Воплощая идею прославления России как морской державы, архитектор собрал лучших скульпторов — И. Теребенева, Ф. Щедрина, С. Пименова и других для создания статуй богов — покровителей мореплавателей, античных героев, нимф, несущих земную и небесную сферы, и аллегорий стихий, частей света, времен года.

В наибольшей степени идеи архитектора выражает барельеф «Зарождение флота в России», расположенный над центральной аркой, где Петр I принимает от бога морей Нептуна трезубец – символ морской власти, а под ним барельеф, на котором две парящие Славы склонили знамена.

Внешний облик здания прекрасно отображает его «внутреннее содержание». С момента основания Адмиралтейства здесь располагались учреждения, управляющие флотом: Адмиралтейская коллегия, Главный военно-морской штаб, Морское министерство, Гидрографическое управление. С 1925 года здесь находилось Высшее военно-морское училище, а в 1932-1933 годах – первое КБ по разработке ракетных двигателей, так называемая Газодинамическая лаборатория, которая затем переехала в Петропавловскую крепость.

Адмиралтейство сегодня

В Адмиралтействе с 2013 года находится храм святителя Спиридония Тримифутского. Первый временный храм здесь появился при перестройке Исаакиевского собора еще в XIX веке. В дальнейшем пришлось внести изменения в скульптурное убранство здания, так как языческие полуобнаженные изваяния античных богов не соответствовали соседству с православным собором, который решено было оставить при Морском министерстве.

С 2012 года Адмиралтейство занимает штаб ВМФ и другие военные ведомства РФ. Осмотреть здание можно только снаружи.

Если не полениться и обойти все грандиозное сооружение — протяженность его главного фасада составляет 407 метров, можно по достоинству оценить шедевр национального зодчества, которому скульптурные композиции придают особенную выразительность. Перед зданием в Александровском парке установлен фонтан, а позади него, на Адмиралтейской набережной можно увидеть памятник Петру I — царь-плотник (скульптор Л.А. Берштрам), подаренный городу Королевством Нидерландов в 1996 году к 300-летию основания Российского флота.

Прошли века, но и сегодня здание Главного Адмиралтейства производит сильное впечатление, сохраняя ведущее положение среди великолепных архитектурных ансамблей прилегающих площадей. Переливается золотом Адмиралтейский шпиль. Он хорошо просматривается с многочисленных улиц и проспектов и, по-прежнему, занимает центральное место в классическом облике Петербурга, который так вдохновенно воспел великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в знаменитой поэме «Медный всадник»:

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…

… И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…»

Где находится и как добраться

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге находится на берегу Невы возле Дворцового моста, между Зимним дворцом (Эрмитажем) и Медным всадником, рядом с Александровским садом по адресу:

Адмиралтейский проезд, дом 1/ Дворцовый проезд, дом 1/ Адмиралтейская набережная, дом 2.

Добираться лучше всего на метро до станции, которая так и называется — «Адмиралтейская». Пешком от метро идти менее 10 минут (около 750 м). Выйти из метро на Малую Морскую улицу, дойти до Гороховой улицы и повернуть направо, ориентируясь на шпиль Адмиралтейства, пройти через Александровский сад.

spbguidebook.ru

Здание Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге: как добраться, история

Здание адмиралтейства является доминантой центральной части Санкт-Петербурга. Оно ведет свою историю еще с петровских времен и за время своего существования стало символом города, а про «Адмиралтейскую иглу» писали свои знаменитые стихотворения Александр Пушкин и Иосиф Бродский.

Как добраться

К адмиралтейству выходят три основные магистрали исторического центра Петербурга: Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица.

Сюда можно добраться пешком от главных достопримечательностей — Эрмитажа или стрелки Васильевского острова. Или доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская».

История

Здание адмиралтейства было заложено в ноябре 1704 года личным указом Петра I. Изначально постройка была оборудована как верфь. Уже через год после начала строительства здесь были заложены первые корабли, а еще через год, в 1706 году, на воду был спущен первый прам — плоскодонное судно с 18 пушками на борту.

Фасад адмиралтейства Адмиралтейский проезд

После 1719 года недалеко возникли два рукотворных острова, называемых Новой Голландией. На них хранили лес для строительства кораблей. Между адмиралтейством и «Голландией» раньше проходил Адмиралтейский канал. При императоре Николае I канал был почти полностью засыпан, на его месте был построен Конногвардейский бульвар. Сейчас об этом напоминает табличка, расположенная в подземном переходе под площадью Труда. Небольшая часть канала все же сохранилась. Она пролегает у северного берега Новой Голландии от Крюкова канала до реки Мойки.

В 1711 году над адмиралтейством был надстроен шпиль, известная нам «Адмиралтейская игла». Это была первая перестройка. В дальнейшем здание перестраивалось в 1738 и 1823 годах. В 1874 году рядом был заложен Александровский сад.

Якоря на постаментах«Адмиралтейская игла»

В разное время в здании адмиралтейства находились Главный морской штаб, Военно-морской музей, Военно-морской революционный комитет, газодинамическая лаборатория. С 2012 года в адмиралтействе базируется Главный штаб ВМФ.

Шпиль («Адмиралтейская игла»)

Общая высота адмиралтейства — 72 метра, 23 из которых занимает шпиль здания. На нем расположены яблоко, корона и кораблик-флюгер.

Доподлинно неизвестно, каков был прототип у кораблика на верхушке шпиля. Есть мнения о том, что это фрегат «Орел», первое русское судно, или же фигурка сделана по образу первого корабля, вошедшего в порт Санкт-Петербурга.

«Статуи нимф, несущих небесную сферу»Шпиль адмиралтейства«Гении Победы со знаменами в руках»

Нынешний кораблик — третий по счету. Первый простоял на шпиле до 1714 года, впоследствии был утерян. Вторая, 65-килограмовая, модель возвышалась над городом в течение 71 года. Сейчас она хранится в Военно-морском музее. Легенда гласит о том, что мачта кораблика сделана из чистого золота.

Городские легенды не обошли стороной и яблоко-шар, расположенное чуть ниже. Любители загадок утверждают, что шар полон золотых монет. Притом открыть его можно только секретным способом, который безвозвратно утерян. На самом деле фигурка и правда содержит некоторые артефакты. Внутри находится шкатулка со списком мастеров, которые занимались ремонтом шпиля. Также там можно найти газеты 1886 и 1928 годов и проект Конституции СССР.

Александровский садВид с Адмиралтейского проспектаГороховая улицаИсаакиевский собор находится в нескольких сотнях метров

Как мы писали в начале статьи, недалеко от адмиралтейства находится множество исторических достопримечательностей — рядом расположены Эрмитаж, «Медный всадник», Исаакиевский собор.

Если кратко, в целом:

  • наверное, самое знаменитое после Эрмитажа здание в этой части города;
  • после долгой прогулки можно отдохнуть в расположенном у адмиралтейства Александровском саду;
  • Адмиралтейский проезд у самого здания открыт для прохода, это не так очевидно из-за забора.

4traveler.ru

факты из истории создания, о шпиле и скульптурах, фотографии.

Предлагаем вспомнить историю главной работы архитектора Андреяна Захарова вместе с Натальей Летниковой.

Главное Адмиралтейство

Шести лет от роду отец — адмиралтейский чиновник отправил Андреяна Захарова в училище при Академии художеств. Уже спустя два года мальчик получил свою первую награду за успехи — книгу, а за годы обучения собрал полный комплект медалей Академии и был отправлен в Париж. Во французской стороне молодой архитектор учился у автора знаменитой Триумфальной арки Жана Франсуа Шальгрена.

Вернувшись в Россию, Захаров взялся за недострой Академии художеств и преподавал в альма-матер. В 1799 году сам Павел I назначил Захарова главным архитектором Гатчины. Зодчий построил лютеранскую кирху Святого Петра, Горбатый и Львиный мосты. Андреяна Дмитриевича приглашали экспертом как архитектора и строителя-практика во все крупные проекты Петербурга.

Захаров разработал проект главного торжища России — Нижегородской ярмарки и Литейной мастерской для Академии художеств, проектировал для Кронштадта, Херсона, Ревеля, Архангельска. Знаменитые работы зодчего — Андреевский собор в Кронштадте, Екатерининский собор в Екатеринославле — нынешнем Днепропетровске, собор Александра Невского в Ижевске, Черноморский госпиталь в Херсоне, Кадетский корпус в Николаеве.

Вошел в историю Андрей Захаров как создатель одного из самых красивых архитектурных комплексов Санкт-Петербурга — Адмиралтейства. Перестройка началась в 1805 году. Захаров сохранил конфигурацию плана архитектора Ивана Коробова и представил Александру I два варианта реконструкции: эконом и масштабный.

В итоге старые корпуса были разобраны и построены новые. Величественные и парадные фасады длиной в 400 метров, богато украшенные скульптурами, гармонично сочетались с находящимся поблизости Зимним дворцом. Верфь, которая берет свое начало со времен Петра Первого, превратилась в ансамблевое здание, одно из главных украшений Санкт-Петербурга.

Вспомним 10 фактов из истории символа России — морской державы

1. Гонимые бурей. Первые суда Балтийского флота строили на верфи у рек Свирь и Сясь. Спускали на воду полсотни кораблей под присмотром Петра Первого, дошли по Ладожскому озеру лишь пять из них — помешал ураган. Царь решил основать верфь ближе к Балтийскому морю — у деревни Гавгуево. Стратегически удобное место: дорога для подвоза материала, широкая Нева для спуска кораблей, Петропавловская крепость на расстоянии пушечного выстрела.

2. Царь — архитектор и плотник. Авторство первого проекта верфи приписывают Петру Первому. Изначально здание было одноэтажной мазанкой в форме буквы «П» с внутренним каналом. «Заложили Адмиралтейский дом в Остерии и веселились…» — записал царь в своем дневнике в 1704 году. Сменил веселье тяжкий труд — строительство. Работали с пяти утра и до девяти часов вечера. Трудился на строительстве и сам Петр. Военная угроза со стороны шведов добавила Адмиралтейству земляной вал и функции крепости.

3. Адмиралтейство в камне. Проект Ивана Коробова возник за ветхостью старого здания. В 1732 году Анна Иоанновна приказала заменить мазанковую башню на каменную. Коробов для пущей устойчивости намеревался шпиль понизить, но старые адмиралтейцы воспротивились, и новый проект символа морской державы предусматривал, что шпиль по-прежнему будет возвышаться над городом, но будет спускаться внутрь строения на 12 метров.

Главное Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство

4. Придать Адмиралтейству величие. Над решением этой задачи трудился Андреян Захаров. Александр I решил создать Морское министерство и разместить ведомство в Адмиралтействе. Архитектор оставил от прежнего здания изящную башню со шпилем, придал строению Коробова более мощное звучание. В итоге Адмиралтейство лишилось бастионов, наружного канала. Зато щедрой рукой зодчего добавилась фигурная лепнина и скульптуры. Декор разрабатывал сам Захаров. А лестницу Адмиралтейства Карл Росси выбрал прототипом парадной лестницы Михайловского дворца.

5. Что скрывает шар? Во время реконструкции 1928 года в яблоке на вершине шпиля обнаружили газеты 1886 года. Добавили к находке свежую прессу — несколько номеров ленинградских газет. А в 1977 году — новую подборку газет и Конституцию СССР. Хранится в шаре и ларец со сведениями обо всех мастерах, проводивших ремонтные работы. Молва, как водится, заменила отчеты на золотые монеты и добавила драматизма — якобы открыть шкатулку невозможно: секрет механизма утерян.

6. Золото шпиля. 72 метра ввысь. «Адмиралтейская игла» — так стали именовать шпиль с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина. Это второй шпиль Петербурга — после Петропавловского собора. По легенде, на позолоту шпиля пошли дукаты, полученные Петром Первым от Соединенных провинций — 17,8 килограмма золота. Под шпилем Адмиралтейства располагались царские покои и трон с балдахином. В блокаду Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен, и вновь он засиял над городом лишь 30 апреля 1945 года.

7. Парящий корабль. Один из символов Санкт-Петербурга. Автор флюгера — Ван Болос, обрусевший голландский мастер. Доподлинно неизвестно, какое именно из российских судов «воспарило» над городом. По легенде, три флага на первом кораблике были из чистого золота, а в носовой части хранилась личная буссоль, или компас, — Петра I. Менялся флюгер дважды — в 1815 и в 1886 году. Первый корабль был утерян, а второй, двухметровый и 65 килограммов веса, занял место в экспозиции Морского музея.

Главное Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство


8. Адмиралтейский «трезубец». Три большие улицы встречаются в единой точке. Комиссия о санкт-петербургском строении 1738 года отвела Адмиралтейству градоообразующую роль. На шпиль был ориентирован не только Невский и Вознесенский проспекты. Средней «першпективой» стала нынешняя Гороховская улица. Так появилась трехлучевая система улиц, получившая морское название — «адмиралтейский трезубец».

9. Утерянные скульптуры. Европа и Азия, Африка и Америка у павильонов. Волга, Дон, Днепр, Нева у боковых входов. И еще двенадцать скульптур — месяцев года на фронтонах. При перестройке Исаакиевского собора в Адмиралтействе размещался временный храм, который так и остался в морском ведомстве. Нагие скульптуры античных богов не соответствовали такому соседству, и священнослужители вели против изваяний 40-летнюю борьбу. Фигуры «одели» и заменили на благопристойные. К примеру, вместо марта, апреля и мая — Вера, Надежда, Любовь.

10. Традиции Адмиралтейства. Адмиралтейская башня служила пожарной каланчой, а после наводнения 1777 года стала еще и сигнальной. На углах при подъеме воды вывешивали днем флаги, ночью — фонари и стреляли из пушки. При Екатерине II на башне в полдень ежедневно играл адмиралтейский оркестр. В качестве верфи Адмиралтейство перестало существовать в 1844 году, но спустя почти сто лет, во время блокады, здесь ремонтировали боевые корабли. Как в петровские времена, работали по 16 часов в день.

www.culture.ru

Петербургское Адмиралтейство. История строительства и легенды

Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Адмиралтейство — один из главных символов Санкт-Петербурга.
Далее история строительства этой крепости, история её разоружения, приведения в божеский вид раздетых скульптур, история поиска сокровищей и не только…

Немного истории строительства Адмиралтейской крепости

Петр I лично искал место для новой верфи-крепости. Вместе с А.Д.Меншиковым они неделю провели в шлюпках, объезжая все бухты, и заливы невской дельты. Место выбрали наискосок от Заячьего острова и напротив Васильевского. Новую крепость-верфь  расположили там, где Нева имеет наименьшую ширину-это позволило бы вести обстрел неприятеля прямой наводкой.

Строительство Адмиралтейства началось по указу Петра I на противоположном от Петропавловской крепости берегу Невы — 5 ноября 1704 года.  Карта Крепости Адмиралтейство.

Изначально здание в плане представляло собой гигантскую  букву «П», обращенную широким  открытым двором к Неве. Затем серединку застроили.

Адмиралтейство сразу же строилось не только как верфь  для производства кораблей, но и как хоршо защищенная  крепость для оборонительных целей. Петербург родился в условиях ведения Северной войны, Адмиралтейство, так же как Петропавловская крепость служило для защиты  территорий, отвоеванных у шведов.

Такой была крепость со стороны Невского проспекта. вокруг ров, Адмиралтейский канал связывал  Адмиралтейство с Новой Голландией


Беггров, Карл Петрович — Адмиралтейская верфь.

Строительство длилось всего один  год, 29 апреля 1706 года на воду был спущен первый 18-ти пушечный корабль.

Долгое время вокруг Адмиралтейства был луг, который позже стал Александровским садом.

Адмиралтейская башня служила пожарной каланчой, а после наводнения 1777 года стала еще и сигнальной. На углах при подъеме воды вывешивали днем флаги, ночью — фонари и стреляли из пушки.


Бульвар на месте Александровского сада. 1810-е годы.

Адмиралтейство много раз перестраивали. Последняя реконструкция здания проводилась в царствование Александра I по проекту «Главных Адмиралтейств архитектора» А.Д. Захарова. Весной 1806 г. под его наблюдением начались строительные работы.

В 1809 г. приступили к реконструкции главной башни и отделке фасада. Одновременно был заключён контракт с купцом Самсоном Сухановым на поставку пудостского камня для башни. Из него каменотёсами были вытесаны 28 колонн ионического ордера для колоннады, окружившей башню в её средней части. Ниже дом 2. Восточный флигель Адмиралтейства.

Кунсткамера — первый музей С-Петербурга

В советские времена здесь учили подводников.

Но пора перейти к зданию Адмиралтейства и к легендам…

Здание Адмиралтейства было украшено 56 статуями. У подножия центральной башни по сторонам триумфальной арки в 1812–1813 гг. на высоких пьедесталах из гранита рапакиви поставлены группы морских нимф, несущих земную и небесную сферы.

На четырёх углах первого яруса башни находились статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Нимфы и герои были высечены Самсоном Сухановым по моделям Ф.Ф. Щедрина.

Над верхней колоннадой башни по карнизу установлены двадцать восемь статуй-«двойников», изготовленных по моделям зодчих С.С. Пименова и Ф.Ф. Щедрина. Они символизируют: четыре времени года – Весну, Лето, Осень, Зиму; четыре стихии – Огонь, Воду, Воздух, Землю; четыре главных ветра – Южный, Северный, Восточный, Западный; богиню Изиду Египетскую – покровительницу кораблестроения; Уранию – музу астрономии.

По моделям В.И. Демут-Малиновского, А.А. Анисимова и С.С. Пименова были выполнены фигуры четырёх частей света (Европы, Азии, Африки и Америки), размещённые на гранитных постаментах у двух невских павильонов; аллегории «шести знатнейших рек» (Волги, Дона, Днепра, Невы, Енисея, Лены), установленные у подножий портиков, а также скульптуры на четырёх фронтонах, изображавшие двенадцать месяцев года. В самом низу стоят группы нимф, несущих небесную и земную сферы.

Работы над скульптурами были закончены к 1815 г., а их установка продлилась ещё несколько лет. Занятна и история борьбы за нравственность — при перестройке Исаакиевского собора в Адмиралтействе размещался временный храм, который так и остался в морском ведомстве.

Нагие скульптуры античных богов не соответствовали такому соседству, и священнослужители вели против изваяний 40-летнюю борьбу. Фигуры «одели» и заменили на благопристойные. К примеру, вместо марта, апреля и мая — Вера, Надежда, Любовь…

Не все знают, что уже несколько лет во внутреннем дворе Главного Адмиралтейства стоит новый памятник Петру I. Этот Петр ближе всего от своего же самого знаменитого изваяния — Медного всадника (под ссылкой история создания памятника)

ВАЖНО! Именно на центральную башню Адмиралтейства и на его шпиль (высота 72.5 метра) ориентированы три городские магистрали: ул.Гороховая,   Вознесенский пр. и главный проспект Петербурга — Невский.

И сегодня словно три луча сходятся у Адмиралтейства и лежат в основе регулярной планировки города в этой его части. Сверху это особенно хорошо видно.


Фото (С) http://panevin.ru/

Благодаря А.С. Пушкину шпиль Адмиралтейства получил название «Адмиралтейской иглы».

Существует легенда, что шарик можно открыть не снимая с иглы, но секрет как именно это сделать утерян. Внутри шарика, якобы, находятся образцы всех золотых монет, которые чеканили с момента основания Петербурга.
Секрет утерян, а шпиль разрушать для проверки никто не решается )))

Есть еще одна легенда, что в носовой части кораблика хранится личная буссоль Петра I. Это так кажется что кораблик маленький, он ОГО-ГО! По официальной версии в шаре находилась информация о мастерах создававших иглу и кораблик. Она мне кажется наиболее правдоподобной ))) почему кажется?

В 70-х годах яблоко разобрали, золотой ларец с сокровищами достали. Сокровищ в нем якобы не оказалось. В ларец заложили теперь уже настоящие сокровища — проект конституции СССР, газеты разных времен. думаю наши потомки сильно обрадуются возможности прочесть эти советские газеты не в интернете…

Орудия перед училищем…

Говорят под зданием находился учебный макет подводной лодки с действующим реактором. Сейчас училище уже перевели.

Зимой Адмиралтейство не менее прекрасно!

И в тумане в том числе ))

Надеюсь история не была скучной ))) И не забудьте прогуляться по  Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга

Часть инфы и фото (С) интернет

pantv.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *