План глобальные проблемы – План по обществознанию на тему «Глобальные проблемы человечества», задание 28

Тема 30. Глобальные проблемы современности План

  1. Современная глобальная ситуация. Классификация глобальных проблем.

  2. Теории глобализации.

  3. Предпосылки преодоления глобальных кризисов.

Литература

Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-е изд. М., 2006.

Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. М., 2006.

Бондаренко А.Б. Насилие и права человека сегодня / Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2002, № 6

Видоевич З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире // Социс, 2005, № 4

Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Автор. колл. Фролов И.Т. и др. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2005, гл. 12.

Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. М., 2003.

Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие — проблема выживания человека // Человек. 2003, № 5.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. М., 2005.

Ельчанинов М.С. Россия в контексте глобализации: синергетический ресурс // Социально-гуманитарные знания, 2005, № 2.

Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии , 2004, № 4.

Иноземцев В.Л. Глобализация — наивная мечта ХХ века // Человек. 2003, № 5.

Капица С.П. Рост населения Земли и будущее цивилизации / Общественные науки и современность. 2003, № 3.

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд.-СПб., 2006.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.- соц. спец. высш. учеб. завед.4-е., М., 2003.

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества /Лоренц Конрад. Оборотная сторона зеркала. М., 1998

Левашов В.К. Общество и глобализация // Социс, 2005, № 4.

«Новый мировой порядок» чреват мировыми катаклизмами? («круглый стол») / Социально-гуманитарные знания. 2004, № 5

Лунеев В.В. Политическая, социальная и экономическая несправедливость в мире и терроризм / Общественные науки и современность. 2005, № 3.

Попкова Н.В. Глобальные проблемы современности и технологическое развитие // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2005, № 1.

Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (материалы «круглого стола») // Вопросы философии 2005, № 6.

Философия: Учебное пособие для вузов. — Изд. 6-е. Ростов-на-Дону, 2003. Гл. ХП.

Философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. проф. Ю.А. Харина. Изд. 3-е, доп. и исправл. Минск: ТетраСистемс, 2000, Гл. 21.

Философия глобальных проблем. Вторые Фроловские чтения // Человек, 2003, № 4.

Флиер А.Я Страсти по глобализации / Общественные науки и современность, 2003, № 4.

Феофанов К.А. Цивилизационные истоки международного терроризма // Социально-гуманитарные знания, 2004, № 5.

Шупер В.А. Единство цивилизаций или единственный путь развития? // Вопросы философии, 2005, № 5.

Задание

  1. При рассмотрении второго вопроса используйте статью В.Л. Иноземцева

«Глобализация — наивная мечта ХХ века», в которой дается краткая характеристика сути теории глобализации, объясняются причины популярности идеи глобализации. Критикуя теорию глобализации, В.Л. Иноземцев формулирует следующие положения:

  • «глобализация не может считаться принципиально новым явлением международной жизни»;

  • «глобализация не служит инструментом формирования подлинно единого мира»;

  • «глобализация в экономическом плане не сближает, а субординирует регионы и страны мира»;

  • «глобализация не преодолевает, а закрепляет периферийный характер отдельных стран, что обусловливается ее внутренней логикой»;

  • «глобализация способствует решению ряда проблем, стоящих перед странами периферии; она не является причиной нарастающего неравенства и нищеты, но она не способна исправить недостатки и пороки современной системы, неотъемлемым элементом которой сама является».

Каково ваше мнение по поводу высказанных суждений и аргументов данного автора? Обоснуйте свою позицию в дискуссии.

2. Н.В. Попкова в статье «Глобальные проблемы современности и технологическое развитие» рассматривает вопрос о роли технологической деятельности в генезисе глобальных проблем. Согласны ли вы с выводом автора о противоречивом положении человека в современном мире; об изменении системной детерминации человеческой жизни, о трансформации человеческих свойств под влиянием техносферы? Аргументируйте свой ответ.

3. «Глобализация неизбежно порождает глобальный террор… Можно утверждать, что международный терроризм выступает показателем несовершенства современной системы международных отношений в условиях глобализации, информатизации и суверенизации мирового сообщества. И в этом смысле международный терроризм выполняет функцию симптома ненормальности международных отношений и признака, показателя необходимости их корректировки» (Феофанов К.А. «Цивилизационные истоки международного терроризма»).

Какова ваша точка зрения по данному вопросу? Является ли международный терроризм следствием несовершенства самой организации международных отношений?

studfiles.net

Памятка по составлению сложного плана

скачать памятку

Памятка для составления сложного плана по обществознанию.

  1. Как правило, начинаем составлять план с понятия (можно раскрыть, можно не раскрывать, а использовать «Понятие ……» . Что такое…..….)
  2. Отталкиваясь от понятия, выделяем важнейшие аспекты, без которых это понятие нельзя раскрыть. ( Можно использовать технику «Кластер» на экзамене, на черновике удобно набросать главные мысли и только, ведь времени в обрез).

3.План может и должен содержать больше подпунктов, чем заявлено в требовании (там указан МИНИМУМ). Довольно часто для пунктов плана подходят такие позиции как:

Виды (типы)..

Признаки..

Функции..

Критерии..

Последствия…

Тенденции…

  1. Есть позиции, обя­за­тель­ные для рас­кры­тия пред­ло­жен­ной темы, без которых план не сможет бытьзачтен. То есть он обязан раскрывать основное содержание темы.
  2. Хорошо, если одна формулировка будет вытекать из другой.
  3. Проверяем план на грамотность, исключаем повторения.
  4. Прямо на черновике выверяем логическую последовательность изложения материала.
  5. Обязательно завершаем план, чтобы он выглядел законченным, подводим итог.

Варианты планов.

Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти».

Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах. Пункты плана могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. При ана­ли­зе от­ве­та учи­ты­ва­ют­ся:

— кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

— пол­но­та от­ра­же­ния ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

— со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа. Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

  1. Как правило, начинаем составлять план с понятия (можно раскрыть, можно не раскрывать, а использовать «Понятие о……» . Что такое…..….)

1) Какие про­бле­мы стали гло­баль­ны­ми для че­ло­ве­че­ства?

  1. Отталкиваясь от понятия, выделяем важнейшие аспекты, без которых это понятие нельзя раскрыть. ( Можно использовать технику «Кластер» на экзамене, на черновике удобно набросать главные мысли и только, ведь времени в обрез). Таким образом, выделяем виды, причины возникновения, общие черты, проявления, последствия, пути решения, т.к любая проблема должна иметь пути решения.
  2. Есть позиции, обя­за­тель­ные для рас­кры­тия пред­ло­жен­ной темы, без которых план не сможет бытьзачтен. То есть он обязан раскрывать основное содержание темы.
  3. Хорошо, если одна формулировка будет вытекать из другой. В нашем случае это: виды, причины возникновения, вза­и­мо­связь, общие черты, пути решения.

2) Сущ­ность и вза­и­мо­связь не­ко­то­рых гло­баль­ных про­блем:

а) меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм как угро­за ми­ро­во­му со­об­ще­ству

б) про­бле­ма Се­ве­ра и Юга

в) эко­ло­ги­че­ский кри­зис

г) Со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­сти

3) При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния:

а) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира

б) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира

в) ускорение процессов общественного развития, НТР

г) рост масштабов хозяйственной деятельности людей и потребительское отношение к природе

4) Про­яв­ле­ния и по­след­ствия гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти:

а) ис­поль­зо­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных и со­ци­о­куль­тур­ных про­грамм­ных уста­но­вок, террористические акты

б) без­ра­бо­ти­ца и ми­гра­ция в эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ные стра­ны мира.

в) изменение климата, появление озоновых дыр

г) «де­мо­гра­фи­че­ский взрыв» — рост на­ро­до­на­се­ле­ния мира за счет раз­ви­ва­ю­щих­ся стран. Старение ряда европейских наций — снижение рождаемости

5) Пути ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем:

а) уста­нов­ле­ние но­во­го ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го по­ряд­ка

б) раз­ви­тие на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний по при­ро­до­охран­ной и при­ро­до­вос­ста­но­ви­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка

в) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской политики

г) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти

 

Вариант 2:

1.Понятие о глобальных проблемах человечества

  1. Причины возникновения:

А) Целостность современного мира, всемирная общность людей — превращение локальных проблем в мировые

Б) Изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху

В) Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания

  1. Виды:

а) Интерсоциальные (проблема Север-Юг, войны и мира и др.)

б) Проблемы, появившиеся в результате взаимоотношения общества и природы (энергетические, продовольственные, экологические)

в) возникающие в системе отношений человека и общества (демографическая проблема, проблема здоровья человека и др.)

  1. Общие черты:

а) создают угрозу для настоящего и будущего человечества.

б) проявляются как объективный фактор развития общества

в) требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.

г) от их решения зависит судьба человеческой цивилизации

4.Пути решения:

а)Информирование широких слоев населения об опасности, грозящей всему человечеству.

б)Объединение усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом

в)Пропаганда необходимости гармоничного сосуществования природы и общества.

г)Формирование нового политического мышление, предусматривающее отказ от политики силы во взаимоотношениях между странами.

д)Поддержка социально-экономических преобразований в развивающихся странах с целью предотвращения углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами.

е)Осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской политики.

ж)Разработка эффективных лекарственных средств против инфекционных, сердечнососудистых и онкологических заболеваний.

 

 


evfomenko.astor.me

7.4. Глобальные проблемы современности и пути их решения

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных проблем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества. Отличительной особенностью этих проблем являются их комплексность, системность и всеобщность, что обусловлено растущим единством современного мира, усилением взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его частей.

Все глобальные проблемы условно можно разделить на четыре группы: социально-политические, социально-экономические, социально-экологические и социально-гуманитарные.

1. Глобальные социально-политические проблемы охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности. В течение длительного периода система международной безопасности базировалась на ядерном сдерживании военных держав. Однако со временем пришло понимание, что ядерная война не может быть средством достижения внешнеполитических целей в условиях, когда усилилась глобальная взаимозависимость государств.

Прекращение противоборства Востока и Запада породило определенные надежды на безопасный мир. Однако дальнейшее развитие событий выявило новые источники нестабильности и напряженности в мире. Рост международного терроризма, распространение исламского фундаментализма, увеличение числа локальных конфликтов и «горячих точек» на планете – все это свидетельствует о появлении новых опасностей, угроз и рисков для мирового сообщества.

По-прежнему острой остается проблема разоружения, особенно ракетно-ядерного. Сегодня накопленные в мире запасы оружия позволяют многократно уничтожить все человечество. Мировые военные расходы ежегодно составляют порядка одного триллиона долларов. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше, чем на образование одного ребенка. В развивающихся странах темпы военных расходов в два раза превышают темпы экономического роста, что значительно осложняет решение социальных проблем. Неконтролируемое распространение оружия в мире расширяет зоны терроризма и преступности, способствует «милитаризации» сознания людей, порождает насилие в повседневной жизни.

Решение проблемы разоружения позволило бы отвести от человечества опасность ядерной войны, высвободить колоссальные людские, материальные и финансовые ресурсы для нужд устойчивого экономического и социального развития народов и стран. Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия, среди которых – огромная инерционность гонки вооружений, сопротивление военно-промышленных комплексов, крупные масштабы международной торговли оружием, локальные войны и вооруженные конфликты, рост террористических и криминальных организаций и др.

Разоружение – длительный процесс, требующий соблюдения определенных принципов. К числу важнейших среди них относятся равенство и одинаковая безопасность; выполнение обязательств по договорам и соглашениям; разработка и осуществление системы контроля; комплексный характер разоруженческих мероприятий, их непрерывность и эффективность и др. Развитию процессов разоружения может способствовать деятельность многочисленных пацифистских и экологических организаций.

В современном мире меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами нарастает эскалация терроризма, который сегодня все больше приобретает международный характер. Для терроризма как особого метода политического насилия присущи целенаправленность, особая жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие. Совершенствование оружия, возможность создания «портативного» ядерного оружия ведет к глобализации террористической угрозы. После взрывов зданий мирового торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. весь цивилизованный мир в полной мере осознал общепланетарные масштабы опасности международного терроризма. Мировое сообщество осуждает любые формы проявления терроризма и ставит задачу объединения усилий для борьбы с этой растущей угрозой всему человечеству.

2. Среди глобальных социально-экономических проблем можно выделить три – проблему экономической отсталости, демографическую проблему и продовольственную проблему.

Первая из этих трех проблем проявляется в огромной отсталости развивающихся стран, их неспособности наладить эффективное производство, обеспечить себя продовольствием, ликвидировать нищету, решить многочисленные социальные проблемы. Разрыв по всем социально-экономическим показателям между этими странами и высокоразвитыми государствами достигает колоссальных размеров и продолжает увеличиваться. Это углубляет раскол мира на богатые и бедные страны, создает напряженность в отношениях между ними, порождает в целом нестабильность мировой системы. Решение этой глобальной проблемы требует, с одной стороны, проведения широких прогрессивных преобразований в самих отсталых странах, модернизации их национальных экономик, а с другой – оказания действенной помощи этим странам со стороны мирового сообщества, пересмотра и списания части внешних долгов, предоставления безвозмездных займов и льготных кредитов, перестройки международной торговли на более справедливых принципах, создания и утверждения нового мирового экономического порядка (7.3).

С проблемой экономической отсталости тесно связаны две другие глобальные проблемы – демографическая и продовольственная. В результате «демографического взрыва» во второй половине XX в. мировое население более чем удвоилось за этот период и составило к началу XXI в. 6 млрд человек. При этом более 80 % прироста населения приходится на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым прогнозам, в ближайшее время в этих странах будет концентрироваться более 90 % всего мирового населения. Подобная демографическая ситуация влечет за собой целый ряд негативных последствий: неравномерность распределения населения по отношению к жизненным ресурсам, усиление разрушительного воздействия на окружающую среду, перенаселение и рост нищеты в отсталых странах, возникновение неконтролируемых миграционных потоков, ухудшение условий жизни людей и т. д.

«Демографический взрыв» особенно обострил продовольственную проблему в развивающихся странах. По данным ООН, здесь 800 млн человек живут на грани голода, а 40 млн умирают от истощения. Было подсчитано, что уменьшение пищевых ресурсов в мире на 20–30 % при непрерывном росте населения будет иметь катастрофические последствия для развивающихся стран. Уже сейчас мировой дефицит зерна ежегодно составляет 10–12 млн т.

Решение этой глобальной проблемы прежде всего связано с созданием высокоэффективного сельскохозяйственного производства в развивающихся странах. Осуществление в них так называемой «зеленой революции» (резкий подъем сельскохозяйственного производства на основе широкого применения передовых технологий) позволило бы прокормить население в 2–3 раза больше нынешнего. Следует также иметь в виду, что современные возможности получения продовольствия в мире в целом реализуются далеко не полностью. Так, из всех пригодных для земледелия площадей по прямому назначению используется только 40 %. Значительно можно увеличить производство и добычу продуктов питания в Мировом океане. Наконец, необходимо пересмотреть во многом несправедливую систему распределения запасов продовольствия в мире, расширить продовольственную помощь экономически отсталым странам.

3. Глобальные социально-экологические проблемы выдвигаются сегодня на передний план в связи с растущей опасностью разрушения природной среды обитания человека. Современный экологический кризис выражается в загрязнении воздушного и водного бассейнов Земли, глобальном изменении климата, уничтожении лесов, исчезновении многих видов растений и животных, эрозии почвы, сокращении плодородных земель и т. д. В настоящее время в атмосферу, воду и почву ежегодно выбрасывается около 1 млрд т отходов, в том числе и токсичных. Вырубка леса в 18 раз превышает его прирост. Один сантиметр чернозема, который накапливается 300 лет, разрушается сейчас за три года. Парниковый эффект, «озоновые дыры», «кислотные дожди», отравленные реки и озера, затопленные огромные территории, зоны экологического бедствия – все это последствия разрушительного воздействия человека на окружающую среду.

Решение экологических проблем предполагает разработку и осуществление природоохранных программ на национальном, региональном и международном уровнях. Особое значение приобретают совместные мероприятия стран мирового сообщества по улучшению состава атмосферы, сохранению озонового слоя планеты, рациональному использованию природных ресурсов, установлению международных экологических стандартов и контроля в области охраны окружающей среды, внедрению безотходных и природосберегающих технологий, созданию экозащитных систем и т. д.

В современных условиях неотъемлемой составной частью внутренней и внешней политики государств мирового сообщества становится экологическая политика, основным содержанием которой являются оптимизация социоприродных процессов, охрана окружающей среды. Наряду с природоохранными экологическая политика включает и другие аспекты – биосоциальные, демографические, социоэкокультурные, природопреобразующие. В ней получают свое выражение общественная мораль, ценностные установки, человеческое измерение прогресса.

Необходимое условие эффективности экологической политики – создание природоохранного законодательства, предусматривающего ответственность за его нарушение и широкую систему мер, побуждающих к охране окружающей среды (например, введение налоговых льгот для экологически чистых производств).

Важной задачей сегодня становится развитие экологического образования, под которым понимается процесс приобретения знаний об экологических проблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможности их решения. Расширение системы экологического образования должно способствовать формированию экологического сознания и экологической культуры. Необходимо также постоянно и правдиво информировать людей о состоянии среды их обитания.

Экологические вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Их деятельность направлена на разработку международных программ охраны окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий мирового масштаба, создание системы международного контроля за состоянием природной среды, развитие экологической политики и экологического образования и т. д. Свой вклад в дело защиты окружающей среды вносят и многочисленные экологические организации и движения, деятельность которых приобретает сегодня значительный размах в разных странах мира.

4. Глобальные социально-гуманитарные проблемы охватывают широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к Человеку. Это – материальная и духовная необеспеченность жизни; нарушение прав и свобод личности; физическое и психическое нездоровье человека; горе и страдания от войн и насилия и др. Стихийные бедствия, локальные войны, кровавые межнациональные конфликты приводят подчас к настоящим гуманитарным катастрофам, ликвидация последствий которых требует объединенных усилий стран мирового сообщества. Растущие потоки беженцев, общее число которых достигает во всем мире 50 млн человек в год, создают серьезные трудности для многих стран (обеспечение огромных людских масс питанием, жильем, их трудоустройство, опасность распространения эпидемий, преступности, наркомании и т. д.). В значительной степени сходные проблемы порождает нелегальная миграция, которая захлестывает процветающие страны мира.

Загрязнение окружающей среды приводит к росту тяжелых заболеваний людей, в частности сердечно-сосудистых и онкологических. Особую опасность сегодня представляет СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), от которого уже умерло около 6 млн человек. Озабоченность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) вызывают также нездоровый образ жизни, распространение наркомании, алкоголизма, курения, увеличение психических отклонений и др.

В России обострение этих и многих других проблем привело к снижению средней продолжительности жизни населения. Если в 1987 г. она составляла 74,6 лет у женщин и почти 65 лет у мужчин, то во второй половине 1990-х гг. – уже около 72 лет у женщин и лишь 58 лет у мужчин. Такую высокую разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин некоторые исследователи считают специфически российским феноменом и объясняют его преимущественно распространением пьянства и алкоголизма.

Таким образом, глобальные проблемы тесно переплетены между собой и в конечном итоге все они «выходят» на Человека. В их основе – общепланетарного масштаба противоречия, затрагивающие само существование современной цивилизации. Осознание растущих угроз человечеству побудило многих ученых мира объединить усилия для исследования глобальных проблем и поиска путей их решения. В 1968 г. возник Римский клуб – международная неправительственная организация, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран мира. Основателем этой организации был видный итальянский экономист, бизнесмен и общественный деятель А. Печчеи (1908–1984).

Широкую известность приобрели исследовательские проекты Римского клуба «Пределы роста» (1972), «Человечество у поворотного пункта» (1974), «Цели для человечества» (1977), «Третий мир: три четверти мира» (1980) и др. Они заставили по-новому взглянуть на многие стороны современной цивилизации, изменить традиционные представления о возможностях экономического роста и использования природных ресурсов. Выводы и рекомендации ученых Римского клуба, их прогнозы и инициативы в области планетарного моделирования, построение первых компьютерных «моделей мира», разработка конкретных вопросов будущего общества оказали большое влияние на мировую общественность и стимулировали деятельность, направленную на решение глобальных проблем современности.

Конечно, реализация программ и планов по решению проблем такого масштаба представляется крайне сложным делом. Прежде всего требуются громадные финансовые средства, которыми не располагает мировое сообщество. Выход здесь видится в развитии конверсии, сокращении военных расходов, перераспределении средств, идущих на содержание многочисленных армий.

Определенные надежды специалисты возлагают на перестройку технологий, использование чистых источников энергии, применение ресурсосберегающих производственных циклов, переход к экологической экономике, предполагающей расходы на охрану и восстановление окружающей среды. Необходимы также меры по оптимизации демографической ситуации, налаживанию механизма рационального природопользования, развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, обеспечению наделе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей. Разработка мировым сообществом стратегии выживания человечества позволит избежать глобальной катастрофы и продолжить поступательное движение современной цивилизации.

studfiles.net

Глобальные проблемы экономики

Конспект урока обществознания в 11 «А» классе

Учитель Батрасова И.М. МБОУ СОШ № 17 МО г. Новороссийск

Тема урока: Глобальные проблемы экономики

Цели урока:

обеспечить знаниями учащихся о глобальных проблемах экономики;

— подвести к выводу, что они носят не только планетарный характер, но и затрагивают каждого из нас и требуют усилий всего мирового сообщества;

— сформулировать личностное отношение к изучаемой проблеме;

— воспитывать чувство причастности к общим проблемам;

— уметь проводить поиск необходимой информации;

— знать обществоведческие термины;

— прослеживать причинно-следственные связи.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  1. Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.

  2. Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.

  3. Дать представление о возможных направлениях их решения.

Развивающие задачи:

  1. Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.

  2. Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.

  3. Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

  2. Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин.

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point «Глобальные проблемы экономики», опросные карточки, таблица «Характеристика глобальных проблем экономики» для самостоятельного заполнения учащимися в процессе урока.

Предполагаемые результаты:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.

2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.

3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.

План урока:

  1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

  2. Причины возникновения глобальных проблем экономики

  3. Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

Основные понятия урока:

— глобальные проблемы,

— глобальные проблемы экономики.

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).

Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».

В результаты изучения темы вы должны

Знать:

— понятие глобальных проблем экономики,

— виды глобальных проблем экономики,

— пути решения проблем экономики

Уметь:

— определять глобальность проблем,

— формировать глобальные проблемы экономики по группам,

— предлагать пути решения глобальных проблем экономики,

— использовать Интернет — технологии для достижения поставленных целей.

Ставим проблему урока: почему возникают глобальные проблемы экономики?

Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цели и проблему урока.

Учащимся раздается таблица «Характеристика глобальных проблем экономики», которая заполняется ими в процессе объяснения нового материала.

Глобальная проблема экономики

Характеристика

сущность проблемы

причины ее возникновения

пути решения проблемы

II. Проверка домашнего задания (5 мин).

Работа по карточкам – заданиям по вопросам:

-Мировая экономика.

-Государственная политика РФ в области международной торговли.

III.Получение новых знаний (объяснение нового материала) (25 мин).

Объяснения учителя идут в сопровождении презентации (с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютер.

Вопрос 1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

Слайд 6. В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных.

Глобальные проблемы – проблемы, охватывающие весь мир, все человечество, создающие угрозу для настоящего и будущего и требующие для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Глобализация мировой экономики — это увеличивающаяся взаимозависимость экономик различных стран мира вследствие роста перемещений товаров и услуг, экспорта капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями, миграции рабочей силы.

Глобальные проблемы экономики — проблемы, возникающие в результате активной хозяйственной деятельности человека.

Каковы эти проблемы?

Выделяют пять основных глобальных проблем экономики

  • экономическая отсталость;

  • экологическая;

  • демографическая;

  • продовольственная;

  • разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом.

Экономическая отсталость

Проблема разрыва в социально-экономическом развитии стран «цивилизованного (Первого) мира» и беднейших стран Азии, Африки и некоторых других регионов, так называемого «Третьего мира». Проблема взаимоотношений «Первого» и «Третьего» миров и получила название проблемы «Север – Юг».

Демографическая отсталость

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. Население беднейших стран увеличивается более быстрыми темпами, чем объём производимого ими валового внутреннего продукта.

В области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.

Продовольственная отсталость

Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.

Экологическая отсталость

Наращивание масштабов хозяйственной деятельности чревато глобальными природными катастрофами. Приведу в пример только две из них: затопление огромных территорий из-за таяния ледового покрова полюсов, эпидемический рост числа раковых заболеваний кожи и других болезней из-за расширения «озоновой дыры».

Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом

Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий, которые могут перерасти в глобальные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».

Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.

Вопрос 2. Причины глобальных проблем экономики.

Мы рассмотрели пять глобальных экономических проблем. Все они вызваны различными причинами. Давайте задумаемся – в чем причина возникновения этих проблем?

Учащиеся с помощью учителя формулируют причины и записывают их в таблицу:

Причина экономической отсталости — колониальное и зависимое прошлое; перенаселенность; низкий уровень технологии; многоукладность экономики; взаимоотношения стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

Причина демографической проблемы – хозяйственная и иная отсталость развивающихся стран.

Причина экологической проблемы – нерациональное использование земель, вырубка лесов, нехватка пресной воды, «озоновые дыры», опустынивание и т.д.

Причина продовольственной проблемы – осуществление процесса индустриализации, вызывающего поток миграции сельского населения в город; быстрый рост всего населения, высокая степень урбанизации; низкая урожайность сельскохозяйственных культур в развивающихся странах.

Необходимость сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны, борьба с терроризмом – неконструктивное, бесконтрольное распространение ядерного вооружения, социальная подоплёка терроризма.

Вопрос 3.Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

У нас остался еще один вопрос — основные направления разрешения глобальных проблем экономики. Как, по — вашему мнению, можно решить эти проблемы?

Ученики с помощью учителя формулируют пути решения проблем и вносят их в таблицу.

Решение проблемы экономической отсталости — переоценка существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств нашей планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Решение демографической проблемы – контроль над рождаемостью, социально-экономические преобразования в развивающихся странах.

Решение продовольственной проблемы — обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы.

Решение экологических проблем — переход к более интенсивным системам земледелия и насаждения лесов, снижение применения химических веществ в сельском хозяйстве, природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды, энергосберегающие, использующие вторичное сырье, работающие по замкнутому или близкому к нему циклу производства технологии.

Решение проблемы необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны – контроль над ядерными вооружениями, ибо их бесконтрольное распространение и возможное использование может привести к необратимым последствиям. Решение проблемы борьбы с терроризмом – действия, направленные на выявление «корней» терроризма, его социальной и иной основ.

IV.Рефлексия(3 мин)

Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики».

В начале урока мы поставили проблему: Почему возникают глобальные проблемы экономики?

Предлагаю вам заполнить схему «Причины и последствия глобальных проблем экономики» (схема выведена на интерактивную доску), тем самым ответив на проблемный вопрос.

Глобальные проблемы экономики

Причины Последствия


Учащиеся (на отдельных на листах) заполняют схему.

Подведем итог.

Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества; они создают реальную угрозу самому существованию человечества и могут быть решены лишь объективными усилиями всего человечества.

V. Выставление оценок за урок (2 мин).

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

VI. Домашнее задание (1 мин).

Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2. Для помощи в ответе на вопросы можно воспользоваться Интернет-сайтом Виртуальная экономическая библиотека — http://econom.nsc.ru/jep/

Список источников:

  • Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., — М.: Просвещение, 2011 г.

  • Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6

  • Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)

  • Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.

  • http://yandex.ru/ — фото для презентации

  • https://ru.wikipedia.org/wiki — терроризм

compedu.ru

План-конспект урока (8 класс) по теме: Глобальные проблемы человечества

Интегрированный урок обществознания и информатики

8 класс

Клюева Юлия Николаевна, учитель обществознания и информатики

Тема:  «Глобальные проблемы человечества»

Цели:

  1. Углубить знания о глобальных проблемах человечества. О причинах их возникновения. Рассмотреть сущность экологической проблемы. Усвоить понятия: глобальные проблемы, экология.
  2. Учить учащихся грамотно излагать свои мысли, работать в группах, делать выводы и обобщать. Развивать умения работать статистическими материалом.

Ценностные ориентиры: Решение глобальных проблем как условие дальнейшего существования цивилизации и выживания человечества.

План

  1. Сущность и особенности глобальных проблем.
  2. Рассмотрение основных глобальных проблем.
  3. Глобальная экологическая проблема.

Ход урока:

Эпиграф: «Прогресс – отец проблем»  Честертон (слайд 1)

Учитель : Во второй половине XX века, человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальные. И сегодня мы с вами углубим свои знания о группе проблем, от которых зависит дальнейший, социальный экономический прогресс стран мира, судьба цивилизации в целом, приведем полученные значения в систему.

И поддержку нам в этом сегодня окажут информационные технологии и сеть Интернет.

(Слайд 2)

Итак, на сегодняшнем занятии мы с вами:

  1. Повторим понятие «глобальные проблемы», определим виды глобальных проблем.
  2.  Познакомимся с материалами по данной теме в сети Интернет.
  3. Поработаем в группах, выразим собственное мнение и создадим информационный лист, по данной проблеме.

Приступим! (СЛАЙД 3)

Учитель: Сегодня ученые разных областей: социологи, историки, биологи, географы, рассуждая о будущем человечества, дают 2 вида прогноза — пессимистический и оптимистический.

(СЛАЙД 4)

Суть пессимистического подхода заключается в том, что: в середине XXI века полностью истощатся природные ресурсы Земли, в результате наступят кризисы: ресурсный, экологический, продовольственный, загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня, словом наступит «конец света», население планеты начнет вымирать.

 (СЛАЙД 5)

В оптимистической оценке будущего нашей планеты ученые предупреждают о серьёзных кризисах и проблемах, но в, то, же время исходят из того, что недра Земли и Мирового океана таят в себе еще много неоткрытых богатств и на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой.

Эти теории совершенно разные, однако, как вы заметили и та и другая группа ученых, рассматривая наше будущее, говорят о проблемах стоящих перед человечеством. С середины XX века эти проблемы получили название Глобальные.

Давайте попробуем дать самостоятельно определение, используя понятия на доске.

(слайд 6)

Подведем итог вышесказанного.

(слайд 7)

Глобальные проблемы — это проблемы планетарного масштаба, угрожают гибелью человечеству, требуют коллективных усилий мирового сообщества.

Как вы думаете, каковы причины появления глобальных проблем? Иными словами: кто виноват?

Обобщаяч ваши ответы, мы можем сформулировать следующие причины глобальных проблем (слайд8)

  1. Огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей.
  2.  Неспособность человека рационально распорядиться мощными научно-техническими открытиями.

Итак, что такое глобальные проблемы мы выяснили, с причинами их возникновения разобрались. Нам осталось выяснить какие же проблемы мы можем считать глобальными. У вас на столе лежат картинки. Какие проблемы, по вашему мнению, они иллюстрируют?

(ответы детей) (слайд 9)

Сегодня существует большое количество разных классификаций глобальных проблем, изучение, глубокий анализ этих проблем вы будете делать в старших классах.

Мы с вами остановимся лишь на одной – экологической проблеме. Как вы думаете, почему именно мы выделили эту проблему?  В чем ее особенность?

(Все остальные глобальные проблемы могут привести к экологической катастрофе)

Сейчас мы переходим к нашей прктической части урока.

Ваша задача создать информационный лист «Это должен знать каждый»,  для ребят школы в котором будет отражена следующая информация:

  1. Название проблемы
  2. Статистические данные по проблеме.
  3. Иллюстрации по проблеме.
  4. Варианты решения проблемы.
  5. Подведение итогов, формулирование выводов.(слайд11)

Для этого рассаживаемся за компьютеры. В вашем распоряжении всемресурсы сети Интернет, коллекция кортинок Microsoft Office. Для создания листовки используйте текстовый редактор WORD.

Итог урока:

Чтобы пессимистический прогноз ученых не стал реальным фактом, мы должны начать работу уже сейчас. Главное в решении глобальных проблем современности – это не опускать руки. Нужно не терять надежды, ведь решение проблемы все-таки существует, в чем мы с вами могли убедиться сегодня.

Созданные вами листовки давайте подарим нашим гостям.

Рефлексия урока. Напишите «Что я узнал на уроке», «Чему я научился сегодня» .

nsportal.ru

Глобальные проблемы человечества в 21 веке ПЛАН

Глобальные проблемы человечества в 21 веке

ПЛАН n n n n 1. Введение; 2. Войны и оружие массового поражения; 3. Загрязнение ОС; 4. Озоновые дыры; 5. Преступность, терроризм, голод; 6. Вывод; 7. Использованная литература.

n Глобальные проблемы человечества — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

n n n n Глобальные проблемы современного существования и развития человечества: предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; регулирование стремительного роста населения; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия; обеспечение человечества ресурсами; преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности; озоновые дыры; проблема СПИДа.

Ядерное оружие

n Ядерное оружие (или атомное оружие) — взрывное устройство, в котором источником энергии является синтез или деление атомных ядер — ядерная реакция. В узком смысле — взрывное устройство, использующее энергию деления тяжёлых ядер. Устройства, использующие энергию, выделяющуюся при синтезе лёгких ядер, называются термоядерными. Ядерное оружие включает как ядерные боеприпасы, так и средства их доставки к цели и средства управления; относится к оружию массового поражения (ОМП) наряду с биологическим и химическим оружием.

1945 n n n Впервые ядерное оружие было применено в военных целях, перед самым концом второй мировой войны, в 1945 году. 6 и 9 августа 1945 США сбросили ядерные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Оба города были полностью разрушены. В одной только Хиросиме погибло более 155 тысяч человек.

1945 n Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки — катастрофа, произошедшая более 60 лет назад — оставила неизгладимый след в душах современников. А что знают о них современные дети, да и взрослые? Хорошо, если хоть слышали, что такое вообще произошло. Мы уже не говорим о датах и масштабах. Помнят об этом немногие. Но те, кто помнят, стараются донести это до умов современников. Чтобы никогда такое больше не повторилось.

Загрязнение окружающей среды

Современный мир всё чаще напоминает гигантскую свалку… n

n Горящий мусор добавляет вредные выбросы в атмосферу…

n Загрязнение рек и водоёмов сокращает запасы питьевой воды…

Чернобыль – мировой синоним экологической катастрофы

Катастрофа в Чернобыле – самая ужасная в истории ядерная трагедия. n На атомных станциях производится 27% электрической энергии в стране. В 1986 году в городе Чернобыле произошла самая серьезная ядерная авария в мире. Теперь многие украинцы выступают против использования атомной энергии. После аварии там не разрешалось жить более 20 лет. Теперь это запретная зона для всего человечества.

Озоновые дыры n Озоновая дыра локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли. По общепринятой в научной среде теории, во второй половине XX века всё возрастающее воздействие антропогенного фактора в виде выделения хлор- и бромсодержащих фреонов привело к значительному утончению озонового слоя

Доклад Всемирной метеорологической организации: n «Эти и другие недавно полученные научные данные укрепили вывод предыдущих оценок в том, что перевес в пользу научных доказательств свидетельствует о том, что наблюдаемая потеря озона в средних и высоких широтах в основном обусловлена антропогенными хлор- и бромсодержащими соединениями. »

Последствия n Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также от повышенного уровня излучения страдают растения и животные.

Преступность n n Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени Аморальные поступки, добро и зло присущи любому человеческому обществу, однако существование в первобытном обществе антиобщинных деяний и санкций за них не означало существования преступности. Преступность появилась только с возникновением права.

Организованная преступность n Организованная преступность — это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах.

Терроризм n Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. В российском праве, определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. В праве США — как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества.

11 сентября 2001 n n Террористический акт 11 сентября 2001 года (часто именуемый просто 9/11) — серия координированных самоубийственных террористических атак, произошедших в Соединённых Штатах Америки. По официальной версии ответственность за эти атаки лежит на террористической организации «Аль-Каида» . Помимо 19 террористов, в результате атак погибли 2974 человека, ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами.

Голод n В Западной Африке от голода могут умереть 300 тысяч детей. Всего в Африке голодают 1, 5 млн. детей. Возможно, эта цифра значительно больше, ведь только в 2000 году свыше 50 млн. новорождённых не были зарегистрированы. Правда, ситуация в цивилизованных обстоит не лучшим образом. В России 7 миллионов детей живет на грани голода, 4 миллиона из них бродяжничают. В США же голодающих вдвое больше.

Вывод n Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что , возможно, настанет день , когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что-либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди, владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREENPEACE, и не хотят покупать новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим? Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет — зависит от каждого из нас.

Использованная литература n n www. ru. wikipedia. org www. photoukraine. com www. onlinevideo. at. ua www. antiterror. blog. ru

present5.com

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Нам уже…

wiki.iteach.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *