Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в форме – 27.Виды проверок. Плановые и внеплановые проверки.

Плановая проверка

Общие положения

Предметом плановой проверки является соблюдение предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Сводный план всех проверок ведет Генеральная прокуратура РФ и публикует его на сайте.

Виды плановых проверок

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения проверяющими лицами, обязательного ознакомления предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

Периодичность и продолжительность плановых проверок

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

oldsmb.economy.gov.ru

Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях

Федеральным законом от 26 февраля 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) даётся определение плановым и внеплановым проверкам.

Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок. План проверок, разрабатываемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, как и любого другого контрольного органа, подлежит направлению и рассмотрению органами прокуратуры с целью оптимизации проведения проверок. Образовательные организации могут ознакомиться с планом проверок на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, в сети «Интернет».

pen

Сводный план проверок — это документ открытого доступа. Как найти интересующую Вас организацию в данном плане? Сделать это достаточно легко — необходимо знать некоторые данные по организации (самый точный способ поиска — поиск организации по ИНН).

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Однако ч. 9 ст. 9 этого же Федерального закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. В этом документе предусматриваются исключения только для образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиологический надзор (не чаще 1 раза в год) и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности (не чаще 1 раза в 2 года).

Таким образом, непосредственно проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, увеличенная периодичность не касается, т. к. лицензионный контроль не включается в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования. Следовательно, например, общеобразовательные организации могут быть включены в план проверок чаще, чем один раз в три года, но при этом предметом такой проверки будет только лицензионный контроль и только в отношении общеобразовательных программ, а не, например, программ профессионального обучения.

Образовательная организация, в отношении которой проводится плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении) (ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки проводятся по строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для плановых проверок. Основания для проведения внеплановых проверок установлены Федеральным законом № 294-ФЗ, а, кроме того, новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются дополнительные основания, отражающие специфику государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливаются следующие основания для проведения внеплановых проверок.

1. Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Это наиболее распространенное основание для проведения внеплановой проверки. Если в результате плановой проверки образовательной организации выдано соответствующее предписание, то контрольный орган вправе проверить факт исполнения этого предписания путем проведения выездной или документарной проверки.

2. Поступление обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Из указанных категорий информации основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования является, как правило, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Возникновение угрозы жизни и здоровью граждан или причинение такого вреда как основание для проведения внеплановой проверки в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования маловероятно. Как правило, такие факты являются основанием для проведения проверок в образовательных организациях в рамках иных видов надзора, например, государственного пожарного надзора. В качестве гипотетического примера можно предположить, что внеплановая проверка может быть проведена при наличии сообщений в СМИ о применении физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся для поддержания дисциплины. Следует отметить, что проведение проверки по указанным выше основаниям «а» и «б» требует согласования с органами прокуратуры.

Говоря о таком основании проведения внеплановых проверок как нарушение прав потребителей, следует рассмотреть само понятие «потребитель» применительно к деятельности образовательных организаций. Как известно, финансовое обеспечение образовательной деятельности может осуществляться двумя основными способами: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (ст. 99, 100 Федерального закона № 273-ФЗ) и за счет средств физических и юридических лиц по договорам оказания платных образовательных услуг (ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ). Понятие «потребитель», прежде всего, установлено в Законе РФ «О защите прав потребителей» и, следовательно, распространяется только на второй случай.

Означает ли это, что обращение родителей (законных представителей) учащихся о защите их прав не является основанием для проведения внеплановой проверки? Нет. Такой вывод можно сделать из анализа норм бюджетного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать «определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг». Таким образом, в терминологии Бюджетного кодекса лица, получающие образование за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, подпадают под термин «потребители», а, следовательно, их обращение о нарушении права является основанием для проведения внеплановой проверки. Такой подход содержится и в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) от 31 октября 2011 г. № 05–3992.

?

Для сведения. Руководитель образовательной организации в соответствии с трудовым договором имеет право знакомиться с текстом жалоб, которые поступают на вверенную ему образовательную организацию или на него лично, кроме того, необходимо помнить, что осуществление мероприятий по контролю без распорядительного акта уполномоченного органа незаконно. Очень часто на практике по факту обращений граждан в организацию направляется проверяющий из муниципального органа управления образования, но никаких разрешений на проверку (чаще всего — устное поручение начальства «разобраться»), следовательно, и на принятие мер по её результатам нет!

Вопросу обращений граждан, их анонимности и порядку их рассмотрения будет посвящена отдельная публикация.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание — выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приёма в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.

Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за её предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В связи с этим, руководитель организации должен чётко понимать предмет контроля и во время осуществления мероприятий по контролю сосредоточить своё внимание именно на её предмете.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок, который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования — это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчёт не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчёт о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает приём в данную организацию.

Наконец, если по возбуждённому делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия. В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе № 294-ФЗ закреплен (пункт 3.1.) перечень мероприятий по контролю, которые не регулируются данным законом. Особого внимания заслуживает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Очень часто приходится отвечать на вопросы «Почему финансовые проверки проводятся так часто и почему нет никакой закономерности в сроках их проведения»? Контроль за расходованием средств бюджета не подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ, следовательно, даёт полную свободу Учредителю организации осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных организаций. Кроме того, нужно помнить, что трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Проверяют много, проверяют многие, часто. За руководителем организации всегда остаётся право обжаловать в судебном порядке результаты любой проверки, если Вы считаете, что правда на вашей стороне. Главное — проверка должна иметь законные основания, юридически грамотно оформлена, а её результаты и принятые по ним решения согласно требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» должны быть размещены на сайте образовательной организации. Не размещение такой информации — повод для новой проверки.

eduface.ru

Плановая проверка

 

·     Общие положения

Предметом плановой проверки является соблюдение предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Сводный план всех проверок ведет Генеральная прокуратура РФ и публикует его на сайте.

·     Виды плановых проверок

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения проверяющими лицами, обязательного ознакомления предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

·     Периодичность и продолжительность плановых проверок

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

 

oldsmb.economy.gov.ru

Внеплановые выездные проверки, основания проведения

Внеплановые выездные проверки проводятся в соответствии с нормами, установленными законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ. Регламент назначения и реализации проверок на территории субъектов хозяйствования прописан в ст. 10 закона № 294-ФЗ. Контролирующие органы могут заинтересоваться деятельностью как юридического лица, так и ИП.

Внеплановая выездная проверка предпринимателей и юрлиц нацелена на выявление фактов несоблюдения требований действующих федеральных и муниципальных правовых актов в соответствующем сегменте бизнеса. Предметом исследования может стать выполнение предписаний госорганов. Задачи проверки включают и обеспечение условий для выполнения законодательных норм, минимизации риска причинения ущерба жизни, здоровью людей и животных, причинения вреда культурному наследию, окружающей среде, предупреждение чрезвычайных ситуаций (техногенного и природного характера), ликвидации их последствий.

Основания проведения внеплановой выездной проверки

Инициировать внеплановые проверочные мероприятия можно по следующим причинам (ст. 10 закона № 294-ФЗ):

  • В случае, когда субъекту хозяйствования ранее выдавались предписания об устранении нарушений. На дату истечения срока, отведенного на исправление недочетов, контролирующая структура может навестить юрлицо или ИП и ознакомиться с результатами «работы над ошибками».
  • Когда внеплановые выездные проверки проводит надзорный орган при получении им аргументированного представления от должностного лица органа госконтроля (надзора). В ходатайстве может быть озвучена информация о наличии угрозы или свершившемся факте нанесения урона здоровью или жизни людей, животных, государственной безопасности, сохранности музейных экспонатов, редких растений, архивной документации, научных изобретений, при нарушении прав потребителей (если в надзорный орган обращались граждане, чьи права нарушены), требований к маркировке товара.
  • По нормам закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка может быть проведена на основании приказа или распоряжения руководителя государственного надзорного органа, изданного по поручению Президента или Правительства России.
  • Проверка возможна если имеется требование прокурора, основанное на материалах обращения в органы прокуратуры третьих лиц.

О проведении проверки предприятие или ИП уведомляются не менее чем за 24 часа любым способом (телефонограммой, письмом, в т.ч. электронным, подписанным ЭЦП, нарочным и т.д.). Исключение – угроза жизни, здоровью людей, животным, окружающей среде, культурным объектам, безопасности страны, угроза чрезвычайных ситуаций. В таких экстренных случаях о проверке надзорные инстанции заранее могут не уведомлять (п. 16, 17 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Согласование внеплановой выездной проверки с прокуратурой

Проверочные мероприятия, которые не были заложены в план на предстоящий год, должны быть отдельно согласованы с прокуратурой (п. 5-10 ст. 10 закона № 294-ФЗ). Обращение требуется направлять в отделение прокуратуры по месту реализации коммерческой деятельности ИП или юридического лица, к которому намереваются наведаться проверяющие. Согласование внеплановых выездных проверок осуществляется в таком порядке:

  • оформляется заявление на согласование проверки по типовой форме;
  • заявление с документами, подтверждающими необходимость незапланированного визита на предприятие, направляется в прокуратуру;
  • поступившие заявки сотрудники прокуратуры рассматривают день в день;
  • в этот же день или на следующие рабочие сутки выносится решение о возможности или невозможности проведения проверки.

Читайте также: Генпрокуратура (план проверок на 2018 год)

Поводом для отказа может послужить отсутствие оснований для внеплановой проверки, отсутствие документальных подтверждений позиции надзорной организации или неправильно оформленное решение о проверке. Разрешение не будет получено и в случае, если контролирующая структура пытается проверить сегмент работы компании, который выходит за рамки компетенции госоргана, либо если разные надзорные структуры собираются проверять соблюдение субъектом одних и тех же требований (п. 11 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

В исключительных случаях (когда требуются неотложные меры при угрозе причинения вреда или возникновения чрезвычайных ситуаций) проверка может быть начата в срочном порядке, в прокуратуру при этом направляется уведомление в течение суток после ее начала (п. 12 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Выездная внеплановая проверка прокуратуры

Прокурорский надзор деятельности субъектов хозяйствования может затрагивать вопросы соблюдения законодательных норм во всех сферах деятельности компаний и ИП. Полномочия органов прокуратуры прописаны в законе «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1. У субъекта для целей проверки может быть запрошена документация, но вся она должна иметь непосредственное отношение к предмету проверки. Прокуратура не может заменять другие надзорные органы (например, если рассматривается спор о несоблюдении прав потребителя, этим заниматься должен Роспотребнадзор, а не прокурор). По результатам проверки обязательно составляется акт, повторно проверить указанный в акте период нельзя.

Внеплановые выездные проверки государственной инспекции труда

Трудовая инспекция может появиться на предприятии с внеплановой проверкой, если подошел к концу срок исправления недочетов, зафиксированных во время предыдущей проверки, или поступила жалоба от работника фирмы/ИП. Поводом для проверки не может стать анонимная жалоба.

Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции реализуется только в том случае, если нельзя дать объективную оценку действиям работодателя на основании документального анализа. Проход на территорию проверяемого субъекта хозяйствования возможен после удостоверения личности проверяющего и представления копии приказа на проведение проверочных мероприятий. Трудовой инспектор может посещать рабочие объекты в любое время суток, запрашивать документы, получать пояснения должностных лиц в письменном виде, производить изъятие образцов материалов, выдавать предписания по выявленным недочетам и участвовать в расследовании несчастных случаев. Трудовой кодекс предписывает инспектору сохранять в тайне все полученные сведения о работе компании.

Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора

В ходе проверки субъекта хозяйствования Роспотребнадзором может проверяться соблюдение норм закона о защите прав потребителей, соблюдение санитарных норм и т.п. Проверяющие могут обследовать состояние зданий и сооружений, используемых в хозяйственной деятельности, исправность оборудования и транспортных средств, качество производимой продукции.

Внеплановая выездная таможенная проверка

Выездные проверки по вопросам соблюдения таможенного законодательства могут быть реализованы при наличии соответствующего распоряжения руководителя таможенной структуры. Проверяется соблюдение требований, установленных российским таможенным законодательством, и нормами стран-участниц Таможенного союза. В предписании должны быть зафиксированы сведения о типе проверки, основаниях для ее назначения, наименование проверяемого лица, фамилии проверяющих. Внеплановые проверки могут проводиться с такой периодичностью, которая позволяет объективно оценивать правомерность действий компании. Подробно о таможенных проверках читайте здесь.

Проведение внеплановой выездной проверки Госпожнадзором

Органы пожарного надзора могут инициировать внеплановый визит на предприятие, если на территории его расположения действует специальный противопожарный режим. Основанием для проверки в т.ч. может стать завершение капстроительства, изменение класса функциональной пожароопасности объекта, ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, поступившие от третьих лиц жалобы.

Внеплановая выездная проверка проводится органом пожарного надзора путем осмотра помещений, эксплуатируемых фирмой зданий и сооружений. В ходе проверки могут быть изучены документы о проведении инструктажа персонала по пожарной безопасности, обследованы комнаты для курения или хранения горючих материалов. Обязательно анализируется доступность аварийных выходов и исправность противопожарного инвентаря, фиксируется наличие схем эвакуации. Порядок проведения внеплановой выездной проверки Госпожнадзора регламентировано п.п. 66-79 приказа МЧС РФ от 30.11.2016 № 644.

Читайте также: Внеплановая выездная проверка налоговой инспекции 

spmag.ru

О внеплановых проверках и требованиях к ним

Организация и проведение внеплановых проверок Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (далее – Управление), регламентируется нормами статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

            Исходя из совокупности норм части 1 статьи 10 и части 2 статьи 14 Федерального закона №294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарноэ-пидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, выполнение предписаний Управления, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда, которые указаны в распоряжении о проведении проверки, кроме того, распоряжение о проведении внеплановой проверки содержит перечень мероприятий по контролю и перечень необходимых документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

            Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок Управлением в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в частности к ним относятся:

            •истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

            •мотивированное представление должностного лица на имя руководителя (заместителя руководителя) Управления;

            •выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;

            •приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

            •требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

            Мотивированное представление должностного лица может быть внесено руководителю (заместителю руководителя) Управления в случае, если по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации усматривается:

            •возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

            •причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

            •нарушение прав потребителей при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены;

            •нарушение требований к маркировке товаров.

            Важно обратить внимание, что анонимные (не позволяющие установить лицо) обращения, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеперечисленных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, также могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

            Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона № 294-ФЗ.

            Часть 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры, если основаниями их проведения служит мотивированное представление должностного лица Управления, внесенное в случаях возникновения угрозы либо непосредственного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушения требований к маркировке, а также выявления при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

            Ограничение в предмете внеплановой проверки вводится частью 21 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ, которое предусматривает, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного Управлением предписания.

            Необходимо отметить, что о проведении внеплановых проверок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

            Однако и из этого правила законодателем вводятся исключения:

            •не требуется уведомление о начале проведения внеплановой проверки, если ее основанием служит мотивированное представление должностного лица Управления, внесенное по вышеуказанным основаниям;

            •в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не требуется уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания о начале проведения внеплановой выездной проверки при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.

            Федеральным законом от 03.07.2016 №277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» введен новый вид мероприятия по контролю – контрольная закупка. Основные положения ее проведения регламентированы статьей 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

            Данный вид мероприятий по контролю отнесен к полномочиям Управления Федеральным законом от 18.04.2018 №81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

            В настоящее время ожидается принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядок ее проведения, а также учета информации о ней в едином реестре проверок.

           

ЕКАТЕРИНА КОРЕНЕВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЮРИДИЧЕСКОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 06 (188) дата выхода от 25.06.2018.

            Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

www.consultant-dv.ru

39. Формы государственного контроля. Порядок проведения плановых и внеплановых проверок.

Государственный контроль — надзор со стороны уполномоченных государственных органов. Проводится с целью соблюдения законности, а также с целью обеспечения реального выполнения решений исполнительных органов.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3года. В плановом порядке (2 и более раза в 3 года) проверяется соблюдение лицензионных требований и условий в медицинской, фармацевтической и образовательной деятельности, а также соблюдение требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Основания для проведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения ЮЛ, ИП ранее выданного им предписания об устранении выявленных нарушений;

2) поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан, ЮЛ, ИП, информации от органов гос. власти, органов МСУ, из СМИ о следующих фактах: возникникновении угрозы причинения вреда или причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности гос-ва, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера (подлежат согласованию с органами прокуратуры)

3) приказ руководителя органа гос. контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

ЮЛ, ИП уведомляются органом контроля о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала. О проведении внеплановой выездной проверки (кроме внеплановой выездных проверок, согласованных с прокурором и проверок на предмет соблюдения требований ФЗ «О защите конкуренции») ЮЛ, ИП уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться тем должностным лицом, которое указано в распоряжении о проведении проверки.

При проведении проверки не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих; требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, если они не являются объектами проверки, а также изымать оригиналы таких документов; отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов; осуществлять выдачу ЮЛ, ИП предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

В течение 15 дней с даты получения акта ЮЛ,ИП вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения.

40. Гарантии прав предпринимателей при проведении проверок.

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

 1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

 2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

 3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

 5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

 6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

 8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

 9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

 10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

studfiles.net

Виды проверок: плановая и внеплановая

Пойдем по порядку, смоделируем, возможно, даже саму процедуру проведения в отношении вас проверки и посмотрим на её отдельные этапы и на то, как она должна проводиться, и какие нарушения чаще всего допускают должностные лица её проводя, которые в последствии могут сыграть нам на руку и которое смогут нам оспорить результат этой проверки. Первый вид проверки, самый масштабный, это, конечно же, плановая проверка. Уже из названия исходя понятно, что проводится она по определенным разработанным планам, которые согласуются предварительно, которые имеются в общедоступном режиме, в общедоступном формате и любой желающий может узнать о планируемых проверках, которые установлены на тот или иной календарный год. В соответствии с законом N294-ФЗ под плановые проверки принимается соблюдение управляющей организацией совокупности предъявляемых обязательных требований. То есть здесь проверяется практически вся деятельность компании и если вы управляете одним домом, соответственно, будет проверен этот один дом, если вы управляете 101 домом, то будьте уверены, что в рамках именно плановой проверки будет проверено техническое состояние всех без исключения 101 многоквартирного дома, который находится в вашем управлении. Исходя из названия понятно, что, поскольку есть определенный план, то есть и определенные сроки проведения такой плановой проверки, её периодичность. Периодичность плановой проверки составляет не чаще, чем 1 раз в 3 года. Об этом нам говорит ч. 2 ст. 9 294-ФЗ. Как я говорил, проверка проводится на основании утверждаемых планов, и эти планы публикуются на сайтах того административного органа, который эту проверку планирует осуществить в отношении вас и дублируется на сайте Генеральной прокуратуры. Сроки публикации такого плана на сайте, он может появиться вплоть до 31 декабря текущего года, поэтому совет – не расслабляться перед Новым годом, а всё равно мониторить и контролировать появления тех или иных планов на сайтах органов, чтобы знать, что в следующем наступающем году в отношении вас планируется проведение проверки, и, соответственно, знать в какой период времени она будет проводиться.

Из этого плана вы можете подчеркнуть следующую информацию: наименование проверяемого лица, цель и основание проверки, дата начала проверки и сроки её проведения, то есть конкретно обозначен период времени, выражающийся в днях, и, конечно же, наименование органа, который будет осуществлять проверку, либо это государственно-жилищная инспекция, либо это Роспотребнадзор, либо органы пожарной безопасности. Всё это так же указывается в этом ежегодном плане. Плановая проверка так же как внеплановая проводится в рамках предусмотренных действующим законом оснований, и для плановых проверок таких оснований всего 2, это истечение 3-х лет со дня регистрации юридического лица, это если управляющая компания только начинает свою деятельность, либо это окончание проведения предыдущей плановой проверки. Если в отношении вас ранее такая проверка проводилась, то с момента её окончания должно пройти не менее 3-х лет для того, чтобы в отношении вас могли провести ещё одну плановую проверку. Помимо этого ежегодного плана, который публикуется в сети интернет, вы как управляющая компания, как должностное лицо этой компании и как, соответственно, субъект который будут проверять в рамках этой плановой проверки, должны быть уведомлены не только размещением этого плана в сети интернет, но и скажем так персонально. А именно 294-ФЗ предусматривает направление в ваш адрес копии соответствующего распоряжения или приказа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. То есть персонально орган, который собирается провести в отношении вас проверку, названым мною способом уведомляет вас. 2-ой способ уведомления вас, помимо отправления заказным почтовым отправлением, это направление электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. И здесь я не с проста говорю об усиленной подписи и электронном документе, поскольку очень часто административные органы пытаются подменить электронный документ просто сканом того или иного документа. Так вот, по смыслу такой документ не может являться формой надлежащего уведомления, поскольку он не является электронным документом, за этим нужно пристально следить и обращать на это внимание.

Так же у нас 294-ФЗ предусматривает, что не запрещает использовать и иной другой доступный способ уведомления. И вот здесь как раз законодатель подразумевает электронную почту, факс или другие любые виды связи, но стремитесь выстраивать свои отношения в лучшей форме, в письменных запросах. Ч.13 ст 9 294-ФЗ так же обязывает орган уведомлять и в случае СРО, в случае проверки в отношении члена такого СРО, и очень многие по этому основанию пытаются оспорить результаты проверки и факт привлечения к ответственности, ссылаясь на то, что орган не уведомлял СРО, хотя лицо проверяемое является членом СРО. Ну сразу говорю, что, к большому сожалению, не смотря на то, что такое требование содержится в ФЗ, в главном законе, который регулирует правила и порядок проведения проверок, но вот судебная и правоприменительная практика игнорирует данное положение и неуведомление СРО о проводимой проверке – это вообще не является существенным нарушением, которое могло бы повлечь за собой признание недействительным результатов проверки, их отмене и освобождении от административного наказания. Поэтому смысла ссылаться на эту статью в обосновании своей правоты и неправоты административного органа я просто напросто не вижу, и поэтому не тратьте свои силы и время, лучше сосредоточьтесь на выявлении каких-то других нарушений, которые имеют больший вес в плане возможности признать проверку, проведенную в отношении вас действительно с нарушениями, которые могут повлечь отмену результатов такой проверки.

Второй вид проверки более знакомый вам, поскольку он проводится намного чаще чем нам бы этого хотелось, это внеплановая проверка, и здесь есть 2 основания для её проведения. Во-первых, это истечение срока исполнения ранее выданного предписания, то есть если раньше в отношении вас уже проводилась плановая или внеплановая проверка и по результатам такой проверки вам было выдано письменное предписание с соответствующими требованиями, устранить те или иные нарушения, выполнить те или иные действия и т.д., то соответственно орган, выдавший это предписание именно в рамках внеплановой проверки в последствии по этому основанию, так же проводит очередную внеплановую проверку, в рамках которой проверяет именно факт исполнения или неисполнения вами тех требований, которые в этом предписании вам были даны.

И второе, самое распространенное основание проведения этой внеплановой проверки – это поступление жалоб. Сразу могу сказать, что, несмотря на то, что закон говорит и предусматривает, что такая жалоба должна быть подана от конкретного лица, с указанием фамилии имени отчества, как у любой информации, которая могла бы позволить ему идентифицировать. Этот пункт соблюдается в 99% случаев, поскольку в полномочия и обязанности органов не входит проверка достоверности жалоб. Исключение составляет случай, когда такая жалоба не содержит никаких контактных данных о лице его подавшем, в таком случае закон прямо предусматривает, что анонимные обращения не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки.

Что касается уведомления о внеплановой проверке, то по общему правилу, конечно же, такое уведомление должно состояться не менее чем за 24 часа до её проведения любым доступным способом. Но в частности ст. 20 ЖК РФ говорит нам о том, что большинство проверок, проводимых органам государственно жилищной инспекции уведомлять вас не требует. Но, по сути, это проверки на предмет выполнения вами условий договора управления, выполнения лицензионных требований, так же проверка по порядку создания ТСЖ, ЖСК, это проверки требований к уставу ТСХ, ЖСК, к порядку принятия решения о выборе УО, проверка протоколов и т.д. По указанным основаниям проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

school.roskvartal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *